Jump to content

Шиутекутли

Шиутекутли
Отец богов
Бог огня
Шиутекухтли, изображенный в Кодексе Борджиа
Другие имена Тотахцин, Экскозауки, Уэуэхтеотль, Куэзальцин
Обитель Ильуикатль-Теотлатлауко (Одиннадцатое небо)
Кальпулли (центр четырех сторон света)
Пол Мужской
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки ( Науа )
Генеалогия
Родители Создано Тескатлипока [ 1 ] (Кодекс Зумаррага)
Братья и сестры Никто
Супруга Чантико (Кодекс Зумаррага) [ 1 ]
Дети С Чантико : Сиухсосоауки (синий огонь), Сиухкозауки (желтый огонь), Сиухизтак (белый огонь) и Сиухтлатлауки (красный огонь). [ 1 ]
Эквиваленты
Эквивалент Майя Кавиил (Бог К)
Статуя Шиутекутли в Британском музее. [ 2 ]

В ацтекской мифологии Шиутекухтли [ ʃiʍˈteːkʷt͡ɬi] Бирюзовый Лорд» или «Повелитель Огня»), [ 3 ] был богом огня, дня и тепла. [ 4 ] В исторических источниках его называют многими именами, которые отражают его различные аспекты и обитания в трех частях космоса. [ 5 ] Он был повелителем вулканов, [ 6 ] олицетворение жизни после смерти, тепла в холоде ( огне ), света во тьме и еды во время голода. Его также звали Куэзальцин [kʷeˈs̻aɬt͡sin̥] («пламя») и Искозауки [iːʃkoːˈsaʍkiˀ] , [ 7 ] и иногда считается тем же, что и Уэуэтеотль («Старый Бог»), [ 8 ] хотя Шиутекутли обычно изображают молодым божеством. [ 9 ] Его женой была Чальчиутликуэ . Шиутекутли иногда считают проявлением Ометекутли , Владыки Двойственности, и, согласно Флорентийскому кодексу, Шиутекутли считался отцом богов. [ 10 ] который жил в бирюзовой ограде в центре Земли. [ 11 ] Шиутекутли-Уэуэтеотль был одним из старейших и наиболее почитаемых представителей коренного пантеона. [ 12 ] Культ Бога Огня, Года и Бирюзы, возможно, зародился еще в среднем доклассическом периоде. [ 13 ] Бирюза была символическим эквивалентом огня для ацтекских жрецов. [ 14 ] В священном центре каждого ацтекского дома постоянно поддерживался небольшой костер в честь Шиутекутли. [ 14 ]

Слово на языке науатль означает «год» , xihuitl а также «бирюза» и «огонь». [ 11 ] и Шиутекутли был также богом года и времени. [ 15 ] [ 16 ] Концепция «Повелителя года» возникла из ацтекской веры в то, что Шиутекутли была Полярной звездой . [ 17 ] В 260-дневном ритуальном календаре божество было покровителем дня Атл («Вода») и трецены 1 Коатль («1 Змея»). [ 15 ] Шиутекутли также был одним из девяти Повелителей Ночи и управлял первым часом ночи по имени Чипактли («Аллигатор»). [ 18 ] Ученые уже давно подчеркивают, что это огненное божество также обладает водными качествами. [ 13 ] Шиутекутли жил внутри ограды из бирюзовых камней, подкрепляясь бирюзовой птичьей водой. [ 19 ] Он является богом огня по отношению к сторонам света , так же как жаровня для зажигания огня является центром дома или храма. [ 20 ] Шиутекутли был богом-покровителем ацтекских императоров, которые считались его живым воплощением во время их интронизации. [ 21 ] Божество также было одним из богов-покровителей почтака . купечества [ 22 ]

Каменные скульптуры Шиутекутли ритуально хоронились как подношения, а различные статуэтки были обнаружены во время раскопок Великого храма Теночтитлана , с которым он был тесно связан. [ 23 ] Статуэтки божества из храма изображают сидящего мужчину со скрещенными руками. [ 24 ] В храмах Шиутекутли всегда горел священный огонь. [ 25 ] В благодарность за дар огня первый кусок еды от каждого приема пищи бросали в очаг. [ 21 ]

Шиутекутли изображен в Кодексе Борджиа. [ 26 ]

Атрибуты

[ редактировать ]
Маска Шиутекутли из музея ацтекского микстекского или Британского происхождения. [ 9 ]

Лицо Шиутекутли окрашено черно-красным пигментом. [ 16 ] Шиутекутли обычно изображался украшенным бирюзовой мозаикой, с бирюзовой короной правления ксиууицолли на голове и бирюзовой пекторалью-бабочкой на груди. [ 27 ] и он часто носит нисходящую бирюзовую птицу ксиутототль ( Cotinga amabilis ) на лбу и огненного змея ксиукоатля на спине. [ 28 ] У него есть затычки для ушей в виде огненной змеи. [ 12 ] На голове у него бумажная корона, расписанная разными цветами и мотивами. На макушке — брызги зеленых перьев, словно языки пламени костра. [ 12 ] По бокам у него есть пучки перьев, похожие на подвески, ближе к ушам. На спине у него оперение, напоминающее голову дракона, состоящее из желтых перьев с морскими раковинами. [ 12 ] К подъемам ног у него привязаны медные колокольчики. В левой руке он держит щит с пятью зелеными камнями, называемыми хальчихуитами , расположенными в виде креста на тонкой золотой пластинке, покрывавшей почти весь щит. [ 12 ] В правой руке он держит своего рода скипетр, который представляет собой круглую золотую пластину с отверстием посередине и увенчанную двумя шарами, один больше другого, причем меньший имел острие. [ 12 ] Шиутекутли тесно связан с юными воинами и правителем и считался солнечным богом. [ 29 ] Его основными символами являются текпатль (кремень) и мамалхуацин , две палки, которые тёрли друг о друга для зажигания церемониальных костров. [ 30 ] Посох с головой оленя также был атрибутом Шиутекутли, хотя и не исключительно, поскольку мог ассоциироваться также с Шочикецалем и другими божествами. [ 31 ]

Многие атрибуты Шиутекутли связаны с раннего постклассического периода воинами- тольтеками , но четкие изображения бога не встречаются до позднего постклассического периода . [ 28 ] Нагуаль . , или духовная форма Шиутекутли, — это Шиукоатль , Огненный Змей [ 32 ]

Шиутекутли воплощался в теотекуилли , жертвенной жаровне, в которую бросали жертвенных жертв во время церемонии Нового огня . [ 32 ] Это происходило в конце каждого цикла ацтекского календаря (каждые 52 года). [ 33 ] когда считалось, что боги способны разорвать завет с человечеством. В честь Шиутекутли устраивались пиры, чтобы сохранить его благосклонность, а человеческие жертвы сжигались после извлечения их сердца .

Ежегодный фестиваль

[ редактировать ]

отмечался ежегодный фестиваль Шиутекутли В Искалли , 18-я вентена года. [ 34 ] Слово izcalli на языке науатль означает «каменный дом» и относится к зданию, где с середины января по середину февраля сушили и жарили кукурузу. Поэтому весь месяц был посвящен огню. [ 14 ] Ритуалы Искалли приобретали все большее значение каждые четыре года. [ 35 ] Каркасное изображение божества было построено из дерева и богато отделано одеждой, перьями и сложной маской. [ 34 ] Идолу приносили в жертву перепелов, перед ним проливалась их кровь, а копал . в его честь сжигали [ 36 ] В день фестиваля жрецы Шиутекутли весь день танцевали и пели перед своим богом. [ 37 ] За десять дней до праздника люди ловили животных, в том числе млекопитающих, птиц, змей, ящериц и рыбу, чтобы в ночь праздника бросить их в очаг. [ 38 ] На десятый день Искалли, во время праздника под названием huauhquiltamalcualiztli («поедание тамалес из листьев амаранта»), зажигался Новый огонь, обозначающий смену годового цикла и возрождение огненного божества. [ 39 ] Ночью изображение бога освещалось с помощью мамалхуацина . [ 40 ] Пищу употребляли ритуально, в том числе тамале с креветками , после предварительного предложения ее богу. [ 38 ]

Шиутекутли в роли одного из повелителей ночи из Кодекса Борджиа . [ 41 ]

проводилась более торжественная версия фестиваля Каждые четыре года в храме Шиутекутли в Теночтитлане , на которой присутствовали император и его знать. [ 42 ] Рабов и пленников одевали как божество и приносили жертвы в его честь. [ 43 ] В этот день к детям назначали крестных родителей и детям ритуально прокалывали уши. После этого дети, их родители и крестные вместе пообедали. [ 42 ]

Новая огненная церемония

[ редактировать ]

Шиутекутли праздновали часто, но особенно в конце каждого 52-летнего периода. Это было время, когда 365-дневный солнечный и 260-дневный священные календари заканчивались в один и тот же день, и ацтеки праздновали Связывание Годов Церемонией Нового Огня . [ 17 ] Чтобы провести ритуал, жрецы прошли торжественной процессией вверх по Холму Звезды на полуострове недалеко от Кулуакана, ожидая, пока звезда Йоуалтекутли (либо Альдебаран в созвездии Тельца, либо Плеяды в целом) пройдет зенит. Убедившись в этом, они вырывали сердце жертвенной жертвы и разжигали пламя в небольшом деревянном очаге, который помещали в отверстие, оставленное в его груди. Священники использовали метод бурения для создания этого священного пламени. Затем его несли на сосновых палках, чтобы заново зажечь огонь в каждом очаге, включая священные жаровни вечного огня, которых только в столице насчитывалось более 600. [ 44 ]

[ редактировать ]

В наборе из шести почтовых марок, выпущенных Королевской почтой в 2003 году в ознаменование 250-летия Британского музея, была изображена маска Шиутекутли наряду с другими музейными предметами, такими как шлем Саттон-Ху и Хоа Хакананайа . [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН  970-07-3149-9 .
  2. ^ Сайт Британского музея. Архивировано 23 мая 2011 года в Wayback Machine.
  3. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.104. Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.476. Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189.
  4. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.433.
  5. ^ Ольвера, Сильвия Лимон. «Огненные божества». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
  6. ^ Коу и Кунц 2002, стр.55.
  7. ^ Саагун 1577, 1989, стр.47. (Книга I, глава XIII).
  8. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.104.
  9. ^ Jump up to: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.476.
  10. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.104. Леон-Портилья 2002, стр. 25, 26.
  11. ^ Jump up to: а б Матос Моктесума 1988, стр.94.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Лухан 2005, стр.140
  13. ^ Jump up to: а б Лухан 2005, стр.141
  14. ^ Jump up to: а б с Рой 2005, стр.211
  15. ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 190. Смит 1996, 2003, стр. 246–7. Диас и Роджерс 1993, стр. xix.
  16. ^ Jump up to: а б Безанилья 2000, стр.25
  17. ^ Jump up to: а б Бингхэм и Робертс 2010, стр.143.
  18. ^ Диас и Роджерс 1993, стр.xix. Смит 1996, 2003, стр. 248.
  19. ^ Лухан 2005, стр.145.
  20. ^ Лухан 2005, стр.147.
  21. ^ Jump up to: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин, 2002, стр.447.
  22. ^ Коу и Кунц 2002, стр.197.
  23. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 172, 476.
  24. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.172.
  25. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.414.
  26. ^ Диас, Жизель; Роджерс, Алан. Кодекс Борджиа: полноцветная реставрация древней мексиканской рукописи . Дувр. ISBN  9780486275697 .
  27. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189. Барьер Родригес и Лопес Сэндс 2008, с.
  28. ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189.
  29. ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189. Матос Моктесума и Солис Ольгин, 2002, стр. 419-2.
  30. ^ Фернандес 1992, 1996, стр. 104-6.
  31. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.468.
  32. ^ Jump up to: а б Фернандес 1992, 1996, стр.107.
  33. ^ Смит 1996, 2003, стр.249.
  34. ^ Jump up to: а б Лопес Остин 1998, стр.10. Саагун 1577, 1989, стр. 47 (Книга I, Глава XIII).
  35. ^ Лухан 2005, стр.143.
  36. ^ Саагун 1577, 1989, стр.47 (Книга I, Глава XIII).
  37. ^ Саагун 1577, 1989, стр.48 (Книга I, Глава XIII).
  38. ^ Jump up to: а б Лопес Остин 1998, стр.10. Саагун 1577, 1989, стр. 48 (Книга I, Глава XIII).
  39. ^ Лухан 2005, стр.142.
  40. ^ Лопес Остин 1998, стр.10.
  41. ^ Диас и Роджерс 1993, стр.xix, 64.
  42. ^ Jump up to: а б Саагун 1577, 1989, стр. 48-9 (Книга I, Глава XIII).
  43. ^ Лопес Остин 1998, стр.10. Саагун 1577, 1989, стр.98 (Книга II, Глава XVIII).
  44. ^ Рой 2005, стр.316.
  45. ^ Собирайте GBStamps .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1487dc6f90cfd0a0c69ea63e3c5080f1__1704753000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/f1/1487dc6f90cfd0a0c69ea63e3c5080f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xiuhtecuhtli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)