Старая католическая церковь
Старая католическая церковь | |
---|---|
Политика | епископальный |
Союз Утрехта | |
Союз Скрэнтона | |
Ассоциации | Всемирный совет церквей (только Утрехтский союз) |
Полное общение | Англиканское сообщество (только Утрехтский Союз) Церковь Швеции (только Утрехтский Союз) [3] |
Отдельно от | Католическая церковь |
Также известный как старые католики или старокатолические церкви. |
Часть серии о |
христианство |
---|
Термины Старокатолическая церковь , Старые католики , Старокатолические церкви , [4] или старокатолическое движение , [5] обозначают «любую из групп западных христиан, которые считают, что сохраняют полную лояльность доктрине и традициям неделимой церкви , но которые отделились от Римской кафедры после Первого Ватиканского собора 1869–1870 годов». [6]
Выражение «старый католик» использовалось с 1850-х годов общинами, отделившимися от Римско-католической церкви, из-за определенных доктрин, в первую очередь касающихся папской власти и непогрешимости . Некоторые из этих групп, особенно в Нидерландах , существовали задолго до этого срока. Старая католическая церковь отделена и отличается от традиционалистского католицизма .
В настоящее время существуют две группы старокатолических церквей: Утрехтский союз (UU) и Скрэнтонский союз (США). Ни одна из групп не находится в полном общении со Святым Престолом . Церкви-члены Утрехтской унии находятся в полном общении с Евангелическо-лютеранской церковью Швеции и Англиканской общиной ; [7] [8] и многие церкви UU являются членами Всемирного совета церквей . [9] [10]
Обе группы ведут свое начало в 18 веке, когда члены Утрехтского престола отказались подчиняться папской власти и были отлучены от церкви . Позже католики, которые не согласились с римско- католической догмой о папской непогрешимости , как это определено Первым Ватиканским собором (1870 г.), после этого остались без епископа и присоединились к Утрехтскому престолу, чтобы сформировать Утрехтский союз старых католических церквей. Сегодня церкви Утрехтерского униона находятся в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Австрии, Польше и Чехии.
В 2008 году Польская национальная католическая церковь создала Скрэнтонскую унию и отделилась от Утрехтской унии. Это было сделано в знак протеста против решения старого Союза рукополагать женщин и благословлять однополые браки . позже Католическая церковь Северных стран также присоединилась к Скрэнтонскому союзу.
История [ править ]
Дореформационная епархия Утрехта архиепархия и
В эпоху до Реформации уже были споры, которые подготовили почву для независимого епископства Утрехта между Католической церковью и Священной Римской империей , особенно в период с 11 по 15 века.
Постреформационные Нидерланды
Северные провинции, восставшие против испанских Нидерландов и подписавшие Утрехтскую унию 1579 года , преследовали Римско-католическую церковь, конфисковали церковное имущество, изгнали монахов и монахинь из женских монастырей и монастырей, а также сделали незаконным принятие католических таинств . [11] Однако католицизм не умер, скорее священники и общины ушли в подполье. Группы собирались для совершения таинств на чердаках частных домов под угрозой ареста. [12] Священники идентифицировали себя тем, что носили черную одежду с очень простыми воротниками . [13]
Все епископские кафедры в этом районе, включая Утрехтскую, стали вакантными к 1580 году, потому что испанская корона , которая с 1559 года имела покровительственные права над всеми епископствами в Нидерландах , отказалась назначать должности на то, что она считала еретическими территориями, и назначение апостольского викария рассматривалось как способ избежать прямого нарушения привилегии, предоставленной короне. [13] За назначением апостольского викария, первым за многие столетия, для того, что впоследствии стало называться Голландской миссией, последовали аналогичные назначения в других странах, управляемых протестантами, таких как Англия , которые также стали территориями миссий. [13] За беспорядком в Римско-католической церкви в Нидерландах между 1572 и примерно 1610 годами последовал период расширения римского католицизма под властью апостольских викариев. [14] что привело к протестантским протестам. [15]
Первоначальная нехватка римско-католических священников в Нидерландах привела к усилению пастырской деятельности религиозного духовенства, среди которого иезуиты составляли значительное меньшинство, составлявшее от 10 до 15 процентов всего голландского духовенства в период 1600–1650 годов. Между ними возникали конфликты, а также апостольские викарии и светское духовенство . [16] В 1629 году в Соединенных провинциях насчитывался 321 римско-католический священник, 250 светских и 71 религиозный, причем 34-летние иезуиты составляли почти половину монашествующих. К середине 17 века светских священников было 442, религиозных — 142, из них 62 были иезуитами. [17]
Шестой апостольский викарий голландско -голландской миссии Петрус Кодде был назначен в 1688 году. В 1691 году иезуиты обвинили его в поддержке янсенистской ереси . [18] Папа Иннокентий XII назначил комиссию кардиналов для расследования обвинений против Кодда. Комиссия пришла к выводу, что обвинения беспочвенны. [19] В 1702 году папа Климент XI сверг Кодде, чему Кодд подчинился. [20]
В то время как религиозное духовенство оставалось верным Святому Престолу, три четверти светского духовенства сначала последовали за Коддом, но к 1706 году более двух третей из них вернулись к римско-католической верности. [21] Из мирян подавляющее большинство встало на сторону Святого Престола. [17] Таким образом, большинство голландских католиков остались в полном общении с Папой и апостольскими викариями назначенными им .
После отставки Кодде Утрехтская епархия избрала Стиновена Корнелиуса епископом . [22] Утрехтский престол заявил о праве избирать своего собственного архиепископа в 1724 году, после того как его обвинили в янсенизме . После консультаций с каноническими юристами и теологами во Франции и Германии Доминик Мари Варле , католический епископ Французского ораторского общества иностранных миссий, рукоположил Стиновена в епископа без папского мандата. [23] То, что было де-юре стало автономным , де-факто независимой католической церковью. Хотя Папа был уведомлен обо всех разбирательствах, Святой Престол по-прежнему считал епархию вакантной, поскольку папское разрешение не было запрошено. Поэтому Папа продолжал назначать апостольских викариев в Нидерландах. Стиновен и другие епископы были отлучены от церкви Римско-католической церковью, и таким образом началась Старокатолическая церковь в Нидерландах . [12] Последующие епископы были затем назначены и рукоположены на кафедры Девентера , Харлема и Гронингена под Утрехтской кафедрой в последующие годы. [24]
Из-за преобладающих антипапских настроений среди могущественных голландских кальвинистов правительство Голландской Республики терпело и даже хвалило Утрехтскую церковь . [25]
В 1853 году Папа Пий IX получил гарантии свободы вероисповедания от короля Нидерландов Вильгельма II и восстановил римско-католическую иерархию в Нидерландах . [26] Святой Престол считает Римско-католическую архиепархию Утрехта продолжением епископского престола , основанного в VII веке и получившего статус митрополии 12 мая 1559 года, тем самым не признавая никакой легитимности старых католиков. [27]
Утрехта собор, Старокатолический Первый Ватиканский союз
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
После Первого Ватиканского собора (1869–1870) несколько групп католиков в Австро-Венгрии , императорской Германии и Швейцарии отвергли римско-католический догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали и ушли, чтобы сформировать свои собственные церкви. [28] Формирование Старокатолической общины немцев, австрийцев и швейцарцев началось под руководством Игнаца фон Деллингера , вслед за Первым Ватиканским собором. [4] Их поддержал старокатолический архиепископ Утрехта , который рукоположил для них священников и епископов. Позже голландцы были более формально объединены со многими из этих групп под названием « Утрехтский союз церквей ». [29]
Весной 1871 года съезд в Мюнхене собрал несколько сотен участников, включая англиканскую церковь и протестантских наблюдателей. [30] Деллингер, отлученный от церкви римско-католический священник и историк церкви, был известным лидером движения, но никогда не был членом Старокатолической церкви. [31]
Съезд решил сформировать «Старокатолическую церковь», чтобы отличить ее членов от того, что они считали новым учением в римско-католической догме о непогрешимости папы. Хотя он продолжал использовать римский обряд , с середины 18 века Голландский Старый католический престол в Утрехте все чаще использовал разговорный язык вместо латыни. Церкви, которые отделились от Святого Престола в 1870 году и впоследствии вошли в союз со Старым Католическим Престолом Утрехта, постепенно вводили народный язык в литургию , пока он полностью не заменил латынь в 1877 году. [32] В 1874 году старые католики отменили требование церковного безбрачия . [19]
Католическая епархия старых католиков в Германии получила поддержку от правительства Отто фон Бисмарка , чья политика Культуркампфа 1870-х годов преследовала Римско-католическую церковь. [33] В Австро-Венгрии пангерманские националистические группы , такие как группы Георга Риттера фон Шенерера , способствовали обращению всех немецкоязычных католиков в старый католицизм и лютеранство, но с плохими результатами. [34]
Распространение старого католицизма по всему миру [ править ]
В 1897 году группа польских мигрантов в США отделилась от Святого Престола из-за богословских и литургических проблем; их лидер, Францишек Ходур , был рукоположен в епископа старокатолическим архиепископом Утрехта Герардусом Гулем , основав Польскую национальную католическую церковь , которая присоединилась к Утрехтской унии.
старых католиков и либеральных Раскол католиков
В 1910 году Арнольд Мэтью — бывший британский католик и англиканец, который был рукоположен старокатолическим архиепископом Гулем в 1908 году — отделился от Утрехтской унии, основав Старую Римско-католическую церковь в Великобритании . В 1914 году он посвятил Рудольфа де Ландаса Бергеса , который эмигрировал в Соединенные Штаты в 1914 году и посеял семя старого римского католицизма в Америке. Мэтью также посвятил в епископы отлученного от церкви капуцина-францисканского священника: Кармеля Генри Карфору . [35] Различные христианские конфессии, претендующие на апостольскую преемственность от Мэтью, были основаны в мире через Бергеса, Карфору и других, включая Джеймса Веджвуда — основателя Либеральной католической церкви . Апостольская преемственность таких групп считается недействительной как Святым Престолом , Утрехтским Союзом , так и Англиканским Сообществом . Сам Матфей был отлучен от церкви и объявлен «псевдоепископом» Папой Пием X. [36] в то время как Международная конференция старокатолических епископов объявила его хиротонию недействительной , это было получено недобросовестно . [37]
Другая значительная фигура, Жозеф Рене Вилат , который был рукоположен в дьякона и священника епископом Эдуардом Герцогом Христианско -Католической Церкви Швейцарии ; [38] он работал с католиками бельгийского происхождения, живущими на полуострове Дор в Висконсине , с ведома и благословения Утрехтского Союза и под полной юрисдикцией местного епископального епископа Фон-дю-Лак, штат Висконсин . [39] Однако впоследствии он покинул старокатоликов и позже был рукоположен в епископа Патриархом Маром Юлием I Маланкарской православной сирийской церкви , хотя действительность такого посвящения оспаривается. [37] Он приступил к созданию ряда христианских конфессий, прежде чем в конечном итоге примирился со Святым Престолом. [40]
национальный католический раскол Утрехта из Польский
В 2003 году Польская национальная католическая церковь проголосовала за выход из UU из-за принятия Утрехтерским союзом рукоположения женщин и их отношения к гомосексуализму , которые Польская национальная католическая церковь отвергает. [41] [42] До этого, в 1994 году, немецкие старокатолические епископы Утрехтерского союза решили рукоположить женщин в священники и претворили это в жизнь 27 мая 1996 года. Аналогичные решения и практики последовали в Австрии, Швейцарии и Нидерландах. [43] К 2020 году швейцарская церковь также проголосовала за однополые браки . Браки между двумя мужчинами и двумя женщинами заключались так же, как и гетеросексуальные браки. [44]
Старокатолическая церковь Словакии [ править ]
Старокатолическая церковь Словакии была принята в 2000 году в члены Утрехтской унии. [45] Еще в 2001 году возникли вопросы относительно будущей хиротонии Августина Бачинского в сан старокатолического епископа Словакии, и дело было отложено. [46] Старокатолическая церковь Словакии была исключена из Утрехтской унии в 2004 году, поскольку епископский администратор Августин Бачинский был рукоположен епископом ваганским . [47]
В настоящее время единственной признанной христианской церковью в Америке, находящейся в общении с Утрехтским союзом, является Епископальная церковь . [48]
Статистика [ править ]
По состоянию на 2016 год [update], насчитывается 115 000 членов старокатолических церквей. [49]
Церковь | Членство |
---|---|
Католическая епархия старокатоликов в Германии | 15,500 [50] |
Старая католическая церковь Австрии | 14,621 [51] |
Старая католическая церковь Нидерландов | 10,000 [52] |
Христианско-католическая церковь Швейцарии | 13,500 [53] |
Старокатолическая мариавитская церковь в Польше | 29,000 [54] |
Польская католическая церковь в Польше [б] | 20,000 [55] |
Доктрина [ править ]
Старокатолическая теология рассматривает Евхаристию как ядро христианской церкви ; с этой точки зрения церковь является сообществом верующих. Все находятся в общении друг с другом вокруг жертвы Иисуса Христа , как высшего выражения любви Божией . Поэтому совершение Евхаристии понимается как переживание победы Христа над грехом . Победа над грехом состоит в объединении разделенного. [56]
Активным участником Декларации Католического конгресса в Мюнхене 1871 года — и всех последующих ассамблей — был Иоганн Фридрих фон Шульте , профессор догматики в Праге . Фон Шульте подвел итоги конгресса следующим образом: [57]
- приверженность древней католической вере;
- обеспечение прав католиков;
- отказ от новых римско-католических догм;
- следование конституциям древней Церкви с отказом от всякого догмата веры, не согласовавшегося с тогда сложившимся совестью Церкви;
- реформа Церкви с конституционным участием мирян;
- подготовка пути к воссоединению христианских конфессий;
- реформа обучения и положения духовенства;
- приверженность государству против нападок ультрамонтанизма ;
- отказ от Общества Иисуса ;
- претензии на недвижимое имущество Церкви
1889 год В Утрехтской декларации говорится, что Утрехтский союз верит в Общины « следующую цитату Винсента Леринского из его » : «Необходимо принять все возможные меры, чтобы мы придерживались той веры, в которую верили везде, всегда и всеми; ибо это действительно то, что является католиком ». [58] [59] УУ . позволяет разведенным заключить новый религиозный брак в церкви [60] а к 1877 году старые католики постепенно заменили латинскую мессу на просторечие. [32] В 1989 году Союз Утрехта выступил против абортов , но «обычные исключения следует делать по согласованию со священником». [61]
Апостольская преемственность [ править ]
Старое католичество ценит апостольскую преемственность , под которой понимают как непрерывное рукоположение епископов во времени ( исторический епископат ), так и продолжение всей жизни церковной общины словом и таинством на протяжении лет и веков. Старые католики считают апостольскую преемственность передачей веры, в которой участвует вся Церковь. В этом процессе на служение возложена особая ответственность и задача – заботиться о продолжении во времени миссии Иисуса Христа и Его апостолов. [56]
В соответствии с принципом ex opereoperato , некоторые рукоположения епископов, не состоящих в общении с Римом, до сих пор признаются действительными Святым Престолом , а рукоположения старокатолических епископов в церквях Союза Утрехта никогда официально не подвергались сомнению. Святого Престола до недавнего рукоположения женщин в священники. [62]
Экуменизм [ править ]
Утрехтский союз считает, что воссоединение церквей должно быть основано на повторной реализации решений веры, принятых неделимой Церковью. Таким образом, утверждают они, первоначальное единство Церкви могло бы снова стать видимым. Следуя этим принципам, впоследствии епископы и богословы церквей Утрехтского союза поддерживали контакты с представителями русской православной , лютеранской и англиканской церкви . [3] [63]
Участие старокатоликов в многостороннем экуменическом движении формально началось с участия двух епископов из Нидерландов и Швейцарии в Лозаннской конференции «Вера и порядок» (F&O) (1927 г.). Эта сторона экуменизма всегда оставалась основным интересом для старых католиков, которые никогда не пропускали конференции F&O. Старые католики также участвуют в других мероприятиях ВСЦ и национальных советов церквей. Активным участием в экуменическом движении с самого его зарождения ОКЦ демонстрирует свою веру в эту работу. [63]
См. также [ править ]
Движения [ править ]
- Независимый католицизм
- Либеральная католическая церковь
- Общество Виллиброрда
- Немецкие католики (секта)
Люди [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Организация Польская католическая церковь в Польше , членская церковь UU , не следует путать с Католической церковью в Польше или с Польской национальной католической церковью , бывшей церковью-членом UU .
- ^ Польская католическая церковь в Польше , церковь-член UU , не следует путать с католической церковью в Польше или с PNCC , бывшей церковью-членом UU .
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Церкви-члены» . utrecht-union.org . Утрехт, Нидерланды: Утрехтский союз старых католических церквей. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Скрэнтонский союз: союз церквей в общении с Польской национальной католической церковью» . Unionofscranton.org . Скрэнтон, Пенсильвания: Союз Скрэнтона. Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Соглашение» (PDF) . Утрехтский союз. 23 ноября 2016 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Старокатолические церкви» . Всемирный совет церквей . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Джеймс Р., Льюис (1998). «Старокатолическое движение». Энциклопедия культов, сект и новых религий (1-е изд.). США: Книги Прометея. п. 367. ИСБН 1-57392-222-6 .
- ^ «Старая католическая церковь | Христианство | Британика» . www.britanica.com . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Двусторонние отношения» . Церковь Швеции . 24 сентября 2020 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Церкви в общении с англиканской церковью» . Europe.anglican.org. 8 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2010 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Старокатолическая церковь в Нидерландах» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Старокатолические церкви | Всемирный совет церквей» . www.oikoumene.org . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Каплан, Бенджамин Дж. (осень 1994 г.). « 'Остатки папского ига': апатия и оппозиция в голландской реформации». Журнал шестнадцатого века . 25 (3): 653–669. дои : 10.2307/2542640 . ISSN 0361-0160 . JSTOR 2542640 . S2CID 163784117 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нил 1858 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Паркер, Чарльз Х. (июль 2009 г.). Вера на полях: католики и католицизм в голландском золотом веке . Издательство Гарвардского университета. стр. 30–31. ISBN 9780674033719 .
- ^ Коой, Кристина (30 апреля 2012 г.). Кальвинисты и католики во время золотого века Голландии: еретики и идолопоклонники . Издательство Кембриджского университета. стр. 48–49. ISBN 9781107023246 .
- ^ Гелдерблом, Арье Ян; Де Йонг, Ян Л.; Вак, Марк Ван (январь 2004 г.). Нидерланды как перекресток религиозных верований . БРИЛЛ. п. 168. ИСБН 9004122885 .
- ^ Захман, Рэндалл К. (сентябрь 2008 г.). Жан Кальвин и римский католицизм: критика и взаимодействие тогда и сейчас . Бейкер Академик. п. 124. ИСБН 9780801035975 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паркер, Чарльз Х. (июль 2009 г.). Вера на полях: католики и католицизм в голландском золотом веке . Издательство Гарвардского университета. п. 39. ИСБН 9780674033719 .
- ^ Ван Клей, Дейл К. (август 2008 г.). «Гражданский гуманизм в церковной одежде: галликанские воспоминания о ранней церкви и проект примитивистской реформы 1719-1791». Прошлое и настоящее . 200 (1): 77–120. дои : 10.1093/pastj/gtm055 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виссера, Ян (2003). «Старокатолические церкви Утрехтской унии». Международный журнал изучения христианской церкви . 3 (1): 68–84. дои : 10.1080/14742250308574025 . ISSN 1474-225X . S2CID 144732215 .
- ^ Хардон, Джон А. (1963). «17. Старокатолические церкви». Религии мира . Интернет-архив. Вестминстер, Мэриленд: Ньюман Пресс. п. 470.
- ^ Баквис, Герман (1981). Католическая власть в Нидерландах . McGill-Queen's Press. п. 22 . ISBN 9780773503618 .
- ^ «Кембриджские журналы онлайн — журнал церковного права» . Журналы.cambridge.org . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Варле, Доминик-Мари (1986). Внутренняя переписка Доминик-Мари Варле . СВЕТИТЬ. ISBN 9004076719 . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Прутер, Карл (октябрь 2006 г.). Старая католическая церковь (3-е изд.). ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9780912134413 . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Ли, Стивен Дж. (1984). Аспекты европейской истории, 1494-1789 гг . Рутледж. ISBN 9780415027847 . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Альгис Ратникас. «Хронология Нидерландов» . Сроки.ws. Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 769
- ^ «Старая католическая конференция» . oldcatholichistory.org . Проверено 25 апреля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Декларация Католического конгресса» . oldcatholichistory.org . Проверено 25 апреля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Исследование первых старых католических конгрессов» . oldcatholichistory.org . Проверено 25 апреля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Отец Иоганн Йозеф Игнац фон Доллингер» (PDF) . oldcatholichistory.org . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 года . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс С. Пула (лето 2009 г.). «Польско-американский католицизм: пример культурного детерминизма» . Католический историк США . 27 (3): 1–19. дои : 10.1353/cht.0.0014 . ISSN 0735-8318 . S2CID 154139236 . Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 25 апреля 2010 г. - через Project MUSE.
- ^ Дэвис, Дерек Х. (осень 1998 г.). «Редакционная статья: Религиозные преследования в сегодняшней Германии: обновление старых привычек». Журнал церкви и государства . 40 (4). Уэйко, Техас: Институт исследований церкви и государства Дж. М. Доусона при Университете Бэйлора: 741–756. дои : 10.1093/jcs/40.4.741 . ISSN 0021-969X .
- ^ Дженсен, Джон Х. (1971). Силы перемен . Европейский опыт, темы современной истории. Том. 1. Веллингтон: Рид. ISBN 9780589040635 . [ нужна страница ]
- ^ «Независимые и старые католические церкви» . Novelguide.com. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Папа Пий X (15 февраля 1911 г.). «Священники Арнольд Харрис Мэтью Герберт Игнатиус Бил и Артур Уильям Ховарт отлучены от церкви по имени» . Acta Apostolicae Sedis 3 (2): 53–54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брандрет, Генри RT (1987) [Впервые опубликовано в 1947 году]. Episcopi vagantes и Англиканская церковь . Сан-Бернардино, Калифорния: Borgo Press. ISBN 0-89370-558-6 .
- ^ Уикс, Дональд М. «Частичная хронологическая история первых старых католиков в Соединенных Штатах» (PDF) . oldcatholichistory.org . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ CB Мосс (1964) «Старое католическое движение» с. 291, средний абзац
- ^ «Великолепное превращение» . Крест . 23 июня 1925 года.
- ^ «Наша история» . PNCC.org. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Утрехтерский союз - История» . www.utrechter-union.org .
- ^ «Информация > Рукоположение женщин • Католическая епархия старокатоликов в Германии» . www.alt-katholisch.de . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Джеймс, Робертс; Тиг, Эллен (1 сентября 2020 г.). «Информационный брифинг: Церковь в мире» . Планшет . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Утрехтерский союз - Коммюнике заседания IBC в Бреслау / PL 2000» . www.utrechter-union.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2016 года . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ «Утрехтерский союз - Коммюнике заседания IBC в Бендорфе/Германия, 2001 г.» . www.utrechter-union.org . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ «Утрехтерский союз - церкви-члены» . www.utrechter-union.org . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Таддеус А. Шниткер (июль 1999 г.). «Старые католические церкви Утрехтского союза» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ «Международная конференция старокатолических епископов» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Католическая епархия старокатоликов в Германии» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Январь 1948 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Старокатолическая церковь в Австрии» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Январь 1967 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Старокатолическая церковь в Нидерландах» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Январь 1948 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Старокатолическая церковь Швейцарии» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Январь 1948 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Старокатолическая Мариавитская церковь в Польше» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Январь 1969 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Польская католическая церковь в Польше» . oikoumene.org . Женева: Всемирный совет церквей. Январь 1948 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Богословское и духовное видение» . Утрехтский союз старых католических церквей. Архивировано из оригинала 17 апреля 2010 года . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Баумгартен, Пауль Мария (1911). « Старые католики ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ «СТАРОКАТОЛИКИ». Словарь религий (на французском языке). Университетские издательства Франции. 1984.стр. 1771–2. ISBN 2-13-037978-8 . OCLC 10588473 .
- ^ В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Винсент Леринский (1955) [1894, разные издатели]. « Община Винсента Леринского за древность и универсальность католической веры против светских новшеств всех ересей» . В Шаффе, Филип ; Уэйс, Генри (ред.). Сульпитий Север, Винсент Леринский, Иоанн Кассиан . Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви. Вторая серия. Том. 11. Перевод Чарльза А. Хертли (переиздание). Гранд-Рапидс: Б. Эрдманс. С. 127–130 [132]. OCLC 16266414 – через эфирную библиотеку Christian Classics .
- ↑ Брак, развод, повторный брак. Архивировано 2 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ « СТАРЫЕ КАТОЛИКИ ГОВОРЯТ, что ХРИСТОС — ИХ ЛИДЕР» . Новости Дезерета . 15 апреля 1989 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Эдвард Макнамара, «Старая католическая и польская национальные церкви» » . Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Старокатолическое экуменическое обязательство» . Утрехтский союз старых католических церквей. Архивировано из оригинала 12 августа 2009 года.
Источники [ править ]
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Нил, Джон М. (1858). История так называемой янсенистской церкви Голландии; с очерком его более ранних анналов и некоторыми сведениями о совместной жизни Братьев . Оксфорд; Лондон: Джон Генри и Джеймс Паркер. hdl : 2027/mdp.39015067974389 . OCLC 600855086 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Епископи Вагантес и Англиканская церковь . Генри РТ Брандрет . Лондон: Общество распространения христианских знаний, 1947.
- Episcopi vagantes в истории церкви. Эй Джей Макдональд. Лондон: Общество распространения христианских знаний, 1945.
- Старокатолическая церковь: история и хронология (Автокефальные православные церкви, № 3). Карл Прутер . Хайлендвилл, Миссури: Пресса Сент-Виллиброрда, 1996.
- Старый католический справочник (Справочная библиотека социальных наук Гарланд). Карл Прутер и Дж. Гордон Мелтон . Нью-Йорк: Издательство Garland, 1983.
- Старые католические церкви и англиканские ордена . КБ Мосс. Христианский Восток, январь 1926 года.
- Старокатолическое движение . КБ Мосс. Лондон: Общество распространения христианских знаний, 1964.
- «Святая Троица в богословии Доминика Варле у истоков старого католицизма». Серж А. Терио. Internationale Kirchliche Zeitschrift , Jahr 73, Heft 4 (октябрь-декабрь 1983 г.), с. 234-245.