Ересь иудействующих

The Heresy of the Judaizers ( Russian : ересь жидовствующих , romanized : yeres zhidovstvuyushchikh ) [ 1 ] [ 2 ] — религиозное движение, возникшее в Новгороде , а затем в Москве во второй половине XV века и ознаменовавшее начало новой эпохи раскола в России. [ 3 ] Первоначально популярное среди высокопоставленных государственных деятелей и даже при царском дворе, движение подвергалось гонениям со стороны игумена Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия . Позднее несколько соборов Русской Православной Церкви осудили иудействующих как еретиков . [ 4 ]
Некоторые ученые видят в них русский вариант дореформационной эпохи . [ 5 ] Любое родство со стригольниками , появившимися в 14 веке, остается предположительным, но подчеркивает религиозную ситуацию в Новгороде того времени. [ 6 ]
Терминология и убеждения
[ редактировать ]Термин жидовствующие ( русский : жидовствующие ), как он известен в источниках, происходит от русского слова жид ( жид , от Иудеи, древнего русского термина для обозначения еврея, который сейчас считается уничижительным). [ 7 ] «Жидовствующие» можно примерно перевести как «те, кто следует еврейским традициям» или «те, кто думает как евреи». Игумен рус Иосиф Волоцкий , главный критик и гонитель этой мысли, считал основателем этого религиозного течения некоего Схария (также известного как Захария или Скара; .: Схария , Захария, Скара ). Это был Захария бен Аарон га-Коэн, киевский ученый, привезенный в Новгород Михайло Олельковичем из Великого княжества Литовского в 1470 году. Захария перевел ряд еврейских текстов по астрономии, логике и философии. [ 8 ]
Их прозвище произвольно предполагало их приверженность « иудаизму », хотя большинство последователей Схарии были простыми русскими православного вероисповедания и низшими православными священнослужителями и никогда не исповедовали иудаизм. Некоторые ученые предполагают, что уничижительный ярлык «иудействующие» был присвоен, чтобы отпугнуть потенциальных членов. [ 9 ] [ 10 ] Почти все, что мы знаем об их религиозных убеждениях, можно найти в рассказах их обвинителей. Это затрудняет определение точных убеждений приверженцев, поскольку целью обвинителей было очернить имя «секты» и разгромить ее. Однако, согласно большинству источников, вера Схарии отказалась от Святой Троицы и божественного статуса Иисуса , монашества , церковной иерархии, церемоний и бессмертия души. Некоторые приверженцы также исповедовали иконоборчество . Приверженцы также продвигали идею «самовластия», или самоопределения каждого человека в вопросах веры и спасения. Идеологами этого еретического движения считались священники Денис и Алексей , перешедшие из русского православия в иудаизм. [ 11 ]
История
[ редактировать ]В конце XV века движение распространилось на Москву. В 1480 году сам Иван III пригласил в город нескольких видных приверженцев. Поведение великого князя можно было объяснить тем, что он симпатизировал идеям секуляризации и борьбы с феодальной раздробленностью. Так, еретики пользовались поддержкой некоторых высокопоставленных чиновников, государственных деятелей, купцов, Елены Стефановны (жены Ивана Молодого , наследника престола) и любимого дьякона и дипломата Ивана Федора Курицына . Многие из приверженцев движения сосредоточились вокруг Курицына, который в то время был российским дипломатом в Венгрии. [ 5 ] Курицын также является автором Лаодикийского послания , в котором, возможно, использовались некоторые аспекты еврейского мистицизма, известного как Каббала . [ 5 ]
Несмотря на растущую популярность этого религиозного движения в Новгороде и Москве, Иван III опасался того, что оно могло бесповоротно проникнуть в более широкие массы простого народа и лишить его церковной поддержки в его внешней политике. Действительно, отрицание Троицы и Божественности Христа уничтожило бы христианство, а противостояние его приверженцев духовенству и светской власти подорвало бы все общество. Это заставило Ивана III отказаться от своих идей секуляризации и вступить в союз с духовенством. [ 1 ]
Преследование
[ редактировать ]
Борьбу с приверженцами возглавили игумен Иосиф Волоцкий и его последователи ( русские : иосифляне , латинизированное : иосифляне , букв. «Иосифляне») и архиепископ Новгородский Геннадий . [ 12 ] Обнаружив приверженцев в Новгороде около 1487 г., [ 13 ] Геннадий за несколько лет написал ряд писем другим церковникам с призывом созвать собор с целью «не обсуждать их, а сжечь». Такие соборы состоялись в 1488, 1490, 1494 и 1504 гг. Соборы ставили вне закона религиозные и нерелигиозные книги, инициировали их сожжение, приговаривали ряд людей к смертной казни, отправляли приверженцев в ссылку и отлучали их от церкви. В 1491 году Схария был казнен в Новгороде по приказу Ивана III. С одобрения Геннадия были казнены и другие приверженцы, в том числе архимандрит Юрьева монастыря Кассиан (который позволил скрываться там ряду приверженцев), Некрас Рукавов (ему сначала вырвали язык, а затем сожгли на костре), псковский монах Захар и другие. [ 14 ]
К концу XV века часть приверженцев осталась под покровительством Елены Стефановны и ее сына Дмитрия , внука Ивана III. Однако в 1502 году Дмитрий был лишен титула (передан Василию III , сыну Ивана III и Софьи Палеолог ). Как только Иван III умер в 1505 году, Елена и Дмитрий были арестованы и заключены в тюрьму, что сделало приверженцев уязвимыми для нападок со стороны властей. В 1504 году дьяк (секретарь) Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов. на костре были сожжены [ 15 ] Другие приверженцы были изгнаны, заключены в тюрьму или отлучены от церкви. Клуб сторонников Федора Курицына прекратил свое существование.
Группы XIX века
[ редактировать ]появился ряд общин В начале 19 века в Туле , Воронеже и Тамбове , следовавших еврейским традициям и галахе . Их еще называли жидовствующими и жестоко преследовали во времена I. Николая С начала 20 века их также называли иудействующими , от иудействия — нейтрального термина для еврейской религии . Сейчас их обычно считают частью еврейского народа , и некоторые из них иммигрировали в Израиль . Однако эти группы не связаны с учением Шарии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вернадский 1933 год .
- ^ Корнблатт, Джудит Дойч (20 февраля 2004 г.). Двойной избранный: еврейская идентичность, советская интеллигенция и Русская православная церковь . Университет Висконсин Пресс. п. 37. ИСБН 978-0-299-19483-3 .
- ^ Лангер 2021 , стр. 93–95.
- ^ Робинсон, Майкл Д. (14 июня 2019 г.). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers. п. 320. ИСБН 978-1-5326-1831-4 .
- ^ Jump up to: а б с Лангер 2021 , стр. 96.
- ^ Тредголд, Дональд В. (24 мая 1973 г.). Запад в России и Китае: религиозная и светская мысль в наше время . Архив Кубка. п. 5. ISBN 978-0-521-08552-6 .
- ^ Иммонен, Виза. «Стратиграфия жизни: археологический диалог с Лео Клейном ». Археологические диалоги (2003), 10: 57-75, издательство Кембриджского университета. Подробнее о происхождении этого слова см. у Хенрика Бирнбаума. Очерки ранней славянской цивилизации / Studien zur Fruhkultur der Славен В. Финк, 1981. стр. 26–36.
- ^ Джанет Мартин, Средневековая Россия , с. 290
- ^ Крамми, Роберт О. (6 июня 2014 г.). Образование Московии 1300-1613 гг . Рутледж. п. 126. ИСБН 978-1-317-87200-9 .
- ^ Патай, Рафаэль (26 марта 2015 г.). Энциклопедия еврейского фольклора и традиций . Рутледж. п. 453. ИСБН 978-1-317-47171-4 .
- ^ Феннелл, Джон Листер Иллингворт (1962). Иван Великий Московский . Макмиллан. п. 325.
- ^ Джон И. Л. Феннелл, Иван Великий Московский (Лондон: Macmillan, 1961), 329; Дэвид М. Голдфранк, «Гори, детка, гори: популярная культура и ересь в позднесредневековой России», Журнал популярной культуры 31, вып. 4 (1998): 17–32; Андрей Плигузов, «Архиепископ Геннадий и ересь «иудействующих»» Гарвардские украинские исследования, 16 (3/4) декабря 1992 г.: 269-288.
- ^ Вернадский 1933 , с. 439.
- ^ E. E. Golubinskii, Istoriia Russkoi Tserkvi (Moscow: University Typography, 1900), vol. 2, pt. 1, p. 582.
- ^ Golubinskii, Ist. Russk. Tserk , vol. 2, pt. 1, p. 582
Библиография
[ редактировать ]- Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary (in Russian). 1906. .
- Лангер, Лоуренс Н. (15 сентября 2021 г.). Исторический словарь средневековой России . Роуман и Литтлфилд. стр. 93–95. ISBN 978-1-5381-1942-6 .
- Вернадский, Георгий (1933). «Ересь иудаистов и политика Ивана III Московского» . Зеркало . 8 (4): 436–454. дои : 10.2307/2855886 . ISSN 0038-7134 .