Несторий
Несторий | |
---|---|
![]() Портрет Нестория (в исполнении голландского гравера 17 века) | |
Архиепископ Константинопольский, отец Греческой Церкви. | |
Рожденный | ОБЪЯВЛЕНИЕ. 386 Германиция , провинция Сирии, Римская империя (ныне Кахраманмараш , Турция ) |
Умер | ОБЪЯВЛЕНИЕ. 451 (64 или 65 лет) Великий оазис Хибис ( аль-Харга ), Египет |
Почитается в | Ассирийская церковь Востока Древняя церковь Востока |
Праздник | 25 октября, пятая пятница Денхи вместе с Маром Теодором Мопсуестийским и Маром Диодором Тарсским. |
Споры | Христология , Богородица |
Несторий ( / ˌ n ɛ s ˈ t ɔːr i ə s / ; древнегреческий : Νεστόριος ; ок. 386 – ок. 451 ) был раннехристианским прелатом , служившим архиепископом Константинополя с 10 апреля 428 по август 431. Христианский богослов . из Катехизической школы Антиохии , некоторые из его учений в области христологии и мариологии были сочтены противоречивыми и вызвали серьезные споры.
В 431 году он был осужден и свергнут со своего престола под Эфесским собором председательством его главного соперника Кирилла Александрийского . [1] но контрсобор во главе с Иоанном Антиохийским оправдал его и взамен свергнул Кирилла. Несторий воздержался от посещения обоих этих советов и вместо этого попросил отставки у византийского императора . [2]
Его учение включало отказ от титула Богородица ( Бог-Носительница ), используемого для Марии, матери Иисуса , что указывало на его предпочтение концепции свободного просопического союза двух природ (божественной и человеческой) Христа, а не концепции их полный ипостасный союз . Это привело его к конфликту с Кириллом Александрийским и другими видными церковниками того времени, которые обвинили его в ереси. [3]
Несторий пытался защитить себя на Эфесском соборе в 431 году, но вместо этого оказался формально осужден за ересь большинством епископов и впоследствии был отстранен от своего престола . По собственному желанию он удалился в свой бывший монастырь в Антиохии или недалеко от нее. В 435 году Феодосий II отправил его в ссылку в Верхний Египет, где он прожил примерно до 451 года, усиленно отстаивая свои взгляды. Его последний крупный защитник в Римской империи , Феодорит Киррский, наконец согласился анафеме предать его в 451 году во время Халкидонского собора .
С тех пор у него не было защитников внутри империи, но Церковь Востока в Персидской империи так и не приняла его осуждения. Это побудило более поздних западных христиан дать название «Несторианская церковь» Церкви Востока, где его учение считалось ортодоксальным и соответствующим ее собственным учениям. Несторий почитается как один из трёх «греческих учителей» так называемой несторианской церкви (помимо Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского ). Евхаристическая служба Церкви Востока, известная как одна из старейших в мире, включает в себя молитвы, приписываемые самому Несторию.
Открытие, перевод и публикация его «Базара Гераклида» в начале 20 века привели к переоценке его богословия в западной науке. Сейчас общепризнано, что его идеи были недалеко от тех, которые в конечном итоге стали ортодоксальными, но ортодоксальность его формулировки учения о Христе до сих пор остается спорной.
Жизнь
[ редактировать ]Источники относят рождение Нестория либо к 381, либо к 386 году в городе Германиция в провинции Сирии Римской империи (ныне Кахраманмараш в Турции ). [4] Сирийский источник упомянул, что Несторий был персидского происхождения, в то время как другие утверждали, что он был антиохийского происхождения. [5]
Духовное образование он получил как ученик Феодора Мопсуестийского в Антиохии . Он жил священником и монахом в монастыре Евпрепия у стен и приобрел известность благодаря своим проповедям, которые привели к его возведению на престол Феодосием II как патриарха Константинополя после смерти Сисинния I в 428 году .
Несторианский спор
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |

Вскоре после прибытия в Константинополь Несторий оказался вовлеченным в споры двух богословских фракций, разошедшихся в своей христологии . Несторий пытался найти золотую середину между теми, кто подчеркивал тот факт, что во Христе Бог родился как человек, и настаивал на том, чтобы называть Деву Марию Богородицу ( греч . Θεοτόκος , «Богоносица»), и теми, кто отвергал этот титул, потому что Бог, как вечное существо, не мог родиться. Он никогда не разделял Христа на двух сыновей (Сына Божия и Сына Марии), он отказывался приписывать божественной природе человеческие поступки и страдания человека Иисуса Христа. Несторий предложил титул Христотокос ( Χριστοτόκος , «Христоносец»), но он не нашел признания ни с одной стороны.
« Несторианство » относится к учению о том, что в Воплощенном Христе есть две различные ипостаси : одна Божественная, а другая человеческая. Учение всех церквей, принимающих Ефесский собор, состоит в том, что в Воплощенном Христе есть единая ипостась, Бог и человек одновременно. Это учение известно как Ипостасный союз .
Противники Нестория обвиняли его в разделении божественности и человечества Христа на две личности, существующие в одном теле, тем самым отрицая реальность Воплощения . Неясно, действительно ли Несторий учил этому.
Евсевий , мирянин, ставший впоследствии епископом соседнего Дорилея, был первым, кто обвинил Нестория в ереси, [6] но самым решительным противником Нестория был патриарх Александрийский Кирилл . Это, естественно, вызвало большое волнение в Константинополе, особенно среди духовенства, которое явно не располагало благосклонностью к Несторию, пришельцу из Антиохии. [6]
Кирилл обратился к Папе Селестине I с просьбой принять решение, и Целестина поручила Кириллу отлучить Нестория от церкви, если он не изменит своего учения в течение 10 дней.
Летом 430 г. Несторий договорился с императором о созыве совета. Теперь он ускорил это, и вызов был направлен патриархам и митрополитам 19 ноября, до того, как приговор папы был вынесен через Кирилла Александрийского и вручен Несторию. [6]
Император Феодосий II созвал общий церковный собор в Эфесе, который сам по себе был особым местом почитания Марии, где Богородицы была популярна формула . Император и его жена поддержали Нестория, но папа Целестин поддержал Кирилла.
Кирилл возглавил Первый Эфесский собор в 431 году, открыв дебаты до прибытия давно ожидаемого отряда восточных епископов из Антиохии . Собор низложил Нестория и объявил его еретиком .
По словам Нестория,
Когда последователи Кирилла увидели горячность императора... они возбудили в народе волнение и раздор воплями, как будто император противился Богу; они восстали против знати и вождей, которые не соглашались с тем, что они сделали, и бегали туда и сюда. И... они взяли с собой тех, кто был отделен и удален из монастырей по причине их жизни и странных манер и по этой причине был изгнан, и всех, кто принадлежал к еретическим сектам и был одержим фанатизмом и ненавистью. против меня. И одна страсть была у них всех, иудеев, и язычников, и всех сект, и они были заняты тем, чтобы принять без рассмотрения то, что было сделано без рассмотрения против меня; и в то же время все они, даже те, которые участвовали со мною за столом, и в молитве, и в мыслях, были единодушны... против меня и давали обеты друг с другом против меня... Ни в чем они не разделились.
Пока шел совет, прибыли Иоанн I Антиохийский и восточные епископы, которые были в ярости, узнав, что Несторий уже осужден. Они созвали собственный синод, на котором Кирилл был низложен. Обе стороны затем обратились к императору.
Первоначально имперское правительство приказало Нестория и Кирилла свергнуть и сослать . Нестория заставили вернуться в свой монастырь в Антиохии, а Максимиан был рукоположен вместо него в архиепископа Константинопольского. Кириллу в конце концов разрешили вернуться после подкупа различных придворных. [7]
Более поздние события
[ редактировать ]В последующие месяцы 17 епископов , поддержавших учение Нестория, были отстранены от своих кафедр. В конце концов, Иоанн I Антиохийский был вынужден покинуть Нестория в марте 433 года. 3 августа 435 года Феодосий II издал императорский указ, согласно которому Несторий был изгнан из монастыря в Антиохии, в котором он находился, в монастырь в Великом оазисе Хибис ( аль-Харга ) в Египте, надежно в пределах епархии Кирилла . Монастырь подвергся нападениям пустынных бандитов, и в одном из таких набегов Несторий был ранен. Несторий, судя по всему, просуществовал там как минимум до 450 г. (учитывая свидетельства « Книги Гераклида »). [8] Несторий умер вскоре после Халкидонского собора в 451 году в Фиваиде , Египет. [ нужна ссылка ]
Сочинения
[ редактировать ]Очень немногие сочинения Нестория сохранились. В записях Эфесского собора сохранилось несколько писем, а также фрагменты некоторых других. Сохранилось около 30 проповедей, в основном в фрагментарной форме. Единственный полный трактат — это длинная защита его богословской позиции, «Базар Гераклида» , написанный в изгнании в Оазисе и сохранившийся в сирийском переводе. Должно быть, оно было написано не ранее 450 г., так как известно о смерти императора Феодосия II (29 июля 450 г.). [9] Существует английский перевод этой работы. [10] но его раскритиковали как неточный, как и старый французский перевод. [11] Дальнейший научный анализ показал, что в текст было сделано несколько ранних вставок, где-то во второй половине V века. [12]
Базар Гераклида
[ редактировать ]В 1895 году книжная рукопись XVI века, содержащая копию текста, написанного Несторием, была обнаружена американскими миссионерами в библиотеке несторианского патриарха в горах в Кудшанисе, Хаккари . Эта книга пострадала во время мусульманских завоеваний, но осталась практически нетронутой, а копии были сделаны тайно. Сирийский перевод имел название « Базар Гераклида» . [13] Оригинал рукописи XVI века был уничтожен в 1915 году во время турецкой резни ассирийских христиан . Издание этой работы в первую очередь следует приписать немецкому ученому Фридриху Луфсу из Университета Галле.
В « Базаре» , написанном около 450 г., Несторий отрицает ересь, за которую он был осужден, и вместо этого утверждает о Христе «один и тот же двояко» — выражение, которое некоторые считают сходным с формулировкой Халкидонского Собора . Однако более ранние сохранившиеся сочинения Нестория, включая его письмо, написанное в ответ на обвинения Кирилла против него, содержат материал, который некоторые интерпретировали как подразумевающий, что в то время он считал, что у Христа было две личности. Другие рассматривают этот материал как просто подчеркивающее различие между тем, что предвоплощенный Логос является Сыном Божьим, и тем, как воплощенный Эммануил , включая его физическое тело, истинно называется Сыном Божьим. [10]
Наследие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Хотя Несторий был осужден церковью, существовала фракция, верная ему и его учению. После несторианского раскола и переселения многих христиан-несторианцев в Персию , несторианская мысль укоренилась в местной христианской общине, известной как Церковь Востока , до такой степени, что ее часто называли «Несторианской церковью».
В наше время Ассирийская Церковь Востока , современный потомок исторической Церкви Востока, почитает Нестория как святого , но современная церковь не разделяет всю несторианскую доктрину, как ее традиционно понимали в Запад. Патриарх Мар Динха IV отказался от экзонима несторианина по случаю своего воцарения на престоле в 1976 году. [14]
В Римской империи учение монофизитства развилось как реакция на несторианство. Новое учение утверждало, что Христос имел только одну природу, а Его человеческая природа была поглощена Его Божественностью. Оно было осуждено на Халкидонском соборе и ошибочно отнесено к нехалкидонским церквям. Сегодня это осуждается как ересь в современных Восточных Православных Церквах .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Seleznyov 2010 , pp. 165–190.
- ^ Беван, Джордж А. «Несторий». Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия .
- ^ Мейендорф 1989 .
- ^ Лаут 2004 , с. 348.
- ^ https://www.britannica.com/biography/Nestorius#:~:text=Nestorius%20was%20born%20of%20Persian,asceticism%2C%20orthodoxy%2C%20and%20reloquence .
- ^ Jump up to: а б с Чепмен 1911 год .
- ^ МакЭнерни 1987 , с. 151.
- ^ Лаут 2004 , стр. 348–349.
- ^ Лаут 2004 , с. 349.
- ^ Jump up to: а б Ходжсон и Драйвер, 1925 год .
- ^ Нау, Беджан и Бриер 1910 .
- ^ Беван 2013 , стр. 31–39.
- ^ «Отцы ранней церкви - дополнительные работы в английском переводе, недоступные где-либо еще в Интернете» .
- ^ Хилл 1988 , с. 107.
Источники
[ редактировать ]- Анастос, Милтон В. (1962). «Несторий был православным» . Документы Думбартон-Окса . 16 : 117–140. дои : 10.2307/1291160 . JSTOR 1291160 .
- Бетьюн-Бейкер, Джеймс Ф. (1908). Несторий и его учение: новый анализ доказательств . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107432987 .
- Беван, Джордж А. (2009). «Последние дни Нестория в сирийских источниках» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 7 (2007): 39–54. дои : 10.31826/9781463216153-004 . ISBN 9781463216153 .
- Беван, Джордж А. (2013). «Интерполяции в сирийском переводе «Liber Heraclidis» Нестория» . Студия Патристика . 68 : 31–39.
- Бротен, Карл Э. (1963). «Современные интерпретации Нестория» . История Церкви . 32 (3): 251–267. дои : 10.2307/3162772 . JSTOR 3162772 . S2CID 162735558 .
- Брок, Себастьян П. (1996). «Несторианская церковь: прискорбное неправильное название» (PDF) . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 78 (3): 23–35. дои : 10.7227/BJRL.78.3.3 .
- Брок, Себастьян П. (1999). «Христология Церкви Востока в синодах пятого-начала седьмого веков: предварительные соображения и материалы». Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 281–298. ISBN 9780815330714 .
- Брок, Себастьян П. (2006). Огонь с небес: исследования сирийского богословия и литургии . Олдершот: Эшгейт. ISBN 9780754659082 .
- Берджесс, Стэнли М. (1989). Святой Дух: восточно-христианские традиции . Пибоди, Массачусетс: Издательство Хендриксон. ISBN 9780913573815 .
- Чепмен, Джон (1911). «Несторий и несторианство» . Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Чеснут, Роберта К. (1978). «Две Просопы на Гераклидском базаре Нестория» . Журнал богословских исследований . 29 (2): 392–409. дои : 10.1093/jts/XXIX.2.392 .
- Эдвардс, Марк (2009). Католичность и ересь в ранней церкви . Фарнем: Эшгейт. ISBN 9780754662914 .
- Гонсалес, Хусто Л. (2005). Основные богословские термины . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664228101 .
- МакГакин, Джон А. (1994). Св. Кирилл Александрийский: христологический спор: его история, богословие и тексты . Лейден: Брилл. ISBN 9789004312906 .
- Грильмайер, Алоис (1975) [1965]. Христос в христианской традиции: от апостольского века до Халкидона (451 г.) (2-е исправленное изд.). Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664223014 .
- Хилл, Генри, изд. (1988). Свет с Востока: Симпозиум, посвященный Восточным Православным и Ассирийским церквям . Торонто: Англиканский книжный центр. ISBN 9780919891906 .
- Ходжсон, Леонард ; Драйвер, Годфри Р. , ред. (1925). Несторий: Базар Гераклида . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9781725202399 .
- Кун, Майкл Ф. (2019). Бог един: христианская защита божественного единства в золотой век мусульман . Карлайл: Издательство Langham Publishing. ISBN 9781783685776 .
- Лун, Ханс ван (2009). Диофизитская христология Кирилла Александрийского . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004173224 .
- Луфс, Фридрих (1914). Несторий и его место в истории христианского учения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107450769 .
- Лаут, Эндрю (2004). «Иоанн Златоуст Феодориту Киррскому». Кембриджская история раннехристианской литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 342–352. ISBN 9780521460835 .
- МакЭнерни, Джон И. (1987). Святитель Кирилл Александрийский. Письма 51–110 . Вашингтон: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813215143 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Корабль, Фрэнсис ; Беджан, Пол ; Бриер, Морис, ред. (1910). Несторий: Книга Гераклида Дамаскина . Париж: Летузи и Ане.
- Норрис, Ричард А., изд. (1980). Христологический спор . Миннеаполис: Фортесс Пресс. ISBN 9780800614119 .
- Пастори-Купан, Иштван (2006). Феодорит Кирский . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134391769 .
- Рейнинк, Геррит Дж. (1995). «Эдесса померкла, а Нисибис засиял: Школа Нисибиса на переходном этапе шестого-седьмого веков». Центры обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке . Лейден: Брилл. стр. 77–89. ISBN 9004101934 .
- Рейнинк, Геррит Дж. (2009). «Традиция и формирование «несторианской» идентичности в Ираке шестого-седьмого веков» . Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 217–250. дои : 10.1163/187124109X407916 . JSTOR 23932289 .
- Селезнев, Николай Н. (2010). «Несторий Константинопольский: осуждение, подавление, почитание: с особым акцентом на роль его имени в восточно-сирийском христианстве» . Журнал восточнохристианских исследований . 62 (3–4): 165–190.
- Вессель, Сьюзен (2004). Кирилл Александрийский и несторианская полемика: создание святого и еретика . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199268467 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диалог между Сирийской и Ассирийской церквями с точки зрения Коптской церкви
- Взгляд Коптской церкви на Нестория
- Английский перевод Базара Гераклида .
- Написание Нестория
- «Линчевание Нестория» Стивена М. Ульриха концентрируется на политическом давлении вокруг Эфесского собора и анализирует вновь открытый базар Нестория.
- Личность и учение Нестория Константинопольского автора Мар Бавай Соро.
- несторианство
- 386 рождений
- 450 смертей
- Константинопольские архиепископы V века
- Древние христиане участвовали в спорах
- Ассирийская церковь святых Востока
- Христологи
- Доктора Церкви
- Основатели религий
- На первых семи Вселенских соборах люди были объявлены еретиками.
- Христианские богословы V века
- Природа Иисуса Христа
- Участник Эфесского Собора.