тупой

тупой [ а ] — выдающееся божество в религии и мифологии цивилизации ацтеков Мезоамерики доколумбовой .
В ацтекской мифологии она рассматривается как аспект богини-матери Коатликуэ или Шочитликуэ и поэтому называется «матерью богов». [ б ]
Ее еще зовут Тлалли Ийолло , [ с ] что означает «сердце земли».
Характеристики и ассоциации
[ редактировать ]Хотя Точи считается пожилым божеством, он не всегда имеет определенные признаки преклонного возраста. Точи часто изображается с черными отметинами вокруг рта и носа, в головном уборе с катушками хлопка (Миллер и Таубе, 1993, стр. 170). Это также характерные мотивы для Тлазолтеотль , центрально-мезоамериканской богини очищения и нечистоты ( тлазолли на языке науатль), и эти два божества тесно отождествляются друг с другом.
Точи также ассоциировался с целительством и почитался врачевателями недугов и акушерками . XVI века, Во Флорентийском кодексе составленном Бернардино де Саагуном , Точи отождествляется с темаскалли или паровыми ваннами, в этом аспекте ее иногда называют Темаскальтечи или «Бабушкой парных». Тласольтеотль также ассоциируется с темаскалли как «пожирателем грязи», и такие бани, вероятно, были посвящены либо Тлазолтеотлю, либо Точи/Темазкалтечи. [ д ]
Точи также отождествлял себя с войной, а также имел эпитет «Женщина раздора». [ нужна ссылка ]
Традиции в мифологии
[ редактировать ]По одной из легендарных мексикано -ацтекских традиций, в какой-то момент во время их долгих странствий после ухода с мифической родины Ацтлан мешики служили наемниками Кулуа в их столице Кулуакане . Правитель Кулхуа подарил свою дочь мешикам для предполагаемого брака с одним из представителей мексиканской знати; однако руководящее и главное божество Мексики Уицилопочтли вмешалось и приказало вместо этого содрать с нее кожу и принести в жертву. Когда это было сделано, она превратилась в Точи. Мексиканцы были изгнаны из Кулуакана правителем Кулуа за этот поступок, и мешики были вынуждены продвигаться к озеру Тескоко . Именно здесь вскоре после этого они основали свою столицу Теночтитлан , на основе которой они позже приобрели могущество, сформировав Империю ацтеков и установив свое господство над долиной Мексики (Миллер и Таубе, 1993).
Фестивали и обряды
[ редактировать ]время вентены Очпаництли Во по ацтекскому календарю проводились праздничные обряды времени сбора урожая в честь Точи в ее аспекте как «Сердца Земли» (Миллер и Таубе, 1993).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ / ˈ т oʊ s я / ; Классический науатль : tocih , произносится [ˈtó.siʔ] , «наша бабушка», от to- , притяжательного имени первого лица множественного числа, и cihtli , «бабушка» ( абсолютный суффикс -tli опускается) [ 1 ]
- ^ Классический науатль : tēteoh īnnān , букв. «боги, их мать» [ 2 ]
- ^ Классический науатль : tlālli īyōlloh , произносится [ˌtɬáː.lːi iːˈjóː.lːoʔ]
- ↑ В разделах Кодекса Мальябечиано указано, что бог Тескатлипока служил богом-покровителем темаскалли , однако на его иллюстрациях также ясно видно лицо Тласольтеотля над дверным проемом. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Р. Джо (1997). «Словарь Флорентийского кодекса» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2006 г. Проверено 17 июля 2006 г.
- ^ Кэмпбелл, Р. Джо (1997). «Словарь Флорентийского кодекса» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2006 г. Проверено 17 июля 2006 г.
- ^ Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. п. 159. ИСБН 0-500-05068-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Р. Джо (1997). «Словарь Флорентийского кодекса» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2006 г. Проверено 17 июля 2006 г.
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 .