Коатликуэ
Коатликуэ | |
---|---|
Мать божеств Богиня плодородия, покровительница жизни и смерти, проводник возрождения. | |
![]() | |
Другие имена | Тетеох Иннан , «божества, их мать»; Иламатеуктли , «старая госпожа»; Тонанцин , «наша мать»; Точих , «наша бабушка»; Cōzcamiyauh , «ожерелье из кукурузных кисточек»; Сиуакоатль , «женщина-змея»; Коатлантонан , «наша мать Коатлана». |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки ( Мексика ) |
Генеалогия | |
Родители | Земля и Земля [ 4 ] |
Братья и сестры | Чимальма и Сочитликуэ (Кодекс Риос) [ 3 ] |
Супруга | Мишкоатль (Флорентийский кодекс) |
Дети | • С Мишкоатлем: Уицилопочтли , Койольшауки и Центзон Уицнауак (Флорентийский кодекс) [ 1 ] • С Камастлем-Микскоатлем или Тонатиу: Центзон Мимикскоа (Кодекс Рамиреса) [ 2 ] |
Коатликуэ ( / k w ɑː t ˈ l iː k w eɪ / ; Классический науатль : cōātlīcue , Произношение на науатле: [koː(w)aːˈt͡ɬiːkʷeː] , «юбка змей»), жена Мишкоуатля , также известного как Тетеох Иннан ( произносится [teːˈtéoʔˈíːnːaːn̥] , «мать божеств») — ацтекская богиня, родившая луну, звезды и Уитцилопочтли , бога солнца и войны. Богини Точи «наша бабушка» и Сиуакоатль «женщина-змея», покровительница женщин, умирающих при родах, также рассматривались как аспекты Коатликуэ.
Этимология
[ редактировать ]Классическое имя богини на науатле может быть переведено как Cōātlīcue , так и Cōātlīcue , от cōātl «змея» и īcue «ее юбка», что примерно означает «[та, у кого] юбка из змей». Имя Тетеох Иннан , от tēteoh , множественного числа от teōtl «бог», + īnnān «их мать», напрямую относится к ее материнской роли.
Мифы
[ редактировать ]Коатликуэ изображается в виде женщины в юбке из извивающихся змей и ожерелье из человеческих сердец, рук и черепов. Ее ноги и руки украшены когтями, а грудь изображена вялой от беременности . Ее лицо образовано двумя обращенными друг к другу змеями, которые символизируют кровь, льющуюся из ее шеи после того, как она была обезглавлена. [ 5 ]
Согласно ацтекской легенде, Коатликуэ однажды волшебным образом забеременела от комка перьев , упавшего на нее, когда она подметала храм. Впоследствии она родила бога Уицилопочтли. Ее дочь, богиня Койольшауки , затем собрала вместе четыреста других детей Коатликуэ и подстрекала их напасть и обезглавить их мать. В тот момент, когда она была убита, бог Уицилопочтли внезапно вышел из ее чрева полностью взрослым и вооруженным для битвы. [ 6 ] Он убил многих своих братьев и сестер, в том числе Койольшауки, которого обезглавил, расчленил и бросил в небо, чтобы тот стал луной . В одном из вариантов этой легенды сам Уицилопочтли является ребенком, зачатым в результате инцидента с комком перьев и рожденным как раз вовремя, чтобы спасти свою мать от вреда.
Сесилия Кляйн утверждает, что знаменитая статуя Коатликуэ в Национальном музее антропологии в Мексике , а также несколько других полных и фрагментарных версий могут представлять собой персонифицированную змеиную юбку. [ 7 ] Речь идет об одной из версий создания нынешнего Солнца. Миф повествует, что нынешнее Солнце началось после того, как божества собрались в Теотиуакане и принесли себя в жертву. Самая известная версия гласит, что Теззиктекатль и Нанауацин сожгли себя, став луной и солнцем. Однако в других версиях к тем, кто принес себя в жертву, добавляется группа женщин, в том числе Коатликуэ. Говорят, что после этого ацтеки поклонялись юбкам этих женщин, которые возвращались к жизни. Таким образом, Коатликуэ обладает творческими аспектами, которые могут уравновешивать черепа, сердца, руки и когти, связывающие ее с земным божеством Тлалтекутли. Земля одновременно поглощает и возрождает жизнь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN 978-607-16-3216-6 .
- ^ Сьюзан Д. Гиллеспи (1989). Короли ацтеков: построение правительства в истории Мексики (на испанском языке). Редакторы XXI века. п. 192. ИСБН 968-23-1874-2 .
- ^ Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. ISBN 968-35-0093-5 .
- ^ Мифология - ацтекские боги. Архивировано 14 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Элиза Налбандян, AllExperts , 13 февраля 2006 г.
- ^ Миллер Искусство Мезоамерики, 2012, стр. 252
- ^ Кляйн, Сесилия Ф. (1 апреля 2008 г.). «Новая интерпретация ацтекской статуи под названием Коатликуэ, «Змеиная юбка» » . Этноистория . 55 (2): 229–250. дои : 10.1215/00141801-2007-062 . ISSN 0014-1801 – через ResearchGate.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Проект Vistas в колледже Смита. Под редакцией Даны Либсон и Барбары Манди.
- Бун, Элизабет Х. «Коатликуэ в Темпло Майор». Древняя Мезоамерика (1999), 10: 189–206 Издательство Кембриджского университета.
- Карбонелл, Ана Мария. «От Льороны до Гритоны: Коатликуэ в феминистских сказках Вирамонтеса и Сиснероса». МЕЛУС 24 (2) Лето 1999 г.: 53–74.
- Сиснерос, Сандра. «Мне приходит в голову, что я творческая/разрушительная богиня Коатликуэ». Обзор Массачусетса 36 (4): 599. Зима 1995 года.
- Де Леон, Энн. «Коатликуэ, или Как написать расчлененное тело». «Записки латиноамериканцев MLN , том 125, номер 2: 259–286, март 2010 г.».
- Дорсфюрер К. «Кетцалькоатль и Коатликуэ в мексиканской мифологии». Cuadernos Hispanoamericanos (449): 6–28 ноября 1987 г.
- Фернандес, Хустино . Коатликуэ. Эстетика древнего местного искусства . Центр философских исследований, УНАМ, Мексика, 1954 год.
- Франко, Жан. «Возвращение Коатликуэ: мексиканский национализм и ацтекское прошлое». Журнал латиноамериканских культурных исследований 13 (2) августа 2004 г.: 205–219.
- Гранзиера, Патриция. «От Коатликуэ до Гваделупе: Образ Великой Матери в Мексике». Исследования мирового христианства 10 (2): 250–273. 2005.
- Леон и Гама, Антонио де. Историческое и хронологическое описание двух камней: они были найдены там в 1790 году во время строительства мощения на главной площади Мексики . Ф. де Суньига-и-Онтиверос, 1792 г.; перепечатка Nabu Press (2011; испанский), ISBN 1-173-35713-0 . Расширенное издание с описаниями дополнительных скульптур (таких как Камень Тизока) под редакцией Карлоса Марии Бустаманте, опубликованное в 1832 году. В 1980-х и 1990-х годах было опубликовано несколько факсимильных изданий. Цифровое издание Библиотеки Конгресса работы Леона-и-Гамы 1792 года о Календарном камне [1]
- Лопес Лухан, Леонардо. «Ла Коатликуэ». Монументальная скульптура Мексики : 115–230. 2012.
- Лопес Лухан, Леонардо. Идол без головы и хвоста: Коатликуэ в конце вице-короля Мексики. Национальная школа, Мехико, 2020 г.
- Пиментель, Луз А. «Экфрасис и культурный дискурс: Коатликуэ в описательных и аналитических текстах (изображения ацтекской богини-матери-земли). NEOHELICON 30 (1): 61–75. 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Коатликуэ, на Викискладе?
- «Осмысление доколумбовой эпохи», Vistas: визуальная культура в испанской Америке, 1520–1820 гг.