Готлиб Кристоф Адольф фон Харлесс
Готлиб Кристоф Адольф фон Харлесс (нем. фон Харлесс ; 21 ноября 1806 — 5 сентября 1879) — немецкий лютеранский богослов.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился 21 ноября 1806 года в Нюрнберге . В юности он интересовался музыкой и поэзией, его привлекала античная и немецкая классическая литература, особенно Жан-Поль . Он был равнодушен к христианству. В 1823 году он поступил в Эрлангенский университет , изучая сначала филологию , затем право; но в конце концов он попробовал теологию. Учителем, оказавшим на него особое влияние, был Георг Бенедикт Винер . [1]
Харлесс хотел понять причины важности христианской религии в жизни людей и мировой истории. Сначала он думал, что философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля приспособлена к решению этой проблемы. Позднее его привела к философии Баруха Спинозы , в системе которого он искал корни философии Гегеля и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга . В 1826 году он переехал в Университет Галле , привлеченный Фридрихом Толуком . Он задумал план изучения литературы античных философов и богословов. Дальнейший импульс Харлесс получил от изучения « Блеза Паскаля » Мыслей , но примерно в это же время у него случился кризис совести; он обратился к исповедальным сочинениям лютеранской церкви и нашел их содержание соответствующими опыту его веры. Для него главной достопримечательностью лютеранского исповедания была доктрина оправдания , которая стала центральным пунктом его богословия. [1]
В 1828 году Харлесс вернулся из Галле в Эрланген в качестве приват-доцента богословия, а три года спустя стал профессором Нового Завета толкования . Своей более поздней консервативной тенденцией богословский факультет в Эрлангене был обязан главным образом Харлессу. В 1836 году он стал ординарным профессором и в этом качестве также читал лекции по христианской этике, теологической энциклопедии и методологии. В 1836 году он стал проповедником университета. Он отклонил звонки в Росток, Берлин, Дерпт и Цюрих. В 1840 году он был назначен делегатом Палаты штатов в Мюнхене для защиты правлютеранской церкви против мер служения. Харлесс завоевал популярность, защищая интересы своей церкви, но оппозиционной партии удалось отстранить его в 1845 году в Байрейт на должность второго советника консистории . Однако в том же году он был назначен профессором богословия в Лейпциге , где впервые читал лекции по догматике. Через два года он был назначен проповедником в церкви Св. Николая в дополнение к своим обязанностям профессора. [1]
В 1850 году он переехал в Дрезден в качестве придворного проповедника, отчетного советника министерства народного просвещения и вице-президента государственной консистории, но два года спустя был вызван королем Баварии Максимилианом II, чтобы вернуться в родное государство в качестве президента высшая консистория. Здесь Вильгельм Лёэ и его сторонники выступали против существующего состояния государственной церкви и настаивали на полном изменении или, если это было невозможно, на отделении. Влияние Харлесса, бывшего друга Лёэ, убедило его не отделяться от государственной церкви. [1]
Вскоре был издан новый сборник гимнов в духе ортодоксального лютеранства . Введение нового порядка церковной службы было более трудным. Здесь вопрос о частной исповеди , которую путали с аурикулярной исповедью, привел к противодействию, но организация Государственной Церкви, прочно утвердившаяся при Харлессе, в конце концов добилась победы. [1]
Харлесс теперь стал признанным лидером всей лютеранской церкви. Он долгое время возглавлял миссионерский совет в Лейпциге. В последние годы жизни он почти ослеп из-за катаракты . Он умер в Мюнхене 5 сентября 1879 года. [1]
Работает
[ редактировать ]Три его наиболее важные работы были написаны, когда он был профессором в Эрлангене, поскольку его более поздняя общественная деятельность не оставляла ему времени для литературной работы. Они есть: [2]
- Комментарий к письму Павла к Ефесянам (Эрланген, 1834 г.);
- Богословская энциклопедия и методология с точки зрения протестантской церкви (Нюрнберг, -1837);
- Христианская этика (Штутгарт, 1842; англ. перевод, Эдинбург, 1868).
Комментарий и работа по этике ознаменовали эпоху в своих областях. Энциклопедия менее важна из-за ее методологической структуры, чем из-за ясных и энергичных взглядов Харлесса на Церковь, основными моментами которых являются тесная связь богословия с Церковью; единство теории и практики в общей живой вере; живая преемственность Церкви с самого ее основания как идеального фактора истории, упор на общую веру как основу протестантского богословия; вся трансформация этого богословия принципом оправдания ; необходимость сохранения принципов Реформации в их чистоте; неясность, вызванная позднейшей протестантской схоластикой , которая считала догматы, изложенные в конфессиональных писаниях Церкви, окончательным выводом всего догматического знания; и здравая реакция пиетистского движения на эту тенденцию. [3]
Christliche Etik (англ. перевод « Система христианской этики» , Эдинбург, 1868 г.), без сомнения, является самой важной работой Харлесса. Ее главным достоинством является ее научная структура, акцентирование и последовательное применение христианского этического принципа, а также взаимосвязь и связь библейского фактора с историческим фактором в более общем смысле этого слова. [3]
Он умер 5 сентября 1879 года, написав несколькими годами ранее автобиографию под названием « Фрагменты из жизни южногерманского богослова» . [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Штелин 1909 , стр. 150.
- ^ Штелин 1909 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штелин 1909 , стр. 151.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 995.
Ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 995.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли II, Джеймс Эмброуз (2022). Конфессиональное лютеранство и немецкая богословская наука: Адольф Харлесс, Август Вильмар и Йоханнес Кристиан Конрад фон Хофманн , Берлин, Бостон: Де Грюйтер. 978-3110760538.
Атрибуция
- В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Штелин, Р. (1909). «Харлесс, Готлиб Кристоф Адольф фон» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. 5 (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 150–151.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Адольфом Харлессом, на Викискладе?
- 1806 рождений
- 1879 смертей
- Выпускники Университета Эрланген-Нюрнберг
- Академический состав Университета Эрланген-Нюрнберг
- Выпускники Университета Галле
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Люди из Эрлангена
- Члены Первой палаты Сейма Королевства Саксония
- Члены Баварского рейхсрата
- Члены Баварской палаты депутатов
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Лютеране XIX века