Райский сад
Райский сад — это форма сада древнеиранского происхождения , особенно Ахеменидского , который является формальным, симметричным и чаще всего закрытым. Самая традиционная форма — это прямоугольный сад, разделенный на четыре части с прудом в центре, четырехчастная конструкция, называемая чахар багх («четыре сада»). [1] Одним из наиболее важных элементов райских садов является вода, общими чертами которой являются пруды, каналы, ручьи и фонтаны. Аромат является важным элементом, поскольку плодоносящие деревья и цветы выбраны из-за их аромата.
Его также часто называют исламским садом . Форма сада распространилась по всему Египту и Средиземноморью во время мусульманских арабских завоеваний , достигнув Индии и Испании .
Этимология
[ редактировать ]Первоначально обозначалось одним существительным, обозначающим «огороженный комплекс или сад », от « пари » («вокруг») и « даэза » или « диз » («стена», «кирпич» или «форма»), философ. и историк Ксенофонт Афинский заимствовал древнеиранское ( *paridaiza(h) , позднедревнеиранское *pardēz , авестийское paridaēza как древнеперсидское *paridaida , позднедревнеперсидское pardēd ) в греческий paradeisos . [2] : 8 Этот термин используется для обозначения Эдемского сада в греческих переводах Ветхого Завета . [2] : 8
На персидском языке слово pardis означает и рай, и сад. [2] : 8
История
[ редактировать ]Самый старый персидский сад , о котором имеются записи, принадлежал Киру Великому в его столице Пасаргадах в провинции Фарс к северу от Шираза . Это старейшая сохранившаяся планировка, напоминающая элементы райского сада. [2] : 7 Вероятно, засаженный кипарисом , гранатом и вишней , сад имел геометрическую форму и каменные водотоки. Эти водотоки образовывали главную и второстепенные оси главного сада в Пасаргадах, представляя собой четырехчастную конструкцию чахар -бага . [2] : 8 В империи Ахеменидов в садах росли фруктовые деревья и цветы, в том числе лилии и розы . В 330 году до нашей эры Александр Великий увидел гробницу Кира Великого и записал, что она стояла в орошаемой роще . [3]

Считается, что цари Ахеменидов строили райские сады внутри огороженных королевских охотничьих парков - традиция, унаследованная от ассирийцев , для которых ритуальная охота на львов была обрядом, удостоверяющим подлинность королевской власти. [ нужна ссылка ] Ассирийцы, в свою очередь, унаследовали методы озеленения от вавилонян . [ нужна ссылка ]
В V веке, во время вторжения Кира Младшего в Ксенофонт Персию , описал комплекс дворцов и павильонов, принадлежавших Артаксерксу . Сюда входили сады, орошаемые акведуком – самое раннее известное свидетельство о ручьях и бассейнах с самотеком, расположенных в геометрической системе. [2] : 8 Спартанский полководец Лисандр, присоединившийся к Киру в качестве наемника, сообщил Ксенофонту, как персидские цари «преуспевали не только в войне, но и в садоводстве, создавая парадеисо », где они собирали растения, особенно плодоносящие деревья и животных, встреченных во время зарубежных походов. [2] : 8
Четырехкратная планировка позже была переосмыслена в исламских терминах арабами-мусульманами после завоевания Персии в 7-м веке , став ассоциированной с авраамической концепцией рая и Эдемского сада . В Бытии 2:10 говорится: «И выходила река из Эдема для орошения сада, и оттуда разделялась на четыре части». [4] и Мухаммад говорил о четырех реках: о воде, молоке, вине и меде. [5]
К 13 веку сады распространились вместе с исламом по всему Египту , Средиземноморью, Северной Африке и Испании . Этот стиль сада пришел в Индию в 16 веке во время правления принца Бабура , первого императора Империи Великих Моголов . [2] : 9 В центре большинства садов Великих Моголов располагалась гробница или павильон, самым известным из которых является Тадж-Махал , хотя с упадком Империи Великих Моголов и британским колониальным правлением первоначальный сад был существенно изменен. [6]
Функции
[ редактировать ]Основной план райского сада представляет собой четырехчастную планировку ( чарбаг ) с прудом или фонтаном в центре. Более поздние проекты включали павильон или мавзолей, когда они начали превращаться в сложные символы статуса. Прямоугольная или прямолинейная конструкция обычно разделена водными каналами, построенными с использованием древней системы канатов .

Важной и общей чертой является тщательно продуманное использование воды, часто в каналах , прудах или ручьях , иногда в фонтанах и реже в водопадах . Это создавало успокаивающий звук текущей воды, а также имело практическую цель охлаждения воздуха.
Ароматные цветы и плодоносящие деревья являются квинтэссенцией элементов. Земля, на которой была посажена флора, была заглублена, а дорожки приподняты, чтобы прохожие могли легко собирать свежие фрукты, прогуливаясь по саду. Олива , инжир , финики и гранат были повсеместно распространены и имели символическое значение. Апельсиновые деревья прибыли из Индии по Шелковому пути в 11 веке и были заселены из-за их аромата и красоты цветов . [7]

Обычно они окружены высокими стенами, обеспечивающими тень и защиту, что особенно желательно в суровом и засушливом климате, где процветал этот тип сада.
Интерпретация
[ редактировать ]Считается, что большая часть использования и символики райского сада заимствована из Эдемского сада , несмотря на то, что большинство элементов дизайна предшествовали авраамическим религиям . В Книге Бытия Эдемский сад описывается как имеющий конструкцию, похожую на четырехчастную , с центральным источником , питающим четыре реки, каждая из которых течет в потусторонний мир. В Коране Джанна . описывается как изобилующая материальными удовольствиями, включая вкусную еду и постоянно текущую воду
Появившись в пустыне, жажда и благодарность за воду изобилуют исламскими традициями. В Коране реки являются основными составляющими рая, и имеется множество упоминаний о дожде и фонтанах. В Коране 21:30: «Разве неверующие не заметили, что небеса и земля были закрыты, а затем Мы открыли их? И Мы сотворили из воды все живое. Неужели они все еще не поверят?». ассоциируется с добродетелями чистоты и послушания воде было сказано: «Успокойся». : « Тогда Вода Пророки, аль-Киса').
Хотя концепция садов Чахар Баг, представляющих «рай на земле», возникла еще до принятия этого стиля исламом, райские убежища персов стали известны как «воплощение небесного рая, обещанного практикующему мусульманину». [2] : 11 Сады, представляющие собой рай на земле, или райские сады, распространились по всему завоеванному мусульманами миру и превратились в разные, более грандиозные и сложные стили.
Влияние
[ редактировать ]Райский сад — один из немногих оригинальных и фундаментальных видов садов, из которых произошли все сады в истории, иногда в комбинациях. [ нужна ссылка ] В своей простейшей форме райский сад состоит из формального прямоугольного бассейна, поток которого достаточен для того, чтобы придать ему движение, и помоста, с которого можно наблюдать за ним. Однако павильон обеспечивает более постоянное укрытие, чем первоначальная палатка. Строго выровненные, формально расположенные деревья, особенно ченар или платан , создают тень. [ нужна ссылка ]
Примером этого стиля являются Террасы Бахаи и Особняк Бахджи на горе Кармель в Израиле , оба из которых имеют обширные сады замысловатого дизайна. [8]
Примеры
[ редактировать ]- Пасаргады
- Баг-е Дулатабад в Йезде , созданный в 18 веке губернатором Мохаммадом Таки Ханом. [2] : 26
- Чешме-э-Али
- Сады Тадж-Махала
- Парк Аль-Азхар , современная интерпретация, расположенная в Каире , Египет.
См. также
[ редактировать ]- История садоводства
- Список типов садов
- Висячие сады Вавилона
- Испанский сад
- Сенсорный сад
- Полный
- Деревенские Ромео и Джульетта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эпизод 1». Райские сады Монти Дона . Би-би-си.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хобхаус, Пенелопа (2004). Сады Персии Итак, Хаус. ISBN 9780967007663 .
- ^ «Пасаргады» . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ «Бытие 2:10» . Библейский хаб . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ «Описание рая» . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ «Эпизод 2». Райские сады Монти Дона . Би-би-си.
- ^ Дон, Монти (22 марта 2018 г.). Райские сады: самые красивые исламские сады в мире . Джон Мюррей Пресс. ISBN 9781473666504 .
- ^ Яэль Хаммерман: Отличительный дизайн садов Бахаи . Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лерман, Йонас Бенцион (1980). Рай земной: сад и двор в исламе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520043634 .
- Вильерс-Стюарт, CM (1913). Сады Великих Моголов . Адам и Чарльз Блэк, Лондон. Интернет-текст истории индийских садов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Райские сады Монти Дона (документальный фильм BBC)