Уэуэтеотль
Huehueteotl ( / ˌ w eɪ w eɪ ˈ t eɪ oʊ t əl / WAY -way- TAY -oh-ṭṭl ; произношение на науатле: [weːweˈteoːt͡ɬ] ) — древнее мезоамериканское божество, фигурирующее в культур , пантеонах доколумбовых особенно в мифологии ацтеков и других регионов Центральной Мексики. варианты написания Huehuetéotl и Uueueteotl Также используются . Хотя изображения и иконография, изображающие Уэуэтеотля, известны в основном в культурах этого региона, они были найдены на других археологических памятниках по всей Мезоамерике, например, в регионе Персидского залива, западной Мексике, на памятниках протоклассической эпохи в высокогорьях Гватемалы, таких как Каминальхую и Позднепостклассический период. памятники на севере полуострова Юкатан (Miller and Taube, 1993:189). Имя Хуэуэтеотль происходит от слов науатль huēhueh [ˈweːweʔ] («старый») и teōtl [ˈteoːt͡ɬ] («бог»). Кажется, это связывает Древнего Бога с некоторыми божествами майя по имени Мам («Дедушка»).
Уэуэтеотль часто считается дублирующим или другим аспектом центрального мексиканского/ ацтекского божества, связанного с огнем , Шиутекутли . В частности, Флорентийский кодекс определяет Уэуэтеотля как альтернативный эпитет Шиутекутли, и, следовательно, это божество иногда называют Шиутекутли-Уэуэтеотль .
Однако Уэуэтеотль обычно изображается как пожилое или даже дряхлое существо, часто с бородой, тогда как внешность Шиутекутли гораздо более молода и энергична, что соответствует его заметной ассоциации с правителями и (юными) воинами. [ 1 ] [ 2 ]
Поклонение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
кодекс Флорентийский [ 3 ] описывает ацтекский религиозный обряд во время ежемесячного праздника Искалли (посвященного Шиутекутли и Тлалоку), когда мальчикам приходилось охотиться на болотах за мелкими водными животными, такими как змеи, ящерицы, лягушки и даже личинки стрекоз, и преподносить их старейшины, служащие хранителями божества огня. В награду за подношения священник давал им приготовленное на пару кукурузное тесто (тамале), начиненное зеленью амаранта. По этому случаю бога изображали молодым с перьями бирюзового цвета и кетцаля для церемониальных целей. Позже в течение месяца он выглядел постаревшим и уставшим, покрытым золотом, черным и красным. Возможно, этим превращением молодого человека в старого можно объяснить тот факт, что в кодексах Шиутекутли предстает энергичным молодым человеком, тогда как его изображения в камне показывают его старым и дряхлым.
В другом, более драматичном и более известном празднике ацтеки вырезали сердца человеческих жертв и сжигали их на углях. В результате люди вернули себе расположение Уэуэтеотля посредством элементов бога — огня и крови .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ * Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 .
- ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Лондон, Великобритания: ДЖИЛС. п. 86. ИСБН 978-1-904832-77-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 г. Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ в Clendinnen, Aztecs, Cambridge UP 1991: 247.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Уэуэтеотлем , на Викискладе?