Новгородское вече

Согласно традиционной науке, вече (рус. вече , IPA: [ˈvʲetɕə] ) — высшая законодательная и судебная власть в Великом Новгороде до 1478 года, когда Новгородская республика перешла под прямое управление великого Московского князя Ивана III .
Происхождение вече неясно; Считается, что оно зародилось в племенных собраниях в этом регионе, то есть предшествовало государству Русь . После Новгородской революции 1136 года, свергнувшей правящего князя , вече стало высшей государственной властью, хотя княжеская власть в Новгороде с самого начала была относительно ограничена, поскольку там не установилась наследственная династия.
К полномочиям веча традиционная наука относит выборы городских чиновников, таких как посадник , тысяцкий и даже архиепископ (его затем посылали к митрополиту для хиротонии); он также приглашал и отпускал князей. Хотя то, что местные чиновники избирались, а некоторые князья избирались и увольнялись, безусловно, верно, источники довольно расплывчаты относительно того, кто именно стоял за всем этим, говоря лишь, что «они вызвали...» или «они дали посадник». ..» и тому подобное.
Традиционные ученые продолжают утверждать, что серия реформ 1410 года превратила вече в нечто похожее на публичное собрание Венеции ; она стала Палатой общин или нижней палатой парламента. верхнему Сенату подобный Был также создан Совет господ , посадников , с титульным членством для всех бывших городских магистратов ( и тысяцких ) . Некоторые источники указывают, что членство на вече могло стать постоянным, а депутаты парламента теперь назывались «вечниками» .
Вече было упразднено после взятия Новгорода московитами в 1478 году; однако есть некоторые свидетельства того, что некоторые элементы новгородской вечевой демократии были восстановлены под шведской оккупацией во время Ингерманландской войны 1610–1617 годов: один шведский источник указывает, что Якоб де ла Гарди присутствовал при этом в Новгороде . [1]
Противоречивые интерпретации
[ редактировать ]Некоторые из более поздних ученых ставят эту интерпретацию под сомнение. Трудность в понимании вече состоит в том, что этот термин использовался для обозначения любого рода собрания людей, от формального законодательного или судебного органа до толпы или бунта. Стипендия Валентина Янина ставит под сомнение демократическую природу вече; он утверждает, что бояре управляли городом, а вече было «фиктивной демократией», которая давала простым людям ощущение, что они участвуют в принятии решений, тогда как на самом деле решения уже были приняты Советом лордов, состоящим из бояре и архиеп. [2]
Прибавьте к этому тот факт, что в Новгороде существовал ряд судебных образований: княжеский суд, архиерейский суд и тысяцкий суд, и трудно сказать, какое место занимало вече как судебный орган. Несколько «казней» на вече, похоже, являются результатом массового насилия, а не исполнения судебных приговоров. Йонас Гранберг поставил под сомнение само существование Совета лордов ( совета господа ), заявив, что это интерполяция или интерпретация современных историков очень скудных доказательств. [3] Майкл К. Пол утверждал, что вече, по крайней мере в тринадцатом веке, использовалось как инструмент достижения консенсуса, а не становилось официально институционализированным парламентом. [4]
Процедура
[ редактировать ]Новгородское собрание мог, по-видимому, созвать любой, кто звонил в вечевой колокол , хотя более вероятно, что обычная процедура была более сложной. Этот колокол был символом республиканского суверенитета и независимости, и по этой причине Иван III увез его в Москву, когда взял город под свой контроль, чтобы показать, что старому образу жизни пришел конец. Все население города — бояре, купцы и простые горожане — собиралось тогда на Ярославовом дворе или перед собором Святой Мудрости (последний назывался Владычное вече — «Архиерейское вече», так как оно называлось перед собор). Отдельные собрания могли проводиться в местечках или «концах» Новгорода.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Gennady Kovalenko. Русские и шведы от Рюрика до Ленина. Контакты и конфликты. ISBN 978-5-91678-004-8 , стр. 69
- ^ Валентин Янин, Новгородские посадники (М.: МГУ, 1962; второе издание М.: Языки Русской Культуры, 2003); То же, «Археология Новгорода», Scientific American 262, № 2 (февраль 1990 г.), 72–84.
- ^ Йонас Гранберг, «Советский господь Новгорода, в русских и немецких источниках», Ежегодники по истории Восточной Европы 47 (1998): 396-401
- ^ Майкл К. Пол, «Ярославичи и новгородское вече: исследование княжеских отношений с вече», Российская история (2004).