Стригольники

Стригольники , ( русский : стригольники ; сг. стригольник , стригольник ) были последователями русской религиозной секты возникшей в середине 14 века, известной как стригольничество ( русский : стригольничество ). [1] Впервые они появились в Пскове, а затем распространились на Новгород и Тверь . [2] К началу 15 века они исчезли. [3] Наряду с иудействующими они были одной из крупнейших сект в средневековой России. [1] [4]
Происхождение названия остается неясным. Некоторые историки полагают, что это как-то связано с ремеслами первые стригольники , которыми занимались , такими как кройка тканей или парикмахерское дело (похоже, слово стригольник происходит от русского корня стриг- , означающего стрижку или обрезку ). Другие полагают, что название происходит от особого посвящения обряда (особой стрижки, или стрижки ), совершаемого дьяконом по имени Карп – предполагаемым основателем секты (вместе с дьяконом Никитой), третьи полагают, что это могло означать, что эти люди отказались от либо отращивали бороду, либо стригли бороды, когда входили в церковь.
Активными участниками секты были торговцы и низшее духовенство . Они отказались от всей церковной иерархии и монашества , таинств, совершаемых русским духовенством в связи с признанием православного священства нелегитимным: священства , причастия , покаяния и крещения , что сопровождалось крупными поборами (« поборами », по их мнению) в пользу духовенства. Критикуя и обличая продажность, пороки и невежество священников, стригольники требовали права на религиозную проповедь для мирян . Их проповеди были полны социальных мотивов: они упрекали богатых в порабощении свободных и бедных. [5] Им противостоял ряд высокопоставленных русских архиереев. [6]
Убеждения
[ редактировать ]
Ведутся споры о том, были ли стригольники «еретиками», были ли они протопротестантским движением среди православных христиан, похожим на лоллардов или гуситов , или же они просто выступали против священства. [7] [8] иконоборческие тенденции Предполагается, что движение стригольников имело , хотя неясно, выступали ли они против использования икон; более ясно, что они выступали против монашества. [9] [10]
Стригольники . выступали против правящей церкви, отказываясь признавать ее епископов и священников [11] и отказались ходить в православные церкви, вместо этого собираясь на отдельные собрания. [12] Известно также, что они критиковали православных священников, которых называли «пьяницами». [13] Они также отвергали рукоположение, считая, что церковную службу могут совершать простые миряне, и установленные церковные обряды. [14] Они также критиковали феодальный порядок. [14] Характер движения виден из слов Стефана Пермского : «О стригольниках неграмотные люди говорят: те ни крадут, ни собирают богатства». [14]
Каретникова предположила, что стригольники были ответом на изменения в Русской Православной Церкви , желающей вернуться от обрядности к простоте новозаветного христианства, подчеркивающей духовный смысл таинств и основывающей свои взгляды прежде всего на Священном Писании, видя в нем свой высший авторитет. . [15] Петрушко же утверждал, что в отношении стригольников к церкви и церковной иерархии хотя и имеется некоторое сходство с богомилами и катарами , но, судя по сохранившимся источникам, они не имели догматической системы богословия и не расходились с церковью. о христологии и сотериологии , вместо этого большая часть их разногласий приходится на экклезиологию . Петрушко, судя по тому, что Фотий считал возможным вернуть стригольников в церковь, их несогласие с православным догматом не было столь драматичным, как ересь иудействующих . [16]
М. В. Печников утверждал, что стригольники лишь отвергли православное священство, симонию и исповедь духовенству, не отрицая при этом ни таинств церкви, ни большинства догматов. [8]
Вместо этого Оболенский предположил, что стригольники родились от богомилов или катаров -миссионеров в России во времена Киевской Руси . [17]
Стефан Пермский упоминал, что стригольники исповедовали свои грехи не перед духовенством, а перед землей; однако значение того, что имел в виду Стивен, неясно. [16] [8]
История
[ редактировать ]
Согласно посланию Стефана Пермского , Карп «начал говорить народу: ни над усопшими не достойно ни петь, ни поминать о них, ни приносить за умерших приношения в церковь, ни пиров устраивать, ни подайте милостыню за душу усопшего». [14]
Диакон Карп нашел много последователей во Пскове, но был вынужден переехать в Новгород, чтобы избежать гонений . что новгородский архиепископ Некоторые ученые утверждают , Василий Калика (1330–1352) игнорировал ересь, но что его преемники Моисей (1325–1330; 1352–1359) и Алексей (1359–1388) приняли жесткие меры против еретиков. . Начиная с 1382 года против секты выступил архиепископ Суздальский Дионисий. В посланиях, адресованных духовенству и жителям Новгорода и Пскова, руководство церкви пыталось дискредитировать движение и доказать свое право на получение доходов. [14] Стригольники . подвергались преследованиям, их изгоняли из городов или просто убивали [14]
В 1375 году разгневанные новгородцы сбросили с моста трех еретиков в реку Волхов . [18] Согласно Никоновской летописи XVI века , оправданием этому послужило буквальное толкование Евангелия (Мф. 18:6): «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, в грех, тому лучше было бы иметь великая веха висела у него на шее и была утоплена в пучине морской». [4] В летописях упоминается, что «еретики -стригольники были избиты, диакон Никита, прихожанин Карп и третий человек с ними были сброшены с моста». [14]
Стефан Пермский написал письмо Нилу Константинопольскому в 1382 году о стригольниках . [8]
Однако учение стригольников жило . Они широко распространились в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где епископы с поддержкой движения выступили Федор Добрый и Евфимий Вислен. В начале 15 века Фотий , митрополит Киевский и всея Руси, обличил учение стригольников . [5] [13]
Стригольники . исчезли в начале 15 века из-за гонений [9] а также из-за разногласий среди стригольников . [3] Последнее упоминание о стригольниках относится к 1487 году. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Паттисон, Джордж; Эмерсон, Кэрил; Пул, Рэндалл А. (13 июня 2020 г.). Оксфордский справочник русской религиозной мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 679. ИСБН 978-0-19-879644-2 .
- ^ Б.А. Рыбаков, Стригольники: Русские Гуманисты XIV Столетия (М.: Наук, 1993); Дэвид М. Голдфранк, «Гори, детка, гори: популярная культура и ересь в позднесредневековой России», Журнал популярной культуры 31, вып. 4 (1998): 17–32.
- ^ Jump up to: а б Рясановский, Николай Васильевич (29 сентября 2005 г.). Русские идентичности: исторический обзор . Издательство Оксфордского университета. п. 53. ИСБН 978-0-19-534814-9 .
- ^ Jump up to: а б Мосс, Уолтер Г. (1 июля 2003 г.). История России Том 1: До 1917 года . Гимн Пресс. п. 115. ИСБН 978-0-85728-752-6 .
- ^ Jump up to: а б Н.А. Казакова и Я. Лурье С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века (Москва и Ленинград, АНСССР, 1955), особенно. стр. 34-71.
- ^ Робинсон, Майкл Д. (14 июня 2019 г.). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers. п. 320. ИСБН 978-1-5326-1831-4 .
- ^ Белич, Джеймс (19 июля 2022 г.). Мир, созданный чумой: Черная смерть и подъем Европы . Издательство Принстонского университета. п. 218. ИСБН 978-0-691-22287-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и "СТРИГОЛЬНИКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . bigenc.ru . Archived from the original on 2022-10-07 . Retrieved 2022-08-21 .
- ^ Jump up to: а б Михальский, Сергиуш (11 января 2013 г.). Реформация и изобразительное искусство: вопрос протестантского имиджа в Западной и Восточной Европе . Рутледж. п. 214. ИСБН 978-1-134-92102-7 .
- ^ Михальский, Сергиуш (11 января 2013 г.). Реформация и изобразительное искусство: вопрос протестантского имиджа в Западной и Восточной Европе . Рутледж. ISBN 978-1-134-92102-7 .
в середине XIV века в России, главным образом в городах севера страны, вспыхнула стригольникская ересь, что придало этому движению протореформационный характер.
- ^ Петрушко 2019 с. 456.
- ^ Голубинский Е. Е. История русской церкви. Том 2: От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Период второй, Московский. Университетская типография, 1900. — С. 398
- ^ Jump up to: а б Крамми 2014 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Робинсон, Майкл Д. (14 июня 2019 г.). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers. стр. 82–83. ISBN 978-1-5326-1831-4 .
- ^ Каретникова М. С., Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения
- ^ Jump up to: а б с Петрушко 2019, стр. 456–57.
- ^ Крамми 2014 , с. 125.
- ↑ Некоторые ученые рассматривают это как казнь после того, как еретики были осуждены архиепископом Алескеем (годы правления 1359–1388), но другие видят в этом линчевание. См. Б.А. Рыбаков, Стригольники , 4-11.
Источники
[ редактировать ]- Крамми, Роберт О. (6 июня 2014 г.). Образование Московии 1300-1613 гг . Рутледж. п. 126. ИСБН 978-1-317-87200-9 .