Шведская евангелическая миссия
Шведская евангелическая миссия | |
---|---|
Евангелиска Фостерландс-Стифтельсен | |
![]() | |
Классификация | протестант / лютеранин |
Ориентация | Низкая церковь лютеранская / евангелическо- лютеранская |
Источник | 7 мая 1856 г. |
Другое имя (а) | Фонд Фостерленда по продвижению Евангелия |
Публикации | Посланник |
Официальный сайт | https://www.efs.nu |
Шведская евангелическая миссия ( SEM ) ( швед . Evangeliska Fosterlands-Stiftelsen «Фонд евангелической родины», EFS) — независимое малоцерковное ( новое евангелическое шведское : nevangelisk ) движение внутри Церкви Швеции . Описан как «средний путь» из-за сохранения своей независимости внутри церкви, но не отделения от нее. [ 1 ] Ассоциация подчеркивает важность участия мирян и уходит корнями в шведское возрождение XIX века и движение «Друзья миссии» .
Организация
[ редактировать ]EFS — это движение внутри Шведской церкви и, следовательно, не является деноминацией самостоятельной . Внутрицерковный характер означает, что EFS считает себя частью Шведской церкви, а Шведская церковь считает EFS своей частью. Это делается на основе общего исповедания.
По состоянию на 2022 год [update], EFS насчитывает около 22 400 членов. [ 2 ] это демократическая организация в традициях общественного движения ( швед .: Folkrörelsen ). [ 3 ] и состоит из около 350 дочерних местных ассоциаций. [ 4 ] (миссионерские ассоциации и группы EFS, по крайней мере с прежними названиями, такими как Евангелическо-лютеранское миссионерское общество, Шведское лютеранское миссионерское общество , Миссионерское общество, Общество часовни и Евангелическо-лютеранское миссионерское общество), организованные в семи округах и имеющие общую национальную организацию, базирующуюся в Уппсала , Швеция. Большинство местных ассоциаций функционируют как автономные образования, мало чем отличающиеся от свободных церковных общин, но существует также ряд кооперативных и совместных церквей, где миссионерская ассоциация или группа EFS управляет поместной церковью в сотрудничестве с конгрегацией внутри Шведской церкви. В некоторых случаях церковная деятельность осуществляется в сотрудничестве с другими христианскими конфессиями. Детские и молодежные мероприятия EFS проводятся в Солт , в котором насчитывается около 6500 членов. [ 4 ] скаутская Там также проводится деятельность, с 2014 года под названием Salt Scout (ранее EFS Scout), насчитывающая около 2000 членов. [ 5 ]
EFS участвует в миссионерской работе в Эфиопии, Эритрее, Танзании, Малави и Индии и имеет несколько станций моряков. [ 6 ]
Директором миссии EFS является Керстин Одерхем с 2017 года. Она является 20-м директором миссии EFS. [ 7 ] и первая женщина. Она сменила на этом посту Стефана Хольмстрема , который занял пост директора миссии 1 июня 2009 года. С годового собрания в 2019 году Ларс Олов Эрикссон председателем правления является .
Теология
[ редактировать ]EFS разделяет евангелическо-лютеранское исповедание Шведской церкви, но на этом основании подчеркивает, в частности, необходимость индивидуальной позиции по вере и то, что это должно иметь последствия для повседневной жизни. [ 4 ] Индивидуалистическая черта отражается в акценте движения на универсальном священстве , унаследованном от пиетизма : идее, что каждый христианин живет в прямых отношениях с Богом, без необходимости в посредниках в виде рукоположенных служителей. Этот акцент проявляется в сильной роли мирян во всех видах деятельности, включая церковные службы .
Акцент на личной преданности Иисусу Христу также обеспечил богословскую основу для обширной миссионерской работы движения.
История
[ редактировать ]Основан в 1856 году.
[ редактировать ]В середине 1800-х годов растущее движение свободной церкви, а также иностранные церкви, такие как Свободная церковь Шотландии и Методистская церковь, начали влиять на шведских лютеран, таких как проповедник возрождения и писатель Карл Улоф Розениус , в пиетистском направлении, сосредоточенном на обращение , возрождение и миссионерская работа (см. «Друзья миссии» ). Это включало влияние шотландского пастора Джеймса Ламсдена, чье влияние на лютеран, таких как Карл Аксель Торен , Питер Фьелльстедт и Ганс Якоб Лундборг привело их к осознанию необходимости сформировать миссионерское общество, чтобы принести возрождение Церкви. Швеции. [ 8 ] В то же время рост числа свободных членов церкви в шведском обществе начал оказывать давление на чувство единства государственной церкви. [ 9 ]
В 1855 году Фьельштедт предложил основать миссию. EFS, первоначально называвшаяся Fosterländska Stiftelsen for Evangelii befrämjande , была основана 7 мая 1856 года. [ 10 ] по инициативе Лундборга, действующего в Линдесберге , и при поддержке Розениуса. [ 11 ] Цель заключалась в том, чтобы возглавить новое евангелическое движение возрождения на евангелическо-лютеранском пути, верное Шведской церкви, и противостоять движению свободной церкви. [ 12 ] [ 13 ]
На раннем этапе в дело было вовлечено несколько разносчиков свободной церкви , странствующих продавцов христианской литературы; однако в следующем году многие ушли, чтобы сформировать Баптистский союз Швеции . [ 8 ]
Здания
[ редактировать ]Первые места сбора назывались убежищами ( гиддор ) или миссионерскими убежищами. Примерами являются приют в Эде, муниципалитет Кроком , и миссионерский приют на Кунгсхольмене в Стокгольме. Был также миссионерский приют на Стирмансгатан в Хельсинки, Финляндия. Похожий термин — часовня ( bönhus ), например часовня Рагвальдстрэск в муниципалитете Шеллефтео .
В 1857 году EFS купила бывшее здание церкви шотландского методистского миссионера Джорджа Скотта , освященное в 1840 году как первая бесплатная церковь в Швеции, после того как он был вынужден покинуть страну из-за своей проповеди. При EFS церковь стала Вифлеемской церковью . [ 14 ]
Публикации
[ редактировать ]В 1857 году была основана газета Budbäraren под редакторством Бернхарда Вадстрёма.
Одной из наиболее важных задач EFS было распространение христианской литературы и трактатов , которое в основном осуществлялось книготорговцами. Большую часть литературы выпускало издательство EFS, которое было основано в том же году, что и движение, и с 1992 года входило в состав Verbum Förlag . Первой книгой, изданной издательством EFS, был «Церковный Постил Лютера » 1860 года, вышедший восемью тиражами тиражом 70 000 экземпляров.
Миссии работают
[ редактировать ]Сосредоточение Розениуса на зарубежных миссиях привело к тому, что EFS, которая сосредоточилась на работе внутренних миссий, на своем ежегодном собрании 1861 года приняла решение о проведении зарубежной миссионерской работы. В следующем году с этой целью был основан Миссионерский институт Евангелиски Фостерландс-Штифтельсенс, ныне Йоханнелундс Теологиска Хёгскола . Фьелльштедт и епископ Самуэль Гобат оказали влияние на организацию, чтобы она начала миссионерскую работу среди народа оромо на Африканском Роге . [ 15 ] [ 16 ] В 1865 году первые миссионеры EFS, К. Дж. Карлссон, Л. Дж. Ланге и П. Е. Чельберг, были отправлены в Восточную Африку на территории современной Эритреи . [ 17 ] Это был первый зарубежный миссионерский проект, предпринятый Шведской церковью или шведскими церковными организациями. В начале 1880-х годов четверо молодых студентов-миссионеров из Эритреи были отправлены в Швецию для обучения в Йоханнелунде: Онисимус Несиб , Марк Гирмаи, Теволде-Медин Гебре-Медхин (1860–1930), Хайле-Майкл Кидану (1856–1926) и Хагена. Натаниэль (Джиго). Последний умер в Швеции в 1888 году, а остальные вернулись на родину выпускниками и продолжили миссионерскую деятельность среди соотечественников в качестве пасторов. [ 18 ]
В Эстонии организация также вела миссионерскую работу среди эстонских шведов до 1887 года и снова после 1918 года, когда Эстонская Республика . была основана [ 12 ]
Позже EFS также проводила миссионерскую работу в других частях Восточной Африки ( Эфиопия , Сомали , Танзания ), а также в Индии, Израиле и других странах. [ 18 ]
В Соединенных Штатах EFS сотрудничала с Синодом Августаны , шведским лютеранским синодом, который имел некоторые общие связи. Позже, в 1873 году, EFS открыла официальную американскую миссию. [ 12 ]
Миссия моряков
[ редактировать ]основавшего Норвежскую матросскую миссию , Под влиянием норвежского священника Йохана Сторйохана , EFS официально начала свою миссионерскую работу среди шведских моряков в 1869 году, хотя к этому времени она работала в этом качестве уже несколько лет. В 1974 году она объединилась с Шведской Зарубежной Церковью . [ 12 ]
Доктринальные проблемы и основные расколы, 1878 и 1911 гг.
[ редактировать ]В ряде случаев в EFS возникали расколы по доктринальным вопросам, что приводило к расколам.
Примерно в 1878 году возникли разногласия по поводу значения Искупления Иисуса, Аугсбургского исповедания и причастия ; «[p] Асторы, обеспокоенные растущим радикализмом и рационализмом, считали Шведскую евангелическую миссию важным оплотом». [ 1 ] Пауль Петтер Вальденстрем был уволен с должности представителя EFS. Американский проповедник Д. Л. Муди , который уделял большое внимание общей христианской миссионерской работе, несмотря на конфессиональные различия, оказал сильное влияние на Вальденстрема и других шведских христиан. Таким образом, когда предложение изменить конфессиональную позицию Евангелической миссии, чтобы позволить другим, таким как Друзья миссии , баптисты и методисты, было отклонено на конференции 1878 года, Шведский миссионерский договор . в том же году под руководством Вальденстрема был создан [ 8 ] к которому затем присоединился ряд миссионерских обществ и членов. В 2003 году она сменила название на Шведскую миссионерскую церковь (SMK), а в 2011 году совместно с Баптистским союзом Швеции и Объединенной методистской церковью Швеции была образована новая деноминация, получившая название « Объединяющаяся церковь Швеции» . [ 19 ]
В 1893 году Адольф Колмодин стал директором миссии организации, хотя и не без разногласий: хотя он «получил свое кресло в ожесточенной конкуренции с человеком, защищающим новое направление критической науки в толковании Библии» , его самого считали слишком «современным». '." [ 1 ]
Missionssällskapet Bibeltrogna Vänner вышла из EFS в 1911 году под руководством Акселя Б. Свенссона , сторонника словесного вдохновения , который, среди прочего, возражал против более тесных связей Колмодина со Шведской церковью. Сейчас она называется Евангелиск-Лютерская миссия – Бибельтрогна Веннер . [ 20 ]
История после 1940 года
[ редактировать ]В 1943 году была избрана первая женщина-член правления Изабелла Столпе. [ 10 ]
В 1950-х годах, когда Шведскую церковь потрясли споры по вопросу о женщинах-священнослужителях , среди членов EFS были разногласия по теологическому праву женщин на служение. Однако на ежегодной конференции 1963 года высокой церкви в качестве оправдания неприятия женщин-священнослужителей был выдвинут решительный отказ от взглядов на служение и церковь, подчеркивая, что решающим фактором является не то, кто проповедует, а то, что проповедуется. [ 21 ]
В 1987 году EFS начала скаутскую деятельность. В 1990 году у Budbäraren была Инга Белани, первая женщина-главный редактор. [ 10 ]
Благодаря решениям 1989 и 1990 годов связи со Шведской церковью были укреплены, и с тех пор церковь рукоположила проповедников/пасторов EFS. Обычно они проходят обучение в Yogannelunds Teologiska Högskola, основанной в Стокгольме в 1862 году как миссионерский институт EFS и расположенной в Уппсале с 1970 года, рядом с Heidenstams torg в районе Лётен. С начала 1980-х годов здесь также готовят священников для служения в Шведской церкви.
В 1995 году Биргитта Эрикссон была назначена первой женщиной-президентом EFS. [ 10 ] В 2005 году было создано детско-юношеское объединение «Соль».
Библейские споры в конце 1960-х годов
[ редактировать ]В конце 1960-х годов внутри EFS произошла еще одна дискуссия о библейских взглядах, очень похожая по содержанию на дискуссию 1911 года. В связи с переездом Йоханнелунда в Уппсалу и началом сотрудничества с Упсальским университетом ректор Торстен Нильссон посчитал Своевременно задуматься о преобладающих в этом движении библейских взглядах. Метод толкования Библии Нильссона можно отнести к умеренно историко-критическому , при котором он сам считал, что Священное Писание необходимо интерпретировать христологически и сотериологически (с точки зрения спасения). [ 10 ]
Большинство членов национального совета EFS поддержали точку зрения Нильссона, но некоторые члены были очень критически настроены. Это привело к длительным дебатам в газете Budbäraren и EFS вестерботтеновской газеты Vårtbudskap . Критики выдвинули обвинения против учителей Нильссона и Йоханнелунда Биргера Олссона и Агне Нордландер . Однако самая резкая критика была направлена в адрес Нильссона. Он решил уйти из EFS в 1969 году, потому что больше не чувствовал единодушной поддержки совета директоров. Двенадцать членов выразили свою поддержку Нильссону в Будбарарене , а четыре члена высказали оговорки.
В результате дебатов доктор богословия Давид Хедегард отказался от членства в EFS и стал одним из соучредителей Biblicum Foundation , который будет работать над сохранением более традиционного взгляда на Библию. . Небольшая группа проповедников из Вестерботтена, в том числе Торе Нильссон , покинула EFS и основала Лютеранский фонд изучения Библии. [ 10 ] [ 22 ]
Встреча с теологией процветания
[ редактировать ]В 1980-х годах в Уппсале обосновалась «Ливец Орд» , мегацерковь «Слово веры» , и начала набирать членов, в том числе из EFS. Благодаря «Ливец Орду» распространилась теология процветания , которая также повлияла на EFS в разных частях страны. В ответ издательство EFS опубликовало в 1980-х годах ряд книг против теологии процветания, а реклама мероприятий, связанных с теологией процветания, была запрещена в Budbäraren . Однако за прошедшие более чем 20 лет напряженность, возникшая в первые дни, ослабла, и в некоторых местах также начались процессы примирения. [ 10 ]
Основание церквей
[ редактировать ]С 2003 года EFS активно работает как движение по созданию новых миссионерских обществ и групп EFS. [ 23 ] Новые общины были созданы в Уппсале, Хисингене , Тимре и Стокгольме.
Известные участники
[ редактировать ]Лина Сэнделл работала в EFS. [ 24 ] [ 25 ] с 1861 по 1864 год переводила чужие произведения и писала собственные песни. Она написала более 1700 стихотворений и гимнов , в том числе некоторые из самых известных текстов шведских гимнов: « Никто не может быть в большей безопасности », « Однажды Блотт », « Иисус за мир отдал свою жизнь » и « Я не могу сосчитать их всех». ". С 1889 года она была редактором образовательного журнала EFS Barnens vän .
С 1906 по 1918 год Аксель Раппе , один из самых успешных офицеров Швеции конца XIX века. председателем фонда был [ 26 ]
Рут Форслинг была видным либеральным активистом и политиком, связанным с EFS. [ 27 ]
Образование
[ редактировать ]EFS берет свое начало в движении возрождения Лазаре , к которому принадлежали Розениус и другие влиятельные фигуры, названном так из-за его сильного внимания к индивидуальному чтению религиозных произведений, включая Библию, и их интерпретации. [ 28 ] Поэтому естественно, что народное образование занимало и занимает сильную позицию в движении. Сегодня здесь работает колледж, Yogannelunds Teologiska Högskola, и восемь средних школ : Глимокра , Хагаберг , Оредален , sv , Меллансель , Сольвик , Стрёмбек и Сундсгорденская народная средняя школа . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Pro Fide et Christianismo , еще одна ассоциация Шведской церкви.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бэйк, Джонни (1987). Христианское служение: модели и функции внутри Эфиопской евангелической церкви Осло: Издательство Solum. стр. 100-1 100–101. ISBN 9780391035447 .
- ^ «Идентичность Церкви» . Церковь Швеции . 08.03.2022. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Нильссон, Торбьорн (24 мая 2022 г.). «Народные движения» . Комната SO (на шведском языке). Архивировано из оригинала 25 марта 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лютерский киркор» (PDF) . Шведское агентство поддержки религиозных сообществ (на шведском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 28 декабря 2021 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Церковное собрание: Отчет Комитета церковной жизни 2021:1: Церковная скаутинговая и спортивная деятельность» (PDF) . Церковь Швеции (на шведском языке). 2021. Архивировано (PDF) из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ "Evangeliska Fosterlands-Stiftelsen" , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), 26 февраля 2019 г., заархивировано из оригинала 18 июня 2021 г. , получено 27 июня 2022 г.
- ^ «Она становится новым главой миссии EFS» . Мир сегодня (на шведском языке). 11 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Густафсон, Дэвид М. (2008). Д. Л. Муди и шведы: формирование евангелической идентичности среди шведских друзей-миссионеров, 1867–1899 гг. (PDF) . Университет Линчепинга , факультет культуры и коммуникации. стр. 35–36, 323. ISBN. 9789173939959 . OCLC 489777085 .
- ^ Гельфгрен, Пер Эрик Стефан (сентябрь 2001 г.). Евангелиска Фостерландс-Стифтельсен (EFS): Евангелическое возрождение и секуляризация в Швеции 1856–1910 (PDF) (Диссертация). Университет Бирмингема . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофгрен, Аллан (2006). На этой табличке: Евангелиска Фостерландс-Стифтельсен 150 лет (PDF) (на шведском языке). Уппсала: Чтение EFS. стр. 60–61, 68–69, 83. ISBN. 91-976274-0-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2015 г.
- ^ Гимны дважды рожденных Дж. Ирвинга Эриксона, (Чикаго: Covenant Press, 1976), с. 111.
- ^ Jump up to: а б с д Ларсперс, Торбьорн (2018). « Землянам по другую сторону океана»: миссия шведской диаспоры Евангелиски Фостерландс-Стифтельсен в эпоху национализма 1869–1887 гг.» (PDF) . Теофил (на шведском языке). 10 (1): 48, 51–55. Архивировано (PDF) из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Гельфгрен, Стефан (2003). Избранный родственник: возрождение и секуляризация - Фонд евангелического отечества 1856–1910 (PDF) . Шеллефтео: Университет Упсалы . Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2022 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Ярлерт, Андерс. «Джордж Скотт» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 02 февраля 2022 г. Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Халлдин Норберг, Вивика (1977). Шведы в Эфиопии Хайле Селассие, 1924–1952: исследование раннего сотрудничества в целях развития (на шведском языке). Уппсала: Алмквист и Викселл. стр. 104. ISBN 9789171061119 . ОСЛК 1150902100 . Архивировано из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Роден, Нильс. «Петер Фьельстедт» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Бесков, Густав Эммануэль. Шведская миссия в Восточной Африке (на шведском языке). Архивировано из оригинала 20 апреля 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г. - через Project Runeberg .
- ^ Jump up to: а б «Исторический архив» . efsarchives.mediaflowportal.com (на шведском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Рютти, Карстен (10 января 2022 г.). «Шведская миссионерская церковь» . Комната SO (на шведском языке). Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Бекселл, Олоф . «Аксель Бернхард Свенссон» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Ложный срок полномочий женщин в духовенстве борется с обвинениями низшей церкви» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). 15 июня 1963 г. стр. 3. ISSN 1101-2412 . Архивировано из оригинала 23 мая 2019 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Как изменился мой взгляд на Библию», Биргер Олссон в Нюгрене, 2000, стр. 123.
- ^ Лундстрем, Клас (2019). «Новая работа по посадке в EFS и важность легитимности и структурной поддержки» . Норвежский журнал миссиологии (на шведском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Один из самых любимых шведских поэтов-гимнов» . День (на шведском языке). 12 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Брюгге, Энн. «Каролина (Лина) Вильгельмина Санделл-Берг» . Шведский женский биографический лексикон . Перевод Алексии Грожан. Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Ларсперс, Торбьёрн (2012). Конфессиональность и совместное определение: структура Евангелиски Фостерландс-Стифтельсен и региональный уровень движения Нового евангелического возрождения до 1922 года (PDF) (Диссертация) (на шведском языке). Уппсальский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2020 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Эбба Буш о Леви Петрусе и Рут Форслинг KDS 1964 года» [Эбба Буш о Леви Петрусе и Рут Форслинг KDS 1964 года]. Глобальный Эрмитаж (на шведском языке). 06.05.2022. Архивировано из оригинала 31 марта 2023 г. Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Халлингберг, Читатели, 59–63; Йоран Якоб Томеус, История христианской церкви в Свериге, от древнейшей до наших дней. Эребру: Н. М. Линд, 1817, 453. Цитируется в Hansen, Henning (декабрь 2017 г.). Современное чтение: потребление шведских книг в конце девятнадцатого века. Архивировано 14 марта 2022 г. в Wayback Machine (докторская диссертация). Университет Тромсё . стр. 132.
- ^ Стенлунд, Йоханнес (07.10.2020). «Таково финансовое положение христианских народных средних школ» . День (на шведском языке). Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 г. Проверено 27 июня 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со Шведской евангелической миссией , на Викискладе?