Ацтекское общество
![]() |
Ацтекская цивилизация |
---|
Ацтекское общество |
История ацтеков |
Ацтекское общество было очень сложным и стратифицированным обществом , которое развилось среди ацтеков центральной Мексики за столетия до испанского завоевания Империи ацтеков и которое было построено на культурных основах более крупного региона Мезоамерики . В политическом отношении общество было организовано в независимые города-государства, называемые альтепетлями , состоящие из более мелких подразделений ( кальпульли ), которые также обычно состояли из одной или нескольких расширенных групп родства. В социальном плане общество зависело от довольно строгого разделения на дворян и свободных простолюдинов, которые сами были разделены на сложную иерархию социального статуса, обязанностей и власти. Экономически общество зависело от сельского хозяйства, а также в значительной степени от войны . Другими экономически важными факторами были торговля, междугородная и местная, а также высокая степень специализации торговли.
Обзор
[ редактировать ]Общество ацтеков уходит своими корнями в мезоамериканское происхождение. На их язык, образ жизни и технологии повлиял контакт с соседними культурами. Но, несмотря на влияние различных источников, они создали свои собственные социальные группы, политические структуры, традиции и виды досуга.
Мезоамериканское происхождение
[ редактировать ]В середине первого тысячелетия нашей эры первые волны племен, говорящих на языке-предке науанских языков, мигрировали на юг, в Мезоамерику. Они были кочевыми охотниками-собирателями и прибыли в регион, который уже был населен сложными обществами, находившимися на высокоразвитом технологическом уровне. Под влиянием классических мезоамериканских цивилизаций, таких как Теотиуакано , Майя , Тотонаки и Уастеки, протоацтеки стали оседлыми земледельцами и достигли того же уровня технологий, что и соседние народы. Они сохранили свой язык, многие из своих религиозных систем и, возможно, аспекты своих прежних социальных обычаев. В результате основы «ацтекского общества» были разработаны как синтез мезоамериканских обществ и ацтекских традиций, хотя сегодня нелегко определить, какие части откуда произошли. Общество ацтеков не было изолировано от более широкого мезоамериканского контекста, и фактически большинство его аспектов были по структуре похожи на то, что существовало в окружающих обществах. [1]
Ацтеки
[ редактировать ]Определение термина «ацтеки», которое будет применяться здесь, принадлежит Майклу Э. Смиту . [2] Он определяет «ацтеков» как включающих все народы центральной Мексики, говорящие на науатле , что противоречит определению, ограничивающему термин «ацтеки» охватом жителей Теночтитлана или сторон Тройственного союза ацтеков . Это определение относится к конкретным обстоятельствам одной конкретной группы ацтеков, оно будет сделано с этнонимом, относящимся конкретно к этой группе, например, мешика для жителей Мексики-Теночтитлана, тлашкальтеки для жителей Тлашкалана и так далее.
Социальная организация
[ редактировать ]Самым основным социальным разделением в ацтекском обществе было разделение на дворян (науатль пипилтин ) и простолюдинов (науатль мачехуалтин ). Дворяне обладали большим количеством привилегий, не разделяемых простолюдинами, и, что наиболее важно, правом получать дань от простолюдинов на своей земле. С другой стороны, простолюдины могли свободно владеть и обрабатывать землю, а также управлять своим имуществом, при этом выполняя при этом услуги, требуемые их лордами и их кальпулами, такие как уплата дани и военная служба. Мобильность между двумя социальными слоями была затруднена, но на практике и простолюдины, и дворяне были структурированы в более тонкие иерархии, и внутри данного слоя была возможна высокая степень социальной мобильности. Например, почтака , торговцы на дальние расстояния, считались простолюдинами, но в то же время обладали рядом привилегий, сравнимых с привилегиями мелкой знати.
Кальпулли
[ редактировать ]Кальпулли что (от языка науатль кальпулли, означает «большой дом») — политическая единица, состоящая из нескольких взаимосвязанных семейных групп. Точная природа кальпулли до конца не изучена, и их по-разному описывали как своего рода клан, город, приход, приход или сельскохозяйственный кооператив. [3] На языке науатль кальпулли называли тлаксилакалли – «перегородка домов».
Калпулли управлялся местным вождем ( калпуле ), с которым его члены обычно были родственниками. Он предоставил членам калпулли земли для обработки ( кальпуллалли ) или доступ к несельскохозяйственным занятиям в обмен на дань и лояльность. [4]
У кальпулли был храм поклонения божеству кальпулли, а также школа под названием Тельпочкалли , где обучали молодых людей, преимущественно боевым искусствам. В некоторых ацтекских городах-государствах кальпуллис практиковали специализированную или специфическую торговлю, и эти кальпуллисы функционировали чем-то вроде средневековой торговой гильдии . Так было в Отомпане. [5] и в Тескоко и Тлателолко . [6] Другие кальпулли состояли из групп иммигрантов из других районов Мезоамерики, которые поселились вместе. Есть свидетельства того, что в Теночтитлане были кальпуллы, состоящие из отомисов , миштеков и тлапанеков . [7]
Альтепетль
[ редактировать ]Альтепетль состоящим из (от науатль āltepētl «водяная гора») был городом-государством, нескольких кальпулли и управляемым тлатоани . Альтепетль был отрядом, который господствовал на определенной территории, защищал и, возможно, расширял ее с помощью военной мощи. Тлатоани был главой самых влиятельных кальпулли, часто из-за того, что имел самую престижную родословную. [8] Однако слово «алтепетль» относилось не только к территории, но и к ее населению, и считается, что принадлежность к альтепетлю была основным критерием этнических разделений в Мезоамерике, а не лингвистическое родство.
Семья и родословная
[ редактировать ]Семья и родословная были основными ячейками ацтекского общества. Происхождение человека определяло социальное положение, и дворяне прослеживали свое происхождение до мифического прошлого, поскольку, как говорили, они произошли от бога Кетцалькоатля . [9] Престижные родословные также прослеживали свое происхождение через правящие династии, предпочтительно с наследием тольтеков . Расширенная семейная группа также была основной социальной единицей , и образ жизни во многом определялся семейными связями, поскольку сети семейных групп собирались вместе, образуя кальполлис. Родословная прослеживалась как по материнской, так и по отцовской линии, хотя с предпочтением отцовской линии.
Свадьба
[ редактировать ]Практика бракосочетания ацтеков была похожа на практику других мезоамериканских цивилизаций, таких как майя . Ацтеки женились в более позднем возрасте, в подростковом возрасте и в начале двадцатых годов, тогда как в культуре майя не было ничего необычного в том, что родители заключали браки для сына и дочери, которые были еще детьми. Браки ацтеков инициировались родителями потенциального жениха. Посоветовавшись с расширенной родственной группой, родители обращались к профессиональной свахе ( ах атанзах ), которая обращалась к семье потенциальной невесты. Родители девушки сообщали свахе, приняли они это предложение или нет. Предполагалось, что невесты до замужества будут девственницами, хотя молодым людям обоих полов рекомендовалось соблюдать целомудрие. [10]
Политическая организация
[ редактировать ]Джеймс Локхарт , специализирующийся на историческом описании народа науа, сказал, что ацтекское общество характеризовалось «тенденцией к созданию более крупных целых путем агрегирования частей, которые остаются относительно отдельными и самодостаточными, объединенными их общей функцией и сходством». [11] Такое понимание влечет за собой социальную стратификацию, которая выстраивается снизу – вверх, а не сверху – вниз. Ацтекская иерархия в этом понимании не была того типа, «где единица одного типа - столица - контролирует подчиненные единицы другого типа». [8] вместо этого это тип, в котором основной блок состоит из нескольких составных частей.
Альянсы и политическая гегемония
[ редактировать ]Государства Альтепетля обычно стремятся доминировать над соседним Альтепетлем посредством войны. Слабые алтепетли будут порабощены более сильными и вынуждены платить дань. Часто подчиненные альтепетли заключали союзы, чтобы свергнуть доминирующего альтепетля. Некоторые союзы были недолговечными, а другие представляли собой долгосрочные отношения, в которых группа альтепетлей сходилась, чтобы сформировать то, что можно было почти считать единым политическим образованием. Одним из примеров долгосрочного союза между независимыми городами-государствами может быть союз между четырьмя альтепетлями Тлашкаллан, Окотелолько , Тизатлан , Кияхуистлан и Тепетикпак , который обычно считается единым образованием, хотя у него было четыре независимых правителя и определенный уровень внутренней конкуренции. [12] Другой - так называемый Тройной союз ацтеков между Тлакопаном , Тескоко и Теночтитланом , который первоначально был сформирован, чтобы положить конец господству альтепетля Аскапоцалько . Тройственный союз ацтеков в конечном итоге достиг политической гегемонии и контроля над большей частью Мезоамерики, став известным потомкам как Империя ацтеков . Недавние исследования опровергли утверждение о том, что Империя ацтеков управляла тройственным союзом, предполагая, что Теночтитлан на самом деле все это время был доминирующим альтепетлем. [13]
Экономика
[ редактировать ]Экономическая практика ацтеков основывалась как на торговле, так и на военных завоеваниях. Более того, каждый Альтепетль обычно производил какой-то уникальный товар, а это означало, что существовали значительные классы торговцев и ремесленников. В то время как ацтеки торговали друг с другом и другими товарами и услугами, торговля сельскохозяйственной продукцией была менее распространена, что привело к появлению большого класса сельскохозяйственных рабочих.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]До завоевания ацтеки были империей, которая процветала в сельском хозяйстве, и они делали это без колеса и вьючных животных . В основном они практиковали четыре метода ведения сельского хозяйства: выращивание дождевых осадков , террасное земледелие , орошение и чинампа .
Самая ранняя и основная форма земледелия, внедренная ацтеками, известна как «выращивание дождевых осадков».
Ацтеки занимались террасным земледелием в холмистых районах, обычно в высокогорьях Империи ацтеков. Террасирование позволило увеличить глубину почвы и препятствовать эрозии почвы . Террасы были построены путем укладки стены из камней параллельно контуру склона холма. Затем засыпали грязью, создав жизнеспособные, плоские сельскохозяйственные угодья. Существовало три различных типа террас, каждый из которых использовался в определенных обстоятельствах: террасы по контуру холма (более крутые склоны), полутеррасы (пологие склоны, стены были сделаны из растений магуи, а не из камней) и террасы, пересекающие канал.
В долинах империи ирригационное применялось земледелие. Плотины отводили воду из природных источников на поля. Это позволило получать более регулярный урожай, поскольку процветание орошаемого поля не зависело от дождя. Ирригационные системы существовали задолго до ацтеков. Однако они построили системы каналов , которые были длиннее и сложнее, чем любые предыдущие ирригационные системы. [ нужна ссылка ] Им даже удалось отвести большую часть реки Куаутитлан для орошения больших территорий. Сеть каналов была очень сложной и запутанной.
В болотистых регионах вдоль озера Сочимилько ацтеки внедрили уникальный метод выращивания сельскохозяйственных культур — чинампас . Чинампы, возвышенности среди водоема, были созданы из чередующихся слоев ила со дна озера и растительного материала/другой растительности. Эти «приподнятые грядки» имели ширину от 2 до 4 метров и длину от 20 до 40 метров. Они возвышались примерно на 1 метр над поверхностью воды и были разделены узкими каналами, что позволяло фермерам перемещаться между ними на каноэ. Чинампы были чрезвычайно плодородными участками земли и давали в среднем семь урожаев в год. [ нужна ссылка ] Чтобы сеять на них растения, фермеры сначала создавали «грядки» или тростниковые плоты, куда сажали семена ипозволили им прорасти. Как только они проросли, их снова посадили на чинампас. Это значительно сократило время выращивания.
Ацтекских фермеров можно разделить на разнорабочих и специалистов. Разнорабочими могли быть рабы, чернорабочие или сельскохозяйственные рабочие, в то время как специалисты отвечали за такие вещи, как выбор наиболее удачных семян и севооборотов. [14]
Ацтекам приписывают одомашнивание подвида дикой индейки Meleagris Gallopavo , произрастающего в этом регионе. [15]
Война
[ редактировать ]Вооруженные силы ацтеков обычно состояли из большого числа простолюдинов с базовой военной подготовкой, которые были усилены меньшим количеством профессиональных воинов, принадлежащих к знати. Профессиональные воины были организованы в воинские общества и часто ранжировались в зависимости от их достижений. [ нужна ссылка ] Поскольку государство ацтеков было сосредоточено на экспансии, доминировании и извлечении дани из других городов-государств, война стала основной динамической силой в ацтекской политике, экономике и религии. [ нужна ссылка ]
Торговля и коммерция
[ редактировать ]До падения ацтеков у ацтеков была стабильная экономика, основанная на успешном торговом рынке. [ нужна ссылка ] Рынки, располагавшиеся в центре многих общин, были хорошо организованы и разнообразны по товарам, как отмечали испанские конкистадоры . по прибытии [ нужна ссылка ] Региональные торговцы, известные как тлакуило, обменивали предметы утилитарного назначения и продукты питания, включая золото, серебро и другие драгоценные камни, ткань и хлопок, шкуры животных, сельскохозяйственные и дичь, а также изделия из дерева. Торговый рынок ацтеков был важен не только для торговли, но и для социализации, поскольку рынки предоставляли людям место для обмена информацией внутри своих регионов. Этот тип торгового рынка использовался в основном для товаров местного производства, поскольку для обмена товарами на рынке не требовалось много поездок. Поскольку домашних животных не было эффективным способом транспортировки товаров, местные рынки были важной частью торговли ацтеков. Однако ацтекская знать получала большую часть своих товаров из соседних высокогорных бассейнов, отдаленных мест внутри империи и из земель за пределами империи, что создавало необходимость в организации торговли на большие расстояния.Междугородную торговлю осуществляли купцы, называемые почтаками, которые определялись своим положением в системе. Эти профессиональные торговцы занимали высокий статус в ацтекском обществе, ниже знатного сословия. Почтеки отвечали за предоставление материалов, которые дворяне использовали для демонстрации своего богатства. Эти материалы часто были получены из зарубежных источников. Благодаря успеху почты многие купцы стали такими же богатыми, как и дворяне, но были вынуждены скрывать это богатство от общественности. [ нужна ссылка ] Почтека представляли собой передовую группу, которая подчинялась 12 местам по всей Империи, где находились высшие чиновники.
Высшими должностными лицами почты были pochteca tlatoque. Почтека тлаток были старейшинами почтаков и больше не были путешественниками, а скорее действовали как администраторы, наблюдая за молодыми почтаками и управляя рынком. [ нужна ссылка ] Вторую группу почтаков составляли работорговцы, известные как тлатоани. Этих людей часто называли самыми богатыми торговцами, поскольку они играли центральную роль в захвате рабов, используемых для жертвоприношений. [ нужна ссылка ]
Третьей группой торговцев на дальние расстояния были тенкунененке, которые работали на правителей, осуществляя личную торговлю.
Последнюю группу почтаков составляла группа шпионов-торговцев, известная как природные озтомеки. Природные озтомеки были вынуждены маскироваться во время путешествий в поисках редких товаров. Естественные озтомеки также использовались для сбора информации на рынках и передачи информации на более высокие уровни почты. [ нужна ссылка ]
Вся торговля по всей империи ацтеков регулировалась офицерами, которые патрулировали рынки, чтобы убедиться, что торговцы не обманывают покупателей. Поскольку рынки были очень многочисленными, в крупных городах с населением более 20 000 человек, организация имела решающее значение, и ацтеки смогли создать успешный рынок благодаря успеху в обеспечении соблюдения законов империи. [ нужна ссылка ]
Образование
[ редактировать ]Мексиканцы . , основатели и доминирующая группа Империи ацтеков, были одними из первых людей в мире, которые ввели обязательное образование почти для всех детей, независимо от пола, звания или положения [16]
До четырнадцатилетнего возраста воспитание детей находилось в руках родителей, но контролировалось властями их кальпуль . Периодически они посещали свои местные храмы, чтобы проверить свои успехи.
Часть этого образования включала изучение сборника изречений, называемых huehuetlatolli («Высказывания древних»), которые воплощали идеалы ацтеков. В него входили речи и изречения на любой случай, слова приветствия при рождении детей и прощания при смерти. Отцы увещевали своих дочерей [17] вести себя почтительно и очень чисто, но не пользоваться косметикой, потому что они будут похожи на ахуани . [ нужна ссылка ] Матери увещевали дочерей содержать своих мужей, даже если они окажутся скромными крестьянами. Мальчиков призывали быть скромными, послушными и трудолюбивыми. Судя по их языку, большинство уэуэтлатолли, кто что это такое, похоже, развивались на протяжении нескольких столетий, предшествуя ацтекам, и, скорее всего, переняли их из других культур науа.
Детей обучали дома примерно до 15 лет, но все ацтекские дети, мальчики и девочки, должны были посещать школу в течение некоторого времени, когда им было от 10 до 20 лет. Мальчики и девочки пошли в школу в 15 лет. [ нужна ссылка ]
Существовало два типа школ: тельпочкалли для практических и военных исследований и кальсекак для углубленного обучения письму, астрономии, государственному строительству, теологии и другим областям. Эти два института кажутся общими для народа науа, что заставляет некоторых экспертов предполагать, что они старше ацтекской культуры. [ нужна ссылка ]
- Тельпочкалли . , или Дом молодых, преподавали историю, религию, военное боевое искусство, а также торговлю или ремесло (например, сельское хозяйство или ремесла) Некоторые из студентов -тельпочкалли были выбраны в армию, но большинство из них вернулись в свои дома.
- Кальсекак , на котором присутствовали в основном сыновья Пиллиса , был сосредоточен на подготовке лидеров ( тлатоке ), священников, ученых/учителей ( тлатимини ), целителей ( тизитль ) и художников кодексов ( тлакуилос ). Они изучали ритуалы, древнюю и современную историю, грамотность, календари, некоторые элементы геометрии, песни (поэзию) и, как у тельпочкалли , военное искусство.
Каждый кальпульи специализировался на каком-то ремесле, и это составляло важную часть дохода города. Обучение ремеслу ценилось очень высоко.
Целители ( тизитли ) имели несколько специальностей. Одних обучали просто осматривать и классифицировать лекарственные растения, других обучали приготовлению лекарств, которые продавались в специальных местах ( тлапалли ). Известно более сотни препаратов, в том числе дезодоранты, средства от неприятного запаха ног, зубная паста и т. д. Также существовали тизитли, специализирующиеся на хирургии, заболеваниях органов пищеварения, зубах и носу, кожных заболеваниях и т. д.
Ацтекские учителя ( тламатимине ) пропагандировали спартанский режим воспитания – холодные ванны по утрам, тяжелую работу, физические наказания, кровопускание шипами магуи и испытания на выносливость – с целью формирования стоического народа. [ нужна ссылка ]
Существуют противоречивые сведения о том, предназначался ли кальмекак для сыновей и дочерей пиллиса ; в некоторых аккаунтах говорилось, что они могут выбирать, где учиться. [ нужна ссылка ] Вполне возможно, что простые люди предпочитали тельпочкалли , потому что воин мог легче продвигаться вперед благодаря своим военным способностям; Стать священником или тлакуило не означало быстро подняться с низкого положения.
Девочек обучали домашнему хозяйству и воспитанию детей. [ нужна ссылка ] Их не учили читать и писать. [ нужна ссылка ] Некоторые из них получили образование акушерок и получили полное образование целителя; их также называли тизитль . Женский тизитль лечил женщин на протяжении всей их репродуктивной жизни. Молодых жен наставляли, а после второго месяца беременности стали следить за любыми проблемами. Они предпочли спасти жизнь женщины, а не плода. [ нужна ссылка ] прибегают к эмбриотомии. Из-за этого их работу, названную темюксиулистли , иногда переводили как «акушерство» (Медицина в Мексике до открытия. Доктор Мануэль Вальдес, 1992). Всех женщин учили участвовать «в делах божьих»; есть изображения женщин, руководящих религиозными церемониями, но нет упоминаний о женщинах-священниках.
Были также две другие возможности для тех немногих, у кого был талант. Некоторые были выбраны для дома песни и танца, а другие – для игры в мяч. Обе профессии имели высокий статус.
Отдых
[ редактировать ]В ацтекском обществе отдых существовал в разных формах. Улламалицтли , игра с мячом, была значительной частью местного общества и имела ритуальные аспекты. Однако танец можно использовать по-разному, например, в развлечениях, религии или политике.
Улламалицтли
[ редактировать ]Танец
[ редактировать ]В ацтекском обществе танец мог использоваться для развлечения, религиозных и жертвенных целей или в политических целях. Когда целью было развлечение, оно проводилось либо в храме, храме, либо в укромных местах для знати. [18] Эти выступления часто включали песни, инструментальную музыку, а иногда и юмористические сценки. [18] Когда он использовался для религии или жертвоприношения, он следовал священному календарю ацтеков и его ритуальному циклу. [18] Танец также можно было использовать в политике, чтобы продемонстрировать имперскую власть и убедить богов в успешных войнах и завоеваниях. [18]
Купание и чистота
[ редактировать ]
Испанские хроники описывают купальные обычаи народов Мезоамерики во время и после завоевания . Берналь Диас дель Кастильо описывает Моктесуму (мексиканского или ацтекского императора по прибытии Кортеса ) в своей «Historia verdadera de la conquista de la Nueva España» как «...Очень аккуратного и чистого, купающегося каждый день каждый день... ".Купание было доступно не только элите, но практиковалось всеми людьми; летописец Томас Лопес Медель писал после путешествия в Центральную Америку , что «Купание и обычай мыться настолько повседневны (распространены) среди индейцев, как холодных, так и жарких стран, как и еда, и это делается в фонтанах и реках. и другую воду, к которой они имеют доступ, без ничего, кроме чистой воды...» [19]
Мезоамериканская баня, известная как темаскаль по -испански , от слова науатль temazcalli , соединения слов temaz («пар») и calli («дом»), состоит из комнаты, часто в форме небольшого купола, с внешней топка, известная как texictle (teʃict͜ɬe), которая нагревает небольшую часть стены комнаты, сделанную из вулканических пород; после того, как эта стена нагрета, на нее льют воду для образования пара — действие, известное как тласас . По мере того, как пар накапливается в верхней части комнаты, ответственное лицо направляет пар с помощью ветки на купающихся, лежащих на земле, с помощью которой он позже делает им массаж, затем купающиеся вытирают себя небольшой плоской щеткой. речной камень и наконец ответственное лицо вносит ведра с водой с мылом и травой для полоскания. Эта ванна имела также ритуальное значение и была посвящена богине Точи ; Также терапевтическим эффектом обладает добавление в воду для тласа лекарственных трав . Его до сих пор используют в Мексике . [19] [20]
Исторические записи
[ редактировать ]Источниками информации об ацтекском обществе являются прежде всего документы, написанные на испанском языке в первом столетии после испанского завоевания . Важными среди них являются Флорентийский кодекс , 12-томное этнографическое описание доколумбового общества ацтеков, составленное Бернардино де Саагуном , хроника Диего Дурана и описания первых конкистадоров, таких как описания самого Эрнана Кортеса и Берналя Диаса дель Кастильо . В последние десятилетия археологические исследования доколумбовой цивилизации ацтеков также позволили получить важную информацию об ацтекском обществе, что привело к более глубокому пониманию, в частности, социальных структур и торговли. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит (2001), стр. 6–13.
- ^ Смит (2001) с. 5
- ^ Ван Зантвейк (1977) с. 16
- ^ Ван Зантвейк (1977), стр. 16.17
- ^ Смит (2001), стр. 107–113.
- ^ Релиз (1982), с. 57
- ^ Ван Зантвейк (1977) с. 17
- ^ Перейти обратно: а б Смит (2000) с. 584
- ^ Релиз (1982), с. 47
- ^ Эванс, Сьюзен (1998). «Сексуальная политика во дворце ацтеков: публичная, частная и светская». RES: Антропология и эстетика . 33 (весна): 173. doi : 10.1086/RESv33n1ms20167007 . S2CID 157697424 .
- ^ Локхарт qp (1992) стр. 436
- ^ Хассиг (2001) проход
- ^ Смит, Майкл Э.; Монтьель, Лиза (2001). «Археологическое исследование империй и империализма в доиспанской Центральной Мексике». Журнал антропологической археологии . 20 (3): 245–284. дои : 10.1006/jaar.2000.0372 .
- ^ «Сельское хозяйство и обмен Древнего мира ацтеков» . blogs.stockton.edu . 4 декабря 2013 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ К. Майкл Хоган (2008) стр. 1
- ^ Влияние колонизации на ацтеков: ранний периодКолониальный период 1521-1550 гг., стр. 18 [1]
- ^ Барбара А. Сомервилл - Империя ацтеков, стр. 101
- ^ Перейти обратно: а б с д Харрисон-Бак, Элеонора (2015). Власть и идентичность в археологической теории и практике: примеры из древней Мезоамерики . Солт-Лейк-Сити, Юта: Издательство Университета Юты. п. 8. ISBN 9781607812173 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрнандес, JC (nd). www.izt.uam.mx. Получено 18 декабря 2012 г. с сайта «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2013 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Темаскаль. (2012, 25 августа). Arc.Ask3.Ru, Бесплатная энциклопедия. Дата консультации: 08:24, 18 декабря 2012 г., http://es.wikipedia.org/w/index.php?title=Temazcal&oldid=59102538 .
- ^ Смит (2001) с. 6-7
Ссылки
[ редактировать ]- Бердан, Фрэнсис (1982). Ацтеки Центральной Мексики: Имперское общество . Тематические исследования в области культурной антропологии. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN 0-03-055736-4 . OCLC 7795704 .
- Керл, Джон (2005). Древние американские поэты: Цветочные песни Несауалькойотля . Темпе: двуязычная пресса . ISBN 1-931010-21-8 . OCLC 52813965 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1963) [1632]. Завоевание Новой Испании . Пингвинская классика. Дж. М. Коэн (пер.) (6-е издание (1973 г.) изд.). Хармондсворт, Англия: Penguin Books . ISBN 0-14-044123-9 . OCLC 162351797 .
- Дюран, Диего (1994) [около 1581]. История Индии Новой Испании Серия «Цивилизация американских индейцев», № 210. Дорис Хейден (пер., аннотации и введение) (английский перевод « Истории индейцев Новой Испании» и «Фирменных земельных островов» под ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2649-3 . OCLC 29565779 .
- Хассиг, Росс (1985). Торговля, дань и транспорт: политическая экономия долины Мехико шестнадцатого века . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 171. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1911-Х . ОСЛК 11469622 .
- Хассиг, Росс (1988). Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 188. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2121-1 . OCLC 17106411 .
- Хассиг, Росс (январь 2001 г.). «Ксикотенкатль: переосмысление местного мексиканского героя» (PDF) . Исследования культуры науатля . 32 . Мехико: Институт исторических исследований — Национальный автономный университет Мексики : 29–49. ISSN 0071-1675 . OCLC 1568281 . Архивировано из оригинала ( онлайн-воспроизведение в формате PDF ) 9 октября 2018 г. Проверено 9 мая 2008 г.
- Хоган, К. Майкл (2008). Н. Стромберг (ред.). Дикая индейка: Meleagris Gallopavo . Швеция: GlobalTwitcher.com. Архивировано из оригинала 25 июля 2017 г. Проверено 16 августа 2009 г.
- Локхарт, Джеймс (1996) [1992]. Науа после завоевания: социальная и культурная история индейцев Центральной Мексики с шестнадцатого по восемнадцатый века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2317-6 . OCLC 24283718 .
- Ортис де Монтеллано, Бернар Р. (1990). Ацтекская медицина, здоровье и питание . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса . ISBN 0-8135-1562-9 . OCLC 20798977 .
- Саагун, Бернардино де (1950–82) [ок. 1540–85]. Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании , 13 томов. в 12 . тт. I-XII. Чарльз Э. Диббл и Артур Дж. О. Андерсон (ред., перевод, примечания и иллюстрации) (перевод Historia General de las Cosas de la Nueva España, изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико и Солт-Лейк-Сити: Школа американских исследований и Издательство Университета Юты . ISBN 0-87480-082-Х . ОСЛК 276351 .
- Саагун, Бернардино де (1997) [ок. 1558–61]. Мемориалы Примероса . Серия «Цивилизация американских индейцев», том. 200, часть 2. Тельма Д. Салливан (английский перевод и палеография текста науатля) с Х. Б. Николсоном , Артуром Дж. О. Андерсоном , Чарльзом Э. Дибблом, Элоизой Киньонес Кебер и Уэйном Руветом (завершение, исправления и ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-2909-9 . OCLC 35848992 .
- Смит, Майкл Э. (2000). «Ацтекские города-государства». В Могенсе Герман Хансен (ред.). Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств . Копенгаген: Королевское общество наук. ISBN 87-7876-177-8 . OCLC 44698452 .
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 0-631-23015-7 . ОСЛК 48579073 .
- Смит, Майкл Э. (2008). Столицы государств ацтекских городов . Гейнсвилл, ФА: Университетское издательство Флориды . ISBN 978-0-8130-3245-0 .
- Смит, Майкл Э. (май 2005 г.). «Размер города в поздней постклассической Мезоамерике» (PDF) . Журнал городской истории . 31 (4). Беверли-Хиллз, Калифорния: Публикации SAGE : 403–434. дои : 10.1177/0096144204274396 . OCLC 1798556 . S2CID 145452272 .
- Сустель, Жак (1961). Повседневная жизнь ацтеков: накануне испанского завоевания . Патрик О'Брайан (Пер.). Лондон: Феникс Пресс. ISBN 1-84212-508-7 . OCLC 50217224 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотренное 2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28132-7 . OCLC 43337963 .
- Уивер, Мюриэл Портер (1993). Ацтеки, майя и их предшественники: археология Мезоамерики (3-е изд.). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press . ISBN 0-12-739065-0 . ОСЛК 25832740 .
- Зантвейк, Рудольф ван (1985). Ацтекское соглашение: социальная история доиспанской Мексики . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1677-3 . OCLC 11261299 .
Библиография
[ редактировать ]( возврат поиска ), а именно: Кэтлин Койпер - Доколумбовая Америка: Империи Нового Света The Rosen Publishing Group, 2010 г. ISBN 161530150X