Питер Уолдо
Питер Уолдо | |
---|---|
Пьер Водес/де Во | |
![]() Статуя Питера Вальдо у памятника Лютеру в Вормсе, Германия | |
Рожденный | в. 1140 |
Умер | в. 1205 (возраст около 65 лет) |
Род занятий | Духовный лидер, богослов, купец |
Богословская работа | |
Традиция или движение | вальденсийский |
Питер Уолдо ( / ˈ w ɔː l d oʊ , ˈ w ɒ l -/ ; [1] в. 1140 – ок. 1205; также Вальдо , Вальдес , Вальдес ; Французский : Pierre Vaudès, de Vaux , латинский : Petrus Waldus, Valdus ) [2] [3] был лидером вальденсов , христианского движения средневековья . духовного
Традиция, согласно которой его имя было «Петр», восходит к четырнадцатому веку. Это заставило некоторых историков, таких как Яна Шульман, предположить, что это, вероятно, более позднее изобретение. [4] Его считают протопротестантом . [5]
Отношения с вальденсами
Многие историки, в том числе Яна Шульман, считают Питера Вальдо основателем вальденсов где-то между 1170 и 1177 годами. [6] [7] [4]
Были утверждения, что вальденсы предшествовали Питеру Уолдо. В своей «Истории церкви Водуа» (1859 г.) Антуан Монастье цитирует Бернара, аббата Фонкальда, писавшего в конце XII века о том, что вальденсы возникли во время папства Луция. [8] Монастье предполагает, что он имеет в виду Луция II , Папу с 1144 по 1145 год, и приходит к выводу, что вальденсы действовали до 1145 года. Бернар также говорит, что тот же самый Папа Луций осудил их как еретиков, но они были осуждены Папой Луцием III в 1184 году. [9]
Монастье также говорит, что Эберар де Бетюн , писавший в 1210 году (хотя Монастье говорит о 1160 году), утверждал, что имя Водуа означало «жители долины» или те, кто «живет в юдоли печали и слез», и использовалось до Питера Вальдо.
Утверждение сохранялось до 19 века, что Уолдо не начинал никакого нового движения, а возник из чистого христианства, основанного апостолами в Альпах вскоре после вознесения Иисуса, и что Уолдо просто увековечивал эту чистую веру. [4]
Жизнь и работа
Большинство подробностей жизни Уолдо неизвестны. Дошедшие до нас источники сообщают, что он был богатым портным и торговцем из Лиона и человеком образованным. Зарекомендовав себя как успешный торговец, Уолдо поручил монахам создать для него переведенный экземпляр Библии. [4] Священнослужители из Лиона перевели Новый Завет на народный «романский» ( франко-провансальский ) язык. [10] Благодаря этому Уолдо приписывают предоставление Европе первого перевода Библии на «современный язык», помимо латыни . [11]
Читая Библию и сочинения отцов церкви , Уолдо увлекся концепциями чистоты и совершенства. [4] В 1173 году в стремлении к чистоте он принял бедность, услышав, как странствующий певец исполнял песню о святом Алексии . Алексий отказался от большого наследства и красивой невесты, чтобы жить в бедности, как Иисус. [4] Уолдо продал все, что имел, отказался от брака и дома и отправил двух своих маленьких дочерей в монастырь. [4]
Уолдо начал путешествовать по Ломбардии, попрошайничая и проповедуя о ценности бедности. В то время регион Ломбардия был рассадником движений за религиозные реформы, многие из которых позже были признаны католической церковью ересью. К ним относятся катары, гумилиаты , альбигойцы и сперонисты . По мере того, как Уолдо собирал последователей и определял свои собственные доктрины, они разделяли многие черты с другими реформаторскими движениями - до такой степени, что историкам становится трудно определить происхождение многих религиозных идей, циркулирующих среди них. [4] В отличие от лидеров этих других групп, Уолдо никогда не присоединялся к священству католической церкви или к какому-либо из ее религиозных орденов. [4]
Другие события, помимо слухов о святом Алексии, возможно, также способствовали решению Уолдо заняться бедностью и проповедью, включая отказ от пресуществления, когда это считалось тяжким преступлением. [ нужна ссылка ] и внезапная и неожиданная смерть друга во время ужина. [12] [13] С этого момента он начал вести радикальную христианскую жизнь, отдав свое имущество жене, а остальное имущество раздал в качестве милостыни бедным. Примерно в это же время Уолдо начал публично проповедовать и учить, основываясь на своих идеях простоты и бедности, в частности на том, что «ни один человек не может служить двум господам, Богу и маммоне ». [14]
Вдохновленный его примером, Уолдо начал привлекать последователей, и они превратились в сообщество верующих. К 1170 году Уолдо собрал большое количество последователей, которых называли «Бедными Лиона», «Бедными Ломбардии » или «Бедными Бога». Они проповедовали свое учение, путешествуя в качестве разносчиков . [15] Часто называемые вальденсами (или вальденсами), они отличались от альбигойцев или катаров . Вальденсское движение с самого начала характеризовалось мирской проповедью, добровольной бедностью и строгим соблюдением Библии.
В январе 1179 года Вальдо и один из его учеников отправились в Рим, где их приветствовали папа Александр III и римская курия . [16] Им пришлось объяснять свою веру перед группой из трех священнослужителей, включая вопросы, которые затем обсуждались внутри Церкви, такие как универсальное священство , [17] [18] [19] Евангелие на вульгатном или местном языке и проблема добровольной бедности. Результаты встречи оказались неоднозначными. Папа подтвердил обет бедности вальденсов, но запретил им продолжать проповедовать из-за их статуса мирян. [4] Уолдо и его последователи восстали против запрета и активизировали свою проповедническую и миссионерскую деятельность. Они продолжали собирать последователей и начали провозглашать доктрины, противоречащие католицизму, например, право всех достойных членов, включая женщин, проповедовать Священное Писание без разрешения церковных властей. [4] Они также начали проповедовать против Чистилища, молитв за умерших и индульгенций. [4] Они были отлучены от церкви католической церковью. К концу 1180-х годов их преследовали как еретиков. Это преследование только усилило их проповедь против Римско-католической церкви. [4] Вальденсы разработали доктрину, запрещающую использование оружия или клятвы, что побудило их отказаться от любого участия в католических ритуалах. [4] Католическая иерархия обвинила их в отступничестве. [4]

Уолдо осудил то, что он считал папскими излишествами и католическими догмами, включая чистилище и пресуществление. Он сказал, что эти догматы были « блудницей » из книги Откровения . [20]
Идеи Уолдо, но не само движение, были осуждены на Третьем Латеранском соборе в марте того же года. [21] Лидеры вальденсов еще не были отлучены от церкви.
В 1180 году Уолдо составил исповедание веры, которое сохранилось до сих пор. [22] [23] [24]
Изгнанные из Лиона, Вальдо и его последователи поселились в высокогорных долинах Пьемонта и во Франции, в Любероне , продолжая следовать христианству, основанному на Новом Завете. Наконец, Вальдо был отлучен от церкви Папой Луцием III во время синода, состоявшегося в Вероне в 1184 году. Доктрина лионских бедняков была снова осуждена Четвертым Латеранским собором в 1215 году, когда они впервые упомянули эту группу по имени и объявили его принципы являются ересью . Опасаясь подавления со стороны церкви, последователи Вальдо бежали в горные районы северной Италии в Вальденсскую евангелическую церковь . [25] [ устаревший источник ]
См. также
- вальденсы
- Вальденсская евангелическая церковь
- Джон Чарльз Беквит
- Лузерна Сан Джованни
- Вэл Пелличе
- Вальденсские долины
Ссылки
- ^ "Уолдо" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Ашер, Джеймс (19 февраля 1687 г.). «Древности британских церквей: история ересей, введенных в церковь Пелагием Британном, в которого были внедрены злейшие враги Бога. Объяснение серьезного вопроса о преемственности христианских церквей и историческом статусе. Джеймс Уссериус». за счет Бенджа. Тук – через Google Книги.
- ^ Шмидер, Генрих Эдуард (19 февраля 1854 г.). «Петрус Вальдус и Франциск Ассизский: лекция на мероприятии, организованном Евангелической ассоциацией духовных лиц» . Шульце – через Google Книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Яна К. Шульман (2002). Возвышение средневекового мира 500–1300: Биографический словарь (Великие культурные эпохи западного мира) . Гринвуд Пресс. ISBN 9780313308178 .
- ^ Мелтон, Дж. Г. (2014). Веры во времени: 5000 лет истории религии [4 тома]: 5000 лет истории религии . АВС-КЛИО. п. 775. ИСБН 978-1-61069-026-3 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «Вальденсы» . Британская энциклопедия . Проверено 28 января 2019 г.
мало что известно с уверенностью о предполагаемом основателе Вальдесе (также называемом Питером Уолдо или Вальдо). Будучи мирянином, Вальдес проповедовал (1170–1176 гг.) в Лионе, Франция.
- ^ Вебер, Н. (1912). «Вальденсы» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 28 января 2019 г.
Настоящим основателем секты был богатый лионский купец, которого в ранних документах зовут Вальдес (Вальдо)… В праздник Успения 1176 года он распродал последнее из своих земных владений и вскоре после этого принял обет бедности. .
- ^ Монастье 1859 , с. 58.
- ^ Вебер, Н. (1912). «Вальденсы» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 28 января 2019 г.
В результате папа Луций III включил их в число еретиков, против которых он издал буллу об отлучении от церкви в Вероне в 1184 году.
- ^ Аукцион 1723 , с. 313-14.
- ^ Джонс 1819 , с. 18-19.
- ^ Перрен 1884 , с. 21.
- ^ Астон 1993 , с. 18.
- ^ «Проект справочников по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu .
- ^ Уайли 1848 , с. 17.
- ^ RHGF 1786 , с. 682, раздел Е.
- ^ Роу, Хукер и Хэндфорд 1907 , с. 4445.
- ^ Кэткарт 1883 , с. 1200.
- ^ Борода 1885 , с. 24.
- ^ Перрен 1884 , с. 22.
- ^ Карта 1924 года , с. 76.
- ^ Турн 1980 , с. 232.
- ^ Уолдо 1969 .
- ^ «Вальденсское исповедание веры (около 1120 г.) | Реформатское богословие в сознании пуританина» . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Питер Уолдо». Энциклопедия мировой биографии . Группа Гейл . 2004 . Проверено 8 августа 2017 г.
Источники
Начальный
- Анонимно (январь 1996 г.) [1218]. «Обращение Питера Уолдо» . В Холсолле, Пол (ред.). Интернет-справочник по средневековью . Проверено 8 августа 2017 г.
- Уолдо, Питер (1969) [1180]. «Профессия веры» . Wikispaces.com . Перевод Уэйкфилда, Уолтера; Эванс, Остин. Архивировано из оригинала 14 июля 2020 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- «Из Хроники каноников Лаудуна» . Recueil des Historiens des Gaules et de la France (на латыни). Том. XIII Париж 1786 г.
- Карта, Уолтер (1924) [после 1192 года]. «Из секты вальденсов» . Куриал Де Нугис . Перевод Таппера, Фредерика; Бладен Огл, Марбери.
вторичный
- Астон, М. (1993). Вера и огонь: популярная и непопулярная религия, 1350–1600 гг . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-85285-073-9 .
- Берд, К. (1885) [1883]. «Реформа до реформации». Реформация шестнадцатого века в ее отношении к современной мысли и знанию . Хибберта Лекции . Лондон: Уильямс и Норгейт . п. 24 .
- Кэткарт, В. (1883). "Вальденсы". Баптистская энциклопедия: словарь доктрин, постановлений, обычаев, исповеданий веры, страданий, трудов и успехов, а также всеобщей истории баптистской деноминации во всех странах . Том. 2. Филадельфия, Пенсильвания: Луи Х. Эвертс. стр. 1200–1201.
- Лелонг, Жак (1723). «Французская Библия: древние версии и рукописи» . Священная библиотека (на латыни). Том. I. Париж: Франсуа Монталан.
- Джонс, В. (1819). История христианской церкви от Рождества Христова до XVIII века . Том. II. Лондон: В. Майерс.
- Монастье, Антуан (1859). История церкви Водуа от ее происхождения . Лондон: Общество религиозных трактатов.
Бернард.
- Перрен, JP (1884 г.). История старых вальденсов до Реформации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Macon & Company.
- Роу, ET; Хукер, ЛР; Хэндфорд, ТВ (1907). «Вальденсы». Новый американский энциклопедический словарь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дж. А. Хилл.
- Турн, Г. (1980). Вальденсы: первые 800 лет (1174–1974) . Турин: Клавдиана.
- Уайли, Дж. А. (1848 г.). История вальденсов . Лондон: Cassell, Limited.
Дальнейшее чтение
- Аудизио, Габриэль, Вальденсское инакомыслие: преследование и выживание, около 1170 – около 1570 , Кембриджские учебники по средневековью. (1999) Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-55984-7
- Лефф, Г. (1999) [1967]. Ересь в позднем средневековье: отношение инакомыслия к инакомыслию, ок. 1250-ок. 1450 . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-5743-4 .
- Уэйкфилд, Вашингтон; Эванс, AP (1991) [1969]. Ереси высокого средневековья . Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам. Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-09632-4 .
- 1140-е годы рождения
- 1205 смертей
- Французские христианские религиозные лидеры
- Духовенство из Лиона
- Переводчики Библии
- Римско-католические мистики
- вальденсы
- Купцы XII века
- Купцы 13 века
- Христианские мистики XII века
- Христианские мистики XIII века
- Французские купцы
- Бизнесмены 12 века
- Французские евангелисты
- Протопротестанты