фебронианство

Фебронианство — мощное движение внутри католической церкви в Германии во второй половине XVIII века, направленное на национализацию католицизма, ограничение власти папства в пользу епископата и воссоединение диссидентских церквей с католической церковью. Его направленность в целом соответствовала направленности галликанизма во Франции . [1] Фридрих Лаухерт описывает фебронианство в Католической энциклопедии как политико-церковную систему, якобы призванную облегчить примирение протестантских образований с католической церковью путем ограничения власти Святого Престола . [2]
Происхождение имени
[ редактировать ]Название происходит от псевдонима Юстинус Феброниус, , при публикации его книги принятого Иоганном Николаусом фон Хонтхаймом, епископом-коадьютором Трира De statu ecclesiae et legitima potestae Romani pontificis . [а] Используя галликанские принципы, заимствованные у канониста Зегера Бернхарда ван Эспена из Лувенского университета , Хонтхайм перешел к радикализму, намного превосходящему традиционный галликанизм. Его теория церковной организации была направлена на то, чтобы свести на нет внутри Католической церкви уникальную власть, которой наделен епископ Рима административный . [2] В 1738 году Хонтхайм отправился в Кобленц в качестве чиновника при архиепископе - курфюрсте Трирском . Архиепископы Трира были одновременно принцами и курфюрстами Священной Римской империи . По словам Уолтера Элисона Филлипса , писавшего в Британской энциклопедии , он тем самым имел широкие возможности наблюдать, как внутренние дела Священной Римской империи подвергались вмешательству Римской курии . В частности, это произошло на переговорах, предшествовавших выборам императоров Священной Римской империи Карла VII и Франциска I , в которых участвовал Хонтхейм . побудил его критически рассмотреть папские претензии В этих двух случаях, по-видимому, именно папский нунций ; Священной Римской империи его крайние претензии и вмешательство в дела, рассматриваемые коллегией выборщиков . Хонтхайм опубликовал результаты под своим псевдонимом. [3] Книга вызвала в то время значительный ажиотаж и споры. [1]
Обзор
[ редактировать ]
Основные положения, защищаемые Фебронием, сводились к следующему. Конституция Церкви не является, по установлению Христа , монархической , и Папа , хотя и имеет право на определенное первенство , подчиняется Вселенской Церкви. Хотя как «центр единства» его можно считать хранителем и защитником церковного закона , и хотя он может предлагать законы и посылать легатов по делам своего первенства, его суверенитет ( principatus ) над Церковью не является единым. юрисдикции ordinis , а порядка и сотрудничества ( et consociationis ). Римская ( ультрамонтанская ) доктрина папской непогрешимости не принимается другими католическими церквями и, более того, не имеет практической пользы. Церковь основана на едином епископстве, общем для всех епископов, причем Папа является первым среди равных . [1]
Отсюда следует, что Папа подчиняется общим советам , на которых епископы являются его коллегами ( conjudices ), а не просто его советниками; он также не имеет исключительного права созывать такие советы. Декреты генеральных соборов не должны быть подтверждены папой и не могут быть им изменены; с другой стороны, решения папы могут быть обжалованы в генеральном совете. Что касается прав пап в таких вопросах, как апелляции, оговорки, утверждение, перевод и низложение епископов, то они принадлежат, собственно, епископам на провинциальных синодах и были узурпированы папством постепенно в результате различных причин. особенно Псевдоисидориевых декреталов . [1] Псевдо-Исидоревы декреталии, также известные как Ложные декреталии, представляют собой набор фальшивых документов, включенных в сборник канонического права , некоторые из которых касаются отношений политических и церковных властей, составленный примерно в середине девятого века автором, который использовал псевдоним Исидор Меркатор . Луи Сальтет в «Католической энциклопедии» писал, что на подделках лежит часть вины за искаженное представление о церковной древности в средние века , и они размывают всю историческую перспективу. [4]
Поэтому для здоровья Церкви необходимо восстановить дело в том состоянии, в котором оно было до Псевдоисидоровских декреталов, и предоставить епископату должную власть. Главным препятствием к этому является не сам папа, а Курия, и с этим надо бороться всеми возможными средствами, особенно путем тщательного народного просвещения ( primum adversus abususn ecclesiasticae potestatis remedium ), а также путем созыва национальных и провинциальных синодов, пренебрежение которым является главной причиной бед Церкви. Если папа не пожелает принять решение по этому вопросу, князья, и особенно император, должны действовать в сотрудничестве с епископами, созывать национальные соборы даже вопреки воле папы, игнорировать его отлучение от церкви и, в крайнем случае, отказываться от послушания в этих вопросах. дела, в отношении которых папство узурпировало юрисдикцию. [1]
Рецепция фебронианства
[ редактировать ]![]() |
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Взгляды Феброния не были оригинальными. В основном это были те, которые преобладали на Констанцском и Базельском соборах XV века; но они были поддержаны Хонтхаймом с таким богатством знаний, и они настолько хорошо вписывались в интеллектуальные и политические условия того времени, что нашли широкое признание. [1] Личность Феброния стала известна в Риме почти сразу после того, как она была опубликована; но несколько лет спустя, в 1778 году, Хонтхейму пришлось отказаться. [3] При этом никаких шагов против лично Хонтгейма, хорошо известного в Риме, предпринято не было. [2]
Лаухерт писал, что в трех последующих томах Хонтхайм защищал свою книгу под именем Феброниус и под другими псевдонимами от серии нападок. Помимо Judicium Academicum из Кельнского университета (1765), появились опровержения большого числа католических авторов, Лаухерт перечисляет названия Пьетро Баллерини , Томмазо Марии Мамачи и Франческо Антонио Заккариа . Были также опровержения, написанные с протестантской точки зрения, чтобы отвергнуть идею о том, что уменьшение папской власти было всем, что было необходимо для возвращения протестантов в союз с католической церковью, например, Лаухерт перечисляет титулы Карла Фридриха Бардта , Иоганна Фридриха Бардта. и Карл Готтлоб Хофманн. [2]
Книга была официально осуждена 27 февраля 1764 года Папой Климентом XIII . В сообщении от 21 мая 1764 года Папа Климент XIII приказал всем епископам Германии запретить книгу. Осуждение папы было встречено весьма неоднозначно; в некоторых епархиях приказ о запрете книги был проигнорирован, в других действия по нему были отложены до независимой экспертизы, в третьих (девять или десять прелатов, в том числе курфюрст Трирский) ему сразу же подчинились по политическим причинам, хотя даже в них запретная книга стала правительственным требником. [1] [2] Лаушерт писал, что, несмотря на запрет, книга, гармонирующая с духом времени, имела огромный успех и была переиздана на немецком, французском, итальянском, испанском и португальском языках. [2]
Первые меры против Хонтгейма были приняты папой Пием VI , который убеждал принца Клеменса Вацлава Саксонского , курфюрста Трирского, убедить Хонтгейма отозвать книгу; [2] Венцеслав грозил лишить не только Хонтгейма, но и всех его родственников должностей. [3] Его первоначальное отречение было отклонено Святым Престолом. [2] Хонтхейм после долгих усилий, долгих колебаний и переписки подписал отречение; Вацлав направил исправленное и исправленное отречение Хонтхайма от 15 ноября 1778 года Святому Престолу . [2] Лаухерт написал, что отречение Хонтхайма не было искренним, как видно из его последующих действий; его Комментарий в Suam Retractationem Pio VI. Понт. Макс. Подача Календиса в ноябре 1778 года , написанная для того, чтобы оправдать его отречение перед публикой, показывает, что Хонтхайм не отказался от своих идей. [2] [б] Эта книга должна была стать доказательством того, что его представление было сделано по его собственной воле; он тщательно избегал всех наиболее животрепещущих вопросов, а скорее имел тенденцию показывать — как доказывает его переписка — что Хонтгейм существенно не изменил свою точку зрения; но с этого времени Рим оставил его в покое, и в том же году последовало снятие порицания. [3]
Фактически фебронианское учение в точности соответствовало взглядам немецких епископов, которые были отнюдь не бескорыстны. Следует помнить, что немецкие епископы в то время были скорее великими светскими князьями, чем католическими прелатами; за редким исключением, они не претендовали на исполнение своих духовных обязанностей; они в полной мере разделяли несколько поверхностное Просвещение того времени. Как князья Империи, они отстояли свою практическую независимость от императора; их раздражало то, что они считали неоправданным вмешательством курии в их суверенные прерогативы, и они хотели также установить свою независимость от папы. Таким образом, в рядах иерархии эгоистические мотивы сочетались с другими, более респектабельными, чтобы обеспечить принятие позиции Феброна. [1]
Среди светских правителей прием был еще менее двусмысленным. Даже такая набожная государь, как Мария Терезия Австрийская, не позволила запретить Фебронию находиться в владениях Габсбургов ; ее сын, Иосиф II, император Священной Римской империи , с безжалостной тщательностью применял фебронианские принципы. В Венеции , в Тоскане , в Неаполе , в Португалии они вдохновляли энергичные усилия просвещенных деспотов реформировать Церковь сверху; и они дали новый импульс движению против иезуитов , которое под давлением светских правительств завершилось подавлением Общества Иисуса Папой Климентом XIV в 1773 году. [3]
По словам Лаухерта, первая попытка дать фебронианским принципам практическое применение была предпринята в Германии на конференции в Кобленце 1769 года, где три церковных курфюрста через своих делегатов и под руководством Хонтхейма составили список из тридцати жалоб. против курии, в соответствии с принципами «Феброния»; [2] [с] и, представив их Иосифу II, переслал их новому папе Клименту XIV . Эти статьи, хотя Феброний и был запрещен в архиепархиях, были по тону вполне фебронийскими; и действительно, сам Хонтхайм принимал активное участие в дипломатических переговорах, которые стали их итогом. [1]
Попытка реализовать принципы «Феброния» в широком масштабе была предпринята в Австрии, где при Иосифе II по намеченному плану была создана национальная Церковь. [2] Брат Иосифа, Леопольд II, великий герцог Тосканы , предпринимал усилия в том же направлении в Великом герцогстве Тосканском . [2] Лаухерт писал, что именно австрийские канонисты внесли наибольший вклад в составление нового свода законов, регулирующего отношения церкви и государства, который использовался при Иосифе II; особенно примечательны учебники по каноническому праву, предписанные для австрийских университетов и составленные Паулем Йозефом фон Риггером , Йозефом Иоганном Непомуком Пехемом и Иоганном Валентином Эйбелем. [2]
Феброниус вдохновил работу двух церковных ассамблей, оба состоявшихся в 1786 году: резолюции, принятые в этом направлении на реформирующем Синоде Пистойи под руководством епископа Сципионе де Риччи , были отвергнуты большинством епископов страны; более значительным был конгресс в Эмсе , на котором три церковных курфюрста — Кельна , Майнца и и Трира — и принц-епископ архиепископства Зальцбурга в соответствии с основными принципами «Феброниуса» сделали новая попытка урегулировать отношения Германской церкви с Римом с целью обеспечить первой большую степень независимости; они также поручил своим представителям составить двадцать три статьи знаменитого Эмсского пункта , впоследствии ратифицированного и изданного архиепископами. Этот документ стал результатом нескольких лет споров между архиепископами и папскими нунциями , вызванных, как считалось, неоправданным вмешательством последних в дела немецких епархий. [1] [2]
В составлении « Пункции Эмса» он не принимал активного участия, но она была целиком вдохновлена его принципами. Он состоял из двадцати трех статей, которые можно резюмировать следующим образом. Епископы имеют, в силу данных им Богом полномочий, полную власть в своих епархиях во всех вопросах домостроительства, покровительства и тому подобного; папские буллы , сводки и т. д., а постановления римских конгрегаций имеют обязательную силу в каждой епархии только тогда, когда они санкционированы епископом; нунциатуры, как это считалось до сих пор, должны быть прекращены; присяга на верность папе, требуемая от епископов со времен папы Григория VII, должна быть изменена, чтобы привести ее в соответствие с епископскими правами; аннаты и сборы, уплачиваемые за паллиум и конфирмацию, должны быть снижены, а в случае отказа в паллиуме или конфирмации немецкие архиепископы и епископы должны иметь возможность свободно исполнять свои обязанности под защитой императора; с церковными трибуналами первой и второй инстанции (епископским и митрополичьим) Апостольский нунций в Кельне не имеет права вмешиваться, и, хотя апелляция в Рим разрешена при определенных национальных гарантиях, высказывается мнение, что было бы лучше учредить в каждой архиепископии окончательный апелляционный суд, представляющий провинциальный синод; наконец, императора просят использовать свое влияние на Папу, чтобы добиться созыва национального совета, чтобы устранить недовольство, оставленное без удовлетворения Тридентским собором . [1]
результатов . Однако пунктация Эмса не принесла практических [2]
Приведут ли эти манифесты к воссозданию католической церкви по фебронианским принципам, навсегда останется сомнительным. Вмешалась Французская революция ; немецкая церковь погибла во время бури; а в 1803 году секуляризация, проведенная по приказу Первого консула, положила конец светским амбициям ее прелатов. Фебронианство действительно выжило. Карл Теодор фон Дальберг , принц-примат , Рейнской Конфедерации поддерживал ее принципы на протяжении всей наполеоновской эпохи и надеялся утвердить их в новой Германии, которая будет создана Венским конгрессом . Он послал на это собрание в качестве представителя Немецкой церкви епископа Игнаца Генриха фон Вессенберга , который в своем епископстве Констанце без колебаний применил фебронианские принципы при реформировании своими собственными силами богослужения и дисциплины в Церкви. Но времена были не благоприятны для подобных экспериментов. Волна реакции после революционных потрясений резко пошла в сторону традиционной власти, как в религии, так и в политике; и то ультрамонтантское движение, которое еще до конца столетия должно было доминировать в Церкви, уже показывало признаки энергичной жизни. Более того, великая национальная немецкая церковь, о которой мечтал Дальберг — с самим собой в качестве примаса — не обращался к немецким князьям, упорно придерживавшимся своего недавно приобретенного статуса европейской державы. Один за другим они вступили в конкордаты с Римом, и фебронианство из агрессивной политики перешло в умозрительное мнение. Как таковое оно прочно сохранилось, особенно в университетах ( особенно Бонн с момента своего основания в 1774 году был очень фебронским), и оно вновь энергично заявило о себе в отношении многих наиболее образованных немецких прелатов и профессоров к вопросу определения католического догмата о папской непогрешимости в 1870 году. Фактически именно против фебронианской позиции были намеренно направлены декреты Первого Ватиканского Собора , и их обнародование ознаменовало триумф ультрамонтанской точки зрения. Действительно, в Германии борьбу против папской монархии какое-то время вели правительства Культуркампфа — старых католиков, представляющих воинствующее фебронианство. Последнее, однако, поскольку Отто фон Бисмарк « Отправились в Каноссу » превратились в респектабельную, но сравнительно малоизвестную секту, а фебронианство, хотя оно еще имеет некоторое влияние внутри церкви в капитулах и университетах Рейнских провинций, практически вымерло в Германии. Его возрождение под видом модернизма вызвало в 1908 году резкое осуждение со стороны Папы Пия X, воплощенное в энциклике Pascendi dominici gregis . [1]
См. также
[ редактировать ]- Первый Ватиканский Собор
- галликанство
- Якоб Антон Заллингер из Турна
- Жозефинизм
- Ультрамонтанизм
- Старый университет Левена
- Антикуриализм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Юстин Феброниус (псевдоним) [Хонтхайм, Иоганн Николаус фон] (1766 г.) [Впервые опубликовано в 1763 г.]. De statu Ecclesiae et legitima potestate Romani Pontificis liber uniqueis; ad reuniendos dissidentes in communide christianos compositus (на латыни). Буллиони: Эврардус. OCLC 15742817 . Проверено 23 апреля 2013 г. Цитируется у Филлипса 1911 года . Филлипс отмечает, что во втором, расширенном издании есть новые предисловия, адресованные Папе Клименту XIII, христианским королям и принцам, епископам католической церкви, а также докторам богословия и канонического права; три дополнительных тома, опубликованные в 1770, 1772 и 1774 годах во Франкфурте, посвящены защите оригинального произведения от критиков. [1]
- ^ Юстин Феброниус (псевд.) [Хонтхайм, Иоганн Николаус фон] (1781). Комментарий к его опровержению Пия VI. Мост Макс. Календис ноябрь. представлено в 1778 г. (на латыни). Франкфурт. Цитируется в Лаухерт (1909). Католическая энциклопедия .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [2] - ^ ле Брет, Иоганн Ф., изд. «Gravamina trium Archiepiscoporum-Electorum, Moguntinensis, Trevirensis et Coloniensis contra Curiam Apostolicam anno 1769. ad Cæsarem delata» . Журнал об использовании государств и церковной истории, прежде всего конституционного права католических правителей по отношению к своему духовенству (на латыни) (8). Ульм: на счет книжного магазина Штеттина: 1–21. OCLC 225242437 . Проверено 23 апреля 2013 г. Цитируется в Лаухерт (1909). Католическая энциклопедия .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м свободном доступе : Филлипс, Уолтер А. (1911). « Фебронианство ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 230–231. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Лаухерт, Фридрих (1909). « Фебронианство ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хонтхайм, Иоганн Николаус фон ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 663. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Сальтет, Луи (1909). « Ложные декреталии ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.