Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии.
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии. | |
---|---|
Russian: Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, Finnish: Inkerin evankelis-luterilainen kirkko | |
Классификация | протестант |
Ориентация | Высшая церковь лютеранства , лютеранство |
Теология | Евангелистско-католический ; Исповедальный |
Политика | епископальный |
Председательствующий Епископ | Иван Лаптев |
Ассоциации | Всемирная лютеранская федерация , Международный лютеранский совет |
Область | Россия |
Язык | Русский , финский , марийский , мокшанский , эрзянский |
Источник | 1611; независимость 1992. [ нужна ссылка ] |
Отдельно от | Эстонская евангелическо-лютеранская церковь |
Конгрегации | 90 [ нужна ссылка ] |
Члены | 15,000 [ нужна ссылка ] |
Официальный сайт | www.elci.ru |
Евангелическо -лютеранская церковь Ингрии ( рус . Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии , Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии ; фин . Inkerin evankelis-luterilainen kirkko ; также Церковь Ингрии ) — лютеранская церковь скандинавской традиции в России . Это вторая по величине лютеранская церковь в России, насчитывающая 90 приходов и 15 000 членов, действующая в основном в Ингрии и Карелии . [1]
История
[ редактировать ]Российская имперская эпоха
[ редактировать ]К тому времени, когда русские вернули Ингерманландию в 1721 году после Великой Северной войны , было основано 28 лютеранских приходов. В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила скандинавско-лютеранской общине участок земли на Невском проспекте деревянная церковь, посвященная святой Анне , где была построена . В 1767 году была построена церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге , ставшая центральной церковью финнов в России. 20 июля 1819 года император Александр I издал указ о создании официальной евангелическо-лютеранской кафедры, которой все лютеранские приходы Российской империи будут подчиняться . А в январе 1820 года по приглашению Александра I финский епископ по имени Закариас Сигнеус из города Порвоо в Петербург прибыл . С помощью архиепископа Якоба Тенгстрема Финляндского , так и епископ начал реорганизацию церковной жизни как Петербурга всей России. Однако смерть Александра I помешала осуществить цель реорганизации Лютеранской церкви. В законе, подписанном Николая I 28 декабря 1832 года об историческом епископате не было и речи. Нарвский синод был упразднен, а роль управления лютеранской церковью заняли преимущественно немцы .
советская эпоха
[ редактировать ]В первые годы советской власти отношение большевиков к Финской церкви было толерантным. Финнам разрешили не только организовать собственную церковь, но и начать проповедовать на русском языке . В январе 1919 года представители финских приходов собрались в Петрограде и образовали Комитет финно-ингерманландских евангелическо-лютеранских общин, а к концу сентября того же года комитет принял решение объявить Финляндскую церковь Ингерманландии независимой , поскольку немецкого комитета уже не существовало. .
3 марта 1921 года Российский евангелическо-лютеранский архиерейский совет официально провозгласил, что отныне приходы Ингерманландской Церкви будут образовывать самостоятельный синодальный округ с консисторией. был организован Генеральный синод В Москве , просуществовавший до 1935 года, после чего позже был образован Архиерейский совет. Ее председателем был Пробст Феликс Фридольф Реландер , финский пастор, рукоположенный в епископа финских лютеранских приходов в 1921 году.
В 1925 году Реландер умер, и его обязанности перешли к консистории из трех пасторов и четырех мирян. Один из этих пастырей, Селим Ялмари Лауриккала, ранее служивший настоятелем храма Святой Регины во Всеволожске , стал председателем консистории, но не был назначен епископом. При нем приходами руководил Главный совет евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии, который был организован по уставу из двух священнослужителей и пяти других лиц, избираемых сроком на три года.
Однако такая ситуация продлилась недолго. 8 апреля 1929 года указом Президиума ВЦИК были запрещены приходское образование, молодёжные кружки и все виды социального обслуживания. С 1928 по 1935 год более 18 000 ингерманландцев были депортированы в Казахстан , Сибирь , Восточную Карелию и на Кольский полуостров в рамках пятилетнего плана Иосифа Сталина . Весной 1935 года перед НКВД была поставлена задача «очистить двадцатидвухкилометровую пограничную полосу от кулака и антисоветского элемента». В результате Куйвозовский Финский национальный округ прекратил свое существование и из него было изгнано более 1936 тыс. человек. В 1930 году ингерманландцы были переселены в Вологду . К 1940-м годам все ингерманландские приходы были закрыты, пастыри и наиболее активные прихожане либо эмигрировали, либо были репрессированы, а имущество церквей было конфисковано. На территориях, оккупированных Вермахтом во время Второй мировой войны, проживало около 68 000 ингерманландцев . Для изучения условий жизни местного населения была создана комиссия, которая посетила Гатчина , Пушкин , Красное Село , Тосно , Волосово . Учитывая мнение комиссии, для утоления духовного голода местных жителей в августе 1942 года из Финляндии был командирован военный капеллан лейтенант Юхани Яскеляйнен . Весной 1943 года к нему присоединились пасторы Юсси Тенкку и Рейно Юлёнен. Около 20 общин вновь начали действовать, проводились конфирмационные занятия, таинства совершались . Однако к 1943 году в связи с депортацией ингерманландцев в концлагерь Клоога возрождение резко прекратилось. Последнюю службу совершил пастор Рейно Юленен в церкви Святой Екатерины в Петрово.
Вплоть до 1950-х годов среди ингерманландцев существовали тайные собрания верующих, возглавляемые преимущественно женщинами. В мае 1949 года вернулся Матти Кукконен , бывший член церковного совета в Колтушском из ссылки в Петрозаводск . Поселившись в частном доме на окраине города, он начал по собственной инициативе совершать богослужения , совершать таинства, конфирмовать желающих.
В 1953 году два оставшихся в живых пастора, Юхани Вассел и Пааво Хайме, как могли, осуществляли духовную опеку небольшой группы, вернувшейся в родные места. Они поселились в Петрозаводске . духовная жизнь общины Карелии По их возвращению возродилась . Люди снова смогли принять Вечерю Господню и принять участие в обучении конфирмации . Летом пасторы проводили духовные встречи на кладбищах из-за большого количества людей. Часто о таких собраниях сообщалось и разгонялось полицией.
В 1958 году общину в Петрозаводске посетил эстонский архиепископ Ян Кийвит , который дал совет, как зарегистрировать общину. Однако заявление Ингерманландской лютеранской церкви в Совет по делам религии при Совете Министров Советского Союза , имевшее 703 подписи, было отклонено.
В составе Эстонской церкви (1960–1992 гг.)
[ редактировать ]В конце 1960-х годов ингерманландцы вошли в состав Эстонской лютеранской церкви и первая служба прошла в старой церкви в Нарве . Его проводил эстонский пастор по имени Элмер Куль, который не говорил по-фински и поэтому служил по транскрипции, но церковь, рассчитанная на 250 мест, собрала на первую службу 800 человек. Дальнейшее развитие церкви связано с Арво Сурво, первоначально дьяконом церкви Воскресенья в Пушкине . В конце 1980-х годов он и его соратники начали восстановление церковных зданий в финских деревнях, начав с церкви в селе Губаница района Волосовского . Всего было построено пять новых церквей и восстановлено шестнадцать старых. В декабре 1987 года архиепископ Куно Паюла Эстонский рукоположил Арво Сурво в сан священника. В 1989 году Сурво поднял вопрос о создании независимого Ингерманландского пресвитерия в составе Эстонской церкви , но поначалу получил отказ.
декларацию 4 мая 1989 года представители пяти ингерманландских приходов подписали в Губанице о восстановлении Финской евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, «полностью независимой во внутренней жизни», хотя и «признающей власть» Эстонского архиепископа, и сформировал совет, который возглавили А. Куортти и А. Сурво. 19 июля 1989 года зарегистрирован приход в Колтушах, а 22 февраля 1990 года — приходы в Куземкино , Токсово , Скворицах и Гатчине . В 1990 году Эстонская Церковь передала вновь созданные приходы Ингерманландскому пресвитерию во главе с пастором Лейно Хассиненом, приглашенным из Финляндии. 19 мая 1991 года архиепископ Паюла рукоположил еще четырех пасторов в Губанице для служения в Ингерманландском проректорстве. 10 июля 1991 года Совет Ингерманландской губернии принял решение о создании независимой Церкви Ингрии. А в августе 1991 года была провозглашена независимость от Эстонской Церкви, а 1 января 1992 года с согласия Эстонской Церкви Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии Ингерманландского губернии была преобразована в самостоятельную евангелическо-лютеранскую церковь Ингрии. Российские власти зарегистрировали новую церковь 14 сентября 1992 года. Предстоятелем церкви стал Лейно Хассинен , рукоположенный во епископа в 1993 году.
1992 – настоящее время
[ редактировать ]5 ноября 1991 года был зарегистрирован приход в Саранске — первый миссионерский приход в российской провинции. В октябре 1992 года была освящена церковь Святого Георгия в Колбино — первое ингерманландское церковное здание, построенное на исторических землях Ингерманландии после 1917 года.
настоятель Колтушской общины Арри Кугаппи В 1995 году новым епископом Ингерманландской Церкви стал . Освящение совершили епископы Лейно Хасинен , Матти Сихвонен , Вернет, Хенрик Свенгссон и Георг Кречмар , а также архиепископ Яан Кийвит .
10 мая 2019 года Кугаппи сообщил Синодальному Совету Церкви о своем желании выйти на пенсию по возрасту в установленный уставом срок. 19 октября 2019 года на XXX Синоде ЭЛКИ Иван Сергеевич Лаптев ректор Богословского института Ингерманландской Церкви и Губаницкого прихода новым епископом был избран .
9 февраля 2020 года на торжественном богослужении в храме Святой Марии пастор Иван Сергеевич Лаптев был рукоположен во епископа. Рукоположение совершили почётный епископ Кугаппи, архиепископы Янис Ванагс , Всеволод Лыткин , Тийт Салумяэ и Сеппо Хаккинен .
Структура
[ редактировать ]Административная структура
[ редактировать ]В административном отношении Ингерманландская Церковь представляет собой одну епархию , окормляемую епископом . Приходы объединены в семь проректоров по территориальному признаку. [ нужны разъяснения ]
Собор Большой Церкви Ингрии — церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге , на Конюшенной улице . Там же находится центральный офис церкви. Церковное учебное заведение — Богословский институт Церкви Ингерманландии , готовящее священнослужителей и церковных служащих, расположено в деревне Колбино Всеволожского района области Ленинградской .
Основной структурной единицей церкви является приход , возглавляемый настоятелем в сане пастыря или, при необходимости, в сане диакона (временно, на срок до 2 лет). Высшим органом управления приходом является общее собрание прихода. В период между общими собраниями мирскими делами прихода управляет от его имени избранная коллегия уполномоченных, возглавляемая председателем из числа прихожан. Для реализации принятых решений и управления текущими делами прихода совет уполномоченных избирает приходской совет, председателем которого является настоятель.
Духовное служение
[ редактировать ]В Ингерманландской Церкви существуют три степени духовного (священнического) служения:
- Епископ (глава епархии )
- Пресвитер (часто называемый пастором )
- Диакон (помощник епископа и пресвитеров)
Традиционно всех их можно обозначить общим понятием «духовенство».
В помощь приходскому духовенству в Ингерманландской Церкви утверждена должность катехизатора . Катехизатор не является священнослужителем, а призван выполнять функции священнослужителя.
Благотворительная (диаконическая) деятельность
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
В Церкви Ингрии действует епархиальный Диаконический комитет, который определяет приоритетные направления благотворительной деятельности в общецерковном масштабе и организует аналогичную деятельность в местных общинах. Епархиальный диаконический фонд, предназначенный для поддержки людей, находящихся в трудной финансовой ситуации, и приходских диаконских проектов, финансируется за счет добровольных пожертвований. [2]
Церковь Ингрии — учредитель нескольких домов престарелых ( «Колтуши» , «Тайцы» , «Кикерино» , «Дом милосердия» в Тюрё , «Дом Марии» в Терволово ), а также ряда благотворительных церковных подразделений и автономных некоммерческих организаций. , такой как:
- Автономные некоммерческие организации: «Манна» ( Санкт-Петербург ), [3] «Трилистник» ( Кронштадт ), «Колибри» ( Волосово ), «Анна помогает» (Санкт-Петербург), «Некрополь» (Санкт-Петербург), «Вифлее» ( Воронеж )
- Приходской наркологический центр ( Луга )
- Социальная служба "Вектор"
- Кризисный центр Церкви Ингрии «Помощь ближнему»
Паломническая деятельность
[ редактировать ]Паломническая деятельность осуществляется через АНО «Паломнический центр Новая Земля» ( Санкт-Петербург ). [ нужна ссылка ]
Издательская деятельность
[ редактировать ]Церковь Ингрии является учредителем издательства ООО «Вербум». [4]
Церковь Ингрии издает журналы «Церковь Ингрии» на русском языке и «Инкерин Киркко» на финском языке . [ нужна ссылка ]
Территориальное деление
[ редактировать ]Церковь Ингрии территориально разделена на девять ипостасей: Санкт-Петербургский, Московский, Карельский, Волжский, Уральский, Сибирский, Западно-Ингерманландский, Северный и Южный. [ нужна ссылка ]
Западная Ингерманландия испытательный срок
[ редактировать ]- Церковь Святого Лазаря в Кингисеппе
- Церковь Святителя Николая в Гатчине
- Церковь Святого Петра в Гатчине
- Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Ялгелево.
- Church of St. Andrew in Bolshoye Kuzyomkino
- Церковь Иоанна Предтечи в Губаницах
- Церковь Святой Екатерины в Петрово
- Церковь Святой Марии Магдалины в Луге
- Parish in Volosovo
См. также
[ редактировать ]- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
- Евангелическо-лютеранская церковь в России, Украине, Казахстане и Средней Азии.
- Эстонская евангелическо-лютеранская церковь
- Сибирская евангелическо-лютеранская церковь
Литература
[ редактировать ]- Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии / Браудзе М. М. — СПб.: Гйоль, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-904790-08-0 .
- Андреева Л. Е. В связи с юбилеем Теологического института Церкви Ингрии на территории России // Религия. Церковь. Общество, № 4, 2015. C. 364—367.
- Исаев С. А. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии // Православная энциклопедия.
- Крылов П. В. Ингрия, ингерманландцы и Церковь Ингрии в прошлом и настоящем. Статьи и лекции разных лет (СПб: Гйоль). ISBN 978-5-904790-15-8
- Кугаппи А. М. (ред.) Путь веры длиною в столетия (СПб, Гйоль)
- Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917—1938). М., «Готика», 1999.
- Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI—XX вв.). М.: Фонд «Лютеранское культурное наследие», 2004.
- Резниченко А. Я. История и современное состояние Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2011. С. 237—240.
- Сеппонен Ээро Как в Санкт-Петербурге появился лютеранский епископ
- Щипков А. В. Русский вариант финского лютеранства // Истина и жизнь. — 1996. — № 11.
- Финская евангелическо-лютеранская церковь Яэскеляйнена Юхани Инкера в первое десятилетие советской системы 1917–1927 (1980)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России. Архивировано 24 июля 2020 г. в Wayback Machine Lutheran World.
- ^ "ЕЛЦИ. Диакония" . Архивировано из оригинала 22 октября 2019 г. Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Устав АНО «Манна»
- ^ Досье на сайте www.audit-it.ru
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Церкви Ингрии (на английском и русском языках)