Евангелическо-лютеранская церковь в Литве
Евангелическо-лютеранская церковь в Литве | |
---|---|
Классификация | протестант |
Ориентация | Высшая церковь лютеранства , лютеранство |
Теология | Евангелический католик |
Политика | епископальный |
Предстоятель | Миндаугас Сабутис |
Ассоциации | Всемирная лютеранская федерация , Всемирный Совет Церквей , Конференция европейских церквей , Причастие Порвоо |
Область | Литва |
Источник | 1557 |
Отдельно от | Костел |
Конгрегации | 52 |
Члены | 19,000 |
Официальный сайт | Официальный сайт |
Евангелическо -лютеранская церковь в Литве ( литовский : Lietuvos Evangelikų Liuteronų Bažnyčia , ELCL) — лютеранская церковная организация, объединяющая общины в Литве . ELCL является членом Общины Порвоо и Всемирной лютеранской федерации .
В 2018 году ELCL сообщила, что у нее 19 000 активных членов. [1] Есть 52 прихода и около 30 рукоположенных священнослужителей, включая епископа и двух дьяконов. [2] Нынешний епископ ( литовский : Выскупас ) церкви - преподобный Миндаугас Сабутис . [3]
Около 0,56% населения Литвы являются членами Евангелическо-лютеранской церкви Литвы. [4]
Сокращенное название церкви — на латыни Unitas Литва или на польском языке Jednota Litewska (Литовская церковная провинциальная уния).
История
[ редактировать ]Лютеранство в Великом Княжестве
[ редактировать ]Евангелическо-лютеранская церковь Литвы восходит к эпохе Реформации , когда Каунас , крупный город в Литве , принял Аугсбургское исповедание в 1550 году. В 16 веке лютеранство начало распространяться из двух контролируемых Германией соседних государств Ливонии на севере и протестантское ранее монашеское Тевтонское государство Пруссия на юге.
Единую реформатскую церковную организацию в Литовской церковной губернии можно отсчитывать с 1557 года на Синоде в Вильнюсе 14 декабря того же года. С этого года Синод собирался регулярно, образуя все церковные провинции Великого Княжества Литовского, сначала из двух, а затем разрастаясь до шести округов и представительных уездных синодов. Он направил своих представителей на Генеральные польско-литовские синоды; однако по своему управлению это была фактически самоуправляющаяся Церковь. Первым суперинтендантом был Симонас Зациюс (Szymon Zacjusz, ок. 1507–1591).
В 1565 году от церкви отделилось антитринитарное Литовское братство, отвергавшее учение о Троице.
Приходская сеть охватывала почти все Великое княжество. Его районными центрами были Вильнюс, Кедайнай, Биржай, Слуцке, Койданово и Заблудово, позже Изабелино.
Прусская Литва
[ редактировать ]С 1945 года в Евангелическо-лютеранскую церковь Литвы вошли лютеранские общины бывшего немецкого Клайпедского края , северной части Малой Литвы , где лютеранство зародилось с 1525 года. Большинство прусских литовцев проживало в Восточной Пруссии и Мемельланде (ныне Клайпедский край современной Литвы) были членами Евангелической церкви Старопрусского союза , и большинство из них были переселены в ФРГ вместе с остальными восточно-прусскими немецкими жителями после Второй мировой войны .
С 1525 года лютеранство начало распространяться среди литовцев Малой Литвы, составлявшей около четверти герцогской Пруссии . [5] первое государство, официально принявшее лютеранство в качестве государственной религии. Герцогская Пруссия возникла из Римско-католической Тевтонской Пруссии , которая, однако, лишь поверхностно обслуживала сельское, в основном литовское население, и поэтому построила лишь несколько церквей. [6]
Прусские литовцы были полностью христианизированы только начиная с Реформации в Пруссии, прусские сословия основали лютеранскую церковь в Пруссии церковным приказом, принятым 10 декабря 1525 года. [6] Уже 18 января 1524 года епископ ) Георгий I Помезанский (и Самландский , перешедший в лютеранство в 1523 году, приказал использовать при крещении только родные языки. [6] Широко распространенное языческое поклонение Перкунасу , символизируемому козлом , было запрещено в том же году и повторено в 1540 году. [6] Церковный порядок предусматривал посещения прихожан и пастырей, впервые осуществленные епископом Георгием I в 1538 году. [6] Принципиальное использование родного языка обеспечило сохранение литовского языка в Пруссии . [6]
В 1544 году Альберт, герцог Прусский, основал Университет Альбертина в Кенигсберге в Пруссии/Караляучюс , который стал основным учебным заведением для лютеранских пасторов и теологов литовского языка. [6] В то же время Контрреформация сократила численность протестантов в Великом княжестве Литовском (собственно Литва). Прямо в 1544 году герцог Альберт назначил профессорами Альбертины лютеранских пасторов, бежавших от антипротестантского гнета в Великом герцогстве, а именно Станисловаса Раполиониса (завершившего докторскую диссертацию в Виттенбергском университете с герцогской стипендией) и Абраомаса Кулвиетиса (сосланного в 1542 году). . [7]
За ним последовали и другие беженцы из самой Литвы, которые стали пасторами в различных приходах, например, Мартинас Мажвидас , опубликовавший в 1547 году Лютеранский катехизис « Прасты Задеи» . [7] [8] Среди первых прусских литовских пасторов был Иоганнес Бретке/Йонас Бреткунас (пастор в Лабиау/Лабгуве (Полесск), а затем в Кенигсберге), опубликовавший литовский гимн в 1589 году и написавший первый литовский перевод Библии между 1590 и 1591 годами. [7] [8] Таким образом, Реформация принесла в Малую Литву и собственно Литву первую печатную книгу на литовском языке - Лютеранский катехизис (1547 г.), а позднее (1591 г.) - первую литовскую Библию, которая, однако, не печаталась до 18 века.
Контрреформация и упадок церкви
[ редактировать ]С сокращением протестантизма в самой Литве после 17 века прусско-литовское лютеранское духовенство состояло в основном из коренных жителей, многие из которых владели немецким языком, которые изучили литовский только как второй язык. [9]
В 1525 году лютеранская церковь имела церкви только в девяти местах Малой Литвы, а именно в Гердау/Гирдаве (Железнодорожном) , Инстербурге/Исрутисе (Черняховске) , Мемеле/Клайпаде (три церкви, одна на литовском языке), Пушдорфе- Стаблаке/Стаблаукисе. (Стаблавки) , Рагнит/Рагайне (Неман) , Саалау/Зельва (Каменское) , Тапиау/Теплява (Гвардейск) , Тильзит/Тильже (Советск) и Вехлау/Велюва (Знаменск) . [5] К 1531 году было основано больше приходов; некоторыми из них руководил протоиерей (позже названный суперинтендантом ) от имени епископа или Помезанской консистории (основанной в 1602 году в Заальфельде в Пруссии/Заальфельде (Залево) ), после отказа от епископата в 1587 году). [6]
В Малой Литве между 1529 и 1600 годами была построена 31 лютеранская церковь, в основном простых построек. [10] К концу 17 века число лютеранских приходов в Малой Литве достигло 112, из них 68 предлагали литовские службы до великой чумы (1709–1711) , унесшей жизни около половины населения и сократившей количество приходов с литовской службой до 59. [7] [9] [10] В большинстве приходов, где службы проводятся на литовском и немецком языках, один и тот же пастор обслуживал обе языковые группы. Лишь в городах Кёнигсберг ( церковь Св. Николая , Штайндамм ; Литовская церковь Св. Елизаветы , Закхайм ), Мемеле и Тильзите были отдельные церкви, использовавшиеся исключительно для приходов на литовском языке. [10] Между 1700 и 1918 годами была возведена еще 51, обычно более массивная церковь. [10]
Чтобы пополнить штат пасторов-сирот после чумы, король Пруссии Фридрих Вильгельм I учредил два отделения: в 1718 году Литовскую семинарию ( нем . Litauisches Seminar , лит . Lietuvių kalbos семинары закрылись в 1944 году) в Альбертине, а в 1727 году — еще одну. ( Halėslietuvių kalbos Seminas ) при университете Галле-на-Заале , закрытом в 1740 году. [7] Иоганн Якоб Квандт , который также опубликовал литовскую Библию, ставшую важной вехой в стандартизации литовского языка и переведенную им и командой из девяти других богословов, был первым главой семинарии в Альбертине. [7]
Король учредил фонд, предоставляющий стипендии восьми студентам Альбертины и бесплатное питание двенадцати студентам в Галле. [7] Кристионас Донелайтис , выпускник литовской семинарии Альбертина и лютеранский пастор, стал известным поэтом, написавшим шедевр ранней литовской литературы . [7] Даниэль Кляйн , еще один выпускник Альбертины и пастор Тильзита, написал первую грамматику литовского языка и гимны , 36 из которых до сих пор используются в Литовской лютеранской церкви. [7] [8] Советник консистории Людвиг Реса/Людвикас Реза , выпускник Альбертины и профессор, возглавлявший Литовскую семинарию с 1810 года, отличился как коллекционер и издатель литовских стихов и переизданий литовской Библии в 1824 году. [8]
Протопопы Малой Литвы базировались в Тильзите (по состоянию на 1547 г.), Рагните (по состоянию на 1554 г.), Инстербурге (по состоянию на 1575 г.), Шаакене в Пруссии/Шакяй (Некрасово) (по состоянию на 1590 г.), Мемеле (по состоянию на 1592 г.), Велау (по состоянию на 1608 г.) и Лабиау (по состоянию на 1707 г.). [6] В 1751 году помезанская и самбийская консистории были объединены в прусскую консисторию в Кенигсберге, которую с 1812 года возглавляли генеральные суперинтенданты. К середине 1720-х годов все большее число лютеранских приходов было организовано в инспекции (переименованные в Кирхенкрайс в 19 веке; т.е. деканаты) . ), например, в Шталлупенене/Сталупенай (Нестеров) , Фишхаузене/Жувининкай (Приморск) , Шаакене в Пруссии, Лабиау, Инстербурге, Тильзисте, Рагните и Мемеле. [6]
Общее число прусских приходов с литовским богослужением выросло в XVIII и XIX веках до 92 в связи с продолжающимся созданием новых церквей, тогда как во многих приходах службы на литовском языке прекратились, причем скорее на юге, чем на севере Малая Литва, из-за ассимиляции литовцев с немецким языком. [9]
После чумы обезлюдевшие районы также были заселены лютеранскими беженцами немецкого языка из Зальцбурга . [7] Таким образом, ко второй половине XIX века число приходов, предлагающих литовские услуги, сократилось до 67 (116 998 прихожан), плюс еще семь римско-католических приходов (3395 верующих), в основном выходцев из собственно Литвы, и пять баптистских общин литовцев. язык (с 400 прихожанами). [9]
К 1913 году только 45 приходов предлагали лютеранское богослужение на литовском языке, отчасти из-за запрета литовского языка в качестве школьного языка в Германии в 1873 году. [9] Таким образом, группа мирян -пиетистов , называемая сакытояи ( нем . Stundenhalter , т.е. мирянин-проповедник, традиционно проводивший молитвенные часы в частных домах перед фактической службой на литовском языке, во время предшествующей немецкой службы; ср. Также штундисты ), не позволила литовскому языку исчезнуть. [11]
Литовское лютеранство между войнами
[ редактировать ]До Второй мировой войны в самой Литве существовало 80 Евангелическо-лютеранской церкви Литвы приходов , и 72 пастора служили около 25 000 прихожан. Тогда как в Клайпедском крае (автономная область Литвы с 1924 по 1939 год) 40 пасторов, многие из которых вели службы на литовском языке, в 1930 году служили около 137 750 прихожан, в основном лютеран (среди них 35 650 прусских литовцев). [12]
Однако приходы в Клайпедском крае до 1925 года оставались членами Духовной провинции Восточной Пруссии , подразделения Евангелической церкви Старопрусского союза — церкви единого управления лютеранской и реформатской конгрегаций, основанной в 1817 году путём объединения лютеранской церкви. и реформатские церкви в тогдашней Пруссии. [13] Приходы сформировали Мемельский деканат, деканат Гейдекруг/Шилуте и новый деканат Погеген/Пагегяй , в состав которого с 1919 года вошли приходы Тильзитского деканата, оставшегося в составе Германии, которые располагались к северу от реки Мемель/Нямунас и таким образом разъединились. [13]
После националистической демагогии, последовавшей за уступкой Клайпедского края (север Малой Литвы), сначала мандата Лиги Наций, после Первой мировой войны , только девять лютеранских приходов продолжали литовские богослужения в южной и центральной части Малой Литвы, которая осталась за Германией. , но в основном были запрещены после прихода к власти нацистов в 1933 году. [9]
30 июля 1919 года большинство в 82 синодала Клайпедского края решили сохранить юрисдикцию за Церковной провинцией Восточная Пруссия против двух голосов за отделение и 15 воздержавшихся. [13] Однако после аннексии региона Литвой, чему не препятствовали державы-покровители, объединенные в Совет послов , правительство Литвы потребовало отделения протестантской церкви, заявив, что в противном случае оно будет удерживать зарплату духовенству. [13]
Большинство регионального духовенства и Евангелический Высший церковный совет (Evangelischer Oberkirchenrat, EOK), исполнительный орган старой Пруссии, сопротивлялись этому плану. [13] Поэтому Викторас Гайлюс , земельный директор Клайпедского края , обратился к ЕОК в Берлине, которая направила послов в Мемель, чтобы заключить договор о будущем старопрусских лютеранских приходов и единой реформатской общины в городе Мемеле, 27 и 29 сентября 1923 г. Но соглашение оказалось невозможным. [13]
Суперинтендант Мемельского благочиния Франц Грегор предпочел, чтобы региональная синодальная федерация была подразделением Восточно-Прусской церковной провинции, тогда как фракция мирян -сакитояев преимущественно литоязычный в региональных лютеранских приходах образовала с 1919 года неофициальный Клайпедский региональный синод, ( нем . Evangelische) . Мемелер Ландессинод ), потребовал – также по инициативе центрального правительства Литвы – под руководством назначенного правительством лидера пастора Валентинаса Гайлюса ( Рус/Русне ) создать независимую церковную организацию. [13]
Однако Гайлюсу, которому литовское правительство присвоило титул генерального суперинтенданта, не удалось добиться от пасторов и прихожан также избрания его генеральным суперинтендантом. [13] Его многочисленные указы просто игнорировались в приходах, которые считали его служение незаконным вторжением государственного вмешательства в дела церковной автономии. [13] Консистория в Кенигсберге, все еще являвшаяся компетентным руководящим органом, свергла его с поста пастора. [13]
Поэтому в апреле и июне 1924 года Гайлюс дважды созвал неофициальный Клайпедский областной синод на литовском языке и сформировал предварительный исполнительный орган независимой церкви. [13] Однако большинство пастырей и избранных представителей прихожан отвергли его подход. [13] Озлобленный Гаилий наконец подал в отставку.
Тогда в 1925 году Клайпедская дирекция со своей стороны направила делегацию, в которую входили независимые и сторонники, желающие сохранить связь со старопрусской церковью, для переговоров с ЭОК в Берлине. [13] После переговоров с 18 по 23 апреля и снова с 16 по 18 июля 1925 года Соглашение о Евангелической церкви Мемельского края ( нем . Abkommen betr. die evangelische Kirche des Memelgebietes ). было заключено и подписано 23 июля [14]
Обе стороны поставили условие, что лютеранские приходы и единственная реформатская община в Мемеле должны сформировать Региональную синодальную федерацию территории Мемеля ( нем . Landessynodalverband Memelgebiet ) со своей собственной консисторией во главе с избранным генеральным суперинтендантом. [13] [14] Эта региональная синодальная федерация затем образовала собственную старопрусскую церковную провинцию, отделенную от провинции Восточной Пруссии. [13] [14] Федерация была независима от любого государственного вмешательства со стороны центрального правительства Литвы или Клайпедской дирекции. [13] В 1926 году были проведены первые выборы регионального синода, и синодалы избрали Грегора первым генеральным суперинтендантом и церковными советниками в исполнительный орган — консисторию в Мемеле, образованную в 1927 году. [13] Когда в 1933 году Грегор вышел на пенсию, его преемником стал Отто Оберейнер, бывший суперинтендант Погегенского деканата. [13]
В проповеди в равной степени разрешалось использовать немецкий и литовский языки, и каждый пастор должен был владеть обоими языками. [13] До 1 января 1932 г. разрешалось принимать на работу и иностранных пасторов. [13] Однако в 1923 году родным языком 37 из 40 пастырей Клайпедского края был немецкий, и только трое были носителями литовского языка. [13] В 1936 году их число сократилось до двух, причем пасторы были носителями немецкого языка, в основном способными лишь пассивно понимать и читать по-литовски. [13]
С образованием Немецкой евангелической церкви 14 июля 1933 года , объединяющей все немецкие протестантские региональные церкви под давлением нацистского правительства и немецкого христианского движения , члены Мемельской консистории согласились и дальше сотрудничать с базирующейся в Берлине ЭОК в рамках новой федерации, тогда как Центральное правительство Литвы отказало региональным представителям протестантов присоединиться к съездам Немецкой евангелической церкви. [13]
Центральное правительство сомневалось в дальнейшей действительности конкордата 1925 года, поскольку считало, что старопрусская церковь изменила свою юридическую идентичность. [13] Однако 26 августа 1933 года EOK заверила, что старопрусская церковь упорствует, поэтому центральное правительство воздержалось от отмены конкордата. [13]
В 1934 году назначенный центральным правительством губернатор Клайпедского края изгнал девять пасторов, имевших немецкое гражданство, что вызвало протест нацистской Германии. [13] После 1935 года Литва была ответственной за растущую мощь Гитлера и скорее вела сдержанную позицию в спорах о делах в Клайпедском крае. [13]
После того как Литва уступила Клайпедский край 22 марта 1939 года, после немецкого ультиматума Литве , которому снова не помешали покровительственные полномочия Совета послов, большинство прихожан приветствовали возвращение в Германию. EOK разослала приходам телеграммы с благодарностью за сохранение унии со старопрусской церковью в предыдущие годы, предполагая, что этот союз свидетельствует об их немецкой позиции. [13] 1 мая 1939 года региональная синодальная федерация была упразднена, а ее приходы реинтегрированы в Церковную провинцию Восточная Пруссия. [13]
Послевоенное развитие
[ редактировать ]К концу 1944 года, когда Советская Красная Армия подошла к Клайпедскому району, нацистские власти приказали мирному населению покинуть опасные районы. [12] Однако эвакуация началась слишком поздно, поскольку Красная Армия приблизилась гораздо быстрее, чем ожидалось, и могла прервать территориальную связь с территориями, удерживаемыми немцами, к 26 января 1945 года. Многие беженцы погибли из-за советских обстрелов с малой высоты. [12]
Спасены были в основном те, кому удалось бежать раньше Советского Союза по суше или на морских судах в районы, завоеванные британцами и американцами. [12] Среди них пасторы А. Келерис, Й. Пауперас, М. Прейкшайтис, О. Станайтис, А. Тракис и Й. Урдзе, которые вспомнили о литовских приходах и реорганизовали литовское пастырство в западных зонах оккупированной союзниками Германии . [12] Вместе с 65 тысячами беженцев из самой Литвы, в основном католиков, перебравшихся в западные зоны, до 1948 года там было основано 158 школ литовского языка. [15]
С эмиграцией многих литовцев за границу или ассимиляцией оставшихся литовцев и прусских литовцев, имеющих немецкое гражданство, в Западной Германии их число сократилось до одного, Litauisches Gymnasium/Vasario 16-osios gimnazija (Литовская средняя школа) (в немецкий) в Лампертхайме в Гессене . [15] До 1990 года эта средняя школа-интернат оставалась единственной литовской школой в некоммунистических странах, которую посещали несколько известных ссыльных литовцев. [16]
Остальные жители Малой Литвы пережили ужасные годы советской аннексии, особенно жители российской Калининградской области . [12] [17] Их обычно грабили и грабили, многих заключали в трудовые лагеря, некоторых депортировали в Сибирь , и, как правило, им отказывали в доступе к обычным продуктам питания, в результате чего большинство из них погибали. [12]
Исключением были те прусские литовцы, которые выжили или вернулись в Клайпедский край, который стал частью Литовской Советской Социалистической Республики 7 апреля 1948 года. [12] Они могли вернуться в свои дома, которые, однако, часто занимали выходцы из самой Литвы. [12] Их обычно считали людьми второго сорта. [12]
Лютеранские приходы в Клайпедском крае были возрождены мирянами сакитояи , поскольку все пасторы погибли или остались в ссылке на западе. [12] Первая лютеранская служба зарегистрирована 9 января 1945 года в Приекуле (Прекульс) . [12] Со временем во всей Литве было зарегистрировано 27 лютеранских приходов, из них 12 - в Клайпедском крае, а именно в Катичяй (Коадьютен) , Кинтае (Кинтен) , Клайпеде (Мемель), Лауксаргяй (Лаунен) , Пашишяй (Пассон-Рейсген) , Пликкен , Приекуле, Рамуттен , Саусгаллен , Хейдекруг, , Ваннаген Викшнен . [12] С тех пор они являются частью Евангелическо-лютеранской церкви Литвы.
Когда в 1958 году Советский Союз позволил прусским литовцам вернуться к ранее аннулированному немецкому гражданству, многие эмигрировали в Западную Германию до 1967 года. [12] Таким образом, после связанных с войной смертей и бегства, погибших в результате советской послевоенной оккупации, а также эмиграции в 1950-х и 1960-х годах лишь от 7000 до 8000 из 137 750 протестантов, в основном лютеран (среди них 35 650 прусских литовцев; по состоянию на 1930 год) продолжали живу в Клайпедском районе. [12]
Во время событий Второй мировой войны многие члены общины из самой Литвы эмигрировали, были сосланы или убиты. Оставшиеся без пастырей церкви закрывались и использовались не по назначению или уничтожались. Во время советской оккупации Литвы с 1940 по 1941 год, а затем с 1944 по 1990 год религиозное обучение было запрещено, а членство в церкви влекло за собой общественные наказания.
С обретением Литвой независимости в 1990 году ELCL начала получать обратно церковные здания и имущество, которые в советские времена были национализированы и использовались для различных светских целей . Церкви и имущество были возвращены на протяжении 1990-х годов.
Приматы
[ редактировать ]- Йонас Калванас (1976–1995)
- Йонас Викторас Калванас (1995–2003)
- Миндаугас Сабутис (2004-настоящее время)
Отношения с другими церквями
[ редактировать ]С 1989 года существует партнерство с Северо-Эльбской евангелическо-лютеранской церковью , ныне Евангелическо-лютеранской церковью в Северной Германии . [18] Отражая свою консервативную конфессиональную лютеранскую позицию, ELCL заявила о себе в полном товариществе с Синодом Лютеранской церкви и штата Миссури из США в 2000 году.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт. Архивировано 2 октября 2011 г. на Wayback Machine.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Всемирная лютеранская федерация - данные о членстве за 2018 год. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine Lutheran World.
- ^ Список духовенства. Архивировано 26 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ↑ епископа. См. страницу биографии Архивировано 15 мая 2012 г. в Wayback Machine на официальном сайте церкви.
- ^ Перепись 2001 года: население по религиозному вероисповеданию. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Альбертас Mažosios Юшка Lietuvos , Bažnyčia Восточная Пруссия; информация о статистике населения (на немецком языке) на сайте: Lietuvos Evangelikų Liuteronų Bažnyčia . Архивировано 2 октября 2011 г. на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 2. Reformatorische Anfänge; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 2 октября 2011 г. по адресу: Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 5. Die Pfarrer und ihre Ausbildung; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 2011-10 г. -02 на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 6. Das Kirkliche Schrifttum; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 2 октября 2011 г. на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 4. Gemeinden und Kirchspiele; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 2 октября 2011 г. на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 3. Die Entwicklung des Kirchbaus; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 10 октября 2011 г. 02 на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, стр. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 7. Dielitauische Gemeinschafsbewegung; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 2 октября 2011 г. на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 9. Kleinlitauer – Kriegsflüchtlinge; (на немецком языке) ) на: Литовская евангелическо-лютеранская церковь. Архивировано 2 октября 2011 г. на Wayback Machine , получено 28 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Альбертас Юшка, Церковь Малой Литвы в XVI-XX веках , Клайпеда: 1997, с. 742-771, здесь после немецкого перевода Die Kirche in Klein Litauen. Архивировано 9 марта 2013 г. в Wayback Machine (раздел: 8. Die kirchliche Entwicklung im M[e]melgebiet nach 1918; (на немецком языке) ) на: Lietuvos Evangelikų. Лютеранская церковь. Архивировано 2 октября 2011 г. в Wayback Machine , получено 28 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрнст Рудольф Хубер, Договоры между государством и церковью в Германском рейхе , Бреслау: Маркус, 1930, (= трактаты по конституционному и административному праву, а также по международному праву, № 44), с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б «История». Архивировано 31 марта 2012 г. в Wayback Machine : Литовская средняя школа. Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine , получено 28 августа 2001 г.
- ↑ Среди них певица Лена Валайтис или автогонщик Казим Василяускас .
- ↑ Сообщите биографию Михаэля Вика , дожившего в Калининграде до 1948 года.
- ^ Росс, Силке. «Партнерская церковь Литвы — nordkirche-weltweit.de» . www.nordkirche-weltweit.de . Архивировано из оригинала 08.10.2018 . Проверено 8 октября 2018 г.