Jump to content

Ксолотль

Ксолотль
Бог сумерек, огня, молний и близнецов, повелитель монстров, несчастий, смерти, болезней и уродств.
Ксолотль, изображенный в Кодексе Борджиа
Другие имена Злой близнец, Ксолоитцкуинтли, Ксолоитцкуинтли, Ксоло
Обитель Миктлан (Подземный мир) [ 1 ]
Планета Венера (Вечерняя звезда) Меркурий (Кодекс Борджиа)
Символ Ксолоитцкуинтли
Пол Мужской
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки ( Науа )
Генеалогия
Родители Мишкоатль и Чимальма (Кодекс Чимальпопока) [ 1 ]
Братья и сестры Кецалькоатль (Кодекс Чимальпопока) [ 1 ]
Супруга Никто
Дети Никто

В ацтекской мифологии Ксолотль ( Произношение на науатле: [ˈʃolot͡ɬ] ) был богом огня и молнии . Его обычно изображали в виде человека с головой собаки, и он был проводником душ умерших. [ 2 ] Он также был богом близнецов , монстров, смерти, несчастий, болезней и уродств. Ксолотль — собачий брат и близнец Кетцалькоатля . [ 3 ] эта пара - сыновья девственницы Чимальмы . Он является темным олицетворением Венеры , вечерней звезды, и ассоциировался с небесным огнем. аксолотль В его честь назван .

Мифы и функции

[ редактировать ]
Статуя Ксолотля выставлена ​​в Национальном музее антропологии в Мехико .
Codex Borbonicus (стр. 16) Ксолотль изображен как спутник Заходящего Солнца. [ 4 ] Он изображен с ножом во рту, символом смерти. [ 5 ]

Ксолотль был зловещим богом чудовищ , носящим спирально скрученный драгоценный камень ветра и украшения для ушей Кетцалькоатля. [ 6 ] Его работа заключалась в защите Солнца от опасностей подземного мира. Как двойник Кетцалькоатля, он носит свой похожий на раковину эхекаилакакоскатль или драгоценный камень ветра. Ксолотль сопровождал Кетцалькоатля в Миктлан , страну мёртвых, или подземный мир, чтобы забрать кости тех, кто населял предыдущий мир (Науи Атль), чтобы создать новую жизнь для нынешнего мира, Науи Оллин , солнца движения. В каком-то смысле это воссоздание жизни воспроизводится каждую ночь, когда Ксолотль ведет солнце через подземный мир. В тональпоуалли Шолотль управляет днем ​​Оллином (движением) и тресеной 1 -Козкакуаутли (стервятником). [ 7 ]

Его пустые глазницы объяснены в легенде о Теотиуакане , в которой боги решили принести себя в жертву ради вновь созданного солнца. Ксолотль отказался от этого жертвоприношения и плакал так сильно, что его глаза выпали из орбит. [ 8 ] Согласно сотворению, описанному во Флорентийском кодексе , после того, как Пятое Солнце было первоначально создано, оно не двигалось. В результате Эхекатль («Бог Ветра») начал убивать всех других богов, чтобы заставить вновь созданное Солнце прийти в движение. Ксолотль, однако, не желал умирать, чтобы дать движение новому Солнцу. Ксолотль превратился в молодое растение кукурузы с двумя стеблями (ксолотль), двойное растение магуи (мексолотль) и земноводное животное ( аксолотль ). Таким образом, Ксолотль является главным трансформером. В конце концов, Эхекатлю удалось найти и убить Ксолотля. [ 9 ]

В искусстве Ксолотля обычно изображали в виде человека с собачьей головой, скелета или деформированного монстра с перевернутыми ногами. Курильница в виде скелета собаки изображает Ксолотля. [ 10 ] Будучи психопомпом , Ксолотль сопровождал мертвых в их путешествии в Миктлан, в загробную жизнь мифах. Его две формы духовных животных — это собака Ксолоитцкуинтли и вид водной саламандры, известный как Аксолотль . [ 11 ] Ксолос служили спутниками ацтеков в этой жизни, а также в загробной жизни, поскольку в ацтекских захоронениях было найдено множество останков собак и скульптур, в том числе в главном храме Теночтитлана . Собак часто приносили в ритуальные жертвоприношения, чтобы они могли сопровождать своего хозяина в его путешествии по Миктлану, подземному миру. [ 12 ] Их основной обязанностью было помочь своим владельцам переправиться через глубокую реку. Не исключено, что найденные в захоронениях скульптуры собак тоже предназначались для помощи людям в этом путешествии. Ксолоитцкуинтли — официальное название мексиканской голой собаки (также известной как Perro pelón mexicano на мексиканском испанском языке ), доколумбовой породы собак из Мезоамерики, возникшей более 3500 лет назад. [ 13 ] Это одна из многих местных пород собак в Америке , и ее часто путают с перуанской голой собакой . Название «Ксолоитцкуинтли» отсылает к Ксолотлю, поскольку миссией этой собаки было сопровождать души умерших в их путешествии в вечность . Название «Аксолотль» происходит от науатля, языка ацтеков. Один перевод названия связывает аксолотля с ксолотлем. Самый распространенный перевод — «водяная собака». «Атл» для воды и «Шолотль» для собаки. [ 14 ]

В ацтекском календаре правителем дня Ицкуинтли («Собака») является Миктлантекутли , бог смерти и повелитель Миктлана, загробной жизни. [ 15 ]

Источник

[ редактировать ]
Кодекс Борджиа (стр. 38) Ксолотль с Ксиукоатлем «Огненный змей»

Ксолотль иногда изображается несущим факел в сохранившихся кодексах майя , которые отсылают к традиции майя, согласно которой собака приносила человечеству огонь. [ 16 ] В кодексах майя собака явно ассоциируется с богом смерти, бури и молнии. [ 17 ] Ксолотль, по-видимому, имеет родство с собакой-молнией сапотеков и майя и может представлять собой молнию, спускающуюся из грозовой тучи , вспышку, отражение которой вызывает ошибочное представление о том, что молния «двойная», и заставляет их предполагать связь между молнией и близнецами. [ 18 ]

Ксолотль возник в южных регионах и может представлять собой огонь, нисходящий с небес, или свет, пылающий в небесах. [ 19 ] Ксолотль изначально был названием молниеносного зверя племени майя, часто принимавшего форму собаки. [ 8 ] Собака играет важную роль в рукописях майя. Он — зверь-молния, который устремляется с небес с факелом в руке. [ 20 ] Ксолотль изображается непосредственно в виде собаки и отличается нагрудным орнаментом Кетцалькоатля как божество воздуха и четырех направлений ветра. Ксолотля следует считать эквивалентом зверя, сбежавшего с небес из манускрипта майя. [ 21 ] Собака — животное мёртвых и, следовательно, Места Теней. [ 18 ]

Оллин и Ксолотль

[ редактировать ]
Каменная скульптура, изображающая голову ацтекского бога Ксолотля. « Важной фигурой в ритуалах, связанных с богом Кетцалькоатлем, является Ксолотль, его близнец, своеобразный бог в форме собаки, узнаваемый по множеству морщин на священном клыке и двум прямоугольным выступам на голове, связывающим его с небесным клыком. огонь. "
Символ дня Оллин в Кодексе Борджиа (стр. 10)

Эдуард Селер связывает изображение Ксолотля в виде собаки с верой в то, что собаки сопровождают души умерших в Миктлан. Он находит еще одно свидетельство связи между Ксолотлем, собаками, смертью и Миктланом в том факте, что мезоамериканцы считали близнецов неестественными чудовищами и, следовательно, обычно убивали одного из двух близнецов вскоре после рождения. Селер предполагает, что Ксолотль представляет собой убитого близнеца, живущего во тьме Миктлана, а Кетцалькоатль («Драгоценный близнец») представляет собой выжившего близнеца, живущего в свете солнца . [ 9 ]

В рукописях напротив образа Ксолотля находится заходящее солнце, пожираемое землей. [ 22 ] Кетцалькоатль и Ксолотль представляют собой двойные фазы Венеры как утренней и вечерней звезды соответственно. Кетцалькоатль как утренняя звезда действует как предвестник восхода (возрождения) Солнца каждый рассвет , Шолотль как вечерняя звезда действует как предвестник захода (смерти) Солнца в каждом сумраке . Таким образом, они разделяют единый процесс циклической трансформации жизни и смерти на две фазы: одна ведёт от рождения к смерти, другая — от смерти к рождению. [ 9 ]

Шолотль был покровителем мезоамериканской игры в мяч . Некоторые ученые утверждают, что игра с мячом символизирует опасное и неопределенное ночное путешествие Солнца по подземному миру. [ 9 ] Ксолотль может помочь в возрождении Солнца, поскольку он обладает способностью входить в подземный мир и выходить из него. [ 9 ] В нескольких рукописях Шолотль изображен сражающимся в этой игре против других богов. Например, в Кодексе Мендосы мы видим, как он играет с богом луны, и можем узнать его по знаку Оллин, который его сопровождает, и по выколотому глазу, которым заканчивается этот символ. Селер считает, что «корень названия оллин подсказал мексиканцам движение резинового мяча олли и, как следствие, игру с мячом». [ 23 ]

Оллин — это пульсирующее, колеблющееся и центрирующее движение-изменение. Его типичными проявлениями являются прыгающие мячи , пульсирующее сердцебиение, родовые схватки, землетрясения , взмахи крыльев бабочки, волнообразное движение уточной ткани при ткачестве и колеблющийся путь Пятого Солнца над и под поверхностью Земли. Оллин — это движение-изменение циклического завершения. [ 24 ]

Нефритовая статуя скелета Ксолотля, несущего солнечный диск с изображением Солнца на спине. [ 25 ] [ 26 ] (называемый «Ночной путешественник») кратко изображает роль Ксолотля в помощи Солнцу в процессе смерти, беременности и возрождения. Связь Ксолотля с изменением движения оллинов предполагает, что правильное завершение и беременность должны вызывать изменение движения оллинов. Разложение и интеграция в форме оллина (т. е. смерть) способствуют составу и интеграции в форме оллина (т. е. возрождению и обновлению). [ 9 ]

Нанауацин и Шолотль

[ редактировать ]
Кодекс Борджиа (стр. 34) Шолотль приносит жертву богу дождя. В святилище Красного Храма наконец рождается Солнце. На фоне сплошного красного диска воин сверлит огонь на груди лежащей фигуры. Из дыма появляется красное солнечное божество с драгоценным камнем ветра. Сразу справа в храме восседает божество. Теперь у него есть собачьи когти, собачья маска для рта, драгоценный камень ветра и расширенный глаз, которые идентифицируют его как красного Ксолотля. Он также носит Солнце на своей спине. [ 27 ]
Кодекс Борджиа (стр. 47): собака Ксолотль сопровождает антропоморфного аватара Ксолотля. [ 28 ]

существует тесная связь Между Ксолотлем и Нанауацином . [ 29 ] Ксолотль, вероятно, идентичен Нанауатлю (Нанауацин). [ 30 ] Селер характеризует Нанауацина («Маленький, покрытый прыщами»), деформированного сифилисом , как аспект Ксолотля в его качестве бога монстров, деформирующих болезней и уродств. [ 9 ] Сифилитический бог Нанауацин — аватар Шолотля. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. ISBN  970-07-3149-9 .
  2. ^ Джонс 2008 , с. 25
  3. ^ Милбрат 2013 , с. 83
  4. ^ Милбрат 2013 , с. 84
  5. ^ Нейман 1975 , с. 16
  6. ^ Селер 2010 , с. 290
  7. ^ «Ксолотль, Близнец» . azteccalendar.com.
  8. ^ Перейти обратно: а б Селер 2010 , с. 94
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маффи 2013 , Олин и Ксолотль
  10. ^ Винер, Джеймс Блейк. «Ксолотль (Иллюстрация)» . Энциклопедия всемирной истории .
  11. ^ «История Пятого Солнца» . mexicolore.co.uk.
  12. ^ "Собака" . mexicolore.co.uk.
  13. ^ «О Ксолосе» . xoloitzcuintliclubofamerica.org. Архивировано из оригинала 07 января 2019 г. Проверено 31 января 2016 г.
  14. ^ "Введение" . axolotl.org.
  15. ^ «Миктлантекутли» . azteccalendar.com .
  16. ^ Нейман 1975 , с. 19
  17. ^ Джонсон 1994 , с. 118
  18. ^ Перейти обратно: а б Спенс 2015 , с. 276
  19. ^ Селер 2010 , с. 65
  20. ^ Селер 2010 , с. 45
  21. ^ Селер 2010 , с. 46
  22. ^ Селер 2010 , с. 66
  23. ^ Спенс 2015 , с. 275
  24. ^ «Ацтекская философия» . mexicolore.co.uk.
  25. ^ «Скелетированное божество» . Latinamericastudies.org.
  26. ^ «Статуя Ксолотля, вид сзади» . Gettyimages.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2020 г. Проверено 1 февраля 2016 г.
  27. ^ Бун 2013 [ необходимы страницы ]
  28. ^ Милбрат 2013 , с. 57
  29. ^ Бун 1985 , с. 132
  30. ^ Спенс 1994 , с. 93
  31. ^ Суили 1999 , с. 120
  • Селер, Эдуард (2010). Древности Мексики и Центральной Америки, календарные системы и история . перевод Чарльза П. Боудича. Кессинджер Паблишинг, ООО. ISBN  978-1-169-14785-0 .
  • Милбрат, Сьюзен (2013). Небо и Земля в Древней Мексике: астрономия и сезонные циклы в Кодексе Борджиа . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-74373-1 .
  • Нойманн, Франке Дж. (апрель 1975 г.). «Дракон и собака: два символа времени в религии науатль». Нумен . 22 (глава 1). Издательство Brill : 1–23. дои : 10.1163/156852775X00103 .
  • Джонс, Кэтрин (2008). Собаки: история, миф, искусство . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-03093-0 .
  • Маффи, Джеймс (2013). Ацтекская философия: понимание мира в движении . Университетское издательство Колорадо. ISBN  978-1-45718-426-0 .
  • Джонсон, Баффи (1994). Повелительница зверей: Богиня и ее священные животные . Внутренние традиции Интернешнл. ISBN  0-89281-523-Х .
  • Спенс, Льюис (1994). Мифы и легенды Мексики и Перу . Сенат; Новое издание. ISBN  1-85958-007-6 .
  • Спенс, Льюис (2015). Магия и тайны Мексики: или тайные тайны и оккультные знания древних мексиканцев и майя (классическое переиздание) . Забытые книги. ISBN  978-1-33045-827-3 .
  • Бун, Элизабет Хилл (1985). Расписная архитектура и полихромная монументальная скульптура в Мезоамерике . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN  0-884-02142-4 .
  • Бун, Элизабет Хилл (2013). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-75656-4 .
  • Суили, Трейси Л. (1999). Проявление власти: гендер и интерпретация власти в археологии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-415-17179-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62459d4f206b6231f292814626fa4d30__1722038340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/30/62459d4f206b6231f292814626fa4d30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xolotl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)