Папа Павел III
Павел III | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 13 октября 1534 г. |
Папство закончилось | 10 ноября 1549 г. |
Предшественник | Климент VII |
Преемник | Юлий III |
Заказы | |
Рукоположение | 26 июня 1519 г. |
Посвящение | 2 июля 1519 г. от Лео X |
Создан кардинал | 20 сентября 1493 г. VI Александр |
Личные данные | |
Рожденный | Алессандро Фарнезе 29 февраля 1468 г. |
Умер | 10 ноября 1549 г. Рим , Папская область | (81 год)
Похороненный | Базилика Святого Петра |
Партнер | Сильвия Руффини (любовница) |
Дети | Пьер Луиджи II Фарнезе Паоло Фарнезе Рануччо Фарнезе Костанца Фарнезе Лукреция Фарнезе |
Предыдущий пост(ы) |
|
Герб | |
Другие папы по имени Павел |
Папские стили Папа Павел III | |
---|---|
Справочный стиль | Его Святейшество |
Разговорный стиль | Ваше Святейшество |
Религиозный стиль | Святой Отец |
Посмертный стиль | Никто |
Часть серии о |
Католик Контрреформация |
---|
Католическая Реформация и Возрождение |
Папа Павел III ( латынь : Паулюс III ; итальянский : Паоло III ; 29 февраля 1468 — 10 ноября 1549), урожденный Алессандро Фарнезе , был главой католической церкви и правителем Папской области с 13 октября 1534 года до своей смерти в ноябре 1549 года. .
Он взошел на папский престол в эпоху после разграбления Рима в 1527 году , когда в католической церкви царила неопределенность по мере развития протестантской Реформации . Его понтификат положил начало католической Реформации на Тридентском соборе в 1545 году и стал свидетелем религиозных войн , в которых император Карл V начал военные кампании против протестантов в Германии. Он признал новые католические религиозные ордена и общества, такие как иезуиты , варнабиты и Конгрегация ораторского искусства . Его усилия были отвлечены кумовством по продвижению власти и состояния его семьи, включая его внебрачного сына Пьера Луиджи Фарнезе .
Павел III был значительным покровителем художников, в том числе Микеланджело , и именно ему Николай Коперник посвятил свой гелиоцентрический трактат.
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера и семья
[ редактировать ]Алессандро Фарнезе родился в 1468 году в Канино , Лацио (тогда часть Папской области), и был старшим сыном Пьера Луиджи I Фарнезе, синьоре ди Монтальто (1435–1487) и его жены Джованны Каэтани. [1] [2] член семьи Каэтани , которая также произвела на свет папу Геласия II и папу Бонифация VIII . Семья Фарнезе процветала на протяжении веков, но именно восхождение Алессандро на папство и его преданность семейным интересам привели к наиболее значительному увеличению богатства и власти семьи.
Алессандро получил гуманистическое образование в Пизанском университете и при дворе Лоренцо Медичи . [3] Первоначально получив образование апостольского нотариуса , он присоединился к Римской курии в 1491 году, а в 1493 году папа Александр VI назначил его кардиналом-дьяконом Санти Косма и Дамиано . Сестра Алессандро, Джулия , по общему мнению, была любовницей Александра VI и, возможно, сыграла важную роль в обеспечении этого назначения для своего брата. По этой причине его иногда насмешливо называли «зятем Борджиа», точно так же, как Джулию высмеивали как «Невесту Христа». Намного позже (в 1535 году) венецианский дворянин Сориано записал, что Алессандро называли кардиналом Френьезе (Кардинал Киска или Кардинал Кунт) из-за родства его сестры с Александром VI. [4]
Будучи молодым священнослужителем, Алессандро вел особенно распутную жизнь, заведя любовницу Сильвию Руффини . Примерно между 1500 и 1510 годами она родила как минимум четверых детей: Костанцу , [1] Пьер Луиджи (позже ставший герцогом Пармским ), [5] Паоло и Рануччо . В июле 1505 года папа Юлий II узаконил двух старших сыновей, чтобы они могли унаследовать родовые поместья Фарнезе. [6] 23 июня 1513 года Папа Лев X опубликовал вторую легитимацию Пьера Луиджи, а также узаконил Рануччо (второй сын Паоло уже умер). [7]
28 марта 1509 года Алессандро был назначен епископом Пармы, хотя он не был рукоположен в священники до 26 июня 1519 года и не рукоположен в епископа до 2 июля 1519 года. Как епископ Пармы, он попал под влияние своего генерального викария Бартоломео Гвидиччони. . Это привело к тому, что Алессандро разорвал отношения со своей любовницей и взял на себя обязательство провести реформы в своей епархии. [8] При Папе Клименте VII (1523–1534) он был назначен кардиналом-епископом Остии и деканом Коллегии кардиналов .
Понтификат
[ редактировать ]Папские выборы
[ редактировать ]После смерти Климента VII в 1534 году он был избран Папой Павлом III 13 октября 1534 года. [9] Фарнезе, который не входил ни в одну из фракций, считался кардиналами очень хорошим выбором, поскольку состояние его здоровья указывало на короткий период папства, который давал этим кардиналам время выбрать подходящего кандидата для будущего конклава. 3 ноября Павел III был официально коронован протодиаконом Инноченцо Кибо .
Возведение в кардиналы его внуков, Алессандро Фарнезе , четырнадцати лет, и Гвидо Асканио Сфорца , шестнадцати лет, вызвало недовольство партии реформ и вызвало протест со стороны императора, но это было прощено, когда вскоре после этого он был введен в Священную коллегию. Реджинальд Поул , Гаспаро Контарини , Якопо Садолето и Джованни Пьетро Караффа [2] ставший Папой Павлом IV .
Политика и религия
[ редактировать ]Четвертый папа в период протестантской Реформации , Павел III стал первым, кто предпринял активные реформаторские меры в ответ на протестантизм. [8] Вскоре после своего возвышения, 2 июня 1536 года, Павел III созвал генеральный совет, который собрался в Мантуе в мае следующего года; но сопротивление протестантских принцев и отказ Федерико II Гонзаги, герцога Мантуи, взять на себя ответственность за поддержание порядка сорвали проект. [2] Павел III сначала отложил проект на год, а затем отказался от всего проекта.
В 1536 году Павел III пригласил комитет из девяти выдающихся прелатов , отличавшихся как ученостью, так и благочестием, для доклада о реформации и восстановлении Церкви. В 1537 году они создали знаменитый Consilium de emendenda ecclesia . [10] разоблачение грубых злоупотреблений в Римской курии, церковном управлении и общественном богослужении; и выдвижение смелых предложений, направленных на искоренение таких злоупотреблений. Отчет был широко напечатан, и Папа серьезно взялся за проблему реформы. Он ясно понимал, что император Карл V не успокоится, пока проблемы не будут решены всерьез.
Но протестантам отчет показался далеко не полным; Мартин Лютер предварял свое издание (1538 г.) виньеткой, на которой кардиналы чистили Авгиеву конюшню Римской церкви лисьими хвостами вместо метл. В итоге никаких результатов из рекомендаций комитета не последовало.
В результате обширной кампании против «идолопоклонства» в Англии , кульминацией которой стал демонтаж святыни святого Фомы Бекета в Кентербери , Папа 17 декабря 1538 года отлучил Генриха VIII от церкви и издал интердикт. [11]
В 1534 году решение Павла III благоприятствовало деятельности купцов всех национальностей и религий из Леванта и позволяло им селиться со своими семьями в Анконе , которая вошла в состав Папской области при его предшественнике Клименте VII – решение, которое помогло сделать Анкона станет процветающим торговым городом на долгие века. Венецианец, путешествовавший по Анконе в 1535 году, записал, что город был «полон купцов всех наций, в основном греков и турок». Во второй половине XVI века присутствие греческих и других купцов из Османской империи сократилось после ряда ограничительных мер, принятых итальянскими властями и папой. [12]
Примерно в это же время возникли семейные осложнения. Чтобы наделить своего внука Оттавио Фарнезе герцогством Камерино , Павел насильно вырвал его у герцога Урбино (1540 г.). Он также начал виртуальную войну со своими подданными и вассалами, введя обременительные налоги. Перуджа , отказавшись от своего повиновения, была осаждена сыном Поля, Пьером Луиджи, и после сдачи полностью лишилась своей свободы. Горожане Колонны были должным образом побеждены, а Асканио был изгнан (1541 г.). После этого казалось, что настало время искоренить ересь.
В 1540 году Церковь официально признала образовавшееся вокруг Игнатия Лойолы новое общество , которое стало Обществом Иисуса . [13] В 1542 году второй этап процесса Контрреформации ознаменовался учреждением или реорганизацией Конгрегации Священной канцелярии инквизиции .
С другой стороны, император настаивал на том, чтобы Рим реализовал его планы по мирному восстановлению немецких протестантов. Папа отправил Джованни Мороне (еще не кардинала) нунцием в Хагенау и Вормс ; Соответственно, в 1540 году а в 1541 году кардинал Гаспаро Контарини принял участие в корректирующих процедурах на Регенсбургской конференции . Именно Контарини предложил знаменитую формулу «только верой мы оправдываемся», которая, однако, не заменила римско-католическое учение о добрых делах. В Риме это определение было отвергнуто на консистории 27 мая, и Лютер заявил, что он может принять его только при условии, что противники признают, что эта формула представляет собой изменение доктрины.
Тем не менее, даже после того, как Регенсбургская конференция оказалась безрезультатной, император настоял на еще большем совете, конечным результатом которого стал Тридентский собор , который был наконец созван 15 марта 1545 года под буллой Laetare Hierusalem .
мира Между тем, после Креспийского (сентябрь 1544 г.) император Карл V (1519–1556) начал силой подавлять протестантизм. В ожидании сейма в Вормсе в 1545 году император заключил договор о совместных действиях с папским легатом кардиналом Алессандро Фарнезе, при этом Павел III согласился помочь в планируемой войне против немецких протестантских князей и поместий. Это быстрое согласие, вероятно, было основано на личных мотивах: поскольку император был занят делами в Германии, момент теперь казался подходящим для Папы, чтобы приобрести для своего сына Пьера Луиджи герцогства Парма и Пьяченца . [5] Хотя они принадлежали Папской области, Павел III планировал преодолеть сопротивление кардиналов, обменяв эти папские герцогства на менее ценные владения Камерино и Непи . Император согласился, приветствуя перспективу получения 12 000 пехоты, 500 кавалеристов и значительных средств от Папы.
В Германии кампания началась на западе, где архиепископ Кельна Герман Видский обратился в протестантизм в 1542 году. Император Карл начал открытую войну против протестантских князей, поместий и городов, входивших в Шмалькальдский союз (см. Филиппа Гессенского ). Германн был отлучен от церкви 16 апреля 1546 года, а в феврале 1547 года император вынудил его отречься от престола. К концу 1546 года Карл V подчинил Южную Германию. Победа в битве при Мюльберге 24 апреля 1547 года установила его имперский суверенитет повсюду в Германии, а два лидера Лиги были взяты в плен. Император объявил Аугсбургский переходный период великодушным компромиссом с побежденными раскольниками.
Хотя император подчинил немецкие протестантские армии, он не смог поддержать территориальные амбиции Папы в отношении своего сына Пьера Луиджи, и отношения между ними охладились. Ситуация дошла до полного разрыва, когда имперский вице-регент Ферранте Гонзага насильно изгнал Пьера Луиджи.
В 1547 году сын Папы был убит в Пьяченце , и Павел III возложил часть вины на императора. Однако в том же году, после того как смерть Франциска I Французского (1515–1547 гг.) лишила Папу потенциального союзника, напряжение обстоятельств вынудило его принять церковные меры во время правления императора.
Что касается наследства убитого принца, реституции которого Павел III требовал якобы от имени Церкви, замыслу Папы помешали император, отказавшийся сдать Пьяченцу, и наследник Пьера Луиджи в Парме Оттавио Фарнезе.
В результате ожесточенной ссоры по этому поводу с кардиналом Фарнезе Павел III в возрасте восьмидесяти одного года настолько переутомился, что последовал приступ болезни, от которой он умер 10 ноября 1549 года.
Павел III оказался неспособен подавить протестантскую Реформацию, хотя именно во время его понтификата была заложена основа Контрреформации . Он издал указ о втором и последнем отлучении Генриха VIII от церкви в декабре 1538 года. Его усилия в Парме привели к Пармской войне через два года после его смерти.
Рабство и Всевышний Бог
[ редактировать ]В мае – июне 1537 года Павел издал буллу Sublimis Deus (также известную как Unigenitus и Veritas ipsa ), описанную Прейном (2008) как «Великую хартию вольностей» по правам человека коренных народов Америки в своей декларации о том, что « Индейцы были людьми, и их нельзя было лишать свободы или имущества». Последующий имплементационный документ Pastorale officium провозглашал автоматическое отлучение от церкви любого, кто не подчинился новому постановлению. [14]
Однако он встретил сильную оппозицию со стороны Совета Вест-Индии и Короны, которые заявили, что это нарушает их права патроната, и в следующем году Папа отменил приказы документом Non Indecens Videtur . [15] Стогре (1992) отмечает, что Sublimis Deus отсутствует в Denzinger , авторитетном сборнике официальных католических учений, а Дэвис (1988) утверждает, что он был аннулирован из-за спора с испанской короной. [16] Однако первоначальный текст буллы продолжал распространяться, и его цитировали Лас Касас и другие, кто поддерживал права индейцев. [17]
По словам Фальковского (2002), Sublimis Deus отменил буллу Александра VI Inter caetera , но при этом оставил колонизаторам обязанность обратить коренное население. [18] [14] Отец Густаво Гутьеррес описывает его как «самый важный папский документ, касающийся положения коренных индейцев и адресованный всем христианам». [19] Максвелл (1975) отмечает, что булла не изменила традиционного учения о том, что порабощение индейцев допустимо, если они считаются «врагами христианского мира», поскольку церковь будет рассматривать это как «справедливую войну». Он далее утверждает, что индийские народы имели полное право на самооборону. [20] Старк (2003) описывает быку как «великолепную» и полагает, что о ней давно забыли из-за пренебрежения протестантских историков. [21] Фалола отмечает, что булла относилась к коренному населению Нового Света и не осуждала трансатлантическую работорговлю, стимулируемую испанской монархией и императором Священной Римской империи. [22]
В 1545 году Павел отменил древний закон, который позволял рабам требовать свободы под статуей императора на Капитолийском холме в Риме , ввиду количества бездомных и бродяг в городе. [23] Указ распространялся на тех, кто стал христианами после порабощения, и на тех, кто родился от христианских рабов. Было подтверждено право жителей Рима публично покупать и продавать рабов обоего пола. [24] Стогре (1992) утверждает, что снятие ограничений произошло из-за нехватки рабов в Риме. [25] В 1548 году Павел разрешил покупку и владение рабами-мусульманами в Папской области. [26]
Также в 1537 году Павел издал буллу Altitudo divini consilii . В булле обсуждаются евангелизация и обращение, в том числе правильный способ применения таинств, в частности крещения. [27] Это было особенно важно в первые дни колониального правления, когда каждый день крестились сотни, а иногда и тысячи коренных жителей. [27] Одним из интересных аспектов этой буллы является обсуждение того, как бороться с местными обычаями, например, с полигамией. После своего обращения полигамные мужчины должны были жениться на своей первой жене, но если они не могли вспомнить, какая жена была первой, они тогда «могли выбрать среди жен ту, которую предпочитали». [28]
Покровитель искусств
[ редактировать ]Вероятно, самым значительным художественным произведением, созданным во время правления Павла, был « Страшный суд» в Микеланджело Сикстинской капелле Ватиканского дворца . Хотя работа была заказана предшественником Павла III, Папой Климентом VII , после смерти последнего в 1534 году Павел возобновил комиссию и наблюдал за ее завершением в 1541 году. [29]
Будучи кардиналом, Алессандро начал строительство Палаццо Фарнезе в центре Рима, и его запланированные размеры и великолепие увеличились после его избрания на папство. Дворец был первоначально спроектирован архитектором Антонио да Сангалло Младшим , получил дальнейшую архитектурную доработку от Микеланджело и был завершен Джакомо делла Порта . Как и другие семейные постройки Фарнезе, внушительный дворец провозглашает власть и богатство семьи, подобно вилле Фарнезе Алессандро в Капрароле. В 1546 году, после смерти Сангалло, Павел поручил престарелому Микеланджело взять на себя надзор за строительством собора Святого Петра . Павел также поручил Микеланджело написать свои последние фрески «Распятие Святого Петра» и «Обращение Святого Павла» (1542–1550) в Капелле Павла в Ватикане.
Художественные и архитектурные заказы Павла III были многочисленными и разнообразными. Венецианский написал в 1543 году портрет Папы Римского, а в 1546 году — художник Тициан знаменитый портрет Павла III с внуками кардиналом Алессандро Фарнезе и Оттавио Фарнезе, герцогом Пармским . Оба сейчас находятся в музее Каподимонте Неаполе в . Во время его правления были укреплены военные укрепления в Риме и Папской области. [30] Он приказал Микеланджело переместить древнюю бронзу императора Марка Аврелия на Капитолийский холм , где она стала центральным элементом площади Пьяцца дель Кампидольо .
Другая деятельность
[ редактировать ]Общество Иисуса и религиозные ордена
[ редактировать ]27 сентября 1540 года Павел III официально одобрил создание Общества Иисуса в булле папской Regimini militantis Ecclesiae . Первоначально Павел III ограничил молодой орден только шестьюдесятью членами буллы Iniunctum nobis , однако он снял это ограничение, увидев, насколько эффективны они в своей миссионерской деятельности. [31] В 1548 году он разрешил святому Игнатию Лойоле напечатать свои «Духовные упражнения» .
Точно так же в 1540 году Павел III утвердил Правило отцов-сомаски , а 9 июня 1544 года утвердил Правило для урсулинок в булле Regimini Universalis .
Консистории
[ редактировать ]За время своего папства Павел III возвысил 71 кардинала в двенадцати консисториях. Шестеро из тех, кого он назвал и позже обнародовал, были номинированы « in pectore ». Среди тех, кого он назвал, были трое его непосредственных преемников: Джованни Мария Чокки дель Монте (будущий Папа Юлий III), Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II ) и Джан Пьетро Карафа (будущий Папа Павел IV ). Среди тех, кого он назвал, были такие люди, как Реджинальд Поул , Родриго Луис де Борха и де Кастре-Пинос (праправнук Папы Александра VI ), Ипполито II д'Эсте (внук Папы Александра VI) и Энрике. де Борха-и-Арагон (правнук папы Александра VI). Павел III также назвал Джона Фишера кардиналом, однако король Генрих VIII казнил его, предупредив Папу не выдвигать его кандидатуру.
В 1535 году Павел III намеревался выдвинуть на кардинала Дезидерия Эразма , однако тот отказался из-за плохого здоровья и возраста. При подготовке к консистории 1542 года Павел III намеревался выдвинуть кандидатуру Джованни Гвидиччони , однако последний умер до того, как консистория состоялась. В этой консистории 1542 года, по словам Конрада Эйбеля, папа, как говорят, зарезервировал неопределенное количество других кардиналов в пекторе . [32]
Канонизации
[ редактировать ]За время своего папства Павел III канонизировал только двух святых: Хинеса де ла Хара (1541 г.) и Авраама Смоленского (1549 г.).
Смерть
[ редактировать ]3 ноября 1549 года Павел III отпраздновал годовщину своей папской коронации. Однако папа был сильно подавлен обманом собственной семьи и падением Пармы императору Карлу V, и известно, что он очень жарко спорил со своим кардинальным племянником Алессандро Фарнезе до того, что тот схватил его красную беретту, разорвал ее в клочья и в гневе швырнул на землю. Он настолько натренировался, что, возможно, у него случился сердечный приступ . 6 ноября папа внезапно заболел лихорадкой и удалился на Квириналский холм , где он надеялся, что свежий воздух поможет облегчить его болезнь. 7 ноября агент короля Богемии и Венгрии Фердинанда I Диего Лассо написал, что у папы этим утром повысилась температура, а французский посол в Риме сообщил королю Франции Генриху II , что Павел III заболел катаром в 7 лет. 00:00, полагая, что Папе осталось жить очень мало. [33]
Павел III умер 10 ноября 1549 года от катара. Говорят, что он раскаялся в своем кумовстве на смертном одре. [ нужна ссылка ]
Бронзовая гробница Павла III, выполненная Гульельмо делла Порта , находится в базилике Святого Петра.
Вымышленные изображения
[ редактировать ]Стендаля Роман «Пармская шартрезка» был вдохновлен недостоверным итальянским рассказом о распутной юности Алессандро Фарнезе. [34]
Персонаж Папы Павла III , которого играет Питер О'Тул в Showtime сериале «Тюдоры» , во многом вдохновлен им. Молодого Алессандро Фарнезе играют Диармуид Нойес в StudioCanal сериале «Борджиа » и Сайрон Мелвилл в Showtime сериале «Борджиа» . Его образ изображен в пародии на сержанта. Обложка альбома Pepper's Lonely Hearts Club Band , помещенная внутри альбома Фрэнка Заппы Mothers of Invention We're Only In It For the Money .
См. также
[ редактировать ]- Католическая церковь на Азорских островах , епархия, созданная Папой Павлом III в 1534 году.
- Кардиналы, созданные Павлом III
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гамрат 2007 , с. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Павел III» . www.newadvent.org .
- ^ Вереллен Тилль Р. Папа Павел III (Алессандро Фарнезе) Oxford Online
- ^ Фердинанд Грегоровиус, История города Рима в средние века (Лондон: Джордж Белл и сыновья, 1900): VII, 1, 351.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кнехт 2014 , с. 42.
- ^ Роберто Заппери, Легенда о Папе Павле III: искусство и цензура в папском Риме (Турин: Боллати Борингьери, 1998): 20.
- ^ Заппери, 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Папа Павел III», Реформация 500, Университет Конкордия. Архивировано 11 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ де Витория 1991 , стр. 333.
- ^ ле Плат, Ж. (1782). Памятники истории Тридентского Собора (на латыни). Левен. стр. II, 596–597.
- ^ Scarisbrick 2011 , с. 361.
- ^ Ян В. Вос, Греческая община Анконы в конце 16 века , Tipografia Sonciniana, 1979.
- ^ «Одобрение Папой Павлом III Общества Иисуса (1540 г.)» . личный.ashland.edu . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Энциклопедия христианства», с. 212
- ^ Стогре, с. 115, сн. 133
- ^ Дэвис, с. 170, сн. 9
- ^ Лампе, стр. 17.
- ^ Торнберри 2002, с. 65, сн. 21
- ^ Панцер, 2008 г.
- ^ Стогре, стр. 115–116.
- ^ Старк 2003
- ^ Фалола, с. 107; см. также Максвелл, с. 73
- ^ Дэвис, с. 56
- ^ Нунан, с. 79; Стогре, с. 116
- ^ Стогре, с. 116
- ^ Кларенс-Смит
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соормально 2018 , с. 92.
- ^ Хаманн 2020 , с. 100.
- ^ "Дом" . www.vaticanstate.va . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Вереллен Тилль Р., там же.
- ^ «Иезуиты утверждены – 1540 год» . Институт христианской истории. 1920 год . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Сальвадор Миранда. «Павел III (1534–1549)» . Кардиналы Священной Римской Церкви . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Джон Пол Адамс (25 апреля 2016 г.). «Седе Ваканте 1549–1550» . ЧСУН . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ MRB Shaw, введение в Penguin Classics , перевод The Charterhouse of Parma, 1958 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларенс-Смит, Уильям Г., «Религии и отмена рабства – сравнительный подход» , на конференции Глобальной сети экономической истории (GEHN) под названием «Культура и экономические показатели», Вашингтон, округ Колумбия, 7–10 сентября 2006 г.
- Дэвис, Дэвид Брайон, Проблема рабства в западной культуре , Oxford University Press, США, 1988, ISBN 0-19-505639-6
- Энциклопедия христианства , том 5, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2008 г., ISBN 0-8028-2417-X
- Фалола, Тойин и Аманда Уорнок, Энциклопедия Среднего прохода , издательская группа Greenwood, 2007 г., ISBN 0-313-33480-3
- Гамрат, Хельге (2007). Фарнезе: пышность, власть и политика в Италии эпохи Возрождения . Л'Эрма Ди Бретшнайдер.
- Хаманн, Байрон Эллсуорт (2020). Плохие христиане, мусульмане Новой Испании, католики и коренные американцы в средиземноморском мире . Рутледж.
- Кнехт, Р.Дж. (2014). Екатерина Де Медичи . Тейлор и Фрэнсис.
- Лампе, Армандо, Христианство в странах Карибского бассейна: Очерки истории церкви , 2001, University of the West Indies Press, ISBN 976-640-029-6
- Максвелл, Джон Фрэнсис, Рабство и католическая церковь: история католического учения о моральной легитимности института рабства , 1975, Чичестер Бэрри-Роуз, ISBN 0-85992-015-1
- Панцер, отец Джоэл С., Папы и рабство , Центр «Церковь в истории», 22 апреля 2008 г., получено 9 августа 2009 г.
- Старк, Родни, «Правда о католической церкви и рабстве» , «Христианство сегодня» , 7 января 2003 г.
- Скарисбрик, Джей Джей (2011). Генрих VIII . Издательство Йельского университета.
- Обычно Мина Гарсия (2018). Идолопоклонство и строительство Испанской империи . Университетское издательство Колорадо.
- Стогре, Майкл, С.Дж., Во что мир может поверить: развитие папской социальной мысли о правах аборигенов , Médiaspaul, 1992, ISBN 2-89039-549-9
- Торнберри, Патрик, Коренные народы и права человека , Издательство Манчестерского университета, 2002 г., ISBN 0-7190-3794-8
- Победы, Фрэнсис (1991). Пагден, Энтони; Лоуренс, Джереми (ред.). Победа: политические сочинения . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Павлом III, на Викискладе?
- Работы Павла III или о нем в Wikisource
- Цитаты, связанные с Папой Павлом III в Wikiquote
- Генеалогическое древо Фарнезе примерно с 1390 по 1766 год.
- Sublimus Dei – О порабощении и евангелизации индейцев в Новом Свете – 1537 г.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : К. Бенрат (1914). «Павел III». В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 395.
- Работы Папы Павла III в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Папа Павел III
- Итальянские папы
- Деканы Коллегии кардиналов
- Кардиналы-епископы Фраскати
- Кардиналы-епископы Остии
- Кардиналы-епископы Палестрины
- Кардиналы-епископы Порту
- Кардиналы-епископы Сабины
- Кардиналы, созданные Папой Александром VI
- Епископы Пармы
- Епископы Сен-Пон-де-Томьер
- Совет Трента
- Жители провинции Витербо
- Дом Фарнезе
- Итальянские римско-католические епископы XVI века
- 1468 рождений
- 1549 смертей
- Папы
- Папы 16 века
- Захоронения в соборе Святого Петра
- Выпускники Пизанского университета
- Итальянские меценаты