Уицилопочтли
Уицилопочтли | |
---|---|
Член Тескатлипока | |
Другие имена | Голубой Тескатлипока, Омитеотль, Мекстли, Мекси, Уицитлон, Уицилтон, Цинцуни, Уитци, Уичилобос, Вихилобос, Опочтли, Инакискоатль-Тецкатлипока |
Обитель |
|
Символ | Колибри [1] |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтек , ( Мексика ) |
Фестивали | Панкецалицтли |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры |
|
Дети | Никто |
Эквиваленты | |
Шумерский эквивалент | Энлиль |
эквивалент иудаизма | Яхве |
Греческий эквивалент | Зевс |
Уицилопочтли ( Классический науатль : Уицилопочтли , IPA: [wiːt͡siloːˈpoːt͡ʃt͡ɬi] ) — солнечное и военное божество в жертвоприношения религии ацтеков . [3] Он также был богом-покровителем и ацтеков их столицы Теночтитлана . Он использовал Шиукоатля , огненного змея, в качестве оружия, тем самым также ассоциировав Уицилопочтли с огнем.
Испанцы как записали имя божества Уичилобос . Во время открытия и завоевания Империи ацтеков они писали, что человеческие жертвоприношения были обычным явлением в церемониях поклонения. Подобные события происходили часто по всему региону. Во время проведения в любом из многочисленных храмов обычно приносилось в жертву несколько жертв в день. [4]
Этимология
[ редактировать ]По-прежнему существуют разногласия относительно полного значения имени Уицилопочтли. [5] Обычно считается, что есть два элемента: huītzilin « колибри » и ōpōchtli «левая сторона». Это имя часто переводится как «Колибри-левша» или «Колибри Юга» на том основании, что ацтекская космология связывала юг с левой стороной тела. [6] [7]
Однако Фрэнсис Карттунен отмечает, что в классическом науатле сложные слова обычно стоят в конце , подразумевая, что более точный перевод может быть «левая (или южная) сторона колибри».
Колибри имели духовное значение в культуре ацтеков. Диего Дуран описывает нечто похожее на колибри, спящую на дереве, что-то вроде обычного бедняги . Он пишет: «Кажется, она умерла, но с приходом весны... маленькая птичка возрождается». [8]
Истории происхождения
[ редактировать ]Существует несколько мифологий происхождения, описывающих происхождение божества. Одна история повествует о сотворении космоса и роли Уицилопочтли в нем. Согласно этой легенде, он был младшим сыном из четырех человек: его родители были парой-создателем Ометеотля ( Тонакатекухтли и Тонациуатль ) , а его братьями были Кетцалькоатль («Драгоценный Змей» или «Пернатый Змей Кецаль»), Шипе Тотек («Драгоценный Змей» или «Пернатый Змей Кецаль»), Шипе Тотек (« Наш Господь содрал кожу») и Тескатлипока («Дымящееся зеркало»). Его мать и отец поручили ему и Кетцалькоатлю навести порядок в мире. Вместе Уицилопочтли и Кецалькоатль создали огонь, первых людей мужского и женского пола, Землю и Солнце. [9]
Другая история происхождения повествует о свирепой богине Коатликуэ , которая забеременела, когда ее подметал комок перьев на горе Коатепек («Змеиный холм»; недалеко от Тулы , Идальго ). [10] [11] [12] Другими ее детьми, уже взрослыми, были четыреста мужчин Центцоуицнауа и женское божество Койольшауки . Эти дети, разгневанные тем, как их мать забеременела, сговорились убить ее. [13] Уицилопочтли вырвался из чрева матери в полном вооружении и стал взрослым, или, в других версиях истории, вырвался из чрева и немедленно надел свое снаряжение. [14] Он напал на своих старших братьев и сестру, защищая свою мать, обезглавив сестру и сбросив ее тело с вершины горы. Он также погнался за своими братьями, которые бежали от него и рассеялись по небу. [9]
Уицилопочтли в мифологии рассматривается как солнце, в то время как его многочисленные братья и сестры мужского пола воспринимаются как звезды, а его сестра - как луна. В мировоззрении ацтеков это причина того, что Солнце постоянно гонится за Луной и звездами. Именно поэтому было так важно отдать дань Уицилопочтли в качестве средств к существованию для Солнца. [13] Если бы Уицилопочтли не хватило сил, чтобы сражаться со своими братьями и сестрами, они бы уничтожили свою мать и, следовательно, мир.
История
[ редактировать ]Уицилопочтли был богом-покровителем племени мешика . Первоначально он не имел большого значения для науа , но после возвышения ацтеков Тлакаэлель реформировал их религию и поставил Уицилопочтли на один уровень с Кетцалькоатлем , Тлалоком и Тескатлипокой , сделав его солнечным богом. Благодаря этому Уицилопочтли заменил Нанауацина , солнечного бога из легенды науа. Говорят, что Уицилопочтли постоянно боролся с тьмой и нуждался в питании в виде жертвоприношений, чтобы гарантировать, что солнце переживет 52-летний цикл, который был основой многих мезоамериканских мифов .
Особо святых праздничных дней было 18, и только один из них был посвящен Уицилопочтли. Этот праздничный день, известный как Тошкатль, [15] приходится на пятнадцатый месяц мексиканского календаря. Во время фестиваля пленников и рабов выводили и церемониально убивали. [16]
Каждые 52 года науа боялись, что наступит конец света, как это произошло с четырьмя другими созданиями их легенд. При Тлакаэлеле ацтеки верили, что смогут придать силы Уицилопочтли человеческой кровью и тем самым отсрочить конец света, по крайней мере, еще на 52 года. [ нужна ссылка ]
В книге Рафаэля Тены «El Calendario Mexica y la Cronografia» , опубликованной Национальным институтом антропологии и истории Мексики, автор называет последний день месяца науатль Панкецалицтли датой празднования возрождения Господа Уицилопочтли. вершина Коатепек (Змеиный холм); 9 декабря по юлианскому календарю или 19 декабря по григорианскому календарю с вариантом 18 декабря в високосные годы .
Жертва
[ редактировать ]Ритуальные жертвоприношения и самокровопускание были ключевыми предложениями. Ацтеки ежедневно совершали ритуальное самопожертвование (также называемое самопожертвованием или кровопусканием). [17] Ацтеки верили, что Уицилопочтли необходимо ежедневное питание ( tlaxcaltiliztli ) в виде человеческой крови и сердец и что они, как «люди солнца», должны были обеспечивать Уицилопочтли его пропитанием. [18]
Когда ацтеки приносили людей в жертву Уицилопочтли, жертву клали на жертвенный камень. [19] Затем жрец разрезал живот обсидиановым или кремневым лезвием. [20] Сердце вырывали, все еще бьющееся, и подносили к небу в честь Бога-Солнца. Затем тело спускали вниз по пирамиде, где можно было найти камень Койольшауки. Камень Койольшауки воссоздает историю Койольшауки, сестры Уицилопочтли, которая была расчленена у подножия горы, как и жертвенные жертвы. [21] Тело уносили и либо кремировали, либо передавали воину, ответственному за поимку жертвы. Он либо разрезал тело на куски и отправлял их важным людям в качестве подношения , либо использовал куски для ритуального каннибализма . Таким образом, воин поднимался на одну ступень в иерархии социальных классов ацтеков — системе, которая вознаграждала успешных воинов. [22]
Во время фестиваля Панкецалистли, покровителем которого был Уицилопочтли, жертвенные жертвы были украшены в стиле костюма Уицилопочтли и синей краской для тела, прежде чем их сердца были извлечены в жертву. Также поклонялись изображениям Уицилопочтли, называемым тейксиптла, наиболее значительным из которых было изображение в Темпло Майор, которое было сделано из теста, смешанного с жертвенной кровью. [23]
Воинов, погибших в бою или принесенных в жертву Уицилопочтли, называли кваутека («народ орла»). [18] Война была важным источником как человеческой, так и материальной дани. Человеческая дань использовалась в жертвенных целях, поскольку человеческая кровь считалась чрезвычайно важной и, следовательно, могущественной. Согласно ацтекской мифологии, Уицилопочтли нуждался в крови в качестве пищи, чтобы и дальше сдерживать свою сестру и многих братьев, преследуя их по небу. [24]
- Человеческие жертвоприношения, как показано в Кодексе Мальябекьяно.
Большой Храм
[ редактировать ]Самая важная и влиятельная структура Теночтитлана — Темпло Майор. Его важность как священного центра отражена в том факте, что за двести лет его существования он расширялся спереди одиннадцать раз. [25] Великий храм Теночтитлана был посвящен Уицилопочтли и Тлалоку , богу дождя. XVI века Доминиканский монах Диего Дуран писал: «Эти два бога всегда должны были быть вместе, поскольку считались товарищами равной силы». [26] Темпло Майор представлял собой пирамидальную платформу, на вершине которой находились два храма, один из которых был окрашен в синие полосы, а другой - в красный. Красный храм на южной стороне был посвящен Уицилопочтли, а синий храм на севере был посвящен Тлалоку. [27] То, что эти два божества находились на противоположных сторонах Великого Храма, очень характерно для ацтекской дихотомии, которую представляют эти божества. Тлалок, как бог дождя, олицетворял плодородие и рост, а Уицилопочтли, как бог солнца, олицетворял войну и жертвоприношения. [28]
Камень Койольшауки
[ редактировать ]Камень Койольшауки был найден прямо у подножия лестницы, ведущей к храму Уицилопочтли. По обеим сторонам основания лестницы виднелись две большие ухмыляющиеся змеиные головы. Изображение четкое. Темпло Майор — это изображение Коатепек или Змеиной горы, где произошла божественная битва. Подобно тому, как Уицилопочтли торжествовал на вершине горы, в то время как его сестра была расчленена и развалилась на куски внизу, так и храм и икона Уицилопочтли торжествующе возвышались на вершине Темпло Майор, в то время как резное изображение расчлененной богини лежало далеко внизу. [25] Эта драма жертвенного расчленения ярко повторялась в некоторых подношениях, найденных вокруг камня Койольшауки, в который помещались обезглавленные черепа молодых женщин. Это позволяет предположить, что где-то во второй половине пятнадцатого века при освящении камня произошла ритуальная реконструкция мифа. [29]
Мифология
[ редактировать ]Многие боги в пантеоне божеств ацтеков были склонны любить тот или иной аспект войны. Однако Уицилопочтли был известен как главный бог войны в древней Мексике. [30] Поскольку он был богом-покровителем мексиканцев, ему приписывались как победы, так и поражения народа мексиканцев на поле боя. Людям пришлось принести ему жертвы, чтобы защитить ацтеков от бесконечной ночи. [31]
По словам Мигеля Леона-Портильи , в этом новом видении из Тлакаэлеля воины, погибшие в бою, и женщины, умершие при родах, пойдут служить Уицилопочтли в его дворец (на юге или слева). [32] Судя по описанию во Флорентийском кодексе , Уицилопочтли был настолько ярким, что душам воинов приходилось использовать свои щиты, чтобы защитить глаза. Они могли видеть бога только через отверстия для стрел в своих щитах, поэтому лучше всего его мог видеть самый храбрый воин. Воины и женщины, умершие во время родов, после смерти превращались в колибри и отправлялись на сторону Уицилопочтли. [33]
Как показали точные исследования Йоханны Броды, миф о сотворении мира состоял из «нескольких слоев символизма, начиная от чисто исторического объяснения и заканчивая объяснением с точки зрения космовидения и возможного астрономического содержания». [34] На одном уровне рождение Уицилопочтли и победоносная битва против четырехсот детей отражают характер солнечной области ацтеков, где ежедневный восход солнца рассматривался как небесная битва против луны (Койольшауки) и звезд (Центсон Уицнауа). [29] Другая версия мифа, найденная в исторических хрониках Диего Дюрана и Альварадо Тезозомока, рассказывает историю с сильными историческими аллюзиями и изображает две ацтекские фракции в жестокой битве. Лидер одной группы, Уицилопочтли, побеждает воинов женщины-лидера Койольксау, разрывает им груди и съедает их сердца. [35] Обе версии повествуют о зарождении человеческих жертвоприношений в священном месте Коатепек во время расцвета ацтекской нации и при основании Теночтитлана. [25]
Происхождение Теночтитлана
[ редактировать ]Существует несколько легенд и мифов об Уицилопочтли. Согласно Кодексу Обина , ацтеки первоначально пришли из места под названием Ацтлан . Они жили под властью могущественной элиты под названием « Ацтеки Чикомостока ». Уицилопочтли приказал им покинуть Ацтлан и найти новый дом. Он также приказал им никогда не называть себя ацтеками; вместо этого их следует называть «Мексика». [36] Уицилопочтли сопровождал их в путешествии. На какое-то время Уицилопочтли оставил их на попечение своей сестры Малинальшочитль , которая, согласно легенде, основала Малиналько, но ацтеки возмутились ее правлением и отозвали Уицилопочтли. Он усыпил сестру и приказал ацтекам покинуть это место. Когда она проснулась и поняла, что осталась одна, она разозлилась и захотела отомстить. Она родила сына по имени Копил . Когда он вырос, он столкнулся с Уицилопочтли, которому пришлось его убить. Затем Уицилопочтли вырвал свое сердце и бросил его посреди озера Тескоко . Много лет спустя Уицилопочтли приказал ацтекам найти сердце Копила и построить над ним свой город. Знаком будет орел, сидящий на кактусе и пожирающий драгоценную змею, и это место станет их постоянным домом. [37] После долгих путешествий они прибыли в место, которое впоследствии стало Теночтитланом на острове в Лаго Тескоко в долине Мексики.
Иконография
[ редактировать ]В искусстве и иконографии Уицилопочтли мог быть представлен либо в виде колибри , либо в виде антропоморфной фигуры только с перьями на голове и левой ноге, с черным лицом и держащим скипетр в форме змеи и зеркало. Согласно Флорентийскому кодексу, тело Уицилопочтли было выкрашено в синий цвет. [38] В большом храме его статуя была украшена тканью, перьями, золотом и драгоценностями и спрятана за занавесью, чтобы придать ей больше почтения и почитания. В другом варианте говорится, что у него лицо было отмечено желтыми и синими полосами, и он носит с собой огненного змея Ксиукоатля. [39] По легенде, статую должен был уничтожить солдат Хиль Гонсалес де Бенавидес , но ее спас человек по имени Тлатолатль . Статуя появилась несколько лет спустя во время расследования, проведенного епископом Зуммарагой в 1530-х годах, но снова была потеряна. Есть предположение, что статуя до сих пор существует в пещере где-то в долине Анауак .
На любом из найденных изображений у него всегда был сине-зеленый шлем колибри. Фактически, его шлем колибри был единственным предметом, который последовательно определял его как Уицилопочтли, бога Солнца, в художественных изображениях. [40] Обычно его изображают держащим щит, украшенный клубками орлиных перьев, что является данью уважения его матери и истории его рождения. [38] Он также держит в руке синюю змею Шиукоатль в форме атлатля . [41]
Календарь
[ редактировать ]Диего Дуран описал праздник Уицилопочтли. Панкецалицтли (с 9 по 28 ноября) был ацтекским месяцем, посвященным Уицилопочтли. Люди украшали свои дома и деревья бумажными флажками; были ритуальные скачки, шествия, танцы, песни, молитвы и, наконец, человеческие жертвоприношения. Это был один из самых важных ацтекских фестивалей, и люди готовились к нему целый месяц. Они постились и ели очень мало; Статуя бога была сделана из семян амаранта (хуаутли) и меда, а в конце месяца ее разрезали на мелкие кусочки, чтобы каждый мог съесть кусочек бога. После испанского завоевания выращивание амаранта было объявлено вне закона, а некоторые праздники были отнесены к празднованию Рождества . [ нужна ссылка ]
Согласно Кодексу Рамиреса , в Теночтитлане на праздниках были принесены в жертву около шестидесяти пленников. Сообщалось, что жертвоприношения приносились и в других ацтекских городах, включая Тлателолко , Сочимилько и Тескоко , но их число неизвестно, и никакие доступные в настоящее время археологические находки не подтверждают это.
Ацтеки сообщили, что при повторном освящении Великой пирамиды Теночтитлана в 1487 году, посвященной Тлалоку и Уицилопочтли, они принесли в жертву около 20 400 пленников в течение четырех дней. Хотя это утверждение принято некоторыми учеными, оно также считается ацтекской пропагандой. В городе Теночтитлан было 19 алтарей.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN 978-607-16-3216-6 .
- ^ «Тетео» . Теочан . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Берналь Диас дель Кастильо (2012). Подлинная история завоевания Новой Испании . Издательская компания Хакетт, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-60384-817-6 .
- ^ Карттунен, Фрэнсис (1992). Аналитический словарь науатля . Университет Оклахомы Пресс. стр. 91 . ISBN 978-0-8061-2421-6 .
- ^ Хотя этот термин обычно переводят как «колибри-левша» или «южный колибри», существуют разногласия по поводу значения, поскольку ōpōchtli « левая сторона» является модифицированной, а не модификатором, потому что она находится справа, поэтому дословный перевод будет «левая сторона колибри», см., например, F. Karttunen (1983), с. 91
- ^ «Уицилопочтли» . Британская энциклопедия . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Диего Дуран (1971). Книга богов и обрядов . Перевод Фернандо Оркаситаса и Дорис Хейден. Университет Оклахомы Пресс . LCCN 73-88147 .
Шесть месяцев в году [уиццилин] мертв, а шесть жив. И, как я уже говорил, когда оно чувствует приближение зимы, оно подходит к многолетнему лиственному дереву и своим природным инстинктом ищет щель. Он встает на ветку рядом с этой трещиной, просовывает в нее свой клюв как можно глубже и остается там шесть месяцев в году — всю зиму — питаясь эссенцией дерева. Оно кажется мертвым, но с приходом весны, когда дерево обретает новую жизнь и пускает новые листья, маленькая птичка с помощью жизни дерева возрождается. Отсюда он размножается, и поэтому индейцы говорят, что он умирает и возрождается.
- ^ Перейти обратно: а б Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 193. ИСБН 978-0-19-514909-8 .
- ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 216.
- ^ Дуран, Фрай Диего (октябрь 1994 г.) [1581]. История Индии Новой Испании . Перевод Хейдена, Дорис . Университет Оклахомы Пресс . п. 584. ИСБН 978-0-8061-2649-4 .
- ^ Джордан, Дэвид К. (23 января 2016 г.). «Чтения на классическом науатле: убийства Коатликуэ и Койольшауки» . УКСД . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 217.
- ^ «Рождение Уицилопочтли, бога-покровителя ацтеков» (PDF) . Средняя школа Порто . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 194. ИСБН 978-0-19-514909-8 .
- ^ Бринтон, Дэниел (1890). Ригведа Американус . Филадельфия. стр. 18 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Самопожертвование» . www.mexicolore.co.uk . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Уицилопочтли | Ацтекский бог войны и поклонения солнцу | Британника» . www.britanica.com . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Бернардино де Саагун , Historia General de las Cosas de la Nueva España (op. cit.), p. 76
- ^ Саагун, Там же.
- ^ Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония империи: мифы и пророчества в ацтекской традиции . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226094878 . OCLC 8626972 .
- ^ Дюверже, Кристиан (2005). Смертельный цветок: экономика ацтекских жертвоприношений . Фонд экономической культуры . стр. 83–93.
- ^ Бун, Элизабет. «Воплощения ацтекского сверхъестественного: образ Уицилопочтли в Мексике и Европе». Труды Американского философского общества . 79 .
- ^ Смит, Майкл Э. (2011). Ацтеки . Джон Уайли и сыновья.
- ^ Перейти обратно: а б с Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония Империи . Боулдер, Колорадо: Издательство Чикагского университета. п. 167. ИСБН 978-0226094878 .
- ^ Диего Дуран, Книга богов и обрядов
- ^ Картрайт, Марк. «Уицилопочтли» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 221.
- ^ Перейти обратно: а б Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония Империи . Боулдер, Колорадо: Издательство Чикагского университета. п. 167. ИСБН 978-0226094878 .
- ^ Диас де Кастильо, Берналь. Подлинная история завоевания Новой Испании . п. 206. Диас говорит, что, узнав о победе Кортеса над чолулланами, он немедленно приказал принести в жертву богу-воину Уицилопочтли несколько индейцев.
- ^ Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 193. ИСБН 978-0-19-514909-8 .
- ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 211.
- ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 204.
- ^ Брода, Джоанна (2001). Космовидение, ритуал и идентичность коренных народов Мексики . Фонд экономической культуры США. ISBN 9789681661786 .
- ^ Сан-Антон Мунон Чимальпаин, Дон Доминго (1997). Кодекс Чимальпахин, Том 2: Общество и политика в Мексике Теночтитлан, Тлателолко, Тескоко, Кулуакан и другие науа-Альтепетли в Центральной Мексике . Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806129501 .
- ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 187.
- ^ Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканские мифологии: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Саагун, Бернардино. Флорентийский кодекс . Мигель Леон-Портилья. Книга III, Глава 1.
- ^ «Кто такие божества войны и битвы?» . About.com Религия и духовность . Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 г. Проверено 11 февраля 2017 г.
- ^ Прочтите, Ки Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 195. ИСБН 978-0-19-514909-8 .
- ^ «Бог месяца: Уицилопочтли» . Мексикалор .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-3452-9 . OCLC 50090230 .
- Бун, Элизабет Хилл (1989). Воплощения ацтекского сверхъестественного: образ Уицилопочтли в Мексике и Европе . Труды Американского философского общества, том. 79 часть 2. Филадельфия: Американское философское общество . ISBN 978-0-87169-792-9 . ОКЛК 20141678 .
- Бринтон, Дэниел Г. , изд. (1890). Ригведа Американская. Священные песни древних мексиканцев с блеском на науатле ( электронная книга Project Gutenberg № 14993, онлайн-воспроизведение) . Библиотека литературы американских аборигенов Бринтона, № VIII (на английском языке и науатле). Филадельфия: Д. Г. Бринтон. OCLC 6979651 .
- Сан-Антон Мунон Чимальпаин, Дон Доминго (1997). Кодекс Чимальпахин, Том 2: Общество и политика в Мексике Теночтитлан, Тлателолко, Тескоко, Кулуакан и другие науа-Альтепетли в Центральной Мексике . Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-2950-1 .
- Брода, Джоанна (2001). Космовидение, ритуал и идентичность коренных народов Мексики . Фонд экономической культуры США. ISBN 978-968-16-6178-6 .
- Карраско, Дэвид (1982). Кетцалькоатль и ирония империи: мифы и пророчества в ацтекской традиции . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09487-8 . OCLC 0226094871 .
- Коу, Майкл Д .; Рекс Кунц (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28755-2 . OCLC 2008901003 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1963) [1632]. Завоевание Новой Испании . Пингвинская классика. Перевод Дж. М. Коэна (6-е издание (1973 г.) изд.). Хармондсворт, Англия: Penguin Books. ISBN 978-0-14-044123-9 . OCLC 162351797 .
- Диего Дуран (1971). Книга богов и обрядов . Перевод Фернандо Оркаситаса и Дорис Хейден . Университет Оклахомы Пресс . LCCN 73-88147 .
- Эльзи, Уэйн (1991). «Холм на земле, окруженной водой: ацтекская история происхождения и судьбы». История религий 31 (2): 105–149.
- Кляйн, Сесилия, Ф. (2008). «Новая интерпретация ацтекской статуи под названием Коатликуэ, «Змеиная юбка » » Этноистория 55 (2)
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05068-2 . ОСЛК 27667317 .
- Киньонес Кебер, Элоиза (1995). Кодекс Теллериано-Ременсис: Ритуал, гадание и история в иллюстрированном ацтекском манускрипте . Мишель Бессон (илл.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-76901-4 . ОСЛК 29600936 .
- Прочтите, Кей Алмере (1998). Время и жертвоприношение в ацтекском космосе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-33400-8 . ОСЛК 37909790 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Дж. Гонсалес (2002). Справочник по мезоамериканской мифологии: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514909-8 . OCLC 77857686 .
- Саагун, Бернардино де (1950–82) [ок. 1540–85]. Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании, 13 томов. в 12 . тт. I-XII. Чарльз Э. Диббл и Артур Дж. О. Андерсон (ред., перевод, примечания и иллюстрации) (перевод Historia General de las Cosas de la Nueva España, изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико и Солт-Лейк-Сити: Школа американских исследований и Издательство Университета Юты. ISBN 978-0-87480-082-1 . ОСЛК 276351 .
- Спенс, Льюис (1913). Мифы Мексики и Перу (онлайн-воспроизведение под ред.). Лондон: GG Harrap and Co. OCLC 710093 . Проверено 14 мая 2008 г.
- Таубе, Карл А. (1993). Мифы ацтеков и майя (4-е печатное издание Техасского университета). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-78130-6 . OCLC 29124568 .
- Виммер, Алексис (2006). «Словарь классического языка науатль» (онлайн-версия, включающая репродукции из Словаря науатля или мексиканского языка [1885 г.] Реми Симеона ) (на французском языке и науатле).