Jump to content

Коатликуэ

Коатликуэ
Мать божеств
Богиня плодородия, покровительница жизни и смерти, проводник возрождения.
Другие имена Тетеох Иннан , «божества, их мать»; Иламатеуктли , «старая госпожа»; Тонанцин , «наша мать»; Точих , «наша бабушка»; Cōzcamiyauh , «ожерелье из кукурузных кисточек»; Сиуакоатль , «женщина-змея»; Коатлантонан , «наша мать Коатлана».
Пол Женский
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки ( Мексика )
Генеалогия
Родители Земля и Земля [ 4 ]
Братья и сестры Чимальма и Сочитликуэ (Кодекс Риос) [ 3 ]
Супруга Мишкоатль (Флорентийский кодекс)
Дети • С Мишкоатлем: Уицилопочтли , Койольшауки и Центзон Уицнауак (Флорентийский кодекс) [ 1 ]
• С Камастлем-Микскоатлем или Тонатиу: Центзон Мимикскоа (Кодекс Рамиреса) [ 2 ]

Коатликуэ ( / k w ɑː t ˈ l k w / ; Классический науатль : cōātlīcue , Произношение на науатле: [koː(w)aːˈt͡ɬiːkʷeː] , «юбка змей»), жена Мишкоуатля , также известного как Тетеох Иннан ( произносится [teːˈtéoʔˈíːnːaːn̥] , «мать божеств») — ацтекская богиня, родившая луну, звезды и Уитцилопочтли , бога солнца и войны. Богини Точи «наша бабушка» и Сиуакоатль «женщина-змея», покровительница женщин, умирающих при родах, также рассматривались как аспекты Коатликуэ.

Этимология

[ редактировать ]

Классическое имя богини на науатле может быть переведено как Cōātlīcue , так и Cōātlīcue , от cōātl «змея» и īcue «ее юбка», что примерно означает «[та, у кого] юбка из змей». Имя Тетеох Иннан , от tēteoh , множественного числа от teōtl «бог», + īnnān «их мать», напрямую относится к ее материнской роли.

Коатликуэ изображается в виде женщины в юбке из извивающихся змей и ожерелье из человеческих сердец, рук и черепов. Ее ноги и руки украшены когтями, а грудь изображена вялой от беременности . Ее лицо образовано двумя обращенными друг к другу змеями, которые символизируют кровь, льющуюся из ее шеи после того, как она была обезглавлена. [ 5 ]

Согласно ацтекской легенде, Коатликуэ однажды волшебным образом забеременела от комка перьев , упавшего на нее, когда она подметала храм. Впоследствии она родила бога Уицилопочтли. Ее дочь, богиня Койольшауки , затем собрала вместе четыреста других детей Коатликуэ и подстрекала их напасть и обезглавить их мать. В тот момент, когда она была убита, бог Уицилопочтли внезапно вышел из ее чрева полностью взрослым и вооруженным для битвы. [ 6 ] Он убил многих своих братьев и сестер, в том числе Койольшауки, которого обезглавил, расчленил и бросил в небо, чтобы тот стал луной . В одном из вариантов этой легенды сам Уицилопочтли является ребенком, зачатым в результате инцидента с комком перьев и рожденным как раз вовремя, чтобы спасти свою мать от вреда.

Сесилия Кляйн утверждает, что знаменитая статуя Коатликуэ в Национальном музее антропологии в Мексике , а также несколько других полных и фрагментарных версий могут представлять собой персонифицированную змеиную юбку. [ 7 ] Речь идет об одной из версий создания нынешнего Солнца. Миф повествует, что нынешнее Солнце началось после того, как божества собрались в Теотиуакане и принесли себя в жертву. Самая известная версия гласит, что Теззиктекатль и Нанауацин сожгли себя, став луной и солнцем. Однако в других версиях к тем, кто принес себя в жертву, добавляется группа женщин, в том числе Коатликуэ. Говорят, что после этого ацтеки поклонялись юбкам этих женщин, которые возвращались к жизни. Таким образом, Коатликуэ обладает творческими аспектами, которые могут уравновешивать черепа, сердца, руки и когти, связывающие ее с земным божеством Тлалтекутли. Земля одновременно поглощает и возрождает жизнь.

  1. ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN.  970-07-3149-9 .
  2. ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN  978-607-16-3216-6 .
  3. ^ Сьюзан Д. Гиллеспи (1989). Короли ацтеков: построение правительства в истории Мексики (на испанском языке). Редакторы XXI века. п. 192. ИСБН  968-23-1874-2 .
  4. ^ Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. ISBN  968-35-0093-5 .
  5. ^ Мифология - ацтекские боги. Архивировано 14 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Элиза Налбандян, AllExperts , 13 февраля 2006 г.
  6. ^ Миллер Искусство Мезоамерики, 2012, стр. 252
  7. ^ Кляйн, Сесилия Ф. (1 апреля 2008 г.). «Новая интерпретация ацтекской статуи под названием Коатликуэ, «Змеиная юбка» » . Этноистория . 55 (2): 229–250. дои : 10.1215/00141801-2007-062 . ISSN   0014-1801 – через ResearchGate.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Проект Vistas в колледже Смита. Под редакцией Даны Либсон и Барбары Манди.
  • Бун, Элизабет Х. «Коатликуэ в Темпло Майор». Древняя Мезоамерика (1999), 10: 189–206 Издательство Кембриджского университета.
  • Карбонелл, Ана Мария. «От Льороны до Гритоны: Коатликуэ в феминистских сказках Вирамонтеса и Сиснероса». МЕЛУС 24 (2) Лето 1999 г.: 53–74.
  • Сиснерос, Сандра. «Мне приходит в голову, что я творческая/разрушительная богиня Коатликуэ». Обзор Массачусетса 36 (4): 599. Зима 1995 года.
  • Де Леон, Энн. «Коатликуэ, или Как написать расчлененное тело». «Записки латиноамериканцев MLN , том 125, номер 2: 259–286, март 2010 г.».
  • Дорсфюрер К. «Кетцалькоатль и Коатликуэ в мексиканской мифологии». Cuadernos Hispanoamericanos (449): 6–28 ноября 1987 г.
  • Фернандес, Хустино . Коатликуэ. Эстетика древнего местного искусства . Центр философских исследований, УНАМ, Мексика, 1954 год.
  • Франко, Жан. «Возвращение Коатликуэ: мексиканский национализм и ацтекское прошлое». Журнал латиноамериканских культурных исследований 13 (2) августа 2004 г.: 205–219.
  • Гранзиера, Патриция. «От Коатликуэ до Гваделупе: Образ Великой Матери в Мексике». Исследования мирового христианства 10 (2): 250–273. 2005.
  • Леон и Гама, Антонио де. Историческое и хронологическое описание двух камней: они были найдены там в 1790 году во время строительства мощения на главной площади Мексики . Ф. де Суньига-и-Онтиверос, 1792 г.; перепечатка Nabu Press (2011; испанский), ISBN   1-173-35713-0 . Расширенное издание с описаниями дополнительных скульптур (таких как Камень Тизока) под редакцией Карлоса Марии Бустаманте, опубликованное в 1832 году. В 1980-х и 1990-х годах было опубликовано несколько факсимильных изданий. Цифровое издание Библиотеки Конгресса работы Леона-и-Гамы 1792 года о Календарном камне [1]
  • Лопес Лухан, Леонардо. «Ла Коатликуэ». Монументальная скульптура Мексики : 115–230. 2012.
  • Лопес Лухан, Леонардо. Идол без головы и хвоста: Коатликуэ в конце вице-короля Мексики. Национальная школа, Мехико, 2020 г.
  • Пиментель, Луз А. «Экфрасис и культурный дискурс: Коатликуэ в описательных и аналитических текстах (изображения ацтекской богини-матери-земли). NEOHELICON 30 (1): 61–75. 2003.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 000129e0e00c0366f9117e945152d724__1717785180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/24/000129e0e00c0366f9117e945152d724.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cōātlīcue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)