Jump to content

Протестантизм в России

Лютеранская церковь Святой Екатерины ( Василеостровский район , Санкт-Петербург ).
Русские баптисты , Владивосток .

Протестанты в России составляют 1–2% (т.е. 1,5–3 млн приверженцев) от общей численности населения страны. [1] Кроме того, в России проживает около 15 000–20 000 духоборов и 40 000 молокан , имеющих сходство с протестантизмом. [2] К 2004 году было зарегистрировано 4435 протестантских обществ, что составляет 21% всех зарегистрированных религиозных организаций, что является вторым местом после восточного православия . Напротив, в 1992 году, как сообщается, у протестантов в России было 510 организаций. [3]

Многие миссионеры, действующие в стране, принадлежат к протестантским конфессиям. [4] По данным глобального опроса, проведенного в конце 2013 года, 1% опрошенных россиян идентифицируют себя как протестанты . [5]

История [ править ]

Екатерина II Российская работы Иоганна Крестителя фон Лампи Старшего . Сама родившись в немецкой лютеранской аристократической семье, она пригласила немцев , которые часто были протестантами, поселиться в России.

Первые протестантские церкви ( лютеранские , реформатские ) в России появились в XVI и XVII веках в крупных городах, таких как Москва, в связи с диаспорами из Западной Европы. В частности, лютеранские церкви представляли значительное меньшинство в России до 1917 года.

В XVIII веке при царице Екатерине II (Великой) большое количество немецких поселенцев в Россию было приглашено , в том числе меннонитов , лютеран, реформаторов, а также католиков.

Первые российские баптистские общины возникли в виде неродственных линий в трех далеко разделенных друг от друга регионах Российской империи (Закавказье, Украине и Санкт-Петербурге) в 1860-х и 1870-х годах.

По данным Института христианской истории, после Первой мировой войны число баптистов в России значительно выросло . Некоторые русские заключенные были обращены немецкими миссионерами и вернулись домой, чтобы проповедовать другим. В 1920-е годы открылись новые возможности для миссионерской работы, поскольку большевистский режим поначалу, казалось, предлагал оливковую ветвь тем, кого называли «сектантами». В 1930-е годы сталинские репрессии уничтожили церковную жизнь, сопровождаясь множеством арестов и закрытий церквей, но это был не конец истории. Вторая мировая война привела к ослаблению церковно-государственных отношений в Советском Союзе, и протестантская община получила выгоду наряду со своими русскими православными коллегами . В послевоенный период наблюдался рост баптистских и пятидесятнических общин, и наблюдалось религиозное возрождение в эти годы . Статистика, предоставленная руководителями зарегистрированной церкви, предполагает, что в 1946 году число крещеных членов увеличилось до 540 000 к 1958 году. [6] На самом деле влияние протестантизма было гораздо шире, чем предполагают эти цифры: помимо существования незарегистрированных баптистских и пятидесятнических групп, были также тысячи людей, которые посещали богослужения, не приняв крещения. существовало множество баптистских и пятидесятнических общин В Украине . В этих общинах женщин было почти так же много, как и мужчин, хотя пасторами были мужчины. [7]

Хотя советское государство в 1944 году учредило Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов и поощряло приходы к регистрации, это не означало прекращения гонений на христиан. Многие лидеры и рядовые верующие различных протестантских общин стали жертвами преследований со стороны коммунистического режима, вплоть до тюремного заключения. Лидер движения адвентистов седьмого дня в Советском Союзе Владимир Шелков (1895–1980) почти всю свою жизнь после 1931 года провёл в тюрьме и умер в лагере в Якутии . Пятидесятники получили по 20–25 лет тюремного заключения массово , и многие там погибли, в том числе один из лидеров движения Иван Воронаев . [8]

В период после Второй мировой войны верующих протестантов в СССР (баптистов, пятидесятников, адвентистов и др.) насильно помещали в психиатрические больницы, подвергали судам и тюремному заключению (часто за отказ идти на военную службу). Некоторых даже лишили родительских прав . [8]

и движения за Предшественники местные реформы

Историю местного русского евангелического протестантизма предвосхищали такие движения, как стригольники, в 14 веке, а затем в 16–18 веках. [9] молоканин , [10] Dukhobor , [11] Хлыст , [12] [13] в некоторой степени субботники , а в XIX веке толстовские сельские общины, подготовившие почву для будущего распространения движения. Первые свидетельства о существовании некоторых из вышеперечисленных коммун появились в XVI–XVII веках. [10] Многие из вышеперечисленных общин эмигрировали в Канаду, США и Латинскую Америку в 19 и 20 веках.

Молоканские мужчины, 1870-е гг.
Распространение стригольников.

Стригольники последователи русской религиозной секты середины XIV — первой половины XV в. [14] у них были иконоборческие тенденции и некоторые протопротестантские черты. [15] По мнению Каретниковой, стригольники были ответом на изменения в православной церкви , стригольники хотели вернуться от обрядности к простоте новозаветного христианства, подчеркивая духовный смысл таинств и основывая свои взгляды на Священном Писании. [16] Стригольники выступали против православной церкви, отказываясь признавать ее епископов и священников. [17] Активными участниками секты были торговцы и низшее духовенство . Они отказались от всей церковной иерархии и монашества , таинств, совершаемых православным духовенством: священства , причастия , покаяния и крещения , которые сопровождались большими сборами поборами », по их мнению) в пользу духовенства. Критикуя и обличая продажность, пороки и невежество священников, стригольники требовали права на религиозную проповедь для мирян . Их проповеди были полны социальных мотивов: они упрекали богатых в порабощении свободных и бедных. [18]

Молокане с имели множество протестантских аспектов, они отвергали православное священство, иконы, имели своих пресвитеров, считали Библию своим главным руководством и трактовали таинства «духовно», во многом сходясь квакерами . [19] [20] [21] От молокан существовало несколько ответвленных сект, в том числе: Дети Христа или Мокрые молокане, «мокрые молокане», представляли собой молоканскую группу, практиковавшую водное крещение, Сухие баптисты были молоканами, которые объединились с баптистами, практиковавшими духовное крещение вместо водного крещения, одна община до сих пор существует в Грузии . [22]

Духоборы , например , также имели множество сходств с анабаптистами и главным образом с квакерами в том, что придерживались пацифизма . Однако духоборы также имеют серьезные отличия от анабаптистов, особенно в том, что они отрицают sola scriptura и вместо этого верят в постоянное откровение. [23] [24] Духоборы поддерживали тесные связи с меннонитами и квакерами из-за схожих религиозных практик; все эти группы в совокупности считаются церквями мира из-за их веры в пацифизм . [25] [26] [27]

Перевод Библии [ править ]

Англиканская церковь Святого Андрея, Москва .

Первые попытки перевода книг Библии на современный русский язык как альтернативу старому церковнославянскому языку , использовавшемуся к тому времени преимущественно в богослужебной обстановке среди восточных славян , имели место в XVI и XVII веках. Но упомянутые труды (дьякона Посольского приказа Авраамия Фирсова, пастора Е.Глюка, архиепископа Мефодия (Смирнова)) были утрачены в ходе политических потрясений и войн.

Полномасштабный перевод Библии на русский язык начался в 1813 году после основания Русского библейского общества . Полное издание Библии с Ветхим Заветом и Новым Заветом вышло в свет в 1876 году. Этот труд, называемый также Русской Синодальной Библией , широко используется протестантскими общинами по всей России и странам бывшего СССР. Недавно появилось несколько современных переводов. [28] Русское Библейское общество с момента своего основания в 1813 году и до 1826 года распространило в России более 500 тысяч экземпляров книг библейской тематики на 41 языке. Несколько раз в XIX и XX веках деятельность Общества прекращалась из-за реакционной политики российского правительства.

Российское библейское общество было восстановлено в 1990–1991 годах после перерыва из-за ограничений советского режима. [29]

В церемонии открытия здания Российского библейского общества в Москве приняли участие представители Православной , Римско -католической и протестантской церквей, которые объединили усилия в деле перевода и распространения Библии. Публикации Русского библейского общества основаны на общепринятом учении раннехристианской церкви и включают неконфессиональные комментарии. Ежегодно печатается более 1 000 000 книг, связанных с Библией. Библия также переводится на родные языки и диалекты народов России.

Настоящее время [ править ]

Марка России 2001 г. № 690. Пятидесятнический Дом Молитвы 1999 г. Лесосибирск .

Основными группами протестантов в России сегодня являются христиане-евангелисты баптисты (наиболее многочисленные), [30] Пятидесятники , Харизматы , Адвентисты , [31] Лютеране (крупнейшими церквями являются Евангелическо-лютеранская церковь в России, Украине, Казахстане и Средней Азии и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии ), пресвитериане (в основном корейского происхождения), англиканцы , духовные христиане и Новоапостольская церковь . В стране представлены практически все протестантские конфессии.

Некоторые протестанты (особенно на провинциальном уровне) сообщают о препятствиях со стороны местных властей в их деятельности и правительственных ограничениях. В апреле 2007 года Европейский суд по правам человека обязал российское государство выплатить 10 000 евро (десять тысяч евро) в качестве компенсации морального вреда за отказ в регистрации московского отделения Армии Спасения . В апреле 2017 года Верховный суд России признал Свидетелей Иеговы экстремистской организацией, запретил ее деятельность в России и вынес постановление о конфискации активов организации. [32]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Кремлевский чиновник назвал протестантизм одной из традиционных религий России» . РФЕРЛ . Проверено 22 июля 2022 г.
  2. ^ «Протестанты в России: активное меньшинство» . Новая Восточная Европа . 12.10.2017 . Проверено 08 августа 2022 г.
  3. ^ Протестантизм в России, прошлое, настоящее и будущее , Стетсонский университет.
  4. ^ Отчет Госдепартамента США о свободе вероисповедания в России, 2006 г.
  5. ^ Опрос на конец года 2013 г. - Россия. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine WIN / GIA.
  6. ^ Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 4, д. 6 и д. 94.
  7. ^ Добсон и Белякова (2016). «Протестантские женщины в позднюю советскую эпоху: пол, власть и инакомыслие» (PDF) . Канадские славянские документы . 58 (2): 117–140. дои : 10.1080/00085006.2016.1157923 . S2CID   59040712 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Л.Алексеева, глава 13, страница общества «Мемориал», на русском языке.
  9. ^ Духоборы и молокане, Духовные христианские общины в России, Scrollpublishing
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Молокане всего мира, молоканский сайт
  11. ^ Университет Саймона Фрейзера, Коллекция духоборов, История духоборов
  12. ^ Мелтон, Дж. Гордон; Бауманн, Мартин (21 сентября 2010 г.). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик, 2-е издание [6 томов] . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-59884-204-3 .
  13. ^ Убейволц, Владимир (30 сентября 2016 г.). Переосмысление Missio Dei среди евангелических церквей в восточноевропейском православном контексте . Издательство Лэнгэма. ISBN  978-1-78368-126-6 .
  14. ^ Б.А. Рыбаков, Стригольники: Русские Гуманисты XIV Столетия (М.: Наук, 1993); Дэвид М. Голдфранк, «Гори, детка, гори: популярная культура и ересь в позднесредневековой России», Журнал популярной культуры 31, вып. 4 (1998): 17–32.
  15. ^ Михальский, Сергиуш (11 января 2013 г.). Реформация и изобразительное искусство: вопрос протестантского имиджа в Западной и Восточной Европе . Рутледж. ISBN  978-1-134-92102-7 . в середине XIV века в России, главным образом в городах севера страны, вспыхнула стригольникская ересь, что придало этому движению протореформационный характер.
  16. ^ Каретникова М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения
  17. Петрушко, 2019, стр. 456.
  18. ^ Н.А. Казакова и Я. Лурье С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века (Москва и Ленинград, АНСССР, 1955), особенно. стр. 34–71.
  19. ^ Уордин, Альберт В. (28 октября 2013 г.). На грани: баптисты и другие свободные церковные евангелисты в царской России, 1855–1917 гг . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-62032-962-7 .
  20. ^ Бусс, Андреас (01 ноября 2018 г.). Русско-православная традиция и современность . БРИЛЛ. ISBN  978-90-474-0272-5 .
  21. ^ Моллика, Марчелло (2016). Фундаментализм: этнография меньшинств, дискриминации и транснационализма . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  978-3-643-80201-9 .
  22. ^ Andrei, Conovaloff. "Taxonomy of 3 Spiritual Christian groups: Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki" . www.molokane.org . Retrieved 2022-08-16 .
  23. ^ Джексон, Маргарет; Гриффитс, Курт Тейлор; Хэтч, Элисон (1991). Канадская криминология: перспективы преступности и преступности . Харкорт Брейс Йованович, Канада. ISBN  978-0-7747-3128-7 .
  24. ^ Джун, Натан Дж.; Уол, Шейн (2010). Новые взгляды на анархизм . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-7391-3241-8 .
  25. ^ Флеминг, Джон А.; Роуэн, Майкл Дж.; Чемберс, Джеймс Альберт (2004). Народная мебель духоборов, гуттеритов, меннонитов и украинцев Канады . Университет Альберты . п. 4 . ISBN  9780888644183 . Английские квакеры, ранее вступившие в контакт с духоборами, а также Филадельфийское общество друзей также решили помочь им с эмиграцией из России в какую-то другую страну — единственное действие, которое казалось возможным.
  26. ^ Дайк, Корнелиус Дж.; Мартин, Деннис Д. Меннонитская энциклопедия . Издательство «Меннонитские братья». п. 107.
  27. ^ Фальбуш, Эрвин (14 февраля 2008 г.). Энциклопедия христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 208. ИСБН  9780802824172 . Единственным контактом с меннонитами был период 1802–41, когда они жили в Молочне, где Иоганн Корнис (см.) оказывал им значительную помощь.
  28. Русское библейское общество, на русском языке.
  29. ^ История Русского библейского общества, на русском языке.
  30. ^ Сайт Российского баптистского союза.
  31. Церковь адвентистов седьмого дня номер два в России, Worldwide Faith News, август 1998 г.
  32. ^ «Российский суд признал Свидетелей Иеговы экстремистскими» . delfi.lt . Проверено 20 апреля 2017 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a7ebcb717e3e1da045a73d6f425050e__1701760560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/0e/1a7ebcb717e3e1da045a73d6f425050e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Protestantism in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)