Jump to content

Ересь иудействующих

Казнь иудействующих в 1504 году, миниатюра из « Иллюстрированной летописи Ивана Грозного»

The Heresy of the Judaizers ( Russian : ересь жидовствующих , romanized yeres zhidovstvuyushchikh ) [ 1 ] [ 2 ] — религиозное движение, возникшее в Новгороде , а затем в Москве во второй половине XV века и ознаменовавшее начало новой эпохи раскола в России. [ 3 ] Первоначально популярное среди высокопоставленных государственных деятелей и даже при царском дворе, движение подвергалось гонениям со стороны игумена Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия . Позднее несколько соборов Русской Православной Церкви осудили иудействующих как еретиков . [ 4 ]

Некоторые ученые видят в них русский вариант дореформационной эпохи . [ 5 ] Любое родство со стригольниками , появившимися в 14 веке, остается предположительным, но подчеркивает религиозную ситуацию в Новгороде того времени. [ 6 ]

Терминология и убеждения

[ редактировать ]

Термин жидовствующие ( русский : жидовствующие ), как он известен в источниках, происходит от русского слова жид ( жид , от Иудеи, древнего русского термина для обозначения еврея, который сейчас считается уничижительным). [ 7 ] «Жидовствующие» можно примерно перевести как «те, кто следует еврейским традициям» или «те, кто думает как евреи». Игумен рус Иосиф Волоцкий , главный критик и гонитель этой мысли, считал основателем этого религиозного течения некоего Схария (также известного как Захария или Скара; .: Схария , Захария, Скара ). Это был Захария бен Аарон га-Коэн, киевский ученый, привезенный в Новгород Михайло Олельковичем из Великого княжества Литовского в 1470 году. Захария перевел ряд еврейских текстов по астрономии, логике и философии. [ 8 ]

Их прозвище произвольно предполагало их приверженность « иудаизму », хотя большинство последователей Схарии были простыми русскими православного вероисповедания и низшими православными священнослужителями и никогда не исповедовали иудаизм. Некоторые ученые предполагают, что уничижительный ярлык «иудействующие» был присвоен, чтобы отпугнуть потенциальных членов. [ 9 ] [ 10 ] Почти все, что мы знаем об их религиозных убеждениях, можно найти в рассказах их обвинителей. Это затрудняет определение точных убеждений приверженцев, поскольку целью обвинителей было очернить имя «секты» и разгромить ее. Однако, согласно большинству источников, вера Схарии отказалась от Святой Троицы и божественного статуса Иисуса , монашества , церковной иерархии, церемоний и бессмертия души. Некоторые приверженцы также исповедовали иконоборчество . Приверженцы также продвигали идею «самовластия», или самоопределения каждого человека в вопросах веры и спасения. Идеологами этого еретического движения считались священники Денис и Алексей , перешедшие из русского православия в иудаизм. [ 11 ]

В конце XV века движение распространилось на Москву. В 1480 году сам Иван III пригласил в город нескольких видных приверженцев. Поведение великого князя можно было объяснить тем, что он симпатизировал идеям секуляризации и борьбы с феодальной раздробленностью. Так, еретики пользовались поддержкой некоторых высокопоставленных чиновников, государственных деятелей, купцов, Елены Стефановны (жены Ивана Молодого , наследника престола) и любимого дьякона и дипломата Ивана Федора Курицына . Многие из приверженцев движения сосредоточились вокруг Курицына, который в то время был российским дипломатом в Венгрии. [ 5 ] Курицын также является автором Лаодикийского послания , в котором, возможно, использовались некоторые аспекты еврейского мистицизма, известного как Каббала . [ 5 ]

Несмотря на растущую популярность этого религиозного движения в Новгороде и Москве, Иван III опасался того, что оно могло бесповоротно проникнуть в более широкие массы простого народа и лишить его церковной поддержки в его внешней политике. Действительно, отрицание Троицы и Божественности Христа уничтожило бы христианство, а противостояние его приверженцев духовенству и светской власти подорвало бы все общество. Это заставило Ивана III отказаться от своих идей секуляризации и вступить в союз с духовенством. [ 1 ]

Преследование

[ редактировать ]
Собор 1490 года, миниатюра из « Иллюстрированной летописи Ивана Грозного».

Борьбу с приверженцами возглавили игумен Иосиф Волоцкий и его последователи ( русские : иосифляне , латинизированное : иосифляне , букв. «Иосифляне») и архиепископ Новгородский Геннадий . [ 12 ] Обнаружив приверженцев в Новгороде около 1487 г., [ 13 ] Геннадий за несколько лет написал ряд писем другим церковникам с призывом созвать собор с целью «не обсуждать их, а сжечь». Такие соборы состоялись в 1488, 1490, 1494 и 1504 гг. Соборы ставили вне закона религиозные и нерелигиозные книги, инициировали их сожжение, приговаривали ряд людей к смертной казни, отправляли приверженцев в ссылку и отлучали их от церкви. В 1491 году Схария был казнен в Новгороде по приказу Ивана III. С одобрения Геннадия были казнены и другие приверженцы, в том числе архимандрит Юрьева монастыря Кассиан (который позволил скрываться там ряду приверженцев), Некрас Рукавов (ему сначала вырвали язык, а затем сожгли на костре), псковский монах Захар и другие. [ 14 ]

К концу XV века часть приверженцев осталась под покровительством Елены Стефановны и ее сына Дмитрия , внука Ивана III. Однако в 1502 году Дмитрий был лишен титула (передан Василию III , сыну Ивана III и Софьи Палеолог ). Как только Иван III умер в 1505 году, Елена и Дмитрий были арестованы и заключены в тюрьму, что сделало приверженцев уязвимыми для нападок со стороны властей. В 1504 году дьяк (секретарь) Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов. на костре были сожжены [ 15 ] Другие приверженцы были изгнаны, заключены в тюрьму или отлучены от церкви. Клуб сторонников Федора Курицына прекратил свое существование.

Группы XIX века

[ редактировать ]

появился ряд общин В начале 19 века в Туле , Воронеже и Тамбове , следовавших еврейским традициям и галахе . Их еще называли жидовствующими и жестоко преследовали во времена I. Николая С начала 20 века их также называли иудействующими , от иудействия — нейтрального термина для еврейской религии . Сейчас их обычно считают частью еврейского народа , и некоторые из них иммигрировали в Израиль . Однако эти группы не связаны с учением Шарии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Вернадский 1933 год .
  2. ^ Корнблатт, Джудит Дойч (20 февраля 2004 г.). Двойной избранный: еврейская идентичность, советская интеллигенция и Русская православная церковь . Университет Висконсин Пресс. п. 37. ИСБН  978-0-299-19483-3 .
  3. ^ Лангер 2021 , стр. 93–95.
  4. ^ Робинсон, Майкл Д. (14 июня 2019 г.). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers. п. 320. ИСБН  978-1-5326-1831-4 .
  5. ^ Jump up to: а б с Лангер 2021 , стр. 96.
  6. ^ Тредголд, Дональд В. (24 мая 1973 г.). Запад в России и Китае: религиозная и светская мысль в наше время . Архив Кубка. п. 5. ISBN  978-0-521-08552-6 .
  7. ^ Иммонен, Виза. «Стратиграфия жизни: археологический диалог с Лео Клейном ». Археологические диалоги (2003), 10: 57-75, издательство Кембриджского университета. Подробнее о происхождении этого слова см. у Хенрика Бирнбаума. Очерки ранней славянской цивилизации / Studien zur Fruhkultur der Славен В. Финк, 1981. стр. 26–36.
  8. ^ Джанет Мартин, Средневековая Россия , с. 290
  9. ^ Крамми, Роберт О. (6 июня 2014 г.). Образование Московии 1300-1613 гг . Рутледж. п. 126. ИСБН  978-1-317-87200-9 .
  10. ^ Патай, Рафаэль (26 марта 2015 г.). Энциклопедия еврейского фольклора и традиций . Рутледж. п. 453. ИСБН  978-1-317-47171-4 .
  11. ^ Феннелл, Джон Листер Иллингворт (1962). Иван Великий Московский . Макмиллан. п. 325.
  12. ^ Джон И. Л. Феннелл, Иван Великий Московский (Лондон: Macmillan, 1961), 329; Дэвид М. Голдфранк, «Гори, детка, гори: популярная культура и ересь в позднесредневековой России», Журнал популярной культуры 31, вып. 4 (1998): 17–32; Андрей Плигузов, «Архиепископ Геннадий и ересь «иудействующих»» Гарвардские украинские исследования, 16 (3/4) декабря 1992 г.: 269-288.
  13. ^ Вернадский 1933 , с. 439.
  14. ^ E. E. Golubinskii, Istoriia Russkoi Tserkvi (Moscow: University Typography, 1900), vol. 2, pt. 1, p. 582.
  15. ^ Golubinskii, Ist. Russk. Tserk , vol. 2, pt. 1, p. 582

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c25696c5bc2d659e3d0b9fe4d76a7f6__1712922180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/f6/5c25696c5bc2d659e3d0b9fe4d76a7f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heresy of the Judaizers - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)