Тимуридская архитектура

Архитектура Тимуридов была важным этапом в архитектурной истории Ирана и Центральной Азии в конце 14-15 веков. Империя Тимуридов (1370–1507), основанная Тимуром (ум. 1405) и завоевавшая большую часть этого региона, стала свидетелем культурного возрождения . В архитектуре династия Тимуридов покровительствовала строительству дворцов, мавзолеев и религиозных памятников по всему региону. Их архитектура отличается грандиозностью, роскошным убранством изразцов и сложными геометрическими сводами . Этот архитектурный стиль, наряду с другими аспектами искусства Тимуридов , распространился по империи и впоследствии повлиял на архитектуру других империй от Ближнего Востока до Индийского субконтинента .
Характеристики
[ редактировать ]
Архитектура Тимуридов продолжила традицию архитектуры Ильханидов , строя памятники беспрецедентного масштаба и богатого декора, призванного произвести впечатление, но они также усовершенствовали предыдущие проекты и методы. [1] [2] Правители Тимуридов набирали лучших мастеров со своих завоеванных территорий или даже вынуждали их переселиться в столицу Тимуридов. [3]

В качестве основного строительного материала, как и в предыдущие периоды в этом регионе, использовался кирпич. Чтобы покрыть большие кирпичные поверхности красочным декором, баннаи использовалась техника облицовки для создания геометрических узоров и куфических надписей при относительно низкой стоимости, в то время как более дорогая плиточная мозаика, разработанная в предыдущие периоды, продолжала использоваться для более криволинейных цветочных узоров. [4] Снаружи предпочтение отдавалось плитке, поскольку она была более устойчивой к непогоде. [4] Внутри стены часто покрывались штукатуркой, напоминающей папье-маше , которую раскрашивали, золотили и резали рельефами . [4] [5] В некоторых памятниках также использовалась мраморная обшивка. [6]
Многие религиозные памятники Тимуридов отмечены выдающимися куполами. Обычно они имеют двойную оболочку, состоящую из внутреннего купола, видимого изнутри, и более высокого внешнего купола, видимого снаружи. Снаружи купола опираются на высокий цилиндрический барабан и имеют форму луковицы (т. е. выпуклые по бокам и заостренные вверху). Они покрыты преимущественно плиточным орнаментом бирюзового цвета, иногда имеют рифленую или ребристую форму. [7] [6] [4]

Внутри структурная поддержка куполов Тимуридов отличалась от более ранних иранских куполов. Традиционно купола опирались на восьмиугольное основание, образованное четырьмя скребками, переходящими из квадратной камеры внизу. В памятниках Тимуридов купол поддерживается набором арок, построенных по краям квадратной камеры. Переход между квадратным залом внизу и этими поддерживающими арками наверху осуществляется за счет выступов по углам, а небольшие пространства между вершинами арок заняты вогнутыми перемычками , которые соединяются вместе, образуя более круглое основание для самого купола наверху. Это сделало вертикальный переход между камерой и куполом гораздо более динамичным. [7]

Еще одним важным нововведением Тимуридов было более сложное и плавное расположение геометрических сводов в целом. [1] [4] Большие своды были разделены пересекающимися ребрами на более мелкие своды, которые затем можно было подразделить или заполнить мукарнами и другими видами декора. Мукарнас (также известный как «сталактитовая» или «сотовая» скульптура) также стал более сложным, чем раньше, за счет использования отдельных ячеек меньшего размера для создания трехмерных геометрических форм. Визуального баланса можно было достичь, чередуя один тип или рисунок украшения с другим в разных частях свода. [4] Комбинируя эту технику прыжков, также известную как прыжки с помощью «сетки», [8] Благодаря крестообразному плану и разрушению сплошной массы несущих стен открытыми арками и окнами ранее строгое разделение между куполом, стеной и стеной было растворено, и можно было создать бесконечное разнообразие сложных внутренних пространств. [4]
Обзор памятников
[ редактировать ]Памятники времен правления Тимура
[ редактировать ]
Наиболее значительные сохранившиеся памятники Тимуридов находятся в городах Хорасан и Трансоксиана и вокруг них, включая Самарканд , Бухару , Герат и Мешхед . [4] [9] Памятники правления Тимура ( годы правления 1370–1405 ) отличаются своими размерами. [4] Одним из самых ранних крупных произведений Тимура является мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан (современный Казахстан ). Этот массивный погребальный комплекс, построенный вокруг могилы местного суфийского и мусульманского святого , был построен между 1389 и 1399 годами. Он отличается удивительно сложной , Ахмада Ясави но рационально организованной планировкой помещений внутри прямоугольного плана этажа. [5]
Другие крупные памятники времен Тимура включают мечеть Биби-Ханум и мавзолей Гур-и Амира в его столице Самарканде, а также дворец Ак-Сарай в Шахри-Сабзе . [4] Мавзолей Гур-и-Амира и мечеть Биби-Ханум отличаются богатым внутренним и внешним убранством, внушительными порталами и выдающимся куполом. Представитель куполов эпохи Тимуридов, каждый из этих куполов опирается на высокий цилиндрический барабан и имеет форму луковицы (заостренную сверху и выпуклую по бокам), покрытую преимущественно бирюзовым орнаментом из плитки. Некоторые купола имеют рифленую или ребристую форму. [6] Ак-Сарай («Белый дворец») был зимним дворцом Тимура, построенным между 1379 и 1396 годами. Сегодня до сих пор видны только внушительные руины его массивных входных ворот. [10]
Мавзолей Гур-и Амира, служивший местом упокоения Тимура и некоторых его преемников, был добавлен в начале 15 века к более крупному комплексу, включающему медресе и ханку , построенным в конце 14 века. Эти элементы расположены вокруг двора с монументальным входом. [11]

Мечеть Биби-Ханум, построенная между 1399 и 1405 годами, на момент постройки была одной из крупнейших мечетей в мире и названа в честь жены Тимура, чей мавзолей стоит напротив нее. Задуманная как общинная мечеть , вход в нее осуществляется через внушительный портал, ведущий в большой двор, окруженный четырьмя айванами , в соответствии с традиционной планировкой общинных мечетей в регионе. За исключением входа, каждый айван ведет в куполообразное помещение позади него. Восточный айван гораздо больше и сложнее и ведет к главному молитвенному залу, покрытому самым большим куполом здания. Четыре тонких минарета также расположены симметрично вдоль переднего фасада мечети. [6] [12]

Другие мавзолеи Тимуридов для королевских родственников и высокопоставленных чиновников были построены как меньшие по размеру и более традиционные куполообразные сооружения. Многие из них можно найти в некрополе Шах-Зинда в Самарканде. [13] Это кладбище уже использовалось задолго до этого периода, но при Тимуре и его преемниках оно пришло в запустение и было переоборудовано в монументальный некрополь. Главные мавзолеи здесь расположены вдоль узкой улочки и отличаются богатым убранством, отреставрированным в наше время. [6]
После Тимура
[ редактировать ]Преемники Тимура также активно строили, хотя и в несколько меньших масштабах. [4] При сыне и преемнике Тимура Шахрукхе ( годы правления 1405–1447 ) столица была перенесена из Самарканда в Герат (современный Афганистан ), [14] Он возродил город, восстановив его базар , отремонтировав цитадель и построив медресе, совмещенное с ханкой. Медресе-ханка стала повторяющимся типом здания, построенного по заказу более поздних покровителей города. [15]

Жена Шахрукха, Гавхар Шад (ум. 1457), была одним из самых важных покровителей архитектуры в первой половине 15 века, и в этот период архитектура Тимуридов достигла пика своей изысканности. Ее памятники в основном были найдены в Мешхеде и Герате. [4] В Мешхеде она заказала восстановление Храма Имама Резы и построила рядом с ним общинную мечеть, что произошло между 1416 и 1418 годами. Мечеть, которая до сих пор присутствует в значительно расширенном комплексе и известна как мечеть Гохаршад , состоит из четырехайванного двора, пристроенного к святыне. Он богато украшен мозаичной плиткой и сложными мукарнами, возвышающимися над зоной михраба . [16]

Некоторые из памятников Гавхар Шад в Герате были разрушены или серьезно повреждены с XIX века, в том числе ее мавзолей и комплекс мечетей, построенный между 1417 и 1438 годами и частично разрушенный британцами в 1885 году. Сохранившаяся часть мавзолея, тем не менее, демонстрирует высокое качество ее архитектурное покровительство, о чем свидетельствуют высокоразвитые внутренние своды и украшения. [14] [17] Ее архитектором был Кавам ад-Дин аль-Ширази, главный королевский архитектор при Шахрукхе, который также работал над мечетью в Мешхеде и другими заказами. [18] [19]
Последняя работа Кавама ад-Дина была над медресе Гиятия (или медресе аль-Гиясия) в Харгирде , которое было заказано Гият ад-Дином Пиром Ахмадом Хвафи , визирем при Шахрукхе. Надпись датирует его завершение 1444 годом, но, поскольку Кавам ад-Дин умер в 1438 году, его завершил архитектор по имени Гияс ад-Дин Ширази. [19] Архитектура медресе представляет собой дальнейшее развитие некоторых элементов дизайна. Его двор, украшенный плиткой, имеет прямоугольную форму, но имеет скошенные углы, которые помогают объединить все четыре фасада друг с другом. Две комнаты по обе стороны от входа – одна обозначена как молитвенный зал, а другая – как лекционный зал – имеют сложную систему сводов и мукарн, объединенных в данном случае с фонарным куполом, пропускающим свет. [20]
При Улугбеке ( годы правления 1447–1449 ) площадь Регистан в Самарканде впервые была преобразована в монументальный комплекс, подобный тому, каким она является сегодня. Он построил вокруг площади три сооружения, из которых только медресе Улугбека (1417–1420 гг.), сегодня сохранилось [а] с большим фасадом, покрытым богатым разнообразием декора. [6] Он также построил астрономическую обсерваторию в 1420 году, которая частично сохранилась и была обнаружена в результате раскопок 20-го века. Первоначально это было цилиндрическое трехэтажное здание, в котором находились гигантский секстант , солнечные часы и сектор . [6]
Во второй половине 15 века произошло много новых построек, но до наших дней дошло гораздо меньше их. Султан Хусейн Байкара ( годы правления 1469–1506 ), последний значительный правитель Тимуридов, был плодовитым строителем, хотя его проекты ограничивались Гератом и территориями вокруг него, которые он все еще контролировал. [15] В 1469 году он создал обширный сад Баг-и Джаханара к северо-востоку от города. В 1492–1493 годах он построил большое новое медресе-ханку к северу от мавзолея Гавхара Шада. Сегодня сохранились только четыре минарета комплекса, хотя они сохранили сложный декор из плитки, свидетельствующий о богатстве памятника. К 1480 году он также расширил Хазрат Али Мазар , святыню Али ибн Аби Талиба , в Мазари-Шарифе . [15] Его визирь Али-Шир Наваи также внес свой вклад в восстановление многих святынь и мечетей в городе, а также построил свой собственный религиозный комплекс, известный как Ихласия. [14]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Покровительство Тимуридов имело большое значение в истории искусства и архитектуры во многих частях исламского мира. Международный стиль Тимуридов в конечном итоге был интегрирован в визуальную культуру растущей Османской империи на западе. [21] в то время как на восток он был передан на Индийский субконтинент Моголами , которые произошли от Тимура. [22] В Иране Сефевиды также унаследовали стиль Тимуридов и использовали его для дальнейшего развития своей собственной имперской архитектуры. [23]
В конце 14-го и 15-го веков в западном Иране доминировали две мощные туркменские конфедерации: Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . Хотя сохранилось немного памятников, спонсируемых той или иной фракцией, то, что осталось, показывает, что стиль Тимуридов уже в этот период распространялся на запад. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Два других монументальных сооружения, которые сегодня стоят вокруг площади, были построены в 17 веке.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 416–417.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Блум и Блэр 2009 , Архитектура (VI. C. 1250 – C. 1500)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 417.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Bloom & Blair 2009 , Самарканд
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 416.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 46.
- ^ Грабарь, Олег (1986). «Архитектура V. Исламская, досефевидская» . Энциклопедия Ираника Онлайн . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Блум и Блэр 2009 , Шахри Сабз
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 419–420.
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 418–419.
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 420.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блер 2009 , Герат
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блер 2009 , Тимурид
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 41, 44.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 45–46.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Кейн, Бернард; Кейн (1976). «Медраса аль-Гиясия в Харгирде» . Иран . 14 : 79–92.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 46–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр и Блум 1995 , с. 50.
- ^ Ашер, Кэтрин Б. (2020). «Архитектура Великих Моголов» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN 1873-9830 .
- ^ Bloom & Blair 2009 , Архитектура (VII ок. 1500–1900 гг.)
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06465-0 .
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Флад, Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру, ред. (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. ISBN 9781119068662 .
- Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. ISBN 9783848003808 .
- Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 978-0-203-20387-3 .