Jump to content

Несторий


Несторий
Изображение Нестория
Портрет Нестория (в исполнении голландского гравера 17 века)
Архиепископ Константинопольский, отец Греческой Церкви.
Рожденный ОБЪЯВЛЕНИЕ. 386
Германиция , провинция Сирии, Римская империя (ныне Кахраманмараш , Турция )
Умер ОБЪЯВЛЕНИЕ. 451 (64 или 65 лет)
Великий оазис Хибис ( аль-Харга ), Египет
Почитается в Ассирийская церковь Востока
Древняя церковь Востока
Праздник 25 октября, пятая пятница Денхи вместе с Маром Теодором Мопсуестийским и Маром Диодором Тарсским.
Споры Христология , Богородица

Несторий ( / ˌ n ɛ s ˈ t ɔːr i ə s / ; древнегреческий : Νεστόριος ; ок. 386 ок. 451 ) был раннехристианским прелатом , служившим архиепископом Константинополя с 10 апреля 428 по август 431. Христианский богослов . из Катехизической школы Антиохии , некоторые из его учений в области христологии и мариологии были сочтены противоречивыми и вызвали серьезные споры.

В 431 году он был осужден и свергнут со своего престола под Эфесским собором председательством его главного соперника Кирилла Александрийского . [1] но контрсобор во главе с Иоанном Антиохийским оправдал его и взамен свергнул Кирилла. Несторий воздержался от посещения обоих этих советов и вместо этого попросил отставки у византийского императора . [2]

Его учение включало отказ от титула Богородица ( Бог-Носительница ), используемого для Марии, матери Иисуса , что указывало на его предпочтение концепции свободного просопического союза двух природ (божественной и человеческой) Христа, а не концепции их полный ипостасный союз . Это привело его к конфликту с Кириллом Александрийским и другими видными церковниками того времени, которые обвинили его в ереси. [3]

Несторий пытался защитить себя на Эфесском соборе в 431 году, но вместо этого оказался формально осужден за ересь большинством епископов и впоследствии был отстранен от своего престола . По собственному желанию он удалился в свой бывший монастырь в Антиохии или недалеко от нее. В 435 году Феодосий II отправил его в ссылку в Верхний Египет, где он прожил примерно до 451 года, усиленно отстаивая свои взгляды. Его последний крупный защитник в Римской империи , Феодорит Киррский, наконец согласился анафеме предать его в 451 году во время Халкидонского собора .

С тех пор у него не было защитников внутри империи, но Церковь Востока в Персидской империи так и не приняла его осуждения. Это побудило более поздних западных христиан дать название «Несторианская церковь» Церкви Востока, где его учение считалось ортодоксальным и соответствующим ее собственным учениям. Несторий почитается как один из трёх «греческих учителей» так называемой несторианской церкви (помимо Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского ). Евхаристическая служба Церкви Востока, известная как одна из старейших в мире, включает в себя молитвы, приписываемые самому Несторию.

Открытие, перевод и публикация его «Базара Гераклида» в начале 20 века привели к переоценке его богословия в западной науке. Сейчас общепризнано, что его идеи были недалеко от тех, которые в конечном итоге стали ортодоксальными, но ортодоксальность его формулировки учения о Христе до сих пор остается спорной.

Источники относят рождение Нестория либо к 381, либо к 386 году в городе Германиция в провинции Сирии Римской империи (ныне Кахраманмараш в Турции ). [4] Сирийский источник упомянул, что Несторий был персидского происхождения, в то время как другие утверждали, что он был антиохийского происхождения. [5]

Духовное образование он получил как ученик Феодора Мопсуестийского в Антиохии . Он жил священником и монахом в монастыре Евпрепия у стен и приобрел известность благодаря своим проповедям, которые привели к его возведению на престол Феодосием II как патриарха Константинополя после смерти Сисинния I в 428 году .

Несторианский спор

[ редактировать ]
Христологический спектр V – VII веков, показывающий виды Церкви Востока (голубой), Халкидонских церквей (светло-фиолетовый) и миафизитских церквей (розовый).

Вскоре после прибытия в Константинополь Несторий оказался вовлеченным в споры двух богословских фракций, разошедшихся в своей христологии . Несторий пытался найти золотую середину между теми, кто подчеркивал тот факт, что во Христе Бог родился как человек, и настаивал на том, чтобы называть Деву Марию Богородицу ( греч . Θεοτόκος , «Богоносица»), и теми, кто отвергал этот титул, потому что Бог, как вечное существо, не мог родиться. Он никогда не разделял Христа на двух сыновей (Сына Божия и Сына Марии), он отказывался приписывать божественной природе человеческие поступки и страдания человека Иисуса Христа. Несторий предложил титул Христотокос ( Χριστοτόκος , «Христоносец»), но он не нашел признания ни с одной стороны.

« Несторианство » относится к учению о том, что в Воплощенном Христе есть две различные ипостаси : одна Божественная, а другая человеческая. Учение всех церквей, принимающих Ефесский собор, состоит в том, что в Воплощенном Христе есть единая ипостась, Бог и человек одновременно. Это учение известно как Ипостасный союз .

Противники Нестория обвиняли его в разделении божественности и человечества Христа на две личности, существующие в одном теле, тем самым отрицая реальность Воплощения . Неясно, действительно ли Несторий учил этому.

Евсевий , мирянин, ставший впоследствии епископом соседнего Дорилея, был первым, кто обвинил Нестория в ереси, [6] но самым решительным противником Нестория был патриарх Александрийский Кирилл . Это, естественно, вызвало большое волнение в Константинополе, особенно среди духовенства, которое явно не располагало благосклонностью к Несторию, пришельцу из Антиохии. [6]

Кирилл обратился к Папе Селестине I с просьбой принять решение, и Целестина поручила Кириллу отлучить Нестория от церкви, если он не изменит своего учения в течение 10 дней.

Летом 430 г. Несторий договорился с императором о созыве совета. Теперь он ускорил это, и вызов был направлен патриархам и митрополитам 19 ноября, до того, как приговор папы был вынесен через Кирилла Александрийского и вручен Несторию. [6]

Император Феодосий II созвал общий церковный собор в Эфесе, который сам по себе был особым местом почитания Марии, где Богородицы была популярна формула . Император и его жена поддержали Нестория, но папа Целестин поддержал Кирилла.

Кирилл возглавил Первый Эфесский собор в 431 году, открыв дебаты до прибытия давно ожидаемого отряда восточных епископов из Антиохии . Собор низложил Нестория и объявил его еретиком .

По словам Нестория,

Когда последователи Кирилла увидели горячность императора... они возбудили в народе волнение и раздор воплями, как будто император противился Богу; они восстали против знати и вождей, которые не соглашались с тем, что они сделали, и бегали туда и сюда. И... они взяли с собой тех, кто был отделен и удален из монастырей по причине их жизни и странных манер и по этой причине был изгнан, и всех, кто принадлежал к еретическим сектам и был одержим фанатизмом и ненавистью. против меня. И одна страсть была у них всех, иудеев, и язычников, и всех сект, и они были заняты тем, чтобы принять без рассмотрения то, что было сделано без рассмотрения против меня; и в то же время все они, даже те, которые участвовали со мною за столом, и в молитве, и в мыслях, были единодушны... против меня и давали обеты друг с другом против меня... Ни в чем они не разделились.

Пока шел совет, прибыли Иоанн I Антиохийский и восточные епископы, которые были в ярости, узнав, что Несторий уже осужден. Они созвали собственный синод, на котором Кирилл был низложен. Обе стороны затем обратились к императору.

Первоначально имперское правительство приказало Нестория и Кирилла свергнуть и сослать . Нестория заставили вернуться в свой монастырь в Антиохии, а Максимиан был рукоположен вместо него в архиепископа Константинопольского. Кириллу в конце концов разрешили вернуться после подкупа различных придворных. [7]

Более поздние события

[ редактировать ]

В последующие месяцы 17 епископов , поддержавших учение Нестория, были отстранены от своих кафедр. В конце концов, Иоанн I Антиохийский был вынужден покинуть Нестория в марте 433 года. 3 августа 435 года Феодосий II издал императорский указ, согласно которому Несторий был изгнан из монастыря в Антиохии, в котором он находился, в монастырь в Великом оазисе Хибис ( аль-Харга ) в Египте, надежно в пределах епархии Кирилла . Монастырь подвергся нападениям пустынных бандитов, и в одном из таких набегов Несторий был ранен. Несторий, судя по всему, просуществовал там как минимум до 450 г. (учитывая свидетельства « Книги Гераклида »). [8] Несторий умер вскоре после Халкидонского собора в 451 году в Фиваиде , Египет. [ нужна ссылка ]

Сочинения

[ редактировать ]

Очень немногие сочинения Нестория сохранились. В записях Эфесского собора сохранилось несколько писем, а также фрагменты некоторых других. Сохранилось около 30 проповедей, в основном в фрагментарной форме. Единственный полный трактат — это длинная защита его богословской позиции, «Базар Гераклида» , написанный в изгнании в Оазисе и сохранившийся в сирийском переводе. Должно быть, оно было написано не ранее 450 г., так как известно о смерти императора Феодосия II (29 июля 450 г.). [9] Существует английский перевод этой работы. [10] но его раскритиковали как неточный, как и старый французский перевод. [11] Дальнейший научный анализ показал, что в текст было сделано несколько ранних вставок, где-то во второй половине V века. [12]

Базар Гераклида

[ редактировать ]

В 1895 году книжная рукопись XVI века, содержащая копию текста, написанного Несторием, была обнаружена американскими миссионерами в библиотеке несторианского патриарха в горах в Кудшанисе, Хаккари . Эта книга пострадала во время мусульманских завоеваний, но осталась практически нетронутой, а копии были сделаны тайно. Сирийский перевод имел название « Базар Гераклида» . [13] Оригинал рукописи XVI века был уничтожен в 1915 году во время турецкой резни ассирийских христиан . Издание этой работы в первую очередь следует приписать немецкому ученому Фридриху Луфсу из Университета Галле.

В « Базаре» , написанном около 450 г., Несторий отрицает ересь, за которую он был осужден, и вместо этого утверждает о Христе «один и тот же двояко» — выражение, которое некоторые считают сходным с формулировкой Халкидонского Собора . Однако более ранние сохранившиеся сочинения Нестория, включая его письмо, написанное в ответ на обвинения Кирилла против него, содержат материал, который некоторые интерпретировали как подразумевающий, что в то время он считал, что у Христа было две личности. Другие рассматривают этот материал как просто подчеркивающее различие между тем, что предвоплощенный Логос является Сыном Божьим, и тем, как воплощенный Эммануил , включая его физическое тело, истинно называется Сыном Божьим. [10]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя Несторий был осужден церковью, существовала фракция, верная ему и его учению. После несторианского раскола и переселения многих христиан-несторианцев в Персию , несторианская мысль укоренилась в местной христианской общине, известной как Церковь Востока , до такой степени, что ее часто называли «Несторианской церковью».

В наше время Ассирийская Церковь Востока , современный потомок исторической Церкви Востока, почитает Нестория как святого , но современная церковь не разделяет всю несторианскую доктрину, как ее традиционно понимали в Запад. Патриарх Мар Динха IV отказался от экзонима несторианина по случаю своего воцарения на престоле в 1976 году. [14]

В Римской империи учение монофизитства развилось как реакция на несторианство. Новое учение утверждало, что Христос имел только одну природу, а Его человеческая природа была поглощена Его Божественностью. Оно было осуждено на Халкидонском соборе и ошибочно отнесено к нехалкидонским церквям. Сегодня это осуждается как ересь в современных Восточных Православных Церквах .

  1. ^ Seleznyov 2010 , pp. 165–190.
  2. ^ Беван, Джордж А. «Несторий». Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия .
  3. ^ Мейендорф 1989 .
  4. ^ Лаут 2004 , с. 348.
  5. ^ https://www.britannica.com/biography/Nestorius#:~:text=Nestorius%20was%20born%20of%20Persian,asceticism%2C%20orthodoxy%2C%20and%20reloquence .
  6. ^ Jump up to: а б с Чепмен 1911 год .
  7. ^ МакЭнерни 1987 , с. 151.
  8. ^ Лаут 2004 , стр. 348–349.
  9. ^ Лаут 2004 , с. 349.
  10. ^ Jump up to: а б Ходжсон и Драйвер, 1925 год .
  11. ^ Нау, Беджан и Бриер 1910 .
  12. ^ Беван 2013 , стр. 31–39.
  13. ^ «Отцы ранней церкви - дополнительные работы в английском переводе, недоступные где-либо еще в Интернете» .
  14. ^ Хилл 1988 , с. 107.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Титулы Великой Христианской Церкви
Предшественник Архиепископ Константинопольский
428–431
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 372fd4d7ae04f78b0e7b9c1f4709621c__1721203680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/1c/372fd4d7ae04f78b0e7b9c1f4709621c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nestorius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)