Jump to content

Стригольники

стригольников Сбрасывание в реку Волхов с моста в 1375 году, миниатюра из « Иллюстрированной летописи Ивана Грозного» .

Стригольники , ( русский : стригольники ; сг. стригольник , стригольник ) были последователями русской религиозной секты возникшей в середине 14 века, известной как стригольничество ( русский : стригольничество ). [1] Впервые они появились в Пскове, а затем распространились на Новгород и Тверь . [2] К началу 15 века они исчезли. [3] Наряду с иудействующими они были одной из крупнейших сект в средневековой России. [1] [4]

Происхождение названия остается неясным. Некоторые историки полагают, что это как-то связано с ремеслами первые стригольники , которыми занимались , такими как кройка тканей или парикмахерское дело (похоже, слово стригольник происходит от русского корня стриг- , означающего стрижку или обрезку ). Другие полагают, что название происходит от особого посвящения обряда (особой стрижки, или стрижки ), совершаемого дьяконом по имени Карп – предполагаемым основателем секты (вместе с дьяконом Никитой), третьи полагают, что это могло означать, что эти люди отказались от либо отращивали бороду, либо стригли бороды, когда входили в церковь.

Активными участниками секты были торговцы и низшее духовенство . Они отказались от всей церковной иерархии и монашества , таинств, совершаемых русским духовенством в связи с признанием православного священства нелегитимным: священства , причастия , покаяния и крещения , что сопровождалось крупными поборами поборами », по их мнению) в пользу духовенства. Критикуя и обличая продажность, пороки и невежество священников, стригольники требовали права на религиозную проповедь для мирян . Их проповеди были полны социальных мотивов: они упрекали богатых в порабощении свободных и бедных. [5] Им противостоял ряд высокопоставленных русских архиереев. [6]

Убеждения

[ редактировать ]
Распространение стригольников.

Ведутся споры о том, были ли стригольники «еретиками», были ли они протопротестантским движением среди православных христиан, похожим на лоллардов или гуситов , или же они просто выступали против священства. [7] [8] иконоборческие тенденции Предполагается, что движение стригольников имело , хотя неясно, выступали ли они против использования икон; более ясно, что они выступали против монашества. [9] [10]

Стригольники . выступали против правящей церкви, отказываясь признавать ее епископов и священников [11] и отказались ходить в православные церкви, вместо этого собираясь на отдельные собрания. [12] Известно также, что они критиковали православных священников, которых называли «пьяницами». [13] Они также отвергали рукоположение, считая, что церковную службу могут совершать простые миряне, и установленные церковные обряды. [14] Они также критиковали феодальный порядок. [14] Характер движения виден из слов Стефана Пермского : «О стригольниках неграмотные люди говорят: те ни крадут, ни собирают богатства». [14]

Каретникова предположила, что стригольники были ответом на изменения в Русской Православной Церкви , желающей вернуться от обрядности к простоте новозаветного христианства, подчеркивающей духовный смысл таинств и основывающей свои взгляды прежде всего на Священном Писании, видя в нем свой высший авторитет. . [15] Петрушко же утверждал, что в отношении стригольников к церкви и церковной иерархии хотя и имеется некоторое сходство с богомилами и катарами , но, судя по сохранившимся источникам, они не имели догматической системы богословия и не расходились с церковью. о христологии и сотериологии , вместо этого большая часть их разногласий приходится на экклезиологию . Петрушко, судя по тому, что Фотий считал возможным вернуть стригольников в церковь, их несогласие с православным догматом не было столь драматичным, как ересь иудействующих . [16]

М. В. Печников утверждал, что стригольники лишь отвергли православное священство, симонию и исповедь духовенству, не отрицая при этом ни таинств церкви, ни большинства догматов. [8]

Вместо этого Оболенский предположил, что стригольники родились от богомилов или катаров -миссионеров в России во времена Киевской Руси . [17]

Стефан Пермский упоминал, что стригольники исповедовали свои грехи не перед духовенством, а перед землей; однако значение того, что имел в виду Стивен, неясно. [16] [8]

Митрополит Фотий писал о своем противостоянии стригольникам . [16]

Согласно посланию Стефана Пермского , Карп «начал говорить народу: ни над усопшими не достойно ни петь, ни поминать о них, ни приносить за умерших приношения в церковь, ни пиров устраивать, ни подайте милостыню за душу усопшего». [14]

Диакон Карп нашел много последователей во Пскове, но был вынужден переехать в Новгород, чтобы избежать гонений . что новгородский архиепископ Некоторые ученые утверждают , Василий Калика (1330–1352) игнорировал ересь, но что его преемники Моисей (1325–1330; 1352–1359) и Алексей (1359–1388) приняли жесткие меры против еретиков. . Начиная с 1382 года против секты выступил архиепископ Суздальский Дионисий. В посланиях, адресованных духовенству и жителям Новгорода и Пскова, руководство церкви пыталось дискредитировать движение и доказать свое право на получение доходов. [14] Стригольники . подвергались преследованиям, их изгоняли из городов или просто убивали [14]

В 1375 году разгневанные новгородцы сбросили с моста трех еретиков в реку Волхов . [18] Согласно Никоновской летописи XVI века , оправданием этому послужило буквальное толкование Евангелия (Мф. 18:6): «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, в грех, тому лучше было бы иметь великая веха висела у него на шее и была утоплена в пучине морской». [4] В летописях упоминается, что «еретики -стригольники были избиты, диакон Никита, прихожанин Карп и третий человек с ними были сброшены с моста». [14]

Стефан Пермский написал письмо Нилу Константинопольскому в 1382 году о стригольниках . [8]

Однако учение стригольников жило . Они широко распространились в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где епископы с поддержкой движения выступили Федор Добрый и Евфимий Вислен. В начале 15 века Фотий , митрополит Киевский и всея Руси, обличил учение стригольников . [5] [13]

Стригольники . исчезли в начале 15 века из-за гонений [9] а также из-за разногласий среди стригольников . [3] Последнее упоминание о стригольниках относится к 1487 году. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Паттисон, Джордж; Эмерсон, Кэрил; Пул, Рэндалл А. (13 июня 2020 г.). Оксфордский справочник русской религиозной мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 679. ИСБН  978-0-19-879644-2 .
  2. ^ Б.А. Рыбаков, Стригольники: Русские Гуманисты XIV Столетия (М.: Наук, 1993); Дэвид М. Голдфранк, «Гори, детка, гори: популярная культура и ересь в позднесредневековой России», Журнал популярной культуры 31, вып. 4 (1998): 17–32.
  3. ^ Jump up to: а б Рясановский, Николай Васильевич (29 сентября 2005 г.). Русские идентичности: исторический обзор . Издательство Оксфордского университета. п. 53. ИСБН  978-0-19-534814-9 .
  4. ^ Jump up to: а б Мосс, Уолтер Г. (1 июля 2003 г.). История России Том 1: До 1917 года . Гимн Пресс. п. 115. ИСБН  978-0-85728-752-6 .
  5. ^ Jump up to: а б Н.А. Казакова и Я. Лурье С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века (Москва и Ленинград, АНСССР, 1955), особенно. стр. 34-71.
  6. ^ Робинсон, Майкл Д. (14 июня 2019 г.). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers. п. 320. ИСБН  978-1-5326-1831-4 .
  7. ^ Белич, Джеймс (19 июля 2022 г.). Мир, созданный чумой: Черная смерть и подъем Европы . Издательство Принстонского университета. п. 218. ИСБН  978-0-691-22287-5 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и "СТРИГОЛЬНИКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . bigenc.ru . Archived from the original on 2022-10-07 . Retrieved 2022-08-21 .
  9. ^ Jump up to: а б Михальский, Сергиуш (11 января 2013 г.). Реформация и изобразительное искусство: вопрос протестантского имиджа в Западной и Восточной Европе . Рутледж. п. 214. ИСБН  978-1-134-92102-7 .
  10. ^ Михальский, Сергиуш (11 января 2013 г.). Реформация и изобразительное искусство: вопрос протестантского имиджа в Западной и Восточной Европе . Рутледж. ISBN  978-1-134-92102-7 . в середине XIV века в России, главным образом в городах севера страны, вспыхнула стригольникская ересь, что придало этому движению протореформационный характер.
  11. ^ Петрушко 2019 с. 456.
  12. ^ Голубинский Е. Е. История русской церкви. Том 2: От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Период второй, Московский. Университетская типография, 1900. — С. 398
  13. ^ Jump up to: а б Крамми 2014 , с. 126.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Робинсон, Майкл Д. (14 июня 2019 г.). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers. стр. 82–83. ISBN  978-1-5326-1831-4 .
  15. ^ Каретникова М. С., Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения
  16. ^ Jump up to: а б с Петрушко 2019, стр. 456–57.
  17. ^ Крамми 2014 , с. 125.
  18. Некоторые ученые рассматривают это как казнь после того, как еретики были осуждены архиепископом Алескеем (годы правления 1359–1388), но другие видят в этом линчевание. См. Б.А. Рыбаков, Стригольники , 4-11.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ff6a9795a5f5383aff0062ad585cf39__1710339900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/39/4ff6a9795a5f5383aff0062ad585cf39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Strigolniki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)