Джон Хаус
Джон Хаус | |
---|---|
![]() Ксилография Яна Гуса, ок. 1587 г. | |
Рожденный | в. 1372 |
Умер | 6 июля 1415 г. | ( 1415-07-06 )
Причина смерти | Казнь через сожжение |
Другие имена | Джон Гусс, Джон Гусс |
Альма-матер | Пражский университет |
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | гусит |
Основные интересы | Теология |
![Медаль золотого цвета, отчеканенная из серебра, диаметром около четырех с половиной сантиметров, с изображением Яна Гуса, привязанного к кольям. Надписи заглавными буквами гласят: (по окружности), CENTVM REVOLVTIS ANNIS DEO RESPONDEBITIS ETMIHI / ANNO A CHRIST[o] NATO 1415 IO[annes] HVS; (и по центру), CONDEM/NATVR](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7f/German_or_Austrian_16th_Century%2C_John_Huss_Centenary_Medal_%28reverse%29%2C_1515%2C_NGA_45407.jpg/220px-German_or_Austrian_16th_Century%2C_John_Huss_Centenary_Medal_%28reverse%29%2C_1515%2C_NGA_45407.jpg)
Ян ( / hʊs / ; Гус Чешский: [ˈjan ˈɦus] ; в. 1370 – 6 июля 1415), иногда англизированный как Ян Гус или Иоанн Гус , и упоминаемый в исторических текстах как Иоанн Гус или Иоганнес Гус , был чешским богословом и философом , который стал реформатором церкви и вдохновителем гуситизма , ключевым предшественником Протестантизм и важнейшая фигура Богемской Реформации . Гус считается первым реформатором церкви, хотя некоторые называют теоретика Джона Уиклифа . [ а ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Его учение оказало сильное влияние, прежде всего на одобрение реформированной чешской религиозной конфессии, а более века спустя — на Мартина Лютера .
После рукоположения в католического священника Гус начал проповедовать в Праге. Он выступал против многих аспектов Католической церкви в Богемии, таких как ее взгляды на экклезиологию , симонию , Евхаристию и другие богословские темы. Гус был магистром, деканом и ректором Карлова университета в Праге между 1409 и 1410 годами.
Александр V издал папскую буллу , отлучившую Гуса от церкви; однако это не было исполнено, и Гус продолжал проповедовать. Затем Гус выступил против преемника Александра V, антипапы Иоанна XXIII , за продажу им индульгенций. Затем было исполнено отлучение Гуса от церкви, и следующие два года он провел в изгнании.
Когда собрался Констанцский собор , Гуса попросили присутствовать там и изложить свои взгляды на разногласия внутри церкви. Когда он прибыл, с обещанием охранной грамоты , [ 6 ] его арестовали и посадили в тюрьму. В конце концов его предстали перед советом и попросили отречься от своих взглядов. Он отказался. 6 июля 1415 года он был сожжен на костре за ересь против учения католической церкви.
После казни Гуса последователи его религиозного учения (известные как гуситы ) отказались избрать другого католического монарха и победили пять последовательных папских крестовых походов между 1420 и 1431 годами в так называемых Гуситских войнах . Как чешское , так и моравское население оставалось преимущественно гуситским до 1620-х годов, когда поражение протестантов в битве у Белой горы привело к тому, что земли Богемской короны перешли под власть Габсбургов на следующие 300 лет и подверглись немедленному и принудительному обращению. в интенсивной кампании возвращения к католицизму.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Точная дата рождения Гуса является спорной. Некоторые утверждают, что он родился около 1369 года. [ 7 ] в то время как другие утверждают, что он родился между 1373 и 1375 годами. [ 8 ] Хотя более старые источники утверждают последнее, [ 9 ] более современные исследования утверждают, что 1372 год более вероятен. [ 10 ] Вера в то, что он родился 6 июля, в день его смерти, не имеет под собой фактической основы. [ 8 ] Гус родился в Гусинце , на юге Чехии, в крестьянской семье. [ 11 ] Хорошо известно, что Гус получил свое имя от деревни, где он жил (Гусинец). Причина, по которой он взял свое имя в честь деревни, а не в честь отца, остается лишь догадкой; некоторые полагают, что это произошло потому, что Гус не знал о своем отце, другие говорят, что в то время это было просто обычаем. [ 12 ] Имя «Гус», однако, означает «гусь» на чешском языке (теперь называемом чешским), и столетие спустя он упоминался как «богемский гусь» во сне, данном Фридриху , курфюрсту Саксонии . Почти вся остальная информация, известная о ранних годах жизни Гуса, необоснованна. [ 13 ] Точно так же мы мало знаем о семье Гуса. Его отца звали Майкл; имя его матери неизвестно. Известно, что у Гуса был брат из-за того, что он выразил беспокойство за своего племянника, ожидая казни в Констанце. Неизвестно, была ли у Гуса другая семья. [ 14 ]
Примерно в 10-летнем возрасте Гуса отправили в монастырь. Точная причина неизвестна; некоторые утверждают, что его отец умер, [ 15 ] другие говорят, что он пошел туда из-за своей преданности Богу. [ 16 ] Он произвел впечатление на учителей своей учебой, и они рекомендовали ему переехать в Прагу , один из крупнейших городов Чехии того времени. Гус, по-видимому, поддерживал себя, найдя работу в Праге, которая позволяла ему удовлетворять свои основные потребности, а также доступ к Пражской библиотеке. [ 17 ]
Через три года его приняли в Пражский университет . [ 18 ] Хотя он и не был выдающимся учеником, он яростно продолжал учебу. [ 19 ] В 1393 году Гус получил степень бакалавра искусств в Пражском университете, а в 1396 году — степень магистра. [ 20 ] Резко антипапские взгляды, которых придерживались многие тамошние профессора, вероятно, повлияли на будущие работы Гуса. [ 21 ] Во время учебы он служил мальчиком в хоре, чтобы пополнить свой заработок. [ 22 ]
Карьера
[ редактировать ]Гус начал преподавать в Пражском университете в 1398 году, а в 1399 году он впервые публично защищал положения Уиклифа. [ 7 ] В 1400 году он был рукоположен в сан католического священника . [ 23 ] В 1401 году студенты и преподаватели назначили его деканом философского факультета, а год спустя он стал ректором Пражского университета. [ 24 ] В 1402 году он был назначен проповедником в Вифлеемской часовне . [ 25 ] Гус был ярым сторонником чехов и реалистов , и на него повлияли труды Джона Уиклифа . [ 26 ] Хотя церковные власти запретили многие произведения Уиклифа в 1403 году, Гус перевел «Триалог» на чешский язык и помог его распространять. [ 27 ]

Гус со своей кафедры осуждал моральные недостатки духовенства, епископов и даже папства. [ 28 ] [ 29 ] Архиепископ Збинек Зайиц терпел это и даже назначил Гуса проповедником на проводимом раз в два года синоде духовенства. 24 июня 1405 года Папа Иннокентий VII поручил архиепископу противостоять учению Уиклифа, особенно идее импанации в Евхаристии . [ 27 ] Архиепископ подчинился, издав синодальный указ против Уиклифа, а также запретив любые дальнейшие нападения на духовенство. [ 27 ]
В 1406 году два чешских студента привезли в Прагу документ с печатью Оксфордского университета , восхваляющий Уиклифа. Гус с гордостью прочитал документ со своей кафедры. [ 27 ] Затем, в 1408 году, папа Григорий XII предупредил архиепископа Заича, что римская церковь была проинформирована о ересях Уиклифа и о симпатиях короля Богемии Вацлава IV к нонконформистам. [ 30 ] В ответ король и университет приказали передать все сочинения Уиклифа в архиепископскую канцелярию для исправления. Гус подчинился, заявив, что осуждает ошибки в этих трудах. [ 31 ]
Папский раскол
[ редактировать ]В 1408 году Карлов университет в Праге был разделен в результате Западного раскола , в результате которого Григорий XII в Риме и Бенедикт XIII в Авиньоне на папство претендовали . Вацлав чувствовал, что Григорий XII может помешать его планам стать императором Священной Римской империи . Он обличил Григория, приказал духовенству в Богемии соблюдать строгий нейтралитет в расколе и заявил, что ожидает того же от университета. Архиепископ Зайиц остался верен Григорию. В университете только ученые богемской «нации» (одна из четырех правящих групп) во главе с Гусом поклялись в нейтралитете. [ 32 ]
Кутна Гора Указ
[ редактировать ]В январе 1409 года Вацлав вызвал представителей четырех наций, входивших в университет, в чешский город Кутна Гора, чтобы потребовать заявления о верности. Чешская нация согласилась, но три другие страны отказались. Затем король постановил, что чешская нация будет иметь три голоса в университетских делах, в то время как «немецкая нация» (состоящая из бывших баварских , саксонских и польских наций) будет иметь всего один голос. В связи с изменением структуры голосования к маю 1409 г. немецкий декан и ректор были свергнуты и заменены чехами. Пфальцский курфюрст призвал немцев в свой Гейдельбергский университет, а маркграф Мейсенский основал новый университет в Лейпциге. По оценкам, Прагу покинуло более тысячи студентов и магистров. Эмигранты также распространяли обвинения в богемской ереси. [ 33 ]
Antipope Alexander V
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |
В 1409 году Пизанский собор попытался положить конец расколу, избрав Александра V Папой, но Григорий и Бенедикт не подчинились. (Александр был объявлен « антипапой » Констанцским собором в 1418 году.) Гус, его последователи и Вацлав IV перешли на верность Александру V. Под давлением со стороны То же самое сделали король Вацлав IV и архиепископ Зайиц. Затем Зайиц выдвинул обвинение в «церковных беспорядках» против уиклифитов в Праге перед Александром V.
20 декабря 1409 года Александр V издал папскую буллу , которая уполномочила архиепископа выступить против виклифизма в Праге. Все копии сочинений Уиклифа должны были быть сданы, его взгляды отвергнуты, а свободная проповедь прекращена. После публикации буллы в 1410 году Гус обратился к Александру V, но тщетно. Книги Уиклифа и ценные рукописи были сожжены, а Гус и его сторонники были отлучены от церкви Александром V.
Крестовый поход против Неаполя
[ редактировать ]Александр V умер в 1410 году, и ему наследовал Иоанн XXIII (также позже объявленный антипапой). В 1411 году Иоанн XXIII объявил крестовый поход против короля Неаполя Ладислава , покровителя соперника папы Григория XII . Этот крестовый поход проповедовался и в Праге. Иоанн XXIII также разрешил индульгенции для сбора денег на войну. Священники подбадривали людей, и они толпились в церквях, чтобы приносить пожертвования. Эта торговля индульгенциями была признаком развращения Церкви, нуждающегося в исправлении. [ 34 ]
Осуждение индульгенций и крестового похода
[ редактировать ]Архиепископ Зайиц умер в 1411 году, и с его смертью религиозное движение в Чехии вступило в новую фазу, во время которой споры об индульгенциях приобрели большое значение. Гус выступал против индульгенций, но не мог взять с собой ученых университета. В 1412 году произошёл спор, по этому поводу Гус произнес речь Quaestio magistri Johnis Hus de Illullentiis . Оно было взято буквально из последней главы книги Уиклифа « De ecclesia » и его трактата « De absolutione a pena et culpa» . Гус утверждал, что ни один папа или епископ не имеет права поднимать меч во имя Церкви; ему следует молиться за своих врагов и благословлять проклинающих его; человек получает прощение грехов истинным покаянием, а не деньгами. Доктора богословского факультета ответили, но безуспешно. Через несколько дней некоторые из последователей Гуса во главе с Вок Воксой из Валдштейна сожгли папские буллы . Гусу, говорили они, следует подчиняться, а не Церкви, которую они считали мошеннической толпой прелюбодеев и Симонисты . [ 35 ]
В ответ были обезглавлены трое мужчин из низших сословий, которые открыто назвали индульгенции мошенничеством. Позже их считали первыми мучениками гуситской церкви. Тем временем профессорско-преподавательский состав осудил сорок пять статей Уиклифа и добавил к ним несколько других тезисов, считавшихся еретическими и исходивших от Гуса. Король запретил преподавание этих статей, но ни Гус, ни университет не подчинились этому постановлению. Они потребовали, чтобы сначала было доказано, что статьи не соответствуют Писанию. Беспорядки в Праге произвели сенсацию. Папские легаты и архиепископ Альбик пытались убедить Гуса отказаться от своего противодействия папским буллам, и король предпринял безуспешную попытку примирить две стороны. [ 36 ]
Попытки примирения
[ редактировать ]Король Вацлав IV приложил усилия к гармонизации противостоящих сторон. В 1412 году он созвал глав своего королевства на консультацию и по их предложению приказал синод провести в Чески Броде 2 февраля 1412 года. Вместо этого синод проводился во дворце архиепископов в Праге, чтобы исключить Гус от участия. Были высказаны предложения восстановить мир в Церкви. Гус заявил, что Богемия должна иметь такую же свободу в церковных делах, как и другие страны, и что поэтому одобрение и осуждение должны объявляться только с разрешения государственной власти. Такова была точка зрения Уиклифа ( «Проповеди» , III, 519 и др.).
Последовали трактаты с обеих сторон, но гармонии достичь не удалось. «Даже если бы я предстал перед уготованным для меня столбом, — писал тогда Гус, — я бы никогда не принял рекомендацию богословского факультета». Синод не дал никаких результатов, но король поручил комиссии продолжить работу по примирению. Доктора университета потребовали от Гуса и его последователей одобрить университетскую концепцию Церкви. Согласно этой концепции, Папа является главой Церкви, а кардиналы — телом Церкви. Гус решительно протестовал. Гуситская партия, похоже, приложила большие усилия к примирению. К статье о том, что Римской церкви необходимо подчиняться, они добавили лишь «насколько связан каждый благочестивый христианин». [ 37 ] Станислав зе Знойма и Штепан Палеч протестовали против этого дополнения и покинули съезд; они были сосланы королем вместе с двумя другими. [ нужна ссылка ]
Гус покидает Прагу и обращается к Иисусу Христу
[ редактировать ]К этому времени идеи Гуса получили широкое признание в Богемии, и возникло широкое недовольство церковной иерархией. Нападение на Гуса со стороны папы и архиепископа вызвало беспорядки в некоторых частях Богемии. Король Вацлав IV и его правительство встали на сторону Гуса, и власть его сторонников возрастала день ото дня. Гус продолжал проповедовать в Вифлеемской часовне . Церкви города были подвергнуты запрету, а был объявлен интердикт против Праги . Чтобы защитить город, Гус уехал в сельскую местность, где продолжал проповедовать и писать. [ 38 ]
Прежде чем покинуть Прагу, Гус решил сделать шаг, который придал его усилиям новое измерение. Он хотел стать проповедником, а затем преподавал в университете, в котором учился раньше. Он больше не доверял нерешительному королю, враждебно настроенному папе или неэффективному совету. 18 октября 1412 года он обратился к Иисусу Христу как к верховному судье. [ 39 ] Апеллируя непосредственно к высшему христианскому авторитету, самому Христу, он обошел законы и структуры средневековой Церкви. Для Богемской Реформации этот шаг имел такое же значение, как 95 тезисов, выложенных в Виттенберге Мартином Лютером в 1517 году.
После того как Гус уехал из Праги в деревню, он осознал, какая пропасть существует между университетским образованием и богословскими спекуляциями и жизнью необразованных сельских священников и мирян, вверенных их попечению. [ 40 ] Поэтому он начал писать много текстов на чешском языке, например, основы христианской веры или проповеди, предназначенные в основном для священников, плохо знавших латынь. [ 41 ]
Сочинения Гуса и Уиклифа
[ редактировать ]Из сочинений, вызванных этими спорами, сочинение Гуса о Церкви, озаглавленное De Ecclesia , было написано в 1413 году и чаще всего цитировалось, восхищалось или критиковалось, однако их первые десять глав представляют собой краткое изложение одноименной работы Уиклифа. Следующие главы представляют собой краткое изложение другой работы Уиклифа ( De potentate papae ) о власти Папы. Уиклиф написал свою книгу, чтобы опровергнуть распространенное мнение, что Церковь состоит в основном из духовенства, и Гус теперь обнаружил, что высказывает то же самое. Он написал свою работу в замке одного из своих покровителей в Кози Градеке и отправил ее в Прагу, где она была публично прочитана в Вифлеемской капелле. На него ответили Станислав зе Знойма и Штепан из Палче (также Штепан Палеч) одноименными трактатами. [ нужна ссылка ]
После того как самые яростные противники Гуса покинули Прагу, его сторонники оккупировали всю территорию. Гус писал свои трактаты и проповедовал в окрестностях Кози Градека. Богемский виклифизм распространился в Польшу, Венгрию, Хорватию и Австрию. Но в январе 1413 года генеральный совет в Риме осудил сочинения Уиклифа и приказал их сжечь. [ нужна ссылка ]
Совет Констанции
[ редактировать ]Брат короля Вацлава Сигизмунд Венгерский , который был « королем римлян » (то есть главой Священной Римской империи, но не тогдашним императором) и наследником чешской короны, стремился положить конец религиозным разногласиям внутри церкви. Чтобы положить конец папскому расколу и приступить к долгожданной реформе Церкви, он организовал созыв генерального совета 1 ноября 1414 года в Констанце (Констанце). [ 42 ] ( Констанцский собор 1414–1418) стал 16-м Вселенским собором, признанным Католической церковью. Гус, желая положить конец всем разногласиям, согласился отправиться в Констанцию под обещание Сигизмунда о охранной грамоте . [ 6 ]
Заключение и подготовка к суду
[ редактировать ]
Неизвестно, знал ли Гус, какова будет его судьба, однако он составил завещание перед тем, как отправиться в путь. Он отправился в свое путешествие 11 октября 1414 года и прибыл в Констанцию 3 ноября 1414 года. На следующий день в сводках на дверях церкви было объявлено, что Михал из Немецкого Броду (Михал де Каузис) будет выступать против Гуса. Вначале Гус был на свободе под охранной грамотой от Сигизмунда и жил в доме вдовы. Но он продолжал служить мессу и проповедовать людям, нарушая ограничения, установленные Церковью. Через несколько недель, 28 ноября 1414 года, его противникам удалось заключить его в тюрьму на основании слухов о том, что он намеревался бежать. Сначала его привели в резиденцию каноника, а затем 6 декабря 1414 г. в тюрьму доминиканского монастыря . Сигизмунд, как гарант безопасности Гуса, был сильно разгневан и пригрозил прелатам увольнением. Святители убедили его, что он не может быть связан обещаниями, данными еретику. [ 43 ]
4 декабря 1414 г. Иоанн XXIII поручил комитету из трех епископов провести предварительное расследование против Гуса. Как это было принято, свидетели обвинения были заслушаны, но Гусу не разрешили выступить в защиту. Его положение ухудшилось после падения Иоанна XXIII, который покинул Констанцию, чтобы не отречься от престола. Гус был пленником Иоанна XXIII и постоянно общался с его друзьями, но теперь его доставили епископу Констанца и доставили в его замок Готлибен на Рейне . Здесь он оставался 73 дня, разлученный со своими друзьями, скованный день и ночь, плохо питающийся и больной.
Пробный
[ редактировать ]5 июня 1415 года его впервые судили и перевели во францисканский монастырь, где он провел последние недели своей жизни. Были зачитаны отрывки из его произведений и допрошены свидетели. Он отказался от всех формул подчинения, но заявил, что готов отречься, если его ошибки будут доказаны ему на основании Библии. Гус признал свое почитание Уиклифа и сказал, что ему остается только желать, чтобы его душа когда-нибудь достигла того места, где находилась душа Уиклифа. С другой стороны, он отрицал, что защищал взгляд Уиклифа на Вечерю Господню или сорок пять статей; он всего лишь выступил против их суммарного осуждения. Король Сигизмунд посоветовал ему отдать себя на милость совета, поскольку он не желает защищать еретика. [ 44 ]
На последнем суде, 8 июня 1415 г., ему было зачитано тридцать девять приговоров. Из них двадцать шесть были выдержки из его книги о Церкви ( De ecclesia ), семь — из его трактата против Палеча (Contra Palecz) и шесть — из трактата против Станислава зе Зноймы ( Contra Stanislaum ). Опасность некоторых из этих взглядов для мирской власти была объяснена Сигизмунду, чтобы настроить его против Гуса. Гус снова заявил, что готов подчиниться, если его удастся убедить в ошибках. Это заявление было расценено как безоговорочная капитуляция, и его попросили признаться: 1. Что он заблуждался в тезисах, которые до сих пор отстаивал; 2. Что он отказался от них на будущее; 3. Что он отрекся от них; и 4. Что он заявил противоположное этим предложениям.
Он попросил освободить его от отречения от учений, которым он никогда не учил. Другие взгляды, которые собрание считало ошибочными, он не хотел отменять и действовать иначе было бы против его совести. Эти слова не нашли положительного отклика. После суда 8 июня якобы было предпринято еще несколько попыток заставить его отречься от своих показаний, чему он сопротивлялся. [ 45 ]
Осуждение
[ редактировать ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |
Осуждение Яна Гуса произошло 6 июля 1415 года в присутствии собрания совета в соборе. После торжественной мессы и литургии Гуса провели в церковь. Епископ Лоди (тогда Джакомо Баларди Арригони ) произнес речь об обязанности искоренить ересь; Затем были зачитаны различные тезисы Гуса и Уиклифа и отчет о суде над ним.
Итальянский прелат вынес приговор Гусу и его сочинениям. Гус возразил, заявив, что даже в этот час он не желает ничего, кроме убеждения на основании Писания. [ нужна ссылка ] Он упал на колени и тихим голосом попросил Бога простить всех его врагов. [ нужна ссылка ] Затем последовало его деградация от священства. Его одели в священнические одежды и снова попросили отречься, и он снова отказался. С проклятиями у Гуса были отобраны украшения, его священнический постриг уничтожен . Приговор Церкви был вынесен:
Этот святой синод Констанции, видя, что Божья церковь больше ничего не может сделать, передает Иоанна Гуса на суд светской власти и постановляет передать его светскому суду.
- Констанцский собор, сессия 15 - 6 июля 1415 г. [ 46 ]
На голову ему якобы была надета высокая бумажная шляпа с надписью « Хересиарха » ( т. е. лидер еретического движения). [ 47 ] Гуса отвели на костер под сильной охраной вооруженных людей. [ 48 ]
Говорят, что перед казнью Гус заявил: «Вы можете убить слабого гуся [ Гус по-чешски означает «гусь»], но за мной придут более сильные птицы, орлы и соколы». [ нужна ссылка ] Лютер изменил это заявление и сообщил, что Гус сказал, что они могли бы зажарить гуся, но через сто лет будет петь лебедь, которого им придется слушать. В 1546 году в своей похоронной проповеди по Лютеру Иоганнес Бугенхаген еще раз истолковал заявление Гуса: «Вы можете сжечь гуся, но через сто лет появится лебедь, которого вы не сможете сжечь». Двадцать лет спустя, в 1566 году, Иоганнес Матезиус , первый биограф Лютера, обнаружил, что пророчество Гуса является свидетельством божественного вдохновения Лютера. [ 49 ]
Исполнение
[ редактировать ]


На месте казни он преклонил колени, раскинул руки и громко помолился. Палач раздел Гуса и связал ему руки за спиной веревками. Его шея была привязана цепью к столбу, вокруг которого были навалены дрова и солома так, что он закрывал его шею. В последний момент имперский маршал фон Паппенгейм в присутствии графа Палатина попросил Гуса отречься и таким образом спасти себе жизнь. Гус отказался, заявив:
Бог мне свидетель, что я никогда не проповедовал то, в чем обвиняли меня. В той же истине Евангелия, которую я написал, учил и проповедовал, опираясь на высказывания и положения святых учителей, я готов умереть сегодня. [ 35 ]
По слухам, палачам не удалось усилить огонь. Затем к костру подошла пожилая женщина и бросила на него относительно небольшое количество хвороста . Увидев ее поступок, страдающий Гус воскликнул: «О Sancta Simplicitas! » («О святая простота!»). Рассказывают, что перед смертью он воскликнул: «Христос, сын Бога Живого, помилуй нас!» (вариант Иисусовой молитвы ). Прах Гуса позже был брошен в реку Рейн , чтобы предотвратить почитание его останков.
Последствия
[ редактировать ]Богемный протест
[ редактировать ]По мере распространения новостей о смерти Гуса среди местной знати и врачей нарастало возмущение. [ 50 ] 2 сентября 1415 года 100 известных людей из Богемии и Моравии подписали документ, который теперь называется «Богемский протест», с прикрепленными к нему соответствующими сургучными печатями в знак протеста против сожжения Яна Гуса. Есть свидетельства того, что всего было изготовлено четыре документа такого рода, однако известно, что только этот сохранился и в настоящее время хранится в Эдинбургском университете . [ 51 ] В заявлении внутри говорится, что «магистр Ян Гус был хорошим, справедливым и католическим человеком», который «последовательно ненавидел все заблуждения и ереси», и что любой, кто считал, что ересь возникает в Богемии или Моравии, был «худшим из предателей». [ 50 ]
Гуситские войны
[ редактировать ]

С ужасом отреагировав на казнь Гуса, народ Богемии еще быстрее отошел от папского учения. Затем Рим объявил крестовый поход против них (1 марта 1420 г.): Папа Мартин V издал папскую буллу , разрешающую казнить всех сторонников Гуса и Уиклифа. Король Вацлав IV умер в августе 1419 года, а его брат Сигизмунд Венгерский не смог установить реальное правительство в Богемии из-за гуситского восстания. [ 52 ]
Гуситская община включала большую часть чешского населения Королевства Богемия. Под руководством Яна Жижки (ок. 1360–1424), а затем Прокопа Великого (ок. 1380–1434) — обоих превосходных полководцев — гуситы разгромили крестовый поход и три других последовавших за ним крестовых похода (1419–1434). Боевые действия закончились после компромисса между утраквистами [ нужны разъяснения ] Гуситы и католический собор Базеля в 1436 году. Результатом этого стали Базельские соглашения , в которых католическая церковь официально разрешила Богемии исповедовать свою собственную версию христианства (гуситизм). Спустя столетие до девяноста процентов жителей земель Чешской Короны все еще следовали гуситскому учению.
Стипендия и учение Гуса
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |

Гус оставил реформаторские сочинения. Уиклифа Он перевел «Триалог» и был хорошо знаком с его работами о теле Иисуса , Церкви и власти Папы, а также и особенно с его проповедями. Есть основания предполагать, что взгляд Уиклифа на Вечерю Господню ( единосуществление , а не пресуществление) [ 53 ] ) распространилась в Праге еще в 1399 году, и имеются веские доказательства того, что студенты, вернувшиеся из Англии, привезли эту работу с собой. Оно получило еще более широкое распространение после того, как было запрещено в 1403 году, и Гус проповедовал и учил его. Эту точку зрения охотно подхватили табориты , которые сделали ее центральной точкой своей системы. Согласно их книге, Церковь — это не клерикальная иерархия, которая была общепринята под названием «Церковь»; Церковь есть все тело тех, кому от вечности предначертано ко спасению. Ее главой является Христос, а не Папа. То, что человек должен подчиняться Папе, чтобы спастись, не является предметом веры. Ни внутреннее членство в Церкви, ни церковные должности и звания не являются гарантией того, что лица, о которых идет речь, являются членами истинной Церкви.
Усилия Гуса были направлены на то, чтобы избавить Церковь от этических нарушений. Семена Реформации ясно видны в трудах Гуса и Уиклифа. Объясняя тяжелое положение среднего христианина в Богемии, Гус писал: «Платят за исповедь, за мессу, за причастие, за индульгенции, за воцерковление женщины , за благословение, за погребения, за панихиды и молитвы. последней копейки, которую старуха спрятала в свой узелок из страха воров или грабежа, не сбережет, злодейский поп схватит ее». [ 54 ] После смерти Гуса его последователи, известные как гуситы , разделились на несколько групп, включая утраквистов , таборитов и сирот .
Апология католической церкви
[ редактировать ]Почти шесть столетий спустя, в 1999 году, Папа Иоанн Павел II выразил «глубокое сожаление по поводу жестокой смерти, причиненной» Гусу, добавил «глубокую скорбь» по поводу смерти Гуса и похвалил его «моральное мужество». [ 55 ] Кардинал Милослав Влк из Чешской Республики сыграл важную роль в подготовке заявления Иоанна Павла II. [ 55 ] Члены Моравской церкви считают, что Богу остается судить тех, кто был причастен к смерти Гуса.
Гус и чешский язык
[ редактировать ]Работы Яна Гуса включают в себя реформы средневековой чешской орфографии , в том числе диакритический знак «крючок» ( háček ), который использовался для формирования графем ⟨č⟩ , ⟨ě⟩ , ⟨š⟩ , ⟨ř⟩ и ⟨ž⟩ , которые заменили орграфы типа ⟨cz⟩ , ⟨ie⟩ , ⟨sch⟩ , ⟨rz⟩ и ⟨zs⟩ ; «точка» над буквами для сильного ударения, [ нужны разъяснения ] а также острый ударение для обозначения долгих гласных ⟨á⟩ , ⟨é⟩ , ⟨í⟩ , ⟨ó⟩ и ⟨ú⟩ , чтобы представить каждую фонему одним символом . В некоторых источниках упоминается документированное использование специальных символов в переводах Библии (1462 г.), Библии Шаффхаузена и рукописных примечаниях в Библии. Символ ⟨ů⟩ (вместо ⟨uo⟩ ) появился позже. Книгу Orthographia Bohemica приписал Гусу (1406 г.) Франтишек Палацкий , но возможно, что она была составлена другим автором из Карлова университета.
Наследие
[ редактировать ]
Спустя столетие после начала гуситских войн до 90% жителей чешских земель были гуситами (хотя и в утраквистской традиции после совместной утраквистско-католической победы в гуситских войнах). [ 56 ] Богемия была местом одного из наиболее значительных дореформационных движений . [ 57 ] и в наше время все еще остаются протестантские приверженцы; [ 58 ] [ 59 ] хотя они больше не составляют большинство: предполагаемые исторические причины включают преследование протестантов католиками Габсбургами , [ 60 ] особенно после битвы при Белой горе в 1620 году; ограничения во время коммунистического правления ; а также продолжающаяся секуляризация . [ 57 ] Современные чехи демонстрируют очень высокое недоверие к религиозным и другим институтам. [ 61 ] : 27
Ян Гус внес ключевой вклад в протестантизм , учение которого оказало сильное влияние на государства Европы и на Мартина Лютера . [ 62 ] Гуситские войны привели к Базельским соглашениям, которые позволили создать реформированную церковь в Королевстве Богемия — почти за столетие до того, как такие события произошли в лютеранской Реформации. Unitas Fratrum (или Моравская церковь) — современный дом последователей Гуса. [ 63 ] Обширные сочинения Гуса принесли ему видное место в истории чешской литературы.
В 1883 году чешский композитор Антонин Дворжак написал свою «Гуситскую увертюру» на основе мелодий гуситских солдат. Его часто исполнял немецкий дирижер Ганс фон Бюлов .
Профессор Томас Гарриг Масарик использовал имя Гуса в своей речи в Женевском университете 6 июля 1915 года для защиты от Австрии, а в июле 1917 года для названия первого корпуса войск его легионов в России. [ 64 ]
Сегодня Мемориал Яна Гуса расположен на Староместской площади в Праге (по-чешски: Staroměstské náměstí ), а в других городах Чехии есть множество мемориалов меньшего размера.
В Нью-Йорке церковь в Бруклине (расположенная на Оушен-авеню, 153), а также церковь и театр на Манхэттене (расположенные на 351 East 74th Street ) названы в честь Гуса, Моравской церкви Иоанна Гуса и Театра Яна Гуса соответственно. Хотя церковь и театр Манхэттена делят одно здание и руководство, постановки театра обычно нерелигиозны или внеконфессиональны.
Статуя Яна Гуса была установлена на Союзном кладбище в Богемии, Нью-Йорк (на Лонг-Айленде ) чешскими иммигрантами, прибывшими в район Нью-Йорка в 1893 году.
В отличие от распространенного мнения, что Гус был протопротестантом , некоторые православные христиане утверждали, что его богословие было намного ближе к восточно-православному христианству . Ян Гус считается святым мучеником в некоторых юрисдикциях Православной церкви. [ 65 ] Чехословацкая гуситская церковь утверждает, что ведет свое происхождение от Гуса, является «неогуситской» и содержит смешанные восточно-православные и протестантские элементы. Ныне его причисляют к лику святых православные церкви Греции , Кипра , Чехословакии и ряда других. [ 66 ]
Гус был признан величайшим героем чешской нации по результатам опроса Чешского радио в 2015 году. [ 67 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Гус появляется в трилогии «Мези-проодия» писателя Алоиса Йирасека .
Ян Гус — главный герой «Гуситской революционной трилогии» режиссера Отакара Вавра . Его играет Зденек Штепанек в фильме 1954 года « Ян Гус» .
Яна Гуса играет Род Колбин в американском фильме 1977 года « Джон Гус» .
Ян Гус — главный герой спектакля «Ческе небе» .
чешский телефильм «Ян Гус» В 2015 году вышел . В нем снялся Матей Хадек .
Гус появляется в фильме 2022 года « Средневековье» в исполнении Виктора Криштофа .
Жизни Гуса и Петра Хельчицких являются темой книги «Гус, Хельчицкий» для детей старшего возраста, вышедшей в 2014 году, написанной и проиллюстрированной Ренатой Фучиковой . Книга получила награду Ассоциации чешских художников-графиков HOLLAR за свои иллюстрации. [ 68 ]
Праздники памяти Гуса
[ редактировать ]- Моравская церковь – 6 июля. Члены Unitas Fratrum и Чешские братья называют Гуса духовным предшественником.
– День Яна Гуса ( Den upálení mistra Jana Husa , буквально: День сожжения магистра Яна Гуса) 6 июля, в годовщину мученической кончины Гуса . это В Чехии государственный праздник .
Его также поминают как мученика в Календаре святых Евангелическо -лютеранской церкви в Америке . [ 69 ]
Знаменитые последователи Яна Гуса
[ редактировать ]- Иероним Пражский , друг и преданный последователь Гуса, разделил его судьбу и 30 мая 1416 года также был сожжен в Констанце.
- Джон Кардинал Райнштейнский (1375–1428) ( нем . Йоханнес Кардиналис фон Берграйхенштайн ) [ 70 ]
- Ян Жижка из Троцнова и Калича (ок. 1360–1424), чешский генерал и гуситский лидер.
- Матей з Книн (умер 26 марта 1410 г.) (на немецком языке: Маттеус фон Книн )
- Микулаш из Пельгримова (1385 Пельгримов – 1460 Подебрады) (на латыни : Николаус Пильграменсис , на немецком языке: Николаус фон Пельгримс )
- Иоанн Амос Коменский (1592–1670) ( чеш . Jan Amos Komenský ) – пастор, педагог, философ, просветитель и писатель. Последний епископ Unitas Fratrum до ее обновления и пастор Моравской церкви . Ранний поборник всеобщего образования и обучения на родном языке.
Галерея
[ редактировать ]-
Портрет Яна Гуса, 16 век.
-
Картина Яна Гуса на Констанцском соборе работы Вацлава Брожика (1883 г.)
-
Подготовка казни Яна Гуса
-
Альфонс Муха : Мастер Ян Гус Проповедует в Вифлеемской часовне: «Истина торжествует», 1916 год; часть 20-картинного произведения «Славянская эпопея».
-
Вифлеемская капелла (внешний вид) в Праге
-
Вифлеемская капелла (интерьер) в Праге
-
Медальон с портретом Яна Гуса.
-
Подготовка к сожжению Яна Гуса на костре
-
Медальон Яна Гуса с изображением его портрета и казни.
-
Профиль Яна Гуса на статуе Джордано Бруно
Работает
[ редактировать ]- Джон Гус. Постилла набросал , изд. Г. Силаги ( Corpus Christianorum. Продолжение Medievalis 261), Turnhout: Brepols Publishers ( ISBN 978-2-503-55275-0 )
- Де Экклесия. Церковь , Ян Гус; Дэвид С. Шафф , переводчик, Нью-Йорк, «Сыновья Чарльза Скрибнера», 1915 год.
- Письма Яна Гуса, написанные во время его ссылки и заключения , Ян Гус; Кэмпбелл Маккензи, переводчик, Эдинбург, Уильям Уайт и компания, 1846 г.
- Письма Яна Гуса , Ян Гус; Герберт Б. Уоркман; Р. Мартин Поуп, Лондон, Ходдер и Стоутон, 1904 год.
- Письма Иоанна Гуса, Ян Гус; Мэтью Спинка, переводчик.
- Письма Иоанна Гуса
См. также
[ редактировать ]- Orthographia bohemica — трактат, предположительно написанный Яном Гусом.
- Пресвитерианская церковь Яна Гуса — приход пресвитерианской церкви в Нью-Йорке (США) , названный в честь Яна Гуса.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Джона Уиклифа можно считать теоретиком церковной Реформации, но Гуса считают первым церковным реформатором, предшественником Лютера, Кальвина и Цвингли как такового. Его учение оказало сильное влияние на государства Западной Европы в формирование реформистской богемской религиозной конфессии, а более века спустя самого Мартина Лютера Гуса сожгли на костре за ересь против учения Римско-католической церкви, в том числе по экклезиологии, Евхаристии и другим богословским догмам. ." [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лампорт, Форрест и Уэйли 2019 , стр. 227.
- ^ Деми, Тимоти Дж.; Ларсон, Марк Дж.; Чарльз, Дж. Дэрил (2019). Реформаторы о войне, мире и справедливости . Wipf и Stock Publishers. п. 5. ISBN 978-1-4982-0698-3 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Лэмпорт, Марк А.; Форрест, Бенджамин К.; Уэйли, Вернон М. (2019). Гимны и гимнодии: Исторические и богословские введения, Том 2: От католической Европы к протестантской Европе . Wipf и Stock Publishers. п. 227. ИСБН 978-1-5326-5125-0 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Уокер, Уиллистон (2014). История христианской церкви . Книги Равенио. п. 56 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Верховен, Людо; Перфетти, Чарльз (2017). Обучение чтению на разных языках и системах письма . Издательство Кембриджского университета. п. 372. ИСБН 978-1-107-09588-5 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джиллетт 1863 , стр. 464–466.
- ^ Jump up to: а б Кунс 1907 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Лютцов 1909 , с. 64.
- ^ Джиллетт 1863 , с. 43.
- ^ Кунс 1907 , с. 64.
- ^ Лютцов 1909 , с. 65.
- ^ Джиллетт 1863 , с. 44.
- ^ Джиллетт 1863 , стр. 43–44.
- ^ Фадж 2010 , с. 9.
- ^ Гилпин 1809 , с. 141.
- ^ Джиллетт 1863 , стр. 44–45.
- ^ Джиллетт 1863 , стр. 46–48.
- ^ Джиллетт 1863 , стр. 47–50.
- ^ Лютцов 1909 , стр. 70–71.
- ^ Гилпин 1809 , с. 142.
- ^ Лютцов 1909 , стр. 73–76.
- ^ Спинка, Мэтью (2017). Ян Гус: биография . [Место публикации не указано]: Princeton University Press. ISBN 978-0-691-62219-4 . OCLC 975125037 .
- ^ Кэмпбелл, Гордон (2003). «Гус, Ян или Ян Гус (ок. 1372–1415)». Оксфордский словарь эпохи Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191727795 .
- ^ Кунс 1907 , с. 43.
- ^ Кунс 1907 , с. 47.
- ^ Кунс 1907 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с д Вильгельм 1910 год .
- ^ Джиллетт 1863 , стр. 76–78.
- ^ Гилпин 1809 , с. 143.
- ^ Джиллетт 1863 , стр. 140–141.
- ^ Дом 1372–1415 , стр. 69.
- ^ Kuhns & Dickie 2017 , стр. 67–70.
- ^ Фадж 2010 , стр. 97–100.
- ^ «Археологические и исторические свидетельства – отпадение от чистого Евангелия Иисуса Христа» . www.supportingevidences.net . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Шафф 1953 , стр. 415–420.
- ^ Херцог, Иоганн Якоб; Хаук, Альберт; Джексон, Сэмюэл Маколи; Шерман, Чарльз Коулбрук; Гилмор, Джордж Уильям (1909). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: охват библейской, исторической, доктринальной и практической теологии, а также библейской, теологической и церковной биографии с древнейших времен до наших дней . Компания Фанк и Вагналлс. стр. 416 .
Архиепископ Альбик пытался убедить Гуса отказаться от своей оппозиции папским буллам, и король предпринял безуспешную попытку примирить две стороны.
- ^ Кунс 1907 , с. 75.
- ^ Кунс 1907 , стр. 77–78.
- ^ Фунда, Отакар А. (2009). Когда тростник дрожит над поверхностью (по-чешски). Каролинум Пресс. стр. 145. ISBN 978-8024615929 .
- ^ Нодл 2010 , стр. 530–531.
- ^ Шмахель 2013 , с. 143.
- ^ Лютцов 1909 , стр. 224–228.
- ^ Фадж 2010 , стр. 125–127.
- ^ Шахан 1908 , с. III.
- ^ Кунс 1907 , стр. 126–127.
- ^ Отцы, Собор (5 ноября 1414 г.). «Констанцский собор 1414-1818 годов» . Папские энциклики .
- ^ Де Швейниц, Эдмунд (1885). История церкви, известной как Unitas Fratrum: или Единство братьев, основанной последователями Иоанна Гуса, чешского реформатора и мученика . Вифлеем, Пенсильвания: Моравское издательство. п. 74.
- ^ «Гус, Иоанн, гуситы» . www.ccel.org . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Скрибнер, Р.В. (1986). «Несгораемый Лютер: Образ реформатора в Германии раннего Нового времени» . Прошлое и настоящее (110): 38–68. дои : 10.1093/прошлое/110.1.38 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 650648 .
- ^ Jump up to: а б Катбертсон, Дэвид (1913). Протест против сожжения Яна Гуса . Лондон: Александр Моринг Лимитед. п. 11.
- ^ «Богемный протест, Recto» . ЭД . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Лютцов 1914 , стр. 177–79.
- ^ Лехлер 1904 , с. 381.
- ^ Мацек 1958 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Аллен, Джон Л. младший (15 сентября 2009 г.). «Немецкая овчарка прощается с «зимним волком» » . Национальный католический репортер .
- ^ Вацлавик 2010 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б «Протестантизм в Богемии и Моравии (Чехия)» .
- ^ «Таблица 7.1 Население по религиозным убеждениям и по размерным группам муниципалитетов» (PDF) (на чешском языке). Czso.cz. Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2015 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 7.2 Население по религиозным убеждениям и регионам» (PDF) (на чешском языке). Czso.cz. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Мастрини, Хана (2008). Прага Фроммера и лучшее из Чешской Республики (7-е изд.). Уайли. ISBN 978-0-470-29323-2 . [ нужна страница ]
- ^ Халик, Томас; Гошек, Павел (2015). Чешский взгляд на веру в светскую эпоху: Чешские философские исследования, V (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, США: Совет по исследованию ценностей и философии. ISBN 9781565183001 . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Оберман и Валлизер-Шварцбарт 2006 , стр. 54–55.
- ^ «Происхождение и рост» . Юнитас Фратрум . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Крендель, Вроцлав. Масарик и легионы (Масарик и легионы), ваза. книга, 219 страниц, издано издательством Paris Karviná, Žižkova 2379 (734 01 Karviná) в сотрудничестве с Масариковым демократическим движением (Masaryk Демократическое движение, Прага, Чехия), 2019 г., ISBN 978-80-87173-47-3 , стр. 17–25, 33–45, 70–76, 159–184, 187–199
- ^ «Ян Гус, Иероним Пражский и православие в Чехии и Словакии» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «Все больше людей в Чехии и Словакии отдают предпочтение Православной Церкви» .
- ^ "Опрос: Кто для вас hrdina.cz?" . www.rozhlas.cz (на чешском языке) . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ «Итоги 2014 года» . Памятник национальной письменности . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Чешское статистическое управление» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года.
- ^ «Джон Кардинал Рейнштейн» . Phil.muni.cz. Проверено 5 сентября 2008 г.
Источники
[ редактировать ]- Фадж, Томас А. (2010). Ян Гус: Религиозная реформа и социальная революция в Богемии . Публичная библиотека округа Адамс: IB Tauris.
- Джиллетт, Э.Х. (1863). Жизнь и времена Яна Гуса; или Богемская реформация пятнадцатого века (ч. 1) . Библиотека Принстонской духовной семинарии: Гулд и Линкольн.
- Гилпин, Уильям (1809). Жизнь реформаторов . Библиотека Принстонской духовной семинарии: Т. Каделл и У. Дэвис.
- Оберман, Хайко Августин; Вале Черная Борода (2006). Лютер: Человек между Богом и Дьяволом . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10313-1 .
- Гус, Ян (1372–1415). Письма Иоанна Гуса . Тринити-колледж-Университет Торонто: Ходдер и Стоутон.
- Кунс, Оскар (1907). Джон Гус: Свидетель . Цинциннати; Нью-Йорк: Дженнингс и Грэм; Eaton & Mains – через Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
- Кунс, Оскар; Дики, Роберт (2017). Ян Гус: Реформация в Богемии . Моррисвилл, Северная Каролина: Лулу. ISBN 978-1-87255629-1 .
- Лютцов, Фрэнсис (1909). Жизнь и времена мастера Иоанна Гуса . Библиотека Принстонской духовной семинарии: Э. П. Даттон.
- Лютцов, Фрэнсис (1914). Гуситские войны . Публичная библиотека Торонто: Лондон: Дент, Нью-Йорк: Даттон.
- Лехлер, Готард Виктор (1904). Джон Уиклиф и его английские предшественники . Общество религиозных трактатов. п. 381 .
- Мацек, Йозеф (1958), Гуситское движение в Богемии , Прага: Orbis
- Нодл, Мартин (2010). Горничкова, Катерина; Шронек, Михал (ред.). Искусство Богемской Реформации (1380–1620) [ Искусство Богемской Реформации (1380–1620) ]. Прага: Академия. ISBN 978-80-200-1879-3 .
- Шафф, Филип (1953). «Гус, Иоанн, гуситы» . Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога .
- Шахан, Томас Джозеф (1908). . Католическая энциклопедия . Том. 4.
- Шмахель, Франтишек (2013). Ян Гус: Жизнь и творчество [ Ян Гус: Жизнь и творчество ] (на чешском языке). Прага: Арго. ISBN 978-80-257-0875-0 .
- Вацлавик, Давид (2010). современное чешское общество Религия и (на чешском языке). Издательство Grada Publishing asp 53. ISBN 9788024724683 .
- Вильгельм, Йозеф (1910). Католическая энциклопедия. Том. 7 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будген, Виктор. «В огне для Бога». Евангелическая пресса, 2007.
- Ян Благослав Лашек и Анджело Шон Франклин, Ян Гус: верный свидетель истины (Роуман и Литтлфилд: 2022).
- Рихард Фриденталь: Ян Гус. Еретик и век революционных войн. 2-е издание 1987 г., ISBN 3-492-10331-6
- Фадж, Томас А. Ян Гус: Религиозная реформа и социальная революция в Богемии , IB Tauris, Лондон, 2010 г.
- Фадж, Томас А. Память и страдания Яна Гуса, средневекового священника и мученика , Тюрнхаут, Брепольс, 2013 г.
- Фадж, Томас А. Суд над Яном Гусом: средневековая ересь и уголовный процесс , Oxford University Press, Нью-Йорк, 2013 г.
- Фадж, Томас А. и Ян Гус Между временем и вечностью: новый взгляд на средневекового еретика , Lexington Books, Лэнхэм, Мэриленд, 2016 г.
- Фадж, Томас А. Жизнь с Яном Гусом: современное путешествие по средневековому ландшафту , Центр христианских исследований, Портленд, Орегон, 2015 г.
- Граф Лютцов: жизнь и времена мастера Джона Гуса , EP Dutton & Co. Лондон, 1909 г.
- Пьетро Ратто: Игра в гуся. Тайна за кулисами суда над реформатором Яном Гусом , Bibliotheka Edizioni [it], Рим, 2020. ISBN 978-88-6934-644-6
- Филип Шафф-Герцог: Энциклопедия религии
- Спинка, Мэтью (1972). Письма Иоанна Гуса . Тотова, Нью-Джерси : Издательство Манчестерского университета . OCLC 590290 .
- ——— (1968). Джон Гус: Биография . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . OCLC 441706 .
- ——— (1966). Концепция церкви Яна Гуса . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ОСЛК 390635 .
- Мэтью Спинка: Джон Гус в Совете издательства Констанцского Колумбийского университета , 1965 (включая рассказ очевидца Петра Младоновице)
- Вильгельм, Дж. (1910). Ян Гус . В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Получено 16 мая 2011 г. из New Advent.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джон Гус, фильм производства Faith for Today (1977)
- Ян Гус — чехословацкий фильм режиссёра Отакара Вавра (1955).
- Гуситизм и наследие Яна Гуса. Архивировано 30 октября 2008 г. в Wayback Machine - Официальный сайт Чешской Республики.
- Заключительная декларация, написанная 1 июля 1415 года - Справочник по современной истории , Университет Фордхэма.
- Письма Иоанна Гуса, написанные во время его изгнания и заключения , с предисловием Мартина Лютера , Ян Гус, Франсуа Поль Эмиль Буанорман де Боннешоз, тр. Кэмпбелл Маккензи, Эдинбург, Уильям Уайт и компания, 1846 г.
- Работы Яна Гуса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Жизнь и времена Яна Гуса формат "btm"
- Богемская Реформация и религиозная практика – онлайн-перевод чешского академического журнала
- Ян Гус и гуситские войны в подкасте средневековых архивов
- Центр Яна Гуса (исторический дом, где родился Ян Гус в Гусинце, Чехия)
- Джон Хаус
- Рождение в 14 веке
- 1415 смертей
- Гуситские мученики
- Люди казнены за ересь
- Казненные чехи
- Христианские богословы XIV века
- Христианские богословы XV века
- Казненные философы
- Казненные римско-католические священники
- Христианские гуманисты
- Чешские богословы
- Чешские философы
- Чешские религиозные лидеры
- Протестантские реформаторы
- Люди, отлученные католической церковью
- Дореформационные святые лютеранского литургического календаря
- Выпускники Карлова университета
- Люди из Гусинца
- Люди, казненные Папской областью путем сожжения
- Чешские евангелисты
- Казни 15 века
- Писатели XIV века из Богемии
- Римско-католические богословы XV века из Богемии
- Людей казнили за богохульство
- Академический состав Карлова университета
- Протопротестанты
- Лютеранские святые