Jump to content

субординационизм

«Небесная Троица» соединилась с « Земной Троицей » через Воплощение Сына « Небесная и Земная Троица» ( Мурильо ок . 1677 ).

Субординационизм — это учение о Троице, в котором Сын (а иногда и Святой Дух ) подчинен Отцу не только в подчинении и роли, но с фактическим онтологическим подчинением в различной степени. [1] Он постулирует иерархическое ранжирование лиц Социальной Троицы, подразумевающее онтологическое подчинение личностей Сына и Святого Духа. [2] Оно было осуждено как еретическое на Втором Константинопольском соборе . [3] [4]

Его не следует путать с арианством , поскольку субординационизм обычно рассматривается как более близкий к никейско-константинопольскому взгляду. Арианство, хотя и развилось из него, не исповедовало личность Святого Духа и вечность Сына. [5] [6]

Доникейский

[ редактировать ]

По мнению Бэдкока, практически все ортодоксальные богословы до арианских споров во второй половине IV века в той или иной степени были субординационистами. [7] что касается и Иринея , Тертуллиана , Оригена , [8] [9] Ипполит , Иустин Мученик и Новациан . [10] [11] [12] Он также был найден в Вознесении Исайи . [13] Однако, возможно, были некоторые доникейские христианские писатели, которые не поддерживали субординационизм. Игнатий Антиохийский , Афинагор и ранние «Оды Соломона», кажется, отражают несубординационистское понимание Троицы. [14] [15] [16] Кроме того, такие богословы, как Эмиль Мерш, оспаривают утверждение о том, что Ириней учил какой-либо форме субординационизма. [17]

Арий и Александр

[ редактировать ]

Спор между Александром и Арием, положивший начало Арианскому спору, возник в 318 или 319 году. [18] В начале спора никто не знал правильного ответа. [19] Арий ( ок. 250–336 ), священнослужитель Александрии в Египте, «возражал против явной небрежности Александра (епископа церкви в этом городе) в стирании различия природы между Отцом и Сыном, подчеркивая вечное поколение». [20] По мнению Сократа, позиция Ария заключалась в следующем:

«Если Отец родил Сына, то рожденный имел начало существования: и из этого видно, что было время, когда Сына не было. Отсюда с необходимостью следует, что Он [Сын] получил свою сущность из ничего». [21]

Как поясняется в статье о Первом Никейском соборе , по словам Келли, [22] спор шел о том, было ли у Сына начало. Чтобы аргументировать эту точку зрения, стороны ссылались на источник существования Сына:

Чтобы оправдать свою точку зрения о том, что Сын не имеет начала, Александр утверждал, что Сын был «рожден» Отцом из его собственного существа.Но Арий утверждал, что Сын был создан из ничего, а потому имел начало.

Поэтому Александр описал Сына как равного Отцу, а Арий описал Его как подчиненного Отцу.

Первый Никейский собор

[ редактировать ]

По причине своей умеренности в религиозном и политическом спектре убеждений Константин I обратился к Евсевию Кесарийскому с просьбой попытаться заключить мир между арианами и их противниками в Никее I. [23]

Евсевий Кесарийский в книге «К богословию Церкви» писал , что Никейский символ веры представляет собой полное выражение христианского богословия, которое начинается словами: «Мы верим в Единого Бога...» Евсевий продолжает объяснять, как первоначально цель не была изгнать Ария и его сторонников, а найти Символ веры, в котором все они могли бы согласиться и объединиться.

Евсевий Кесарийский предложил компромиссную формулировку символа веры, в которой Сын будет утверждаться как «homo i ousios», или «имеющий сходную сущность/природу» с Отцом. Но Александр и Афанасий видели, что этот компромисс позволит арианам продолжать учить своей ереси, но формально оставаться в рамках ортодоксальности, и поэтому отвергли эту формулировку.

«Решающее лозунг никейского исповедания, а именно homoousios ... исходит от не кого иного, как самого императора. До сих пор никто не прояснил вопрос, откуда император взял этот термин. [24] Homoousios означает «имеющий одну и ту же сущность/природу» с Отцом. Многим богословам этот термин не нравился. «Их возражение против термина «гомоусиан» заключалось в том, что он считался небиблейским, подозрительным и «имеющим савеллианскую тенденцию». [25] [26] «Но император оказывал значительное влияние. Следовательно, заявление было одобрено всеми, кроме троих». [26] [27] [28]

Постникейский

[ редактировать ]

Афанасий выступал против субординационизма и был крайне враждебен иерархическому рангу божественных личностей. [29] Против него также выступали Августин и Григорий Нисский . [30] [31] Оно было осуждено в VI веке вместе с другими доктринами Оригена. [4]

Епифаний , писавший против Оригена, критиковал его взгляды на субординационизм. [32]

Реформаторская церковь шестнадцатого века

[ редактировать ]

В своих «Институтах христианской религии» , книга 1, глава 13, Кальвин нападает на тех членов семьи Реформации, которые, исповедуя «существование трех [божественных] личностей», говорят об Отце как о «дателе сущности», как если бы Он был «дателем сущности». истинно и истинно единственный Бог». Это, по его словам, «определенно низвергло Сына из его звания». [33] Это потому, что это подразумевает, что Отец является Богом, в отличие от Сына. Современные ученые согласны с тем, что это была форма того, что сегодня называется «субординационизмом» в шестнадцатом веке. Ричард Мюллер говорит, что Кальвин признавал, что то, чему учили его оппоненты, «равнозначно радикальному подчинению второго и третьего лица, в результате чего только Отец является истинным Богом». [34] Эллис добавляет, что это учение также подразумевало тритеизм, трех отдельных богов. [35]

Арминианство семнадцатого века

[ редактировать ]

Якоб Арминий (1560–1609), в отличие от Кальвина, утверждал, что рождение Сына следует понимать как зарождение личности Сына и поэтому атрибут самосуществования, или асеитас , принадлежал только Отцу. [35] Его ученик Симон Бисшоп (1583–1643), принявший имя Епископий, пошел еще дальше, открыто и неоднократно говоря о подчинении Сына. [36] Он писал: «Из этих же Священных Писаний ясно, что божественность и божественные совершенства этих людей [Сын и Дух] приписываются, но не параллельно или согласованно, а второстепенно». [36] Эллис говорит: «Его обсуждение важности признания подчинения между людьми занимает почти половину главы о Троице, а следующие четыре главы в основном посвящены последствиям этого подчинения». [35] В Англии XVII века арминианский субординационизм получил широкую поддержку со стороны ведущих английских богословов, в том числе епископа Джона Булла (1634–1710), епископа Джона Пирсона (1683–1689) и Сэмюэля Кларка (1675–1729), одного из самых образованных ученых-библеистов. своего дня. [34] [37]

Текущие просмотры

[ редактировать ]

Восточно-православный

[ редактировать ]

Согласно восточно-православной точке зрения, Сын произошел от Отца, который единственный не имеет причины и происхождения. С этой точки зрения Сын совечен Отцу или даже с точки зрения равной нетварной природы, разделяемой Отцом и Сыном. Западные христиане иногда неправильно понимают эту точку зрения как субординационизм. [ нужна ссылка ] . Ту же доктрину утверждают западные богословы, такие как Августин, даже если они не используют технический термин, то есть «Монархия Отца». [ нужна ссылка ] . Западный взгляд часто рассматривается Восточной Церковью как близкий к модализму . [38] [ нужна страница ] [39]

католики

[ редактировать ]

Католическая церковь также верит, что Сын рожден от Отца и Святой Дух исходит от Отца через / и от Сына. Католический богослов Джон Хардон второго и третьего лица писал, что субординационизм «отрицает единосущность Отцу. Поэтому он отрицает их истинную божественность». [ нужна ссылка ] Арий «возвел формальную ересь» субординационизма. [40] Международная теологическая комиссия писала, что «многие христианские богословы заимствовали из эллинизма понятие вторичного бога ( deuteros theos ), или промежуточного бога, или даже демиурга » . Субординационизм «скрывал у некоторых апологетов и у Оригена». [40] Сын находился для Ария в «промежуточном положении между Отцом и творениями». Никея I «определила, что Сын единосущен ( homoousios ) Отцу. Поступая таким образом, Церковь одновременно отвергла арианский компромисс с эллинизмом и глубоко изменила форму греческой, особенно платонической и неоплатонической , метафизики. говоря, она демифицировала эллинизм и осуществила его христианское очищение. Отвергая понятие промежуточного существа, Церковь признавала только два способа бытия: нетварный (несотворенный) и тварный». [40]

лютеране

[ редактировать ]

Субординационизм в еще одной форме получил поддержку ряда лютеранских богословов в Германии в девятнадцатом веке. Стокхардт, выступая против, говорит, что известные богословы Томасиус, Франк, Делич, Мартенсен, фон Хоффман и Цеклер утверждали, что Отец — это Бог в первичном смысле, а Сын и Дух — это Бог во второй и третьей степени. Наиболее резко он критикует лейпцигского богослова Карла Фридриха Августа Каниса (1814–1888). [41] Для этих лютеранских богословов Бог был Богом, Иисус Христос был Богом в некоторой меньшей степени. Американский лютеранский богослов Ф. Пипер (1852–1931) утверждает, что за этим учением стоит принятие «модернизма» или того, что мы сегодня называем богословским «либерализмом». [42]

Совсем недавно Джон Кляйниг из Австралийского лютеранского колледжа пропагандировал форму субординационизма и пришел к выводу:

Ну а разве возвышенный Христос в чем-то подчинен сейчас Отцу? Ответ одновременно «да» и «нет». Все зависит от того, говорим ли мы о Нем в Его природе как Бога или о Нем в Его служении как возвышенном Сыне Божием. С одной стороны, Он не подчинен Отцу в Своей божественной сущности, статусе и величии. С другой стороны, я считаю, что Он подчиняется Отцу в Своей наместнической должности и Своей работе пророка, священника и царя. Он оперативно подчинен Отцу. В нынешнем действии триединого Бога в церкви и мире Он является посредником между Богом-Отцом и человечеством. Возвышенный Христос получает все от Своего Отца, чтобы передать нам, чтобы, в свою очередь, вернуть нас к Отцу. [43]

Новые кальвинисты

[ редактировать ]

В то время как современные евангелисты верят в исторически согласованные основы христианской веры, включая Троицу, среди новокальвинистской формулы Троица — это один Бог в трёх равных Лицах, между которыми существует «экономическое подчинение» (как, например, когда Сын подчиняется Отцу). Совсем недавно, в 1977 году, концепция экономического субординационизма была выдвинута в новых кальвинистов . кругах [44] [45] [46] В учении Нового Завета о ролевых отношениях мужчин и женщин пресвитерианский служитель Джордж Найт III написал, что Сын функционально, но не онтологически, подчинен Отцу, утверждая тем самым, что вечное функциональное подчинение не обязательно подразумевает онтологическое подчинение. [47] [ нужна страница ] . Восприятие такой доктрины среди других евангелистов вызвало определенные противоречия. [48] [49] [50]

Нетринитаристы

[ редактировать ]

Основное христианское учение о Троице можно описать как учение о том, что Бог — это три отдельные ипостаси или личности , которые одновременно вечны, равны и неразрывно объединены в одном существе, или сущности (от греческого ousia ). Тремя крупнейшими деноминациями , не принимающими учение о Троице, являются Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Свидетели Иеговы и Иглесиа ни Кристо . [51] Социниане . также не принимают учения о Троице

Оксфордская энциклопедия

[ редактировать ]

По данным Оксфордской энциклопедии:

Субординационизм означает рассматривать Христа как Сына Божия ниже Отца.

Эта тенденция была сильна в богословии 2-го и 3-го веков. Это очевидно у таких богословов, как Иустин Мученик, Тертуллиан, Ориген, Новациан и Ириней. Ириней, например, комментируя заявление Христа: «Отец больше меня» ( Иоанна 14:28 ), без труда считает Христа ниже Отца. [52]

В те века субординация получила развитие в христологии Логоса, которая, отчасти под влиянием среднего платонизма , объясняла Христа как божественный логос греческой философии; посредник между Высшим Богом и этим миром перемен и распада.

Когда Ориген расширил концепцию Троицы, включив в нее Святого Духа, он объяснил, что Сын ниже Отца, а Святой Дух ниже Сына.

Подчинение основано на утверждениях Иисуса, таких как (а) что « Отец больше Меня » (Иоанна 14:28); (б) что относительно того, когда будет Судный день, « о том дне и часе никто не знает, ни Ангелы на небесах, ни Сын, но только Отец » (Марка 13:32), и что Он говорил о Боге как о ком-то другом (Марка 11:18).

Оксфордский словарь христианской церкви

[ редактировать ]

Согласно Оксфордскому словарю христианской церкви , субординационизм «считает либо Сына подчиненным Отцу, либо Святого Духа подчиненным обоим. Это характерная тенденция во многих христианских учениях первых трех столетий и яркая особенность такие в остальном ортодоксальные отцы, как Иустин Мученик и Ириней . К причинам этой тенденции относятся:

В соответствии с греческой философией мысль о том, что Бог трансцендентен (что Он существует за пределами нормального или физического уровня) и, следовательно, что Он не может напрямую взаимодействовать с физическим миром, подразумевает, что Христос — меньшее существо.

Библия представляет Бога как единого (монотеизм).

Хотя другие интерпретируют Новый Завет по-другому, в Евангелии от Иоанна 14:28 («Отец больше меня») и подобных текстах Христос представлен как подчиненный.

Во время арианского спора IV века Арий и его последователи действительно считали Сына божественным, но слова theos или deus на протяжении первых четырех веков существования христианства имели самые разнообразные значения. В популярной мысли и религии существовало множество различных типов и степеней божества. [53] Поэтому Арий считал, что Сын был божественен по благодати, а не по природе, и что Он был создан Отцом, хотя и в творении вне времени. [54] В ответ Никейский Символ веры, особенно в редакции второго Вселенского собора в Константинополе I в 381 году, подтвердив равноправие Трех Лиц Троицы, осудил субординационизм. [55]

До середины четвертого века богословы уделяли Святому Духу очень мало внимания. [53] IV века Пневматомахи отвергли божественность Святого Духа . Энциклопедия католицизма HarperCollins , «Бог», стр. 568, говорится, что учение трёх каппадокийских отцов «позволило Константинопольскому собору (381) утвердить божественность Святого Духа, которая до этого момента нигде не была ясно изложена, даже в Писании . »

Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию

[ редактировать ]

Субординационизм. Этот термин представляет собой распространенную ретроспективную концепцию, используемую для обозначения теологов ранней церкви, которые подтверждали божественность Сына или Духа Божьего, но каким-то образом воспринимали ее как меньшую форму божественности, чем форма божественности Отца. Это современная концепция, которая настолько расплывчата, что не освещает большую часть богословия доникейских учителей, где субординационистские предпосылки были широко и нерефлексивно разделяемы. [56]

В этом справочнике субординация называется «ретроспективной» и «современной концепцией», поскольку определение этого термина возможно только с учетом событий четвертого века.

Кевин Джайлз

[ редактировать ]

Антеникейский субординационизм. Принято считать, что доникейские отцы были субординационистами. Это отчетливо видно в сочинениях «Апологетов» II века. …Ириней идет по аналогичному пути… Богословское предприятие, начатое апологетами и Иринеем, было продолжено на Западе Ипполитом и Тертуллианом… Доникейские отцы изо всех сил старались объяснить, как единый Бог мог быть Троицей в трех лицах. Именно то, как они подошли к этой дилемме, создало им неразрешимые проблемы и привело их к субординационизму. Они начали с предпосылки, что существует один Бог, который был Отцом, а затем попытались объяснить, как Сын и Дух также могут быть Богом. К четвертому веку стало очевидно, что этот подход не может создать адекватное богословие Троицы. [57]

Марк Бэддели раскритиковал Джайлза за то, что он считает смешением онтологического и реляционного субординационизма, а также за его предполагаемое обобщение, согласно которому «доникейские отцы были субординационистами». [58]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Папандреа, Джеймс Леонард (2012). Чтение отцов ранней церкви: от Дидахе до Никеи . Паулист Пресс. ISBN  978-0-8091-4751-9 .
  2. ^ Джайлз, Кевин (7 мая 2012 г.). Вечное рождение Сына: сохранение православия в тринитарном богословии . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-3965-0 .
  3. ^ Джоуерс, Деннис В.; Хаус, Х. Уэйн (16 августа 2012 г.). Новый евангелический субординационизм?: Взгляды на равенство Бога-Отца и Бога-Сына . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-7252-4586-0 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ориген (апрель 2010 г.). Комментарий к Посланию к Римлянам, книги 1-5 . ЦУА Пресс. ISBN  978-0-8132-1203-6 .
  5. ^ Бейснер, Э. Кальвин (10 февраля 2004 г.). Бог в трёх лицах . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-59244-545-5 .
  6. ^ Рамелли, Илария ЛЕ; МакГакин, Дж.А.; Ашвин-Сейковски, Петр (16 декабря 2021 г.). Справочник T&T Кларка по ранней церкви . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-567-68039-6 .
  7. ^ Бэдкок, Гэри Д. (1997). Свет истины и огонь любви: теология Святого Духа . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-4288-6 .
  8. ^ Ла Дуэ, Уильям Дж. (2003). Троицкий путеводитель по Троице . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-395-0 . OCLC   51740028 . п. 38.
  9. ^ «RPC Hanson - Лекция об арианском споре» . От Даниила до Откровения . 26 ноября 2021 г. Проверено 14 декабря 2021 г.
  10. ^ Кларк, Элизабет А. (12 апреля 2011 г.). Основатели отцов: ранняя история церкви и протестантские профессора в Америке девятнадцатого века . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-0432-2 .
  11. ^ Новациан (2012). Священные писания Новациана (Аннотированная ред.). Джаззиби Верлаг. ISBN  978-3-8496-2144-5 .
  12. ^ Мармион, Деклан; Ньювенхове, Рик ван (2011). Введение в Троицу . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-87952-1 .
  13. ^ Баркер, Маргарет (22 сентября 2011 г.). Рождество, оригинальная история . СПКК. ISBN  978-0-281-06726-8 .
  14. ^ Дух движется: новые пути в пневматологии . БРИЛЛ. 2019-02-26. ISBN  978-90-04-39174-1 .
  15. ^ Кутлумусиан, Златоуст (30 июля 2015 г.). Один и Трое: природа, личность и триадическая монархия в греческой и ирландской святоотеческой традиции . ООО "ИСД". ISBN  978-0-227-90417-6 .
  16. ^ «Отцы церкви: Другие греческие апологеты» . www.catholiccultural.org . Проверено 6 ноября 2022 г.
  17. ^ SJ, Эмиль Мерш (4 августа 2011 г.). Весь Христос: историческое развитие учения о мистическом теле в Священном Писании и традиции . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-7252-3033-0 .
  18. ^ «Хронология арианского спора» . Legalhistorysources.com . Проверено 16 декабря 2021 г.
  19. ^ «RPC Hanson - Лекция об арианском споре» . От Даниила до Откровения . 26 ноября 2021 г. Проверено 16 декабря 2021 г.
  20. ^ Лайман, Дж. Ребекка (2010). «Изобретение« ереси »и« раскола »» (PDF) . Кембриджская история христианства. Проверено 30 ноября 2015 г.
  21. ^ (Сократ Константинопольский, История Церкви, Книга I, Глава 5.)
  22. ^ Келли, JND (1978). Раннехристианские учения . Сан-Франциско. ISBN  0-06-064334-Х . ОСЛК   3753468 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. О так называемых «арианцах» четвертого века см. Hanson, The Search, 3–59, 557–638, Ayres, Nickea, 105–132, и Д. Гвинн, Евсевиане : Полемика Афанасия Александрийского. и «Создание арианской ереси» (Оксфорд: OUP, 2007).
  24. ^ Краткая история христианской доктрины, Бернар Лозе, 1966, стр. 51-53.
  25. ^ Избранные трактаты святого Афанасия - В споре с арианами - Свободный перевод Джона Генри кардинала Ньюмана - Лонгманс, Грин и компания, 1911, сноска № 124
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Миллард Дж. Эриксон, Бог в трёх лицах – Никейский символ веры» . От Даниила до Откровения . Проверено 14 декабря 2021 г.
  27. ^ Шерил Грэм, Университет Глазго, Оцените роль Константина на Никейском соборе.
  28. ^ «Троица: Роль Константина в Никейском символе веры» . www.bible.ca . Проверено 21 декабря 2021 г.
  29. ^ Джайлз, Кевин (7 мая 2012 г.). Вечное рождение Сына: сохранение православия в тринитарном богословии . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-3965-0 .
  30. ^ Бегемот, Августин (3 июля 2016 г.). Дельфийское собрание сочинений Святого Августина (иллюстрировано) . Делфи Классика. ISBN  978-1-78656-376-7 .
  31. ^ Рамелли, Илария ЛЕ; МакГакин, Дж.А.; Ашвин-Сейковски, Петр (16 декабря 2021 г.). Справочник T&T Кларка по ранней церкви . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-567-68039-6 .
  32. ^ Кларк, Элизабет А. (14 июля 2014 г.). Споры об оригенистах: культурная конструкция раннехристианских дебатов . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-6311-2 .
  33. ^ Кальвин, Джон (1960). Макнил, Дж. (ред.). Институты христианской религии . Том. 1.13.23. Перевод Battles, FI Лондон: SCM. п. 149.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мюллер, Ричард (2003). Постреформационная реформатская догматика: рост и развитие реформатского православия, ок. 1520–ок. 1725, Том 4, Триединство Бога . Гранд-Рапидс: Бейкер. п. 96.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эллис, Брэннон (2012). Кальвин, классический тринитаризм и справедливость Сына . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 122.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Епископ Симон (1678 г.). Богословские учреждения, в теологических трудах, 2-е изд., т. 1. Грейвенхейдж. стр. 4.2.32.
  37. ^ Уайлс, Морис (1996). Архетипическая ересь. Арианство на протяжении веков . Оксфорд: Кларендон. стр. 153–159.
  38. ^ Мейендорф, Джон (1996) [©1981]. Лосский, Николай (ред.). Православная Церковь: ее прошлое и роль в современном мире . Перевод Чапина, Джона (4-е изд.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN  9780913836811 .
  39. ^ Уэр, Тимоти (Каллистос) (1993). Православная Церковь . Религия и мифология пингвинов (Новое изд.). Лондон [ua]: Penguin Books. п. 213?. ISBN  9780140146561 .
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Международная теологическая комиссия (1979). «Избранные вопросы по христологии» . vatican.va . §II.A.2. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 г. Проверено 23 июня 2016 г.
  41. ^ Стокхардт, Г. (1894). « Современный субординатизм в свете Священного Писания ». Обучение и защита . 40 :17-24.
  42. ^ Пипер, Фрэнсис (1950). Христианская догматика . Сент-Луис, мисс: Конкордия. п. 384.
  43. ^ Кляйниг, Джон В. (2005–2006). «Подчинение возвышенного Сына Отцу» (PDF) . Лютеранское богословское обозрение . 18 (1): 41–52. ISSN   1180-0798 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2015 г.
  44. ^ Пайпер и Грудем, Джон и Уэйн (1991). Восстановление библейской мужественности и женственности: ответ евангелическому феминизму . Уитон, Иллинойс: Crossways. С. 104, 130, 163, 257, 394.
  45. ^ Грудем, Уэйн (1994). Систематическое богословие . Лестер: IVP. стр. 230–257. ISBN  0851106528 .
  46. ^ Уэр, Брюс (2005). Отец, Сын и Святой Дух: взаимоотношения, роли и значимость . Уитон, Иллинойс: Crossways. ISBN  978-1-58134-668-8 .
  47. ^ Найт, Джордж В. (1977). Учение Нового Завета о ролевых отношениях мужчины и женщины . Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера. стр. 32–34, 55–57. ISBN  9780801053832 .
  48. ^ Джоуерс, Деннис В. и Х. Уэйн Хаус, ред. Новый евангелический субординационизм?: Взгляды на равенство Бога-Отца и Бога-Сына. Wipf и Stock Publishers, 2012.
  49. ^ Холмс, Стивен Р. «Классический тринитаризм и вечное функциональное подчинение: некоторые исторические и догматические размышления». Шотландский бюллетень евангелического богословия (2017).
  50. ^ Ковач, Стивен Д. и Питер Р. Шемм-младший «Защита доктрины вечного подчинения Сына». Журнал Евангелического теологического общества 42.3 (1999): 461.
  51. ^ Хэлси, А. (13 октября 1988 г.). Британские социальные тенденции с 1900 года: Путеводитель по меняющейся социальной структуре Британии . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 518. ИСБН  9781349194667 . в его так называемую «нетринитарную» группу входят Свидетели Иеговы, мормоны, христадельфиане, христианские ученые, теософы, Церковь Саентологии, Церковь Объединения (муниты), Всемирная Церковь Бога и так далее.
  52. ^ Симмонетти, М. (1992). Берардино, Анджело Ди (ред.). Энциклопедия ранней церкви . Том. 2. Перевод Уолфорда, Адриана. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 797. ИСБН  9780195208924 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «RPC Hanson - Лекция об арианском споре» . От Даниила до Откровения . 26 ноября 2021 г. Проверено 15 декабря 2021 г.
  54. ^ «Письмо Ария Евсевию, епископу Никомидийскому» . biblehub.com . Проверено 15 декабря 2021 г.
  55. ^ Кросс, Фрэнк Л.; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005). «суординационизм» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780192802903 – через Oxford Reference Online.
  56. ^ МакГакин, Джон А. (2004). «Субординационизм» . Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию . Вестминстерские справочники по христианскому богословию. Луисвилл [ua]: Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 321. ИСБН  9780664223960 .
  57. ^ Джайлз, Кевин (2002). Троица и субординационизм: учение о Боге и современные гендерные дебаты . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. стр. 60–62. ISBN  9780830826636 .
  58. ^ Баддели, Марк (2004). «Троица и субординационизм». Реформатское богословское обозрение . 63 (1): 29–42. ISSN   0034-3072 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Били, Кристофер; Видман, Марк, ред. (2018). Библия и раннее тринитарное богословие . Издательство Католического университета Америки. ISBN  9780813229966 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e76dfef21f3428778fe8b88e22a90424__1721389620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/24/e76dfef21f3428778fe8b88e22a90424.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subordinationism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)