Чешская архитектура
Часть серии о |
Культура Чехии |
---|
Портал Чехии |
Чешская архитектура , или, точнее, архитектура Чешской Республики или архитектура Чехии , это термин, охватывающий многие важные исторические и современные архитектурные движения в Богемии , Моравии и Силезии . С самого начала и до наших дней представлены почти все исторические стили, включая множество памятников разных исторических периодов. Некоторые из них являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Готика
[ редактировать ]Ренессанс
[ редактировать ]Барокко
[ редактировать ]Неоклассицизм
[ редактировать ]Хотя позднее барокко в чешских землях в основном связано с правлением Марии Терезии (1740–1780), после ее смерти этот стиль все чаще заменялся неоклассической архитектурой , а в конечном итоге и стилем ампир . Переход от барокко к неолассицизму возвещает реконструкция Пражского Града венским архитектором Николо Пакасси . За ним и Килианом Игнаком Динценхофером последовал Игнац Ян Непомук Паллиарди , в котором и без того высокая традиция барокко сочетается с декором в стиле классицизма. Антонин Хаффенекер , еще один архитектор, перешедший от барокко к классицизму ( Сословный театр ), связан с Пакасси и Иоганном Бернхардом Фишерами .
Во всей Австрийской империи , т. е. в чешских землях, не было подходящих условий для столь же успешного развития классической архитектуры, как во Франции или России . В Чехии сложно найти здание периода раннего классицизма. Причиной медленного развития были идеалы Просвещения, которые более ограничивали старое, чем новое.
Во время правления Марии Терезии было введено обязательное школьное образование, что явно способствовало образованию населения империи. Ее сын, император Иосиф II , инициировал так называемые Жозефинские реформы , в ходе которых по всей Империи были упразднены сотни церквей и монастырей, распущены целые ордена, а заброшенные здания преобразованы в конторы, государственные больницы или казармы. В Австрии медленно развивалась буржуазия , которая не была достаточно сильна, чтобы протолкнуть перемены и положить конец феодализму , поскольку боялась зверств, происходивших в революционной Франции . Поэтому классицизм на чешских землях отставал и проявлялся спорадически в менее значительных зданиях. Эволюция классицизма от периода барокко вполне очевидна: постепенно отказываются от фигуративных орнаментов, а богатство орнамента уступает место постройкам позднего классицизма, которые трансформируются в строгие линии ампирного строительства.
Примерами могут служить замок Духцов , замок Карлова Коруна , замок Кинжварт .
стиль ампир
[ редактировать ]Период имперского стиля в основном связан с Первой Французской империей при Наполеоне I. Типичными для ампирных построек являются чистые, правильные формы с минимальным декором, линии прямые и необработанные. Основная особенность архитектуры ампира — частое использование характерных колонн и треугольных фасадов более крупных зданий.
Самым важным зданием в стиле ампир является замок Качина Хотков , но также интересны замок Фриштат (Лоттихауз) в Карвине , Босковице, Поганско ( Культурный ландшафт Леднице-Валтицкий ) и замок Костелец-над-Орлици . Интересным примером перехода от классицизма к ампиру является новый замок в Дачице .
Современный период
[ редактировать ]Сецессия
[ редактировать ]Волна модерна на рубеже XIX и XX веков имела большое значение в чешской архитектуре. Типичными являются здания в стиле модерн, особенно частные виллы, гостиницы или общественные здания (ратуша, школы, крематории), а также несколько церквей или замковых построек.
Наиболее важными чешскими архитекторами этого периода являются Антонин Бальшанек , Освальд Поливка , Йозеф Фанта , Ян Летцель , Альфонс Муха .
Важные памятники включают Муниципальный дом , здание Вршовицкой сберегательной кассы , Пражский вокзал , вокзал Брно , Вилла Билек , Вилла Шалоун , Отель Париж (Прага) , Театр Винограды , Театр Я. К. Тыла , Музей города Праги .
Кубизм
[ редактировать ]Кубизм возник в начале 20 века как авангардное художественное течение, основанное на совершенно новых идеях. Термин « кубизм » впервые был использован французским искусствоведом Луи Вокселем в 1908 году.
Принцип кубизма основан на пространственной концепции произведения искусства, в которой предметы захватываются не только с одного ракурса, но и сразу с нескольких ракурсов. Представленный объект разбит на основные геометрические фигуры (в основном кубы ). Поэтому кубизму пришлось решать новые проблемы перспективы и создавать новые пространственные отношения между объектами. Трехмерные объекты создавали множество видов с необычными углами.
Кубизм прямо или косвенно повлиял на развитие новых художественных стилей ( футуризма , конструктивизма и экспрессионизма ). Однако, в отличие от других течений, кубизм не имел выражения в литературе. Оно проявилось главным образом в живописи, скульптуре, а отчасти и в архитектуре бывшей Чехословакии , где стало самостоятельным художественным стилем.
Кубизм проявился прежде всего в изобразительном искусстве ( Пикассо , Брак , Сезанн ), оказавшем сильное влияние на некоторых архитекторов, но о чистом кубизме говорить нельзя, потому что, конечно, они должны были быть прежде всего функциональными. Архитекторы, работавшие под влиянием кубизма, создали характерные объекты, кажущиеся немного странными. Кубистическая архитектура в Чехословакии существует примерно с 1911 года. В 1920-е годы она получила развитие в Праге. Его наиболее видные представители собрались в Ассоциации изящных искусств «Манес». Среди них художники Эмиль Филла , Антонин Прохазка и Йозеф Чапек , скульптор Отто Гутфройнд , архитекторы Йозеф Гочар , Йозеф Хохол , Павел Янак и другие.
Кубистический стиль уникален в мире, и нигде больше кубистская архитектура не достигла такого расцвета, как в Чехии.
Архитекторы:
Рондокубизм
[ редактировать ]Рондокубизм – самостоятельная локальная формула чешской архитектуры. Он развился как независимая ветвь кубистского стиля после Первой мировой войны в недавно созданной Чехословакии , где на короткое время стал национальным стилем.
Рондокубизм, как следует из названия, характеризуется использованием круглых форм, таких как арки, круги и овалы, основанных на кубистских основах. Они должны были увековечить национальные славянские традиции . Рондокубизм был наиболее заметен в Праге, но и в других местах, особенно в форме промышленной архитектуры. Самыми высокими зданиями в мире рондокубизма считаются Легиобанка Йозефа Гочара и Адрия Палас Павла Янака в Праге.
Рондо-кубизм также проявил себя в искусстве, например, в картинах Йозефа Чапека и «Объектдизайне». Мебель, созданная Богумилом Вайгантом и Йозефом Гочаром, сохранилась до сих пор.
Рондокубизм в архитектуре пытался содержать характерные славянские элементы. Также должно помочь использование национальных цветов: красного и белого. Формы рондокубистских построек обычно массивные, цилиндрические, круглые, похожие на годовые деревянные кольца.
Здание Легиобанка на улице На Поржичи представляет собой памятник рондокубизма 1921-1923 годов. Его фасад украсили Отто Гутфройнд и Ян Штурса . Витражи в зале и декоративный кирпич — работа Франтишека Киселя .
Дворец Адрия, построенный в 1925 году Павлом Янаком и немецким архитектором Йозефом Зашем из Праги на площади Юнгманн для итальянской страховой компании Riunione Adriatica di Sicurtà. Скульптурное оформление – работа Яна Штурсы и Карла Дворжака. В 1926 году во время конференции в Праге французский архитектор Ле Корбюзье , увидев дворец Адрия, назвал его «массивным сооружением ассирийского облика ».
Рондокубистская мебель в доме на улице Каменицкой в Голешовицах – работа Отакара Новотного.
Функционализм
[ редактировать ]Функционалистская вилла Тугендгат — один из самых известных образцов чешской архитектуры 20-го века и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
С 1920-х годов архитектура стремится к функционализму — архитектурному стилю, который в первую очередь применяет критерии функциональности, удобства использования и практического назначения. Это направление руководствуется девизом «форма следует за функцией», который на практике проявляется в простых, порой даже строгих линиях.
Основными представителями этого направления на чешских землях были архитекторы Ян Котера и Йозеф Гочар , а также выдающийся словенский архитектор Йосип Плечник . Он был автором церкви Святого Сердца Иисуса в Праге. Другим важным иностранным архитектором, работавшим в Чехословакии, был Людвиг Мис ван дер Роэ , автор виллы Тугендхат .
Важные памятники включают: Национальную галерею Праги , Небоскреб Бати , Мемориал Томаша Баты , Баррандовские террасы , Конгрегационалистский дом Гуса , Синагогу Агудаса Ахима (Брно) , Смиховскую синагогу .
Поздний и постмодернизм
[ редактировать ]Социалистический реализм
[ редактировать ]В 1950-е годы социалистический реализм (также называемый сорелой) считался официальным стилем. Характерными по своему духу зданиями являются отель «Ялта» на Вацлавской площади или жилой комплекс «Поруба» в Остраве . Особой ветвью Сорелы был так называемый сталинский неоклассицизм , который представляет отель International в пражском Дейвице .
Брюссельский стиль
[ редактировать ]Однако в конце 1950-х годов новый стиль, известный как «Брюссельский», стал популярен в архитектуре (и, конечно же, в дизайне), поскольку он был представлен на выставке «Экспо-58» в Брюсселе . Он отличался круглыми формами и стеклянными фасадами. Типичным зданием в брюссельском стиле был павильон Чешской выставки (ныне не существующий) и здание чешского ресторана (ныне в парке Летна в Праге). Другими важными зданиями в брюссельском стиле являются павильон Z в выставочном центре в Брно , бассейн в Подоли и железнодорожный вокзал в Гавиржове .
Чешский брутализм
[ редактировать ]чешская версия брутализма В конце 1960-х годов на смену брюссельскому стилю пришла . Особой оценки заслуживают проекты Веры Махониновой и ее мужа Владимира Махонина (жилой общественный центр в Праге, отель Термал в Карловых Варах , Котва в Праге, посольство Чехословакии в Берлине).
Другие здания включают посольство Чехословакии в Лондоне (архитекторы Ян Бочан , Ян Шрамек и Карел Штепанский ), отель «Интерконтиненталь» (Карел Бубеничек и Карел Фильсак), здания Карела Прагера (бывшее здание Федерального собрания , Новая сцена Национального театра ). Однако самым ценным зданием того времени был передатчик и гостиница на Ештеде Карела Губачека .
Постмодернистская архитектура
[ редактировать ]Танцующий дом Фрэнка Гери и Владо Милуня в Праге, строительство которого было инициировано непосредственно Вацлавом Гавелом , часто называют символом постмодернистской архитектуры . Жан Нувель ( «Золотой ангел» в пражском Смихове ) или Рикардо Бофилл были одними из самых выдающихся архитекторов Праги того времени.
Среди других - проект преобразования окрестностей станции Масарика , который подготовила Притцкеровской премии лауреатка Заха Хадид . Среди других проектов Национальная техническая библиотека в пражском районе Дейвице наибольшее признание получила . Широко обсуждавшийся проект нового современного здания Национальной библиотеки архитектора-неофутуриста Яна Каплицкого остался только на бумаге. Среди успешных современных чешских архитекторов – Ева Йиржична , которая спроектировала, например, Оранжерею Пражского Града, Злинский конгресс-центр и другие здания за рубежом.
Литература и источники
[ редактировать ]- БЛЭК, Мари. История изобразительного искусства. Прага: ИДЕЯ СЕРВИС, 2012. ISBN 978-80-85970-74-6 . С. 91-93.
- ШАМАНКОВА, Ева. Архитектура чешского Возрождения. Прага: Государственное издательство прекрасной литературы и искусства, 1961.
- История чешского изобразительного искусства II/1. Академия, Прага, 1989. ISBN 80-200-0069-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с архитектурой Чешской Республики, на Викискладе?