в Асоре
30 ° 53'41 ″ с.ш. 47 ° 34'41 ″ в.д. / 30,89472 ° с.ш. 47,57806 ° в.д.
Астория | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Провинция Сасанидской империи | |||||||||
226–637 | |||||||||
Карта Асористана и прилегающих к нему провинций | |||||||||
Капитал | Ктесифон | ||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность | ||||||||
226 | |||||||||
633 | |||||||||
637 | |||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Ирак |
История Ирака |
---|
Портал Ирака |
Асористан ( среднеперсидский : 𐭠𐭮𐭥𐭥𐭮𐭲𐭭 Асористан , Асуристан ) — название сасанидской провинции Ассирия и Вавилония с 226 по 637 год. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Парфянское ; имя Асористан ( 𐭀𐭎𐭅𐭓𐭎𐭕𐭍 также пишется Асористан , Асуристан , Асуристан , Ассуристан ) известно из Шапура I надписи на Кааба-йе Зартошт и из надписи Нарсе в Пайкули . Регион также назывался несколькими другими именами, в основном относящимися к его ассирийским жителям: Ассирия , Атура Бе Нарен ( классический сирийский : и ���������� ������������������), Бабель/Бабил Эрех /Эрак . После середины VI века его также называли на персидском языке Хварваран .
Название Асористан представляет собой соединение слова Асур («Ассирия») и иранского суффикса -истан («земля»). [ 1 ] Название Ассирия в форме Асористан на то, что было древней Вавилонией , и это продолжалось при Сасанидах. было перенесено парфянами [ 4 ] Однако во времена Парфянской империи большая часть исторической страны Ассирии ( Атура ) располагалась к северу от Асористана, в независимых ассирийских приграничных провинциях Бет Нухадра , Бет Гармай , Адиабена , Осроена и Ашшур , когда они были завоеваны Сасанидами. Империя в середине 3-го века нашей эры была вновь включена в Асористан. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Во времена Ахеменидской (550–330 гг. до н. э.) и Парфянской империй (150 г. до н. э. – 225 г. н. э.) Ахеменидская Ассирия была известна под древнеперсидским именем Атура . Асористан, среднеперсидская « земля Ассирии » , [ 1 ] была столичной провинцией Сасанидской империи и называлась Дил-и Эраншахр , что означает «Сердце Ирана». [ 3 ] Город Ктесифон служил столицей Парфянской и Сасанидской империй и какое-то время был крупнейшим городом в мире. [ 6 ] Основным языком, на котором говорил ассирийский народ, был восточно-арамейский , который до сих пор сохранился среди ассирийцев, а местный сирийский язык стал важным средством распространения сирийского христианства . Ассирийская Церковь Востока была основана в Асористане и была важным центром Сирийской Православной Церкви . [ 7 ] Асористан во многом был идентичен древней Месопотамии. [ 2 ] Северная граница несколько неопределенна, но, вероятно, проходила по линии от Анты. [ где? ] в Такрит . Хира , вероятно, была самой южной точкой к северу от Аравии , границей, которая тогда проходила по северной части болот Васита .
Парфяне время от времени осуществляли лишь слабый контроль, позволяя ряду ассирийских царств процветать в Верхней Месопотамии в форме независимых Осроены , Адиабены , Бет Нухадры , Бет Гармая и частично ассирийского государства Хатра , а также ассириологов, таких как Жорж Ру. и Симо Парпола полагают, что сам древний Ассур мог быть независимым в это время.
Сасанидская империя завоевала Ассирию и Месопотамию у парфян в 220-х годах, а к 260 году нашей эры упразднила эти независимые ассирийские города-государства и королевства, а в 256 году нашей эры был разграблен 3000-летний город Ассур. Некоторые регионы, похоже, оставались частично автономными даже во второй половине четвертого века, когда ассирийский царь по имени Синхариб , по общему мнению, правил частью Ассирии в 370-х годах нашей эры.
Между 633 и 638 годами этот регион был захвачен арабами во время мусульманского завоевания Персии ; вместе с Мешаном он стал провинцией аль-Ирак . Асористан был распущен в 639 году нашей эры, положив конец более чем 3000-летнему существованию Ассирии как геополитического образования, хотя он оставался церковной провинцией в рамках сирийского христианства . Столетие спустя этот район стал столицей провинции Аббасидского халифата и центром Золотого века ислама на пятьсот лет, с 8-го по 13-й века.
После мусульманского завоевания в Асористане произошел постепенный, но большой приток мусульманских народов; сначала арабы, прибывшие на юг, но позже также включая иранские (курдские) и тюркские народы в период среднего и позднего средневековья .
Ассирийский народ продолжал выживать, отвергая арабизацию , тюркификацию и исламизацию , и продолжал составлять большинство населения севера вплоть до 14 века , пока резня Тимура города Ассура резко не сократила их численность и не привела к окончательному оставлению . . По истечении этого периода коренные ассирийцы стали тем этническим, языковым и религиозным меньшинством на своей родине, каким они являются и по сей день.
Население
[ редактировать ]Население Асорестана было смешанным: ассирийцы жили в северной половине, а их собратья, ранее известные как вавилоняне, жили на юге (хотя ассирийцы и вавилоняне, иногда называемые ассиро-вавилонянами, по сути, являются одним и тем же народом в этнолингвистическом и историческом плане) . смысле, поэтому парфяне и Сасаниды вместе называли их ассирийцами). Набатейцы и арамейцы жили в дальних юго-западных пустынях, а меньшинства персов , мандеев , армян и евреев жили по всей Месопотамии. Греческий , элемент в южных городах, еще сильный в парфянский период был поглощен ассирийцами в сасанидские времена. Большую часть населения составляли ассирийцы, как следует из названия провинции, потомки древних месопотамцев, говорящие на аккадском языке, находящемся под влиянием восточно-арамейских диалектов, которые до сих пор сохранились, как и евреи и мандеи. Будучи житницей Сасанидской империи, большая часть населения занималась сельским хозяйством или работала солдатами, торговцами и купцами. Персы жили в различных частях провинции; Солдаты персидского гарнизона жили на внешней окраине южного и западного Асористана, персидские дворянские семьи жили в крупных городах, а некоторые персидские крестьяне жили в деревнях в южной части. [ 8 ] Коренные ассирийцы играли очень активную роль в провинции и принадлежали к административному классу общества в качестве армейских офицеров, государственных служащих и феодалов.
Язык
[ редактировать ]По крайней мере, три диалекта восточно-среднеарамейского языка использовались в устной и литургической речи: классический сирийский в основном на севере и среди сирийских христиан (ассирийцев / халдеев / сирийцев) по всему региону, классический мандейский язык на севере, а затем на юге и среди мандеев , и диалект в центральном регионе и среди евреев, иудейская подразновидность которого известна как еврейский вавилонский арамейский язык . Кроме того, коренные народы Месопотамии говорили на неписьменных разговорных диалектах восточно-среднеарамейского языка, произошедших от императорского арамейского языка, введенного Тиглатпаласаром III в качестве лингва-франка древней Ассирии и Неоассирийской империи в 8 веке до нашей эры. Эти арамейские диалекты до сих пор сохранились в своих современных формах среди ассирийцев , по оценкам, от 577 000 до 1 000 000 свободно говорящих, при этом до сих пор сохранилось гораздо меньшее количество носителей неомандейского языка .
Помимо существующих сегодня литургических писаний этих религий, археологические примеры всех трех этих диалектов можно найти в коллекциях тысяч арамейских чаш для заклинаний — керамических артефактов, датированных этой эпохой, — обнаруженных в Ираке , северо-восточной Сирии и юго-восточной Турции . В то время как еврейское арамейское письмо ( Ктав Ашури ) сохранило первоначальную «квадратную» или «блочную» форму арамейского алфавита, используемого в императорском арамейском языке , сирийский алфавит и мандейский алфавит развились, когда начали появляться скорописные стили арамейского языка. Само мандейское письмо развилось на основе парфянского канцелярского письма.
Религия
[ редактировать ]Религиозная демография Месопотамии в эпоху поздней античности была очень разнообразной. С I и II веков сирийское христианство стало основной религией, в то время как другие группы практиковали мандеизм , иудаизм , манихейство , зороастризм и древнюю ассиро-вавилонскую месопотамскую религию . [ 9 ] Ассирийские христиане Сирийской православной церкви и Ассирийской церкви Востока были, вероятно, самой многочисленной группой в провинции. [ 9 ]
Месопотамская религия
[ редактировать ]Старая месопотамская религия коренных ассирийцев и вавилонян местами оставалась сильной, особенно на севере, в собственно Ассирии. Храмы все еще посвящались Ашуру , Шамашу , Иштар , Сину , Ададу / Хададу , Таммузу , Нергалу , Белу и Нинурте в Ассуре , Арбеле , Эдессе , Амид , Нохадре , Киркуке , Синджаре , Ниневийских равнинах и Харране , среди других мест, во время III и IV веках нашей эры, а следы сохранились до X века в отдаленных частях Ассирии. [ 10 ]
христианство
[ редактировать ]Асорестан, и особенно собственно Ассирия, были центрами Церкви Востока (ныне расколотой на Ассирийскую Церковь Востока , Древнюю Церковь Востока и Халдейскую Католическую Церковь ), которая в свое время простиралась далеко за пределы к тому времени несуществующая Сасанидская империя и была самой распространенной христианской церковью в мире, простирающейся далеко в Среднюю Азию , Китай , Монголию , Тибет и Индию , а также в Эгейское море . Своими основателями он считает апостола Фому ( Мар Тома ) и святого Фаддея ( Мар Аддай ) и использовал отчетливо сирийскую версию восточно-арамейского языка для своих Священных Писаний и литургии. Священная Курбана Аддаи и Мари — одна из старейших евхаристических молитв в христианстве, составленная около 200 года нашей эры. Церковь Востока была консолидирована в 410 году на Селевкио-Ктесифонском соборе , проходившем в сасанидской столице Селукии-Ктесифоне , остававшейся резиденцией Патриархата Церкви Востока более 600 лет.
мандеизм
[ редактировать ]Мандеи Иоанна , которые, согласно их традициям, являются первоначальными последователями Крестителя , являются последними выжившими гностиками древности. [ 11 ] По мнению большинства ученых, мандеизм зародился где-то в первых трех веках нашей эры либо на юго-западе Месопотамии, либо на сиро-палестинской территории. [ 12 ] Однако некоторые ученые придерживаются мнения, что мандеизм старше и восходит к дохристианским временам. [ 13 ] Мандеи утверждают, что их религия предшествует иудаизму, христианству и исламу как монотеистическая вера. [ 14 ] Их язык и письменность — мандайский , разновидность арамейского языка. Двумя важными религиозными текстами, написанными между I и III веками, являются Гиндза Рабба и Мандейская книга Иоанна (сохраняющая оригинальные традиции об Иоанне Крестителе ). Сегодня население Мандеев насчитывает от 60 000 до 100 000 человек. [ 15 ] Мандеизм процветал в парфянский и ранний сасанидский периоды в регионе. [ 16 ]
манихейство
[ редактировать ]Религия манихейства , основанная Мани (216–276), зародилась в Асорестане III века и распространилась на обширной географической территории. В некоторых случаях манихейство даже превосходило по своему охвату Ассирийскую церковь Востока, поскольку какое-то время оно также было широко распространено в Римской империи . Хотя ни одно из шести оригинальных сирийских писаний манихеев не сохранилось полностью, длинный сирийский раздел одного из их произведений, в котором подробно описываются ключевые верования, был сохранен Теодором Бар Конаи (писателем Церкви Востока из Бет-Гармая ) в его книге Кетба Десколион написана около 792 года. Как и Церковь Востока, традиционный центр манихейской церкви находился в Селевкии-Ктесифоне . [ 17 ] Мани посвятил свое единственное среднеперсидское произведение « » Шапуру I. Шапураган
иудаизм
[ редактировать ]Еврейская община Вавилонии приобрела известность в III веке нашей эры как центр еврейской науки из-за упадка еврейского населения в Земле Израиля . Еврейско -римские войны , кризис третьего века и обращение Рима в христианство — все это привело к увеличению еврейской иммиграции в Асористан, и этот регион стал главным центром иудаизма в поздней античности. Это подготовило почву для составления основной книги, определяющей раввинистический иудаизм , Вавилонского Талмуда , который был написан на еврейском вавилонском арамейском языке в Асористане между III и V веками. Все вавилонские талмудические академии были основаны относительно недалеко от Селевкии-Ктесифона. Первая талмудическая академия была основана в Суре Равом . (175–247) примерно в 220 году. Один из самых влиятельных учителей Талмуда, Рава (270–350), находившийся под влиянием как манихейской полемики, так и зороастрийского богословия, учился в другой талмудической академии в Пумбедите .
Зороастризм
[ редактировать ]Сасанидская государственная религия, зороастризм , в основном ограничивалась иранским административным классом и не проникала до ассирийско-вавилонского населения. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Николсон, Оливер (2018). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. п. 1008. ИСБН 9780198662778 .
Асуристан или Суристан (из Ассирии)
- ^ Jump up to: а б Дэлли, Стефани (22 декабря 2015 г.). «Ассирия» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.882 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 29 июля 2024 г.
провинция Ассирия, образованная Траяном в 116 г. н. э. и оставленная Адрианом (Евтр. 8. 2; Руф. Фест. 14 и 20), соответствует позднему сасанидскому «Асорестану» с новым царским городом в Ктесифоне.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Бак, Кристофер (1999). Рай и парадигма: ключевые символы персидского христианства и веры бахаи . СУНИ Пресс . п. 69 . ISBN 9780791497944 .
- ^ Панайно, Антонио КД; Петтинато, Джованни (2002). Идеологии как межкультурные явления . Проект Меламму . п. 76. ИСБН 9788884831071 .
- ^ Энциклопедия военной истории: от 3500 г. до н.э. до наших дней , Часть 25. Ричард Эрнест Дюпюи, Тревор Невитт Дюпюи. Харпер и Роу, 1970. Страница 115.
- ^ Розенберг, Мэтт Т. (2007). «Крупнейшие города в истории» . Нью-Йорк: About.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 г. Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Ханбаги, Аптин (2 февраля 2006 г.). Огонь, звезда и крест: религии меньшинств в средневековом и раннем современном Иране . ИБ Таурис . п. 6. ISBN 9781845110567 .
- ^ Морони 2005 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с Этередж, Лаура (2011). Ирак . Розен Паблишинг . п. 72. ИСБН 9781615303045 .
- ^ Дж. Хямеен-Анттила. Преемственность языческих религиозных традиций в Ираке десятого века.
- ^ МакГрат, Джеймс (23 января 2015 г.), «Первые баптисты, последние гностики: мандеи» , YouTube — беседа доктора Джеймса Ф. МакГрата о мандеях во время обеда в Университете Батлера , получено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Мандейство | религия» . Британника . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Дюшен-Гиймен, Жак (1978). Митраистские исследования . Тегеран: Библиотека Пехлеви. п. 545.
- ^ «Люди Книги и иерархия дискриминации» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Мандеи - Кто такие мандеи?» . Миры мандейских жрецов . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002), Мандеи: древние тексты и современные люди (PDF) , Оксфорд : Oxford University Press , ISBN 9780195153859
- ^ Гарднер, Иэн; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2004). Манихейские тексты Римской империи . Издательство Кембриджского университета . п. 43 . ISBN 9780521568227 .
Источники
[ редактировать ]- Морони, Майкл Г. (2005) [1984]. Ирак после мусульманского завоевания . ООО «Горгиас Пресс». ISBN 978-1-59333-315-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Резахани, Ходадад (2018). «Месопотамия, Персидская» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Фрай, Ричард (27–31 октября 2000 г.). «Картирование Ассирии» (PDF) . Идеологии как межкультурные явления . Материалы третьего ежегодного симпозиума проекта ассирийского и вавилонского интеллектуального наследия. Чикаго, США: Mimesis Edizioni. стр. 75–8.
{{cite conference}}
: CS1 maint: формат даты ( ссылка )