Диета червей
( Вормсский сейм 1521 года нем . Reichstag zu Worms ˈʁaɪçstaːk tsuː ˈvɔʁms] ) — императорский сейм (официальное совещательное собрание) Священной Римской империи, созванный императором Карлом V и проводившийся в Имперском вольном городе Вормс [ . Мартин Лютер был вызван на сейм, чтобы отказаться или подтвердить свои взгляды в ответ на папскую буллу Папы Льва X. В ответ на допрос он поддержал эти взгляды и отказался от них отказаться. По окончании сейма император издал Вормсский эдикт ( Wormser Edikt ), указ, осуждавший Лютера как «отъявленного еретика » и запрещавший гражданам Империи пропагандировать его идеи. Хотя обычно считается, что протестантская Реформация началась в 1517 году, этот указ сигнализирует о первом явном расколе.
Сейм проходил с 28 января по 25 мая 1521 года во дворце Бишофсхоф в Вормсе под председательством императора. [1] Другие императорские сеймы проходили в Вормсе в 829, 926, 1076 , 1122 , 1495 и 1545 годах, но, если не указано иное, термин «Вормсская диета» обычно относится к собранию 1521 года.
Предыстория [ править ]
В июне 1520 года Папа Лев X издал папскую буллу Exsurge Domine («Восстань, Господи»), в которой изложил 41 предполагаемую ошибку, обнаруженную в » Мартина Лютера и « Девяносто пяти тезисах других произведениях, связанных с ним или написанных им. Лютер был вызван императором. Фридрих III, курфюрст Саксонии, добился соглашения, что в случае появления Лютера ему будет обещан безопасный проход на собрание и обратно. Эта гарантия была необходима после обращения с Яном Гусом , который был осужден и казнен на Констанцском соборе в 1415 году, несмотря на обещание охранной грамоты.
Император Карл V начал императорский сейм в Вормсе 23 января 1521 года. Лютеру было предложено отказаться от своих взглядов или подтвердить их. Когда он предстал перед собранием 16 апреля, Иоганн Эк , помощник архиепископа Рихарда Трира фон Грайффенклау цу Воллрадса в то время, выступал в качестве представителя императора.
Мартин Лютер [ править ]
Основные события Вормского сейма, касающиеся Лютера, произошли с 16 по 18 апреля 1521 года.
16 апреля Лютер прибыл в Вормс. Ему сказали явиться на диету в 16:00 следующего дня. в Виттенберге Джером Шурфф, профессор канонического права , до сейма был адвокатом Лютера. Папа не явился.
17 апреля за Лютером прибыли имперский маршал Ульрих фон Паппенгейм и герольд Каспар Штурм. [2] Паппенгейм напомнил Лютеру, что ему следует говорить только в ответ на прямые вопросы председательствующего Иоганна Экка . Эк спросил, принадлежит ли собрание книг Лютеру и готов ли он отменить их ереси. Шурфф сказал: «Пожалуйста, прочитайте названия». Их было 25, включая, вероятно, «Девяносто пять тезисов» , «Резолюции о 95 тезисах» , «О папстве в Риме» , «К христианскому дворянству немецкой нации» , «О вавилонском пленении церкви » и «О свободе христианина». . Лютер запросил больше времени для правильного ответа, поэтому ему дали время до 16:00 следующего дня. [ нужна ссылка ]
18 апреля Лютер, заявив, что он долгие часы молился и советовался с друзьями и посредниками, предстал перед сеймом. Когда советник задал ему те же вопросы, Лютер сначала извинился за то, что ему не хватает придворного этикета. Тогда он ответил: «Они все мои, но что касается второго вопроса, то они не все одного сорта». Лютер далее разделил эти сочинения на три категории: (1) Работы, которые были хорошо приняты даже его врагами: те, которые он не отвергал. (2) Книги, критикующие злоупотребления, ложь и опустошение христианского мира и папства: те, которые, по мнению Лютера, нельзя было смело отвергать, не поощряя злоупотребления продолжаться. Отказ от них означал бы открытие двери для дальнейшего угнетения, сказал он. [3] «Если я сейчас отрекусь от этого, то я буду делать только укрепление тирании». [3] (3) Нападки на отдельных лиц: он извинился за резкий тон этих сочинений, но не отверг суть того, чему он в них учил; Если бы ему можно было показать на основании Священного Писания , что его сочинения ошибочны, продолжал Лютер, он бы отверг их. Затем Лютер заключил, сказав:
Если меня не убедят свидетельства Священного Писания или ясная причина (ибо я не доверяю ни папе, ни только соборам, поскольку хорошо известно, что они часто ошибались и противоречили сами себе), я связан Священным Писанием. Я цитировал, и моя совесть пленна Слову Божьему. Я не могу и не буду ни от чего отрекаться, так как идти против совести небезопасно и не правильно. Да поможет мне Бог. Аминь. [4]
Согласно традиции, Лютер, как говорят, заявил: «Вот я стою, я не могу поступить иначе», прежде чем закончить словами: «Боже, помоги мне. Аминь». [5]
По словам Лютера, Эк сообщил Лютеру, что тот действует как еретик :
«Мартин, — сказал он, — нет ни одной из ересей, раздиравших лоно церкви, которая не возникла бы из различных толкований Священного Писания. Сама Библия — это арсенал, из которого каждый новатор черпал свои именно с помощью библейских текстов Пелагий и Арий , например, нашли отрицание вечности Слова — вечности, которую вы признаете в этом стихе Нового Завета — Иосиф не знал своей жены. пока она не родила своего первенца ; и он сказал, точно так же, как вы говорите, что этот отрывок сковал его, когда отцы Констанцского собора осудили это предложение Иоанна Гуса : Церковь Иисуса Христа существует. только сообщество избранных , они осуждали заблуждение; ибо Церковь, как добрая мать, объемлет в своих объятиях всех, кто носит имя христианина, всех, кто призван наслаждаться небесным блаженством». [6]
Были проведены частные конференции, чтобы определить судьбу Лютера, но он не был арестован в Вормсе. В результате переговоров своего принца Фридриха III Лютер получил охранное письмо на слушание и обратно. После увольнения он уехал к себе домой в Виттенберг . Однако, опасаясь за безопасность Лютера, Фридрих III послал людей инсценировать нападение на шоссе и похитить Лютера, спрятав его в замке Вартбург .
Эдикт Вормса [ править ]
Вормсский эдикт — указ императора Карла V от 25 мая 1521 года . Его содержание запрещало сочинения Лютера, объявляя его еретиком и врагом государства, и даже позволяло кому-либо убить Лютера без юридических последствий; имперский запрет . Хотя это так и не было реализовано (движение за реформы и защиту от протестантских сторонников действовало в его пользу), римско-католические правители стремились подавить Лютера и его последователей, и поездки Лютера были ограничены до конца его жизни. [7]
Это была кульминация продолжающейся борьбы между Мартином Лютером и католической церковью за реформу, особенно в отношении практики пожертвований на индульгенции . Однако были и другие более глубокие проблемы, которые вращались вокруг обеих богословских проблем:
- На богословском уровне Лютер бросил вызов абсолютной власти Папы над Церковью, заявив, что доктрина индульгенций , утвержденная и проповедуемая Папой, ошибочна. [8]
- Лютер утверждал, что спасение достигается только верой ( sola fide ) безотносительно к добрым делам , милостыне , покаянию или церковным таинствам . Лютер утверждал, что таинства были «средством благодати », а это означало, что, хотя благодать передавалась через таинства, заслуга за действие принадлежала Богу, а не отдельному человеку. [9]
Другие решения [ править ]
Вормсский сейм также стал для Карла V поводом реформировать управление Империей . Учитывая обширные владения Дома Габсбургов , император часто находился в разъездах и нуждался в заместителях, в том числе губернаторах Нидерландов и регентах Испании , на время его отсутствия на своих территориях. [10] [11] [12]
Карл V возвысил своего младшего брата Фердинанда до статуса эрцгерцога и имперского лейтенанта. Таким образом, Фердинанд стал регентом и губернатором австрийских наследственных земель Карла V и представителем императора в Германии. Однако роль Фердинанда как председателя немецкого имперского правительства так и не была реализована и закончилась в 1523 году роспуском органа. Правление Фердинанда австрийскими землями от имени императора было подтверждено тайным Габсбургским договором в Брюсселе в 1522 году, согласно которому Карл также соглашался благоприятствовать избранию Фердинанда королем римлян в Германии, которое состоялось в 1531 году .
После отречения Карла V в 1556 году Фердинанд сменил Карла на посту императора и стал suo jure эрцгерцогом Австрии . [10] [11] [12]
Последствия [ править ]
Когда Мартин Лютер наконец вышел из Вартбурга , император, отвлеченный другими делами, не стал настаивать на аресте Лютера. В конечном итоге из-за растущей общественной поддержки Лютера среди немецкого народа и защиты некоторых немецких князей Вормсский эдикт так и не был приведен в исполнение в Германии. Однако в Габсбургских Нидерландах , куда входят современные Бельгия , Люксембург и Нидерланды , Указ первоначально применялся против наиболее активных сторонников Лютера. Это можно было сделать, поскольку эти страны находились под прямым управлением императора Карла V и назначенного им регента Маргариты Австрийской, герцогини Савойской и тети Карла.
В декабре 1521 года Якоб Пруст, настоятель августинского монастыря в Антверпене , стал первым священнослужителем, поддерживавшим Лютера, который был арестован и привлечен к ответственности в соответствии с условиями Вормсского эдикта. В феврале 1522 года Пруст был вынужден публично отречься от учения Лютера. Позже в том же году были произведены дополнительные аресты среди августинцев в Антверпене. Два монаха, Ян ван Эссен и Хендрик Вос , отказались отречься; 1 июля 1523 года они были сожжены на костре в Брюсселе. [13]
1522 и 1524 годов Нюрнбергские сеймы пытались привести в исполнение приговор Вормского эдикта против Лютера, но им это не удалось. [14]
Ссылки [ править ]
- ^ (Не прямая цитата) «Хроника города Вормс » Интернет-архив
- ^ Шафф, Филип (2015). История христианской церкви . Аркроуз Пресс. п. 145. ИСБН 978-1346209654 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оберман, Хейко, Лютер: Человек между Богом и дьяволом , Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006, ISBN 0-300-10313-1 .
- ^ Брехт, Мартин . Мартин Лютер . тр. Джеймс Л. Шааф, Филадельфия: Fortress Press, 1985–1993, 1:460.
- ^ Коффман, Элеша (1 апреля 2002 г.). « Вот я стою!» " . Христианство сегодня . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Мартин Лютер. «Жизнь Лютера (Лютер Мартина Лютера)» .
- ^ «Эдикт Червей» . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Нолл, Марк А. (2000) [1997]. Поворотные моменты: решающие моменты в истории христианства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. п. 160. ИСБН 978-0-8010-1159-7 .
- ^ Гребнер, Огастес Лоуренс. «Очерки доктринального богословия» . Сент-Луис, Миссури: Конкордия. п. 161. Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павлак, Брайан А.; Лотт, Элизабет С. (2019). Священная Римская империя: Историческая энциклопедия [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-1440848568 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кански, Джек Дж. (2019). История немецкоязычных народов . Издательство Трубадор. ISBN 978-1789017182 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэди, Мартин (2014). Император Карл V. Рутледж. ISBN 978-1317880820 .
- ^ Брехт, Мартин. Мартин Лютер. тр. Джеймс Л. Шааф, Филадельфия: Fortress Press, 1985–93, 2:102 и далее.
- ↑ 1899 года Статья в лютеранской циклопедии под названием «Нюрнбергская конвенция».
Внешние ссылки [ править ]
- Диета червей в программе «В наше время » на BBC
- Заявление Лютера в Вормсе из Бартлби
- «Диета червей» Чарльза Бирда Глава IX Лютера и Реформации в Германии 1896 г.
- 1520-е годы в Священной Римской империи.
- 1521 год в христианстве
- 1521 год в политике
- 1521 год в Священной Римской империи.
- Антипротестантизм XVI века
- Католицизм 16 века
- Карл V, император Священной Римской империи
- История католицизма в Германии
- История Рейнланд-Пфальца
- Имперские диеты (Священная Римская империя)
- Мартин Лютер
- Вормс, Германия