Садоводство в Шотландии

Садоводство в Шотландии , дизайн запланированных пространств, отведенных для демонстрации, выращивания и наслаждения растениями и другими формами природы в Шотландии, началось в средние века .
Сады или дворы вокруг средневековых аббатств, замков и домов были формальными и соответствовали европейской традиции огорода с травами , огорода и фруктового сада . Первые сады в стиле ренессанс в Шотландии были построены для династии Стюартов в их королевских дворцах. Его примеру последовали представители знати и дворянства. С конца шестнадцатого века на ландшафтный дизайн многих усадеб повлияли сады итальянского Возрождения . С этого периода существует множество примеров формальных садов, созданных для дворян, дворян и лордов . Наследие Старого Альянса и начало большого тура означали, что французские стили были особенно важны в Шотландии, хотя и адаптированы к шотландскому климату. В конце семнадцатого века Уильям Брюс поставил Шотландию в авангарде европейского садового дизайна.
В восемнадцатом веке произошла реакция против «абсолютизма» и «папства» французского двора и отказ от расходов на содержание больших формальных садов. Переход к менее формальному ландшафту парковых зон и нерегулярных группировок растений, связанный в Англии с Кэпэбилидж Брауном , в Шотландии доминировал его последователями, Робертом Робинсоном и Томасом Уайтом старшим и младшим. Новые идеи о садоводстве развивались в девятнадцатом веке, в том числе в трудах Хамфри Рептона . В середине девятнадцатого века зародились формальные общественные парки.
В начале двадцатого века шотландские коллекционеры растений продолжали проявлять высокую активность. Садоводство стало основным занятием рабочего и среднего класса в двадцатом веке. Некоторые крупные запланированные сады были созданы в двадцатом веке, в том числе « Яна Гамильтона Финли » Маленькая Спарта и Чарльза Дженкса постмодернистский « Сад космических размышлений» .
Средневековье и Возрождение
[ редактировать ]
Сады как места для посадки растений впервые появились в Шотландии вместе с христианством и монашеством в шестом веке. В монастыре Ионы был такой сад с лекарственными травами и другими растениями, за которым ухаживал ирландский садовник времен Колумбы (521–597). [1] К позднему средневековью сады или дворы вокруг средневековых аббатств, замков и домов были формальными и соответствовали европейской традиции сада с травами , огорода и фруктового сада . [2] Известно, что такие сады присутствовали в монастыре Плюскарден , монастыре Больи и аббатстве Кинлосс и были созданы для епископа Морей в Спайни в середине шестнадцатого века. [3] Сады замков и усадеб часто были окружены оборонительными стенами, а иногда примыкали к охотничьему парку . [2] В городских домах были сады как часть участков для заграждений, которые простирались за домами и часто использовались для выращивания овощей, таких как капуста и фасоль. [4]
Первые сады в стиле ренессанс в Шотландии были построены для династии Стюартов в их королевских дворцах. Французские садовники были наняты Джеймсом IV в замке Стерлинг в 1501 году, где был разбит сад Королевского узла. [2] и во дворце Холируд около 1504 года, где сады, вероятно, были преобразованы из монастырских садов . В 1511 году здесь был создан «Сад королевы». За садами в Стерлинге и Холируде присматривал священник сэр Джон Шарп. [3] Джеймс V снова реконструировал сады Холируда в 1536 году. [2] используя француза Бертрана Галлотра как в Холируде, так и в Стерлинге. В Холируде были улучшены рвы, окружающие сады, и осушены пруды. [3] Археологические находки указывают на то, что здесь были сложные формальные сады. [2] Джон Моррисон стал главным садовником южной стороны дворца в 1546 году и оставался там до 1598 года. [3] Во время личного правления Марии, королевы Шотландии (1561–1567 гг.), особое внимание уделялось травам и овощам. В этот период пруды, возможно, были окончательно осушены, а монастырские территории были засажены деревьями, чтобы образовать фруктовые сады и приятные места для прогулок. [3] Подобный ландшафтный дизайн также можно найти в Фолклендском дворце и дворце Линлитгоу . [2]
Представители знати и дворянства последовали этому примеру: были зарегистрированы сады Хью Роуза из Килравока , построенные в 1536 году, и Ситонс оф Тач в башне Гринноу , вокруг которой были сады и проспекты. Сады Кинлосса были улучшены Уильямом Любаном из Дьеппа после его прибытия в Шотландию в 1540 году, а четыре года спустя он создал сад вокруг нового дворца в Больи. [3]
Ранний модерн
[ редактировать ]Хотя сравнительно немного садов раннего Нового времени сохранилось в неизмененном виде, их можно увидеть на картах Тимоти Понта (ок. 1565–1614) 1590-х годов, на которых изображены аббатства, замки и поместья, окруженные зеленью, земляными валами, фруктовыми садами и дендрариями . [3] С конца шестнадцатого века на ландшафтный дизайн многих усадебных домов повлияли сады итальянского Возрождения . [2] Они рассматривались как убежище от мирских проблем и восхвалялись в поэзии загородных домов , например, в поэзии Уильяма Драммонда из Хоторндена (1585–1649). [5]
С этого периода существует множество примеров формальных садов, созданных для дворян, дворян и лордов . К концу семнадцатого века в Шотландии насчитывался как минимум 141 регулярный сад и огород. [6] Сады замка Абердур были перестроены вместе со зданием регента Джеймса Дугласа, 4-го графа Мортона (ок. 1516–1581 гг.), Возможно, как место для всеобщего обозрения. [7] Обширные сады были разбиты в Пинки-Хаусе Александром Сетоном, 1-м графом Данфермлинским (1555–1622), с лужайками, фонтанами, прудами и вольерами , предназначенными для развлечения гостей. Племянник Данфермлина, Джордж Сетон, 3-й граф Уинтон (1584–1650), посадил сад трав во дворце Сетон в 1620 году. Замок графа Сазерленда в Данробине был окружен фруктовыми садами, травами и цветами. Лучшим сохранившимся садом начала семнадцатого века является сад в замке Эдзелл , где между 1604 и 1610 годами Дэвид Линдсей (1551?–1610) создал ограждение из стен в стиле ренессанс, украшенное скульптурами семи кардинальных добродетелей , семи Гуманитарные науки и семь планетарных божеств , расходы на которые в конечном итоге привели его к банкротству. [5] Переход к огороженным садам, возможно, произошел из-за изменения отношения к запахам: стены помогали усилить аромат трав и цветов, которые там росли. [8]
У Мэри Саттон, графини Хоум, был сад с террасами в Эдинбургском Канонгейте , в Морей-Хаусе 1620-х годов (ныне разрушенный). Она провела инвентаризацию деревьев и дорожек. Посадка, вероятно, отражала другие сады Эдинбурга, но также отвечала ее опыту английских садов и стилю ее кузины Люси Рассел, графини Бедфорд , особенно в Бедфорд-Хаусе . [9] Наследие Старого Альянса [10] и начало большого тура [2] означало, что французские стили были особенно важны в Шотландии, хотя и адаптированы к шотландскому климату. С конца семнадцатого века моделью были сады Версаля с их формальными аллеями, партерами и фонтанами, подчеркивавшими симметрию и порядок. После Славной революции голландское влияние также было значительным, с равномерными посадками и топиариями . [10]

В этот период книги по садоводству с континента и из Англии стали широко доступны, а первая книга по садоводству была опубликована в Шотландии. [2] Это был дом Джона Рида, шотландец Гарднер (1683 г.). Рид работал садовником в замках Ниддри , Гамильтон и Драммонд , а также у Джорджа Маккензи из Роузхо . [11] [12] Книга заимствована из перевода Джона Эвелина (1658 г.) книги Николаса де Боннефона «Французский жардиньер» (1651 г.), адаптировав ее идеи к шотландским условиям. [2]
В конце семнадцатого века Уильям Брюс (ок. 1630–1710) поставил Шотландию в авангарде европейского садового дизайна. Он опустил стены сада, чтобы включить окружающую сельскую местность в панораму. Это позволило сосредоточиться на важных особенностях ландшафта, таких как скала Басс в Балкаски и замок Лох-Левен в Кинроссе. Александр Эдвард (1651–1708) продолжил традицию, заложенную Брюсом, добавив пейзажи в домах, включая дворец Гамильтон и замок Киннэрд в Ангусе. [2] Грандиозные проекты во французской традиции включали переработку Джеймсом Дугласом, 2-м герцогом Куинсберри (1662–1711) террас в замке Драмланриг , которая включила фамильный герб Дугласов в дизайн партеров. Есть также милитаристские земляные работы, предпринятые для фельдмаршала Джона Дэлримпла, 2-го графа Стейра (1679–1747) в замке Кеннеди , Вигтауншир. [2] Дворец графа Мара в Аллоа был величайшим воплощением садов Версальского стиля в Шотландии: он включал каналы, партеры, статуи и декоративные деревья. [10] Общими чертами садов этого периода были сложные солнечные часы , такие как часы, созданные Джоном Милном (ок. 1589–1657) в Холируде (1633 г.) и в аббатстве Ньюбаттл . [13] Королевский ботанический сад Эдинбурга был основан в 1670 году как медицинский сад путем объединения коллекций доктора Роберта Сиббальда и ботаника Эндрю Бальфура в качестве источника лекарств. [2] был основан физический сад В 1703 году в Университете Глазго . [14]
восемнадцатый век
[ редактировать ]
В восемнадцатом веке произошла реакция против «абсолютизма» и «папства» французского двора и отказ от расходов на содержание больших формальных садов. Менее симметричные планировки стали обычным явлением с развитием «естественного» стиля английского сада , который пытался создать виды сельской идиллии. [10] Антиквар Джон Клерк из Пенникуика (1676–1755), одна из ключевых фигур в определении элитного вкуса в Шотландии, восхвалял сад поместья в своем стихотворении «Загородный дом» (1727), построенном на идеях Александра Поупа . (1689–1748) он создал сады в Мависбанке С помощью архитектора Уильяма Адама и Пеникуике, Мидлотиан , которые сочетали формальность с холмистой почвой. [10] Адам установил, что «нужно смириться с подъемом и падением земли и создать величайших красавиц в садах». [2] Работа Адама включала ландшафтный парк и проспект в Йестер-хаусе и Хоптаун-хаусе , где ландшафтный сад напоминал римскую кампанию . [15]
Переход к менее формальному ландшафту парковых зон и нерегулярных группировок посадок, связанный в Англии с Кэпэбилидж Брауном (1716–1783), в Шотландии доминировал его последователями, Робертом Робинсоном и Томасом Уайтом старшим и младшим. С 1770 по 1809 год белые участвовали в планировании более 70 садов поместий в Шотландии, в том числе в замке Гламис и дворце Скоун . Важные публикации включали Джеймса Джастиса книгу «Директор шотландского садовника» (1754 г.), а репутация шотландских садовников в управлении теплицами, горячими стенами и выращивании фруктовых деревьев означала, что они стали пользоваться спросом в Англии. В конце восемнадцатого века началась реакция на английский садовый стиль под влиянием живописного вкуса и распространения оссианского романтизма, который поощрял создание диких садов. Это привело к созданию таких объектов, как Зеркальный зал Оссиана в Эрмитаже Данкельд и Пещера Отшельника у водопада Ахарн , в которых упор делается на сокрытие и неожиданное раскрытие естественного. [2]
На более низких социальных уровнях садоводство для многих земледельцев и сельскохозяйственных рабочих было сосредоточено на небольшой территории возле их дома на Шетландских островах и в меньшей степени на Оркнейских островах . для выращивания капусты, а в низине это был каустный двор , [16] [17] где выращивали зелень, а затем и картофель, которые были важной частью семейного рациона. [18] Первоначально «экзотические» растения, такие как репа, лук, картофель и ревень, использовались исключительно в физических садах, ценились за свою лечебную и пищевую ценность, а затем были приняты высшими классами, но постепенно распространились и в сады простых людей. Этот процесс поощрялся такими фигурами, как Джон Хоуп (1725–1786), который был королевским ботаником в Эдинбурге с 1761 года, а затем королевским профессором ботаники и медицины. [19]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Новые идеи о садоводстве возникли в девятнадцатом веке. Сочинения Хамфри Рептона (1752–1818) оказали большое влияние на возвращение формального сада рядом с главным домом. Его сыновья принимали непосредственное участие в реструктуризации ландшафта в Вэллифилде, Файф . [2] Неприязнь Вальтера Скотта к сносу старых регулярных садов также повлияла на акцент на их сохранении и восстановлении. Его идеи были подхвачены Джоном Клавдием Лаудоном (1783–1843), самым плодовитым писателем века по садоводству в Великобритании, имевшим большое влияние во всем мире. К 1850 году амбициозные формальные сады были воссозданы в замке Драммонд, Данробине и Драмландриге. [2]
Новые растения со всего мира, часто открываемые и собираемые шотландцами, такими как Дэвид Дуглас (1799–1834) и Джон Джеффри (1826–1854), в том числе рододендрон и обезьянье дерево-головоломка , означали, что викторианские и эдвардианские сады характеризовались эклектичное сочетание формального, живописного и садового . К концу века идеи Уильяма Робинсона (1838–1935), Гертруды Джекил (1843–1932) и Фрэнсис Хоуп из Эдинбурга (ум. 1880), выступавших за неформальные цветочные сады, начали доминировать. Они привели к возрождению смешанного цветочного и огородного сада семнадцатого века, как это было осуществлено в замках Келли и замке Эрлшолл в Файфе Робертом Лоримером. [2]
В середине девятнадцатого века зародились формальные общественные парки. Среди дизайнеров был Джозеф Пакстон (1803–1865), который разработал парк Келвингроув и Королевский парк в Глазго, а также общественный парк Дамфирмлайн. Джеймс Уиттон стал директором общественных парков Глазго и сыграл ведущую роль в развитии парков к концу века. [2] Мягкий климат и почвы западной Шотландии способствовали созданию специальных садов растений в Крарае , Ардуэне и Младшем ботаническом саду в Аргайлшире, а также в Инверью , Сазерленда и ботаническом саду Логана в Вигтауншире. [2]
Двадцатый век до наших дней
[ редактировать ]Шотландские коллекционеры растений продолжали проявлять высокую активность в начале двадцатого века. Джордж Форест (1873–1932) в период с 1904 по 1932 год предпринял семь экспедиций в Западный Китай, привезя с собой более 30 000 ботанических образцов. Среди других крупных фигур в этой области были Юэн Кокс (1893–1977) и Джордж Шериф (1898–1967). [2]
Некоторые крупные запланированные сады были созданы в двадцатом веке. Яна Гамильтона Финли Сад Маленькой Спарты (1925–2006) открылся в 1960 году и сочетает в себе пейзаж, скульптуру и конкретную поэзию. [20] Родившийся в Америке Чарльз Дженкс (р. 1939) создал ряд ландшафтных садов и садов скульптур в Шотландии, в том числе постмодернистский Сад космических размышлений недалеко от Дамфришира, начатый в 1988 году, который включает элементы истории космоса в традиционные конструкции. [21]
И Национальный фонд Шотландии , и Сады Шотландии были основаны в 1931 году. Национальный фонд владеет и поддерживает множество крупных садов, особенно тех, которые связаны с дворцами, замками и поместьями. Схема «Сады Шотландии» открывает сады, которые обычно не видны публике, а доходы используются для финансирования благотворительных организаций. [22]
Садоводство стало основным занятием рабочего и среднего класса в двадцатом веке. В межвоенный период предпринимались согласованные попытки побудить мужчин из рабочего класса отказаться от традиционных видов досуга в пользу деятельности в саду, который часто отдавался выращиванию овощей. Сады были преднамеренной частью муниципальных жилищных схем того периода, хотя высокая плотность застройки, используемая в Шотландии, означала, что в модели сад-пригород было меньше условий , чем в Англии. Выделения рассматривались как одно из решений, и к 1939 году в Шотландии их было более 20 000. Именно среди среднего класса в этот период началось развитие домашнего садоводства, чему способствовали садоводческие выставки, открытые сады, статьи в газетах и все более широкое использование особенностей ландшафта. [23]
В послевоенный период увеличилось число людей, владеющих садами. Это привело к увеличению количества информации о садоводстве на радио и телевидении. В 1978 году BBC начала транслировать «Сад Бичгроув» , снятый в Шотландии и ориентированный на владельцев пригородных двухквартирных домов. В двадцатом и двадцать первом веках резко возросло количество книг и журналов по садоводству «сделай сам». [24]
См. также
[ редактировать ]
- Список садов в Шотландии
- Инвентаризация садов и спроектированных ландшафтов в Шотландии
- Садоводство в Австралии
- Садоводство в Новой Зеландии
- Садоводство в Испании
Примечания
[ редактировать ]- ^ Р. Шарп, изд., Жизнь святого Колумбы (Лондон: Penguin, 1995), ISBN 0140444629 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Ф. Джеймисон, «Садоводство и пейзажи» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 258–60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г М. М. Мейкле, Шотландский народ 1490–1625 (Lulu Press, 2014).
- ^ Э. Юэн, «Достопримечательности, запахи и звуки в средневековом городе», в Э. Дж. Коуэне и Л. Хендерсоне, История повседневной жизни в средневековой Шотландии (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748629505 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0748612998 , стр. 210–11.
- ^ К. А. Уотли, Шотландцы и Союз: тогда и сейчас (Эдинбург, издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 2014 г.), ISBN 0748680284 , с. 85.
- ^ А. Блейкуэй, Регентство в Шотландии шестнадцатого века (Boydell & Brewer, 2015), ISBN 1843839806 , с. 151.
- ^ Э. Фойстер, «Сенсорный опыт: запахи, звуки и прикосновение», в Е.А. Фойстере и К.А. Уотли, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, 1600–1800 » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN 0748619658 , с. 222.
- ^ Мэрилин М. Браун и Майкл Пирс, «Сады Морей-хауса, Эдинбург», Garden History , 47:1 (2019), стр. 1-17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2000), ISBN 0719047250 , стр. 135–6.
- ^ Олив М. Геддес, Кухня Лэрда: триста лет еды в Шотландии (HMSO, 1994), стр. 10. 27.
- ^ М. Уиллс, Создание английского садовника (Yale University Press, 2011), ISBN 0300165331 , с. 274.
- ^ Х. Скотт, изд., Шотландия: краткая история культуры (Mainstream, 1993), ISBN 1-85158-581-8 , с. 208.
- ^ Ф. Макдональд, Врачи и хирурги в Глазго, 1599–1858: История Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго, Том 1 (A&C Black, 1999), ISBN 1852851864 , с. 169.
- ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN 0-85263-748-9 , с. 102.
- ^ Р. А. Догсон, «Повседневные структуры, ритмы и пространства шотландской сельской местности», в Е. А. Фойстере и К. А. Уотли, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN 0748619658 , стр. 32, 42 и 57.
- ^ А. Ричи и JNG Ричи, Шотландия: Оксфордский археологический справочник (Оксфорд: Oxford University Press, 1998), ISBN 0192880020 , с. 233.
- ^ С. Ненадич, «Предметы первой необходимости: еда и одежда в долгом восемнадцатом веке», в Е.А. Фойстере и К.А. Уотли, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN 0748619658 , с. 153.
- ^ Ф. Макдональд, Врачи и хирурги в Глазго, 1599–1858: История Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго, Том 1 (A&C Black, 1999), ISBN 1852851864 , с. 201.
- ^ К. Джонсон (31 марта 2006 г.), «Умер Ян Гамильтон Финли, 80 лет, поэт и художник-концептуалист» , The New York Times , заархивировано из оригинала 8 ноября 2014 г.
- ^ У. Вейлахер, В садах: профили современной европейской ландшафтной архитектуры (Вальтер де Грюйтер, 2005), ISBN 3764376627 , с. 22.
- ^ И. МакДугалл, Голоса шотландских журналистов: воспоминания 22 шотландских журналистов об их жизни и работе (Эдинбург: Бирлинн, 2013), ISBN 0857906135 .
- ^ Л. Абрамс и Л. Флеминг, «Повседневная жизнь в шотландском доме», в Л. Абрамсе и К. Г. Брауне, История повседневной жизни в Шотландии двадцатого века (Edinburgh University Press, 2010), ISBN 0748624317 , с. 64.
- ^ С. Сторриер, Домашняя жизнь Шотландии (Tuckwell Press, 2006), ISBN 0859766497 , с. 412.