Jump to content

Вернер Элерт

Вернер Элерт
Рожденный
Вернер Август Фридрих Иммануэль Элерт

19 августа 1885 г.
Умер 21 ноября 1954 г. ( 1954-11-22 ) (69 лет)
Национальность немецкий
Род занятий Лютеранский богослов и профессор

Вернер Август Фридрих Иммануил Элерт (19 августа 1885 — 21 ноября 1954) был немецким лютеранским богословом и профессором церковной истории и систематического богословия в Университете Эрланген-Нюрнберг . Его труды в области христианской догматики, этики и истории оказали большое влияние на современное христианство в целом и современное лютеранство в частности.

Биография [ править ]

Элерт родился 19 августа 1885 года в городке Хельдрунген в прусской провинции Саксония (современная Тюрингия ), но вырос на севере Германии. [1] Семья Элерт родом из Рарфина в Померании, недалеко от Кольберга на Балтийском море . [2] Они принадлежали к «старым лютеранам», отвергшим Прусский союз церквей 1817 года . Родителями Элерта были Август Элерт и Фридерика, урожденная Граф Элерт. [3] После посещения Королевской гимназии в Харбурге и гимназии в Хузуме он изучал теологию, философию, историю, немецкую литературу, психологию и право в Бреслау , Эрлангене и Лейпциге . [4] Он получил докторскую степень по философии и теологии в Эрлангене. [5]

После недолгой работы наставником в Ливонии , он служил пастором с 1912 по 1919 год в Зеефельде , Померания . [6] Во время Первой мировой войны он служил военным капелланом на нескольких фронтах. [7]

В 1919 году Элерт стал директором Старо-лютеранской духовной семинарии в Бреслау. [8] В 1923 году он был назначен заведующим кафедрой истории церкви в Эрлангенском университете Фридриха-Александра (ныне Эрланген-Нюрнбергский университет). После смерти Филиппа Бахмана в 1932 году он был назначен заведующим кафедрой систематического богословия. [9] В 1926/27 учебном году он был избран ректором университета, а в 1928/29 и 1935/43 годах занимал должность декана богословского факультета. [10] На протяжении своих лет в Эрлангене он был активным членом Евангелическо-лютеранской церкви в Баварии . [11] Элерт часто участвовал в экуменических собраниях, включая первую Всемирную лютеранскую конференцию (где он выступил с докладом) и Вторую ассамблею Всемирной лютеранской федерации в 1952 году. [12] В 1927 году он выступил с речью («Призыв к единству») на Лозаннской конференции, первом собрании экуменического движения «Вера и порядок». [13]

Элерт вышел на пенсию в 1953 году. Он умер в Эрлангене 21 ноября 1954 года на 70-м году жизни из-за осложнений, вызванных раком желудка. [14]

В 1912 году Элерт женился на Аннемари (урожденной Фробосс, р. 1892), дочери церковного чиновника Георга Фробесса . У них было трое детей: два сына, оба погибли на Восточном фронте во время Второй мировой войны , и одна дочь, которая позже вышла замуж за лютеранского пастора. [15] Дом Элерт в Эрлангене (Гинденбургштрассе, 44) сейчас является учебным центром для студентов-теологов («Werner-Elert-House»), принадлежащим Евангелическо-лютеранской церкви в Баварии. [16]

Богословская работа [ править ]

Научную жизнь Элерта можно разделить на пять периодов. [17] В первый из этих периодов (1910–21) он посвятил себя философии истории и защите христианской веры перед современной философией и теологией. Во второй период (1922–32) он работал над двухтомным исследованием лютеранства. Третий период (1932–40), совпавший с режимом Адольфа Гитлера , был посвящен вопросам догматики и вопросам церкви и государства. Четвертый период (1940–49) ознаменовался изучением лютеранской этики. В последний период своей жизни (1950–54) он работал над вопросами истории христианской догмы, особенно касающимися восточно-православной христологии и евхаристического общения.

Его первая крупная работа, Der Kampf um das Christentum («Борьба за христианство»), опубликованная в 1921 году, предлагает критику синтеза, сложившегося в девятнадцатом веке между либеральным протестантским богословием (особенно под влиянием Иммануила Канта , Георга Гегеля и Фридрих Шлейермахер ) и современная немецкая «культура» ( Kultur ). Таким образом, книга дает критический взгляд на этих мыслителей, а также на многих других. [18] По мнению Элерта, современное богословие должно вернуться к независимой позиции, сохраняя критическую дистанцию ​​от всех влияний, чуждых библейскому свидетельству об Иисусе Христе. Элерт был убежден, что современная западная культура находится в состоянии упадка (ср. Освальд Шпенглер ) и находится под судом Божьим. Конечным результатом любой попытки сохранить синтез христианской теологии и современной культуры «станет смерть первой». [19] «Только когда христианство на мгновение снова станет совершенно отдельным, т. е. полностью свободным от нынешней «культуры», оно продемонстрирует свою способность производить новое, что оно делало не раз в своей истории». [20] Христианское богословие будет процветать только тогда, когда оно сохранит свой «диастаз» от современности. [21] Если христианство не выпутается «из загнивающей культуры», оно будет «затянуто в водоворот». [22] Следуя более ранним богословам эрлангенской традиции (например, Ф. Х. Р. Франку , Людвигу Ихмельсу ), Элерт подчеркивал важность понимания связи между историческим библейским свидетельством о Христе и непосредственностью и «уверенностью» веры отдельного христианина в Бога через Евангелие. [23]

Призыв Элерта к «диастазу» христианства от современной мысли также повлиял на некоторые из его более поздних работ. Например, в своей «Морфологии лютеранства » (структура лютеранства) он предполагал конфессиональный «динамизм» лютеранства, «который, как основной структурный факт, придается самим историческим изменениям». [24] В своей последней, незаконченной работе по христологии Теодора Фаранского Элерт выдвинул на первый план связь между догматом древней церкви и библейским образом Христа, чтобы показать, вопреки тезису Адольфа фон Гарнака , что христианская догматика не является иностранное вторжение греческой метафизики в первоначальное Евангелие, а, скорее, необходимая «данность», основанная на Евангелии и литургическом свидетельстве о Христе. [25]

Второй период научной деятельности Элерта начался с исследования и написания краткого очерка лютеранского учения. [26] Через два года после публикации первого издания это небольшое упражнение по лютеранскому систематическому богословию было переработано и расширено. [27] Первая часть книги («Борьба с Богом») описывает человеческий опыт свободы и судьбы [ Schicksal ], в котором последняя концепция относится к «продукту всех факторов, которые формируют нашу жизнь, кроме воли к тому, чтобы быть». бесплатно". [28] Здесь Элерт подчеркивает фундаментальное противостояние между Богом и человечеством, которое переживается человеком как ограничение своего знания, как осознание своей моральной несостоятельности перед Богом (своей вины) и страх смерти. [29] Первая часть книги завершается подведением итогов библейского учения о законе Божием, скрытом Боге ( deus absconditus ) и Божьем гневе против греха. Часть вторая («Примирение») излагает христианское учение о благой вести об Иисусе Христе, Искупителе. Хотя закон Божий переживается всеми людьми, даже помимо христианской вести, Евангелие принимается, когда мы слушаем библейское обещание Божьего прощения во Христе и доверяем ему с верой. [30] Часть третья («Свобода») предлагает краткое описание лютеранской этики, в которой прощенный грешник проживает свою «новую жизнь во Христе» в ответственной свободе в рамках различных «порядков» творения (т. е. в своей семье, в гражданское общество, через искусство/культуру, через знания и образование, а также в бизнесе). [31]

В этот период также была написана самая важная и влиятельная работа Элерта: его двухтомное 1000-страничное исследование «структуры лютеранства». [32] В первом томе представлен исторический путь ключевых лютеранских учений, центральным из которых является правильное различие между законом и Евангелием. Элерт назвал эту центральную тему « евангельским анзацем », «отправной точкой Евангелия» или «точкой входа Евангелия». [33] Он также назвал это «конфессиональной константой», которую он нашел «эффективной» во всех исторических изменениях лютеранства, константой, «которая действует за пределами индивидуальных связей и, как доминирующая сила, либо определяет, либо помогает определить результат. " [34] Прослеживая эту историческую динамику, он пришел к выводу, что « евангелистский анзац » был самым сильным в богословии Лютера, получил должное развитие в Аугсбургском исповедании и его апологии , был частично усилен, а частично ослаблен в трудах Филиппа Меланхтона , частично обновлен и частично искажено в «Формуле согласия» и существенно искажено в периоды лютеранского православия , пиетизма и рационализма . [35] Второй том следует той же исторической траектории с шестнадцатого века до начала двадцатого века, но на этот раз Элерт фокусируется на социальных учениях и социальных последствиях лютеранства.

В 1930-е годы Элерт работал над разработкой принципов современного лютеранского систематического изложения христианского учения. Эта работа, начавшаяся с его вступления на кафедру систематического богословия в Эрлангене в 1932 году, завершилась публикацией его 700-страничного труда «Христианская догматика» в 1940 году. [36] Его коллега Пауль Альтхаус считал эту книгу «первым великим противоречием... теологии Карла Барта с лютеранской стороны». [37] Цель догматики, по мнению Элерта, состоит в том, чтобы найти в нормативном содержании библейского провозглашения тот момент, в котором оно «наиболее непосредственно сталкивает современных людей с реальностью своего предмета», и предотвратить недоразумения. [38] Различие между законом и Евангелием является организующим принципом всей работы. [39] Этот принцип был решающим вопросом в критике Элертом теологии Барта и Барменской декларации . [40] По мнению Элерта, последнему не хватает правильного понимания откровения закона Божьего. [41] В то время как в Барменской декларации говорится, что «Иисус Христос… есть единственное Слово Божье, которое мы должны услышать и которому мы должны доверять и повиноваться в жизни и в смерти», Элерт подчеркнул, что Бог всегда обращается к каждому человеку в двух словах. , закон и Евангелие, и что эти два слова качественно отличаются друг от друга. [42] В отличие от эссе Барта «Евангелие и закон» [43] Элерт утверждал, что мы должны сначала понять, что мы стоим под законом Божьим, прежде чем мы сможем правильно слышать Евангелие и доверять ему, однако нигде «в тезисах Бармена нет ни слова о законе Божьем. Закон Божий игнорируется — вряд ли можно выразить его иначе. " [44]

Через год после того, как Элерт написал свое эссе на тему «Закон и Евангелие», он опубликовал последнюю из своих больших книг — Das christliche Ethos («Христианский этос»). Эта 595-страничная книга, которая также руководствуется реальной диалектикой между законом и Евангелием, описывает «этос» согласно Божьему закону (посредством которого Бог переживается и раскрывается как творец, хранитель и судья) и «этос» под Божьей благодатью. (при этом вера верит, что Бог примирил грешника через Христа). Каждый «этос» является результатом совершенно разных приговоров, которые Бог выносит «под законом» и «под благодатью». [45] Таким образом, христианская этика «должна подходить к своему предмету» исходя из этих двух различных приговоров Бога. [46]

В последние годы своей жизни Элерт обратил свое внимание на вопросы истории догмы, особенно в области христологии и евхаристического общения. Вопреки тенденциям ранней церкви понимать христологию в терминах неоплатонического дуализма конечного и бесконечного и концепции Христа как политического царя, «Элерт выступал за отказ от догмы о Христе и ее противоречий к изображение Христа, найденное в четырех Евангелиях». [47]

Элерта с национал-социализмом и параграфом Отношения арийским

До 1933 года Элерт был конституционным монархистом. [48] «Я был воспитан в страхе Божием, бережливости и утверждении государства». [49] Хотя он никогда не был членом нацистской партии, он поддерживал возвышение Гитлера. [50] Эта поддержка имела место после отречения кайзера Вильгельма II и ввиду социального, политического и экономического кризиса веймарской эпохи. 11 июня 1934 года он подписал «Ансбахский совет», в котором содержалась клятва повиновения вождю. [51] Однако вскоре Элерт вышел из группы, подготовившей этот документ, поскольку группа стала ассоциироваться с программой « немецких христиан », которые стремились изменить Евангелическую церковь в Германии, чтобы она соответствовала нацистским идеалам. [52] В сентябре 1933 года Элерт и его коллега Пауль Альтхаус опубликовали свое мнение об «арийском параграфе» . [53] Согласно этому мнению, Евангелическая церковь в Германии на данный момент должна подчиняться правительству и ограничить свои должности неевреями, хотя христиане еврейского происхождения остаются полноправными членами церкви из-за своего крещения. [54] Поддерживая правительственный закон, Элерт и Альтхаус все же высказали предостережение: «Это оскорбляет природу служения, рукоположения и пастырского призвания, если церковь, как правило, увольняет со своего служения все духовенство еврейского или наполовину еврейского происхождения. - Еврейского происхождения, которые проявили себя в своем служении исключительно благодаря своему происхождению. Не... чтобы их пребывание в пастырском служении, а, скорее, их увольнение, требует от случая к случаю особого повода». [55] Хотя Элерт выражал свои сомнения по поводу нацистского режима в частном порядке, он продолжал, будучи государственным служащим, делать вид, что публично поддерживает режим во время своего пребывания на посту декана. [56] «Хотя он активно боролся против проникновения нацизма и « Немецких христиан » на богословский факультет Эрлангена, «он хранил молчание перед лицом других антисемитских действий со стороны нацистов. Хотя в частном порядке он, возможно, критиковал Гитлера». Его понимание и применение 13-й главы Послания к Римлянам и 1-й главы 1-й главы Петра 2, а также его понимание порядков творения не позволяли ему открыто критиковать «режим». [57] В конце концов, в 1943 году нацисты отстранили его от должности декана богословского факультета, когда поняли, что он действовал вопреки политике нацистов. [58] Например, будучи деканом, он держал теологический факультет свободным от членов нацистской партии и «немецких христиан» ( Deutsche Christen ) и, «с большим личным риском» по отношению к гестапо, помогал прикрывать не менее сорока студентов, которых должны были исключить из университета из-за их еврейского происхождения или политических взглядов. [59] После двух расследований, проведенных американскими военными в 1945 и 1946 годах, Элерту и его коллегам по богословскому факультету было официально разрешено возобновить преподавательскую и научную работу. [60] В отчете, который Элерт подготовил незадолго до августа 1946 года, он объяснил свою позицию по национал-социализму. [61] Ближе к концу этого отчета он заявил: «Мне пришлось заплатить кровью моих сыновей за кровавую вину, которую Гитлер и его люди навлекли на весь наш народ. Мне не нужно говорить, что я думаю о войне. преступники, я убежден, что вместе с нацистской идеологией в нашем народе должен быть искоренен и весь дух милитаризма». [62] После войны Элерт присоединился к либерально-демократической политической партии. [63]

Основные сочинения [ править ]

Полный список произведений Элерта см. в библиографии в конце сборника эссе, посвященных его жизни и работе. [64]

  • главным образом на Востоке в ранней церкви , Евхаристия и церковное общение (Берлин: Lutherisches Verlagshaus, 1954): перевод доктора. Норман Э. Нагель: Вернер Элерт, Евхаристия и церковное общение в первые четыре века , Норман Э. Нагель, пер. (Сент-Луис: CPH, 1966).
  • христологии ранней церкви: исследование Теодора Фаранского и его времен как введение в раннюю историю догмы (Берлин: Lutherisches Verlagshaus, 1957): отредактировано и опубликовано посмертно. Итоги
  • Христианский этос Тюбинген ( : Furche-Verlag, 1949): перевод Карла Дж. Шиндлера: Вернер Элерт, Христианский этос , Карл Дж. Шиндлер, пер. (Филадельфия: Fortress Press, 1957).
  • Der christliche Glaube [ Христианская вера ] (Гамбург: Furche-Verlag, 1940; 2-е изд., 1941; 3-е изд., 1955, переиздание, 1988): главы о Вечере Господней и Последних делах были опубликованы в виде монографий в «Серия современной теологии»: Вернер Элерт, Вечеря Господня сегодня , Мартин Бертрам и Рудольф Ф. Норден, пер. (Сент-Луис: CPH, 1973) и Вернер Элерт, Последние вещи , Мартин Бертрам и Рудольф Ф. Норден, пер., (Сент-Луис: CPH, 1974). Остальная часть работы была переведена Мартином Бертрамом и Уолтером Р. Бауманом в 1974 году, но так и осталась неопубликованной.
  • Суд и благодать, закон и Евангелие: Вернер Элерт как проповедник между 1910 и 1950 годами , изд. Нильс-Петер Моритцен (Эрланген: Мартин-Лютер-Верлаг, 2012. Эта книга представляет собой сборник проповедей Элерта).
  • «Закон и Евангелие» между благодатью и позором: вариации на тему «Закон и Евангелие» . Мюнхен: Ассоциация евангелической прессы Баварии, 1948: перевод Эдварда Х. Шредера как «Закон и Евангелие» . Книги Facet: Серия «Социальная этика» — 16. Филадельфия: Fortress Press, 1967.
  • Борьба за христианство. История отношений между евангелическим христианством в Германии и общей мыслью со времен Шлейермахера и Гегеля [ Борьба за христианство: История отношений между евангелическим христианством в Германии и общей мыслью со времен Шлейермахера и Гегеля ] (Мюнхен, 1921).
  • Морфология лютеранства [ Структура лютеранства ] (Мюнхен: CH Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1931–32):
    • Том 1: Theologie und Weltanschauung des Luthertums hauptsächlich im 16. und 17. Jahrhundert [ Богословие и мировоззрение лютеранства, главным образом в 16 и 17 веках ]: перевод Уолтера А. Хансена: Вернер Элерт, Структура лютеранства: теология и философия жизни лютеранства, особенно в шестнадцатом и семнадцатом веках , пер. Уолтер Р. Хансен; предисловие Ярослава Пеликана (Сент-Луис: CPH, 1962).
    • Том 2: Soziallehren und Sozialwirkungen des Luthertums [ Социальная доктрина и социальные последствия лютеранства ] (Этот второй том не был переведен на английский язык.)
  • «Философия истории Рудольфа Рохолля», первая докторская диссертация на философском факультете Университета Фридриха-Александра (Эрланген и Лейпциг, 1910).

Библиография [ править ]

  • Иоахим Байер, ранняя апологетическая работа Вернера Элерта (Берлин: de Gruyter, 2007)
  • Мэтью Л. Беккер, «Вернер Элерт (1885–1954)» в книге «Лютеранские богословы двадцатого века» , изд. Марк Маттес (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2015), 93–135.
  • Карлманн Бейшлаг, Теология Эрлангера (Эрланген: Мартин-Лютер Верлаг, 1993)
  • Фридрих Дюнсинг, Закон как суд: лютеранская категория в теологии Вернера Элерта и Фридриха Гогартена (Мюнхен: Chr. Kaiser Verlag, 1970)
  • Лоуэлл К. Грин, Эрлангенская богословская школа (Форт-Уэйн, Индиана: Лютеранское наследие, 2010)
  • Томас Кауфманн, «Вернер Элерт как церковный историк», Journal for Theology and Church 93 (1996), 193–242.
  • Рудольф Келлер и Михаэль Рот, ред., « Переговоры с людьми о содержании Евангелия: значение богословия Вернера Элерта для настоящего времени» , 2d. изд. (Эрланген: Мартин-Лютер-Верлаг, 2006).
  • Уолтер Спарн, «Вернер Элерт», в книге «Профили лютеранства: биографии 20-го века» , изд. Вальтер Дитер Хаушильд (Гютерсло: Güterslohverlagshaus, 1998), 159–83.
  • Рональд Тиманн, «Конфликт точек зрения: дебаты между Карлом Бартом и Вернером Элертом», доктор философии. дисс. (Йельский университет, 1976 г.)

Внешние ссылки [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. О его ранних годах см. запись Элерта в «Золотой книге» Эрлангенского университета (5 января 1927 г.), резюмированную Кауфманном, 236–238. См. также Спарн, 159 и далее, и Келлер и Рот, 9–10.
  2. ^ Грин, 231.
  3. ^ Элерт, Философия истории Рудольфа Рохолля , 139.
  4. ^ Беккер, 97.
  5. ^ Беккер, 97–98.
  6. ^ Беккер, 98.
  7. ^ Бейшлаг, 152.
  8. ^ Беккер, 98.
  9. ^ Келлер и Рот, 11.
  10. ^ Беккер, 100.
  11. ^ Рудольф Келлер, «Воспоминания о Вернере Элерте», Журнал Мартина Лютера Бунда 26 (1979), 9–26; см. Грин, 235.
  12. ^ Беккер, 99.
  13. ^ Беккер, 100.
  14. ^ Грин, 261-62.
  15. ^ Келлер и Рот, 11.
  16. ^ Грин, 263.
  17. ^ Беккер, 101.
  18. ^ После публикации этой книги Элерту была присвоена степень почетного доктора Университета Грайфсвальда. См. Беккер, 102.
  19. ^ Элерт, Борьба за христианство , 3.
  20. ^ Элерт, Der Kampf , 490, в переводе Беккера, 103.
  21. ^ Элерт, Борьба , 3.
  22. ^ Элерт, Борьба , 489.
  23. ^ Келлер и Рот, 16 лет; Беккер, 103.
  24. ^ Кауфман, 216.
  25. ^ Элерт, Итоги христологии ранней церкви , 12–24.
  26. ^ Элерт, Краткое описание учения лютеранства (Мюнхен: Бек, 1924).
  27. ^ Грин, 235.
  28. ^ Элерт, Доктрина лютеранства , 2-е изд., 4.
  29. ^ Беккер, 105.
  30. ^ Элерт, Доктрина лютеранства , 40.
  31. ^ Элерт, Доктрина лютеранства , 82f.
  32. ^ См. Грин, 235; Беккер, 106.
  33. ^ Беккер, 106.
  34. ^ Элерт, Структура лютеранства , 1.5.
  35. ^ Беккер, 107.
  36. ^ Беккер, 110.
  37. ^ Альтхаус, «Богословские труды Вернера Элерта», в память о Д. Вернере Элерте , «406.
  38. ^ Элерт, Христианская вера , 3-е изд., 30; ср. Беккер, 118; и Майкл Рот, «Герменевт настоящего? Попытка Вернера Элерта вести переговоры с современным человеком», в книге «Келлер и Рот», 155f.
  39. ^ Беккер, 119
  40. ^ Беккер, 113.
  41. ^ Тиманн, 52, 54, 58.
  42. ^ Келлер и Рот, 13 лет; Беккер, 113–114.
  43. ^ Карл Барт, «Евангелие и закон», в журнале Community, State and Church (Нью-Йорк: Doubleday, 1960), 71–100.
  44. ^ Элерт, Закон и Евангелие , 4.
  45. ^ Беккер, 121.
  46. ^ Элерт, Христианский этос , 15.
  47. ^ Грин, 237.
  48. ^ Беккер, 110.
  49. Элерт, «Lebensbeschreibung» [биография], в архивах теологического факультета Эрлангенского университета, цитируется Грином, 232.
  50. ^ Грин, 241; Беккер, 110.
  51. ^ Беккер, 113.
  52. ^ См. Бейшлаг, 170; Клаус Шолдер, Церкви и Третий Рейх , 2 тт. (Филадельфия: Крепость, 1988), 2.252.
  53. ^ Пауль Альтхаус и Вернер Элерт, «Богословские отчеты о допуске христиан еврейского происхождения в офисы Немецкой протестантской церкви», Junge Kirche 1 (1933), 271–74.
  54. ^ Альтхаус и Элерт, «Богословские отчеты», 273–74; ср. Беккер, 111.
  55. ^ Альтхаус и Элерт, «Theologische Gutachten», в переводе и цитировании Грина, 248.
  56. ^ Грин, 241-42.
  57. ^ Беккер, 116.
  58. ^ см . Отчет Элерта за август 1945 г. о его длительном деканстве (1935–1943) Паулю Альтхаусу, в Бейшлаге, 266–67; См. Грин, 238, 241, и Беккер, 111–12.
  59. ^ Бейшлаг, 161; ср. «Отчет» Элерта Альтхаусу за август 1945 г., в Бейшлаге, 279–80; ср. Беккер, 116; Грин, 241.
  60. ^ Грин, 233.
  61. ^ Вернер Элерт, «Профессор Д. Доктор Элерт о своей позиции в отношении национал-социализма», Архив теологического факультета Эрлангенского университета, ср. Грин, 239.
  62. ^ Элерт, «Профессор Д. Доктор Элерт о своей позиции в отношении национал-социализма», как переведено и цитировано Грином, 245.
  63. ^ Вольфганг Триллхаас, «Консервативная теология и современный мир: вспоминая Вернера Элерта», Ежегодник Ассоциации Мартина Лютера 33 (1986), 44.
  64. ^ Памятное издание Д. Вернера Элерта. Вклад в историческое и систематическое богословие , изд. Фридрих Хюбнер и др. (Берлин: Lutherisches Verlagshaus, 1955), 411–424.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92ca05965b5ecfa75711bf3cff165869__1679558340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/69/92ca05965b5ecfa75711bf3cff165869.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Werner Elert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)