Jump to content

Ацтекская архитектура

Страница полузащищена

Ацтекская пирамида Санта-Сесилия-Акатитлан
Реконструкция храмовой территории Теночтитлана; великий храм

Ацтекская архитектура — это поздняя форма мезоамериканской архитектуры, разработанная цивилизацией ацтеков . Большая часть того, что известно об этом стиле архитектуры, исходит из структур, которые все еще стоят. Эти сооружения сохранились на протяжении нескольких столетий благодаря использованию прочных материалов и мастерству строителей. [1] Большая часть гражданской архитектуры была сосредоточена в центре ацтекских городов. Однако во многих городах были дополнительные церемониальные площади меньшего размера. [2]

Влияния

Ацтекская архитектура отражает миграцию ацтекской культуры по территории современной Мексики . [3] На стиль ранних ацтекских пирамид повлияли пирамиды классического и других постклассических мезоамериканских обществ. [3] Ацтекская архитектура впоследствии повлияла на более поздние мезоамериканские стили. [4] Как пишет Мануэль Агилар-Морено, «ацтекская архитектура находилась под сильным влиянием тольтеков из Колуакана , тепанеков из Аскапоцалько и акольуа из Тецкоко ». [5] Важно отметить, что, поскольку Империя ацтеков была в основном построена за счет завоеваний, перед ацтеками стояла задача объединить этнические группы завоеванных ими регионов в одну единую империю. Имея особый архитектурный стиль, Империя ацтеков смогла продвигать свое мировоззрение и демонстрировать мощь вооруженных сил Империи. [6]

Древние ацтеки сосредоточили свое внимание на космологии, астрономии и религии как на главных источниках вдохновения. Религиозные верования ацтеков отражены в дизайне религиозных построек, а также в домашних постройках. [3] Исследования значения выравнивания зданий в культуре ацтеков показали, что даты восходов и закатов солнца в соответствии с архитектурной ориентацией представляют собой структуру разделенных интервалов, которые в основном кратны 13 и 20 дням. Эта деталь подсказывает специалистам, что ориентация этих структур была связана с мезоамериканской календарной системой . Также было обнаружено, что даты, которые чаще всего встречаются в этих ориентациях, совпадают с важными днями ритуального сельскохозяйственного цикла ацтеков. [7]

История

Некоторые из самых известных архитектурных памятников Империи ацтеков находились в столице Теночтитлане , которая была разрушена после испанского завоевания в 16 веке. [3] Материалы, взятые из города, затем были использованы при строительстве Мехико . [3] Из-за строительства Мехико не так уж много археологических свидетельств . на важных ацтекских объектах, таких как Храмовая площадь ацтеков, осталось [8]

Архитектурные памятники ацтеков включают Малиналько , Тенаюку , завоеванные ацтеками около 1434 года. Это место является самым ранним известным примером типичной ацтекской двойной пирамиды — соединенных пирамидальных оснований, поддерживающих два храма, — и Темпло Майор , самого большого здания в ацтекском городе Теночтитлан .

Стиль

Архитектура ацтеков характеризуется симметрией и такими элементами, как геометрические узоры и плавные линии. [3] По словам Мануэля Агилар-Морено, другие ключевые стилистические черты включают использование «барельефов, стен, площадей и платформ в качестве средств для представления своих богов и идеалов». [6]

Ацтекской архитектуре также присуще множество символических элементов, в том числе четыре основных направления, каждое из которых представляет божество, цвет и символ. [3] Символы животных также использовались в архитектурном стиле ацтеков: орлы символизировали солнце и воинов, змеи представляли воду или огонь, а раковины символизировали плодородие. [9] Сами храмы представляли горы, ацтекские символы воды и плодородия. [3] Архитектура, особенно скульптуры в храмах, были символически расписаны. [10] Каждое кардинальное направление было представлено своим цветом и управлялось религиозным деятелем, и эти детали неоднократно включались в ацтекскую архитектуру. Считалось, что севером управляет бог Тескатлипока , бог ночи. Север был представлен черным цветом. Говорят, что югом управлял Уицилопочтли, бог солнца и войны, и он характеризовался синим цветом. [6]

Виды конструкций

Постройки города Теночтитлан включали храмы, дворцы и платформы. [11] Храмы представляли собой террасные пирамиды с крутой лестницей, ведущей к главному храму. Внутренние структуры отражали социальное и финансовое положение жителей. [12]

Элиты жили во дворцах, которые назывались текпанами . [13] Слово «текпан» часто используется как сокращение для множества различных типов дворцов, независимо от каких-либо особых функций, которые могли иметь отдельные сооружения. [14] «Чаще всего термин [текпан] означал дом потомственного лорда, а также имел сопутствующие значения, такие как резиденция правительства, место богатства и искусства, а также идиллическое убежище среди пейзажей и развлечений». [15]

Дворцы ацтеков делились на три основных типа: административные дворцы, особняки богатой знати, дворцы удовольствий и уединенные места. Административные дворцы служили местом местного самоуправления, а также резиденциями местных правителей. Центром этих построек был большой двор возле входа в здание, окруженный помещениями различного назначения. [15] «В форме текпана преобладает большой внутренний двор, выходящий на общественную площадь, которую лучше всего рассматривать как своего рода мега-двор сообщества», — говорит Сьюзен Эванс. [16] Особняки богатой знати использовались исключительно как резиденции и были построены в соответствии с ацтекскими законами о роскоши. [17] Дворцы удовольствий и убежища служили многим целям: от пристроек к религиозным святыням до более роскошных сооружений, таких как бани Несауалькойотля , расположенные в Тескоцинго . [17]

Существенные доказательства были найдены лишь для нескольких десятков текпанов из сотен, которые когда-то существовали по всей империи ацтеков. Большинство из этих подтвержденных находок представляют собой административные текпаны. [17]

Храмы-пирамиды, или теокалли , представляли собой религиозные сооружения, строительство которых спонсировалось правительством, чтобы подчеркнуть религиозное значение местности, а также ее имперскую мощь. [18] По словам Гэри Фейнмана, мезоамериканские храмы обычно представляли собой прямоугольные сооружения с одним входом, расположенным на одной из его длинных сторон. Структура храма обычно представляла собой приподнятую или укороченную пирамидальную насыпь. Они часто состояли из двух или более комнат, с внешней и внутренней комнатой, причем внутренняя считалась более священной. [19]

В то время как прямоугольные пирамиды могли быть посвящены широкому кругу богов, круглые пирамиды могли быть посвящены только одному богу, Эхекатлю , который олицетворял ветер в ацтекской культуре. [20]

Городские дизайнеры в период ацтеков были известны тем, что размещали небольшие алтари в важных местах. Считалось, что некоторые из этих алтарей служили основаниями для подставок для черепов, используемых для демонстрации жертвоприношений. Другие, возможно, были посвящены женскому плодородию и исцелению — областям, обычно связанным с божествами цицимитля в ацтекской культуре. Третьи, возможно, служили подношениями богу Тескатлипоке. [20]

Дома были одинаковыми на большей части территории империи, различаясь лишь размером и орнаментом .

Ацтеки построили дамбы и чинампы в Теночтитлане из-за его расположения в бассейне Мехико . Сельскохозяйственная инновация чинампы представляла собой совершенно уникальную структуру, в которой использовались небольшие квадраты плодородной земли, плавающие по воде, что также было одним из первых исторических примеров ирригационной техники. [11]

Кроме того, площадки для игры в мяч были очень популярной архитектурной конструкцией, использовавшейся для древней мезоамериканской игры с мячом. Обычно площадка для игры в мяч имела классическую I-образную форму, которая была стандартом игры. Эти площадки назывались тлачтли или тлачко, а сама игра называлась улламалицтли. Эти площадки и игра использовались не только для получения острых ощущений от спорта, но также имели значительную религиозную ценность. Обычно, когда ацтеки проживали в новом поселении, первыми строились храм Уизилопочтли и площадка для игры в мяч прямо рядом с ним. [3]

Поскольку крупнейшие крупные города, такие как Теночтитлан, были построены на небольших островах с болотистой местностью, в этих поселениях было ограниченное количество чистой питьевой воды. Это привело к строительству ацтекских акведуков, которые использовались для доставки питьевой воды из пресноводных источников и родников в поселения ацтеков. [3]

Строительные методы

Ацтеки обладали передовыми знаниями в области строительных технологий и знали, как адаптировать свои методы к местной геологии и рельефу местности, особенно к мягкой почве. Строители традиционно возводили каменные основания храмов. Дж. А. Джойс пишет, что «физическая география Центральной Америки благоприятствовала развитию искусства строительства из камня». [21] Некоторые сооружения, такие как Темпло Майор Теночтитлана, были построены на вершине многих сотен опорных свай, чтобы помочь стабилизировать здание на болотистой местности, окружающей Теночтитлан. [22]

Известно также, что ацтеки использовали гравитацию для создания системы проточной воды, доставляющей пресную воду в городскую сеть. Они также использовали террасирование для повышения производительности сельского хозяйства. [23]

Вместо того, чтобы сносить старые храмы и строить на том же месте новые, ацтеки иногда строили поверх существующих построек, в результате чего создавались более крупные и подробные пирамиды. [3] Было обнаружено, что некоторые храмы имеют как минимум четыре или пять слоев.

Связь с ацтекской культурой

Ацтеки проектировали свои здания так, чтобы они были пригодны как для повседневной жизни, так и для религиозных обрядов. Архитектурный стиль ацтеков отражал отношения с высшей силой. В Теночтитлане план города представлял собой рождение Уицилопочтли , [24] ацтекский бог солнца и войны. [25]

Теокалли , или храмы- пирамиды , играли важную роль в религиозной практике ацтеков. Они были местами религиозных праздников и ритуалов. [3] Храмы символизировали вознесение. Было несколько разорванных уровней, каждый из которых коррелировал с разными классами. Ацтеки верили, что вознесение — это процесс подготовки к угодлению богам. На вершине находился главный храм, где совершались жертвоприношения, поскольку он считался наиболее близким к богам.

Домашние хозяйства ацтеков были простыми и одинаковыми для остальной цивилизации. Дома могли быть высотой от одного до двух этажей. [21]

Разделение классов

Культура ацтеков имела классовое расслоение. Высшим социальным статусом было жречество, которое давало доступ к храмам и более престижным помещениям. Члены духовенства жили рядом с храмами в центральных районах города, тогда как люди низших классов жили все дальше в зависимости от своего статуса. Размеры внутренних структур отражали различия в богатстве, власти и статусе. [26]

Ссылки

  1. ^ Переписка в Хобарте, штат Оклахома Н. «АЦТЕКСКАЯ АРХИТЕКТУРА». «Строительные известия» (1897-1916) , вып. 21, нет. 12, 1906, стр. 220 , Американские периодические издания.
  2. ^ Смит, Майкл (2017). Оксфордский справочник ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 214. ИСБН  9780190634179 . Проверено 7 марта 2023 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-533083-0 .
  4. ^ Райс, Дон Стивен (1993). Горизонты Латинской Америки: симпозиум в Думбартон-Оксе, 11 и 12 октября 1986 г. Думбартон-Оукс. ISBN  978-0-88402-207-7 .
  5. ^ Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 217. ИСБН  978-0-19-533083-0 . Проверено 7 марта 2023 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 218. ИСБН  978-0-19-533083-0 . Проверено 7 марта 2023 г.
  7. ^ Шпрайц, Иван (2000). «Астрономические выравнивания в Темпло-мэре Теночтитлана, Мексика» . Журнал истории астрономии . 31 (25). Science History Publications, Ltd.: 1. doi : 10.1177/002182860003102502 . S2CID   117355888 . Проверено 7 марта 2023 г.
  8. ^ Ассоциация автоматизированного проектирования в архитектуре. Конференция (2001). Новое изобретение дискурса: как цифровые инструменты помогают соединить и преобразовать исследования, образование и практику в области архитектуры: материалы двадцать первой ежегодной конференции Ассоциации компьютерного проектирования в архитектуре, 11-14 октября 2001 г., Буффало, Нью-Йорк . Вассим Джаби, Ассоциация компьютерного проектирования в архитектуре. [Место публикации не указано]: Ассоциация компьютерного проектирования в архитектуре. ISBN  1-880250-10-1 . OCLC   48456547 .
  9. ^ «Ацтекская архитектура» . Легенды и хроники . Проверено 24 сентября 2019 г.
  10. ^ Бун, Элизабет Хилл (1985). Расписная архитектура и полихромная монументальная скульптура в Мезоамерике: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10-11 октября 1981 г. Думбартон-Оукс. ISBN  978-0-88402-142-1 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Херцог, Лоуренс А. (2001). От ацтеков к высоким технологиям: архитектура и ландшафт на границе Мексики и США . Джу Пресс. ISBN  978-0-8018-6643-2 .
  12. ^ Олсон, Ян Мари; Смит, Майкл Э. (2016). «Материальные выражения богатства и социального класса на памятниках ацтекского периода в Морелосе, Мексика» . Древняя Мезоамерика . 27 (1): 133–147. дои : 10.1017/S0956536115000334 . ISSN   0956-5361 .
  13. ^ Дворцы древнего нового мира: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10 и 11 октября 1998 г. Сьюзан Тоби Эванс, Джоэнн Пиллсбери, Дамбартон Оукс. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. 2004. ISBN  0-88402-300-1 . OCLC   57392889 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . Проверено 7 марта 2023 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 17 . Проверено 7 марта 2023 г.
  16. ^ Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 23 . Проверено 7 марта 2023 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 18 . Проверено 7 марта 2023 г.
  18. ^ Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 220. ИСБН  978-0-19-533083-0 . Проверено 7 марта 2023 г.
  19. ^ Фейнман, Гэри (1988). «Мезоамериканские храмы» . В Fox, Майкл В. (ред.). Храм в обществе . стр. 67–82. ISBN  978-0-931464-38-6 – через Academia.edu .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, Майкл (2017). Оксфордский справочник ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 210. ИСБН  9780190634179 . Проверено 7 марта 2023 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джойс, Дж. А. (1911). «Некоторые особенности мексиканской архитектуры» . Журнал Burlington для ценителей . 19 (99): 154–163. ISSN   0951-0788 . JSTOR   858506 .
  22. ^ Ведекинд В., Рюдрих Дж. и Зигемунд С. Природные строительные камни Мексики-Теночтитлана: их использование, выветривание и свойства горных пород в Темпло Майор, Дворце Герас Сото и Столичном соборе. Environ Earth Sci 63, 1787–1798 (2011). https://doi.org/10.1007/s12665-011-1075-z
  23. ^ Арко, Ли Дж.; Абрамс, Эллиот М. (декабрь 2006 г.). «Очерк по энергетике: построение ацтекской системы чинампа» . Античность . 80 (310): 906–918. дои : 10.1017/S0003598X00094503 . ISSN   1745-1744 . S2CID   162934575 . ПроКвест   217578329 .
  24. ^ Ривера, Гарсиа Окампо (2016). На пути к пониманию ацтекской архитектуры и городского планирования (Диссертация). Университет Британской Колумбии.
  25. ^ Бун, Элизабет (1989). «Воплощения ацтекского сверхъестественного: образ Уицилопочтли в Мексике и Европе» . Труды Американского философского общества . 79 (2). дои : 10.2307/1006524 . JSTOR   1006524 . Проверено 6 марта 2023 г.
  26. ^ Смит, Майкл Э.; Хит-Смит, Синтия; Монтьель, Лиза (1999). «Раскопки городских домов ацтеков в Яутепеке, Мексика» . Латиноамериканская древность . 10 (2): 133–150. дои : 10.2307/972199 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   972199 . S2CID   163928344 .

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6d089068b23fdce47970ff0c6d41960__1719454380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/60/f6d089068b23fdce47970ff0c6d41960.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aztec architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)