финикийство
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|


Финикийство — это политическая точка зрения и идентичность в Ливане, которая рассматривает древнюю финикийскую цивилизацию как основную этническую и культурную основу современного ливанского народа , в отличие от более поздней арабской иммиграции. Эта точка зрения противостоит панарабизму и противостоит сирийскому влиянию в политической и культурной сферах Ливана. [1]
Финикийство заручилось поддержкой части ливанского населения, особенно среди христиан-маронитов . [2] [3] Принятый христианскими интеллектуалами во время создания Большого Ливана . [2] эту идеологию поддержали такие деятели, как поэт Саид Акль , и политические группы, такие как Партия обновления Ливана и ее преемница, « Стражи кедров» . [4]
Позиция
[ редактировать ]![]() | Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( февраль 2017 г. ) |
Сторонники финикийства утверждают, что земля Ливана была постоянно заселена с финикийских времен и что нынешнее население происходит от первоначального населения с некоторой примесью, вызванной иммиграцией на протяжении веков. Они утверждают, что арабизация просто представляла собой переход к арабскому языку как разговорному языку ливанского народа, и что, по их мнению, никакого реального изменения этнической идентичности, а тем более предкового происхождения, не произошло. В свете этого «старого спора об идентичности» [5] некоторые ливанцы предпочитают рассматривать Ливан, ливанскую культуру и себя как часть « средиземноморской » и « ханаанской » цивилизации, в уступку различным слоям наследия Ливана, как коренного, иностранного неарабского, так и арабского. Некоторые считают обращение ко всем ливанцам как к арабам несколько бестактным и предпочитают называть их ливанцами в знак уважения к давнему неарабскому прошлому Ливана.
История
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]Финикия была древней семитской цивилизацией, зародившейся в прибрежной полосе Леванта восточного Средиземноморья , главным образом расположенной в современном Ливане . [6] [7] Финикийцы были организованы в города-государства вдоль северного побережья Леванта, включая Тир , Сидон и Библос . [8] Будучи мореплавателями, они основали такие колонии, как Карфаген , Утика и Кадис . Главное наследие финикийцев заключается в создании старейшего в мире проверенного алфавита . [9] Финикийцы также занимались судостроением и мореплаванием, и они были известны своей обширной международной торговой сетью. Библия документирует связи между финикийцами и израильскими царями , подчеркивая их выдающийся вклад в производство кедрового дерева и мастерство изготовления Храма Соломона . [10]
Ранние влияния
[ редактировать ]Появление финикийства в сирийских и ливанских интеллектуальных кругах можно проследить до середины XIX века под влиянием западного образования и миссионерской деятельности. В эту эпоху также наблюдалось значительное французское влияние, кульминацией которого стало вмешательство Франции во время гражданского конфликта 1860 года в Горном Ливане , что сделало маронитов ключевыми союзниками в Ливане. Этот период был отмечен прибытием таких фигур, как Эрнест Ренан , филолог, который проводил обширные раскопки вдоль ливанского побережья с целью обнаружить семитские тексты и реликвии. Его работа, являющаяся частью более широкого французского научного и культурного интереса к региону, заложила основу популяризации финикийских исследований. [11]
На возникновение финикийства также повлияли иезуиты, прежде всего через их учебные заведения, такие как Университет Святого Иосифа . Сосредоточив внимание на древней истории региона и подчеркнув финикийское наследие региона, они сформировали интеллектуальный и культурный ландшафт. Этот подход помог распространить и укрепить идею уникальной ливанской идентичности, связанной с ее финикийским прошлым, отличной от окружающей арабской культуры . [12]
Роль Маронитской церкви в развитии ливанского национального самосознания и финикийства сложна. Исторически Маронитская церковь сосредоточила свою историю и отношения с римским католицизмом, а не с дохристианским наследием. Об этом подходе свидетельствуют работы маронитских священнослужителей, действовавших в XIX веке, таких как Николя Мурад и аббат Азар, чьи повествования начались с возникновением христианства. Именно неклерикальные интеллектуалы, многие из которых получили образование в Европе, позже связали ливанскую идентичность с древним финикийским наследием. Эти интеллектуалы, не строго марониты, сыграли решающую роль в популяризации финикийства, интегрируя древнее финикийское прошлое в современную ливанскую идентичность. [13]
Ключевой фигурой на этом раннем этапе был Таннус аль-Шидьяк . Работы аль-Шидьяка, особенно Китаба Ахбара аль-Айана фи Джабаль Лубнан (1857–1859), родившегося в маронитской семье и имевших прочные связи с западными миссиями, продемонстрировали переход от традиционной клерикальной историографии к светскому повествованию. Его сочинения включали рассказы об известных семьях в Горном Ливане , что указывает на движение к светскому пониманию истории, включающему финикийские элементы. [14]
Движение Нахда , культурное возрождение с центром в Бейруте , в которое входили такие деятели, как Бутрус аль-Бустани , сыграло важную роль в возрождении интереса к доарабско-исламской эпохе региона. Сирийское общество приобретения наук, образованное в 1847 году, стало платформой для пропаганды идей об истории Сирии, подчеркивая финикийское наследие. [14] Такие издания, как «Аль-Муктатаф» и «Аль-Хилал» , выпущенные ливанскими эмигрантами, сыграли важную роль в распространении информации о древних финикийцах. Статьи и дискуссии в этих журналах, начиная с 1880-х годов, показывают, что финикийская тема набирала обороты в общественном сознании. Аль-Муктатаф опубликовал статьи в 1880-х и 1890-х годах, которые предоставили научные знания о финикийцах, подчеркнув их коммерческое мастерство и предполагая генеалогические связи с современными людьми в регионе. [14]
Интерес к истории Финикии в этот период не ограничивался христианскими общинами, но был очевиден среди различных этнических и религиозных групп в регионе Сирии . Это увлечение было частью более широкой тенденции к установлению светской идентичности, основанной на культуре, истории и географии, с финикийской историей, обеспечивающей объединяющее и прославленное прошлое. [14]
Язык
[ редактировать ]арабский
[ редактировать ]современный стандартный Считается, что арабский язык существует в нескольких формах: формальный арабский язык, широко известный как арабский язык (современное воплощение коранического или классического арабского языка ), который используется в письменных документах и формальном контексте; и диалектные варианты, насчитывающие около тридцати народных речевых форм, используемых в повседневном контексте и широко варьирующихся от страны к стране. Тот, на котором говорят в Ливане, называется « ливанским арабским » или просто «ливанским», и это разновидность левантийского арабского языка , который вместе с месопотамским арабским языком для удобства классифицируется как разновидность северного арабского языка. [ нужна ссылка ]
Суть разногласий между финикийцами и их противниками заключается в том, достаточны ли различия между арабскими разновидностями, чтобы считать их отдельными языками, а не разновидностями одного языка. Первые цитируют профессора Уиллера Такстона из Гарварда: «Языки, на которых «арабы» растут дома, так же отличаются друг от друга и от самого арабского языка, как латынь отличается от английского». [15]
арамейский
[ редактировать ]В течение почти тысячи лет до распространения арабо-мусульманских завоеваний в VII веке нашей эры арамейский язык был лингва франка и основным разговорным языком в Плодородном полумесяце . [16] Среди маронитов традиционно западно-арамейский язык был разговорным языком вплоть до 17 века, когда его место занял арабский, в то время как классический сирийский язык оставался в употреблении только для литургических целей, как священный язык (также считавшийся таковым в иудаизме , наряду с ивритом). ).
Сегодня подавляющее большинство людей в Ливане говорят на ливанском арабском языке как на своем родном языке . Совсем недавно были предприняты некоторые усилия по возрождению арамейского языка в качестве повседневного разговорного языка в некоторых этнических ливанских общинах. [17] Кроме того, на современных языках восточно-арамейского языка говорят примерно 2–5 миллионов человек, в основном среди ассирийцев . [18] этническая группа, родственная маронитам Ливана, но отличная от них.
Генетика
[ редактировать ]Согласно генетическим исследованиям, проведенным среди населения Ливана, ливанцы более чем на 90% разделяют свой генетический состав с древними хананеями, жившими 3700 лет назад. [19]
Религия
[ редактировать ]
Сторонники финикийской преемственности среди христиан-маронитов отмечают, что финикийская идентичность, включая поклонение дохристианским финикийским богам, таким как Эль , Ваал , Астарта и Адон, все еще наблюдалась до середины VI века нашей эры в римской Финикии и лишь постепенно заменено христианством в IV и V веках нашей эры. , все это произошло за столетия до арабо Более того - исламского завоевания . [20]
Представительство в правительстве
[ редактировать ]Среди политических партий, исповедующих финикийство, — партия Катаиб , [21] Ливанская националистическая партия в Альянсе 14 марта . Официально оно светское, но его электорат преимущественно христианский. Другие политические партии, исповедующие финикийство, включают Национал-либеральную партию и Ливанские силы .
Критика
[ редактировать ]Жозефина Куинн, доцент кафедры древней истории колледжа Вустерского Оксфордского университета , пишет, что: [22]
Несмотря на заявления различных сторонников ливанского... национализма о том, что они считают финикийцев своими древними прародителями, финикийцы никогда не существовали как самосознательная община, не говоря уже о зарождающейся нации.
Географ и историк Джек Кейло раскритиковал утверждения финикийцев как анахронизм, отметив, что «финикийцы» и «финикия» существовали только в греческом контексте и в рамках Римской империи. [23]
Ливанский академик Асад Абу Халил пишет: [24]
Достижения финикийцев преувеличены до такой степени, что греческая и римская цивилизации воспринимаются как уступающие «ливанской финикийской цивилизации».
Абухалил заключает, что: [24]
Финикийство превратилось из идеологии в полноценный миф. [...] Даже открытие Америки Акл приписывает - среди других жителей Ливана - финикийским путешественникам, которые предшествовали Колумбу. Великих греческих мыслителей называют финикийцами. Школьные программы в Ливане укрепляют мифы о финикийском народе среди всех, кто принимает версию истории, пропагандируемую идеологами, доминировавшими в Министерстве образования с момента обретения независимости.
Профессор голландского университета Леонард К. Бигель в своей книге 1972 года « Меньшинства на Ближнем Востоке: их значение как политического фактора в арабском мире» ввёл термин «нео- шуубия» , чтобы обозначить современные попытки альтернативного неарабского национализма в арабском мире. Ближний Восток, например арамейство , ассирийство , великий сирийский национализм , курдский национализм , берберизм , фараонизм , финикийство. [25]
Историк Камаль Салиби , ливанский христианин-протестант , говорит: «Между древней Финикией и Ливаном средневековья и современности нет очевидной исторической связи». [26]
Самое раннее ощущение современной ливанской идентичности можно найти в трудах историков начала девятнадцатого века, когда под властью эмирата Шихабов ливанская идентичность возникла «отдельно и отлично от остальной Сирии , принеся с собой маронитов и Друзы , наряду с другими христианскими и мусульманскими сектами, находятся под одним правительством». [27] Первая последовательная история Горного Ливана была написана Таннусом аль-Шидьяком (умер в 1861 г.), который изобразил страну как феодальное объединение маронитов, друзов , мелькитов , суннитов и шиитов под руководством династии друзов Ман , а позже суннитские/маронитские эмиры-шихабы . «Большинство ливанцев-христиан, стремившихся отмежеваться от арабизма и его исламских связей, были рады услышать, что их страна является законной наследницей финикийской традиции », - отмечает Камаль Салиби, приводя в пример таких христианских писателей, как Чарльз Корм (умер в 1963 году). писавший на французском языке, и Саид Акль , который призывал отказаться от литературного арабского языка вместе с его письменностью и пытался писать на ливанском языке, используя латинский алфавит.
Финикийское происхождение имеет дополнительную привлекательность для христианского среднего класса , поскольку оно представляет финикийцев как торговцев, а ливанских эмигрантов как современных финикийских авантюристов, тогда как для мусульманского населения оно просто завуалирует французские империалистические амбиции, намеревающиеся ниспровергнуть панарабизм . [28] Историк Фавваз Трабулси рассматривает финикийство как инструмент, который служил только экономическим и политическим интересам маронитской элиты. [29]
Многие ученые и историки, в том числе Камаль Салиби , Альберт Хурани и Амин ар-Рихани, критиковали финикийство за исторические неточности. [29]
Историк Рола Эль-Хусейни рассматривает финикийство как миф о происхождении ; [2] другие отмечают, как он игнорирует арабское культурное и языковое влияние на ливанцев. Они связывают финикийство с религиозным влиянием на ливанскую культуру и попыткой ливанских маронитов дистанцироваться от арабской культуры и традиций.
Как резюмировал Асад Абу Халил , Исторический словарь Ливана (Лондон: Scarecrow Press), 1998 г.:
В этническом отношении ливанцы неотличимы от народов восточного Средиземноморья. Они, несомненно, представляют собой смешанное население, отражающее многовековое перемещение населения и иностранную оккупацию... Хотя арабство – это не этническая принадлежность, а культурная идентичность, некоторые ярые арабские националисты в Ливане и других странах говорят об арабстве в расовом и этническом плане, чтобы возвысить потомки Мухаммеда . Парадоксально, но ливанские националисты также говорят о ливанском народе в расовых терминах, утверждая, что ливанцы являются «чистыми» потомками финикийских народов, которых они рассматривают отдельно от древних жителей региона, включая — по иронии судьбы — хананеев.
Недавние исследования Мириам Бальмут также показали, что большая часть истории финикийцев находилась под влиянием политических идеологий, которые начались с греков и римлян , и что у финикийцев не было общей финикийской идентичности, с которой они себя идентифицировали, предпочитая идентифицировать себя с их родные города, такие как Тир и Сидон . Однако у них был общий язык, общие религиозные обряды, этническое происхождение и общая культура морской торговли. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наджем, Том; Аморе, Рой С.; Абу Халил, Асад (2021). Исторический словарь Ливана . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 241. ИСБН 978-1-5381-2043-9 .
- ^ Jump up to: а б с Эль-Хусейни, Рола (2012). Pax Siriana: политика элит в послевоенном Ливане . Издательство Сиракузского университета. п. 199. ИСБН 978-0-8156-3304-4 .
Финикийство. «Финикийский» дискурс ливанской идентичности был принят христианскими (в первую очередь маронитскими) интеллектуалами во время создания Большого Ливана. Заявленная цель маронитов создать христианское убежище на Ближнем Востоке сыграла важную роль в убеждении французских властей объявить Ливан отдельным национальным государством. Миф о происхождении, принятый христианскими защитниками, касался якобы независимого культурного наследия, которое, как утверждается, существовало в Ливане с древних времен.
- ^ Наджем, Том; Аморе, Рой С.; Абу Халил, Асад (2021). Исторический словарь Ливана . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 345. ИСБН 978-1-5381-2043-9 .
- ^ Наджем, Том; Аморе, Рой С.; Абу Халил, Асад (2021). Исторический словарь Ливана . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 345. ИСБН 978-1-5381-2043-9 .
- ^ «В Ливане ДНК еще может залечить трещины» . Рейтер . 10 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 04 апреля 2023 г.
- ^ Китто, Джон (1851). Циклопедия библейской литературы . Адан и Чарльз Блэк.
- ^ Маласпина, Энн (2009). Ливан . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-0579-6 .
- ^ «Финикия» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Коулмас 1996 .
- ^ Марко, Гленн Э. (август 1990 г.). «Возникновение финикийского искусства» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 13–26. дои : 10.2307/1357205 . JSTOR 1357205 . S2CID 163353156 .
- ^ Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 21-29
- ^ Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 29-36
- ^ Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 36-38
- ^ Jump up to: а б с д Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 38-48
- ^ Саламе, Франк (осень 2011 г.). «Кто-нибудь говорит по-арабски» . Ближний Восток Ежеквартальный . 18 (4):50 . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Ричард, Сюзанна (2003). Ближневосточная археология: читатель (иллюстрированное издание). ЭЙЗЕНБРАУНС. п. 69. ИСБН 978-1-57506-083-5 .
- ^ «Арамейский маронитский центр» . Арамейский-центр.com. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Перлин, Росс (14 августа 2014 г.). «Истребляет ли Исламское государство язык Иисуса?» . Внешняя политика . Компания Graham Holdings .
- ^ «Живые потомки библейских хананеев, идентифицированные с помощью ДНК» . Национальные географические новости . 27 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Маронитское финикийское наследие
- ^ Рола Л. Хусейни (2012). Pax Siriana: политика элит в послевоенном Ливане . Издательство Сиракузского университета. п. 42. ИСБН 9780815651949 .
- ^ «Финикия: воображаемый друг народов, нуждающихся в предках | Очерки Эона» . Эон . Проверено 8 сентября 2022 г.
- ^ Кейло, Джек (2021). «Нанесение Финикии на карту. От греков до миссии Эрнеста Ренана» . Труды МКА . 3 : 9. Бибкод : 2021PrICA...3....9K . doi : 10.5194/ica-proc-3-9-2021 . ISSN 2570-2092 . S2CID 238830392 .
- ^ Jump up to: а б Абухалил, Асад. «Финикийство | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 8 сентября 2022 г.
- ^ Леонард К. Бигель, Меньшинства на Ближнем Востоке: их значение как политический фактор в арабском мире , Ван Логум Слатерус, Девентер, 1972. ISBN 978-90-6001-219-2 .
- ^ Салиби, Салиби, Дом многих особняков: пересмотренная история Ливана , 1988:177; Салиби столь же критично относится к «арабскому» культурному происхождению.
- ^ «Ливанская идентичность» Камаль С. Салиби, Журнал современной истории 6.1 , Национализм и сепаратизм (1971:76-86).
- ^ Линтаси 1971:84.
- ^ Jump up to: а б Михаил, Лара Моэнс. Критический обзор финикийства христианскими ливанскими историками: между исторической несостоятельностью и шовинистическим/эксклюзивистским маронитским националистическим проектом . п. 3
- ^ Куинн, Жозефина (25 декабря 2017 г.). В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691175270 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баварди, Базилиус (2016). Ливано-финикийское националистическое движение: литература, язык и идентичность . ИБТаурис. ISBN 978-1-78453-237-6 .
- Кауфман, Ашер, «Финикианство: формирование идентичности в Ливане в 1920 году». Ближневосточные исследования (январь 2001 г.).
- Кауфман, Ашер (2004). Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане . ИБТаурис. ISBN 1-86064-982-3 .
- Салиби, Камаль Сулейман (2003). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . ИБТаурис. ISBN 1-86064-912-2 .
- Плонка Аркадиуш, Идея ливанского языка по Саиду Аклу , Париж, Гетнер, 2004 (французский). ISBN 2-7053-3739-3 .
- Плонка Аркадиуш, «Лингвистический национализм в Ливане вокруг Саида Акла и идея ливанского языка в журнале «Лебнаан» в новом алфавите», Арабика, 53 (4), 2006, стр. 423–471. (Французский)
- Саламе, Франк, «Языковая память и идентичность на Ближнем Востоке»; Дело в Ливане , Лэнхэм, Мэриленд, Lexington Books, 2010. ISBN 0739137395 .
- Саламе, Франк, Чарльз Корм; Интеллектуальная биография ливанского «молодого финикийца» двадцатого века , Лэнхэм, Мэриленд, Lexington Books, 2015. ISBN 0739184008 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]