Jump to content

Садоводство в Шотландии

Джон Рид, The Scots Gard'ner , 1683, первая книга по садоводству, напечатанная в Шотландии.

Садоводство в Шотландии , дизайн запланированных пространств, отведенных для демонстрации, выращивания и наслаждения растениями и другими формами природы в Шотландии, началось в средние века .

Сады или дворы вокруг средневековых аббатств, замков и домов были формальными и соответствовали европейской традиции огорода с травами , огорода и фруктового сада . Первые сады в стиле ренессанс в Шотландии были построены для династии Стюартов в их королевских дворцах. Его примеру последовали представители знати и дворянства. С конца шестнадцатого века на ландшафтный дизайн многих усадеб повлияли сады итальянского Возрождения . С этого периода существует множество примеров формальных садов, созданных для дворян, дворян и лордов . Наследие Старого Альянса и начало большого тура означали, что французские стили были особенно важны в Шотландии, хотя и адаптированы к шотландскому климату. В конце семнадцатого века Уильям Брюс поставил Шотландию в авангарде европейского садового дизайна.

В восемнадцатом веке произошла реакция против «абсолютизма» и «папства» французского двора и отказ от расходов на содержание больших формальных садов. Переход к менее формальному ландшафту парковых зон и нерегулярных группировок растений, связанный в Англии с Кэпэбилидж Брауном , в Шотландии доминировал его последователями, Робертом Робинсоном и Томасом Уайтом старшим и младшим. Новые идеи о садоводстве развивались в девятнадцатом веке, в том числе в трудах Хамфри Рептона . В середине девятнадцатого века зародились формальные общественные парки.

В начале двадцатого века шотландские коллекционеры растений продолжали проявлять высокую активность. Садоводство стало основным занятием рабочего и среднего класса в двадцатом веке. Некоторые крупные запланированные сады были созданы в двадцатом веке, в том числе « Яна Гамильтона Финли » Маленькая Спарта и Чарльза Дженкса постмодернистский « Сад космических размышлений» .

Средневековье и Возрождение

[ редактировать ]
Сад «Королевский узел» под замком Стерлинг

Сады как места для посадки растений впервые появились в Шотландии вместе с христианством и монашеством в шестом веке. В монастыре Ионы был такой сад с лекарственными травами и другими растениями, за которым ухаживал ирландский садовник времен Колумбы (521–597). [1] К позднему средневековью сады или дворы вокруг средневековых аббатств, замков и домов были формальными и соответствовали европейской традиции сада с травами , огорода и фруктового сада . [2] Известно, что такие сады присутствовали в монастыре Плюскарден , монастыре Больи и аббатстве Кинлосс и были созданы для епископа Морей в Спайни в середине шестнадцатого века. [3] Сады замков и усадеб часто были окружены оборонительными стенами, а иногда примыкали к охотничьему парку . [2] В городских домах были сады как часть участков для заграждений, которые простирались за домами и часто использовались для выращивания овощей, таких как капуста и фасоль. [4]

Первые сады в стиле ренессанс в Шотландии были построены для династии Стюартов в их королевских дворцах. Французские садовники были наняты Джеймсом IV в замке Стерлинг в 1501 году, где был разбит сад Королевского узла. [2] и во дворце Холируд около 1504 года, где сады, вероятно, были преобразованы из монастырских садов . В 1511 году здесь был создан «Сад королевы». За садами в Стерлинге и Холируде присматривал священник сэр Джон Шарп. [3] Джеймс V снова реконструировал сады Холируда в 1536 году. [2] используя француза Бертрана Галлотра как в Холируде, так и в Стерлинге. В Холируде были улучшены рвы, окружающие сады, и осушены пруды. [3] Археологические находки указывают на то, что здесь были сложные формальные сады. [2] Джон Моррисон стал главным садовником южной стороны дворца в 1546 году и оставался там до 1598 года. [3] Во время личного правления Марии, королевы Шотландии (1561–1567 гг.), особое внимание уделялось травам и овощам. В этот период пруды, возможно, были окончательно осушены, а монастырские территории были засажены деревьями, чтобы образовать фруктовые сады и приятные места для прогулок. [3] Подобный ландшафтный дизайн также можно найти в Фолклендском дворце и дворце Линлитгоу . [2]

Представители знати и дворянства последовали этому примеру: были зарегистрированы сады Хью Роуза из Килравока , построенные в 1536 году, и Ситонс оф Тач в башне Гринноу , вокруг которой были сады и проспекты. Сады Кинлосса были улучшены Уильямом Любаном из Дьеппа после его прибытия в Шотландию в 1540 году, а четыре года спустя он создал сад вокруг нового дворца в Больи. [3]

Ранний модерн

[ редактировать ]
Восстановленный формальный сад, обнесенный стеной, в замке Эдцелль.

Хотя сравнительно немного садов раннего Нового времени сохранилось в неизмененном виде, их можно увидеть на картах Тимоти Понта (ок. 1565–1614) 1590-х годов, на которых изображены аббатства, замки и поместья, окруженные зеленью, земляными валами, фруктовыми садами и дендрариями . [3] С конца шестнадцатого века на ландшафтный дизайн многих усадебных домов повлияли сады итальянского Возрождения . [2] Они рассматривались как убежище от мирских проблем и восхвалялись в поэзии загородных домов , например, в поэзии Уильяма Драммонда из Хоторндена (1585–1649). [5]

С этого периода существует множество примеров формальных садов, созданных для дворян, дворян и лордов . К концу семнадцатого века в Шотландии насчитывался как минимум 141 регулярный сад и огород. [6] Сады замка Абердур были перестроены вместе со зданием регента Джеймса Дугласа, 4-го графа Мортона (ок. 1516–1581 гг.), Возможно, как место для всеобщего обозрения. [7] Обширные сады были разбиты в Пинки-Хаусе Александром Сетоном, 1-м графом Данфермлинским (1555–1622), с лужайками, фонтанами, прудами и вольерами , предназначенными для развлечения гостей. Племянник Данфермлина, Джордж Сетон, 3-й граф Уинтон (1584–1650), посадил сад трав во дворце Сетон в 1620 году. Замок графа Сазерленда в Данробине был окружен фруктовыми садами, травами и цветами. Лучшим сохранившимся садом начала семнадцатого века является сад в замке Эдзелл , где между 1604 и 1610 годами Дэвид Линдсей (1551?–1610) создал ограждение из стен в стиле ренессанс, украшенное скульптурами семи кардинальных добродетелей , семи Гуманитарные науки и семь планетарных божеств , расходы на которые в конечном итоге привели его к банкротству. [5] Переход к огороженным садам, возможно, произошел из-за изменения отношения к запахам: стены помогали усилить аромат трав и цветов, которые там росли. [8]

У Мэри Саттон, графини Хоум, был сад с террасами в Эдинбургском Канонгейте , в Морей-Хаусе 1620-х годов (ныне разрушенный). Она провела инвентаризацию деревьев и дорожек. Посадка, вероятно, отражала другие сады Эдинбурга, но также отвечала ее опыту английских садов и стилю ее кузины Люси Рассел, графини Бедфорд , особенно в Бедфорд-Хаусе . [9] Наследие Старого Альянса [10] и начало большого тура [2] означало, что французские стили были особенно важны в Шотландии, хотя и адаптированы к шотландскому климату. С конца семнадцатого века моделью были сады Версаля с их формальными аллеями, партерами и фонтанами, подчеркивавшими симметрию и порядок. После Славной революции голландское влияние также было значительным, с равномерными посадками и топиариями . [10]

Портрет Уильяма Брюса работы Джона Майкла Райта , ок. 1664 г.

В этот период книги по садоводству с континента и из Англии стали широко доступны, а первая книга по садоводству была опубликована в Шотландии. [2] Это был дом Джона Рида, шотландец Гарднер (1683 г.). Рид работал садовником в замках Ниддри , Гамильтон и Драммонд , а также у Джорджа Маккензи из Роузхо . [11] [12] Книга заимствована из перевода Джона Эвелина (1658 г.) книги Николаса де Боннефона «Французский жардиньер» (1651 г.), адаптировав ее идеи к шотландским условиям. [2]

В конце семнадцатого века Уильям Брюс (ок. 1630–1710) поставил Шотландию в авангарде европейского садового дизайна. Он опустил стены сада, чтобы включить окружающую сельскую местность в панораму. Это позволило сосредоточиться на важных особенностях ландшафта, таких как скала Басс в Балкаски и замок Лох-Левен в Кинроссе. Александр Эдвард (1651–1708) продолжил традицию, заложенную Брюсом, добавив пейзажи в домах, включая дворец Гамильтон и замок Киннэрд в Ангусе. [2] Грандиозные проекты во французской традиции включали переработку Джеймсом Дугласом, 2-м герцогом Куинсберри (1662–1711) террас в замке Драмланриг , которая включила фамильный герб Дугласов в дизайн партеров. Есть также милитаристские земляные работы, предпринятые для фельдмаршала Джона Дэлримпла, 2-го графа Стейра (1679–1747) в замке Кеннеди , Вигтауншир. [2] Дворец графа Мара в Аллоа был величайшим воплощением садов Версальского стиля в Шотландии: он включал каналы, партеры, статуи и декоративные деревья. [10] Общими чертами садов этого периода были сложные солнечные часы , такие как часы, созданные Джоном Милном (ок. 1589–1657) в Холируде (1633 г.) и в аббатстве Ньюбаттл . [13] Королевский ботанический сад Эдинбурга был основан в 1670 году как медицинский сад путем объединения коллекций доктора Роберта Сиббальда и ботаника Эндрю Бальфура в качестве источника лекарств. [2] был основан физический сад В 1703 году в Университете Глазго . [14]

восемнадцатый век

[ редактировать ]
Замок Теймут, написанный в 1733 году Джеймсом Нори, изображающий Уильяма Адама . улучшения дома и сада

В восемнадцатом веке произошла реакция против «абсолютизма» и «папства» французского двора и отказ от расходов на содержание больших формальных садов. Менее симметричные планировки стали обычным явлением с развитием «естественного» стиля английского сада , который пытался создать виды сельской идиллии. [10] Антиквар Джон Клерк из Пенникуика (1676–1755), одна из ключевых фигур в определении элитного вкуса в Шотландии, восхвалял сад поместья в своем стихотворении «Загородный дом» (1727), построенном на идеях Александра Поупа . (1689–1748) он создал сады в Мависбанке С помощью архитектора Уильяма Адама и Пеникуике, Мидлотиан , которые сочетали формальность с холмистой почвой. [10] Адам установил, что «нужно смириться с подъемом и падением земли и создать величайших красавиц в садах». [2] Работа Адама включала ландшафтный парк и проспект в Йестер-хаусе и Хоптаун-хаусе , где ландшафтный сад напоминал римскую кампанию . [15]

Переход к менее формальному ландшафту парковых зон и нерегулярных группировок посадок, связанный в Англии с Кэпэбилидж Брауном (1716–1783), в Шотландии доминировал его последователями, Робертом Робинсоном и Томасом Уайтом старшим и младшим. С 1770 по 1809 год белые участвовали в планировании более 70 садов поместий в Шотландии, в том числе в замке Гламис и дворце Скоун . Важные публикации включали Джеймса Джастиса книгу «Директор шотландского садовника» (1754 г.), а репутация шотландских садовников в управлении теплицами, горячими стенами и выращивании фруктовых деревьев означала, что они стали пользоваться спросом в Англии. В конце восемнадцатого века началась реакция на английский садовый стиль под влиянием живописного вкуса и распространения оссианского романтизма, который поощрял создание диких садов. Это привело к созданию таких объектов, как Зеркальный зал Оссиана в Эрмитаже Данкельд и Пещера Отшельника у водопада Ахарн , в которых упор делается на сокрытие и неожиданное раскрытие естественного. [2]

На более низких социальных уровнях садоводство для многих земледельцев и сельскохозяйственных рабочих было сосредоточено на небольшой территории возле их дома на Шетландских островах и в меньшей степени на Оркнейских островах . для выращивания капусты, а в низине это был каустный двор , [16] [17] где выращивали зелень, а затем и картофель, которые были важной частью семейного рациона. [18] Первоначально «экзотические» растения, такие как репа, лук, картофель и ревень, использовались исключительно в физических садах, ценились за свою лечебную и пищевую ценность, а затем были приняты высшими классами, но постепенно распространились и в сады простых людей. Этот процесс поощрялся такими фигурами, как Джон Хоуп (1725–1786), который был королевским ботаником в Эдинбурге с 1761 года, а затем королевским профессором ботаники и медицины. [19]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
Келли Сады замка

Новые идеи о садоводстве возникли в девятнадцатом веке. Сочинения Хамфри Рептона (1752–1818) оказали большое влияние на возвращение формального сада рядом с главным домом. Его сыновья принимали непосредственное участие в реструктуризации ландшафта в Вэллифилде, Файф . [2] Неприязнь Вальтера Скотта к сносу старых регулярных садов также повлияла на акцент на их сохранении и восстановлении. Его идеи были подхвачены Джоном Клавдием Лаудоном (1783–1843), самым плодовитым писателем века по садоводству в Великобритании, имевшим большое влияние во всем мире. К 1850 году амбициозные формальные сады были воссозданы в замке Драммонд, Данробине и Драмландриге. [2]

Новые растения со всего мира, часто открываемые и собираемые шотландцами, такими как Дэвид Дуглас (1799–1834) и Джон Джеффри (1826–1854), в том числе рододендрон и обезьянье дерево-головоломка , означали, что викторианские и эдвардианские сады характеризовались эклектичное сочетание формального, живописного и садового . К концу века идеи Уильяма Робинсона (1838–1935), Гертруды Джекил (1843–1932) и Фрэнсис Хоуп из Эдинбурга (ум. 1880), выступавших за неформальные цветочные сады, начали доминировать. Они привели к возрождению смешанного цветочного и огородного сада семнадцатого века, как это было осуществлено в замках Келли и замке Эрлшолл в Файфе Робертом Лоримером. [2]

В середине девятнадцатого века зародились формальные общественные парки. Среди дизайнеров был Джозеф Пакстон (1803–1865), который разработал парк Келвингроув и Королевский парк в Глазго, а также общественный парк Дамфирмлайн. Джеймс Уиттон стал директором общественных парков Глазго и сыграл ведущую роль в развитии парков к концу века. [2] Мягкий климат и почвы западной Шотландии способствовали созданию специальных садов растений в Крарае , Ардуэне и Младшем ботаническом саду в Аргайлшире, а также в Инверью , Сазерленда и ботаническом саду Логана в Вигтауншире. [2]

Двадцатый век до наших дней

[ редактировать ]

Шотландские коллекционеры растений продолжали проявлять высокую активность в начале двадцатого века. Джордж Форест (1873–1932) в период с 1904 по 1932 год предпринял семь экспедиций в Западный Китай, привезя с собой более 30 000 ботанических образцов. Среди других крупных фигур в этой области были Юэн Кокс (1893–1977) и Джордж Шериф (1898–1967). [2]

Дженкса Чарльза Сад космических размышлений

Некоторые крупные запланированные сады были созданы в двадцатом веке. Яна Гамильтона Финли Сад Маленькой Спарты (1925–2006) открылся в 1960 году и сочетает в себе пейзаж, скульптуру и конкретную поэзию. [20] Родившийся в Америке Чарльз Дженкс (р. 1939) создал ряд ландшафтных садов и садов скульптур в Шотландии, в том числе постмодернистский Сад космических размышлений недалеко от Дамфришира, начатый в 1988 году, который включает элементы истории космоса в традиционные конструкции. [21]

И Национальный фонд Шотландии , и Сады Шотландии были основаны в 1931 году. Национальный фонд владеет и поддерживает множество крупных садов, особенно тех, которые связаны с дворцами, замками и поместьями. Схема «Сады Шотландии» открывает сады, которые обычно не видны публике, а доходы используются для финансирования благотворительных организаций. [22]

Садоводство стало основным занятием рабочего и среднего класса в двадцатом веке. В межвоенный период предпринимались согласованные попытки побудить мужчин из рабочего класса отказаться от традиционных видов досуга в пользу деятельности в саду, который часто отдавался выращиванию овощей. Сады были преднамеренной частью муниципальных жилищных схем того периода, хотя высокая плотность застройки, используемая в Шотландии, означала, что в модели сад-пригород было меньше условий , чем в Англии. Выделения рассматривались как одно из решений, и к 1939 году в Шотландии их было более 20 000. Именно среди среднего класса в этот период началось развитие домашнего садоводства, чему способствовали садоводческие выставки, открытые сады, статьи в газетах и ​​все более широкое использование особенностей ландшафта. [23]

В послевоенный период увеличилось число людей, владеющих садами. Это привело к увеличению количества информации о садоводстве на радио и телевидении. В 1978 году BBC начала транслировать «Сад Бичгроув» , снятый в Шотландии и ориентированный на владельцев пригородных двухквартирных домов. В двадцатом и двадцать первом веках резко возросло количество книг и журналов по садоводству «сделай сам». [24]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Р. Шарп, изд., Жизнь святого Колумбы (Лондон: Penguin, 1995), ISBN   0140444629 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Ф. Джеймисон, «Садоводство и пейзажи» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 258–60.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г М. М. Мейкле, Шотландский народ 1490–1625 (Lulu Press, 2014).
  4. ^ Э. Юэн, «Достопримечательности, запахи и звуки в средневековом городе», в Э. Дж. Коуэне и Л. Хендерсоне, История повседневной жизни в средневековой Шотландии (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN   0748629505 , с. 114.
  5. ^ Перейти обратно: а б К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN   0748612998 , стр. 210–11.
  6. ^ К. А. Уотли, Шотландцы и Союз: тогда и сейчас (Эдинбург, издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 2014 г.), ISBN   0748680284 , с. 85.
  7. ^ А. Блейкуэй, Регентство в Шотландии шестнадцатого века (Boydell & Brewer, 2015), ISBN   1843839806 , с. 151.
  8. ^ Э. Фойстер, «Сенсорный опыт: запахи, звуки и прикосновение», в Е.А. Фойстере и К.А. Уотли, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, 1600–1800 » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748619658 , с. 222.
  9. ^ Мэрилин М. Браун и Майкл Пирс, «Сады Морей-хауса, Эдинбург», Garden History , 47:1 (2019), стр. 1-17.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2000), ISBN   0719047250 , стр. 135–6.
  11. ^ Олив М. Геддес, Кухня Лэрда: триста лет еды в Шотландии (HMSO, 1994), стр. 10. 27.
  12. ^ М. Уиллс, Создание английского садовника (Yale University Press, 2011), ISBN   0300165331 , с. 274.
  13. ^ Х. Скотт, изд., Шотландия: краткая история культуры (Mainstream, 1993), ISBN   1-85158-581-8 , с. 208.
  14. ^ Ф. Макдональд, Врачи и хирурги в Глазго, 1599–1858: История Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго, Том 1 (A&C Black, 1999), ISBN   1852851864 , с. 169.
  15. ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN   0-85263-748-9 , с. 102.
  16. ^ Р. А. Догсон, «Повседневные структуры, ритмы и пространства шотландской сельской местности», в Е. А. Фойстере и К. А. Уотли, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748619658 , стр. 32, 42 и 57.
  17. ^ А. Ричи и JNG Ричи, Шотландия: Оксфордский археологический справочник (Оксфорд: Oxford University Press, 1998), ISBN   0192880020 , с. 233.
  18. ^ С. Ненадич, «Предметы первой необходимости: еда и одежда в долгом восемнадцатом веке», в Е.А. Фойстере и К.А. Уотли, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748619658 , с. 153.
  19. ^ Ф. Макдональд, Врачи и хирурги в Глазго, 1599–1858: История Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго, Том 1 (A&C Black, 1999), ISBN   1852851864 , с. 201.
  20. ^ К. Джонсон (31 марта 2006 г.), «Умер Ян Гамильтон Финли, 80 лет, поэт и художник-концептуалист» , The New York Times , заархивировано из оригинала 8 ноября 2014 г.
  21. ^ У. Вейлахер, В садах: профили современной европейской ландшафтной архитектуры (Вальтер де Грюйтер, 2005), ISBN   3764376627 , с. 22.
  22. ^ И. МакДугалл, Голоса шотландских журналистов: воспоминания 22 шотландских журналистов об их жизни и работе (Эдинбург: Бирлинн, 2013), ISBN   0857906135 .
  23. ^ Л. Абрамс и Л. Флеминг, «Повседневная жизнь в шотландском доме», в Л. Абрамсе и К. Г. Брауне, История повседневной жизни в Шотландии двадцатого века (Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748624317 , с. 64.
  24. ^ С. Сторриер, Домашняя жизнь Шотландии (Tuckwell Press, 2006), ISBN   0859766497 , с. 412.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4176b4409f324f4b1d99cb7115d82e09__1721952540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/09/4176b4409f324f4b1d99cb7115d82e09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gardening in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)