Хварваран
Хварваран был военным кварталом Сасанидской империи . Интенсивное ирригационное земледелие в нижнем течении Тигра и Евфрата , а также притоков, таких как Дияла и Карун, сформировало основную ресурсную базу империи.
Этимология
[ редактировать ]Арабский « термин Ирак» в то время не использовался. В середине VI века Сасанидская империя была разделена Хосровым I на четыре четверти. Западный назывался Хварваран и включал большую часть современного Ирака и подразделялся на провинции Мешан , Асуристан , Адиабене и Мидию . Термин «Ирак» широко используется в средневековых арабских источниках для обозначения территории в центре и на юге современной республики как географический, а не политический термин, не подразумевающий точных границ.
Территория современного Ирака к северу от Тикрита была известна в мусульманские времена как Аль-Джазира, что означает «Остров» и относится к «острову» между реками Тигр и Евфрат. На юге и западе лежали Аравийские пустыни, населенные преимущественно арабскими племенами, время от времени признававшими господство сасанидских императоров.
До 602 года пустынную границу Большого Ирана охраняли цари Лахмидов Аль-Хиры, которые сами были арабами, но правили оседлым буферным государством. В том же году шаханшах Хосров II Апарвиз опрометчиво упразднил Лахмидское королевство и открыл границу для вторжений кочевников. Дальше на север западный квартал был ограничен Византийской империей. Граница более или менее повторяла современную границу Сирии и Ирака и продолжалась на север, в современную Турцию , оставляя Нисибис (современный Нусайбин) в качестве сасанидской пограничной крепости, в то время как византийцы удерживали Дару и близлежащую Амиду (современный Диярбакыр ).
Этническое разнообразие и религия
[ редактировать ]Жители были очень смешанными. Аристократический и административный высший класс состоял в основном из персов , а городские центры представляли собой разнообразную смесь иранцев и говорящих на арамейском языке , в то время как сельское население состояло в основном из последних. Было некоторое количество тази ( арабов ), большинство из которых жили скотоводами на западных окраинах заселенных земель, но некоторые жили как горожане, особенно в Хире ( аль-Хира ). Кроме того, здесь было удивительно большое количество греков , в основном пленных, попавших в плен во время многочисленных сасанидских походов в Византийскую Сирию .
Этническое разнообразие сочеталось с религиозным плюрализмом. Сасанидская государственная религия, зороастризм , в основном принадлежала иранцам. Остальное население, особенно в Месопотамии и северных частях страны, было христианами . Они были резко разделены доктринальными различиями на монофизитов, которые были связаны с якобитской церковью Сирии, и несторианцев .
Несториане, первоначально перешедшие из ашуризма и манихейства , были наиболее распространены и терпимы со стороны сасанидских императоров из-за их оппозиции христианам Римской империи , которые считали несторианцев еретиками. Многие несториане были депортированы в южные провинции к югу от Персидского залива , такие как Мишмахиг (ныне Бахрейн и ОАЭ), Гарра (ныне саудовское побережье Персидского залива). К монофизитам относились с большим подозрением и время от времени подвергались преследованиям, но обе группы сохраняли церковную иерархию, а у несторианцев был важный интеллектуальный центр в Нисибисе. На территории вокруг древнего города Вавилон теперь проживало большое количество евреев изгнанников, , как потомков ветхозаветных так и местных новообращенных. Кроме того, в южной половине страны проживали многочисленные приверженцы старого вавилонского политеизма, а также мандеи и гностики .
В начале VII века стабильность и процветание мультикультурного общества оказались под угрозой вторжения. В 602 году Хосров II Апарвиз начал последнее крупное иранское вторжение в Византийскую империю. Поначалу он добился впечатляющего успеха. Сирия и Египет пали, а Константинополь сам оказался под угрозой. Позже ситуация начала меняться, и в 627–628 годах византийцы под предводительством Ираклия вторглись в провинцию Хварваран и разграбили имперскую столицу Тиспаун ( Ктесифон ). Захватчиков не осталось, а Хосров был дискредитирован, низложен и казнен.
Затем последовал период распрей среди генералов и членов императорской семьи, в результате чего страна осталась без четкого руководства. Хаос также повредил ирригационные системы, и, вероятно, именно тогда большие территории на юге страны превратились в болота, которыми они и остаются с тех пор. Именно с этой опустошенной землей вступили в контакт первые мусульманские налетчики.
Арабское завоевание и ранний исламский период
[ редактировать ]Первый конфликт между местными арабо- бедуинскими племенами и иранскими войсками, судя по всему, произошел в 634 году, когда арабы потерпели поражение в битве у Моста. Существовал отряд численностью около 5000 мусульман под командованием Абу Убайда ас-Сакафи, который был разгромлен иранцами. В 637 году гораздо более крупные арабские силы под командованием Саада ибн Аби Ваккаса разгромили основную иранскую армию в битве при Аль-Кадисии, а затем разграбили столицу Иранской империи Ктесифон . К концу следующего года (638 г.) мусульмане завоевали почти все западноиранские провинции (современный Ирак), а последний сасанидский император Йездигерд III бежал в центральный, а затем и в северный Иран, где был убит в 651.
За исламским завоеванием последовала массовая иммиграция арабов из восточной Аравии и Мазуна ( Омана ) в Хварваран. Новоприбывшие не разошлись и не расселились по стране; вместо этого они основали два новых гарнизонных города: в Аль-Куфе, недалеко от древнего Вавилона, и в Басре на юге.
Намерение заключалось в том, чтобы мусульмане были отдельной общиной воинов и их семей, живущей за счет налогов, уплачиваемых местными жителями. Мосул начал превращаться в самый важный город и базу мусульманского губернатора и гарнизона. За исключением иранской элиты и зороастрийских священников, которые не приняли ислам, которые погибли и у которых было конфисковано имущество, большинство иранцев стали мусульманами, и им было разрешено сохранить свое имущество.
Хварваран теперь стал провинцией Мусульманского халифата с новым названием Ирак .
Сначала столицей халифата была Медина (аль-Медина), но после убийства третьего халифа Усмана в 656 году его преемник, двоюродный брат и зять Пророка Али сделал Ирак своей база. Однако в 661 году Али был убит в Аль-Куфе, и халифат перешел к конкурирующей семье Омейядов в Сирии. Эта древняя иранская провинция стала подчиненной провинцией, хотя это был самый богатый регион мусульманского мира и регион с самым большим мусульманским населением.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- С., Сурен-Пахлав, провинция Хварваран (ныне Ирак) , (1999).