Jump to content

Карл Олоф Розениус

Карл Олоф Розениус
Рожденный ( 1816-02-03 ) 3 февраля 1816 г.
Умер 24 февраля 1868 г. ) ( 1868-02-24 ) ( 52 года
Место захоронения Кладбище Святого Иоанна , Стокгольм
Род занятий проповедник
автор
редактор
Известный «Неевангелизм» Движение
Супруг
Дети 7, в том числе

Карл Олоф Розениус (3 февраля 1816 — 24 февраля 1868) — шведский проповедник-мирянин , автор и редактор ежемесячного журнала Pietisten («Пиетист») с 1842 по 1868 год. [1] Он был одним из самых известных проповедников в стране своего времени, и его описывали как человека, имеющего «чрезвычайное значение для возрождения малоцерковной евангелизации не только в Швеции, но и в других странах Северной Европы». [2] [3]

Биография

[ редактировать ]

Семья и детство

[ редактировать ]

Розениус родился в Нюсятре в Вестерботтене, когда его отец, Андерс Розениус, служил там приходским пастором. Его мать, Сара Маргарета Норениус, была дочерью священника Улофа Норениуса. Еще до рождения Розениуса его мать мечтала, чтобы его использовал Бог. Он был третьим ребенком из семи. Среди его шести братьев и сестер были Эрик Андреас, который умер в младенчестве, а также еще один брат по имени Эрик Андреас, Клаас Йохан, Сара Магдалина, Маргарета Элиана и Мартин Габриэль [ св ] . Двое его братьев позже получили богословское образование: Эрик Андреас, известный под именем Антон, стал проповедником, а Мартин Габриэль стал профессором теологии в Лундском университете . [4] [5]

В доме Розениуса религия имела большое значение; он получил религиозное образование в раннем возрасте, включая произведения Мартина Лютера и Олова Свебилиуса . [6] Его отец, простой человек -евангелист , поддержал движение возрождения в Швеции в рамках движения Читателей ( ласаре ) , приведя его в Нюсятру в 1814 году. [7]

В детстве он рано обнаружил интерес к духовным вопросам. Известно, что он оставлял своих друзей во время игры, чтобы гулять один в лесу и размышлять о существовании Бога. Позже он, как говорят, проверял, существует Бог или нет: надев повязку на глаза, он проверял, направит ли Бог его шаги к двери сарая. Однако, когда он пошел дальше, странное чувство заставило его остановиться – вот он стоял как раз на краю глубокого колодца, и если бы он пошел дальше, то упал бы в него. Розениус воспринял это как знак Божий. [8] Когда Розениусу было тринадцать, его семья переехала в город Савар . Они были бедны, и его родители отправили мальчиков в город в 1828 году. Он посещал школу в Питео , даже будучи ребенком, писал небольшие письма на духовную тематику. [9]

Обращение и образование

[ редактировать ]

В пятнадцать лет он пережил кризис веры и религиозный прорыв. Прочитав перевод книги Эрика Понтоппидана « Хеллер Глаубенсшпигель» , в которой говорится, что даже самый, казалось бы, ревностный верующий, знающий всю Библию и даже способный творить чудеса, все равно может попасть в ад без истинной веры, Розениус был потрясен и на какое-то время стал угрюмым. . Этот опыт убедил его в важности обращения и живой веры. [10] На прорыв Розениуса также повлиял лютеранский проповедник возрождения Пер Бранделл . [11] [12]

учась в Умео Будучи подростком, , он проводил монастыри или частные религиозные собрания во время школьных каникул. Его называли «вторым Лютером» и «маленьким реформатором ». Розениус закончил гимназию в Хернесанде . [1] [3] Он планировал изучать богословие в Уппсале , поэтому, чтобы собрать деньги на свое образование, он занял должность вениа в Шведской церкви - оплачиваемую должность, которая давала проповедникам-мирянам право проповедовать в определенных приходах. [5] В 1831 году он получил контракт на проповедь с общиной читателей, которая читала только произведения Лютера, в Рёбеке недалеко от Умео. Он проводил небольшие собрания, на которых проповедовал и читал Лютера. Епископ Франс Михаэль Франзен познакомился с молодым Розениусом, видя в нем многообещающего проповедника. [5] Говорят, что проповедь, произнесенная Розениусом в Хернесанде в 1833 году, произвела на Франзена впечатление своим акцентом на центральную лютеранскую доктрину оправдания верой. Он также помогал своему отцу в проповеди. [2]

Духовное руководство

[ редактировать ]

Примерно в это же время Розениус впервые встретил путешествующую проповедницу- мирянку из Ридера Майю-Лизу Сёдерлунд во время посещения своих родителей в районе Буртраск . Она была на двадцать два года старше его и поддерживала его на протяжении всего его развития дома, а также в Стокгольме и Уппсале. [13] Он часто писал ей домой, когда его храбрость покидала его, как это часто случалось в студенческие годы. Сёдерлунд была широко известна на севере Вестерботтена своим знанием Библии и способностью вселять надежду в трудные времена, в то время как Закон о монастырях строго ограничивал возможности мирян проповедовать за пределами дома. Он называл ее «пророчицей из Стор-Коге». [14] Ей приписывают ряд духовных высказываний и советов в книгах Розениуса « Nytt och Gamalt från Nådens Rike», ou Aanke Guds ord og Wiseten Samlade of CO Rosenius 1838 , а также отрывок, напечатанный в февральском издании «Pietisten» 1844 года . [15]

Стокгольм

[ редактировать ]

В 1838 году Розениус начал свое богословское обучение в Уппсальском университете , но через год был вынужден бросить его из-за ухудшения здоровья и финансовых трудностей. Вместо этого он нашел работу частным репетитором на ферме Лянна недалеко от Стокгольма . В этот момент его одолели серьезные религиозные сомнения, в том числе в достоверности Библии. В 1839 году он встретился в Стокгольме с методистским священником Джорджем Скоттом , который первоначально приехал в Швецию в 1830 году, чтобы работать проповедником для британских рабочих. Однако Скотт быстро выучил шведский язык и начал проповедовать возрождение с целью вдохновить духовное обновление шведского народа таким образом, чтобы преуменьшить значение религиозного сектантства . [16] Беседы Розениуса со Скоттом, в которых он также анализировал Библию, помогли развеять его неуверенность и «позволили ему понять жизненно важную роль христианских мирян и дали ему видение единства, преодолевающего деноминационные границы». [17] В 1840 году ему предложили возможность помочь Скотту в его служении. В то время было неслыханно, чтобы лютеранский проповедник работал с нелютеранином в целях евангелизации. Что касается своей экуменической миссионерской деятельности, Розениус заявил:

Даже если в будущем мне придется работать с проповедниками-методистами, это будет только на тех основаниях и условиях, которые я упомянул, а именно, что я могу пожертвовать свою жизнь и силы ради Христа и Его заповедей, а не ради Уэсли или Лютера, которые уже умерли. которые были просто слугами и не хотели быть главой церкви. Я пожертвую свою жизнь, свое служение единой, святой, вселенской Церкви. Если ее члены настолько ребячливы, что их можно назвать Полинами, Аполлонианами, Кефианами, — мне все равно, какое имя они возьмут, лишь бы они принадлежали Христу. Тогда они мои братья, и я буду служить им. [18]

Эта возможность стала важным моментом в жизни Розениуса: он отказался от своих планов стать священником и переехал в Стокгольм, чтобы работать со Скоттом в недавно построенной Энгельской капелле (английской часовне) недалеко от Хеторгет (площади Хеймаркет). Розениус путешествовал по Стокгольму в качестве проповедника и книжника , проповедуя дома, а иногда и перед состоятельными людьми в больших конференц-залах. Ларс Пауль Эсбьерн , позже основатель Евангелическо-лютеранской церкви Августаны , также работал со Скоттом в это время и находился под влиянием Розениуса. В том же году они встретились с американским проповедником и активистом трезвости Робертом Бэрдом , который приехал работать со Скоттом и Питером Визельгреном , еще одной ключевой фигурой трезвости. [19] В 1841 году, когда Скотт находился в поездке по сбору средств в Соединенные Штаты, Розениус взял на себя большую роль и отвечал за управление церковью в его отсутствие.

Розениус проповедует в Вифлеемской церкви, вероятно, где-то около 1864–1867 годов.

В 1842 году Скотт начал публикацию Pietisten , чтобы обеспечить «практическое назидание без полемики», редактором которой был Розениус. Его продажи также помогли Розениусу оказать финансовую поддержку. [3] Однако в том же году растущие общественные разногласия и угрозы по поводу проповедей Скотта вынудили его покинуть Швецию, и Английская часовня прекратила свою деятельность. Розениус, однако, не свернул свою деятельность, несмотря на то, что его проповедь как мирянина за пределами государственной церкви нарушала Закон о монастырях, действовавший до 1858 года. Он твердо верил в священство всех верующих и имел сильное желание проповедовать. когда его призвали другие. Это привело к тому, что его вызвали к начальнику полиции, но он продолжил проповедовать туда, куда его позвали. Проповедническая деятельность Розениуса финансировалась внеконфессиональным американским и зарубежным христианским союзом. [19] Он стал лидером растущего религиозного возрождения Швеции, путешествуя по стране, проповедуя как на частных собраниях (монастырях), так и в общественных залах. Однако в то время Розениус действительно столкнулся с сомнениями, заявив в письме будущему епископу Лундской епархии , Йохану Хенрику Томандру что, по его мнению, «проповедовать и быть «в винограднике среди людей» было бы его призванием». чем писать, но что он «не достоин быть священником». [20] [21]

Проповедь

[ редактировать ]

Розениус часто проповедовал импровизировано. Услышав Розениуса, проповедник Пауль Петтер Вальденстрем описал его проповедь на своем норрландском диалекте как естественную и приземленную, «без напыщенных слов и без грандиозных претензий». Розениус говорил спокойно, не проповедовал громко, эмоционально или с резкими жестами. Писатель Август Стриндберг , увидев проповедь Розениуса, заявил, что он «выглядел умиротворенным и сиял небесной радостью». [2]

Брак и семья

[ редактировать ]

2 августа 1843 года Розениус женился на Агате Линдберг в Умео. [14] У пары было семеро детей, в том числе художница Элизабет Нистрем [ св ] и Пер Эфраим Розениус [ св ] (1855–1932), который стал либеральным журналистом в Карла Стаафа и Ялмара Брантинга . кругах [22] [3]

Работайте с другими

[ редактировать ]

В том же году он написал в «Пиетистен» о своих планах создать Шведский евангелический альянс, экуменическую организацию, где христиане могли бы работать вместе ради цели евангелизации, несмотря на конфессиональные различия. Когда позже она была сформирована, он вошел в совет директоров штаб-квартиры. Однако, когда баптист Карл Юстин Матиас Мёллерсвард , работавший в организации книжником, начал пропагандировать повторное крещение , Розениус вместе с ректором Пером Магнусом Эльмбладом [ св ] покинули правление, «так как не хотели, чтобы оно воспринималось как платформа для баптистских пропаганда». [23]

В 1849 году он помог основать Шведское диаконическое учреждение, ныне известное как Ersta diakoni [ sv ] , и поддерживал миссионерскую работу, работу с колпортеном и социальную работу в Стокгольме. [3]

Розениус также был близким другом «графа-читателя» Адольфа Штакельберга в поместье Стенснес. Вместе они основали приход в Вестервике в 1854 году. Это стало отправной точкой евангелического возрождения в округе Кальмар для организации миссионерских обществ, которые, в свою очередь, в конечном итоге дали начало Миссионерскому обществу Эстра Смоланд [ sv ] .

Спустя годы

[ редактировать ]

Шведская евангелическая миссия , призванная объединить различные группы возрождения, была основана Гансом Якобом Лундборгом [ св ] в 1856 году. Розениус поддержал ее основание. [17] [24] Год спустя организация купила старое здание Английской церкви и вновь открыла его как Вифлеемскую церковь. Розениус смог работать там, а также совершать многочисленные проповеднические поездки по стране. Он продолжал редактировать и публиковать Pietisten , число подписчиков которого выросло с 2000 до 10 000 в период с 1850 по 1860 год. [3] Читатели – как миряне, так и священнослужители – обращались к нему за советом; он получал несколько писем в день. [25] Он издавал журнал до своей смерти, а также издавал и редактировал Missionstidningen и несколько других журналов. [24] В последние годы своей жизни он написал обширную серию статей о Послании к римлянам , которые появились в «Пиетистене» . В воскресенье Пятидесятницы 1867 года у Розениуса случился инсульт за кафедрой церкви Св. Иоанна в Гетеборге . Он умер в следующем году. Он похоронен на кладбище Святого Иоанна в Стокгольме. [26]

Теология

[ редактировать ]

Розениуса Пиетизм , находившийся под влиянием движения Лазаре (Читатель), Хернхутеров (Моравских братьев) и методизма, сохранил ключевые черты религиозного возрождения северной Швеции – с Библией как Словом Божьим, лютеранским объективным искуплением в Иисусе Христе и оправдание только по благодати по своей сути. [3] Он часто обнаруживал, что занимает золотую середину между субъективностью и эмоциональностью Моравских братьев и строгостью пиетизма. [27] В акценте Шартауана на порядке спасения он подозревал законничество ; "приходи как есть!" было его сообщение. Он был в дружеских отношениях с Гернхутерами и имел много общего с финским евангелистом Фредриком Габриэлем Хедбергом , несмотря на то, что считал, что тот зашел слишком далеко в направлении антиномизма . Доказательства методистской веры Розениуса, Скотта были более очевидны в евангелизационной деятельности чем в его богословии. Он питал сильную неприязнь к Эрику Янссонизму .

Он использовал не Den svenska psalmboken , сборник гимнов Шведской церкви, а скорее сборники песен более личного религиозного характера, в том числе опубликованные Оскаром Анфельтом . Однако его гимны позже будут опубликованы в церковном приложении 1921 года «Нья псалмер» [ св ] . [28] Всю свою жизнь Розениус оставался членом Шведской церкви, крестил своих детей и причащался в государственной церкви, отвергая сепаратизм и бесплатное распространение причастия. [1]

Наследие

[ редактировать ]
Могила Розениуса в Стокгольме

Историк Ялмар Холмквист [ sv ] заявил о наследии Розениуса: «Со времен Реформации ни один швед не оказал такого обширного и глубокого влияния на религиозную и отчасти общую физиономию нашего народа, как Розениус». [3]

Розениус оказал глубокое влияние на религиозное развитие Швеции в 19 веке, став одной из фигур, наиболее тесно связанных с влиятельным движением неевангелизма («Новый евангелизм»), хотя ведутся некоторые споры о том, произошел ли Розениус из этого движения или оно возникло из его убеждения. [29] [30] [31] Его приверженность личному участию в религиозных убеждениях повлияла не только на практику свободной церкви , но и на практику государственной церкви, особенно в северной и центральной Швеции.

Несмотря на первоначальное отстранение от значительной части шведской церкви, Розениус стал одним из самых читаемых религиозных писателей Швеции того времени и ведущей фигурой в религиозном возрождении страны. Работы Розениуса были широко опубликованы: два миллиона экземпляров на шведском языке и один миллион на других языках. Тираж «Дагбетрактельсерна» составляет 180 000 экземпляров в 36 изданиях. Это делает его одним из самых читаемых авторов Швеции – только Сельма Лагерлёф и Август Стриндберг. явно более читаемы [32]

Его влияние на религиозное развитие Норвегии было значительным: норвежский теолог Олав Вален-Сендстад заявил:

Норвежское христианство в большом духовном долгу перед Швецией за то, что мы получили через великого шведского пророка Карла Улофа Розениуса. Розенианское возрождение в Норвегии в конце XIX века переросло в миссионерское возрождение, породившее ряд выдающихся проповедников, оставивших чрезвычайно глубокий след в норвежской христианской жизни. Розениуса будут ценить и иметь духовное значение здесь, в Норвегии, пока вообще существует живое христианство. [33]

Движение Розениуса приобрело последователей через « Друзей миссии» ( Missionsvännerna ) как внутри Швеции, так и за рубежом, особенно в Дании (Борнхольмеры). [34] и Норвегии, а также среди скандинавских поселенцев на Среднем Западе Америки. Среди них был проповедник-мирянин из Смоланда по имени Николаус Бергеншельд , который иммигрировал в Соединенные Штаты в 1860-х годах и был лидером движения возрождения в скандинавских поселениях Среднего Запада Америки . Розениус оказал значительное влияние на шведских лютеран – и, в меньшей степени, на норвежских лютеран – в Соединенных Штатах. Его работы пользовались большим уважением и переиздавались лютеранскими лидерами, такими как Туве Хассельквист , Олоф Олссон и Джон Н. Килдал . [35] Он также дружил и оказал влияние на Андерса Виберга , Пера Палмквиста и Густава Палмквиста , лютеран, которые стали баптистскими пионерами в Швеции и США. [36] [37] Он оказал большое влияние на религиозное развитие Матильды Фой , одной из первых новаторов воскресной школы в Швеции, известной своей благотворительной деятельностью, которую Розениусу представил Теодор Хамберг , миссионер, в равной степени увлеченный его проповедью. [38]

Он также сыграл важную роль в создании Evangeliska Fosterlandsstiftelsen (Шведской евангелической миссии) в качестве одного из ее соучредителей. [1]

Вскоре после смерти Розениуса значительная часть его последователей порвала с его церковными взглядами во главе с Питером Паулем Вальденстрёмом – его преемником на посту издателя Pietisten – и стала сепаратистами, основав Шведский миссионерский завет .

Литературное общество Карла Улофа Розениуса было основано в 2017 году для популяризации его произведений и работ, а также для участия в исследованиях. [39] По состоянию на 2019 год в нем насчитывался 51 член, и он планировал опубликовать недавно обнаруженные рукописи 40 проповедей Розениуса. [40]

День Розениуса, в ходе которого проводятся лекции о Розениусе и связанном с ним движении возрождения, проводится каждый год в августе в Онясете , где располагался дом семьи Розениусов. [41]

Библиография

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гимны дважды рожденных Дж. Ирвинга Эриксона, (Чикаго: Covenant Press, 1976), с. 111.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ларсперс, Торбьёрн (26 февраля 2021 г.). «Проповедь как сообщение Евангелия: О способе проповеди К. О. Розениуса, отраженном в сохранившихся черновиках проповедей 1860-х годов» . Теофил (на шведском языке). 12 (2–3): 232, 234–235. дои : 10.48032/theo/12/2/4 . ISSN   2703-7037 . S2CID   235515369 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хоффгрен, Алан. «Карл Олоф Розениус» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке) . Проверено 28 июня 2022 г.
  4. ^ Лодин 1959 , стр. 35–36.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Норборг 1975 , стр. 9–10.
  6. ^ Лодин 1959 , стр. 36.
  7. ^ Лодин 1959 , стр. 15.
  8. ^ Клемец, Томас, SLEFinarium: Карл Олоф Розениус - богослов, проповедник и автор песен (на шведском языке), Шведская лютеранская евангелическая ассоциация в Финляндии , получено 28 июня 2022 г.
  9. ^ Лодин 1959 , стр. 37.
  10. ^ Лодин 1959 , стр. 40–41.
  11. ^ «Семейный архив Бранделла (SE-00000000426 - SEHLA3012192)» . Архивный портал Европы (на шведском языке) . Проверено 9 апреля 2022 г.
  12. ^ Скандинавские пиетисты: духовные сочинения из Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии XIX века . Марк Алан Гранквист. Нью-Йорк. 2015. ISBN  978-0-8091-0618-9 . OCLC   900827965 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  13. ^ «Майя Лиза Сёдерлунд» . Музей Шеллефтео (на шведском языке) . Проверено 23 апреля 2022 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Командир Розениус: человек и цель (на норвежском языке). Перевод Альбертсена, Герхарда. Indremisjonforlaget. 1949 год.
  15. ^ Лодин 1959 , с.
  16. ^ «Скотт, Джордж». Шведские мужчины и женщины: биографический справочник (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Альберта Боннье . 1942–1948. стр. 607–608. Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэйк, Джонни (1987). Христианское служение: модели и функции внутри Эфиопской евангелической церкви Осло: Издательство Solum. п. 99. ИСБН  9780391035447 .
  18. ^ Норборг 1975 , с. 24.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карлсон, Дж. Уильям; Коллинз Винн, Кристиан Т.; Герц, Кристофер; Холст, Эрик (2012). Пиетистский импульс в христианстве . Кембридж, Великобритания: ISD LLC. п. 202. ИСБН  978-0-227-90140-3 . OCLC   847592135 .
  20. ^ Бекселл, Олоф (2016). «Розениус в будущем» [Розениус в будущем] (PDF) . Теофилос (на шведском языке). 8 (2). ISSN   1893-7969 .
  21. Розениус — Дж. Х. Томандру, 22 июля 1842 г., цитируется Лодином, CO Rosenius hans liv och gärning , стр. 125.
  22. ^ «Факты из жизни Розениуса» . Общество Карла Улофа Розениуса (на шведском языке). 18 марта 2017 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
  23. ^ Кофод-Свендсен, Флемминг (2022). «Вход розенианства в ландшафт датского возрождения» . ЭМиссио (на датском языке) (8): 128–129.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «История наших гимнов» Эрнеста Эдвина Райдена (Рок-Айленд, Иллинойс: Книжный концерн Августана, 1930), стр. 180–182.
  25. ^ Кофод-Свендсен, Флемминг (январь 2023 г.). «Карл Улоф Розениус и Оскар Анфельт» . ЭМиссио (на датском языке). 8 : 921.
  26. ^ «Интрессанта гравар» . Церковь Швеции (на шведском языке). 29 ноября 2018 года . Проверено 6 марта 2023 г.
  27. ^ Рённе, Финн Аа. (12 августа 2019 г.). «Новый евангелизм глазами датчан» . Датский богословский журнал (на датском языке). 81 (4): 300–319. дои : 10.7146/dtt.v81i4.115361 . ISSN   0105-3191 . S2CID   241071396 .
  28. ^ Карлссон, Карин (2021). «Общие гимны – в разных книгах: попытка инвентаризации» . В Лундберге, Маттиас (ред.). Ежегодник шведской богослужебной жизни (на шведском языке). Том. 96.стр. 193–250. {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  29. ^ Хедин, Кристер (2019). «Методизм и новый евангелизм». История христианства в Швеции (на шведском языке). Норстедта . ISBN  9789113106786 . OCLC   1100964692 .
  30. ^ Рённе, Финн Аа. (12 августа 2019 г.). «Новый евангелизм глазами датчан» . Датский богословский журнал (на датском языке). 81 (4): 300–319. дои : 10.7146/dtt.v81i4.115361 . ISSN   0105-3191 . S2CID   241071396 .
  31. ^ «невангелизм» , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), 22 ноября 2018 г. , дата обращения 29 апреля 2022 г.
  32. ^ Имберг, Руне: «Розениус - проводник мира» в Kristet Perspektiv 2/2016.
  33. ^ Хойсен, Оле Бьёрн (1997). Олав Вален-Сендстад 1904–1963: борец за Священное Писание и исповедание: биография, отличная от жизни на служении теологии и церкви (на норвежском языке). Ставангер: Эйкенс. стр. 333. ISBN  9788299417112 . OCLC   47915765 .
  34. ^ Нильсен, Ф. «Борнхольмерс» . Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога .
  35. ^ Гранквист, Марк (3 февраля 2016 г.), Розениус в Америке: его влияние на американскую религию, историческую и современную , получено 3 июня 2022 г.
  36. ^ Линдвалл, Магнус (октябрь 1987 г.). «Андерс Виберг, шведский деятель возрождения и лидер баптистов» (PDF) . Баптистский ежеквартальный журнал . 32 (4): 172–180. дои : 10.1080/0005576X.1987.11751758 .
  37. ^ Якобссон Бистрем, Якоб; Хедвалл, Фредрик Эмануэль (1926). Вефильская семинария, 1866–1926 гг.; портреты и краткие биографические сведения о преподавателях и учениках, а также членах правления, опубликованные к шестидесятилетию 7 июня 1926 г. (PDF) (на шведском языке). Вефильская семинария (Стокгольм, Швеция) (2-е изд.). Стокгольм: Ференинген Бетельсеминариет. ОСЛК   6101156 .
  38. ^ Лодин 1959 , стр. 146–147.
  39. ^ «Факты об обществе Карла Улофа Розениуса» . Общество Карла Улофа Розениуса . 13 мая 2019 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
  40. ^ «Распространение знаний о СО Розениусе». Вестерботтен-Курирен (на шведском языке). 27 февраля 2019 г.
  41. ^ «Лекция в День Розениуса». Вестерботтен-Курирен (на шведском языке). 7 сентября 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Топовая шапка Пиетистена 1851 г.

Пиетистский журнал

Американский гимн

Датский гимн

Шведский гимн

Потоковое аудио

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e632c723405f2cb5cf7356bd31c74c64__1709476500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/64/e632c723405f2cb5cf7356bd31c74c64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carl Olof Rosenius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)