Шиутекутли
Шиутекутли | |
---|---|
Отец богов Бог огня | |
![]() Шиутекухтли, изображенный в Кодексе Борджиа | |
Другие имена | Тотахцин, Экскозауки, Уэуэхтеотль, Куэзальцин |
Обитель | • Ильуикатль-Теотлатлауко (Одиннадцатое небо) • Кальпулли (центр четырех сторон света) |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки ( Науа ) |
Генеалогия | |
Родители | Создано Тескатлипока [ 1 ] (Кодекс Зумаррага) |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | Чантико (Кодекс Зумаррага) [ 1 ] |
Дети | С Чантико : Сиухсосоауки (синий огонь), Сиухкозауки (желтый огонь), Сиухизтак (белый огонь) и Сиухтлатлауки (красный огонь). [ 1 ] |
Эквиваленты | |
Эквивалент Майя | Кавиил (Бог К) |

В ацтекской мифологии Шиутекухтли [ ʃiʍˈteːkʷt͡ɬi] (« Бирюзовый Лорд» или «Повелитель Огня»), [ 3 ] был богом огня, дня и тепла. [ 4 ] В исторических источниках его называют многими именами, которые отражают его различные аспекты и обитания в трех частях космоса. [ 5 ] Он был повелителем вулканов, [ 6 ] олицетворение жизни после смерти, тепла в холоде ( огне ), света во тьме и еды во время голода. Его также звали Куэзальцин [kʷeˈs̻aɬt͡sin̥] («пламя») и Искозауки [iːʃkoːˈsaʍkiˀ] , [ 7 ] и иногда считается тем же, что и Уэуэтеотль («Старый Бог»), [ 8 ] хотя Шиутекутли обычно изображают молодым божеством. [ 9 ] Его женой была Чальчиутликуэ . Шиутекутли иногда считают проявлением Ометекутли , Владыки Двойственности, и, согласно Флорентийскому кодексу, Шиутекутли считался отцом богов. [ 10 ] который жил в бирюзовой ограде в центре Земли. [ 11 ] Шиутекутли-Уэуэтеотль был одним из старейших и наиболее почитаемых представителей коренного пантеона. [ 12 ] Культ Бога Огня, Года и Бирюзы, возможно, зародился еще в среднем доклассическом периоде. [ 13 ] Бирюза была символическим эквивалентом огня для ацтекских жрецов. [ 14 ] В священном центре каждого ацтекского дома постоянно поддерживался небольшой костер в честь Шиутекутли. [ 14 ]
Слово на языке науатль означает «год» , xihuitl а также «бирюза» и «огонь». [ 11 ] и Шиутекутли был также богом года и времени. [ 15 ] [ 16 ] Концепция «Повелителя года» возникла из ацтекской веры в то, что Шиутекутли была Полярной звездой . [ 17 ] В 260-дневном ритуальном календаре божество было покровителем дня Атл («Вода») и трецены 1 Коатль («1 Змея»). [ 15 ] Шиутекутли также был одним из девяти Повелителей Ночи и управлял первым часом ночи по имени Чипактли («Аллигатор»). [ 18 ] Ученые уже давно подчеркивают, что это огненное божество также обладает водными качествами. [ 13 ] Шиутекутли жил внутри ограды из бирюзовых камней, подкрепляясь бирюзовой птичьей водой. [ 19 ] Он является богом огня по отношению к сторонам света , так же как жаровня для зажигания огня является центром дома или храма. [ 20 ] Шиутекутли был богом-покровителем ацтекских императоров, которые считались его живым воплощением во время их интронизации. [ 21 ] Божество также было одним из богов-покровителей почтака . купечества [ 22 ]
Каменные скульптуры Шиутекутли ритуально хоронились как подношения, а различные статуэтки были обнаружены во время раскопок Великого храма Теночтитлана , с которым он был тесно связан. [ 23 ] Статуэтки божества из храма изображают сидящего мужчину со скрещенными руками. [ 24 ] В храмах Шиутекутли всегда горел священный огонь. [ 25 ] В благодарность за дар огня первый кусок еды от каждого приема пищи бросали в очаг. [ 21 ]
Шиутекутли изображен в Кодексе Борджиа. [ 26 ]
Атрибуты
[ редактировать ]Лицо Шиутекутли окрашено черно-красным пигментом. [ 16 ] Шиутекутли обычно изображался украшенным бирюзовой мозаикой, с бирюзовой короной правления ксиууицолли на голове и бирюзовой пекторалью-бабочкой на груди. [ 27 ] и он часто носит нисходящую бирюзовую птицу ксиутототль ( Cotinga amabilis ) на лбу и огненного змея ксиукоатля на спине. [ 28 ] У него есть затычки для ушей в виде огненной змеи. [ 12 ] На голове у него бумажная корона, расписанная разными цветами и мотивами. На макушке — брызги зеленых перьев, словно языки пламени костра. [ 12 ] По бокам у него есть пучки перьев, похожие на подвески, ближе к ушам. На спине у него оперение, напоминающее голову дракона, состоящее из желтых перьев с морскими раковинами. [ 12 ] К подъемам ног у него привязаны медные колокольчики. В левой руке он держит щит с пятью зелеными камнями, называемыми хальчихуитами , расположенными в виде креста на тонкой золотой пластинке, покрывавшей почти весь щит. [ 12 ] В правой руке он держит своего рода скипетр, который представляет собой круглую золотую пластину с отверстием посередине и увенчанную двумя шарами, один больше другого, причем меньший имел острие. [ 12 ] Шиутекутли тесно связан с юными воинами и правителем и считался солнечным богом. [ 29 ] Его основными символами являются текпатль (кремень) и мамалхуацин , две палки, которые тёрли друг о друга для зажигания церемониальных костров. [ 30 ] Посох с головой оленя также был атрибутом Шиутекутли, хотя и не исключительно, поскольку мог ассоциироваться также с Шочикецалем и другими божествами. [ 31 ]
Многие атрибуты Шиутекутли связаны с раннего постклассического периода воинами- тольтеками , но четкие изображения бога не встречаются до позднего постклассического периода . [ 28 ] Нагуаль . , или духовная форма Шиутекутли, — это Шиукоатль , Огненный Змей [ 32 ]
Шиутекутли воплощался в теотекуилли , жертвенной жаровне, в которую бросали жертвенных жертв во время церемонии Нового огня . [ 32 ] Это происходило в конце каждого цикла ацтекского календаря (каждые 52 года). [ 33 ] когда считалось, что боги способны разорвать завет с человечеством. В честь Шиутекутли устраивались пиры, чтобы сохранить его благосклонность, а человеческие жертвы сжигались после извлечения их сердца .
Ежегодный фестиваль
[ редактировать ]отмечался ежегодный фестиваль Шиутекутли В Искалли , 18-я вентена года. [ 34 ] Слово izcalli на языке науатль означает «каменный дом» и относится к зданию, где с середины января по середину февраля сушили и жарили кукурузу. Поэтому весь месяц был посвящен огню. [ 14 ] Ритуалы Искалли приобретали все большее значение каждые четыре года. [ 35 ] Каркасное изображение божества было построено из дерева и богато отделано одеждой, перьями и сложной маской. [ 34 ] Идолу приносили в жертву перепелов, перед ним проливалась их кровь, а копал . в его честь сжигали [ 36 ] В день фестиваля жрецы Шиутекутли весь день танцевали и пели перед своим богом. [ 37 ] За десять дней до праздника люди ловили животных, в том числе млекопитающих, птиц, змей, ящериц и рыбу, чтобы в ночь праздника бросить их в очаг. [ 38 ] На десятый день Искалли, во время праздника под названием huauhquiltamalcualiztli («поедание тамалес из листьев амаранта»), зажигался Новый огонь, обозначающий смену годового цикла и возрождение огненного божества. [ 39 ] Ночью изображение бога освещалось с помощью мамалхуацина . [ 40 ] Пищу употребляли ритуально, в том числе тамале с креветками , после предварительного предложения ее богу. [ 38 ]

проводилась более торжественная версия фестиваля Каждые четыре года в храме Шиутекутли в Теночтитлане , на которой присутствовали император и его знать. [ 42 ] Рабов и пленников одевали как божество и приносили жертвы в его честь. [ 43 ] В этот день к детям назначали крестных родителей и детям ритуально прокалывали уши. После этого дети, их родители и крестные вместе пообедали. [ 42 ]
Новая огненная церемония
[ редактировать ]Шиутекутли праздновали часто, но особенно в конце каждого 52-летнего периода. Это было время, когда 365-дневный солнечный и 260-дневный священные календари заканчивались в один и тот же день, и ацтеки праздновали Связывание Годов Церемонией Нового Огня . [ 17 ] Чтобы провести ритуал, жрецы прошли торжественной процессией вверх по Холму Звезды на полуострове недалеко от Кулуакана, ожидая, пока звезда Йоуалтекутли (либо Альдебаран в созвездии Тельца, либо Плеяды в целом) пройдет зенит. Убедившись в этом, они вырывали сердце жертвенной жертвы и разжигали пламя в небольшом деревянном очаге, который помещали в отверстие, оставленное в его груди. Священники использовали метод бурения для создания этого священного пламени. Затем его несли на сосновых палках, чтобы заново зажечь огонь в каждом очаге, включая священные жаровни вечного огня, которых только в столице насчитывалось более 600. [ 44 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В наборе из шести почтовых марок, выпущенных Королевской почтой в 2003 году в ознаменование 250-летия Британского музея, была изображена маска Шиутекутли наряду с другими музейными предметами, такими как шлем Саттон-Ху и Хоа Хакананайа . [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Сайт Британского музея. Архивировано 23 мая 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Фернандес 1992, 1996, стр.104. Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.476. Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.433.
- ^ Ольвера, Сильвия Лимон. «Огненные божества». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
- ^ Коу и Кунц 2002, стр.55.
- ^ Саагун 1577, 1989, стр.47. (Книга I, глава XIII).
- ^ Фернандес 1992, 1996, стр.104.
- ^ Jump up to: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.476.
- ^ Фернандес 1992, 1996, стр.104. Леон-Портилья 2002, стр. 25, 26.
- ^ Jump up to: а б Матос Моктесума 1988, стр.94.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лухан 2005, стр.140
- ^ Jump up to: а б Лухан 2005, стр.141
- ^ Jump up to: а б с Рой 2005, стр.211
- ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 190. Смит 1996, 2003, стр. 246–7. Диас и Роджерс 1993, стр. xix.
- ^ Jump up to: а б Безанилья 2000, стр.25
- ^ Jump up to: а б Бингхэм и Робертс 2010, стр.143.
- ^ Диас и Роджерс 1993, стр.xix. Смит 1996, 2003, стр. 248.
- ^ Лухан 2005, стр.145.
- ^ Лухан 2005, стр.147.
- ^ Jump up to: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин, 2002, стр.447.
- ^ Коу и Кунц 2002, стр.197.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 172, 476.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.172.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.414.
- ^ Диас, Жизель; Роджерс, Алан. Кодекс Борджиа: полноцветная реставрация древней мексиканской рукописи . Дувр. ISBN 9780486275697 .
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189. Барьер Родригес и Лопес Сэндс 2008, с.
- ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189.
- ^ Миллер и Таубе 1993, 2003, стр.189. Матос Моктесума и Солис Ольгин, 2002, стр. 419-2.
- ^ Фернандес 1992, 1996, стр. 104-6.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.468.
- ^ Jump up to: а б Фернандес 1992, 1996, стр.107.
- ^ Смит 1996, 2003, стр.249.
- ^ Jump up to: а б Лопес Остин 1998, стр.10. Саагун 1577, 1989, стр. 47 (Книга I, Глава XIII).
- ^ Лухан 2005, стр.143.
- ^ Саагун 1577, 1989, стр.47 (Книга I, Глава XIII).
- ^ Саагун 1577, 1989, стр.48 (Книга I, Глава XIII).
- ^ Jump up to: а б Лопес Остин 1998, стр.10. Саагун 1577, 1989, стр. 48 (Книга I, Глава XIII).
- ^ Лухан 2005, стр.142.
- ^ Лопес Остин 1998, стр.10.
- ^ Диас и Роджерс 1993, стр.xix, 64.
- ^ Jump up to: а б Саагун 1577, 1989, стр. 48-9 (Книга I, Глава XIII).
- ^ Лопес Остин 1998, стр.10. Саагун 1577, 1989, стр.98 (Книга II, Глава XVIII).
- ^ Рой 2005, стр.316.
- ^ Собирайте GBStamps .
Ссылки
[ редактировать ]- Баррера Родригес, Рауль; Габино Лопес Аренас (сентябрь – октябрь 2008 г.). «Находки на церемониальном месте Теночтитлана» (PDF) . Мексиканская археология (на испанском языке). XVI (93). Мексика: Редакционные статьи: 18–25. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2010 г.
- Бингхэм, Энн (2010). Южная и мезоамериканская мифология от А до Я. отредактировано Джереми Робертсом. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-60413-414-8 .
- Коу, Майкл Д .; Рекс Кунц (2002). Мексика: от ольмеков до ацтеков (5-е, исправленное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28346-Х . OCLC 50131575 .
- Диас, Жизель; Алан Роджерс (1993). Кодекс Борджиа: полноцветная реставрация древней мексиканской рукописи . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-27569-8 . OCLC 27641334 .
- Фернандес, Адела (1996) [1992]. Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Мехико: Редакция Панорамы. ISBN 968-38-0306-7 . OCLC 59601185 .
- Львиные Ворота, Майкл (июль – август 2002 г.). «Мифы о происхождении в Мезоамерике» (PDF) . Мексиканская археология (на испанском языке). Х (56). Мексика: Издательство Roots: 20–27. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля.
- Лопес Остин, Альфредо (ноябрь – декабрь 1998 г.). «Обряды: игра определений». Мексиканская археология (на испанском языке). VI (34). Мексика: Редакционные статьи: 4–17. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
- Матос Моктесума, Эдуардо (1988). Великий храм ацтеков: Сокровища Теночтитлана . Серия «Новые аспекты античности». Дорис Хейден (пер.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27752-4 . OCLC 17968786 .
- Матос Моктесума, Эдуардо ; Фелипе Солис Ольгин (2002). Ацтеки . Лондон: Королевская академия художеств . ISBN 1-903973-22-8 . OCLC 56096386 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (2003) [1993]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27928-4 . ОСЛК 28801551 .
- Ольвера, Сильвия Лимон. «Огненные божества». Дэвид Карраско (ред.). В Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур. : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431. OLCL 1169898498.
- Саагун, Бернардино де (1989) [1577]. Всеобщая история вещей Новой Испании, Том 1 (на испанском языке). Мехико: Национальный совет по культуре и искусству . ISBN 968-29-2508-8 . OCLC 24728390 .
- Смит, Майкл Э. (2003) [1996]. Ацтеки (второе изд.). Молден, Массачусетс; Оксфорд и Карлтон, Австралия: Blackwell Publishing . ISBN 0-631-23016-5 . OCLC 59452395 .
- Безанилья, Клара (2000). Карманный словарь богов и богинь ацтеков и майя . Публикации Гетти. ISBN 978-1-60606-008-7 .
- Рой, Кристиан (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия, Том 1 . ABC-CLIO, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-57607-089-5 .
- Лопес Лухан, Леонард (2005). Подношения мэра храма Теночтитлана Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-82632-958-5 .
- «250-летие Британского музея» . Собирайте GBStamps . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.