Халкидонское определение
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
Часть серии о |
христология |
---|
Халкидонское определение (также называемое Халкидонским Символом веры или Халкидонским определением ) — это декларация дифизитства природы Христа , [1] принят на Халкидонском соборе в 451 году нашей эры. Халкидон был ранним центром христианства, расположенным в Малой Азии . Собор был четвертым из вселенских соборов , принятых Халкидонскими церквями, в том числе католической и православной церквями. [2]
Это был первый собор, не признанный ни одной восточной православной церковью; по этой причине эти церкви можно отнести к нехалкидонским .
Контекст
[ редактировать ]Халкидонский собор был созван для рассмотрения христологического вопроса в свете взгляда на «единую природу» Христа, предложенного Евтихием , архимандритом Константинополя, который преобладал на Втором Эфесском соборе в 449 году, иногда называемом «Разбойничьим синодом». ". [3]
Собор впервые торжественно утвердил Никейский Символ веры , принятый в 325 году, и этот символ в редакции Первого Константинопольского Собора в 381 году. Он также подтвердил авторитет двух синодальных грамот Кирилла Александрийского и письма папы Льва I к Флавиану Константинопольскому . [4]
Содержание
[ редактировать ]Полный текст определения подтверждает решения Эфесского Собора , главенство Никейского Символа веры (325 г.) и дальнейшие определения Константинопольского Собора (381 г.). [5]
В одном из переводов на английский ключевой раздел, подчеркивающий двойственную природу Христа (человеческую и божественную), гласит:
Итак, следуя святым отцам, мы все единодушно учим, что Господь наш Иисус Христос есть для нас Один и тот же Сын, Тот же Совершенный в Божестве, Тот же Совершенный в Человечестве; истинно Бог и истинно Человек ; Самость разумной души и тела; сосуществующий Отцу согласно Божеству, Сам же сосуществующий с нами согласно Человечеству; как и мы во всем, грешим отдельно; прежде веков рожден от Отца, как по Божеству, но в последние дни, Сам же, для нас и для нашего спасения (рожденный) от Марии Девы Богородицы, как по Человечеству; Один и Тот же Христос, Сын, Господь, Единородный; признается в Двух Природах неслитно, неизменно, неделимо, нераздельно; различие Природ никоим образом не устраняется из-за Соединения, но, скорее, свойства каждой Природы сохраняются и (обе) сливаются в Одно Лицо и Единую Ипостась; не как бы Он разделился или разделился на Два Лица, но Один и Тот же Сын и Единородный Бог, Слово, Господь, Иисус Христос; как от начала учили о Нем пророки, и как научил нас Сам Господь Иисус Христос, и как передал нам Символ Отцов.
- Биндли 1899 , с. 297
Определение имплицитно затрагивает ряд популярных еретических убеждений. Ссылка на «единосущность Отца» была направлена на арианство ; «единственное нам» направлено на аполлинарианство ; «Две Природы неслитно, неизменно» опровергают евтихианство ; а «неделимо, нераздельно» и « Богородица » против несторианства . [3]
Восточно-православное инакомыслие
[ редактировать ]Халкидонское Определение было написано на фоне споров между Западной и Восточной церквями по поводу значения Воплощения (см. Христологию ). Западная церковь с готовностью приняла этот символ веры, но некоторые восточные церкви этого не сделали. Политические волнения помешали армянским епископам присутствовать на мероприятии. Третьим собором Несмотря на то, что Халкидон подтвердил осуждение Нестория , нехалкидонцы всегда подозревали, что халкидонское определение имеет тенденцию к несторианству. Частично это произошло из-за восстановления ряда епископов, свергнутых на Втором Эфесском соборе, епископов, которые ранее заявляли о поддержке несторианских позиций.
Коптская церковь Александрии не согласилась, придерживаясь предпочтительной формулы Кирилла Александрийского о единстве природы Христа в воплощении Бога-Слова как «из двух природ». [6] Язык Кирилла непоследователен, и он, возможно, придерживался мнения, что после воплощения теоретически возможно созерцать две природы: [6] но Александрийская церковь считала, что в Определении должно было быть указано, что Христа следует признавать «в двух природах», а не «в двух природах».
Определение определяет, что Христос «признается в двух природах», которые «собираются в одно лицо и одну ипостась ». Формальное определение «двух природ» во Христе было понято критиками Собора в то время, и понимается многими историками и богословами сегодня, встав на сторону западной и антиохийской христологии и отклонившись от учения Кирилла Александрийского . который всегда подчеркивал, что Христос «един». Однако современный анализ источников символа веры (А. де Алле, в Revue Theologique de Louvain, 7, 1976) и чтение актов или протоколов собора показывают, что епископы считали Кирилла великим авторитетом и что даже язык «двух природ» происходит от него.
Эта диофизитская позиция, исторически характеризуемая халкидонскими последователями как « монофизитство », хотя и отрицается раскольниками, легла в основу различения Коптской церкви Египта и Эфиопии и « якобитских » церквей Сирии и Армянской Апостольской Церкви. (см. Восточное православие ) из других церквей. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Халкидонское христианство» . Духовная жизнь . 05.03.2020 . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Олсон, Роджер Э. (1 апреля 1999 г.). История христианского богословия: двадцать веков реформы традиций . Межвузовская пресса. п. 158. ИСБН 978-0-8308-1505-0 .
- ^ Jump up to: а б «Халкидонское определение» . Епископальная церковь . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Биндли 1899 , с. 225.
- ^ Шафф 1885 .
- ^ Jump up to: а б Биндли 1899 , стр. 91–92.
- ^ Линч, Джозеф Х. (2010). Раннее христианство: краткая история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 174–176. ISBN 978-0-19-513803-0 . OCLC 276274630 .
Источники
[ редактировать ]- Биндли, Т. Герберт, изд. (1899). Вселенские документы веры . Лондон: Метуэн.
- Эдвардс, Марк Дж. (2009). Католичность и ересь в ранней церкви . Фарнем: Эшгейт. ISBN 9780754662914 .
- Грильмайер, Алоис (1975) [1965]. Христос в христианской традиции: от апостольского века до Халкидона (451 г.) (2-е исправленное изд.). Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664223014 .
- Гвинн, Дэвид М. (2009). «Халкидонский собор и определение христианской традиции» . Халкидон в контексте: Церковные соборы 400–700 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 7–26. ISBN 9781846316487 .
- Шафф, Филип, изд. (1885). Wikisource . . Никейские и постникейские отцы . Серия II. Том. Вил. XIV. Эдинбург: Т. и Т. Кларк – через
- Келли, Джон Н.Д. (2006) [1972]. Ранние христианские символы веры (3-е изд.). Лондон-Нью-Йорк: Континуум. ISBN 9780826492166 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. Н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Прайс, Ричард; Гэддис, Майкл, ред. (2005а). Деяния Халкидонского Собора . Том. 1. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9780853230397 .
- Прайс, Ричард; Гэддис, Майкл, ред. (2005б). Деяния Халкидонского Собора . Том. 2. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9780853230397 .
- Прайс, Ричард; Гэддис, Майкл, ред. (2005с). Деяния Халкидонского Собора . Том. 3. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета.
- Прайс, Ричард (2009a). «Халкидонский собор (451 г.): Повествование» . Халкидон в контексте: Церковные соборы 400–700 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 70–91. ISBN 9781846316487 .
- Прайс, Ричард (2009b). «Правда, упущение и вымысел в Халкидонских Деяниях» . Халкидон в контексте: Церковные соборы 400–700 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 92–106. ISBN 9781846316487 .
- Руше, Шарлотта (2009). «Возгласы на Халкидонском соборе» . Халкидон в контексте: Церковные соборы 400–700 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 169–177. ISBN 9781846316487 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Халкидонский символ веры на греческом языке на сайте www.earlychurchtexts.com. (со ссылками для поиска в словаре)
- Определение Халкидона