Jump to content

финикийство

Карта Финикии
Карта Финикии и ее средиземноморских торговых путей

Финикийство — это политическая точка зрения и идентичность в Ливане, которая рассматривает древнюю финикийскую цивилизацию как основную этническую и культурную основу современного ливанского народа , в отличие от более поздней арабской иммиграции. Эта точка зрения противостоит панарабизму и противостоит сирийскому влиянию в политической и культурной сферах Ливана. [1]

Финикийство заручилось поддержкой части ливанского населения, особенно среди христиан-маронитов . [2] [3] Принятый христианскими интеллектуалами во время создания Большого Ливана . [2] эту идеологию поддержали такие деятели, как поэт Саид Акль , и политические группы, такие как Партия обновления Ливана и ее преемница, « Стражи кедров» . [4]

Сторонники финикийства утверждают, что земля Ливана была постоянно заселена с финикийских времен и что нынешнее население происходит от первоначального населения с некоторой примесью, вызванной иммиграцией на протяжении веков. Они утверждают, что арабизация просто представляла собой переход к арабскому языку как разговорному языку ливанского народа, и что, по их мнению, никакого реального изменения этнической идентичности, а тем более предкового происхождения, не произошло. В свете этого «старого спора об идентичности» [5] некоторые ливанцы предпочитают рассматривать Ливан, ливанскую культуру и себя как часть « средиземноморской » и « ханаанской » цивилизации, в уступку различным слоям наследия Ливана, как коренного, иностранного неарабского, так и арабского. Некоторые считают обращение ко всем ливанцам как к арабам несколько бестактным и предпочитают называть их ливанцами в знак уважения к давнему неарабскому прошлому Ливана.

Историческая справка

[ редактировать ]

Финикия была древней семитской цивилизацией, зародившейся в прибрежной полосе Леванта восточного Средиземноморья , главным образом расположенной в современном Ливане . [6] [7] Финикийцы были организованы в города-государства вдоль северного побережья Леванта, включая Тир , Сидон и Библос . [8] Будучи мореплавателями, они основали такие колонии, как Карфаген , Утика и Кадис . Главное наследие финикийцев заключается в создании старейшего в мире проверенного алфавита . [9] Финикийцы также занимались судостроением и мореплаванием, и они были известны своей обширной международной торговой сетью. Библия документирует связи между финикийцами и израильскими царями , подчеркивая их выдающийся вклад в производство кедрового дерева и мастерство изготовления Храма Соломона . [10]

Ранние влияния

[ редактировать ]

Появление финикийства в сирийских и ливанских интеллектуальных кругах можно проследить до середины XIX века под влиянием западного образования и миссионерской деятельности. В эту эпоху также наблюдалось значительное французское влияние, кульминацией которого стало вмешательство Франции во время гражданского конфликта 1860 года в Горном Ливане , что сделало маронитов ключевыми союзниками в Ливане. Этот период был отмечен прибытием таких фигур, как Эрнест Ренан , филолог, который проводил обширные раскопки вдоль ливанского побережья с целью обнаружить семитские тексты и реликвии. Его работа, являющаяся частью более широкого французского научного и культурного интереса к региону, заложила основу популяризации финикийских исследований. [11]

На возникновение финикийства также повлияли иезуиты, прежде всего через их учебные заведения, такие как Университет Святого Иосифа . Сосредоточив внимание на древней истории региона и подчеркнув финикийское наследие региона, они сформировали интеллектуальный и культурный ландшафт. Этот подход помог распространить и укрепить идею уникальной ливанской идентичности, связанной с ее финикийским прошлым, отличной от окружающей арабской культуры . [12]

Роль Маронитской церкви в развитии ливанского национального самосознания и финикийства сложна. Исторически Маронитская церковь сосредоточила свою историю и отношения с римским католицизмом, а не с дохристианским наследием. Об этом подходе свидетельствуют работы маронитских священнослужителей, действовавших в XIX веке, таких как Николя Мурад и аббат Азар, чьи повествования начались с возникновением христианства. Именно неклерикальные интеллектуалы, многие из которых получили образование в Европе, позже связали ливанскую идентичность с древним финикийским наследием. Эти интеллектуалы, не строго марониты, сыграли решающую роль в популяризации финикийства, интегрируя древнее финикийское прошлое в современную ливанскую идентичность. [13]

Ключевой фигурой на этом раннем этапе был Таннус аль-Шидьяк . Работы аль-Шидьяка, особенно Китаба Ахбара аль-Айана фи Джабаль Лубнан (1857–1859), родившегося в маронитской семье и имевших прочные связи с западными миссиями, продемонстрировали переход от традиционной клерикальной историографии к светскому повествованию. Его сочинения включали рассказы об известных семьях в Горном Ливане , что указывает на движение к светскому пониманию истории, включающему финикийские элементы. [14]

Движение Нахда , культурное возрождение с центром в Бейруте , в которое входили такие деятели, как Бутрус аль-Бустани , сыграло важную роль в возрождении интереса к доарабско-исламской эпохе региона. Сирийское общество приобретения наук, образованное в 1847 году, стало платформой для пропаганды идей об истории Сирии, подчеркивая финикийское наследие. [14] Такие издания, как «Аль-Муктатаф» и «Аль-Хилал» , выпущенные ливанскими эмигрантами, сыграли важную роль в распространении информации о древних финикийцах. Статьи и дискуссии в этих журналах, начиная с 1880-х годов, показывают, что финикийская тема набирала обороты в общественном сознании. Аль-Муктатаф опубликовал статьи в 1880-х и 1890-х годах, которые предоставили научные знания о финикийцах, подчеркнув их коммерческое мастерство и предполагая генеалогические связи с современными людьми в регионе. [14]

Интерес к истории Финикии в этот период не ограничивался христианскими общинами, но был очевиден среди различных этнических и религиозных групп в регионе Сирии . Это увлечение было частью более широкой тенденции к установлению светской идентичности, основанной на культуре, истории и географии, с финикийской историей, обеспечивающей объединяющее и прославленное прошлое. [14]

арабский

[ редактировать ]

современный стандартный Считается, что арабский язык существует в нескольких формах: формальный арабский язык, широко известный как арабский язык (современное воплощение коранического или классического арабского языка ), который используется в письменных документах и ​​формальном контексте; и диалектные варианты, насчитывающие около тридцати народных речевых форм, используемых в повседневном контексте и широко варьирующихся от страны к стране. Тот, на котором говорят в Ливане, называется « ливанским арабским » или просто «ливанским», и это разновидность левантийского арабского языка , который вместе с месопотамским арабским языком для удобства классифицируется как разновидность северного арабского языка. [ нужна ссылка ]

Суть разногласий между финикийцами и их противниками заключается в том, достаточны ли различия между арабскими разновидностями, чтобы считать их отдельными языками, а не разновидностями одного языка. Первые цитируют профессора Уиллера Такстона из Гарварда: «Языки, на которых «арабы» растут дома, так же отличаются друг от друга и от самого арабского языка, как латынь отличается от английского». [15]

арамейский

[ редактировать ]

В течение почти тысячи лет до распространения арабо-мусульманских завоеваний в VII веке нашей эры арамейский язык был лингва франка и основным разговорным языком в Плодородном полумесяце . [16] Среди маронитов традиционно западно-арамейский язык был разговорным языком вплоть до 17 века, когда его место занял арабский, в то время как классический сирийский язык оставался в употреблении только для литургических целей, как священный язык (также считавшийся таковым в иудаизме , наряду с ивритом). ).

Сегодня подавляющее большинство людей в Ливане говорят на ливанском арабском языке как на своем родном языке . Совсем недавно были предприняты некоторые усилия по возрождению арамейского языка в качестве повседневного разговорного языка в некоторых этнических ливанских общинах. [17] Кроме того, на современных языках восточно-арамейского языка говорят примерно 2–5 миллионов человек, в основном среди ассирийцев . [18] этническая группа, родственная маронитам Ливана, но отличная от них.

Генетика

[ редактировать ]

Согласно генетическим исследованиям, проведенным среди населения Ливана, ливанцы более чем на 90% разделяют свой генетический состав с древними хананеями, жившими 3700 лет назад. [19]

Распределение различных религиозных групп Ливана по результатам муниципальных выборов 2009 г.

Сторонники финикийской преемственности среди христиан-маронитов отмечают, что финикийская идентичность, включая поклонение дохристианским финикийским богам, таким как Эль , Ваал , Астарта и Адон, все еще наблюдалась до середины VI века нашей эры в римской Финикии и лишь постепенно заменено христианством в IV и V веках нашей эры. , все это произошло за столетия до арабо Более того - исламского завоевания . [20]

Представительство в правительстве

[ редактировать ]

Среди политических партий, исповедующих финикийство, — партия Катаиб , [21] Ливанская националистическая партия в Альянсе 14 марта . Официально оно светское, но его электорат преимущественно христианский. Другие политические партии, исповедующие финикийство, включают Национал-либеральную партию и Ливанские силы .

Жозефина Куинн, доцент кафедры древней истории колледжа Вустерского Оксфордского университета , пишет, что: [22]

Несмотря на заявления различных сторонников ливанского... национализма о том, что они считают финикийцев своими древними прародителями, финикийцы никогда не существовали как самосознательная община, не говоря уже о зарождающейся нации.

Географ и историк Джек Кейло раскритиковал утверждения финикийцев как анахронизм, отметив, что «финикийцы» и «финикия» существовали только в греческом контексте и в рамках Римской империи. [23]

Ливанский академик Асад Абу Халил пишет: [24]

Достижения финикийцев преувеличены до такой степени, что греческая и римская цивилизации воспринимаются как уступающие «ливанской финикийской цивилизации».

Абухалил заключает, что: [24]

Финикийство превратилось из идеологии в полноценный миф. [...] Даже открытие Америки Акл приписывает - среди других жителей Ливана - финикийским путешественникам, которые предшествовали Колумбу. Великих греческих мыслителей называют финикийцами. Школьные программы в Ливане укрепляют мифы о финикийском народе среди всех, кто принимает версию истории, пропагандируемую идеологами, доминировавшими в Министерстве образования с момента обретения независимости.

Профессор голландского университета Леонард К. Бигель в своей книге 1972 года « Меньшинства на Ближнем Востоке: их значение как политического фактора в арабском мире» ввёл термин «нео- шуубия» , чтобы обозначить современные попытки альтернативного неарабского национализма в арабском мире. Ближний Восток, например арамейство , ассирийство , великий сирийский национализм , курдский национализм , берберизм , фараонизм , финикийство. [25]

Историк Камаль Салиби , ливанский христианин-протестант , говорит: «Между древней Финикией и Ливаном средневековья и современности нет очевидной исторической связи». [26]

Самое раннее ощущение современной ливанской идентичности можно найти в трудах историков начала девятнадцатого века, когда под властью эмирата Шихабов ливанская идентичность возникла «отдельно и отлично от остальной Сирии , принеся с собой маронитов и Друзы , наряду с другими христианскими и мусульманскими сектами, находятся под одним правительством». [27] Первая последовательная история Горного Ливана была написана Таннусом аль-Шидьяком (умер в 1861 г.), который изобразил страну как феодальное объединение маронитов, друзов , мелькитов , суннитов и шиитов под руководством династии друзов Ман , а позже суннитские/маронитские эмиры-шихабы . «Большинство ливанцев-христиан, стремившихся отмежеваться от арабизма и его исламских связей, были рады услышать, что их страна является законной наследницей финикийской традиции », - отмечает Камаль Салиби, приводя в пример таких христианских писателей, как Чарльз Корм ​​(умер в 1963 году). писавший на французском языке, и Саид Акль , который призывал отказаться от литературного арабского языка вместе с его письменностью и пытался писать на ливанском языке, используя латинский алфавит.

Финикийское происхождение имеет дополнительную привлекательность для христианского среднего класса , поскольку оно представляет финикийцев как торговцев, а ливанских эмигрантов как современных финикийских авантюристов, тогда как для мусульманского населения оно просто завуалирует французские империалистические амбиции, намеревающиеся ниспровергнуть панарабизм . [28] Историк Фавваз Трабулси рассматривает финикийство как инструмент, который служил только экономическим и политическим интересам маронитской элиты. [29]

Многие ученые и историки, в том числе Камаль Салиби , Альберт Хурани и Амин ар-Рихани, критиковали финикийство за исторические неточности. [29]

Историк Рола Эль-Хусейни рассматривает финикийство как миф о происхождении ; [2] другие отмечают, как он игнорирует арабское культурное и языковое влияние на ливанцев. Они связывают финикийство с религиозным влиянием на ливанскую культуру и попыткой ливанских маронитов дистанцироваться от арабской культуры и традиций.

Как резюмировал Асад Абу Халил , Исторический словарь Ливана (Лондон: Scarecrow Press), 1998 г.:

В этническом отношении ливанцы неотличимы от народов восточного Средиземноморья. Они, несомненно, представляют собой смешанное население, отражающее многовековое перемещение населения и иностранную оккупацию... Хотя арабство – это не этническая принадлежность, а культурная идентичность, некоторые ярые арабские националисты в Ливане и других странах говорят об арабстве в расовом и этническом плане, чтобы возвысить потомки Мухаммеда . Парадоксально, но ливанские националисты также говорят о ливанском народе в расовых терминах, утверждая, что ливанцы являются «чистыми» потомками финикийских народов, которых они рассматривают отдельно от древних жителей региона, включая — по иронии судьбы — хананеев.

Недавние исследования Мириам Бальмут также показали, что большая часть истории финикийцев находилась под влиянием политических идеологий, которые начались с греков и римлян , и что у финикийцев не было общей финикийской идентичности, с которой они себя идентифицировали, предпочитая идентифицировать себя с их родные города, такие как Тир и Сидон . Однако у них был общий язык, общие религиозные обряды, этническое происхождение и общая культура морской торговли. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Наджем, Том; Аморе, Рой С.; Абу Халил, Асад (2021). Исторический словарь Ливана . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 241. ИСБН  978-1-5381-2043-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с Эль-Хусейни, Рола (2012). Pax Siriana: политика элит в послевоенном Ливане . Издательство Сиракузского университета. п. 199. ИСБН  978-0-8156-3304-4 . Финикийство. «Финикийский» дискурс ливанской идентичности был принят христианскими (в первую очередь маронитскими) интеллектуалами во время создания Большого Ливана. Заявленная цель маронитов создать христианское убежище на Ближнем Востоке сыграла важную роль в убеждении французских властей объявить Ливан отдельным национальным государством. Миф о происхождении, принятый христианскими защитниками, касался якобы независимого культурного наследия, которое, как утверждается, существовало в Ливане с древних времен.
  3. ^ Наджем, Том; Аморе, Рой С.; Абу Халил, Асад (2021). Исторический словарь Ливана . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 345. ИСБН  978-1-5381-2043-9 .
  4. ^ Наджем, Том; Аморе, Рой С.; Абу Халил, Асад (2021). Исторический словарь Ливана . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 345. ИСБН  978-1-5381-2043-9 .
  5. ^ «В Ливане ДНК еще может залечить трещины» . Рейтер . 10 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 04 апреля 2023 г.
  6. ^ Китто, Джон (1851). Циклопедия библейской литературы . Адан и Чарльз Блэк.
  7. ^ Маласпина, Энн (2009). Ливан . Издательство информационной базы. ISBN  978-1-4381-0579-6 .
  8. ^ «Финикия» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 августа 2017 г.
  9. ^ Коулмас 1996 .
  10. ^ Марко, Гленн Э. (август 1990 г.). «Возникновение финикийского искусства» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 13–26. дои : 10.2307/1357205 . JSTOR   1357205 . S2CID   163353156 .
  11. ^ Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 21-29
  12. ^ Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 29-36
  13. ^ Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 36-38
  14. ^ Jump up to: а б с д Возрождение Финикии: В поисках идентичности в Ливане, с. 38-48
  15. ^ Саламе, Франк (осень 2011 г.). «Кто-нибудь говорит по-арабски» . Ближний Восток Ежеквартальный . 18 (4):50 . Проверено 26 октября 2014 г.
  16. ^ Ричард, Сюзанна (2003). Ближневосточная археология: читатель (иллюстрированное издание). ЭЙЗЕНБРАУНС. п. 69. ИСБН  978-1-57506-083-5 .
  17. ^ «Арамейский маронитский центр» . Арамейский-центр.com. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 26 ноября 2012 г.
  18. ^ Перлин, Росс (14 августа 2014 г.). «Истребляет ли Исламское государство язык Иисуса?» . Внешняя политика . Компания Graham Holdings .
  19. ^ «Живые потомки библейских хананеев, идентифицированные с помощью ДНК» . Национальные географические новости . 27 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
  20. ^ Маронитское финикийское наследие
  21. ^ Рола Л. Хусейни (2012). Pax Siriana: политика элит в послевоенном Ливане . Издательство Сиракузского университета. п. 42. ИСБН  9780815651949 .
  22. ^ «Финикия: воображаемый друг народов, нуждающихся в предках | Очерки Эона» . Эон . Проверено 8 сентября 2022 г.
  23. ^ Кейло, Джек (2021). «Нанесение Финикии на карту. От греков до миссии Эрнеста Ренана» . Труды МКА . 3 : 9. Бибкод : 2021PrICA...3....9K . doi : 10.5194/ica-proc-3-9-2021 . ISSN   2570-2092 . S2CID   238830392 .
  24. ^ Jump up to: а б Абухалил, Асад. «Финикийство | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 8 сентября 2022 г.
  25. ^ Леонард К. Бигель, Меньшинства на Ближнем Востоке: их значение как политический фактор в арабском мире , Ван Логум Слатерус, Девентер, 1972. ISBN   978-90-6001-219-2 .
  26. ^ Салиби, Салиби, Дом многих особняков: пересмотренная история Ливана , 1988:177; Салиби столь же критично относится к «арабскому» культурному происхождению.
  27. ^ «Ливанская идентичность» Камаль С. Салиби, Журнал современной истории 6.1 , Национализм и сепаратизм (1971:76-86).
  28. ^ Линтаси 1971:84.
  29. ^ Jump up to: а б Михаил, Лара Моэнс. Критический обзор финикийства христианскими ливанскими историками: между исторической несостоятельностью и шовинистическим/эксклюзивистским маронитским националистическим проектом . п. 3
  30. ^ Куинн, Жозефина (25 декабря 2017 г.). В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0691175270 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 126fc4c7cc2e670a5ca5ea4a891eaa27__1720177380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/27/126fc4c7cc2e670a5ca5ea4a891eaa27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phoenicianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)