Ктесифон
ܩܛܝܣܦܘܢ ( Qṭēspōn ) Животные | |
Альтернативное название |
|
---|---|
Расположение | Салман Пак , провинция Багдад , Ирак |
Область | Месопотамия |
Координаты | 33 ° 5'37 "N 44 ° 34'50" E / 33,09361 ° N 44,58056 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Основан | в. 120 г. до н.э. |
Заброшенный | в. 800 г. н. э. |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1928–1929, 1931–1932, 1960–1970-е гг. |
Археологи | Оскар Ройтер, Антонио Инверницци, Джорджио Гуллини |
Состояние | Разрушенный |
Ктесифон ( / ˈ t ɛ s ɪ f ɒ n / TESS -if-on ; среднеперсидский : 𐭲𐭩𐭮𐭯𐭥𐭭 , Tyspwn или Tysfwn ; [1] Персидский : تیسفون ; Греческий : Ктесифион , Аттический греческий : [kteːsiphôːn] ; Сирийский : ��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������. [2] ) был древним месопотамским городом, расположенным на восточном берегу Тигра , примерно в 35 километрах (22 милях) к юго-востоку от современного Багдада . Ктесифон служил царской столицей Иранской империи в парфянскую и сасанидскую эпохи более восьмисот лет. [3] Ктесифон был столицей Сасанидской империи с 226 по 637 год до мусульманского завоевания Персии в 651 году нашей эры.
Ктесифон развился в богатую торговую метрополию, слившуюся с окружающими городами по обоим берегам реки, включая эллинистический город Селевкию . Поэтому Ктесифон и его окрестности иногда называли «Городами» ( Махуза , арабский : المدائن , латинизированный : аль-Мадаин ). , он числился крупнейшим городом в мире . В конце шестого и начале седьмого века, по некоторым данным [4]
Во время римско-парфянских войн Ктесифон трижды пал перед римлянами , а затем дважды пал во время правления Сасанидов. Это также было место битвы при Ктесифоне в 363 году нашей эры . После мусульманского вторжения город пришел в упадок и к концу восьмого века опустел, а его место как политического и экономического центра заняла Аббасидов столица Багдад . Наиболее заметной структурой, сохранившейся сегодня, является Так Касра , иногда называемая Аркой Ктесифона . [5]
Имена
[ редактировать ]Латинское название Ктесифон происходит от древнегреческого слова Ктесифон ( Κτησιφῶν ). Это якобы греческий топоним, основанный на личном имени, хотя это может быть эллинизированная форма местного имени, реконструированная как Тисфон или Тисбон . [6] В ираноязычных текстах сасанидской эпохи оно пишется как Tyspwn , что можно читать как Tīsfōn , Tēsifōn и т. д. на манихейском парфянском , на среднеперсидском 𐭲𐭩𐭮𐭯𐭥𐭭 и на христианском согдийском ( сирийском алфавите ) языках. Новая персидская форма — Тисфун ( تیسفون ).
В текстах синодов Церкви Востока город упоминается как Qṭēspōn ( классический сирийский : язык ��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������) [2] или иногда Māḥôzē ( классический сирийский : ������������������) , когда речь идет о метрополии Селевкия-Ктесифон .
В современном арабском языке это имя обычно Тайсафун ( طيسفون ) или Катайсфун ( قطيسفون ) или аль-Мадаин ( المدائن «Города», имея в виду Большой Ктесифон). «Согласно Якуту [...], цитирующему Хамзу, первоначальная форма была Тусфун или Тусфун, которая была арабизирована как Тайсафун». [7] Армянское название города было Тизбон ( Տիզբոն ). Ктесифон впервые упоминается в Книге Ездры. [8] Ветхого Завета как Касфия/Casphia (производное от этнического имени Кас и родственное Каспиану и Казвину ). Он также упоминается в Талмуде как Актисфон. [9] В другом упоминании Талмуда он записан как Акистфон, расположенный за рекой Тигр от города Ардашир. [10]
Расположение
[ редактировать ]Ктесифон расположен примерно в Аль-Мадаине , в 35 км (22 милях) к юго-востоку от современного города Багдад , Ирак , вдоль реки Тигр. Ктесифон имел площадь 30 квадратных километров, что более чем в два раза превышало площадь имперского Рима четвертого века площадью 13,7 квадратных километров . [11]
Арка Хосрова ( Так Касра ) когда-то была частью царского дворца в Ктесифоне и, по оценкам, датируется III-VI веками нашей эры. [12] Он расположен на территории нынешнего иракского города Салман-Пак . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]парфянский период
[ редактировать ]Ктесифон был основан в конце 120-х годов до нашей эры. Он был построен на месте военного лагеря, основанного напротив Селевкии Митридатом I Парфянским . Во время правления Готарза I Ктесифон достиг расцвета как политический и торговый центр. Город стал столицей Империи примерно в 58 г. до н.э. во время правления Орода II . Постепенно город слился со старой эллинистической столицей Селевкией и другими близлежащими поселениями, образовав космополитический мегаполис. [13]
Причина такого переноса столицы на запад могла быть отчасти связана с близостью предыдущих столиц ( Митрадаткирт и Гекатомпилос в Гиркании ) к вторжениям скифов . [13]
Страбон подробно описывает основание Ктесифона:
В древние времена Вавилон был столицей Ассирии ; но теперь Селевкия является метрополией, я имею в виду Селевкию на Тигре , как ее называют. Рядом находится деревня Ктесифон, большая деревня. Эту деревню цари парфян обыкновенно делали своей зимней резиденцией, щадя таким образом селевкийцев, чтобы селевкийцы не могли подвергаться притеснениям из скифского -за размещения среди них народа или солдат. Таким образом, из-за парфянской власти Ктесифон является скорее городом, чем деревней; размеры его таковы, что в нем проживает большое количество людей, а зданиями он был оборудован самими парфянами; и парфяне снабжали его товарами на продажу и произведениями искусства, которые понравились парфянам; ибо парфянские цари привыкли проводить там зиму из-за целебного воздуха, а лето они проводят в Экбатане и в Гиркании из-за преобладания своей древней славы. [14]
Из-за своей важности Ктесифон был главной военной целью лидеров Римской империи в их восточных войнах. Город был захвачен Римом пять раз за свою историю – трижды только во II веке. Император Траян захватил Ктесифон в 116 г., но его преемник Адриан решил добровольно вернуть Ктесифон в 117 г. в рамках мирного урегулирования. Римский полководец Авидий Кассий захватил Ктесифон в 164 году во время очередной парфянской войны, но покинул его после заключения мира. В 197 году император Септимий Север разграбил Ктесифон и увез тысячи его жителей, которых продал в рабство.
Сасанидский период
[ редактировать ]К 226 году Ктесифон оказался в руках Сасанидской империи , которая также сделала его своей столицей и положила конец парфянской династии Ирана. Ктесифон значительно расширился и процветал во время их правления, превратившись таким образом в метрополию, известную по-арабски как аль-Мадаин , а по -арамейски как Махозе. [15] Древнейшие населенные места Ктесифона находились на его восточной стороне, которая в исламских арабских источниках называется «Старым городом» ( مدينة العتيقة Madinah al-'Atīqah ), где располагалась резиденция сасанидов, известная как Белый дворец ( قصر الأبيض ). , находился. Южная сторона Ктесифона была известна как Асбанбар или Аспанбар и была известна своими выдающимися залами, богатствами, играми, конюшнями и банями. Так Касра находился в последнем. [15] [16]
Западная сторона была известна как Вех-Ардашир означает «добрый город Ардашир» (что на среднеперсидском языке называли Махоза ), евреи , христиане — Кохе, а арабы — Бехрасир. Вех-Ардашир был населен множеством богатых евреев и был резиденцией церкви несторианского патриарха . К югу от Вех-Ардашира находился Валашабад . [15] В Ктесифоне было несколько других районов, которые назывались Ханбу Шапур, Дарзанидан, Вех Джондиу-Хосров, Навинабад и Кардакад. [15]
Север Александр двинулся к Ктесифону в 233 году, но, как подтвердил Иродиан , его армия потерпела унизительное поражение от Ардашира I. [17] В 283 году император Кар беспрепятственно разграбил город в период гражданских волнений. В 295 году император Галерий потерпел поражение за городом. Однако год спустя он вернулся с удвоенной силой и одержал победу, закончившуюся пятым и последним захватом города римлянами в 299 году. Он вернул его персидскому царю Нарсесу в обмен на Армению и западную Месопотамию. В ц. В 325 г. и снова в 410 г. город, или греческая колония прямо за рекой, был местом проведения церковных соборов Церкви Востока . [ нужна ссылка ]
После завоевания Антиохии в 541 году Хосров I построил новый город недалеко от Ктесифона для захваченных им жителей. Он назвал этот новый город Ве-Антиок-Хусро , что буквально «лучше, чем построил его Антиох Хосров». [18] Местные жители местности назвали новый город Румаган , что означает «город римлян», а арабы назвали город ар-Румийя . Наряду с Ве Антиоком Хосров построил ряд укрепленных городов. [19] После похода 573 г. Иоанн Эфесский было депортировано не менее 292 000 человек писал, что из Дары , Апамии и других сирийских городов в Вех-Антиох . Позже Джон процитировал письмо, в котором говорилось, что было депортировано не более 30 000 заключенных. Думается, что первую цифру, которую он назвал, не следует понимать буквально. [20]
В 590 году член Дома Бахрам Миграна Чобин отразил новоявленного сасанидского правителя Хосрова II из Ирака и завоевал этот регион. Год спустя Хосров II с помощью Византийской империи отвоевал свои владения. Во время его правления большая слава аль-Мадаина уменьшилась из-за популярности новой зимней резиденции Хосрова, Дастагерда . [21] В 627 году византийский император Ираклий окружил город, столицу империи Сасанидов, оставив его после того, как персы приняли его условия мира. В 628 году смертельная чума поразила Ктесифон, аль-Мадаин и остальную часть западной части Сасанидской империи, в результате чего погиб даже сын и преемник Хосрова Кавад II . [21]
В 629 году Ктесифон ненадолго находился под контролем узурпатора Михранидов Шахрбараза , но последний вскоре был убит сторонниками дочери Хосрова II Борандухта . Затем Ктесифон продолжал участвовать в постоянных боевых действиях между двумя фракциями Сасанидской империи: фракцией Пахлав (парфян) под руководством Дома Испахбудхана и фракцией парсигов (персов) под руководством Пируза Хосрова .
Падение Сасанидов и исламские завоевания
[ редактировать ]В середине 630-х годов арабы-мусульмане , вторгшиеся на территории Сасанидской империи, разгромили их во время великой битвы, известной как Битва при аль-Кадисии . [15] Затем арабы напали на Ктесифон и заняли его в начале 637 года .
Мусульманский военный офицер Саад ибн Аби Ваккас быстро захватил Валашабад и заключил мирный договор с жителями Вех Антиок Хосров и Вех-Ардашир . Условия договора заключались в том, что жителям Ве Антиок Хосрау разрешалось уйти, если они этого хотели, но если они этого не сделали, они были вынуждены признать власть мусульман, а также платить дань ( джизью ). Позже, когда мусульмане прибыли в Ктесифон, он был полностью опустошен из-за бегства сасанидской царской семьи , знати и войск. Однако мусульманам удалось взять в плен часть войск, а многие богатства были конфискованы из сасанидской казны и переданы мусульманским войскам. [15] Кроме того, тронный зал в Так-Касре некоторое время использовался как мечеть. [22]
Тем не менее, поскольку политическая и экономическая удача изменилась в других местах, город пришел в быстрый упадок, особенно после основания столицы Аббасидов в Багдаде в 760-х годах, и вскоре стал городом-призраком . Халиф Аль-Мансур взял большую часть необходимого для строительства Багдада материала из руин Ктесифона. Он также пытался снести дворец и повторно использовать его кирпичи для своего собственного дворца, но отказался только тогда, когда предприятие оказалось слишком масштабным. [23] Аль-Мансур также использовал город Аль-Румия в качестве столицы Аббасидов в течение нескольких месяцев. [24]
Считается, что он является основой города Исбанир в «Тысяче и одной ночи» .
современная эпоха
[ редактировать ]Руины Ктесифона были местом крупного сражения Первой мировой войны в ноябре 1915 года. Османская империя разбила войска Великобритании, пытавшиеся захватить Багдад, и отбросила их примерно на 40 миль (64 км), прежде чем поймать британские войска в ловушку и вынудить их сдаться .
Население и религия
[ редактировать ]Под властью Сасанидов население Ктесифона было сильно смешанным: в него входили арамеи , персы , греки и ассирийцы . В метрополии также практиковались несколько религий, в том числе христианство , иудаизм и зороастризм . В 497 году первый несторианский патриарх Мар-Бабай I установил свою кафедру в Селевкии-Ктесифоне, руководя их миссией на восток, с в Мерве центром . В состав населения также входили манихеи , дуалистическая церковь, которые продолжали упоминаться в Ктесифоне во время правления Омейядов, закрепивших там свой «Вавилонский патриархат». [15] Большая часть населения бежала из Ктесифона после захвата метрополии арабами . Однако часть персов осталась там, и известно, что некоторые важные фигуры из этих людей преподнесли Али подарки, которые он, однако, отказался принять. [15] В девятом веке выжившие манихеи бежали и переместили свой патриархат вверх по Шелковому пути, в Самарканд . [25]
Археология
[ редактировать ]Немецкое восточное общество под руководством Оскара Ройтера проводило раскопки в Ктесифоне в 1928–29 годах, в основном в Каср бинт аль-Кади в западной части памятника. [26] [27] [28] [29] Зимой 1931–1932 годов совместная экспедиция Государственных музеев Германии (Staatliche Museen zu Berlin) и Метрополитен-музея продолжила раскопки на этом месте, сосредоточив внимание на районах Маарида, Телль-Дехеба, Так-и Кисра, Сельман Пак и Умм эз-Затир под руководством Эрнста Кюнеля. [30]
В конце 1960-х и начале 1970-х годов итальянская группа из Туринского университета под руководством Антонио Инверницци и Джорджио Гуллини работала над частью объекта на другом берегу Тигра, который они определили как Вех Ардашир. Работы в основном были сосредоточены на реставрации дворца Хосрова II . [31] [32] [33] [34] [35] [36] В 2013 году правительство Ирака заключило контракт на восстановление Так-Касры как туристической достопримечательности. [37]
Галерея
[ редактировать ]- Рисунок капитана Харта 1824 года.
- Остатки Так Касры в 2008 году.
- Иракская почтовая марка 1923 года с изображением арки.
- Остатки арки Касра в Ктесифоне в 1932 году.
- Выставка Ктесифона в Музее исламского искусства в Берлине .
- Остатки Так Касры в 2022 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крёгер, Йенс. «Ктесифон » Энциклопедия Ираника Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас А. Карлсон и др., «Ктесифон — ������������������������������������������������������”» в «Сирийском географическом справочнике» с последними изменениями от 28 июля 2014 г., http://syriaca.org/place/58 .
- ^ «Ктесифон: древняя королевская столица в контексте» . Смитсоновский институт . 15 сентября 2018 г. . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ «Крупнейшие города в истории» . geography.about.com. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ В конечном итоге не менее четырех сасанидских правителей были названы его строителями: Шапур I (241–273), Шапур II (310–379), Хосров I Ануширван (531–579) и Хосров II Парвез (590–628). Курц, Отто (1941). «Дата Так и Кисра». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . (Новая серия). 73 (1): 37–41. дои : 10.1017/S0035869X00093138 . JSTOR 25221709 . S2CID 162160996 .
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913–1936 , Vol. 2 (Брилл, 1987: ISBN 90-04-08265-4 ), стр. 75.
- ^ Крёгер, Йенс (1993), «Ктесифон» , Энциклопедия Ираника , том. 6, Коста Меса: Mazda, архивировано с оригинала 16 января 2009 г.
- ^ Ездра 8:17
- ^ Талмуд Бавли Трактат Гиттин . стр. 6А.
- ^ Талмуд Бавли Эрувин Трактаты . стр. 57б.
- ^ «Метрополитен-музей» . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Фаррох, К. (2007). «Возникновение Ктесифона и Шелковый путь». В книге «Тени в пустыне: Древняя Персия в войне» , стр. 240.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаррох, К. (2007). «Возникновение Ктесифона и Шелковый путь». В книге «Тени в пустыне: Древняя Персия в войне» , стр. 125.
- ^ «LacusCurtius • География Страбона - Книга XVI, Глава 1, 16» . penelope.uchicago.edu . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мороний 2009 .
- ^ Хоутсма, М.Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. п. 76а. ISBN 9789004097919 .
- ^ Фаррох, К. (2007). «Возникновение Ктесифона и Шелковый путь». В книге «Тени в пустыне: Древняя Персия в войне» , стр. 185.
- ^ Dignas & Winter 2007 , с. 109.
- ^ Фрай 1993, 259.
- ^ Кристенсен (1993). Упадок Ираншахра: ирригация и окружающая среда в истории Ближнего Востока, с 500 г. до н.э. по 1500 г. н.э. Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. ISBN 87-7289-259-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шапур Шахбази 2005 .
- ^ Рид, Джулиан (1999). Скарр, Крис, изд. Семьдесят чудес древнего мира: великие памятники и как они были построены . Темза и Гудзон. стр. 185–186. ISBN 0-500-05096-1
- ^ Бир, Л. (1993). «Сасанидские дворцы и их влияние в раннем исламе». Ars Orientalis , 23, 62–62.
- ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии (1895 г.). Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества. п. 40.
- ^ Джон ван Шайк, Еретики. История Церкви , Левен, 2016 г.
- ^ Шиппманн, К. (1980). «Ктесифонская экспедиция зимой 1928/29 года». Основы парфянской истории (на немецком языке). Дармштадт. ISBN 3-534-07064-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мейер, Э. (1929). «Селевкия и Ктесифон». Объявления Немецкого восточного общества в Берлине . 67 :1–26.
- ^ Рейтер, О. (1929). «Немецкие раскопки в Ктесифоне». Античность . 3 (12): 434–451. дои : 10.1017/S0003598X00003781 . S2CID 163969599 .
- ^ Аптон, Дж. (1932). «Экспедиция в Ктесифон 1931–1932». Бюллетень Метрополитен-музея . 27 (8): 188–197. дои : 10.2307/3255274 . JSTOR 3255274 .
- ^ Фаулкс-Чилдс, Блэр. «Ктесифон». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/ctes/hd_ctes.htm (июль 2016 г.)
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Первый предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1964 г., Месопотамия, вып. Я, стр. 1–88, 1966 г.
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Второй предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1965 г., Месопотамия, вып. 2, 1967 г.
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Третий предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1966 г., Месопотамия, вып. 3–4, 1968–69
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Пятый предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Сезон 1969 г., Месопотамия, вып. 5–6, 1960–71
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Шестой предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Времена года 1972/74, Месопотамия, вып. 5–6, 1973–74
- ^ Г. Гуллини и А. Инверницци, Седьмой предварительный отчет о раскопках в Селевкии и Ктесифоне. Времена года 1975/76, Месопотамия, вып. 7, 1977 г.
- ^ «Ирак восстановит древнюю Ктесифонскую арку, чтобы привлечь туристов» . www.rawstory.com . 30 мая 2013. Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 23 сентября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Стрек М., Древний ландшафт Вавилонии по мнению арабских географов , в 2 тт. (Лейден, 1900–1901).
- М. Стрек, «Селевкия и Ктесифон», The Old Orient , 16 (1917), 1–64.
- А. Инверницци, «Десять лет исследований в районе аль-Мадаин, Селевкии и Ктесифона», Шумер , 32, (1976), 167–175.
- Луиза Абрамовски, «Епископ Селевкии-Ктесифонский как католикос и патриарх Церкви Востока», в книге Дмитрия Бумажнова и Ганса Р. Зеелигера (ред.), Сирия в I-VII веках. век нашей эры. Материалы 1-й Тюбингенской конференции по христианскому Востоку (15–16 июня 2007 г.). (Тюбинген, Мор Зибек, 2011) (Исследования и тексты по античности и христианству / Исследования и тексты по античности и христианству, 62),
- Морони, Майкл (2009). «МАДЭН». Энциклопедия Ираника .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу, Великобритания: ISBN Pearson Education Ltd. 0-582-40525-4 .
- Амедроз, Генри Ф .; Марголиаут, Дэвид С., ред. (1921). Затмение Аббасидского халифата. Оригинальные хроники четвертого исламского века, Vol. V: Заключительная часть «Опыта народов» Мискаваихи, Том. II: Царствование Муттаки, Мустакфи, Мути и Таи . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Рекая, М. (1991). «аль-Мамун» . Энциклопедия ислама, новое издание, том VI: Махк – Мид . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 331–339. ISBN 90-04-08112-7 .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу, Великобритания: ISBN Pearson Education Ltd. 0-582-40525-4 .
- Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–57. ISBN 978-0-521-20093-6 .
- Босворт, CE (1975). «Иран под Буидами». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 250–305. ISBN 0-521-20093-8 .
- Крегер, Йенс (1993). «КТЕСИФОН». Иранская энциклопедия, Том. IV, Фаск. 4 . стр. 446–448.
- Шапур Шахбази, А. (2005). «САСАНСКАЯ ДИНАСТИЯ» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 30 марта 2014 г.
- Дигнас, Беате; Зима, Энгельберт (2007). Рим и Персия в поздней античности . Издательство Кембриджского университета . Проверено 2 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж (2022). «Кости Хосрова: Священная топография Ктесифона » Электрум 29 : 267–284. дои : 10.4467/20800909EL.22.018.15788 . S2CID 253169197 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея Ктесифона и Так Касры
- Выставка Ктесифона Музея исламского искусства в Пергамском музее в Берлине в 2016 году (Видео)
- Ктесифон (профиль в Метрополитен-музее)