Монтанизм
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Монтанизм ( / ˈ m ɒ n t ə ˌ n ɪ z əm / ) , известный своими приверженцами как Новое Пророчество , был раннехристианским движением. [ сломанный якорь ] конца II века , позднее названный по имени своего основателя Монтана . [1] Монтанизм придерживался взглядов на основные принципы христианского богословия, аналогичных взглядам более широкой христианской церкви , но его называли ересью из -за его веры в новые пророческие личности . [2] [3] Пророческое движение призывало полагаться на спонтанность Святого Духа и более консервативную личную этику. [2]
Монтанизм зародился во Фригии , провинции Анатолии , и процветал по всему региону. [2] что привело к тому, что это движение в других местах упоминалось как катафригское (что означает, что оно было «из Фригии») или просто как фригийское . [4] Иногда их также называли пепузианцами по имени города Пепуза , который они считали новым Иерусалимом . Иногда пепуцианцев отличали от других монтанистов презрением к тем, кто не жил в новом Иерусалиме. [5] Монтанистское движение быстро распространилось на другие регионы Римской империи до того, как христианство в целом стало терпимым или стало законным после Эдикта Сердики в 311 году. В некоторых изолированных местах оно сохранялось до VI века. [6]
Монтанисты не хотели отделяться от более широкой христианской церкви, а христианский теолог Тертуллиан даже зафиксировал случай, когда епископ почти объявил монтанизм ортодоксальным , однако позже передумал. [7] Некоторые современные христианские богословы проводят параллели между монтанизмом и современными протестантскими движениями , такими как харизматическое движение , а также пятидесятничество (включая пятидесятников-единственников ). [8] [9] [10]
История [ править ]
Ученые спорят о том, когда Монтан впервые начал свою пророческую деятельность, выбрав даты, варьирующиеся от ок. С 135 по 177 год нашей эры. [11] [12] Монтан был новообращенным, когда он впервые начал пророчествовать, предположительно во время проконсульства Грата в деревне в Мисии под названием Ардабау; Однако ни один проконсул и деревня с таким названием не были идентифицированы. [13] Некоторые источники утверждают, что до своего обращения в христианство Монтан был жрецом Аполлона или Кибелы . [14] [а] Он верил, что был пророком Божьим и что Параклет говорил через него. [3]
Монтан провозгласил города Пепуза и Тимион в западно-центральной Фригии местом Нового Иерусалима , сделав более крупный город — Пепузу — своей штаб-квартирой. [5] [16] Фригия как источник этого нового движения не была произвольной. Эллинизация во Фригии укоренялась медленно, в отличие от многих окружающих восточных регионов Римской империи. Это чувство различия, одновременно имея легкий доступ к остальному средиземноморскому христианскому миру , способствовало основанию этой отдельной секты христианства. [17]
У Монтана было две коллеги-женщины, Приска (иногда называемая Прискиллой , уменьшительной формой ее имени) и Максимилла , которые также утверждали, что были вдохновлены Святым Духом. Их популярность даже превысила популярность Монтануса. [18] «Три» говорили в экстатических видениях и призывали своих последователей поститься и молиться, чтобы они могли поделиться этими откровениями. Их последователи утверждали, что получили пророческий дар от пророков Квадрата и Аммиа из Филадельфии , фигур, которые, как полагают, были частью линии пророческой преемственности, простирающейся вплоть до Агава (1 век нашей эры) и дочерей Филиппа Евангелиста . [19] Со временем Новое Пророчество распространилось из родной Фригии Монтана по христианскому миру, в Африку и Галлию . [6]
Реакция на Новое Пророчество расколола христианские общины, и протоправославное духовенство в основном боролось за его подавление. Противники считали, что фригийскими пророками овладели злые духи, а Максимилла и Присцилла стали объектами неудавшихся экзорцизмов . [20] Церкви Малой Азии объявили пророчества оскверненными и отлучили от церкви приверженцев Нового Пророчества. [21] Около 177 года Аполлинарий , епископ Иерапольский , председательствовал на синоде , осудившем Новое пророчество. [22] Руководители церквей Лиона и Вены в Галлии отреагировали на Новое пророчество в 177 году. Их решение было сообщено церквям в Азии и папе Элевтеру , но неизвестно, в чем оно состояло, только то, что оно было «благоразумным и наиболее православный». [5] Вероятно, они призвали к умеренности в отношении движения.
В Риме существовали настоящие сомнения, и его епископ (то ли Элевтер, то ли Виктор I ) даже писал письма в поддержку монтанизма, хотя позже Праксей убедил его отозвать их. [23] [24] В 193 году анонимный писатель нашел церковь в Анкире в Галатии разорванной надвое и выступил против «лжепророчества» там. [25]
стала считать монтанистское учение ересью В конце концов, ортодоксальная Великая Церковь по ряду причин. Столкновения основных убеждений между сторонниками движения и всем христианским миром было достаточно, чтобы такой конфликт произошел. Кроме того, по мнению антимонтанистов, склонность движения к драматическим публичным выступлениям его приверженцев привлекла нежелательное внимание к еще молодой религии. Таким образом, опасения по поводу появления монтанистских практик среди их нехристианских правителей подогревали антимонтанистские настроения. [26] Имперское правительство проводило спорадические казни христиан во время правления Марка Аврелия , около 161–180 годов нашей эры, что совпадает с распространением монтанизма. [ нужна ссылка ]
Нет четких доказательств того, что случилось с Монтанусом. Одна из самых распространенных в то время историй, как утверждает анонимный соратник Аполинария , заключается в том, что он повесился, как и Максимилла, хотя он не исключает возможности их смерти каким-либо другим способом. [27]
Никогда не было единообразного отлучения приверженцев Нового Пророчества, и во многих местах они сохраняли свое положение в ортодоксальном сообществе. Так было в Карфагене . Хотя и не без напряжения, церковь там избежала раскола по этому вопросу. В Карфагене пророчествовали женщины, и пророчество считалось подлинной харизмой . В обязанность совета старейшин входило проверять все пророчества и определять истинность откровений. [28] Тертуллиан , несомненно, самый известный защитник Нового Пророчества, считал, что утверждения Монтана были подлинными, начиная с ок. 207. [29] Он верил в обоснованность Нового пророчества и восхищался дисциплиной и аскетическими стандартами движения. Продолжаются споры о том, покинул ли Тертуллиан решительно православную церковь и присоединился к отдельной монтанистской секте или остался ранним протоортодоксальным христианином. [29] [30]
Хотя то, что стало ортодоксальной христианской церковью, одержало победу над монтанизмом в течение нескольких поколений, надписи в долине Тембрис на севере Фригии , датированные между 249 и 279 годами, открыто провозглашают верность Новому Пророчеству. Сперос Врионис считает эти надписи примечательными тем, что они представляют собой единственную совокупность надписей, открыто раскрывающую религиозную принадлежность умершего до периода терпимости, когда христиане не осмелились этого сделать. [31] В III веке в Пепузе появилась новая пророчица, Квинтилла . Ее последователи, квинтиллианцы, в V веке считались важной сектой монтанистов. [32]
Письмо Иеронима к Марселле , написанное в 385 году, опровергает беспокоившие ее утверждения монтанистов. [15] Группа «тертуллианистов», возможно, продолжила свое существование в Карфагене. Анонимный автор «Предестината» сообщает, что в 388 году в Рим приехал проповедник, где он обратил в свою веру множество людей и добился использования церкви для своей общины на том основании, что мученики, которым она была посвящена, были монтанистами. [33] Он был вынужден бежать после победы I. Феодосия
В свое время Августин (354–430) отмечает, что группа тертуллианистов сократилась почти до нуля и, наконец, примирилась с церковью и передала ее базилику. [34] Неизвестно, были ли эти тертуллианцы во всех отношениях «монтанистами» или нет. В 530 году император Юстиниан изгнал монтанистское духовенство из Константинополя. В 550 году по приказу Юстиниана Иоанн Эфесский возглавил экспедицию в Пепузу , чтобы разрушить тамошнюю монтанистскую святыню, основанную на гробницах Монтана, Прискиллы и Максимиллы. [35]
Монтанистская секта в Галатии, Таскодругиты , засвидетельствована около 600 г. Тимофеем Константинопольским и в 9 веке Феодором Студитом . [36] Секта под названием «Монтанисты» существовала в VIII веке; Император Лев III приказал обратить и крестить ее членов. Эти монтанисты отказались, заперлись в своих молитвенных домах, подожгли здания и погибли . [31]
Убеждения [ править ]
Поскольку большая часть того, что известно о монтанизме, исходит из антимонтанистских источников, трудно понять, во что они на самом деле верили и чем эти убеждения отличались от основного христианского направления того времени. [37] Новое Пророчество также было разнообразным движением, и то, во что верили монтанисты, различалось в зависимости от места и времени. [38] Монтанизм находился под особым влиянием Иоанновой литературы , особенно Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса Иоанна (также известного как Книга Откровения). [39]
В Евангелии от Иоанна Иисус обещал послать Параклета или Святого Духа, от которого, как полагали монтанисты, черпали вдохновение их пророки. В Апокалипсисе Иоанн был взят ангелом на вершину горы, где он увидел, как Новый Иерусалим спускается на землю. Монтан определил, что эта гора находится во Фригии недалеко от Пепузы. [40] Последователи Нового Пророчества называли себя Spiritales («духовные люди») в отличие от своих противников, которых они называли экстрасенсами («плотские, естественные люди»). [ нужна цитата для проверки ] ). [41]
Экстатическое пророчество [ править ]
Как следует из названия «Новое пророчество», монтанизм был движением, сосредоточенным вокруг пророчеств, в частности, пророчеств основателей движения, которые, как считалось, содержали откровение Святого Духа для нынешнего века. [42] Само пророчество не вызывало споров в христианских общинах II века. [43] [44] Однако Новое пророчество, как его описывает Евсевий Кесарийский , отошло от церковной традиции: [45]
И он [Монтан] вышел из себя и, находясь вдруг в каком-то исступлении и исступлении , бредил, и начал лепетать и произносить странные вещи, пророчествуя в манере, противоположной постоянному обычаю Церкви, передаваемому по преданию от начало.
— Евсевий Кесарийский [46]
По мнению оппонентов, пророки-монтанисты не говорили как посланники Бога, но считали, что они полностью овладели Богом и говорили как Бог. [5] Пророческое высказывание Монтана описало это состояние одержимости: «Вот, этот человек подобен лире, и я летаю над ним, как кирка. Человек спит, а я смотрю». Таким образом, фригийцев считали лжепророками, потому что они действовали иррационально и не контролировали свои чувства. [47]
Критика монтанизма заключалась в том, что его последователи утверждали, что их откровения, полученные непосредственно от Святого Духа, могут заменить авторитет Иисуса , Апостола Павла или кого-либо еще. [48] В некоторых своих пророчествах Монтан, видимо, и в чем-то подобно оракулам греко-римского мира, говорил от первого лица как Бог: «Я Отец, и Сын, и Святой Дух». [49]
Многие ранние христиане понимали, что это Монтан, утверждающий, что он Бог. Однако ученые сходятся во мнении, что эти слова Монтана иллюстрируют общую практику религиозных пророков говорить как пассивные рупоры божественного и заявлять о божественном вдохновении (аналогично современным пророкам, заявляющим: «Так говорит Господь»). Такая практика с некоторой степенью частоты встречалась как в христианских, так и в языческих кругах. [50] [51]
Другие убеждения [ править ]
Другие верования и практики (или предполагаемые верования и практики) монтанизма следующие:
- В книге «О воскресении плоти » Тертуллиан писал, что Святой Дух через Новое пророчество прояснил двусмысленность Священного Писания. [52] [53] Новые пророчества не содержали нового доктринального содержания, но требовали строгих этических стандартов. [54] Для основной христианской церкви монтанисты, казалось, верили, что новые пророчества заменяют и выполняют доктрины, провозглашенные апостолами . [5]
- Утверждалось, что монтанисты верили в силу апостолов и пророков прощать грехи . [55] Приверженцы также считали, что мученики и исповедники этой силой обладают также . Основная церковь верила, что Бог прощал грехи через епископов и пресвитеров (и тех мучеников, признанных законной церковной властью). [56]
- Монтанисты признавали женщин епископами и пресвитерами. [57] [58]
- Женщинам и девушкам запрещалось носить украшения, а девственницы были обязаны носить вуали . [59]
- Существовал разрыв между тринитарными монтанистами и монархианскими монтанистами, оба верования существовали внутри монтанизма. [60]
- Акцент на этическом ригоризме и аскетизме . К ним относятся запреты на повторный брак после развода или смерти супруга. Они также подчеркнули строгое соблюдение постов и добавили новые посты. [61]
- Монтан обеспечивал зарплату тем, кто проповедовал его учение, которое, как утверждали ортодоксальные писатели, пропагандировало чревоугодие . [62]
- Некоторые из монтанистов также были « квартодециманами » («четырнадцатилетними»), предпочитавшими праздновать Пасху в день еврейского календаря 14 нисана , независимо от того, на какой день недели он приходился. Основные христиане считали, что Пасху следует отмечать в воскресенье после 14 нисана. [63] Однако единообразие в этом вопросе еще не было полностью достигнуто, когда началось монтанистское движение; Поликарп , например, был квартодециманом, и святой Ириней убедил Виктора , тогдашнего епископа Рима, воздержаться от того, чтобы вопрос о дате Пасхи вызывал разногласия. [64] Позже католическая церковь установила фиксированный способ расчета Пасхи по юлианскому (а позже и григорианскому) календарю.
- Монтанисты верили в премилленаризм . [65]
- Что Лапси невозможно вернуть обратно в общение. [66]
- Экстатическая форма поклонения. [67]
- Ограниченное различие между мирянами и духовенством . [68]
- Отказ от крещения младенцев [69]
различия Географические
Похоже, что североафриканский монтанизм и форма монтанизма в Анатолии имели много различий. Монтанисты в Северной Африке считали Новый Завет высшим правилом христианской жизни и богословия, епископы были преемниками апостолов и придерживались во многом схожего богословия с Великая церковь , хотя сам Монтан придерживался иных взглядов. [60]
См. также [ править ]
- Апостольско-пророческое движение
- Артотирит
- возбуждающий
- Харизматическое христианство
- Пятидесятничество
- Завещание Иова
- Фракия
Примечания [ править ]
- ↑ Утверждение, сделанное в «Диалоге между монтанистом и православным» (4.4) и, возможно, упомянутое святым Иеронимом. [15]
Ссылки [ править ]
- ^ Лэнг, Джим (7 января 2014 г.). «5 вещей, которые нужно знать о монтанизме» . Преобразовался . Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Монтанизм» . Католическое информационное агентство . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Монтанизм» . www.theopedia.com . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Сперос Врионис, Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии: и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век , (Беркли: Калифорнийский университет, 1971), стр. 36
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чепмен, Джон (1911). «Монтанисты» . Католическая энциклопедия . Том. 10. Роберт Эпплтон . Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдшоу, Роберт И. «Монтанизм: ересь или здоровое возрождение?» . Раннее христианство .
- ^ Биндер, Стефани Э. (13 ноября 2012 г.). Тертуллиан, Об идолопоклонстве и Мишне Аводе Заре: Ставя под сомнение расхождение путей между христианами и евреями . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-23548-9 .
- ^ Форд, Жозефина М. (1970). Пятидесятнический опыт . Паулист Пресс . стр. 50–53 – из Интернет-архива .
- ^ Робек, Сесил М. младший (2010). «Монтанизм и современные «Пророки» ». Пневма: Журнал Общества пятидесятнических исследований . 32 (3): 413. дои : 10.1163/157007410x531934 .
- ^ «Происхождение пятидесятничества единства Томаса Вайссера» . 16 мая 1996 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ де Лабриоль, Пьер (1913). Монтанистский кризис . Библиотека Фонда Тьера (на французском языке). Полет. 31. Леру . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Треветт 1996 , с. 2–7.
- ^ Tabbernee 2009 , стр. 12, 19, примечание 8.
- ^ Табберни 2009 , стр. 19, примечание 2.
- ^ Перейти обратно: а б Иероним 385 , письмо 41.
- ^ Табберни 2009 , стр. 15–18.
- ^ Табберни 2009 , стр. 44.
- ^ Табберни 2009 , стр. 89.
- ^ Tabbernee 2009 , стр. 37, 40–41, примечания 6–8.
- ^ Табберни 2009 , стр. 31–32.
- ^ Табберни 2009 , стр. 25.
- ^ Табберни 2009 , стр. 21–23.
- ^ Тертуллиан, «Адверсус Праксеан» , ок. 1 .
- ^ Треветт 1996 , стр. 58–59.
- ^ Цитируется Евсевием 5.16.4.
- ^ Треветт 1996 , с. 43.
- ^ Евсевий . История Церкви . Классика пингвинов . п. 162.
- ^ Табберни 2009 , стр. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Табберни 2009 , стр. 98, примечание 1.
- ^ Хусто Л. Гонсалес, История христианства: от ранней церкви до наших дней, Prince Press, 1984, Vol. 1, стр. 159-161 • Ярослав Пеликан, Христианская традиция: история развития доктрины, The University of Chicago Press, 1971, Vol. 1, стр. 181–199.
- ^ Перейти обратно: а б Врионис, Упадок средневекового эллинизма , с. 57 и примечания.
- ^ Треветт 1996 , стр. 167–170.
- ^ Тертуллиан, «Предопределено» , т. 1 в. 86 .
- ^ Тертуллиан, О ересях .
- ^ Митчелл 2005 .
- ^ Местоположение 1999 , стр. 211–212.
- ^ Табберни 2009 , стр. 1–3.
- ^ Табберни 2009 , стр. 118, примечание 5.
- ^ Табберни 2009 , стр. 20, примечание 21.
- ^ Табберни 2009 , стр. 67.
- ^ Табберни 2009 , стр. 110.
- ^ Табберни 2009 , стр. 68.
- ^ Эш, Джеймс Л. младший (июнь 1976 г.), «Упадок экстатического пророчества в ранней церкви», Theological Studies , 37 (2): 236, doi : 10.1177/004056397603700202 , S2CID 53551663 .
- ^ Иероним 385 , Письмо 41.2: «мы говорим им [монтанистам], что мы не столько отвергаем пророчества - ибо это засвидетельствовано страстями Господа - сколько отказываемся принимать пророков, чьи высказывания не согласуются со старыми и новыми Писаниями. ".
- ^ Табберни 2009 , стр. 12, 37.
- ^ Евсевий Кесарийский, «Глава 16. Обстоятельства, связанные с Монтаном и его лжепророками». , Церковная история , вып. 5 , получено 5 августа 2022 г.
- ^ Епифаний, Против ересей , 48.3–4.
- ^ Плачер, Уильям К. История христианского богословия: введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1983, стр. 50.
- ^ Табберни 2009 , стр. 12.
- ^ Пеликан 1956 , с. 101.
- ^ Табберни 2009 , стр. 93.
- ^ Тертуллиан, О воскресении плоти , 63.9.
- ^ Табберни 2009 , стр. 111.
- ^ Табберни 2009 , стр. 129.
- ^ Табберни 2009 , стр. 123.
- ^ Табберни 2009 , стр. 91.
- ^ Епифаний, Против ересей , 49.2.5.
- ^ Кинцле, Беверли Мейн; Уокер, профессор Памела Дж.; Уокер, Памела Дж. (30 апреля 1998 г.). Женщины-проповедники и пророки за два тысячелетия христианства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20922-0 .
- ^ Рейнольдс, Фрэнсис Дж., изд. (1921). Новая энциклопедия Кольера . Нью-Йорк: PF Collier & Son Company. .
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Табберни 2009 , стр. 13–15.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история, 5, 18.
- ^ Треветт 1996 , с. 202.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история, 5, 23–25.
- ^ Фостер, К. Нил; Фессенден, Дэвид Э. (1 февраля 2007 г.). Очерки премилленаризма: современное подтверждение древней доктрины . Издательство Муди. ISBN 978-1-60066-959-0 .
- ^ Поле, преподобный Джозеф; Пресс, Этерна. Коллекция преподобного Джозефа Поля [9 книг] . Этерна Пресс.
- ^ III, Х.В. Крокер (25 февраля 2009 г.). Триумф: Сила и слава католической церкви . Корона. ISBN 978-0-307-56077-3 .
- ^ «Иерархия Ранней Церкви» . Католические ответы . Проверено 6 мая 2022 г.
H. Иерархия как церковный институт. — (I) Высказывание Тертуллиана (De exhort. cast. vii), заявляющего, что различие между священниками и мирянами происходит из-за церковного института и что, следовательно, любой мирянин в отсутствие о том, что священник мог приносить жертвы, крестить и действовать как священник, основано на монтанистских теориях и противоречит более ранним учениям Тертуллиана (например, De baptismo, xvii). (2)
- ^ Киллен, штат Вашингтон (29 июля 2020 г.). Древняя церковь . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-7523-6403-3 .
Библиография [ править ]
- Джером (385), Шафф (редактор), Марселле (письмо), CCEL
- Лабриоль, Пьер (1913), La Crise Montaniste (на французском языке), Париж: Леру .
- Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (1999). Манихейство в Месопотамии и на Римском Востоке (2-е изд.). Лейден: Брилл.
- Митчелл, Стивен (2005). «Апостол Анкары из Нового Иерусалима: монтанисты и евреи в позднеримской Малой Азии». Скрипта Классика Израильика . 24 : 207–223.
- Пеликан, Ярослав (1956), «Монтанизм и его тринитарное значение», Church History , 25 (2), Cambridge University Press: 99–109, doi : 10.2307/3161195 , JSTOR 3161195 , S2CID 162580581 .
- Табберни, Уильям (2009), Пророки и надгробия: творческая история монтанистов и других ранних христиан , Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, ISBN 978-1-56563-937-9 .
- Треветт, Кристина (1996), Монтанизм: пол, авторитет и новое пророчество , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-41182-3
- Тонеманн, Питер, изд. (2013), Роман Фригия: Культура и общество , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-107-03128-9
Дальнейшее чтение [ править ]
- Гро, Деннис Э. 1985. «Высказывания и экзегеза: библейская интерпретация в период монтанистского кризиса», Гро и Джуэтт, « Живой текст» (Нью-Йорк), стр. 73–95.
- Гейне, Р.Э., 1987 «Роль Евангелия от Иоанна в спорах монтанистов», в Second Century, т. 6, стр. 1–18.
- Heine, RE, 1989. «Евангелие от Иоанна и монтанистские дебаты в Риме», в Studia Patristica 21, стр. 95–100.
- Мецгер, Брюс (1987), Канон Нового Завета. Его происхождение, развитие и значение , Oxford University Press, стр. 99–106, ISBN. 0-19826954-4 .
- Макгоуэн, Эндрю Б. (2006), «Тертуллиан и «еретическое» происхождение «православной» Троицы», Journal of Early Christian Studies , 14 (4): 437–57, doi : 10.1353/earl.2007.0005 , S2CID 170419082 .
- Пеликан, Ярослав (1977), Христианская традиция: история развития христианской доктрины , том. I «Появление католической традиции», 100–600 , Чикаго: University of Chicago Press .
- Табберни, Уильям (1997), Монтанистские надписи и свидетельства: эпиграфические источники, иллюстрирующие историю монтанизма , серия патристических монографий, Джорджия: издательство Mercer University Press .
- Хиршманн, Вера-Элизабет (2005), Хорренда Секта. Исследования раннехристианского монтанизма и его связи с языческой религией Фригии (на немецком языке), Штутгарт: Франц Штайнер
- Батлер, Рекс (2006), Новое пророчество и «Новые видения»: свидетельства монтанизма в «Страстях Перпетуи и Фелиситас» , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки .
Внешние ссылки [ править ]
- Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). 1911. .
- Дженнингс, Дэниел Р., Древние и средневековые ссылки на монтанизм . Обширный список ссылок 67 древних и средневековых писателей на монтанистов.
- Монтанизм , Великобритания: Ранняя церковь . Обширная библиография и статьи в Интернете.