Высокая церковь лютеранство
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( сентябрь 2022 г. ) |

Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Высокоцерковное лютеранство — это движение, которое зародилось в Европе 20-го века и делает упор на практику и доктрины богослужения, аналогичные тем, которые встречаются в римском католицизме , восточном православии и англо-католицизме . В более общем использовании этого термина он описывает общие высокие церковные характеристики лютеранства в странах Северной Европы и Балтии, таких как Швеция , Финляндия , Эстония и Латвия . В упомянутых странах, входивших когда-то в состав Шведской империи , более заметно сохранились католические традиции.
Предыстория [ править ]

Термины «высокая церковь» и «низкая церковь» исторически применялись к определенным литургическим и теологическим группам внутри англиканства. Богословские различия внутри лютеранства не были столь заметными, как различия внутри англиканской общины ; Лютеране исторически были едины в доктрине, выраженной в Книге Согласия . Однако довольно рано в лютеранстве начали развиваться полярности под влиянием реформатской традиции , что привело к так называемому « криптокальвинизму ». Движение пиетистов в 17 веке также продвинуло лютеранскую церковь дальше в направлении, которое по англиканским стандартам можно было бы считать «низкой церковью». Пиетизм и рационализм привели не только к упрощению или даже устранению некоторых церемониальных элементов, [1] например, использование облачений, [2] но и к менее частому совершению Евхаристии к концу эпохи лютеранского православия . В лютеранских церквях было очень мало иконоборчества , и церковные здания часто оставались богато обставленными. Некоторые монастыри после Реформации продолжали оставаться лютеранскими. Аббатство Локкум и аббатство Амелунгсборн в Германии имеют самые давние традиции лютеранских монастырей.
Однако в старых церковных орденах существовало много различий, которые теперь можно было описать как «высокая церковь» или «низкая церковь». Одним из наиболее католических правил является Постановление Шведской церкви 1571 года . Повестка дня церковного ордена маркграфства Бранденбурга (1540 г.) содержала необычайно богатые положения для церемониальных обычаев. [3] Наследие бранденбургского лютеранства позже проявилось в сопротивлении старых лютеран компромиссу в доктрине Реального Присутствия . Другими церковными орденами, близко следовавшими дореформационным обрядам и церемониям, были Пфальц-Нойбургский (1543 г., сохранивший евхаристическую церковь).молитва [4] ) и Австрии (1571 г., подготовлен Давидом Хитреем ). [5]
Интересный факт: Уильям Август Мюленберг , отец ритуалистического движения в Епископальной церкви в Соединённых Штатах Америки , по происхождению был лютеранином и происходил из лютеранской семьи. [6]
В Европе, после длительного влияния пиетизма , богословского рационализма и, наконец, немецкого неопротестантизма 19-го века, возникла основа для Высокой церкви 20-го века или евангелистско-католического движения. Термины «Высокая церковь» (евангелистско-католическая) и «Низкая церковь» (исповедующие евангелисты) стали использоваться для описания различий внутри лютеранской традиции. Однако эта терминология не обязательно так характерна для идентичности лютеранина, как это часто бывает для англиканина. [7]
Иногда проводится различие между лютеранством нордического стиля и лютеранством немецкого стиля , причем последнее больше подвержено влиянию пиетизма, а первое одновременно сохранило, а затем и возродило большую часть своей дореформационной литургии и практик и, следовательно, является более высокой церковью. Примерами тому являются хорошо сохранившиеся церковные интерьеры, апостольская преемственность и четкая епископская структура. название « Северные страны» Хотя используется , на самом деле оно в основном применимо к Швеции и Финляндии и в меньшей степени к Эстонии и Латвии, поскольку эти страны были частью Шведской империи и, следовательно, находились под юрисдикцией Шведской церкви . Другие страны Северной Европы, такие как Дания, Норвегия и Исландия, находились под влиянием датского правления, в котором доминировала немецкая форма. [ нужна ссылка ]
церковные Высокие движения
Корни лютеранского движения высокой церкви 20-го века лежат в неолютеранстве 19-го века , конфессиональном лютеранстве , англо-католицизме и литургическом движении . Лютеранское движение высокой церкви было гораздо менее значительным, чем, например, англо-католицизм внутри англиканской общины . Лютеранство высокой церкви часто было (особенно в скандинавских церквях) теологически ортодоксальным движением возрождения , по крайней мере, среди духовенства, с сильной экклезиологией , противостоящей идеологиям государственной церкви и « народной церкви », которые параллельны эрастианству внутри англиканской церкви. В этом отношении есть сходство с Оксфордским движением в англиканстве. Диапазон внутри Движения Высшей Церкви варьируется от умеренного до папистского. Второй Ватиканский Собор привел к прорыву в движении Высшей Церкви, которое постепенно набирает поддержку. [8]
В Северной Европе термин «Высокая церковь» часто использовался уничижительно. [9] и не обязательно когда-либо использовался пионерами движения, которые называли себя католиками Аугсбургского исповедания. Тем не менее, термин «высокая церковь» прижился, по крайней мере, в Швеции и Германии. Особенно в Северной Америке избегают термина «высокая церковь», поскольку считается, что она не воспринимает всерьез лютеранское вероисповедание и историческую традицию как евангелистско-католическую . [10] Термин «высокая церковь» также подвергался критике со стороны таких богословов, как Герман Зассе (в немецком контексте), за то, что он не интегрируется в подлинную лютеранскую традицию. Среди «низкоцерковных» либеральных протестантов , протестантов , исповедующих евангелистов или пиетистов -лютеранство евангелическое католическое лютеранство рассматривается как нарушение идеалов Реформации. [ нужна ссылка ] .
Хотя церковные власти неоднократно различными действиями пытались воспрепятствовать образованию католических приходов в рамках европейских государственных церквей , католическое движение сохранялось многими братствами , религиозными орденами и монашескими общинами . Он растет в таких странах, как Норвегия. [11]
Движения высокой церкви в некоторых случаях, особенно в Северной Европе, впали в кризис из-за проблемы рукоположения женщин . В Норвегии эта проблема привела к созданию Скандинавской католической церкви . В Германии, с другой стороны, основной проблемой было отсутствие исторического епископата и апостольской преемственности .
Тем не менее, католическое движение оказало влияние на целые церковные организации и в некоторых случаях привело к появлению либеральных выражений. Литургический акцент не всегда указывает на католическое лютеранство, потому что в Лютеранской церкви литургическое движение, помимо католического, имело влияние. Таким образом, в Европе определенный интерес к «высокой церкви» основывался на эстетике, вкусах в отношении облачений , облачений и церемоний, без какой-либо богословской аргументации или чувства исторической преемственности. Точно так же интерес к средневековым церковным зданиям может не вызывать беспокойства по поводу теологии, лежащей в основе формы богослужения, происходящего в этих зданиях.
Швеция [ править ]
Исторически в Швеции, включая бывшую шведскую провинцию Финляндию, существовала более сложная форма литургии, которая сохранила больше связей со средневековой католической традицией, чем в других странах Северной Европы. Таким образом, самое замечательное лютеранское движение высокой церкви по своему влиянию на всю церковную структуру было в Шведской церкви , находящейся под влиянием в конце 19-го и начале 20-го веков англо-католической части англиканской церкви. Первым религиозным орденом в рамках высокого церковного движения был Societas Sanctae Birgittae , который существует до сих пор. Движение интенсивно распространялось благодаря деятельности Гуннара Розендаля , автора гимнов Олова Хартмана и руководителя ретрита Яна Редина . Более тонкое высокое церковное влияние епископа Бо Гирца было примечательно, особенно среди пиетистов . Раннее движение высокой церкви привело к появлению ретритных центров, более частому служению мессы живому историко -критическому изучению Библии и .
Сильная социальная страсть католического движения внутри англиканской церкви никогда не пустила таких корней в Швеции. [12]
Рукоположение женщин в священнослужители началось в 1958 году и вызвало раскол внутри шведской высшей церковной партии. Одна ветвь с либеральными взглядами согласилась на этот шаг, а другая – нет. Позже одной из ведущих фигур высокого церковного движения стал почетный епископ Бертил Гертнер, который был против рукоположения женщин. Он был преемником Бо Гирца на посту епископа Гетеборга. Он умер в 2009 году. Его роль в движении Высокой Церкви выпала на долю почетного епископа Бьёрна Фьерштедта , бывшего епископа Висбю .
Svensk Pastoraltidskrift — традиционалистский журнал движения высокой церкви в Швеции. Ядром движения является arbetsgemenskapen Kyrklig Förnyelse (Шведский церковный союз) вместе с многочисленными религиозными обществами и некоторыми монашескими общинами, такими как монастырь Эстанбек , монастырь Алсике и сестричество Святого Франциска . Другие организации включают Фонд Св. Лаврентия , Фонд Св. Ансгара и Förbundet För Kristen Enhet , который работает над воссоединением Шведской церкви и Римско-католической церкви . Кроме того, Англиканское Братство Святого Причастия активно действует в Шведской церкви, а национальная ячейка зависит от английской юрисдикции братства.
Германия [ править ]

В Германии движение высокой церкви гораздо меньше, чем в Швеции. Из-за нескольких союзов между лютеранскими и реформатскими церквями после Прусской унии , которые привели к простому распространению кальвинистских концепций из реформатских церквей путем «осмоса», лютеранство часто принимало реформатский контекст. Высокое церковное движение внутри Евангелической церкви в Германии было гораздо менее влиятельным, чем в Швеции, и, возможно, менее интегрировано в государственную лютеранскую традицию. Тем не менее, движение активно участвует в экуменизме и литургическом движении .
Совсем иначе обстоит дело в Независимой евангелическо-лютеранской церкви в Германии. Эта церковь является конфессиональной лютеранской церковью, находящейся в полном «общении кафедры и алтаря» (полном общении) с Синодом Лютеранской церкви и Миссури . Благодаря конфессиональному лютеранскому направлению в этой Церкви существует высокое церковное движение. [13] [14]
Немецкое движение высокой церкви началось в юбилей Реформации 1917 года, вдохновленное публикацией Stimuli et Clavi , 95 тезисов Генриха Хансена . В результате в следующем году было основано Hochkirchliche Vereinigung Augsburgischen Bekenntnisses (Высший церковный союз Аугсбургского исповедания). организаций восстановленной апостольской преемственностью (в основном через Hochkirchliche St. Впоследствии возникли и других лютеранских другие высокие церковные объединения и общества, отличавшиеся от Католическое движение получило новую силу благодаря Саммлунг движению Ганса Асмуссена и Макса Лакмана . Другими ассоциациями являются Bund für evangelisch-katholische Einheit (Лига евангелически-католического единства), включая St. Jakobus-Bruderschaft ), Arbeitsgemeinschaft Kirchliche Erneuerung in der Evang.-Luth. Кирхе в Баварии (Рабочая группа по возрождению церкви в евангелическо-лютеранской церкви в Баварии), Хумилиатенорден , Братство Св. Афанасия , Высшая Апостольская Церковь Св. Ансгара , Исповедующее Братство Св. Петра и Павла , Сообщество Св. Михаила в Котбусе , Congregatio Canonicorum Sancti Augustini и некоторые религиозные общины , такие как Приорат Св. Вигберта .
Другие организации, такие как движение Бернойхен и Kirchliche Arbeit Alpirsbach, считаются частью литургического движения , хотя первое является теологически высокой церковью и сотрудничает с ассоциациями Высшей церкви и религиозными братствами.
Северная Америка [ править ]
19-го века Влияние старых лютеран , а также неолютеран (например, Чарльза Портерфилда Краута ) в Северной Америке было сильным. Миссионерская деятельность Вильгельма Лёэ из Нойендеттельзау, Бавария, Германия, во многом способствовала лютеранскому литургическому обновлению в Германии и за ее пределами. [15] Влияние Леэ можно увидеть в миграции лютеран в Австралию и Северную Америку. В Северной Америке это наблюдалось в Синоде Лютеранской церкви – Миссури и Синоде Айовы .
Евангелическо -католическое движение зародилось позже европейского движения. Его предшественниками являются Артур Карл Пипкорн , Бертольд фон Шенк и о. Артур Крейнхедер . Части Евангелическо-лютеранской церкви в Америке и Евангелическо-лютеранской церкви в Канаде имеют евангелистско-католическую направленность. Евангелическо-католические общины варьируются от теологически либеральных до консервативных. Общество Святой Троицы — крупнейшее евангелистско-католическое религиозное общество в Северной Америке. Теологически она умеренна и относительно консервативна в экуменической открытости. Наиболее богато украшенную литургию можно найти в небольших евангелическо-католических лютеранских церквях, во многих приходах Лютеранской церкви – Синоде штата Миссури, [16] [17] и во многих лютеранских семинариях всех лютеранских разновидностей по всей Северной Америке, которые проводят торжественную мессу с церемонией, аналогичной той, которая наблюдается в традиционных римско-католических и англо-католических приходах. В рамках LCMS также было основано Общество Святого Поликарпа, религиозная гильдия. [18] Наиболее важными евангелически-католическими журналами являются Lutheran Forum , издаваемый Американским лютеранским рекламным бюро (ALPB), и Pro Ecclesia , издаваемый Центром католической и евангелической теологии в сотрудничестве с ALPB.
Университет Вальпараисо , независимое лютеранское учреждение, также продолжает свою собственную евангелически-католическую традицию. Развитие этой традиции представляет собой уникальное сочетание движений внутри различных лютеранских церковных организаций. Студенты играют ключевую роль в создании этих услуг. Еще одним важным фактором, способствующим евангелически-католическим ценностям Университета Вальпараисо, является наличие ежегодного Литургического института на территории его кампуса.
Подобно некоторым ранее упомянутым немецким религиозным клерикальным братствам, в Соединенных Штатах Евангелическо-католическая церковь , а в последние годы и другие небольшие, библейски и богословски консервативные евангелически-католические лютеранские церкви, такие как Англо-лютеранская католическая церковь , Международная лютеранская церковь , Лютеранская православная церковь , Ассоциация независимых евангелическо-лютеранских церквей, Евангелическо-Марианская католическая церковь и Лютеранская епископальная община преуспели в восстановлении исторического апостольского преемства от старокатолических церквей. Кроме того, некоторые перешли от децентрализованного, демократического конгрегационалистского устройства к высокоцентрализованному епископальному устройству ; богослужение с использованием исключительно литургий Римско-католической церкви; и активно работать над видимым корпоративным воссоединением с Римско-католической церковью.
В Северной Америке лютеранское литургическое обновление также наблюдалось в таких организациях, как несуществующее Общество Св. Иакова, журнал « Невеста Христа » , журнал Gottesdienst , несуществующий журнал «Пёстрая сорока» , Общество Святой Троицы , Лютеранская литургическая молитва. Братство (под влиянием немецкого Evangelisch-Lutherische Gebetsbruderschaft ), Лютеранский миссальный проект, Общество святого Поликарпа , Общество по сохранению евангелическо-лютеранской литургии и Институт доброго пастыря при теологической семинарии Конкордия в Форт-Уэйне, штат Индиана.
21 февраля 2011 года стало известно, что католические власти Рима пригласили англо-лютеранскую католическую церковь присоединиться к католической церкви на основании положений Anglicanorum Coetibus и что ALCC официально и безоговорочно принял это приглашение. [19]
Другие страны [ править ]
Церковь Норвегии в целом пиетистична. Движение пиетизма в Норвегии (воплощенное в значительной степени хаугианским движением, поддерживаемым Хансом Нильсеном Хауге ) способствовало сокращению дистанции между мирянами и духовенством в Норвегии. Высшее церковное движение более изолировано и гораздо меньше, чем в Швеции. Его продвигали Ordo Crucis , Bønne- og arbeidsfellesskapet Kirkelig Fornyelse , Pro Ecclesia и Samråd på Kirkens Grunn .
В Датской церкви движение высокой церкви маргинально. Его продвигает Fællesskabet Kirkelig Fornyelse. Молитву ежедневного офиса продвигали Teologisk Oratorium (самым известным участником был Регин Прентер ) и Selskabet dansk Tidegærd .
Церковь Исландии и Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии также имели высокие церковные группы, и интерес был выражен как среди духовенства , так и среди мирян , хотя и в очень незначительной степени. После советской эпохи в лютеранских церквях Балтии, в том числе у архиепископа Яниса Ванагса , появился интерес к движению Высших Церквей. В Эстонской евангелическо-лютеранской церкви движение продвигает конфессиональное Общество Аугсбургского исповедания. [20]
богословие Академическое
Благодаря экуменизму евангельско-католические идеи получили более широкое признание в академическом богословии, например, недавнее экуменическое лютеранское исследование в финской школе Туомо Маннермаа начало рассматривать Мартина Лютера как католического учителя. В эту школу мысли входят также Карл Бротен и Роберт Дженсон . Римско-католический взгляд на Лютера в исследованиях изменился на положительный со времен Джозефа Лорца . В 1976 году Йозеф Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) предположил, что Аугсбургское исповедание , возможно, может быть признано католическим утверждением веры. Однако этого не произошло. [21] В евангелистско-католическом лютеранстве было меньше движения в сторону римского католицизма, чем в англо-католицизме. Из-за либерализма в лютеранских церквях некоторые известные лютеранские богословы, такие как Рихард Джон Нейгауз и Рейнхард Хюттер , стали католиками, а другие, такие как Ярослав Пеликан , присоединились к Восточной Православной Церкви .
Теология и духовность [ править ]
Целью евангелистов-католиков является восстановление литургического и конфессионального наследия лютеранства в продолжение широкой традиции, включающей англиканцев, католиков и православных. [22] Движение подчеркивает определенные элементы Церкви: догму , таинства , иерархию и рукоположенное служение, литургию и преемственность Церкви, все из которых являются традиционным лютеранским богословием, но считалось, что ими пренебрегали из-за пиетизма и эпохи Просвещения . Также делается акцент на католической концепции священства и апостольской преемственности , экуменизме и мариологии . Католическая концепция священства и преемственности Церкви отличает это движение от основного лютеранства, а экуменическая открытость в некоторой степени отличает это движение от исповедального лютеранства . Подход к богослужению также может существенно различаться в рамках конфессионального лютеранства.
По теологическому акценту Движение Высшей Церкви может варьироваться от страны к стране. Классическим манифестом программы возрождения скандинавских высоких церквей является « Kyrklig förnyelse » Гуннара Розендаля (1935). Вначале немецкое движение высокой церкви было вдохновлено 95 тезисами « Стимулы и ключи пастора Генриха Хансена » (1917).
Точно так же, как англо-католики уважали Каролину Дивинс , католики-лютеране, благодаря природе лютеранской Реформации, смогли оценить многие, в значительной степени забытые, католические учения таких реформаторов, как Мартин Лютер , Лаврентий Петри , Микаэль Агрикола , Георгий Ангальтский , Мартин Хемниц , гнезио-лютеране Герхарда , «Католическое исповедание» и т. д. По мнению бывшего католика Фридриха Хайлера , лютеранская церковь является надлежащим посредником между римским католицизмом и протестантизмом из-за ее акцента на доктрине и потому, что она сохранила католическую церковь. учение о Таинстве и его литургические традиции в более чистой форме, чем англиканская церковь в Книге общей молитвы . [23]
Евангелистско-католическая духовность характерно более теоцентрична и христоцентрична, чем духовность пиетистов, рационалистов и либерального протестантского лютеранства. В дополнение к Теологии Креста обычно делается акцент на Христе Викторе , что ясно показывает, что Пасха важнее Страстной пятницы . Теоцентризм придает важное значение истории спасения и циклу церковного года с точки зрения воплощения .
Эти стрессы создали необходимость дать евангельскую интерпретацию жертвоприношения Мессы , чтобы обеспечить более теоцентрический взгляд на Реальное присутствие . Например, в Швеции было обнаружено богословие Лаврентия Петри о жертвоприношении Мессы. [24] [25] По словам Вильгельма Лёэ , «все лютеранство содержится в Таинстве Алтаря. Здесь сосредоточены все основные доктрины христианства, особенно те, которые были выдвинуты на первый план Реформацией». [26] Таким образом, в евангельско-католической духовности Месса считается сердцем христианства, поскольку она воплощает в себе единственную, но вечно действенную жертву Христа на Голгофе .
Один из разногласий внутри высокого церковного лютеранства касается направления литургии. Некоторые следуют пониманию литургии как «дела народа», тогда как другие следуют пониманию Апологии Аугсбургского исповедания, статьи XXIV, в которой говорится, что литургия - это не жертва, а согласуется с общественным служением. Общей отличительной чертой этого расхождения является предпочтение термина « Богослужение » для литургии Святого Причастия (от Gottesdienst , Gudstjaenst , Jumalanpalvelus ) среди тех, кто рассматривает литургию как главным образом служение Христа для Церкви. Это расхождение в литургическом богословии проявляется и в спорах о евхаристических молитвах , эпиклезе, роли мирян в литургии.
Молитва Божественного служения также характерна для высокой церковной лютеранской духовности (такие требники, как «Молитвенник Братства» и «Для всех святых: Молитвенник для Церкви, используются для молитвы в канонические часы»). Исповедь как таинство является частью лютеранской традиции и не считается уникальной для «высокой церкви». Небольшое количество евангелистско-католических общин подтверждают более широкое использование Меланхтоном слова «таинство» (в «Апологии» и «Loci Communes»), считая Святое Супружество , Елеопомазание , Миропомазание и Священное Посвящение Таинствами.
Литургические практики [ править ]
Официальная литургия, основанная на западно-католической мессе с различной степенью пения , использованием органной музыки, распятий , серебряных чаш , хост и использования облачений для Святого Причастия, всегда была характерна для лютеранского богослужения. Использование хостов было важным способом выразить веру в Реальное присутствие . Возвращение еженедельной Мессы, крестного знамения , евхаристической молитвы и регулярного использования облачений во всех церквях являются результатами литургического движения , но такие вещи, как алтарники , евангельские шествия, благовония , клеветы, полная евхаристическая молитва (т. е. включая epiclesis, Христа а не просто «Слова установления ») считаются «высокой церковью». Кроме того , коленопреклонение вместе с вознесением хозяина и чаши часто рассматривается среди более протестантски настроенных лютеран как римско-католическая практика, хотя сам Мартин Лютер придерживался этой практики. [27] и они были частью раннего лютеранства. В лютеранских церквях использование алтарных колоколов во время возвышения (чтобы привлечь внимание прихожан во время произнесения слов установления) время от времени практиковалось до 18 века. [4] [28] Поклонение Святым Дарам в момент Воздвижения также является лютеранской практикой. [29] Однако, за исключением особых случаев, в обществах Шведской Высшей Церкви [30] а среди наиболее высоких церквей североамериканских лютеранских церквей, таких как Англо-лютеранская католическая церковь , благословение Святых Даров практикуется редко, даже в высших церковных кругах. В отличие от англиканской церкви, использование риз «скрипки» не рассматривается как следование римско-католической практике, поскольку они традиционно использовались в лютеранских церквях в Германии до эпохи Просвещения и в странах Северной Европы до литургического движения . Сегодня они более редки и не обязательно пользуются одобрением духовенства в странах Северной Европы из-за ассоциаций с прежней эпохой литургического упадка.
Известные личности [ править ]
Швеция
- Бо Гирц
- Бертил Гартнер
- Альберт Лизандер (священник)
- Гуннар Розендаль
- Эрик Сигельберг
- Натан Седерблом
- Ингве Брилиот
- Ингве Калин
Германия
Северная Америка
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Рудольф Рохолл: Геш. д. Протестантская церковь в Германии, стр. 300.
- ^ Правильные облачения для причастия П. Северинсена.
- ^ Фрэнк Сенн : Христианская литургия: католическая и евангелическая, Fortress Press, 1997. с. 334. ISBN 0-8006-2726-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лютеранские литургии от Мартина Лютера до Вильгельма Лёэ. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine Верноном П. Кляйнигом, Concordia Theological Quarterly, апрель 1998 г.
- ^ Фрэнк Сенн : Христианская литургия: католическая и евангелическая, Fortress Press, 1997. с. 331. ISBN 0-8006-2726-1
- ^ Мюленберг, Уильям Август - Энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога
- ^ Евангелические католики и конфессиональные евангелисты: экуменические полярности лютеранства. Архивировано 22 октября 2007 г. в Wayback Machine Джином Эдвардом Вейтом.
- ^ Народные церкви Северных стран: современная история церкви. Бьорн Райман, Гуннар Хейене, Айла Лауха. Опубликовано Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2005 г. ISBN 0-8028-2879-5 , с. 145
- ^ Высокая церковь в Швеции и Финляндии в 20 веке, автор Бенгт Ингмар Килстрём. Хельсингборг 1990, ISBN 91-7830-052-5 , с. 9
- ↑ Лютеранская церемония. Архивировано 18 сентября 2007 г. в Wayback Machine Джоном В. Бергом. Пестрая сорока, том 1, номер 2, март 2003 г.
- ^ Католическое проникновение в государственную церковь... - Mens Vi Venter, № 8, июль/август. 1994 г.
- ^ Бекселл, Олоф . Оксфордское движение, принятое в Швеции . Церковная коалиция за Библию и исповедание - Лондонская конференция 2006 г.
- ^ Видео Празднование Вечери Господней в собрании СЕЛК.
- ↑ Информация о Конгрегации в Берлине на английском языке. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Hauptgottesdienst Вильгельма Лоэ (1844) как критика Deutsche Messe Лютера. Архивировано 6 апреля 2007 г. в Wayback Machine Джоном В. Фентоном, Concordia Theological Quarterly, апрель 2000 г.
- ^ Сионская евангелическо-лютеранская церковь в Детройте
- ^ Лютеранская церковь Искупителя, Форт-Уэйн. Архивировано 27 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Общество Св. Поликарпа - Лютеранская церковь Св. Павла, Хамель, Иллинойс.
- ^ «Джуди Онлайн» .
- ^ http://www.meiekirik.ee/
- ^ Католичность Аугсбургского исповедания Эйвери Даллеса , SJ ( JSTOR , Журнал религии, Том 63, № 4, Мартин Лютер, 1483-1983. (Октябрь 1983), стр. 337-354.)
- ^ Выключить свет? Джеймс Нухтерляйн. Первые вещи (август/сентябрь 2001 г.).
- ^ Фридрих Хайлер и движение высокой церкви в Германии Бернарда Э. Меланда ( JSTOR )
- ↑ Литургия и богослужение. Архивировано 26 сентября 2006 г. на веб-сайте Wayback Machine Шведской церкви.
- ^ Католическое движение в шведской церкви Гуннара Розендала
- ↑ Виттенберг и Кентербери. Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine Джоном Стивенсоном, Concordia Theological Quarterly, апрель – июль 1984 г.
- ^ Высота (Христианская циклопедия)
- ^ Ингве Брилиот: Тайная вечеря в евангелической богослужении, 2-е издание, 1951, стр. 188.
- ^ Таинство жертвенника: Таинство восхитительно и растянуто во времени (Том Г.А. Хардт)
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2007 г. Проверено 30 ноября 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение [ править ]
- Килстрем, Б., Высокая церковь в Швеции и Финляндии в 20 веке . Хельсингборг 1990, ISBN 91-7830-052-5
- Бекселл, Олоф., Оксфордское движение, полученное в Швеции . Ежегодник истории Церкви 2006 г., ISBN 91-85582-57-3
- Розендаль, Г., Католическое движение в шведской церкви, Эванстон, 1950 г.
- Дробницкий, W: Движение высокой церкви . Религия в прошлом и настоящем (RGG), третье издание, том III, 1959 г.
- Мумм, Рейнхард: Движение высокой церкви в Германии . Настоящая богословская энциклопедия, том XV, 1986 г.
- Свидлер, Леонард Дж.: Экуменический авангард: история движения Una Sancta
- Меланд, Бернард Э.: Фридрих Хайлер и движение высокой церкви в Германии ( JSTOR )
- Нюхтерляйн, Джеймс: Выключить свет? . Первые дела (август/сентябрь 2001 г.)
- Сасс, Герман: «Братское предупреждение против опасности «высокой церкви», перевод М. К. Харрисона в книге «Одинокий путь: избранные письма и эссе» (Сент-Луис: издательство Concordia, 2002), стр. 304-305.
- Маккейн, Пол Т.: «Предупреждение о высокой церковной опасности»
- Хейзер, Джеймс Д. Стюарды тайн Божьих , Repristination Press, 2011. ISBN 978-1-891469-41-1
- Гевальд А. и Томанн Г. «Движение высшей лютеранской церкви в Германии и его литургическая работа: введение», Lulu.com, 2011. ISBN 978-1-4709-7378-0
Внешние ссылки [ править ]
- Евангелическо-лютеранские литургические общины : лютеранские общины с высокой церковностью.