Vasily Kalika

Vasily Kalika ( Russian : Василий Калика ; died 1352) [ 1 ] был архиепископом и Великого Новгорода Пскова с 1330 по 1352 год. Он в значительной степени ответственен за возрождение этой должности после того, как она в некоторой степени пришла в упадок после монгольского нашествия . Канонизирован в лике святых Русской Православной Церковью .
Фон
[ редактировать ]он был священником церкви Косьмы и Дамиана на Рабской улице к северу от детинца Его имя при крещении первоначально было Григорий, и до своего архиепископства в Новгороде . [ 2 ] Имя Калика в переводе с русского означает «паломник» (есть еще слово Паломник) и указывает на то, что он совершил паломничество в Святую Землю незадолго до своего архиепископства. Фактически, он упоминает об этом в знаменитом письме, написанном им епископу Тверскому Федору в 1347 году, которое было включено в две русские летописи, Софийскую Первую летопись и Новгородскую Вторую летопись . [ 3 ] В одной из редакций Новгородской Первой летописи он упоминается как Калека (а не Калика, церковнославянский : Калѣка ), слово, означающее «хромой» или «калека». Так, в некоторой агиографической литературе его иногда называют «Василием Хромым». [ 4 ] хотя подавляющее большинство ученых считают его фамилией Калика; если он был хромым, то других указаний на это в источниках нет.
Архиепископат
[ редактировать ]
Василий был избран Новгородским вечем после отставки архиепископа Моисея (1325–1330; 1352–1359). На момент своего избрания он был монахом Свято-Ангельского монастыря в Новгороде. [ 5 ] В следующем году он был отправлен во Владимир-На-Волыни для хиротонии митрополита Феогноста , проживавшего на Волыни несколько лет. [ 6 ] Согласно грекоязычному реестру, Василий был тогда канонически избран из трех кандидатов собором епископов на Волыни. [ 7 ]
Очень скоро после хиротонии Василий в 1331–1333 годах построил каменную стену по северо-восточному берегу Детинца ( вдоль реки). Он также отремонтировал собор Святой Мудрости, переделав крышу и установив вокруг собора железную ограду, а также ввел в собор ряд икон и повесил Васильевские ворота в 1335 году. в соборе [ 8 ]
Василий за годы работы показал себя одновременно проницательным политическим игроком и бесстрашным и неутомимым религиозным деятелем. В 1339 году он отправил своего племянника в качестве участника в новгородское посольство для подписания мира со Швецией , в котором стремился защитить православных карел от убийства, если они перейдут в Новгород. [ 9 ] В 1342 году, когда Онцифор Лукинич устроил в городе бунт, Василий и его наместник Борис установили мир между враждующими сторонами. В 1348 году, когда король Швеции Магнус Эрикссон потребовал, чтобы новгородцы спорили с его богословами об истинной вере, Василий, посоветовавшись с посадником, велел Магнусу послать своих богословов в Константинополь , так как именно там русские приобрели свое понимание христианства. .
При этом некоторые современные ученые обвиняют Василия в том, что он недостаточно сделал для борьбы с ересью стригольников , распространившейся по Новгороду и Пскову в четырнадцатом и начале пятнадцатого века. [ 10 ] Его письмо епископу Тверскому Феодору было истолковано как дуалистическое (то есть подобное стригольникам) по своей сути. [ 11 ] Однако строительные проекты, которые он предпринял, и его активная политическая деятельность, как бы полностью использующая церковное богатство и собственность, нарушили бы убеждения против клерикальной или церковной собственности на землю, которыми стригольники владели .
В 1352 году он был послан новгородским правительством для восстановления крепости Орехов , недавно разрушенной в боях между Новгородом и Швецией . [ 12 ] Остатки построенной им каменной стены (ранее это была деревянная крепость) были раскопаны в 1969 году и сегодня можно увидеть во дворе крепости. Позже в 1352 году его призвали в Псков , опустошенный в то время чумой . Он отправился в город и провел ряд процессий и литургий, пока чума не утихла. На обратном пути в Новгород по реке Шелони он сам заболел чумой и умер 3 июля в монастыре святого Михаила Архангела на Шелони. [ 13 ] Его тело было перевезено в Новгород и предано земле в Мартириевской паперти собора Святой Мудрости, где похоронены многие его предшественники и преемники. Он является святым Русской Православной Церкви (и поминается в Православной Церкви в Америке , а также в некоторых Восточных обрядах Католической Церкви). Его праздник - 3 июля [ по OS ]. 16 июля [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феннелл, Джон (15 ноября 2023 г.). Возникновение Москвы, 1304-1359 гг . Университет Калифорнии Пресс. п. 137. ИСБН 978-0-520-34759-5 .
- ^ Майкл К. Пол, «Епископские выборы в Новгородской России 1156-1478», История Церкви: Исследования христианства и культуры 72, № 2 (июнь 2003 г.), 265.
- ^ Письмо доступно на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4972 . См. также: Майкл К. Пол, «Светская власть и новгородские архиепископы до московского завоевания», Критика: исследования в России и евразийской истории 8, № 2 (весна 2007 г.), 251.
- ^ См., например, список новгородских святых на сайте http://www.orthodox.cn/divenbog/FEB/10-FEB.DOC.
- ^ Павел, «Епископские выборы в Новгородской Руси», 265.
- ^ Павел, «Епископские выборы в Новгородской Руси», 268, 269-270.
- ^ Павел, «Епископские выборы в Новгородской Руси», 270.
- ^ Makarii (Veretennikov, Petr Ivanovich; Archimandrite), “Vasil’evskie Vrata.” In Makarievskaia Chteniia. Russkaia Kul’tura XVI veka – epoka Mitropolita Makariia. Materialy X Rossiiskoi nauchnoi konferentsii posviashchenoi Pamiati Sviatitelia Makariia . Vypusk 10. (Mozhaisk: Terra, 2003): 111-119.
- ^ Пол, «Светская власть», 253.
- ^ A. S. Khoroshev, Tserkov v sotsialno-politicheskoi sisteme novgoroskoi feodal'noi respubliki (Moscow: Moscow State University, 1987), 67-8; N. A. (Nataliia Aleksandrovna)Kazakova, and Ia. S. (Iakov Solomonovich) Lur’e, Antifeodal'nye ereticheskie dvizheniia na Rusi XIV-nachala XVI veka (Moscow: AN SSSR, 1955), 33-38; B. A. Rybakov, Strigolniki , 3.
- ↑ Казакова и Лурье, Антифеодальные еретические движения , 37.
- ^ Павел, «Светская власть», 237, 249.
- ^ AV Михайлов, "Последний путь' Vasiliia Kaliki", Novgorod и Novgorodskaia Zemlia 11 (1997)
- ↑ Подробнее о Василии см. Майкл К. Пол, «Архиепископ Новгородский Василий Калика, Ореховская крепость и защита православия», в книге Алана В. Мюррея, изд. Столкновение культур на средневековой балтийской границе (Фарнхэм, Великобритания: Ashgate, 2009) 253–71.