Древние семитоязычные народы
Древние семитоязычные народы или протосемитские люди были носителями семитских языков , которые жили на древнем Ближнем Востоке и в Северной Африке , включая Левант , Месопотамию , Аравийский полуостров и Карфаген, с 3-го тысячелетия до нашей эры до конца античности, с некоторыми , такие как арабы , арамейцы , ассирийцы , евреи , мандеи и самаритяне , имеющие континуум до наших дней.
Их языки обычно делят на три ветви: восточные , центральные и южносемитские языки . На протосемитском языке, вероятно, впервые заговорили в начале 4-го тысячелетия до нашей эры в Западной Азии , а самые старые засвидетельствованные формы семитского языка датируются началом-серединой 3-го тысячелетия до нашей эры ( ранний бронзовый век ).
Носителями восточно-семитского языка являются жители Аккадской империи , Эблы , Ассирии , Вавилонии , последние два из которых в конечном итоге перешли на восточно-арамейский язык и, возможно, в Дильмун . Центрально-семитский язык объединяет северо-западно-семитские языки и арабский язык . Носителями северо-западного семитского языка были хананеи (включая финикийцев , пуников , амореев , идумеев , моавитян и евреев ), арамейцы и угариты . К южносемитским народам относятся носители современных южноаравийских языков и эфиопских семитских языков .
Происхождение
[ редактировать ]Есть несколько мест, предложенных в качестве возможных мест доисторического происхождения семитоязычных народов : Месопотамия , Левант , Восточное Средиземноморье , Эритрея и Эфиопия. [1] Аравийский полуостров и Северная Африка . Популярная точка зрения утверждает, что семитские языки зародились в Леванте около 3800 г. до н. э., а позже были также завезены на Африканский Рог примерно в 800 г. до н. э. с юга Аравийского полуострова, а также в Северную Африку и южную Испанию с основанием финикийских колоний, таких как как древний Карфаген в девятом веке до нашей эры и Кадис в десятом веке до нашей эры. [2] [3] [4] Некоторые относят прибытие семитских носителей на Африканский Рог к гораздо более ранней дате, примерно между 1300 и 1000 годами до нашей эры. [5] и многие ученые полагают, что семитский язык произошел от ответвления еще более раннего языка в Северной Африке, возможно, на юго-востоке Сахары , и, возможно, именно процесс опустынивания заставил его жителей мигрировать в четвертом тысячелетии до нашей эры на юго-восток, в то, что сейчас является Эритреей и Эфиопия , другие на северо-запад от Северной Африки в Ханаан , Сирию и Месопотамскую долину. [6]
Семитская семья является членом более крупной афроазиатской семьи , все остальные пять или более ветвей которой происходят из Северной Африки или Магриба . Во многом по этой причине некоторые первоначально считали, что предки протосемитских носителей впервые прибыли на Ближний Восток из Северной Африки, возможно, в рамках работы сахарского насоса , примерно в эпоху позднего неолита . [7] [8] Дьяконов рассматривает семитский язык, возникший между дельтой Нила и Ханааном, как самую северную ветвь афроазиатского языка. Бленч даже задается вопросом, указывают ли сильно расходящиеся языки гураге на происхождение из Эритреи/Эфиопии (а остальная часть эфиопского/эритрейско-семитского языка является более поздней обратной миграцией). Таким образом, идентификация гипотетического протосемитского региона происхождения зависит от более широкого географического распространения других языковых семей в пределах афроазиатских языков, происхождение которых также горячо обсуждается. По мнению Кристи Г. Тернер II , существует археологическая и физическая антропологическая причина связи между современным семитоязычным населением Леванта и натуфийской культурой . [9]
В одной из интерпретаций предполагается, что сам протосемитский язык достиг Аравийского полуострова примерно к 4-му тысячелетию до нашей эры, откуда семитские дочерние языки продолжали распространяться наружу. Когда в конце четвертого тысячелетия до нашей эры появились письменные упоминания, семитоязычные аккадцы (ассирийцы и вавилоняне) проникли в Месопотамию из пустынь на западе и, вероятно, уже присутствовали в таких местах, как Эбла в Сирии. Аккадские личные имена начали появляться в письменных источниках Месопотамии с конца 29 века до нашей эры. [10]
народы Самое раннее достоверно подтвержденное историческое свидетельство существования семитского народа относится к 30 веку до н. э., когда Месопотамия проникла в регион, где первоначально доминировали шумерские , говорившие на изолированном шумерском языке . [11]
Бронзовый век
[ редактировать ]Между 30 и 20 веками до нашей эры на семитских языках говорили и записывали на обширной территории, охватывающей большую часть Древнего Ближнего Востока , включая Левант , Месопотамию , Анатолию , Аравию и Синайский полуостров .Самые ранние письменные свидетельства о них найдены в Плодородном полумесяце ( Месопотамия ) ок. 30-й век до нашей эры, территория, охватывающая Шумер , Аккадскую империю и другие цивилизации Ассирии и Вавилонии вдоль Тигра и Евфрата (современный Ирак , северо-восточная Сирия , юго-восточная Турция и окраина северо-западного Ирана ), за которой следуют исторические письменные свидетельства из Леванта. и Ханаан (нынешний Израиль , Ливан , палестинские территории , Западная Иордания , Южная Сирия ), Синайский полуостров , южная и восточная Анатолия (современная Турция ) и северо-восток Аравийского полуострова. В этот период в Северной Африке, на Африканском Роге, на Мальте или на Кавказе не существовало никаких письменных или археологических свидетельств существования семитских языков.
найдена на чаше в Уре и адресована очень раннему досаргоническому царю Мескианг-нунне Ура Самая ранняя известная аккадская надпись была его царицей Ган-саман , которая, как полагают, была родом из Аккада. Однако считается, что некоторые имена, фигурирующие в Списке шумерских царей в качестве доисторических правителей Киша, указывают на семитское присутствие еще до этого, еще в 30 или 29 веке до нашей эры. [10] К середине третьего тысячелетия до нашей эры [12] многие государства и города в Месопотамии оказались под властью или во власти аккадскоязычных семитов, включая , Эшнунну , Аккадскую империю , Киш , Исин , Ур , Урук , Адаб , Ниппур , Экаллатум , , Нузи , Акшак Ассирию Эриду и Ларсу , а также Дильмун на юге Месопотамии. еще один восточно-семитский народ, эблаиты В этот период (около 27–26 веков до н.э.) в исторических записях из северной Сирии появляется . Они основали государство Эбла, чей эблаитский язык был тесно связан с аккадским языком Месопотамии. Аккадцы, ассирийцы, вавилоняне и эблаиты были первыми семитоязычными народами, которые использовали письменность , используя клинопись , первоначально разработанную шумерами ок. 3500 г. до н.э., первые письмена на аккадском языке датируются ок. 2800 г. до н.э. Последние аккадские надписи датируются концом первого века нашей эры, а клинопись — вторым веком нашей эры, как в Месопотамии, так и аккадские грамматические особенности и слова сохраняются в восточно-арамейских диалектах до сих пор сохранившихся Ассирийцы . [13]
К концу третьего тысячелетия до нашей эры восточно-семитские языки, такие как аккадский и эблаитский, доминировали в Месопотамии и северо-восточной Сирии, в то время как западно-семитские языки , такие как аморейский , ханаанский и угаритский , вероятно, использовались от Сирии до Аравийского полуострова, хотя южноаравийский большинство людей считают язык южносемитским языком Несмотря на скудность данных, . Аккадский язык Аккада, Ассирии и Вавилонии стал доминирующим литературным языком Плодородного полумесяца , используя клинопись, заимствованную у шумеров. Старая Ассирийская империя , Вавилонская империя и, в частности, Среднеассирийская империя (1365–1050 до н.э.) способствовали использованию аккадского языка в качестве лингва-франка во многих регионах за пределами ее родины. Родственный, но более редко засвидетельствованный, эблаит исчез вместе с городом, а аморей засвидетельствован только по именам собственным в месопотамских записях.
Для 2-го тысячелетия доступно несколько больше данных благодаря производному от египетских иероглифов протосинайскому алфавиту . Протоханаанские тексты, датируемые примерно 1500 г. до н.э., содержат первые неоспоримые свидетельства существования западносемитского языка (хотя более ранние свидетельства, возможно, сохранились в алфавитах среднего бронзового века ), за которыми следуют гораздо более обширные угаритские таблички из северной Сирии примерно 1300 г. до н.э. Примерно в это же время начинаются вторжения кочевых семитов арамеев и сутеев , за которыми последовали халдеи в конце 10 века до нашей эры . Аккадский язык продолжал процветать, разделившись на вавилонский и ассирийский диалекты.
Из народов, говорящих на западно-семитском языке, которые оккупировали территорию современной Сирии (за исключением восточно-семитской ассирийской северо-востока), Израиля, Ливана, Иордании , палестинских территорий и Синайского полуострова, самые ранние упоминания касаются ханааноязычных амореев (известных как «аморреи»). Марту» или «Амурру» у месопотамцев) северной и восточной Сирии и датируются 24 веком до нашей эры в месопотамских анналах. [14] Технологически развитые шумеры, аккадцы и ассирийцы Месопотамии упоминают западно-семитскоязычные народы в пренебрежительных выражениях: «MAR.TU, которые не знают зерна... MAR.TU, которые не знают ни дома, ни города, хамов гор. .. МАР.ТУ, который выкапывает трюфели... который не преклоняет колен (чтобы возделывать землю), который ест сырое мясо, который не имеет дома при жизни, которого не хоронят после смерти». [15] Однако после того, как поначалу им помешали могущественные ассирийские цари Старой Ассирийской империи , вторгшиеся из северной Месопотамии, эти амореи в конечном итоге заполонили южную Месопотамию и основали государство Вавилон в 1894 году до нашей эры, где они подверглись аккадизации , переняли месопотамскую культуру и языке и смешались с коренным населением. Вавилон стал центром недолговечной, но влиятельной Вавилонской империи в 18 веке до нашей эры, и после этого южная Месопотамия стала известна как Вавилония , при этом Вавилон заменил гораздо более древний город Ниппур в качестве основного религиозного центра южной Месопотамии. Северная Месопотамия уже давно вошла в состав Ассирии.
После падения первой Вавилонской империи крайний юг Месопотамии отделился примерно на 300 лет, став независимой аккадскоязычной династией Силенд . Протоханаанские тексты из северного Ханаана и Леванта (современные Ливан и Сирия) около 1500 г. до н.э. дают первые неоспоримые свидетельства письменного западносемитского языка (хотя более ранние свидетельства встречаются в месопотамских анналах относительно амореев и, возможно, сохранились в среднего бронзового века алфавитах ). , такие как протосинайское письмо конца 19 века до нашей эры), за которым последовали гораздо более обширные угаритские таблички северной Сирии конца 14 века до нашей эры в городе-государстве Угарит на северо-западе Сирии. Угаритский язык был западносемитским языком, довольно тесно связанным с языками амореев , хананеев , финикийцев , моавитян , идумеев , аммонитян , амаликитян и израильтян и входивших в ту же общую языковую семью . Появление в исторических записях кочевых семитоязычных ахламу , арамеев и сутеанцев также датируется концом 14 века до н. э., когда арамеи стали доминировать на территории, примерно соответствующей современной Сирии (которая стала известна как Арам или Арамея ), включивший в себя более ранних амореев и основавших государства, такие как Арам-Дамаск , Лухути , Бит-Агуси , Хамат , Арам-Нахараим , Паддан-Арам , Арам-Рехоб , Идлиб и Зоба , в то время как сутяне заняли пустыни юга. восточная Сирия и северо-восточная Иордания.
Между 13 и 11 веками до нашей эры на юге Ханаана, территории, примерно соответствующей современным Израилю, Иордании, палестинским территориям и Синайскому полуострову, возник ряд небольших ханааноязычных государств. Это были земли идумеев , моавитян , евреев ( израильтян / иудеев / самарян ), аммонитян ( экронитов , сутеев и амаликитян , все из которых говорили на близкородственных западно-семитских ханаанских языках . Предполагается, что филистимляне были одними из морских обитателей) . Народы , [16] [17] которые, судя по всему, прибыли в южный Ханаан где-то в 12 веке до нашей эры. Согласно этой теории, филистимляне говорили на индоевропейском языке , поскольку в ограниченной доступной информации об их языке, возможно, присутствуют греческие , лидийские и лувийские следы, хотя детальных сведений об их языке нет. [18] [ не удалось пройти проверку ] Индоевропейское анатолийское происхождение также подтверждается филистимской керамикой, которая, по-видимому, была точно такой же, как микенская греческая керамика. [19]
В 19 веке до нашей эры аналогичная волна ханааноязычных семитов вошла в Египет, и к началу 17 века до нашей эры эти хананеи (известные как гиксосы египтянам ) завоевали страну, сформировав Пятнадцатую династию , внедрив новые для Египта западноазиатские военные технологии. , например, боевая колесница . [20] В Древнем Египте местные жители говорили на несемитском, но родственном афроазиатском языке, египетском языке , который находится на равном расстоянии между семитским и берберским языком . Другие ранние афроазиатскоязычные популяции жили поблизости в Магрибе , древние ливийцы (путрианцы) в северной Сахаре и на побережьях Северо-Западной Африки (за исключением финикийского происхождения семитского Карфагена ), а также, возможно, на юго-востоке в Земле Пунт и в северном Судане , который ранее был заселен культурами группы А , группы С и кермы .
Железный век
[ редактировать ]В первом тысячелетии до нашей эры алфавит распространился гораздо дальше, дав нам представление не только о ханаанском , но и об арамейском , древнем южноаравийском и раннем геезском языках. В этот период падежная система, некогда существовавшая в угаритском языке, по-видимому, начала приходить в упадок в северо-западном семитском языке. Финикийские колонии (такие как Карфаген ) распространили свой ханаанский язык по большей части Средиземноморья, в то время как его близкий родственник, иврит , стал носителем религиозной литературы, Торы и Танаха , которая имела глобальные последствия. Однако, по иронии судьбы, в результате обширных завоеваний Ассирийской империи, арамейский язык стал лингва-франка Плодородного полумесяца , большей части Ближнего Востока и некоторых частей Анатолии , постепенно вытесняя аккадский, иврит, финикийско-ханаанский и некоторые другие языки. хотя иврит и аккадский языки продолжали использоваться в качестве священных языков , в частности, на иврите возникла значительная литература. Эфиопские семитские языки впервые засвидетельствованы в девятом веке до нашей эры, с самыми ранними протогеэзскими надписями царства Эфиопия. Я использую южноаравийский алфавит . [21]
Во времена Среднеассирийской империи (1366–1020 гг. до н.э.) и, в частности, Неоассирийской империи (911–605 гг. до н.э.) большая часть Ближнего Востока , Малой Азии , Кавказа , Восточного Средиземноморья , Египта , Древнего Ирана и Северной Африки попали под ассирийское господство. . В восьмом веке до нашей эры ассирийский император Тиглатпаласар III ввел арамейский язык в качестве лингва-франка своей империи, и этот язык должен был оставаться доминирующим среди ближневосточных семитов до раннего средневековья и используется в качестве родного языка современного Ассирийцы и мандеи до наших дней. Кроме того, сирийский язык и сирийское письмо возникли в Ахеменидской Ассирии в V веке до нашей эры, и этот диалект восточно-арамейского языка должен был оказать большое влияние на распространение христианства и гностицизма на Ближнем Востоке, начиная с I века нашей эры.
Ханаанская группа, известная как финикийцы, стала доминировать на побережьях Сирии, Ливана и юго-западной Турции с 13-го века до нашей эры, основав такие города-государства, как Тир , Сидон , Библос- Симира , Арвад , Берит ( Бейрут ), Антиохия и Арад , в конечном итоге распространив свое влияние по всему Средиземноморью , в том числе построив колонии на Мальте , Сицилии , Сардинии , Пиренейском полуострове и побережьях Северной Африки крупный город-государство Карфаген (на территории современного Туниса , основав в 9 веке до нашей эры ). Финикийцы создали финикийский алфавит в 12 веке до нашей эры, который в конечном итоге заменил клинопись.
Первые упоминания о халдеях и арабах появляются в ассирийских записях середины 9 века до нашей эры.
Финикийский язык стал одной из наиболее широко используемых систем письма, распространенной финикийскими купцами по всему Средиземноморью и за его пределами, где он развился и был ассимилирован многими другими культурами. Все еще существующий арамейский алфавит , модифицированная форма финикийского письма, был предком современных еврейских, сирийских/ассирийских и арабских сценариев, стилистических вариантов и потомков арамейского письма. Греческий алфавит (и, как следствие, его потомки, такие как латинский , кириллический и коптский алфавиты ) был прямым преемником финикийского, хотя значения некоторых букв были изменены для обозначения гласных. Старое курсивное , анатолийское , армянское, грузинское и палеоиспанское письмо также является потомком финикийского письма.
Ряд семитоязычных государств упоминается как существовавший на территории, которая намного позже стала известна как Аравийский полуостров в аккадских и ассирийских записях, как колонии этих месопотамских держав, таких как Мелухха и Дилмун (в современном Бахрейне ). На крайнем юге полуострова существовал ряд других южносемитских государств, таких как Шеба /Саба (в современном Йемене ), Маган и Убар (оба в современном Омане ), хотя история этих государств отрывочна (в основном происходит из Месопотамии). и египетские записи), поскольку в то время в этом регионе не было письменности. [22] Еще позже письменные свидетельства древнеюжноаравийского и геэзского языков (оба родственных, но на самом деле отдельных от арабского языка) предлагают первые письменные свидетельства южносемитских языков в 8 веке до нашей эры в Шебе, Убаре и Магане (современный Оман и Йемен). ). Эти идиомы, наряду с письмом геэз , позже были импортированы в Эфиопию и Эритрею в результате миграции южных семитов из Южной Аравии в VIII и VII веках до нашей эры. Последующее взаимодействие с другими афроазиатскоязычными популяциями, говорящими на кушитском языке , которые поселились в этом районе за несколько столетий до этого, привело к возникновению современных эфиопских семитских языков .
Классическая античность
[ редактировать ]После падения Неоассирийской империи (между 615 и 599 гг. до н. э.) и последующей недолговечной Нововавилонской империи (615–539 гг. до н. э.) семитоязычные народы утратили контроль над Ближним Востоком в пользу Персидской империи Ахеменидов (539–332 гг. ). до нашей эры). Однако персы веками находились под ассирийским господством и влиянием, и, несмотря на то, что они говорили на индоевропейском языке , они сохранили императорский арамейский язык Ассирийской империи в качестве лингва-франка своей собственной империи, и многие семитские народы региона (например, как Ассирия, Вавилония, Израиль, Иудея, Арамея, Ханаан и Финикия) продолжали существовать как геополитические образования, хотя и как оккупированные сатрапии империи Ахеменидов. В сатрапии Ассирии ( Атура ) императорский арамейский язык возник в V веке до нашей эры.
Доминирующее положение арамейского языка как языка империи закончилось с появлением Греко- Македонской империи (332–312 до н.э.) и последующей империи Селевкидов (311–150 до н.э.). После того, как Александр Македонский завоевал империю Ахеменидов, его преемники ввели греческий язык в качестве официального языка. Однако это не повлияло на разговорные языки семитских народов, которые продолжали в основном говорить на арамейском языке.
Как аккадский язык ассирийцев ханаанские и вавилонян Месопотамии , так и языки израильтян начиная с , иудеев , самаритян , идумеян , моавитян , аммонитян и финикийцев неуклонно уменьшались перед лицом принятия арамейского языка, 8-го века до нашей эры, и к началу В 1-м тысячелетии нашей эры они в значительной степени исчезли, хотя отдельные формы иврита продолжали постоянно использоваться в литературе и религии среди евреев и самаритян, изолированное использование аккадского языка сохранялось в Ассирии и Вавилонии между 1-м и 3-м веками нашей эры, финикийские имена все еще засвидетельствованы до 3-го тысячелетия нашей эры. век нашей эры. и на монетах финикийских городов до сих пор используются финикийские буквы для кратких обозначений и названий финикийских городов, а Ульпиан Тирский и Иероним упоминают использование финикийского языка, пунический диалект финикийского языка оставался в употреблении в карфагенян частях Средиземноморья, находившихся под властью , по крайней мере, до 4 век нашей эры. на что указывают латино-пунические надписи из Триполитании.
Арамейский язык, в форме поздневосточного арамейского языка , был лингва-франка Ассуристана (Ассирии и Вавилонии, управляемых персами), а также неоассирийских государств Адиабены , Ассура , Осроены , Бет Нухадра , Бет Гармаи и Хатры , существовавших между 2-м веком веке до нашей эры и III веке нашей эры, и должен был стать средством распространения сирийского христианства по всему Ближнему Востоку . Арамейский язык был также языком арамейского государства Пальмира и недолговечной Пальмирской империи .
Более поздняя история
[ редактировать ]Арамейские диалекты продолжали доминировать среди народов, населяющих сегодня Ирак , Сирию , Израиль , Ливан , Иорданию , палестинские территории , Кувейт , Синай , юго-восточную Турцию , а также части северо-западного Ирана и некоторые районы северного Аравийского полуострова , пока арабы не Исламское завоевание VII века нашей эры. После этого арабский язык постепенно вытеснил арамейский язык в рамках устойчивого процесса арабизации и исламизации , сопровождавшегося притоком большого числа -мусульман арабов с Аравийского полуострова , хотя сирийский язык, письменность и литература продолжали оказывать влияние на арабский язык в средние века .Тем не менее, ряд восточно-арамейских языков сохранились как разговорные языки ассирийцев северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-востока Сирии и северо-запада Ирана, а также мандеев Ирака и Ирана, на которых в общей сложности свободно говорят от 575 000 до 1 000 000 человек. Западно -арамейские языки в настоящее время почти вымерли, и на их территории и вокруг сохранилось лишь несколько тысяч носителей. Маалула на западе Сирии.
Иврит сохранился как литургический язык иудаизма , прежде чем он был возрожден как широко распространенный язык в 19 веке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Раннесемитский. Диахроническое исследование отношений эфиопского языка с другими так называемыми юго-восточными семитскими языками.
- ^ Кухня, А.; Эрет, К.; Ассефа, С.; Маллиган, CJ (29 апреля 2009 г.). «Байесовский филогенетический анализ семитских языков выявил происхождение семитских языков на Ближнем Востоке в раннем бронзовом веке» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 276 (1668): 2703–2710. дои : 10.1098/rspb.2009.0408 . ПМЦ 2839953 . ПМИД 19403539 .
- ^ Сабатино Москати (январь 2001 г.). Финикийцы. ИБ Таурис. п. 654. ISBN 978-1-85043-533-4 .
- ^ Кухня, А.; Эрет, К.; Ассефа, С.; Маллиган, CJ (29 апреля 2009 г.). «Байесовский филогенетический анализ семитских языков определяет происхождение семитских языков на Ближнем Востоке в раннем бронзовом веке» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 276 (1668): 2703–2710. дои : 10.1098/rspb.2009.0408 . ПМЦ 2839953 . ПМИД 19403539 .
- ^ Филлипсон, Дэвид (2012). Основы африканской цивилизации, Аксум и Северный Рог 1000 г. до н.э. – 1300 г. н.э. Бойделл и Брюэр. п. 11. ISBN 9781846158735 . Проверено 6 мая 2021 г.
Прежнее мнение о том, что появление носителей южно-семитского языка произошло примерно во второй четверти первого тысячелетия до нашей эры, больше не может быть принято ввиду лингвистических указаний на то, что на этих языках говорили в Северном Роге гораздо раньше.
- ^ Происхождение евреев: поиск корней в эпоху без корней Стивен Вайцман, стр. 69
- ^ Эрет, К. (3 декабря 2004 г.). «Происхождение афроазиатского языка». Наука . 306 (5702): 1680,3–1680. дои : 10.1126/science.306.5702.1680c . ПМИД 15576591 . S2CID 8057990 .
- ^ МакКолл, Дэниел Ф. (февраль 1998 г.). «Афроазиатский языковой тип: африканский по происхождению или азиатский?». Современная антропология . 39 (1): 139–144. дои : 10.1086/204702 .
- ^ Бенгтсон 2008 , стр. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Постгейт 2007 , с. 31–71.
- ^ Хуан-Пабло Вита, изд. (9 августа 2021 г.). История аккадского языка (2 тома) . БРИЛЛ. п. 545. ИСБН 978-90-04-44521-5 . OCLC 1226073813 .
- ^ Жорж Ру - Древний Ирак
- ^ Адкинс 2003, с. 47.
- ^ «Аморреи (народ)» . Британская энциклопедия онлайн. Британская энциклопедия Inc., дата обращения 30 ноября 2012 г.
- ^ ^ Кьера 1934: 58 и 112.
- ^ Киллебрю, Энн Э. (2013), «Филистимляне и другие «морские народы» в текстах и археологии» , Общество библейской литературы, археологии и библейских исследований , том. 15, Общество библейской литературы, с. 2, ISBN 9781589837218 . Цитата: "Впервые введенный в 1881 году французским египтологом Ж. Масперо (1896), несколько вводящий в заблуждение термин "народы моря" охватывает этнонимы лукка, шерден, шекелеш, тереш, эквеш, деньен, сикил/тжеккер, вешеш и пелесет ( [Сноска: Современный термин «народы моря» относится к народам, которые фигурируют в нескольких египетских текстах Нового царства как происходящие с «островов» (таблицы 1-2; Адамс и Коэн, этот том; см., например, Drews 1993, 57 для краткого изложения). Использование кавычек в сочетании с термином «народы моря» в нашем названии призвано привлечь внимание к проблематичному характеру этого широко используемого термина. Примечательно, что появляется обозначение «моря». только по отношению к шерденам, шекелешам и эквешам. Впоследствии этот термин несколько без разбора применялся к нескольким дополнительным этнонимам, в том числе к филистимлянам, которые в своем самом раннем появлении изображались как захватчики с севера во времена правления Меренптаха и Рамсеса III. см., например, Сандарс 1978; Редфорд 1992, 243, н. 14; недавний обзор первичной и вторичной литературы см. Woudhuizen 2006). Поэтому термин «народы моря» будет появляться без кавычек.]»
- ^ Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа ок. 1200 г. до н.э., Роберт Дрюс, стр. 48–61 Цитата: «Тезис о том, что великое «переселение народов моря» произошло около 1200 г. до н.э., предположительно основан на египетских надписях, одна из которых относится к периоду правления Мернептаха, а другая - к периоду правления Рамсеса III. Однако в самих надписях такая миграция нигде не упоминается. Изучив, что египетские тексты говорят о «народах моря», один египтолог (Вольфганг Хельк) недавно заметил, что, хотя некоторые вещи неясны, «eins ist aber sicher: Nach». den agyptischen Texten haben wir es nicht mit einer 'Volkerwanderung' zu tun». Таким образом, гипотеза миграции основана не на самих надписях, а на их интерпретации».
- ^ Аб Рабин 1963, стр. 113–139.
- ^ Мейр 2005, стр. 528–536.
- ^ Ллойд, AB (1993). Геродот, Книга II: Комментарий , 99–182 т. 3. Брилл. п. 76. ISBN 978-90-04-07737-9 . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Фаттович, Родольфо, «Аккала Гузай» в Улиге, Зигберт, изд. Энциклопедия Эфиопии: AC Висбаден: Отто Харрасовиц К.Г., 2003, с. 169.
- ^ Штейн, Питер (2005). «Древние южноаравийские крошечные надписи на дереве: новый жанр доисламской эпиграфики». Годовой отчет Предазиатско-египетского общества «Ex Oriente Lux» 39: 181–199.
Источники
[ редактировать ]- Бенгтсон, Джон Д. (2008). В погоне за языком в доисторические времена: очерки по четырем областям антропологии. В честь Гарольда Крейна Флеминга . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-8985-8 .
- Долгопольский, Арон (1999). От протосемитского к ивриту . Милан: Центр камто-семитских исследований Милана.
- Хансен, Дональд П.; Эренберг, Эрика (2002). Не оставляя камня на камне: очерки древнего Ближнего Востока и Египта в честь Дональда П. Хансена . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-055-2 .
- Левин, Дональд Н. (2000). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества (2-е изд.). Чикаго. ISBN 978-0-226-22967-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Постгейт, Дж. Н. (2007). Языки Ирака, древние и современные . Британская школа археологии в Ираке. ISBN 978-0-903472-21-0 .
- Вятт, Люси (2010). Приближаясь к хаосу: может ли древний архетип спасти цивилизацию XXI века? . Издательство Джона Ханта. ISBN 978-1-84694-255-6 .