Хуан де Сумаррага
Его Превосходительство Дон Хуан де Сумаррага | |
---|---|
Епископ Мексики | |
![]() | |
Провинция | Мехико |
Видеть | Мексика |
Установлено | 20 августа 1530 г. |
Срок закончился | 3 июня 1548 г. |
Предшественник | Никто |
Преемник | Алонсо де Монтуфар , ОП |
Заказы | |
Посвящение | 27 апреля 1533 г. Диего Рибера де Толедо |
Личные данные | |
Рожденный | 1468[?] |
Умер | 3 июня 1548 г. (79–80 лет) Мехико , Новая Испания (современная Мексика ) |
Национальность | ![]() |
Номинал | Римско-католический |
Герб | ![]() |
Хуан де Сумаррага , OFM (1468 — 3 июня 1548) — испанский баскский -францисканец прелат и первый епископ Мексики . региона Он также был первым инквизитором . [ 1 ] Он написал Doctrina breve , первую книгу, опубликованную в Западном полушарии и напечатанную в Мехико в 1539 году. европейцем [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Происхождение и прибытие в Новую Испанию
[ редактировать ]Сумаррага родился в 1468 или 1469 году в дворянской семье, в Дуранго в провинции Бискайя в Испании . Он вступил в францисканский орден , а в 1527 году был хранителем монастыря Абродо. Вскоре после этого он был назначен одним из судей суда по рассмотрению дел ведьм в провинции Басков. Из его сочинений следует, что он смотрел на ведьм просто как на женщин, страдающих галлюцинациями.
К этому времени начали поступать более подробные отчеты о важности завоевания Эрнана Кортеса рекомендовал Сумаррагу , и 20 декабря 1527 года Карл V на пост первого епископа Мексики. Не будучи рукоположенным и имея лишь титул избранного епископа и защитника индейцев , он в сопровождении фра Андреса де Ольмоса покинул Испанию с первыми гражданскими чиновниками, магистратами ( oidores ), к концу августа 1528 года и достиг Мексика, 6 декабря. Тринадцать дней спустя двое из этих судей, Алонсо де Парада и Диего Мальдонадо, люди лет и опыта, умерли. Их компаньоны, Хуан Ортис де Матьенцо и Диего Дельгадильо , приняли на себя их власть, которую также разделял Нуньо де Гусман , пришедший со своих территорий в долине Пануко . Их управление было одной из самых катастрофических эпох в Новой Испании и одной из самых трудных эпох для Сумарраги. [ 3 ]
«Защитник индейцев»
[ редактировать ]
Хотя Сумаррага был назначен епископом 20 августа 1530 года, он был рукоположен только 27 апреля 1533 года. [ 4 ] Сумаррага, как защитник индейцев, пытался защитить их. Его положение было критическим; Испанская монархия не определила ни пределов его юрисдикции, ни его обязанностей как защитника индейцев. Более того, он не получил официального посвящения в епископы и, таким образом, находился в невыгодном положении, когда пытался реализовать свою власть. Индейцы обращались к нему как к покровителю со всевозможными жалобами. Его собственные францисканцы, так долго трудившиеся на благо индейцев, настаивали на том, чтобы он положил конец бесчинствам оидоров . Было ясно, что он, должно быть, вступил в открытый конфликт с чиновниками колонии, опираясь только на свои духовные прерогативы, не вызывавшие никакого уважения со стороны этих безнравственных и беспринципных людей. Некоторые члены других религиозных орденов, возможно, завидуя влиянию францисканцев, поддержали преследование индейцев. Епископ Сумаррага попытался известить испанский суд о ходе событий, но оидоры установили успешную цензуру всех писем и сообщений из Новой Испании. Наконец, баскский («бискейнский») моряк спрятал письмо в восковой лепешке, которую погрузил в бочку с маслом. [ 3 ]
Тем временем в Мексику дошли новости о том, что Кортес был хорошо принят при испанском дворе и собирается вернуться в Новую Испанию. Опасаясь последствий, президент Аудиенсии Нуньо де Гусман покинул Мехико 22 декабря 1529 года и начал свою знаменитую экспедицию в Мичоакан , Халиско и Синалоа . Остальные ойдоры сохранили власть и продолжили свои бесчинства. В начале 1530 года они вытащили из церкви священника и бывшего слугу Кортеса, четвертовали его и подвергли пыткам его слугу. Сумаррага наложил на город интердикт , и францисканцы удалились в Тескоко . На Пасху интердикт был снят, но оидоры были отлучены от церкви на год. 15 июля 1530 года Кортес, получивший теперь титул генерал-капитана Новой Испании, достиг Вера-Крус . Корона назначила новых оидоров , среди них Себастьян Рамирес де Фуэнлеаль , епископ Санто-Доминго , и адвокат Васко де Кирога , который позже стал первым епископом Мичоакана . [ 3 ]
В декабре того же года новая Аудиенсия , ансамбль оидоров , достигла Мексики, а вместе с ней и наступила эпоха мира как для Сумарраги, так и для индейцев. Матиенцо и Дельгадильо были отправлены в Испанию в качестве пленников, но Нуньо де Гусман сбежал, отсутствуя в то время в Синалоа.
Тем временем клевета, распространяемая врагами Сумарраги и сторонниками первого ойдора, подорвала доверие испанского двора, и в мае 1532 года он отплыл с приказом вернуться в Испанию. По прибытии он встретил своего непримиримого врага Дельгадильо, который, хотя и находился под следствием, продолжал свою клевету. В результате обвинений Дельгадильо Карл V приостановил буллу Климента VII, первоначально датированную 2 сентября 1530 года, в которой Сумаррагу назначали епископом. , без труда оправдал свое доброе имя, и он был рукоположен в епископа в Вальядолиде 27 апреля 1533 года Диего Риберой де Толедо , епископом Сеговии , вместе с Франсиско Саморой де Орелло , титулярным епископом Брефни Сумарраге, однако , и Франсиско Солисом , епископом. Дривасто , как соосвящателей. [ 4 ] После еще одного года в Испании, добиваясь выгодных концессий для индейцев, он в октябре 1534 года прибыл в Мексику в сопровождении нескольких механиков и шести учительниц индейских девушек. Он больше не носил титула Защитника индейцев, поскольку считалось, что новые ойдоры будут воздерживаться от злоупотреблений предыдущих режимов. 14 ноября 1535 года, с прибытием первого наместника , Антонио де Мендосы правление новых оидоров закончилось.
Будучи епископом, он был главным освящателем Хуана Лопеса де Сарате , епископа Антекеры, Оахака (1537 г.); Франсиско Маррокин Уртадо , епископ Сантьяго-де-Гватемалы (1537 г.); и Васко де Кирога , епископ Мичоакана (1539 г.). [ 4 ]
Усилия по евангелизации
[ редактировать ]По данным Фрая Торибио де Бенавенте Мотолиния , число крещеных индейцев в Мексике в 1536 году составляло пять миллионов. Множество индейцев, просивших о крещении, которое, как говорят, значительно увеличилось после явления Богоматери Гваделупской в 1531 году, вынудило миссионеров принять особую форму совершения этого таинства. Оглашенные располагались по порядку, дети впереди. Молитвы читались совместно над всеми, к некоторым применялись соль, слюна и т. д., а затем на голову каждого лили воду без использования обычных святых масел или миро . Эта практика не встречала сопротивления, пока миссиями руководили францисканцы, но как только прибыли члены других религиозных орденов и некоторые светские священнослужители, легитимность этих крещений начала подвергаться сомнению. Чтобы положить конец спору, епископ Сумаррага передал дело в Рим , и 1 июня 1537 года Папа Павел III издал буллу Altitudo divini consilii , в которой заявлял, что монахи не согрешили, проводя крещение в такой форме, но постановил, что в будущем его не следует применять таким образом, за исключением случаев острой необходимости.
Еще одна трудность возникла относительно брака. Доколумбовые религии допускали многоженство и бракосочетание наложниц , и когда туземцы были обращены в христианство, возник вопрос о том, какие жены были законными, а какие наложницами, и был ли какой-либо из браков вообще действителен. Францисканцы знали, что при определенных союзах соблюдаются определенные обряды и что в некоторых случаях, когда было желательно разделение или развод, необходимо было получить согласие властей, тогда как в других случаях было достаточно согласия заинтересованных сторон. Они утверждали, что эти обычаи означают, что среди индейцев существуют действительные браки. Другие отрицали, что это было так. Епископ Сумаррага принимал участие во всех этих обсуждениях, пока дело не было передано на рассмотрение Святого Престола. Папа Павел III постановил в «Альтудо» , что обращенные индейцы должны оставить в качестве жены первую женщину, вышедшую замуж.
Третья важная трудность касалась положения светского духовенства (не связанного с орденом) и его привилегий. Адриан VI 9 мая 1522 года издал Карлу V буллу Exponi nobis fecisti , в которой передал свою апостольскую власть во всех вопросах францисканцам и другим нищенствующим орденам, когда они сочли это необходимым для обращения индейцев, за исключением акты, требующие епископской хиротонии. Это положение затрагивало регионы, где не было епископа или где требовалось два или более дней пути, чтобы добраться до него. Папа Павел III утвердил буллу 15 января 1535 года. Епископы обнаружили, что их власть сильно ограничена, и последовала серия собраний, на которых Сумаррага со своей обычной осмотрительностью пытался прийти к взаимопониманию с завсегдатаями, не вступая с ними в открытые столкновения. Различные изменения были приняты с согласия завсегдатаев при условии, что они «не должны ущемлять привилегии завсегдатаев». Поэтому вопрос остался открытым. В 1535 году епископ Сумаррага получил титул и полномочия апостольского инквизитора Мексиканской епархии от Генеральный инквизитор Альваро Манрике, архиепископ Севильи , в том числе и по доставке преступников в светские суды. Он так и не воспользовался этим титулом и не учредил трибунал, хотя предъявил обвинение и передал светскому суду лорду Тескоко, известному как дон Карлос Ометочцин Чичимекатекутли, обвиненному в «возврате к идолопоклонству» и приношении человеческих жертвоприношений.
Тем временем Фрай Лас Касас отправился в Испанию и получил от хунты Вальядолида (1541–1542) одобрение знаменитого « Нуэвас Лейес ». Эти законы окончательно и решительно запретили порабощение индейцев, лишили всех грантов всех корпораций, церковных и светских , а также тех, кто был или был вице-королями , губернаторами или служащими любого рода; предыдущие гранты были сокращены; Индейцев забрали у владельцев, которые с ними плохо обращались; все губернаторы были лишены права « энкомендара » (системы патентов, разрешавшей принудительный труд индейцев); владельцы были вынуждены жить за счет своего имущества; и на всей вновь открытой территории никакие гранты не могли быть предоставлены. Франсиско Тельо де Сандовал , которому было поручено провести в жизнь Новые законы , достиг Мексики 8 марта 1544 года.
Перед ним стояли тяжелейшие трудности. Под действием новых законов оказались почти все испанцы колонии, многие из которых были уже в преклонном возрасте, прошли через весь трудный период завоевания и которых новые законы оставили в крайней нищете. Они обратились к епископу Сумарраге с просьбой ходатайствовать перед Тельо о приостановлении действия приказа до тех пор, пока они не будут рассмотрены испанским судом. Представители колонистов нашли императора Карла V в Мехлине 20 октября 1545 года. В силу объясненной ему ситуации он изменил общее содержание законов так, чтобы, исправляя при этом основные злоупотребления, они не давить слишком сильно на испанцев колонии. Благодаря разумному вмешательству епископа Сумарраги и уступчивости Тельо Мексика, несомненно, была спасена от кровавой гражданской борьбы, которая охватила Перу, из-за соблюдения тех же законов и из которой индейцы оказались в худшем положении, чем раньше.
Спустя годы
[ редактировать ]Последние годы жизни епископа Сумарраги были посвящены осуществлению многочисленных дел, которые он предпринял на благо своей епархии. Среди главных из них следует упомянуть: школу для индийских девочек; знаменитый Colegio de Santa Cruz в Тлателолко ; появление первого печатного станка в Новом Свете ; основание различных больниц, особенно в Мексике и Вера-Крус ; толчок, который он дал промышленности, сельскому хозяйству и промышленности, для чего он привез из Испании обученных механиков и рабочих; и печать многих книг. По просьбе императора Папа Павел III отделил (11 февраля 1546 г.) Мексиканский престол от митрополичьего престола Севильи и учредил Мексиканскую архиепископию , назначив епископа Сумаррагу первым архиепископом и назначив епархии Оахаки , Мичоакана , Тласкалы. , Гватемала и Сьюдад-Реаль-де-Чьяпас, как суфражистки. Быка о назначении была отправлена 8 июля 1548 года, но епископ Сумаррага умер за месяц до этого.
Епископу Зумарраге также приписывают то, что шоколад стал популярным напитком среди европейцев. Община монахинь в Оахаке, узнав рецепт какао, смешанного с сахаром, приготовила его для епископа. До этого молотое какао не использовалось в рационе европейцев. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Ф. Чучиак IV, «Хуан де Сумаррага» в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур , Дэвид Карраско, изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001, том. 3, с. 380-81.
- ^ Мюррей, Стюарт AP (2009). Библиотека: иллюстрированная история (изд. ALA). Нью-Йорк: Издательство Skyhorse. п. 136. ИСБН 9781616084530 .
- ^ Jump up to: а б с «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Хуан де Сумаррага» . www.newadvent.org . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Католическая иерархия: "Архиепископ Хуан де Сумаррага, OFM" получено 11 ноября 2015 г.
- ^ Мерсье, Джеймс. Искушение шоколадом , с. 57, Издательство Ланну, 2008 г. ISBN 9782873865337
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйл, Константин. IV столетие со дня рождения дона Хуана де Сумарраги . Мадрид: Высший совет научных исследований, 1948 г.
- Кампа, Артур Л. «Церковники и индейские языки Новой Испании», Hispanic American Historical Review 11 (1931) 542-550/
- Карреньо, Альберто Мария. Фрай Хуан де Сумаррага. Неопубликованные документы публикуются с введением и примечаниями . Мехико: 1941 год.
- Карреньо, Альберто Мария. «Книги дона Фрая Хуана де Сумарраги», The Americas 5 (1949) 283–285.
- Гарсиа Икасбальсета, Хоакин . Дон Фрай Хуан де Сумаррага: первый епископ и архиепископ Мексики . 2-е издание. 4 тома. Мехико: Порруа, 1947 год.
- Гринлиф, Ричард Э. (1961). Сумаррага и мексиканская инквизиция, 1536–1543 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Академия американской истории францисканцев.
- Гринлиф, Ричард Э. (1969). Мексиканская инквизиция шестнадцатого века . Альбукерке, Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-0130-7 .
- Гринлиф, Ричард Э. Сумаррага и его семья: письма в Бискайю 1536–1548 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Академия американской истории францисканцев, 1979.
- Ханке, Льюис (1949). «Вклад епископа Хуана де Сумарраги в мексиканскую культуру» . Америка . 5 (3): 275–282. дои : 10.2307/977657 . JSTOR 977657 . S2CID 143353644 .
- Химмерих и Валенсия, Роберт (1996) [1991]. Энкомендеро Новой Испании, 1521–1555 гг . Остин: Издательство Техасского университета. п. 266.
- Джонс, Уильям Б. (1967). «Евангелический католицизм в ранней колониальной Мексике: анализ доктрины Кристианы епископа Хуана де Сумарраги» . Америка . 23 (4): 423–432. дои : 10.2307/980498 . ISSN 0003-1615 . JSTOR 980498 . S2CID 143635646 .
- Кинсбрунер, Джей, изд. (2008). Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры (2-е изд.). Детройт: Гейл. п. 525. ИСБН 978-0-684-31270-5 .


- Римско-католические архиепископы Мексики (город)
- Энкомендерос
- 1468 рождений
- 1548 смертей
- Испанские исследователи
- Испанские францисканцы
- Богоматерь Гваделупская
- Политики из Морелоса
- 1528 заведений в Новой Испании
- Римско-католические епископы XVI века в Мексике
- Францисканские епископы
- Баскские римско-католические священники
- Испанские римско-католические епископы в Северной Америке
- Люди из Дуранго, Бискайя