Ацтекская архитектура


Ацтекская архитектура — это поздняя форма мезоамериканской архитектуры, разработанная цивилизацией ацтеков . Большая часть того, что известно об этом стиле архитектуры, исходит из структур, которые все еще стоят. Эти сооружения сохранились на протяжении нескольких столетий благодаря использованию прочных материалов и мастерству строителей. [1] Большая часть гражданской архитектуры была сосредоточена в центре ацтекских городов. Однако во многих городах были дополнительные церемониальные площади меньшего размера. [2]
Влияния
Ацтекская архитектура отражает миграцию ацтекской культуры по территории современной Мексики . [3] На стиль ранних ацтекских пирамид повлияли пирамиды классического и других постклассических мезоамериканских обществ. [3] Ацтекская архитектура впоследствии повлияла на более поздние мезоамериканские стили. [4] Как пишет Мануэль Агилар-Морено, «ацтекская архитектура находилась под сильным влиянием тольтеков из Колуакана , тепанеков из Аскапоцалько и акольуа из Тецкоко ». [5] Важно отметить, что, поскольку Империя ацтеков была в основном построена за счет завоеваний, перед ацтеками стояла задача объединить этнические группы завоеванных ими регионов в одну единую империю. Имея особый архитектурный стиль, Империя ацтеков смогла продвигать свое мировоззрение и демонстрировать мощь вооруженных сил Империи. [6]
Древние ацтеки сосредоточили свое внимание на космологии, астрономии и религии как на главных источниках вдохновения. Религиозные верования ацтеков отражены в дизайне религиозных построек, а также в домашних постройках. [3] Исследования значения выравнивания зданий в культуре ацтеков показали, что даты восходов и закатов солнца в соответствии с архитектурной ориентацией представляют собой структуру разделенных интервалов, которые в основном кратны 13 и 20 дням. Эта деталь подсказывает специалистам, что ориентация этих структур была связана с мезоамериканской календарной системой . Также было обнаружено, что даты, которые чаще всего встречаются в этих ориентациях, совпадают с важными днями ритуального сельскохозяйственного цикла ацтеков. [7]
История
Некоторые из самых известных архитектурных памятников Империи ацтеков находились в столице Теночтитлане , которая была разрушена после испанского завоевания в 16 веке. [3] Материалы, взятые из города, затем были использованы при строительстве Мехико . [3] Из-за строительства Мехико не так уж много археологических свидетельств . на важных ацтекских объектах, таких как Храмовая площадь ацтеков, осталось [8]
Архитектурные памятники ацтеков включают Малиналько , Тенаюку , завоеванные ацтеками около 1434 года. Это место является самым ранним известным примером типичной ацтекской двойной пирамиды — соединенных пирамидальных оснований, поддерживающих два храма, — и Темпло Майор , самого большого здания в ацтекском городе Теночтитлан .
Стиль
Архитектура ацтеков характеризуется симметрией и такими элементами, как геометрические узоры и плавные линии. [3] По словам Мануэля Агилар-Морено, другие ключевые стилистические черты включают использование «барельефов, стен, площадей и платформ в качестве средств для представления своих богов и идеалов». [6]
Ацтекской архитектуре также присуще множество символических элементов, в том числе четыре основных направления, каждое из которых представляет божество, цвет и символ. [3] Символы животных также использовались в архитектурном стиле ацтеков: орлы символизировали солнце и воинов, змеи представляли воду или огонь, а раковины символизировали плодородие. [9] Сами храмы представляли горы, ацтекские символы воды и плодородия. [3] Архитектура, особенно скульптуры в храмах, были символически расписаны. [10] Каждое кардинальное направление было представлено своим цветом и управлялось религиозным деятелем, и эти детали неоднократно включались в ацтекскую архитектуру. Считалось, что севером управляет бог Тескатлипока , бог ночи. Север был представлен черным цветом. Говорят, что югом управлял Уицилопочтли, бог солнца и войны, и он характеризовался синим цветом. [6]
Виды конструкций
Постройки города Теночтитлан включали храмы, дворцы и платформы. [11] Храмы представляли собой террасные пирамиды с крутой лестницей, ведущей к главному храму. Внутренние структуры отражали социальное и финансовое положение жителей. [12]
Элиты жили во дворцах, которые назывались текпанами . [13] Слово «текпан» часто используется как сокращение для множества различных типов дворцов, независимо от каких-либо особых функций, которые могли иметь отдельные сооружения. [14] «Чаще всего термин [текпан] означал дом потомственного лорда, а также имел сопутствующие значения, такие как резиденция правительства, место богатства и искусства, а также идиллическое убежище среди пейзажей и развлечений». [15]
Дворцы ацтеков делились на три основных типа: административные дворцы, особняки богатой знати, дворцы удовольствий и уединенные места. Административные дворцы служили местом местного самоуправления, а также резиденциями местных правителей. Центром этих построек был большой двор возле входа в здание, окруженный помещениями различного назначения. [15] «В форме текпана преобладает большой внутренний двор, выходящий на общественную площадь, которую лучше всего рассматривать как своего рода мега-двор сообщества», — говорит Сьюзен Эванс. [16] Особняки богатой знати использовались исключительно как резиденции и были построены в соответствии с ацтекскими законами о роскоши. [17] Дворцы удовольствий и убежища служили многим целям: от пристроек к религиозным святыням до более роскошных сооружений, таких как бани Несауалькойотля , расположенные в Тескоцинго . [17]
Существенные доказательства были найдены лишь для нескольких десятков текпанов из сотен, которые когда-то существовали по всей империи ацтеков. Большинство из этих подтвержденных находок представляют собой административные текпаны. [17]
Храмы-пирамиды, или теокалли , представляли собой религиозные сооружения, строительство которых спонсировалось правительством, чтобы подчеркнуть религиозное значение местности, а также ее имперскую мощь. [18] По словам Гэри Фейнмана, мезоамериканские храмы обычно представляли собой прямоугольные сооружения с одним входом, расположенным на одной из его длинных сторон. Структура храма обычно представляла собой приподнятую или укороченную пирамидальную насыпь. Они часто состояли из двух или более комнат, с внешней и внутренней комнатой, причем внутренняя считалась более священной. [19]
В то время как прямоугольные пирамиды могли быть посвящены широкому кругу богов, круглые пирамиды могли быть посвящены только одному богу, Эхекатлю , который олицетворял ветер в ацтекской культуре. [20]
Городские дизайнеры в период ацтеков были известны тем, что размещали небольшие алтари в важных местах. Считалось, что некоторые из этих алтарей служили основаниями для подставок для черепов, используемых для демонстрации жертвоприношений. Другие, возможно, были посвящены женскому плодородию и исцелению — областям, обычно связанным с божествами цицимитля в ацтекской культуре. Третьи, возможно, служили подношениями богу Тескатлипоке. [20]
Дома были одинаковыми на большей части территории империи, различаясь лишь размером и орнаментом .
Ацтеки построили дамбы и чинампы в Теночтитлане из-за его расположения в бассейне Мехико . Сельскохозяйственная инновация чинампы представляла собой совершенно уникальную структуру, в которой использовались небольшие квадраты плодородной земли, плавающие по воде, что также было одним из первых исторических примеров ирригационной техники. [11]
Кроме того, площадки для игры в мяч были очень популярной архитектурной конструкцией, использовавшейся для древней мезоамериканской игры с мячом. Обычно площадка для игры в мяч имела классическую I-образную форму, которая была стандартом игры. Эти площадки назывались тлачтли или тлачко, а сама игра называлась улламалицтли. Эти площадки и игра использовались не только для получения острых ощущений от спорта, но также имели значительную религиозную ценность. Обычно, когда ацтеки проживали в новом поселении, первыми строились храм Уизилопочтли и площадка для игры в мяч прямо рядом с ним. [3]
Поскольку крупнейшие крупные города, такие как Теночтитлан, были построены на небольших островах с болотистой местностью, в этих поселениях было ограниченное количество чистой питьевой воды. Это привело к строительству ацтекских акведуков, которые использовались для доставки питьевой воды из пресноводных источников и родников в поселения ацтеков. [3]
Строительные методы
Ацтеки обладали передовыми знаниями в области строительных технологий и знали, как адаптировать свои методы к местной геологии и рельефу местности, особенно к мягкой почве. Строители традиционно возводили каменные основания храмов. Дж. А. Джойс пишет, что «физическая география Центральной Америки благоприятствовала развитию искусства строительства из камня». [21] Некоторые сооружения, такие как Темпло Майор Теночтитлана, были построены на вершине многих сотен опорных свай, чтобы помочь стабилизировать здание на болотистой местности, окружающей Теночтитлан. [22]
Известно также, что ацтеки использовали гравитацию для создания системы проточной воды, доставляющей пресную воду в городскую сеть. Они также использовали террасирование для повышения производительности сельского хозяйства. [23]
Вместо того, чтобы сносить старые храмы и строить на том же месте новые, ацтеки иногда строили поверх существующих построек, в результате чего создавались более крупные и подробные пирамиды. [3] Было обнаружено, что некоторые храмы имеют как минимум четыре или пять слоев.
Связь с ацтекской культурой
Ацтеки проектировали свои здания так, чтобы они были пригодны как для повседневной жизни, так и для религиозных обрядов. Архитектурный стиль ацтеков отражал отношения с высшей силой. В Теночтитлане план города представлял собой рождение Уицилопочтли , [24] ацтекский бог солнца и войны. [25]
Теокалли , или храмы- пирамиды , играли важную роль в религиозной практике ацтеков. Они были местами религиозных праздников и ритуалов. [3] Храмы символизировали вознесение. Было несколько разорванных уровней, каждый из которых коррелировал с разными классами. Ацтеки верили, что вознесение — это процесс подготовки к угодлению богам. На вершине находился главный храм, где совершались жертвоприношения, поскольку он считался наиболее близким к богам.
Домашние хозяйства ацтеков были простыми и одинаковыми для остальной цивилизации. Дома могли быть высотой от одного до двух этажей. [21]
Разделение классов
Культура ацтеков имела классовое расслоение. Высшим социальным статусом было жречество, которое давало доступ к храмам и более престижным помещениям. Члены духовенства жили рядом с храмами в центральных районах города, тогда как люди низших классов жили все дальше в зависимости от своего статуса. Размеры внутренних структур отражали различия в богатстве, власти и статусе. [26]
Ссылки
- ^ Переписка в Хобарте, штат Оклахома Н. «АЦТЕКСКАЯ АРХИТЕКТУРА». «Строительные известия» (1897-1916) , вып. 21, нет. 12, 1906, стр. 220 , Американские периодические издания.
- ^ Смит, Майкл (2017). Оксфордский справочник ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 214. ИСБН 9780190634179 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533083-0 .
- ^ Райс, Дон Стивен (1993). Горизонты Латинской Америки: симпозиум в Думбартон-Оксе, 11 и 12 октября 1986 г. Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-207-7 .
- ^ Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 217. ИСБН 978-0-19-533083-0 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 218. ИСБН 978-0-19-533083-0 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Шпрайц, Иван (2000). «Астрономические выравнивания в Темпло-мэре Теночтитлана, Мексика» . Журнал истории астрономии . 31 (25). Science History Publications, Ltd.: 1. doi : 10.1177/002182860003102502 . S2CID 117355888 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Ассоциация автоматизированного проектирования в архитектуре. Конференция (2001). Новое изобретение дискурса: как цифровые инструменты помогают соединить и преобразовать исследования, образование и практику в области архитектуры: материалы двадцать первой ежегодной конференции Ассоциации компьютерного проектирования в архитектуре, 11-14 октября 2001 г., Буффало, Нью-Йорк . Вассим Джаби, Ассоциация компьютерного проектирования в архитектуре. [Место публикации не указано]: Ассоциация компьютерного проектирования в архитектуре. ISBN 1-880250-10-1 . OCLC 48456547 .
- ^ «Ацтекская архитектура» . Легенды и хроники . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Бун, Элизабет Хилл (1985). Расписная архитектура и полихромная монументальная скульптура в Мезоамерике: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10-11 октября 1981 г. Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-142-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Херцог, Лоуренс А. (2001). От ацтеков к высоким технологиям: архитектура и ландшафт на границе Мексики и США . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-6643-2 .
- ^ Олсон, Ян Мари; Смит, Майкл Э. (2016). «Материальные выражения богатства и социального класса на памятниках ацтекского периода в Морелосе, Мексика» . Древняя Мезоамерика . 27 (1): 133–147. дои : 10.1017/S0956536115000334 . ISSN 0956-5361 .
- ^ Дворцы древнего нового мира: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10 и 11 октября 1998 г. Сьюзан Тоби Эванс, Джоэнн Пиллсбери, Дамбартон Оукс. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. 2004. ISBN 0-88402-300-1 . OCLC 57392889 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . Проверено 7 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 17 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 23 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эванс, Сьюзен. «Дворцы ацтеков и другая элитная жилая архитектура» (PDF) . Mendoza.edu . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 18 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Агилар-Морено, Мануэль (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 220. ИСБН 978-0-19-533083-0 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Фейнман, Гэри (1988). «Мезоамериканские храмы» . В Fox, Майкл В. (ред.). Храм в обществе . стр. 67–82. ISBN 978-0-931464-38-6 – через Academia.edu .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, Майкл (2017). Оксфордский справочник ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 210. ИСБН 9780190634179 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джойс, Дж. А. (1911). «Некоторые особенности мексиканской архитектуры» . Журнал Burlington для ценителей . 19 (99): 154–163. ISSN 0951-0788 . JSTOR 858506 .
- ^ Ведекинд В., Рюдрих Дж. и Зигемунд С. Природные строительные камни Мексики-Теночтитлана: их использование, выветривание и свойства горных пород в Темпло Майор, Дворце Герас Сото и Столичном соборе. Environ Earth Sci 63, 1787–1798 (2011). https://doi.org/10.1007/s12665-011-1075-z
- ^ Арко, Ли Дж.; Абрамс, Эллиот М. (декабрь 2006 г.). «Очерк по энергетике: построение ацтекской системы чинампа» . Античность . 80 (310): 906–918. дои : 10.1017/S0003598X00094503 . ISSN 1745-1744 . S2CID 162934575 . ПроКвест 217578329 .
- ^ Ривера, Гарсиа Окампо (2016). На пути к пониманию ацтекской архитектуры и городского планирования (Диссертация). Университет Британской Колумбии.
- ^ Бун, Элизабет (1989). «Воплощения ацтекского сверхъестественного: образ Уицилопочтли в Мексике и Европе» . Труды Американского философского общества . 79 (2). дои : 10.2307/1006524 . JSTOR 1006524 . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Смит, Майкл Э.; Хит-Смит, Синтия; Монтьель, Лиза (1999). «Раскопки городских домов ацтеков в Яутепеке, Мексика» . Латиноамериканская древность . 10 (2): 133–150. дои : 10.2307/972199 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 972199 . S2CID 163928344 .
Дальнейшее чтение
- Бернал, я; Коу, М; и др. (1973). Иконография среднеамериканской скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
Внешние ссылки
