Оксомоко
Оксомоко [ произношение? ] также известный как Оксомо [1] — ацтекское божество, богиня ночи, астрологии и календаря. Говорят, что Оксомоко и Чипактонал были первой человеческой парой, а ацтеки сравнивали их с Адамом и Евой в отношении человеческого творения и эволюции. [2] [3] У них родился сын по имени Пильцинтекутли , который женился на девушке, дочери Шочикецаля . [4] В пожилом возрасте она была также известна как Ицпапалотль. [ произношение? ] . [3]
Происхождение имени
[ редактировать ]Доктор Рафаэль Тена из INAH переводит имя Оксомоко как «Первая женщина», говоря, что это слово уастеков, преобразованное в науатль. Уксумококс; Уксум (Женщина) и Ококс (Первый).
Изображения
[ редактировать ]Оксомоко и Чипактонал упоминаются в ацтекских летописях Куаутитлана ; они отвечали за календарь. [5] Они также появляются в легендах киче , например, в Пополь Вух . [6] Некоторые ученые, такие как никарагуанский Фернандес де Овьедо-и-Вальдес, утверждают, что Чипактонал на самом деле был женщиной, а Оксомоко - мужчиной, и называли одного из них Тамагастадом. [3] Другие ученые, придерживающиеся никарагуанской точки зрения, такие как Эфраим Джордж Сквайер и Фрэнк Э. Компарато, также утверждают, что Оксомоко был мужчиной, а Ципактонал женщиной, и утверждают, что они были колдунами и волшебниками. [6] Термины науатль четырех шаманов, оставшихся в Тамоанчане, не имеют гендерного различия, за исключением Оксомоко, которая была женщиной. [7] В Кодексе Борбоникус Оксомок, как и Ципактонал, обычно носит на спине табачную тыкву священников. [8] На некоторых изображениях богиня носит маску бабочки и выбрасывает из сосуда кукурузу и бобы. [9] Во Флорентийском кодексе Оксомоко изображен гадающим с помощью завязанных шнуров. [7] , есть примечательная резьба по оксомоко и сипактоналю Рядом с Яутепеком , Морелос . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отилия Меза (1981). Редакция Universo México (ред.). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Мексика. п. 47. ИСБН 968-35-0093-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Остин, Альфредо Лопес (1988). Человеческое тело и идеология: концепции древних науа . Университет Юты Пресс. п. 238. ИСБН 978-0-87480-260-3 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Остин, Альфредо Лопес (1996). Кролик на лице луны: мифология в мезоамериканской традиции . Университет Юты Пресс. стр. 102–6. ISBN 978-0-87480-527-7 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ «Ацтекская космология» . Техасский университет. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Археологический фонд Нового Света (1995). Документы Археологического фонда Нового Света . Археологический фонд Нового Света. п. 227 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сквайер, Эфраим Джордж; Компарато, Фрэнк Э. (1990). Наблюдения по археологии и этнологии Никарагуа . Лабиринтос. п. 29. ISBN 978-0-911437-08-9 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бун, Элизабет Хилл (2007). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Издательство Техасского университета. стр. 24, 25–. ISBN 978-0-292-71263-8 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Мэри Элизабет; Бун, Элизабет Хилл (2005). Раскрашенные книги и знания коренных народов в Мезоамерике: исследования рукописей в честь Мэри Элизабет Смит . Среднеамериканский исследовательский институт. п. 14. ISBN 978-0-939238-99-6 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Новотны, Карл Антон; Эверетт, Джордж А.; Сиссон, Эдвард Б. (2005). Тлакуилолли: стиль и содержание мексиканских иллюстрированных рукописей с каталогом группы Борджиа . Университет Оклахомы Пресс. п. 61. ИСБН 978-0-8061-3653-0 . Проверено 26 октября 2011 г.