Средневековый сад


Средневековые сады в Европе были широко распространены, но наши очень неполные знания о них больше подходят представителям элиты, чем простым людям, которые, вероятно, в основном выращивали растения для еды и лекарств. Ассортимент доступных декоративных растений был гораздо уже, чем в более поздние периоды. Термин «сад» относится к «саду» или ограждению, необходимому вокруг участков, которые ценятся за свое содержание или конфиденциальность. Каждое раннее руководство по садоводству начинается с советов о том, как организовать защиту с помощью воды, живой изгороди или стены; элиты хотели иметь огороженные сады . К навыкам, необходимым садовникам, которым, как правило, платили больше, чем другим работникам физического труда, относились навыки обслуживающего виноградника, фруктовщика, садовника трав или мастера беседок. [1]
Культуры, поселившиеся в Римской империи к северу от Альп в эпоху миграций, по-видимому, не имели особых традиций садоводства, но, вероятно, существовала некоторая преемственность с утонченным римским садоводством к югу от Альп и у романизированных популяций, таких как галло- Римские территории на юге Франции . В этом контексте важное значение имели монастырские сады , особенно в раннем средневековье . [2] но здесь не рассматриваются.
Сады средневековья, рассматриваемые ниже, также исключают исламские садовые традиции халифата Омейядов , который к 714 году завоевал весь Пиренейский полуостров, за исключением северного побережья, и последующего халифата Кордовы . Сама Кордова занимала видное место в Золотой век ислама , а христианская Европа во многом была обязана науке, медицине и ботанике обменам в мирное время. Мусульманское правление в Испании не было полностью прекращено до 1492 года. [3] Сицилия не было основано Нормандское тоже находилась под контролем арабов, пока в 1071 году на Сицилии графство .
Христианский мир включал в себя большую часть территории Европы с ее многочисленными языками и культурами, однако авторитет Папы, многонациональная организация религиозных домов и династические связи между многими правящими домами связывали его вместе, несмотря на частые ссоры. , так что культура садов в тот период была широко распространенной традицией. За последнее столетие предпринимались многочисленные попытки воссоздать их. [4] но «ни один средневековый сад не сохранился ни в чем отдаленно похожем на первоначальную форму». [5] Естественно, климатические различия между северными частями Европы и Средиземноморьем диктовали множество различий. [6] но, по крайней мере, с 10-го века до примерно 1300 года в Европе наблюдался средневековый теплый период , который помог некоторым нежным растениям в северных районах. [7]
Формы доказательств
[ редактировать ]Знания о средневековых садах затруднены редкостью физических и археологических находок; [8] [9] также из-за нехватки надежных визуальных доказательств. То, что существует, в основном основано на миниатюрах в иллюминированных рукописях , написанных немногим ранее пятнадцатого века. [10] Большинство из них предназначались для иллюстрации раздела календаря святых в роскошных псалтырях и часословах , в которых каждому месяцу часто давалась страница, иллюстрированная напротив миниатюрами, показывающими труды месяцев , в основном сельскохозяйственную деятельность, которая доминировала в средневековой экономике. но иногда и садоводство. [11] Они носили причудливый характер, хотя иногда и с примесью реализма. Количество и уровень детализации миниатюр, связанных с садоводством, особенно из Фландрии, резко возросли примерно с 1475 года, пока традиция окончательно не прекратила свое существование примерно в 1530-х годах. Это выходит за рамки обычного определения Средневековья . [12] но новые идеи и растения Возрождения к тому времени едва достигли северных центров просвещения. [13]
Изображения Девы Марии в ее hortus conclusus («огороженном саду») и «саде любви», популярном сюжете на гравюрах XV века мастера Э.С. (ок. 1468 г.) и других, явно расположены в садах. [14] Благовещение лоджии все чаще происходит в саду или рядом с ним, часто с Марией в и архангелом Гавриилом в саду снаружи. [15] Другие библейские сюжеты, часто изображаемые в саду, — это Сусанна и старцы . [16] и Вирсавия в ванне . [17]
Монастырские и дворцовые записи о европейских садах раннего средневековья позволяют предположить, что они в основном предназначались для выращивания кулинарных или лекарственных трав. Идея сада удовольствий практически не существовала до высокого средневековья , а когда это произошло, они были предназначены для обеспечения отдыха и удовольствия чувств. К периоду раннего Возрождения акцент сместился с отдыха на показ. [18] Сложное садоводство уже существовало в итальянском саду эпохи Возрождения и садах французского Возрождения, особенно при переходе от позднего средневековья к эпохе Возрождения. В Англии новая династия Тюдоров после 1485 года принесла стиль под влиянием Бургундии и Франции, но вскоре в его узловых садах появились отличительные элементы и вырезанные геральдические звери на шестах. Примерно до 1540 года этот стиль был ограничен королевскими садами и садами небольшого придворного круга. [19]

Между тем, на более низких социальных уровнях на сессиях английских графств фиксировалась покупка земель в собственность XII века посредством земельного штрафа, а сады числились рядом с сообщениями, а также пахотными и лесными угодьями, подтверждая, что сады предназначались не только для богатых людей. Статусные заведения, но все чаще становились обычным дополнением к заведениям настоятеля, оруженосца и фермера, внося свой вклад в средневековую диету. [20] Одно исследование показывает, что почти в каждом коттедже был сад, каким бы маленьким он ни был, но большая часть садовой продукции предназначалась для потребления, а не для продажи, поэтому сады нечасто фигурируют в бухгалтерских книгах. [21]

Некоторые из наиболее популярных средневековых стихотворений также выпускались в иллюстрированной форме, а когда появились печатные книги, они иногда включали печатные иллюстрации. Они больше не помогают визуализировать средневековые сады по тем же причинам, что и религиозные образы, поскольку поэзия, как правило, представляла собой аллегорический роман с видениями земного рая и пропагандировала кодекс рыцарской чести, включая куртуазную любовь . [22]
Самым известным и устойчивым стихотворением, в котором множество отрывков происходит в садах, является « Роман о Розе» , написанный около 1240 года во Франции Гийомом де Лоррисом и продолженный Жаном де Мёном поколением позже. [23] Другая французская поэма тринадцатого века, « Лай об Уазле» , была пересказана Джоном Лидгейтом как «Шурль и птица» . Несколько позже среди английских поэтов был Джон Скелтон, сочинивший около 1495 года «Лавровую гирлянду» , впервые напечатанную в 1523 году. [24] и жених палаты Стивен Хоуз, чье «Развлечение удовольствия» (завершено в 1506 году) включает описание сада, вероятно, насколько оно соответствует реальности, на основе сада в Ричмондском дворце . [25]
Эти образы и поэтика могут оказать лишь ограниченную помощь в визуализации средневековых садов, но миниатюры иллюстрируют их конструкцию и флористическое содержание, в то время как стихотворения дают для них английские термины, минуя латинизированные версии, встречающиеся в более ранних отчетах. В 15 веке изображения растений на краях иллюминированных рукописей становились все более тщательными и точными, кульминацией которых стало появление более 200 растений, показанных в очень роскошной книге « Grandes Heures d'Anne de Bretagne» около 1508 года, многие из которых снабжены подписями и включают первую встречу в Европе некоторых видов, в том числе американских. [26] Это одна из последних великих иллюстрированных рукописей, которая также знаменует собой конец эпохи ограниченного выбора растений, доступных садовникам. По словам Пенелопы Хобхаус , в столетии после 1540-х годов «в Европу проникло в двадцать раз больше [новых видов] растений, чем в предыдущие две тысячи». [27]
Замковые сады
[ редактировать ]
Многие иллюминированные рукописи изображают сады с прямоугольными клумбами, достаточно маленькими, чтобы их можно было обрабатывать с боковых дорожек, в доступных местах внутри стен замка или дворца и предназначенными для отборных растений. Они были временными, поскольку ежегодно весной переделывались. Обычно они кажутся приподнятыми над окружающей поверхностью на несколько дюймов. Те растения, которые предстояло использовать повторно, выращивали в вазонах и осенью вывозили в безопасное место. В их число входили дрессированные лавровые деревья , а с пятнадцатого века — нежные левкои (известные сегодня как гвоздики ). [28] В большинстве средневековых замков и дворцов были сады; [8] часто небольшие садики располагались под спальнями хозяина. [29] В Англии мы видим садовника во дворце Хаверинг в Эссексе, занимающего наследственную должность в начале двенадцатого века. [30] Сад во дворце Вудсток содержался в качестве поместного обязательства, для ухода за ним была прикреплена земля поблизости. [31]
Окружающим весь огороженный сад может быть простая живая изгородь, и в этом случае она, вероятно, будет состоять из плесневелого боярышника , перевитого ежевикой и шиповником . Более декоративная версия может иметь эглантин (сладкий шиповник). [32]
Если бы на огороженной территории были возделанные грядки, они, вероятно, были бы защищены столбами и перилами с решетчатым заполнением. Скорее всего, в нем будут переплетены белые и красные розы. На грядках росли травы для горшков и для лекарств. Это также могли быть однолетние растения , которым еще не было приписано никакого применения, но которые ценились за свою красоту. Однако некоторые из более традиционных цветов, такие как лилия (луковица) и пион (многолетник), больше восхищались травами, растущими сквозь траву. [33]
Цветы использовались для украшения алтаря и церкви. [34] и ряд весенних и летних праздников были связаны с цветами, которые, вероятно, распускались в это время, которые также можно было носить или украшать дверные проемы. Без сомнения, многие из них, например, ветки боярышника , были взяты из дикой природы. [35]
Цикл возделывания сада был таким же, как и в сельском хозяйстве: однолетние травы сеяли в марте или апреле, а собирали осенью. Зимой сад перекапывали и удобряли, а затем каждую весну сад переделывали. [36] Отсюда аллеи и опушки были ежегодными. Обрезанные и подстриженные вечнозеленые деревья или кустарники, часто заливные , а иногда и привитые в форме эстрады, можно было выращивать в Северной Европе в горшках и окунать во время переустройства сада, а осенью выращивать и уносить в помещение, подальше от сада. холод. [37]
Записи о королевских садовниках Вестминстерского дворца начинаются в 1262 году, но заканчиваются тендером на Королевскую лозу в 1366 году. [38] Виноградный сад примыкал к сохранившейся Драгоценной башне, построенной в 1365 году в юго-западном углу дворцовой территории. [39] Такие сады будут декоративными, сочетая в себе приятные аллеи через тоннели с плодородными виноградными лозами над головой. Возможно, обилие миниатюр, изображающих подобные сцены, создает впечатление, что средневековые сады волей-неволей были жестко стеснены, но важно помнить, что hortus conclusus не был пределом развлекательной деятельности, особенно для мужчин. [8] Часто увеселительные сады (обсуждаемые ниже) образовывали отдельное пространство, огороженное стеной, забором или живой изгородью в нескольких минутах ходьбы от самого оживленного и плотно застроенного замка. Это могут быть большие территории, включая лес, бассейны и другие объекты, например вольеры. [40]
Парки
[ редактировать ]
Раннесредневековый стиль охоты заключался в неограниченной свободной охоте в лесу, хотя эта привилегия была доступна только монарху и его последователям. С одиннадцатого века стали возникать парки, обнесенные живой изгородью, частоколом или стеной, предназначенной для защиты дичи от браконьеров. Более крупные могут занимать многие сотни гектаров . Хотя парки обычно считаются охотничьими заповедниками, они служили более широким рекреационным целям и могли иметь зверинцы и места для уединения со своими травниками; лучший пример Англии, Вудсток, имел все это к 13 веку. [42] Генрих I из Англии считал Вудстокский дворец «любимым местом своего уединения и уединения», и с 1113 года он обнес каменной стеной большой парк, в котором обитало множество экзотических животных. [43] Гораций Уолпол описал большие английские средневековые парки как «суженные леса и обширные сады». [44]
построил в Палермо Около 1150 года нормандский король Сицилии Роджер II обширный парк, окруженный каменной стеной, с рядом павильонов или дворцов, обслуживаемых водой по подземным каналам, а затем перетекающей из одного бассейна в другой. На дизайн большое влияние оказала исламская архитектура, здесь были апельсиновые деревья и павлины. [45] К 1166 году, хотя и в гораздо меньших масштабах, Генрих II Английский создал серию из трех бассейнов под источником недалеко от дворца Вудсток, к которым были пристроены монастыри и другие здания. [43]

Роберт II, граф Артуа парк площадью 800 гектаров. , имевший прочные связи с Сицилией, с 1288 года пристроил к своему замку в Эздене Он приобрел множество декоративных особенностей. В «маленьком Паради» под стенами росли ивы, виноградные лозы, розы и лилии. Там были яблоневые, вишневые, сливовые и грушевые сады, а чуть поодаль — зверинец. Самой продуманной зоной была дальняя часть с бассейнами и большим павильоном. Мост к нему был уставлен марионетками обезьян, покрытыми барсучьей шкурой, имелись беседки, хижина, которая могла поворачиваться, чтобы избежать ветра, розарий и водоструйные устройства. Хесден оставался знаменитым на протяжении двух с половиной столетий. [47]

В своей книге о земледелии «Liber Ruralium Commodorum», написанной около 1300 года, Пьетро де Крещенци рассматривал большие сады как небольшие парки с «фонтаном, текущим по всем его частям и местам», вольерами и множеством оленей, косулей, зайцев и кроликов. Он посоветовал использовать лес в качестве убежища к северу от дома и открытый луг (известный по-английски как «лужайка») к югу, чтобы животных можно было увидеть из окон дворца. В этом духе Галеаццо Висконти II , сеньор Милана , с 1360-х годов окружил парк Висконти, примыкающий к его замку в Павии . Его 2200 гектаров были отведены под развлечения, включая турниры, пикники, охоту и скачки. [49]
Часто искали убежища от стрессов придворной жизни. В Шинском дворце недалеко от Лондона Ричард II из Англии основал один на острове в Темзе в конце четырнадцатого века. Как Эверсвелл раньше и Кенилворт Плезанс после, он стоял в ряду убежищ от давления придворной жизни. [50] Полвека спустя Хамфри, герцог Глостерский и брат Генриха V, перестроил усадьбу в Гринвиче , на Темзе ниже по течению от Лондона, и окружил парк площадью 188 акров. Он переименовал его в «Поместье Белла Корт» (позже Дворец Плацентии ) из-за его восхитительного расположения. [51]
в Олений парк Британии был тщательно изучен, и стало ясно, что он многоцелевой. Некоторые из самых маленьких по сути служили местами для отдыха, а сады можно было пристраивать к домикам в парковой зоне. Так называемые «маленькие парки» часто располагались недалеко от замка или под его стенами. Судя по всему, они сохранили или создали соответствующие условия и предоставили места для развлечений. Примерами могут служить внутренний парк Кларендонского дворца , построенный к 1265 году, и Маленький парк в Виндзоре 1360 года. Парки и маленькие парки, возможно, были украшены, но их нельзя рассматривать как «спроектированные» в современном смысле. [52]
Травяники и беседки
[ редактировать ]Обычным названием сада для развлечений было виридарий (зеленое место), хотя иногда использовалось виретум (зеленая лужайка). Английским эквивалентом было «herber» («гербарий» на собачьей латыни ), покрытый газоном, а не эквивалент «сада с травами». Во Франции эта форма сада была известна с середины двенадцатого века, хотя она разделяла свое название с плодородным фруктовым садом «вержье» и проиллюстрирована на многочисленных средневековых миниатюрах. [53]

В Виридарии росли деревья, но ее следует отличать от фруктовых садов (pomerium, vergier), где упор делался на производство, а не на удовольствие. Тем не менее зрелище цветения вишни и груш массово ценилось. Виридарий мог вписаться в какое-то архитектурное сооружение, но никто не ожидал, что он будет идеальной геометрической фигурой – этот императив возник в конце пятнадцатого века в Италии. [54]
за большие деньги изготавливали травника в 1195/96 году в Верхнем приходе Виндзорского замка . [55] Еще более сложными были сады развлечений, а также зверинцы и модельные фермы, созданные в ряде замков в Апулии на юге Италии в 1230-х и 1240-х годах, построенных Фридрихом II, императором Священной Римской империи и внуком Рожера II Сицилийского . [56]
Генрих III Англии приказал построить травник вокруг прудов в Эверсвелле в Вудстоке в 1239 году. В 1251 году он должен был построить две хорошие высокие стены вокруг сада королевы с травником возле королевского рагу, в которых она могла бы ходить. [57] Затем травник был задернен, а в 1264 году было заказано сто грушевых деревьев. [58]
Описание того, как сформировать виридарий, было предоставлено немецким епископом, богословом и святым Альбертом Великим (ум. 1280) в разделе «De plantionibus viridariorum» около 1260 года. Земля выравнивалась, стерилизовалась кипятком, уложите газон, утрамбуйте его и засадите по краям более высокими цветами и декоративными деревьями. [59] Цветы поменьше можно было выкопать на лугах и посадить в качестве пробок в дерне, придавая эффект миллефлера или цветочного меда, а позже в этом году траву прикапывали. Деревья выращивались ради визуальной привлекательности, тени и плодов. Создающие тень конструкции внутри травника можно украсить вьющимися растениями. [60]

Этот совет был позаимствован Пьетро де Крещенци из Болоньи вскоре после 1300 года для главы в его Liber Ruralium Commodorum . [61] Эта последняя работа, содержащая советы по многим аспектам управления сельским имением и цитирующая латинских авторов, была переведена на французский язык в 1373 году и вышла в печать с 1471 года, став самым популярным руководством далеко за пределами средневековья: сохранилось более 100 рукописей. экземпляры (на четырех языках) и около 60 печатных изданий. [62]
Наиболее известные растения, которые придавали травнику характер, часто были предками обычных садовых растений, используемых сегодня - фиалки, анютины глазки (анютины глазки), маргаритки, клубника (дикая), первоцветы, барвинок, розовые кампионы и дикие красные кампионы. По краям можно найти более высокие луковицы и корни, в том числе розы, лилию Мадонны (луковицы продаются квартами), огуречник , подвои, желтофиоль, фиолетовую геральдическую лилию, мальву , «женские» пионы, водосборник, бархатцы и лаванду. . [63]
В основном это были аборигенные европейские виды, мало изменившиеся по сравнению с дикими формами. методы подкормки, получения черенков, пересадки, обрезки и прививки . Были понятны [64] но последний в основном предназначался для фруктовых деревьев (в основном яблок и груш). [65] По крайней мере, один писатель считал дождевых червей вредителями, от которых нужно избавиться. [66]
Фруктовые деревья, посаженные на газоне, могут включать кулинарные яблоки Пирмейн и Костард или кулинарные груши, такие как Caillou Rosat (Розовая галька) и Pesse-pucelle. Это могут быть слива бычья , черешня, (черная) шелковица, мушмула , персики, айва и служебные деревья. Фундук (разновидность орешника) был обычным явлением, а ореховые деревья - реже. Вечнозелеными кустарниками были можжевельник и можжевельник . [67]

Виноградники процветали в двенадцатом и тринадцатом веках на юге Англии. За стенами Виндзорского замка Генрих I примерно в 1110 году приобрел 5½ акров земли для «Большого сада», к которому ведет мост через ров. Это был виноградник, пересаженный английским Генрихом III в 1239 году. [69] Шину очень нравился Эдуард III Английский , который приказал построить виноградник в 1358–1361 годах. [70]
В четырнадцатом веке появились признаки того, что стандартная форма «травника» менялась. Кажется, сыграли роль два фактора. В четырнадцатом веке установились более холодные климатические условия, и виноградники как коммерческие предприятия пришли в упадок, хотя виноградные лозы оставались в декоративных целях, например, росли на решетках в травниках. [71] Во-вторых, фрукты занимали все более важное место на столах высокого статуса. Яблоки, груши, вишни и чернослив продавались торговцами фруктами по высоким ценам. Фруктовые сады (вержеры) размножились, некоторые даже были защищены рвами. [72]
Фруктовые и ореховые деревья, ранее высаженные в случайном порядке в открытой траве, теперь были посажены в более крупных и специализированных садах. Затем травник превратился в садовую постройку из ивы или дерева, часто с газонными сиденьями и арками, превратившимися в туннели с песчаными аллеями, а затем дополненными вольерами, чтобы привнести в сад пение птиц. Материалом для беседок обычно служила ива, засаженная вьющимися растениями. Это могли быть (белые) брионии или жимолости, но по традиции были виноградные лозы. Альтернативой иве с классических времен были побеги «английского вяза», которые легко укореняются при погружении в землю. Во Франции беседки и беседки назывались «трейлями» или «тоннелями». В английском языке слово «herber» превратилось в слово «arbour» в результате изменений в разговорном английском языке. [73]
Поэт XV века Джон Лидгейт описал травяную беседку с газонными скамейками и фонтаном:Все улицы были превращены в игру с сыном, Скамейки перевернулись с newe turvis grene, Соте травники, с кондитом на хонде, Это снова наполнило сонне-шене, Лайк Сильвер струится, как любая кристалль клин... [74]
Бассейны и рвы
[ редактировать ]

Будь то роскошь из-за ее дефицита, как на Сицилии, или практичность из-за ее изобилия, как в Англии, вода была желанным декоративным элементом в средневековых садах и парках. Рыбные пруды, рвы и реки давали пищу в виде рыбы и водоплавающих птиц. [75]
Пруды с рыбой были привычным элементом монастырских поселений. В светском контексте бассейны были частью развлекательного комплекса в Эсдене. [76] В Англии бассейны и широкие водные просторы предпочитались по эстетическим соображениям в нескольких местах, начиная с 1290-х годов, если не раньше, например, в замке Лидс в Кенте и замке Фрамлингем в Саффолке . [77] Возможно, самый крупный из них находился в замке Кенилворт . [78] К 1389 году названия мостов и ворот ясно дают понять, что великое озеро тогда существовало. [79]
Все земляные замки Мотт-и-Бейли имели рвы, хотя более поздние, как правило, строились на скале или в камне и в лучшем случае имели сухой ров. Феномен полузащитного усадебного дома, обнесенного рвом, возник, особенно в Англии, где между 1250 и 1400 годами были вырыты многие тысячи рвов, хотя их продолжали создавать в престижных местах в течение шестнадцатого века. У них был ряд приятных преимуществ, хотя ни одно из них само по себе не имело решающего значения. Они были декоративными, но могли осушить окружающие земли. Они придавали ауру достоинства и подобие укрепления, хотя иногда раскапывали только три стороны. Они были прибыльными в качестве рыболовства и служили барьером, обеспечивающим повседневную безопасность, а также обозначающим частные владения лорда. [80]

Календарные миниатюры на май (а иногда и апрель) часто изображают смешанную компанию в маленькой лодке с цветущими ветвями, иногда играющую музыку; традиционное празднование Первого Мая в большей части Европы. [81]
Иногда можно встретить двойной ров, например, в аббатстве Питерборо, построенный в 1302 году вокруг травника. [82] Другой был построен вокруг «le plesans en marais», который король Англии Генрих V приказал построить в 1414–1417 годах на дальнем берегу озера, у замка Кенилворт. [83] Были также двойные или парные рвы, хотя обычно невозможно узнать, предназначалась ли вторая территория со рвом для дополнительных построек или для садов, как можно предположить в сохранившемся рве в Хелмингем-холле в Саффолке . [84] Стены внутри таких рвов могли быть действительно оборонительными или быть специально замаскированными, чтобы казаться таковыми. c. 1385 Замок Бодиам имел тонкие, но зубчатые стены и был расположен во рву, достаточно большом, чтобы его можно было назвать простым. [85]
Некоторые епископы и аристократы оборудовали свои дворцы большими водными пространствами. В Епископском дворце в Уэллсе сохранившиеся стены, окружающие большой сад, были построены в 1341 году с широким рвом снаружи. [86]
Средневековые сады развлечений
[ редактировать ]
Фонтаны, «источник жизни», иногда можно было увидеть в центре монастырских монастырей , а также в общественных местах. [87] Альберт Великий писал о виридарии около 1260 года, что «нельзя сажать деревья посередине газона… если возможно, посредине должен быть чистый фонтан в каменном бассейне, поскольку его чистота доставляет много удовольствия». [88] фигурирует множество очень сложных фонтанов В иллюминированных рукописях , хотя в действительности они, вероятно, были менее распространены и намного проще. [89]
Знакомый южно-итальянский двор с бассейнами и фонтанами среди усыпанной цветами травы, виноградными беседками и затененными дорожками хорошо запечатлен с тринадцатого века. Иногда они включали лоджии , где можно было посидеть или пообедать на свежем воздухе. В видении Боккаччо « Амороза» (1342 г.) рассказывается, как королевские сады между Кастель-Нуово в Неаполе и морем были заполнены скульптурами. [90]
Говорят, что мифический грек Дедал создал лабиринт для Миноса, царя Крита . Другой был сделан для дочери Роберта II, Махо, графини Артуа , за пределами парка в Эсдене в 1311 году с центральной башенкой. [91] Отель Сен-Поль в Париже приобрел еще один примерно в 1370 году. Герцог Рене Анжуйский построил свой собственный в своем замке Боже в долине Луары в 1477 году. Он также был известен своими садами с их тоннелями, вольерами и павильонами, а также его продвижение садоводства, внедрение шелковицы на свои земли в Провансе и гвоздики в Анжу. Последние годы жизни вплоть до 1480 года он провел в своем саду в Экс-ан-Провансе , где наслаждался своей «большой галереей». [92]
Другие галереи были замечены в отеле Сен-Поль , где в 1360 году французский король Карл V построил некоторые из них, опираясь на колонны, чтобы окружить сады и виноградники. Остальные помещения были окружены тоннелями, покрытыми виноградными лозами, и павильонами по углам. Посреди центрального пространства стояла мраморная чаша, из пасти львов струилась вода. [93] Сады Севильского Алькасара , созданные Петром Кастильским в 1364–1366 годах, имели арочные дорожки. [94]
Галереи появились и в других французских садах, прежде чем мода распространилась в Англию. Один из них в Гринвиче выходил на огороженный сад с беседкой, построенной для королевы Генриха VI Маргариты Анжуйской , дочери Рене Анжуйского. [95] В 1500-х годах английский король Генрих VII создал новые сады в Ричмондском дворце, полностью окруженные галереями, поддерживаемыми дубовыми столбами. [96] Последний расцвет галереи был, возможно, у двоюродного брата Генри Эдварда Стаффорда, 3-го герцога Букингемского , в замке Торнбери , Глостершир , где до его казни в 1521 году каменные здания выходили на огороженные сады; рядом был великолепный травник, тоже один из последних. [97]
Крепления, лабиринты и узлы
[ редактировать ]
Утверждения о том, что горы, лабиринты и узлы были элементами средневекового сада, часто делались, хотя и не подтверждались архивами или археологией. [98] До конца девятнадцатого века история садов представляла собой совокупность «обрывков» литературных источников, ярким примером которых является Джон Клавдий Лаудон , который включил «краткий очерк развития античного стиля в Англии» в свою «Энциклопедию садоводства ». (1822 г.), в котором была предпринята попытка определить и датировать особенности древнего сада. [99]
Алисия Амхерст в основном следовала за Лаудоном. Затем сэр Фрэнк Крисп приложил напряженные усилия для поддержки обоих в своих «Средневековых садах» (1924), но был вынужден признать, что среди своих многочисленных изображений средневековых гор, лабиринтов или узлов он не нашел никаких свидетельств из иллюминированных рукописей. Его изображения наглядно продемонстрировали, что газонные скамейки, решетчатые заборы, цветочный луг, фонтаны и беседка принадлежали его периоду, но, возможно, его слишком легко убедить в древности других деталей. [100] Лаудон допустил несколько ошибок. Он думал, что «Маршрут Лиланда» был «опубликован в конце пятнадцатого века», но он был составлен полвека спустя. Крепление-улитка в Мальборо, Уилтшир (фактически эпохи неолита), прорезанное спиральной дорожкой в семнадцатом веке, предлагалось как сохранившийся пример позднесредневекового крепления. Поиски Криспа средневековых садовых креплений оказались безрезультатными. [101]
Согласно популярной легенде, Генрих II встречался со своей любовницей Розамундой Клиффорд в беседке в Вудстоке посреди «лабиринта», но ревнивая королева выследила ее и предложила на выбор яд или кинжал. [102] Амхерст ошибочно заметил, что «на самом деле лабиринты были отнюдь не редкостью» во времена правления Генриха II в Англии. [103] Она приписывала мизмазам большую древность, и представление о них как о подлинных народных устройствах, уходящих корнями в глубокую историю, живет и по сей день, но очевидным фактом является то, что ни один английский садовый или сельский лабиринт не может быть с уверенностью упомянут до конца шестнадцатого века. . Крисп признался в отношении лабиринтов: «Как и в случае с топиарными работами, иллюстрации не регистрируются до тех пор, пока не прошло Средневековье», несмотря на литературные ссылки на дедали. [104]
Выступая за раннюю дату создания узловых садов , Лаудон обратил внимание на конструкции партеров, изображенные Жаком Андруэ дю Серсо (1570-е годы), и предположил, что «едва ли земельный участок [был] не разбит в виде партера или лабиринта». . Он понял, что дю Серсо датируется «временами Генриха III». Король с таким именем, несомненно, правил в Англии в середине тринадцатого века, но источник Лаудона, Гораций Уолпол , на самом деле имел в виду Генриха III Французского, который правил три столетия спустя! Но Крисп убедил себя, что «узлы по своему происхождению явно средневековые…». [105] С другой стороны, они уже прочно обосновались в Италии и Франции в пятнадцатом веке. [106]
Средневековое итальянское слово для обозначения текстиля с переплетением нитей или лент – «иннодатура» – было принято для обозначения подобных рисунков на садовых клумбах. [107] Английский эквивалент «узел» имел более широкое значение как любая форма сложной работы, не обязательно включающая перекрещивание или переплетение рисунков. [108] Гарвей очень мало упоминал о садовых узлах, но он понимал, что «уже в 1494 году «узел в саду, называемый маза», был понятным банальным явлением...». [109] Его источником были Роберта Фабиана » «Хроники , слегка неверно датированные в Оксфордском словаре английского языка . Фабиан сочинил свою работу в 1502 году и опубликовал ее в 1516 году. Фактически, первое убедительное упоминание какой-либо формы английского садового узла встречается в 1500-х годах в стихотворении Хоуза (см. Выше), вероятно, описывающем Ричмондский дворец. [110]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ландсберг, 86-89.
- ^ Углоу, 16–24.
- ^ Хобхаус, 41–50; 57-61; Джелликоэс, 363
- ^ Ландсберг, Глава 5
- ^ Лесли, 137 лет.
- ^ Джелликоэс, 365–366.
- ^ Хобхаус, 75-76.
- ^ Jump up to: а б с Крейтон 2009, 45.
- ^ Хобхаус, 70
- ^ Лесли, 137–140; Ландсберг, 7
- ^ Ландсберг, 94-96; Лесли, 165–166 гг.
- ^ Лесли, 6–9.
- ↑ Quest-Ritson, 15–16, цитирует Роя Стронга.
- ^ Лесли, 140–144.
- ^ Лесли, 163–164.
- ^ Холл, 294
- ^ Холл, 93
- ^ Колвин 1986, 12-3.
- ^ Углоу, 54–56; Квест-Ритсон, 14-18
- ^ Например, см. «Исторические сборники Стаффордшира», тома III, IV, XI, XII и т. д.
- ^ Дайер, Кристофер (1987) «Сады и сады в Англии в средние века», в Flaran 9: Сады и сады в Западной Европе (8-18 века), изд. Шарль Игуне, Тулуза: Universitaire du Midi Presses.
- ^ Лесли, 118-119 (глава Джоанны Бауман)
- ^ Лесли, 128-129 (глава Джоанны Бауман)
- ^ Скелтон, Дж. (1843) Поэтические произведения Джона Скелтона: с примечаниями, под редакцией А. Дайса, 2 тома, Лондон: Томас Родд.
- ^ Такер, 39-41.
- ^ Пэрис, Гарри С.; Донэ, Мари-Кристин; Питрат, Мишель; Яник, Жюль (июль 2006 г.). «Первое известное изображение тыквы в Европе, 1503–1508 гг.» . Анналы ботаники . 98 (1): 41–47. дои : 10.1093/aob/mcl082 . ПМЦ 2803533 . ПМИД 16687431 .
- ^ Хобхаус, 98
- ^ Кей и Уоткинс 2013, 156-162.
- ^ Ландсберг, 16 лет.
- ^ Харви 1981, 10 и 60.
- ^ История округа Виктория, Оксфордшир, том. XII, 435-9.
- ^ Ландсберг, 64-66, 125.
- ^ Углоу, 36-38.
- ^ Хобхаус, 73
- ^ Браун, 56–57; Ландсберг, 41 год.
- ^ Ландсберг, 31 год.
- ^ «Coming In From the Cold». Архивировано 5 июля 2024 г. в Wayback Machine , блог Met Museum, 2011 г.
- ^ Харви 1981, 155-6.
- ^ Колвин (ред.), том. 1, 534-5.
- ^ Хобхаус, 79-80.
- ^ Джелликоэс, 438-439; Хант, 57–58 лет.
- ^ Такер, 25–26.
- ^ Jump up to: а б Колвин 1986, 18.
- ^ Хант, 22 года.
- ^ Массон 1966, 48.
- ↑ Хант, 30 лет. Он говорит, что оригиналом был гобелен, на котором была записана свадьба 1431 года.
- ^ Хагопиан ван Бюрен 1986, 118; Хант, 28–30, 440–441.
- ^ Существует множество версий этой композиции. У Ландсберга, 86, есть другой, а у Ханта, 84-85, иллюстрируется и обсуждается другой, из псалтыря , по-видимому, не осознавая его функции.
- ^ Массон 1966, 55-6.
- ^ Джелликоэс, 440
- ^ «Гринвичский дворец». Архивировано 5 июля 2024 г. в Wayback Machine , Королевские дворцы.
- ^ Крейтон 2009, 134-9, 224.
- ^ Харви 1981, 4, 10.
- ^ Массон 1966, 64.
- ^ Надежда 1913, 24, 82, 70.
- ^ Массон 1966, 50.
- ^ Календарь списков освобождения, хранящийся в Государственном архиве: Генрих III, том. III [1245-51], 292.
- ^ Хобхаус, 80; Морган, 50, 58 лет.
- ^ Harvey 1981, 6, есть перевод описания виридрия, сделанного Альбертом Магнусом.
- ^ Углоу, 36-39.
- ^ Крисп 1924, 15.
- ^ Хант, 85-88.
- ↑ Ландсберг, 7, 74–81, опираясь на длинные списки Харви.
- ^ Ландсберг, 96-98.
- ^ Ландсберг, 20–21, 96–98.
- ^ Ландсберг, 98
- ^ Ландсберг, 16–21.
- ^ Хант, 90-91.
- ^ Надежда 1913, 70.
- ^ Харви 1981, 87, 114 и 157.
- ^ Харви 1981, 2; Крейтон 2009, 74.
- ^ Крейтон 2009, 75.
- ^ Ландсберг, 49-50; Углоу, 39
- ^ Лидгейт (1840), 179–193, 181.
- ^ Лесли, 178–179, 180–183.
- ^ Крейтон 2009, 88-95.
- ^ Крейтон 2009, 77-87.
- ^ Кей и Уоткинс 2013, 33; Такер, 35 лет
- ^ Харви 1944, 96.
- ^ Жак 2024, xx.
- ^ Ландсберг, 67 лет.
- ^ Харви 1981, 13, 85.
- ^ Колвин 1986, 11; Харви 1981,107; Такер, 35 лет
- ^ Такер, 35 лет.
- ^ Жак 2024, XXI.
- ^ «Сторожка и ограждающая стена с мостом через ров». Архивировано 10 июня 2024 г. в Wayback Machine , исторической Англии. список
- ^ Миллер Наоми (1986) «Возвращенный рай: фонтаны средневекового сада», Средневековые сады, изд. Э. МакДугалл, Коллоквиум в Думбартон-Оксе по истории ландшафтной архитектуры IX, 135–154, Вашингтон, округ Колумбия
- ^ Харви 1981, 6.
- ^ Ландсберг, 60-61.
- ^ Джелликоэс, 283
- ^ Хагопиан ван Бюрен 1986, 122.
- ^ Вудбридж 1986, 21.
- ^ Соваль 1724, II, 283-4; Вудбридж 1986, 17; Хобхаус, 81-82.
- ^ Харви 1981, 45.
- ^ Харви 1981, 135.
- ^ Жак 2024, 7-8.
- ^ Углоу, 55, 59
- ^ Жак 2024, XXI-XXIV.
- ^ Лаудон, Джон Клавдий (1822). «Книга, я, стр. 64-65, везущая его к Тюдорам» . Архивировано из оригинала 12 июня 2024 г. Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Жак (2019), 8, 12-13.
- ^ Лаудон 1822, 64, 65 и 68; Крисп 1924, 58 и 84 годов.
- ^ Такер, 26; Углоу, 40 лет
- ^ Амхерст 1895, 35.
- ^ Крисп 1924, 70 и 79.
- ^ Уолпол, Гораций (1876) Анекдоты о живописи в Англии ... с дополнениями преподобного Джеймса Дэллоуэя, 3 тома, под редакцией Р. Уорнума, Лондон: Chatto & Windus, vol. III, 71; Крисп 1924, 70 и 78–9.
- ^ Жак (2019), 1-3
- ^ Сегре, А. (1998) «Распутывание узла: дизайн сада в книге Франческо Колонны Hypnerotomachia Poliphili », Word & Image, XIV/1–2, 84–110., 91–3.
- ^ Жак (2019), 8
- ^ Харви 1981, 112.
- ^ Такер, 39-40.
Источники
[ редактировать ]
- Амхерст, Алисия (1895) История садоводства в Англии, Лондон: Бернард Куоритч.
- Браун, Джейн, В поисках рая: Социальная история садов и садоводства , 1999, Харпер Коллинз, ISBN 0002558440
- Колвин, Ховард (1986) «Королевские сады в средневековой Англии», Средневековые сады, изд. Э. МакДугалл, Коллоквиум в Думбартон-Оксе по истории ландшафтной архитектуры IX, 7–22, Вашингтон, округ Колумбия
- Крейтон, Оливер (2009) Образцы земли: элитные пейзажи средневековья , Вудбридж: Boydell Press.
- Крисп, Фрэнк (1924) Средневековые сады... с некоторыми сведениями о Тюдоровских, елизаветинских садах и садах Стюартов, Лондон: Голова Бодли.
- Хагопиан ван Бюрен, Энн (1986) «Королевские сады в средневековой Англии», Средневековые сады, изд. Э. МакДугалл, Коллоквиум в Думбартон-Оксе по истории ландшафтной архитектуры IX, 115–34, Вашингтон, округ Колумбия
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Харви, Джон (1981) Средневековые сады, Лондон: Бэтсфорд.
- Хобхаус, Пенелопа , Растения в истории сада , 2004, Pavilion Books, ISBN 1862056609
- Хоуп, WH Сент-Джон (1913) Виндзорский замок: Архитектурная история, 2 тома, Лондон: Деревенская жизнь.
- Хант, Джон Диксон , Мир садов , 2012, Reaktion Books, ISBN 9781861898807
- Жак, Дэвид (1999). «Система отсеков в Англии эпохи Тюдоров», Garden History , 27. 32–53. 10.2307/1587172, Исследовательгейт
- Жак, Дэвид (2024) Королевские сады Тюдоров и Стюартов, Оксфорд: Windgather Press
- «Джелликос»: Оксфордский справочник по садам , ред. Джеффри Джеллико , Сьюзан Джеллико , Патрик Гуд и Майкл Ланкастер (Джон Харви, автор «Средневекового сада»), 1986, OUP, ISBN 0192861387
- Кей, Анна и Джон Уоткинс (2013) Елизаветинский сад в замке Кенилворт, Суиндон: английское наследие, 155–63.
- Ландсберг, Сильвия, Средневековый сад , издательство Британского музея, ISBN 9780714120805
- Лесли, Майкл (редактор), Культурная история садов: Том 2, В эпоху средневековья , 2016, Bloomsbury Academic, ISBN 9781350009905
- Лаудон, Джон Клавдий (1822) Энциклопедия садоводства, Лондон: Longman et al.
- Лидгейт, Дж. (1840) «Чорл и птица», Ранняя английская поэзия, том. II, Избранное из небольших стихотворений Дэна Джона Лидгейта, под редакцией Дж. Орчарда Холливелла, Лондон: Общество Перси, 179–193.
- Массон, Джорджина (1966) Итальянские сады, Лондон: Темза и Гудзон
- Морган, Джоан, Книга груш: полная история и путеводитель по более чем 500 сортам , 2015, Chelsea Green Publishing, ISBN 9781603586665 , книги Google
- Квест-Ритсон, Чарльз , Английский сад: социальная история , 2003, Пингвин, ISBN 9780140295023
- Соваль, Анри (1724) История и исследование древностей в городе Париже, 2 тома.
- Такер, Кристофер , Гений садоводства: история садов в Великобритании и Ирландии , 1994, Вайденфилд и Николсон, ISBN 0297833545
- Углоу, Дженни , Маленькая история британского садоводства , 2004, Chatto & Windus, ISBN 0701169281
- Вудбридж, Кеннет (1986) Княжеские сады: истоки и развитие французского формального стиля , Лондон: Темза и Гудзон.