Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий — также известный как Иосиф Волоцкий или Иосиф Волоколамский ( русский : Ио́сиф Во́лоцкий ); светское имя Иван Санин ( русский : Ива́н Са́нин ) (1439 или 1440 — 9 сентября 1515) — выдающийся русский богослов и один из первых сторонников царского самодержавия , возглавлявший партию защиты монастырского землевладения. Русская Православная Церковь считает его святым (вместе с его самым известным противником Нилусом Сорским ); его память празднуется 9 сентября и 18 октября (даты по юлианскому календарю ).
Фон
[ редактировать ]Иосиф Волоцкий происходил из семьи богатого помещика ( вотчинника княжества в собственности которого находилось село Язвище Волоколамского ) , Московской области . Он научился грамоте в местном монастыре, а затем принял постриг в Боровском монастыре в 1459 году. После смерти его игумена , преподобного Пафнутия Боровского , его место занял Иосиф Волоцкий и попытался ввести строгий монашеский устав. [1] отвергли Однако монахи его идею, и ему пришлось покинуть монастырь навсегда . Пожив в нескольких других монастырях, Иосиф разочаровался в их распущенности нравов и основал собственную обитель в 1479 году под Волоколамском , которая впоследствии стала известна как Иосифо-Волоколамский монастырь . Устав Иосифа предписывал главной добродетелью монаха абсолютное послушание своему настоятелю. Все стороны жизни монаха в монастыре регулировались и контролировались.
Первоначально Иосиф Волоцкий был связан с удельными князьями Волоколамска (братьями Ивана III ) и защищал право местных церковных и светских феодалов выступать против власти великого князя . В дальнейшем он разорвал отношения с оппозицией и встал на сторону великого князя, скрепив этот союз передачей Иосифо-Волоколамского монастыря под покровительство Василия III в 1507 году.
Борьба с невладеющими
[ редактировать ]Во время церковного собора 1503 года Иосифу Волоцкому и его сторонникам (иосифлянам) удалось сломить проект ликвидации монастырского землевладения, предложенный нестяжателями , или нестяжателями (тех, кто выступал против монастырского землевладения), в лице так- назывались заволганскими старейшинами во главе с Нилом Сорским и Вассианом Патрикеевым . с рядом посланий Иосиф Волоцкий обратился к нестяжателям , в которых пытался доказать законность монастырского землевладения и оправдать богатое убранство храмов. В конце концов Иосиф Волоцкий одержал верх, и монастыри сохранили свои земельные владения.
Представления о власти царя
[ редактировать ]позиций великих князей России, которых теперь все чаще называли царями , унаследовавших титул вселенских императоров Византии Триумф партии имущих шел рука об руку с усилиями Иосифа по укреплению . Иосиф Волоцкий вновь сформулировал формулу раннего византийского церковного писателя Агапита о том, что царь был «человеком по существу, но власть его — власть Божья» и что он был наместником Бога на земле. Однако, по мнению Иосифа, поскольку основной обязанностью царя является забота о благополучии христианской Церкви , он легитимен лишь до тех пор, пока придерживается церковных правил и моральных обязательств.
Борьба с ересями
[ редактировать ]Иосиф Волоцкий известен также как ярый противник еретической распространявшейся в России в то время секты (« иудействующие »). На церковном соборе 1504 года он потребовал казнить всех еретиков государством.
В своем большом труде Просветитель « » , состоявшем из 16 глав, он пытался доказать неправомерность «нового учения», чтобы иметь возможность преследовать еретиков и убедить людей не верить в искренность их учений. покаяние . Вдохновленный римско-византийским обращением с ересиархами и гонениями под руководством доминиканцев в Испании и Португалии, он призвал к гражданской инквизиции против еретиков и выступал за их тюремное заключение и казнь. Как и в споре о монашеской собственности на имения, Иосифу Волоцкому в этом вопросе противостоял святитель Нил Сорский.
Святость Иосифа была официально признана Русской Православной Церковью после его местной канонизации в 1579 году и национальной канонизации в 1591 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид М. Голдфранк, «Старые и новые взгляды на монашеские правила Иосифа Волоцкого», « Славянское обозрение » , Vol. 34, № 2 (июнь 1975 г.), стр. 279–301.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Русская биография
- Послание святителя Иосифа о почитании святых икон.
- Т. Аллан Смит, «Божественное домостроительство и покаяние в беседе 4 «Просветителя» Иосифа Волоцкого», Canadian Славянские документы 60, № 1-2 (2018)