Jump to content

Уицилопочтли

(Перенаправлено с Уицилопочтли )
Уицилопочтли
Бог войны и воли, Повелитель Солнца и огня.

Бог-покровитель Мексики

Правитель Юга [1]
Член Тескатлипока
Уицилопочтли, изображенный в Кодексе Борбоникус
Другие имена Голубой Тескатлипока, Омитеотль, Мекстли, Мекси, Уицитлон, Уицилтон, Цинцуни, Уитци, Уичилобос, Вихилобос, Опочтли, Инакискоатль-Тецкатлипока
Обитель
Символ Колибри [1]
Пол Мужской
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтек , ( Мексика )
Фестивали Панкецалицтли
Генеалогия
Родители
Братья и сестры
Дети Никто
Эквиваленты
Шумерский эквивалент Энлиль
эквивалент иудаизма Яхве
Греческий эквивалент Зевс

Уицилопочтли ( Классический науатль : Уицилопочтли , IPA: [wiːt͡siloːˈpoːt͡ʃt͡ɬi] ) — солнечное и военное божество в жертвоприношения религии ацтеков . [3] Он также был богом-покровителем и ацтеков их столицы Теночтитлана . Он использовал Шиукоатля , огненного змея, в качестве оружия, тем самым также ассоциировав Уицилопочтли с огнем.

Испанцы как записали имя божества Уичилобос . Во время открытия и завоевания Империи ацтеков они писали, что человеческие жертвоприношения были обычным явлением в церемониях поклонения. Подобные события происходили часто по всему региону. Во время проведения в любом из многочисленных храмов обычно приносилось в жертву несколько жертв в день. [4]

Этимология

[ редактировать ]

По-прежнему существуют разногласия относительно полного значения имени Уицилопочтли. [5] Обычно считается, что есть два элемента: huītzilin « колибри » и ōpōchtli «левая сторона». Это имя часто переводится как «Колибри-левша» или «Колибри Юга» на том основании, что ацтекская космология связывала юг с левой стороной тела. [6] [7]

Однако Фрэнсис Карттунен отмечает, что в классическом науатле сложные слова обычно стоят в конце , подразумевая, что более точный перевод может быть «левая (или южная) сторона колибри».

Колибри имели духовное значение в культуре ацтеков. Диего Дуран описывает нечто похожее на колибри, спящую на дереве, что-то вроде обычного бедняги . Он пишет: «Кажется, она умерла, но с приходом весны... маленькая птичка возрождается». [8]

Истории происхождения

[ редактировать ]
Синие и красные Тескатлипоки в Кодексе Фейервари-Майера .

Существует несколько мифологий происхождения, описывающих происхождение божества. Одна история повествует о сотворении космоса и роли Уицилопочтли в нем. Согласно этой легенде, он был младшим сыном из четырех человек: его родители были парой-создателем Ометеотля ( Тонакатекухтли и Тонациуатль ) , а его братьями были Кетцалькоатль («Драгоценный Змей» или «Пернатый Змей Кецаль»), Шипе Тотек («Драгоценный Змей» или «Пернатый Змей Кецаль»), Шипе Тотек (« Наш Господь содрал кожу») и Тескатлипока («Дымящееся зеркало»). Его мать и отец поручили ему и Кетцалькоатлю навести порядок в мире. Вместе Уицилопочтли и Кецалькоатль создали огонь, первых людей мужского и женского пола, Землю и Солнце. [9]

Другая история происхождения повествует о свирепой богине Коатликуэ , которая забеременела, когда ее подметал комок перьев на горе Коатепек («Змеиный холм»; недалеко от Тулы , Идальго ). [10] [11] [12] Другими ее детьми, уже взрослыми, были четыреста мужчин Центцоуицнауа и женское божество Койольшауки . Эти дети, разгневанные тем, как их мать забеременела, сговорились убить ее. [13] Уицилопочтли вырвался из чрева матери в полном вооружении и стал взрослым, или, в других версиях истории, вырвался из чрева и немедленно надел свое снаряжение. [14] Он напал на своих старших братьев и сестру, защищая свою мать, обезглавив сестру и сбросив ее тело с вершины горы. Он также погнался за своими братьями, которые бежали от него и рассеялись по небу. [9]

Уицилопочтли в мифологии рассматривается как солнце, в то время как его многочисленные братья и сестры мужского пола воспринимаются как звезды, а его сестра - как луна. В мировоззрении ацтеков это причина того, что Солнце постоянно гонится за Луной и звездами. Именно поэтому было так важно отдать дань Уицилопочтли в качестве средств к существованию для Солнца. [13] Если бы Уицилопочтли не хватило сил, чтобы сражаться со своими братьями и сестрами, они бы уничтожили свою мать и, следовательно, мир.

Уицилопочтли, изображенный в Кодексе Товара

Уицилопочтли был богом-покровителем племени мешика . Первоначально он не имел большого значения для науа , но после возвышения ацтеков Тлакаэлель реформировал их религию и поставил Уицилопочтли на один уровень с Кетцалькоатлем , Тлалоком и Тескатлипокой , сделав его солнечным богом. Благодаря этому Уицилопочтли заменил Нанауацина , солнечного бога из легенды науа. Говорят, что Уицилопочтли постоянно боролся с тьмой и нуждался в питании в виде жертвоприношений, чтобы гарантировать, что солнце переживет 52-летний цикл, который был основой многих мезоамериканских мифов .

Особо святых праздничных дней было 18, и только один из них был посвящен Уицилопочтли. Этот праздничный день, известный как Тошкатль, [15] приходится на пятнадцатый месяц мексиканского календаря. Во время фестиваля пленников и рабов выводили и церемониально убивали. [16]

Каждые 52 года науа боялись, что наступит конец света, как это произошло с четырьмя другими созданиями их легенд. При Тлакаэлеле ацтеки верили, что смогут придать силы Уицилопочтли человеческой кровью и тем самым отсрочить конец света, по крайней мере, еще на 52 года. [ нужна ссылка ]

В книге Рафаэля Тены «El Calendario Mexica y la Cronografia» , опубликованной Национальным институтом антропологии и истории Мексики, автор называет последний день месяца науатль Панкецалицтли датой празднования возрождения Господа Уицилопочтли. вершина Коатепек (Змеиный холм); 9 декабря по юлианскому календарю или 19 декабря по григорианскому календарю с вариантом 18 декабря в високосные годы .

Человеческие жертвоприношения, изображенные в Кодексе Лауд

Ритуальные жертвоприношения и самокровопускание были ключевыми предложениями. Ацтеки ежедневно совершали ритуальное самопожертвование (также называемое самопожертвованием или кровопусканием). [17] Ацтеки верили, что Уицилопочтли необходимо ежедневное питание ( tlaxcaltiliztli ) в виде человеческой крови и сердец и что они, как «люди солнца», должны были обеспечивать Уицилопочтли его пропитанием. [18]

Когда ацтеки приносили людей в жертву Уицилопочтли, жертву клали на жертвенный камень. [19] Затем жрец разрезал живот обсидиановым или кремневым лезвием. [20] Сердце вырывали, все еще бьющееся, и подносили к небу в честь Бога-Солнца. Затем тело спускали вниз по пирамиде, где можно было найти камень Койольшауки. Камень Койольшауки воссоздает историю Койольшауки, сестры Уицилопочтли, которая была расчленена у подножия горы, как и жертвенные жертвы. [21] Тело уносили и либо кремировали, либо передавали воину, ответственному за поимку жертвы. Он либо разрезал тело на куски и отправлял их важным людям в качестве подношения , либо использовал куски для ритуального каннибализма . Таким образом, воин поднимался на одну ступень в иерархии социальных классов ацтеков — системе, которая вознаграждала успешных воинов. [22]

Во время фестиваля Панкецалистли, покровителем которого был Уицилопочтли, жертвенные жертвы были украшены в стиле костюма Уицилопочтли и синей краской для тела, прежде чем их сердца были извлечены в жертву. Также поклонялись изображениям Уицилопочтли, называемым тейксиптла, наиболее значительным из которых было изображение в Темпло Майор, которое было сделано из теста, смешанного с жертвенной кровью. [23]

Узников за жертвоприношение награждали.

Воинов, погибших в бою или принесенных в жертву Уицилопочтли, называли кваутека («народ орла»). [18] Война была важным источником как человеческой, так и материальной дани. Человеческая дань использовалась в жертвенных целях, поскольку человеческая кровь считалась чрезвычайно важной и, следовательно, могущественной. Согласно ацтекской мифологии, Уицилопочтли нуждался в крови в качестве пищи, чтобы и дальше сдерживать свою сестру и многих братьев, преследуя их по небу. [24]

Большой Храм

[ редактировать ]

Самая важная и влиятельная структура Теночтитлана — Темпло Майор. Его важность как священного центра отражена в том факте, что за двести лет его существования он расширялся спереди одиннадцать раз. [25] Великий храм Теночтитлана был посвящен Уицилопочтли и Тлалоку , богу дождя. XVI века Доминиканский монах Диего Дуран писал: «Эти два бога всегда должны были быть вместе, поскольку считались товарищами равной силы». [26] Темпло Майор представлял собой пирамидальную платформу, на вершине которой находились два храма, один из которых был окрашен в синие полосы, а другой - в красный. Красный храм на южной стороне был посвящен Уицилопочтли, а синий храм на севере был посвящен Тлалоку. [27] То, что эти два божества находились на противоположных сторонах Великого Храма, очень характерно для ацтекской дихотомии, которую представляют эти божества. Тлалок, как бог дождя, олицетворял плодородие и рост, а Уицилопочтли, как бог солнца, олицетворял войну и жертвоприношения. [28]

Камень Койольшауки

[ редактировать ]

Камень Койольшауки был найден прямо у подножия лестницы, ведущей к храму Уицилопочтли. По обеим сторонам основания лестницы виднелись две большие ухмыляющиеся змеиные головы. Изображение четкое. Темпло Майор — это изображение Коатепек или Змеиной горы, где произошла божественная битва. Подобно тому, как Уицилопочтли торжествовал на вершине горы, в то время как его сестра была расчленена и развалилась на куски внизу, так и храм и икона Уицилопочтли торжествующе возвышались на вершине Темпло Майор, в то время как резное изображение расчлененной богини лежало далеко внизу. [25] Эта драма жертвенного расчленения ярко повторялась в некоторых подношениях, найденных вокруг камня Койольшауки, в который помещались обезглавленные черепа молодых женщин. Это позволяет предположить, что где-то во второй половине пятнадцатого века при освящении камня произошла ритуальная реконструкция мифа. [29]

Мифология

[ редактировать ]

Многие боги в пантеоне божеств ацтеков были склонны любить тот или иной аспект войны. Однако Уицилопочтли был известен как главный бог войны в древней Мексике. [30] Поскольку он был богом-покровителем мексиканцев, ему приписывались как победы, так и поражения народа мексиканцев на поле боя. Людям пришлось принести ему жертвы, чтобы защитить ацтеков от бесконечной ночи. [31]

По словам Мигеля Леона-Портильи , в этом новом видении из Тлакаэлеля воины, погибшие в бою, и женщины, умершие при родах, пойдут служить Уицилопочтли в его дворец (на юге или слева). [32] Судя по описанию во Флорентийском кодексе , Уицилопочтли был настолько ярким, что душам воинов приходилось использовать свои щиты, чтобы защитить глаза. Они могли видеть бога только через отверстия для стрел в своих щитах, поэтому лучше всего его мог видеть самый храбрый воин. Воины и женщины, умершие во время родов, после смерти превращались в колибри и отправлялись на сторону Уицилопочтли. [33]

Как показали точные исследования Йоханны Броды, миф о сотворении мира состоял из «нескольких слоев символизма, начиная от чисто исторического объяснения и заканчивая объяснением с точки зрения космовидения и возможного астрономического содержания». [34] На одном уровне рождение Уицилопочтли и победоносная битва против четырехсот детей отражают характер солнечной области ацтеков, где ежедневный восход солнца рассматривался как небесная битва против луны (Койольшауки) и звезд (Центсон Уицнауа). [29] Другая версия мифа, найденная в исторических хрониках Диего Дюрана и Альварадо Тезозомока, рассказывает историю с сильными историческими аллюзиями и изображает две ацтекские фракции в жестокой битве. Лидер одной группы, Уицилопочтли, побеждает воинов женщины-лидера Койольксау, разрывает им груди и съедает их сердца. [35] Обе версии повествуют о зарождении человеческих жертвоприношений в священном месте Коатепек во время расцвета ацтекской нации и при основании Теночтитлана. [25]

Происхождение Теночтитлана

[ редактировать ]
Основание столицы ацтеков Теночтитлана ; Орел, изображающий Уицилопочтли, выдыхающий атл-тлачинолли (символ войны), восседает на нопальном кактусе . Теокалли Священной войны, скульптура 1325 года.

Существует несколько легенд и мифов об Уицилопочтли. Согласно Кодексу Обина , ацтеки первоначально пришли из места под названием Ацтлан . Они жили под властью могущественной элиты под названием « Ацтеки Чикомостока ». Уицилопочтли приказал им покинуть Ацтлан и найти новый дом. Он также приказал им никогда не называть себя ацтеками; вместо этого их следует называть «Мексика». [36] Уицилопочтли сопровождал их в путешествии. На какое-то время Уицилопочтли оставил их на попечение своей сестры Малинальшочитль , которая, согласно легенде, основала Малиналько, но ацтеки возмутились ее правлением и отозвали Уицилопочтли. Он усыпил сестру и приказал ацтекам покинуть это место. Когда она проснулась и поняла, что осталась одна, она разозлилась и захотела отомстить. Она родила сына по имени Копил . Когда он вырос, он столкнулся с Уицилопочтли, которому пришлось его убить. Затем Уицилопочтли вырвал свое сердце и бросил его посреди озера Тескоко . Много лет спустя Уицилопочтли приказал ацтекам найти сердце Копила и построить над ним свой город. Знаком будет орел, сидящий на кактусе и пожирающий драгоценную змею, и это место станет их постоянным домом. [37] После долгих путешествий они прибыли в место, которое впоследствии стало Теночтитланом на острове в Лаго Тескоко в долине Мексики.

Иконография

[ редактировать ]
Уицилопочтли в Кодексе Борбоникуса.
Шиутекутли в Кодексе Борджиа .

В искусстве и иконографии Уицилопочтли мог быть представлен либо в виде колибри , либо в виде антропоморфной фигуры только с перьями на голове и левой ноге, с черным лицом и держащим скипетр в форме змеи и зеркало. Согласно Флорентийскому кодексу, тело Уицилопочтли было выкрашено в синий цвет. [38] В большом храме его статуя была украшена тканью, перьями, золотом и драгоценностями и спрятана за занавесью, чтобы придать ей больше почтения и почитания. В другом варианте говорится, что у него лицо было отмечено желтыми и синими полосами, и он носит с собой огненного змея Ксиукоатля. [39] По легенде, статую должен был уничтожить солдат Хиль Гонсалес де Бенавидес , но ее спас человек по имени Тлатолатль . Статуя появилась несколько лет спустя во время расследования, проведенного епископом Зуммарагой в 1530-х годах, но снова была потеряна. Есть предположение, что статуя до сих пор существует в пещере где-то в долине Анауак .

На любом из найденных изображений у него всегда был сине-зеленый шлем колибри. Фактически, его шлем колибри был единственным предметом, который последовательно определял его как Уицилопочтли, бога Солнца, в художественных изображениях. [40] Обычно его изображают держащим щит, украшенный клубками орлиных перьев, что является данью уважения его матери и истории его рождения. [38] Он также держит в руке синюю змею Шиукоатль в форме атлатля . [41]

Календарь

[ редактировать ]
Образное европейское изображение ацтекского святилища. На заднем плане восседает идол Уицилопочтли. (1602)

Диего Дуран описал праздник Уицилопочтли. Панкецалицтли (с 9 по 28 ноября) был ацтекским месяцем, посвященным Уицилопочтли. Люди украшали свои дома и деревья бумажными флажками; были ритуальные скачки, шествия, танцы, песни, молитвы и, наконец, человеческие жертвоприношения. Это был один из самых важных ацтекских фестивалей, и люди готовились к нему целый месяц. Они постились и ели очень мало; Статуя бога была сделана из семян амаранта (хуаутли) и меда, а в конце месяца ее разрезали на мелкие кусочки, чтобы каждый мог съесть кусочек бога. После испанского завоевания выращивание амаранта было объявлено вне закона, а некоторые праздники были отнесены к празднованию Рождества . [ нужна ссылка ]

Согласно Кодексу Рамиреса , в Теночтитлане на праздниках были принесены в жертву около шестидесяти пленников. Сообщалось, что жертвоприношения приносились и в других ацтекских городах, включая Тлателолко , Сочимилько и Тескоко , но их число неизвестно, и никакие доступные в настоящее время археологические находки не подтверждают это.

Ацтеки сообщили, что при повторном освящении Великой пирамиды Теночтитлана в 1487 году, посвященной Тлалоку и Уицилопочтли, они принесли в жертву около 20 400 пленников в течение четырех дней. Хотя это утверждение принято некоторыми учеными, оно также считается ацтекской пропагандой. В городе Теночтитлан было 19 алтарей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN.  970-07-3149-9 .
  2. ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN  978-607-16-3216-6 .
  3. ^ «Тетео» . Теочан . Проверено 20 июня 2023 г.
  4. ^ Берналь Диас дель Кастильо (2012). Подлинная история завоевания Новой Испании . Издательская компания Хакетт, Инкорпорейтед. ISBN  978-1-60384-817-6 .
  5. ^ Карттунен, Фрэнсис (1992). Аналитический словарь науатля . Университет Оклахомы Пресс. стр. 91 . ISBN  978-0-8061-2421-6 .
  6. ^ Хотя этот термин обычно переводят как «колибри-левша» или «южный колибри», существуют разногласия по поводу значения, поскольку ōpōchtli « левая сторона» является модифицированной, а не модификатором, потому что она находится справа, поэтому дословный перевод будет «левая сторона колибри», см., например, F. Karttunen (1983), с. 91
  7. ^ «Уицилопочтли» . Британская энциклопедия . Проверено 14 мая 2018 г.
  8. ^ Диего Дуран (1971). Книга богов и обрядов . Перевод Фернандо Оркаситаса и Дорис Хейден. Университет Оклахомы Пресс . LCCN   73-88147 . Шесть месяцев в году [уиццилин] мертв, а шесть жив. И, как я уже говорил, когда оно чувствует приближение зимы, оно подходит к многолетнему лиственному дереву и своим природным инстинктом ищет щель. Он встает на ветку рядом с этой трещиной, просовывает в нее свой клюв как можно глубже и остается там шесть месяцев в году — всю зиму — питаясь эссенцией дерева. Оно кажется мертвым, но с приходом весны, когда дерево обретает новую жизнь и пускает новые листья, маленькая птичка с помощью жизни дерева возрождается. Отсюда он размножается, и поэтому индейцы говорят, что он умирает и возрождается.
  9. ^ Перейти обратно: а б Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 193. ИСБН  978-0-19-514909-8 .
  10. ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 216.
  11. ^ Дуран, Фрай Диего (октябрь 1994 г.) [1581]. История Индии Новой Испании . Перевод Хейдена, Дорис . Университет Оклахомы Пресс . п. 584. ИСБН  978-0-8061-2649-4 .
  12. ^ Джордан, Дэвид К. (23 января 2016 г.). «Чтения на классическом науатле: убийства Коатликуэ и Койольшауки» . УКСД . Проверено 12 августа 2016 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 217.
  14. ^ «Рождение Уицилопочтли, бога-покровителя ацтеков» (PDF) . Средняя школа Порто . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 14 мая 2018 г.
  15. ^ Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 194. ИСБН  978-0-19-514909-8 .
  16. ^ Бринтон, Дэниел (1890). Ригведа Американус . Филадельфия. стр. 18 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ «Самопожертвование» . www.mexicolore.co.uk . Проверено 20 июня 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Уицилопочтли | Ацтекский бог войны и поклонения солнцу | Британника» . www.britanica.com . Проверено 20 июня 2023 г.
  19. ^ Бернардино де Саагун , Historia General de las Cosas de la Nueva España (op. cit.), p. 76
  20. ^ Саагун, Там же.
  21. ^ Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония империи: мифы и пророчества в ацтекской традиции . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0226094878 . OCLC   8626972 .
  22. ^ Дюверже, Кристиан (2005). Смертельный цветок: экономика ацтекских жертвоприношений . Фонд экономической культуры . стр. 83–93.
  23. ^ Бун, Элизабет. «Воплощения ацтекского сверхъестественного: образ Уицилопочтли в Мексике и Европе». Труды Американского философского общества . 79 .
  24. ^ Смит, Майкл Э. (2011). Ацтеки . Джон Уайли и сыновья.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония Империи . Боулдер, Колорадо: Издательство Чикагского университета. п. 167. ИСБН  978-0226094878 .
  26. ^ Диего Дуран, Книга богов и обрядов
  27. ^ Картрайт, Марк. «Уицилопочтли» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 14 мая 2018 г.
  28. ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 221.
  29. ^ Перейти обратно: а б Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония Империи . Боулдер, Колорадо: Издательство Чикагского университета. п. 167. ИСБН  978-0226094878 .
  30. ^ Диас де Кастильо, Берналь. Подлинная история завоевания Новой Испании . п. 206. Диас говорит, что, узнав о победе Кортеса над чолулланами, он немедленно приказал принести в жертву богу-воину Уицилопочтли несколько индейцев.
  31. ^ Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 193. ИСБН  978-0-19-514909-8 .
  32. ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 211.
  33. ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 204.
  34. ^ Брода, Джоанна (2001). Космовидение, ритуал и идентичность коренных народов Мексики . Фонд экономической культуры США. ISBN  9789681661786 .
  35. ^ Сан-Антон Мунон Чимальпаин, Дон Доминго (1997). Кодекс Чимальпахин, Том 2: Общество и политика в Мексике Теночтитлан, Тлателолко, Тескоко, Кулуакан и другие науа-Альтепетли в Центральной Мексике . Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  9780806129501 .
  36. ^ Коу, Майкл Д. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 187.
  37. ^ Прочтите, Кей Алмере (2000). Мезоамериканские мифологии: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 193.
  38. ^ Перейти обратно: а б Саагун, Бернардино. Флорентийский кодекс . Мигель Леон-Портилья. Книга III, Глава 1.
  39. ^ «Кто такие божества войны и битвы?» . About.com Религия и духовность . Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 г. Проверено 11 февраля 2017 г.
  40. ^ Прочтите, Ки Алмере (2000). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 195. ИСБН  978-0-19-514909-8 .
  41. ^ «Бог месяца: Уицилопочтли» . Мексикалор .

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8c34b45932f7ab10076fd710cc8f33b__1721574540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/3b/d8c34b45932f7ab10076fd710cc8f33b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Huītzilōpōchtli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)