Литургическая борьба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Литургическая борьба ( швед . Liturgiska striden ) — название периода с 1574 по 1593 год в Швеции, когда шла борьба по поводу исповедания веры и литургии , Шведской церкви вызванная попытками короля Иоанна III Швеции заставить шведскую церковь занять посредническую позицию между католицизмом и протестантизмом , придерживаясь только определенных доктрин и практик, которые могут быть немедленно установлены либо в Слове Божьем, либо в святоотеческих писаниях, подобно тому, что когда-то было навязано лютеранским областям в Германии во время Аугсбург Временный . Борьба началась в 1574 году, когда король ввел некоторые новые правила в литургии, которые не соответствовали лютеранской доктрине и практике, за чем последовала публикация Liturgia Svecanae Ecclesiae catholicae & ortodoxae conformia, обычно называемой «Красной книгой». [1] который вновь ввел ряд католических обычаев. Литургическая борьба завершилась лютеранским исповеданием веры на Упсальском синоде в 1593 году.
Фон
[ редактировать ]Подобная идея уже появлялась за рубежом, и ее наиболее видным сторонником был голландский богослов Джордж Кассандр (ум. 1566). Иоанн III в ходе своих богословских исследований во время своего заключения в Грипсхольме (1563–1567) познакомился с той же линией мышления, и в лице своего секретаря Петруса Фехта он имел хорошего помощника в усилиях по восстановлению «апостольской и католической веры». ранней церкви».
Началось с того, что на риксдаге 1574 г. король, несмотря на возражения, установил ряд мелких правил поведения, касающихся службы. В 1575 году он добился принятия главой церкви «нового постановления» (Nova Ordinantia), которое в некоторых пунктах противоречило чистому лютеранству. Богословам из Уппсалы было дано особое заявление по поводу этого постановления: они считали, что оно содержит одобренное Церковью учение, «понимается только право» и что предписанные в нем обряды вполне могут быть приняты, «если только это не вызовет противодействия». В том же году Хартия была условно одобрена собравшимися священниками, а епископы Линчёпинга и Вестероса были рукоположены в свои сан.
В 1576 году раскол вспыхнул полностью, поскольку в начале того же года король напечатал и распространил новый порядок богослужения, который назывался Liturgia Suecanæ Ecclesiæ catholicæ & orthodoxæ conformis . Из-за цвета печатных экземпляров ее назвали Красной книгой . Он написал ее вместе с Фехтом. (Название книги и ее предприятие, а также правила для священника, аннотации и примечания были написаны на латыни, но сама литургия была написана и на латыни, и на шведском языке.) Этот порядок службы отличался от другого, менее церемониального шведского. порядок уже использовался и принял часть содержания Тридентской мессы , включая использование крестного знамения . Однако некоторые аспекты, которые считались оскорбительными для протестантских глаз, были удалены. Борьба велась главным образом из-за этого порядка службы; отсюда даже само название борьбы. Борьба была особенно значимой в 1576–1580 годах из-за переговоров Иоанна III о том, как подойти к Римско-католической церкви.
Сопротивление
[ редактировать ]Первое сопротивление «новому постановлению» и литургии исходило от брата герцога Карла IX . С самого начала он заявил, что намерен сохранить церковное использование, введенное во времена Густава Васы . Позже, в сентябре 1576 года, жители герцогства также заявили о своем желании придерживаться старой лютеранской литургии. В то же время в столице стало ощущаться беспокойство. Стокгольмский викарий Олаус Петри Медельпадиус, директор городской школы Авраамус Андреа Ангерманнус и два капеллана были обязаны соблюдать новый порядок 7 сентября. Когда они не только не выполнили этого, но и дали письменный протест против литургии. Олаус Петри был переведен на должность проповедника в Уппсалу, а Авраамус - на должность проповедника в Эрегрунд, оба находились под особым надзором архиепископа. Капеллан Петер Эрикссон бежал к герцогу Карлу за защитой, но другому капеллану пришлось остаться в Стокгольме из-за старости.
Битва становится жестче
[ редактировать ]На Рождество 1576 года битва разгорелась в Уппсале, где архиепископ Лаврентий запретил новому проповеднику и профессору Петру Ионе (известному своими пламенными проповедями) практиковать священство. В январе 1577 года Петер Ионаэ и его брат Олаус Лут были вызваны королем в Стокгольм. Состоялись религиозные переговоры, в которых иезуит Лаврентий Норвегус («Клостерласс») отстаивал необходимость новой литургии. Но эти двое продолжили свои протесты, и судья Вестероса Саломон Биргери был вынужден поддержать литургию. Его направили служить в Стокгольм, и он присоединился к сопротивлению. Однако король вел переговоры в деревнях о признании литургии.
Когда в Стокгольме было объявлено о созыве парламента для обсуждения этого вопроса, профессоров Уппсалы увезли под стражу в Свартсьё. Саломо Биргери, Олаус Петри и Авраамус Ангерманнус (который позже оказался равнодушным) были отправлены на ферму в Херинге, Сёдерторн. На собрании станций мирские позиции сразу оставили свое одобрение новому порядку богослужения 11 февраля. Духовенство же подписало свое согласие только через пять дней, после упорного сопротивления со стороны линчепингского епископа Мартинуса Олаи. Гестриций. Он согласился, но включил ссылку на заявление, которого требовал конфликт из-за спорной книги. Впоследствии заключенные были выздоровели, но теперь их не удалось добиться ремиссии. Затем двум профессорам пришлось вернуться в Уппсалу; Авраамус Ангерманн был отправлен викарием в Салтвик на Аландских островах , а Олаус Петри был вынужден поселиться на ферме в Рослагене . Саломо Биргери еще некоторое время находился под стражей, но затем вернулся на свою позицию в Вестеросе.
Однако, несмотря на принудительное решение, в Вестергётланде не было замечено значительного энтузиазма по поводу фактического введения литургии. Кроме того, новый порядок службы оказался под вопросом в Линчепингской епархии епископа Мартина и в Стренгнесской епархии, где воля герцога Карла имела решающее значение. Тот факт, что иезуиты прибыли в Швецию и публично поддержали литургию, побудил многих, кто ранее поддерживал, выступить против новой программы. Это казалось зловещим, и даже архиепископ Лаврентий Петри (умер 12 февраля 1579 г.) в последний год своей жизни выступил против нового порядка служения.
Борьба продолжается
[ редактировать ]Поскольку к 1580 году была потеряна последняя надежда на соглашение с папой, король Иоанн стал более жестоким в попытках навязать свою волю, в то время как герцог Карл снова начал открыто игнорировать ее. Король приказал своим приставам удерживать доходы священников, отказавшихся присутствовать на новой литургии. Епископ Мартинус в Линчёпинге был уволен, но викарием в Нючёпинге его назначил герцог Карл, который одновременно назначил и свергнутого священнослужителя в Вадстене . Йеспера Марси он назначил суперинтендантом Вермланда, Вадсбо и Валлы. Петрус Ионаэ был брошен в тюрьму в 1581 году, а Авраам Ангерманнус , который некоторое время уже содержался в плену в замке Турку, снова оказался под угрозой тюремного заключения, но обоим удалось бежать к герцогу. В риксдаге в Стокгольме в 1582 году священники угодили Иоанну III, поддержав новый порядок богослужения, и заявили о своем добровольном согласии на введение литургии во всех приходах королевства. В 1583 году все епископы королевства, кроме епископа в Стренгнесе, собрались по указу архиепископа Андреаса Лаурентия Бьёрнрама и затем взяли на себя обязательство полностью реализовать новый порядок служения.
Конец битвы
[ редактировать ]Герцог Карл после смерти Мартинуса Олай в 1585 году выбрал Петруса Йона Хельсингуса (1586 г.) епископом епархии Стренгнес. В мае того же года он опубликовал статьи Эребру, в которых подчеркивал, что потребуются только те церемонии, которые были одобрены духовенством в Уппсале в 1572 году. При примирении между королем и герцогом, подтвержденном в Вадстене в 1587 году, религиозный вопрос был передан на рассмотрение будущего церковного собрания; Но уже в том же году духовенство епархии Карла Стренгнеса объявило новую литургию ненужной и вредной. Этому заявлению поддержало другое духовенство герцогства. С помощью Авраама Ангерманна отказ герцога оказался сильнее, чем любимые королем труды четырех немецких теологических факультетов.
Джон разгневался и опубликовал открытое враждебное письмо, направленное против духовенства герцогства в 1588 году. Королю также удалось убедить священников в некоторых других частях страны отказаться от всякого общения с епископством герцогства; но, с другой стороны, напоминания о предполагаемом церковном собрании поступали с нескольких сторон, и в 1589 году Собор также просил созвать такое собрание. В том же году Эрикус Якоби Скиннерус арестовал трех учителей общежития в Стокгольме: Николауса Олай Ботниенсиса , Петруса Кенициуса , Эрикуса Олай Шеппераса и других. Но во время болезни, предшествовавшей смерти короля в 1592 году, его рассудок облегчился, и когда духовенство попросило свободу от следования новой литургии для герцогской епархии, Иоанн III не захотел властвовать над ними. В 1593 году вся битва завершилась на Уппсальском Синоде , где было принято лютеранское исповедание веры и отвергнута красная книга с утверждением Церковного Указа 1571 года.
Шведская церковь не была похожа на Англиканскую церковь, где монарх имел верховную власть. Скорее, решение синода епископов должно было соблюдаться любым новым королем как необходимое условие коронации. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Нордическая семейная книга, Литургическая битва, 1912 г.