Китайско-христианское богословие
Китайско-христианское богословие ( упрощенный китайский : 中文字幕 ; традиционный китайский : 中文字幕 ; пиньинь : hànyٔ shénxué или упрощенный китайский : 汉语Христианское богословие ; традиционный китайский : 汉语Христианское богословие ; пиньинь : hànyǔ jīdūjiào shénxué , буквально означает « Христианское богословие на китайском языке язык») — теологическое движение в материковом Китае и Гонконге .
Определение
[ редактировать ]Есть два общепризнанных значения термина «китайско-христианское богословие». В широком смысле это принадлежит традиции местного богословия , которая простирается еще со времен иезуитских миссий в Китае до наших дней. Однако эти усилия по коренизации часто подвергаются критике за отсутствие в них оценок традиционной китайской культуры, особенно в том виде, в каком она содержится в конфуцианстве . В узком смысле этого слова китайско-христианское богословие связано с культурными христианами. [1] как Лю Сяофэн и Хэ Гуанху, которые бросили вызов коренному подходу и предложили большую необходимость сформулировать критически рефлексивное богословие с использованием китайского языка. [2]
В последние годы было замечено, что, возможно, наблюдается рост молодого поколения ученых в области китайско-христианской теологии. В то время как более раннее поколение включало так называемых « культурных христиан » ( китайский : 文化基督徒 ; пиньинь : wénhuà jīdūtú ), которые часто использовали методологии в рамках гуманитарных и социальных наук , молодое поколение включает людей, которые идентифицируют себя как «христианские ученые» ( упрощенно ). китайский : 基督教学人 ; традиционный китайский : 基督教學人 ; пиньинь : jīdūtú xuérén ) с большей приверженностью христианской вере и считают, что использование гуманитарных наук недостаточно для формулирования христианского богословия. [3] Многие стали старейшинами и пасторами городских церквей и часто тяготели к кальвинизму как к средству публичного богословия китайской христианской церкви. [4] [5]
Богословские темы
[ редактировать ]Многие авторы в этой области рассматривают христианское богословие как средство вовлечения Китая в его стремление к современности . Часто это было сосредоточено на сравнении западной культуры, сформированной христианством , с китайской культурой, сформированной конфуцианством и даосизмом .
Одна из областей дискуссий велась вокруг христианской доктрины греха . Лю Сяофэн и Чжо Синьпин , например, описали Китай как страну, имеющую «культуру радости», тогда как на Западе существует «культура греха». [а] [6] В контексте посткультурной революции они объясняют, как доктрина первородного греха полезна для объяснения социальных болезней, существующих в современном китайском обществе. [7] [8]
Другая область касается морали . Хотя конфуцианство часто понимают как фундаментальную систему этики, некоторые пишут о том, как христианское понимание морали сформировалось под влиянием двух заповедей: любить Бога и любить ближнего. [9] Ян Хуэйлинь зашел так далеко, что сравнил Освенцим с Культурной революцией и рассказал о том, как христианские добродетели любви и прощения могут принести пользу китайскому контексту. [10] [11]
См. также
[ редактировать ]- Китайские имена Бога авраамических религий
- Китайское богословие
- Споры о китайских обрядах
- Политическая теология в Китае
- Центр китайско-христианских исследований
- Милтон Вай-ю Ван
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. также Спектр культур вины-стыда-страха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феллман, Фредрик (2008). «Герменевтический конфликт? Чтение Библии в современном Китае». В Старре, Хлоя Ф. (ред.). Чтение христианских Писаний в Китае . Нью-Йорк: Т&Т Кларк. стр. 49–60. ISBN 978-0567638465 .
- ^ Лай Пан-чиу и Джейсон Т.С. Лам (2010). «Ретроспектива и перспективы китайско-христианского богословия: Введение». В Пан-Чиу Лай и Джейсон Лам (ред.). Китайско-христианское богословие: теологическое как культурное движение в современном Китае . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. стр. 8–9. ISBN 9783631604359 .
- ^ Он, Гуанху (2008). «Три поколения китайских исследователей христианства: с 1950-х по 2007 год». У Феликса Уилфреда; Эдмонд Танг; Георг Эверс (ред.). Китай и христианство . Лондон: СКМ Пресс. стр. 67–68.
- ^ Феллман, Фредрик (2013). «Кальвин, культура и Христос? Развитие веры среди китайских интеллектуалов». В Лиме, Фрэнсис Хек Джи (ред.). Христианство в современном Китае: социокультурные перспективы . Лондон: Рутледж. стр. 153–168. ISBN 978-0415528467 .
- ^ Чоу, Александр (2014). «Кальвинистское публичное богословие в городах Китая сегодня» . Международный журнал публичного богословия . 8 (2): 158–175. дои : 10.1163/15697320-12341340 . hdl : 20.500.11820/9dc682b5-4fe2-4022-932a-89d466dd71c1 .
- ^ Чоу, Александр (2018). Китайская общественная теология: смена поколений и конфуцианское воображение в китайском христианстве . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 70–91. ISBN 9780198808695 .
- ^ Чжо, Синьпин (1995). «Первородный грех в диалоге Восток-Запад: взгляд Китая» . Исследования мирового христианства . 1 (1): 80–86. дои : 10.3366/swc.1995.1.1.80 .
- ^ Чоу, Александр (2013). «Восточноазиатское повторное открытие греха » . Исследования мирового христианства . 19 (2): 129–131. дои : 10.3366/swc.2013.0048 . hdl : 20.500.11820/10a07287-7f56-4f8b-981c-6014e9bf86b8 .
- ^ Чжо, Синьпин (2001). «Религия и мораль в современном Китае» . Исследования мирового христианства . 7 (1): 40. doi : 10.3366/swc.2001.7.1.34 .
- ^ Ян, Хуэйлинь (2014). Китай, христианство и вопрос культуры . Уэйко, Техас: Издательство Университета Бэйлора. стр. 61–75. ISBN 978-1481300179 .
- ^ Старр, Хлоя Ф. (2016). Китайское богословие: текст и контекст . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 240–262. ISBN 9780300204216 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ян Хуэйлинь; Дэниел Х. Н. Юнг, ред. (2006). Китайско-христианские исследования в Китае . Ньюкасл, Великобритания: Cambridge Scholars Press. ISBN 9781847180063 .
- Лай Пань-Чиу; Джейсон Лам, ред. (2010). Китайско-христианское богословие: теологическое как культурное движение в современном Китае . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 9783631604359 .
- Лю Сяофэн (2015). Китайско-теология и философия истории . Лейден: Брилл.