Первое мая
Первое мая | |
---|---|
Тип | Праздник |
Значение | Европейский фестиваль древнего происхождения, знаменующий начало лета |
Дата | 1 мая |
Первомай — европейский праздник древнего происхождения, отмечающий начало лета, обычно отмечаемый 1 мая , примерно на полпути между весенним равноденствием в Северном полушарии и июньским солнцестоянием . [1] [2] Празднества также могут проводиться накануне вечером, известные как канун мая . Традиции часто включают сбор полевых цветов и зеленых ветвей («принесение мая»), [3] плетение цветочных гирлянд , коронование Майской королевы (иногда с сопровождающим мужчиной ) и установка Майского шеста , Майского дерева или Майского куста, вокруг которых люди танцуют и поют. [4] В некоторых регионах костры также являются важной частью фестиваля. Региональные разновидности и связанные с ними традиции включают Вальпургиеву ночь в Центральной и Северной Европе, [1] гэльский фестиваль Бельтайн , [5] валлийский , фестиваль Калан Май [5] и майские богослужения Пресвятой Богородице . Это также было связано с древнеримским фестивалем Флоралия . [6]
Международный день трудящихся, отмечаемый 1 мая, также называют «Майским днем», но у них разная история.
и Истоки праздники
Самыми ранними известными майскими праздниками стали Флоралия , фестиваль Флоры , римской богини цветов, который проводился с 27 апреля по 3 мая в эпоху Римской республики , и Майума или Майума , фестиваль в честь Диониса и Афродиты , который проводился каждые три года во время Римской республики. месяц май. [7] « Флоралия» открылась театральными представлениями. В « Флоралии» Овидий рассказывает , что зайцев и коз в рамках празднества выпускали на волю . Персий пишет, что толпу забрасывали викой , бобами и люпином . Ритуал под названием Флорифертум проводился либо 27 апреля, либо 3 мая. [8] [9] во время которого связку колосьев пшеницы принесли в храм, хотя неясно, было ли это посвящение Флоре или Церере . [10] [11] Флоралия завершилась конкурсными мероприятиями и зрелищами , а также жертвоприношением Флоре. [12]
Майума праздновался, по крайней мере, еще во 2 веке нашей эры, когда записи показывают, что расходы на месячный фестиваль были присвоены императором Коммодом . [13] Согласно хроникам Иоанна Малаласа VI века , Майума была «ночным драматическим фестивалем, проводившимся каждые три года и известным как оргии, то есть мистерии Диониса и Афродиты », и что он был «известен как Майума, потому что празднуется в месяце мае-Артемисиосе». За это время правительство выделило достаточно денег на факелы, освещение и другие расходы, чтобы покрыть 30-дневный фестиваль «ночного пиршества». [14] Майума отмечался роскошными банкетами и подношениями. Его репутация распущенности привела к подавлению его во время правления императора Константина , хотя менее развратная его версия была ненадолго восстановлена во время правления Аркадия и Гонория , но в тот же период снова была подавлена. [13]
В средние века канун мая отмечался в большей части северной Европы зажжением костров по ночам. [15] В германских странах это стало Вальпургиевой ночью в честь официальной канонизации святой Вальпурги 1 мая 870 года. [15] Он продолжил традицию разжигания костров. [15] Фольклорист Джек Сантино говорит: «Ее день и его традиции почти наверняка восходят к дохристианским праздникам, которые происходили в это время». [16] В гэльской культуре 1 мая было празднованием Белтайна или Кетшамайна , а в валлийской — Калан Май или Синтефина . [17] Впервые засвидетельствованное в 900 году нашей эры, празднование в основном было сосредоточено на символическом использовании огня для благословения крупного и другого домашнего скота, когда его выводили на летние пастбища. Этот обычай сохранялся и в начале 19 века, когда скот заставляли перепрыгивать через огонь, чтобы защитить молоко от кражи феями . Люди также прыгали через огонь на удачу. [18]
С 18 века многие католики отмечают май – и Первомай – с различными майскими молитвами Пресвятой Деве Марии . [19] В произведениях искусства, школьных сценках и т. д. голова Марии часто украшается цветами во время майской коронации . 1 мая также является одним из двух праздников католического покровителя рабочих святого Иосифа Трудящегося , плотника, мужа Матери Марии и приемного отца Иисуса . [20] Заменив еще один праздник Святого Иосифа, эта дата была выбрана Папой Пием XII в 1955 году в качестве контрапункта коммунистическому празднованию Международного дня трудящихся в Первомай. [20]
Самые известные современные первомайские традиции, наблюдаемые как в Европе, так и в Северной Америке, включают танцы вокруг майского шеста и коронование Майской королевы . С конца 20 века теряет популярность традиция дарить «майские корзины» — небольшие корзинки со сладостями или цветами, которые обычно анонимно оставляют на пороге соседей. [21]
В конце 20-го века многие неоязычники начали реконструировать некоторые старые языческие праздники и объединять их с недавно развитыми европейскими светскими и католическими традициями, а также отмечать Первомай как языческий религиозный праздник. [22]
Германские регионы [ править ]
Германия [ править ]
В сельских регионах Германии, особенно в горах Гарц , Вальпургиевой в ночь перед Первомаем традиционно проводятся празднования ночи языческого происхождения, включающие костры и обертывание Майбаума (майского шеста). Молодые люди используют эту возможность для вечеринок, а сам день многие семьи используют, чтобы подышать свежим воздухом. Девиз: «Tanz in den Mai» ( «Танцуй в мае» ).
В Рейнской области 1 мая также отмечается доставкой майского шеста, дерева, покрытого лентами, в дом девушки накануне вечером. Обычно это дерево связано с любовным интересом, хотя дерево, обернутое только белыми лентами, является признаком неприязни. Женщины обычно кладут в дом своего любимого розы или рис в форме сердца. Сердце принято прикреплять к окну или ставить перед ковриком. В високосные годы обязанность установки майского шеста лежит на женщинах. Все действия обычно совершаются тайно, и человек сам выбирает, раскрыть ли свою личность или остаться анонимным.
Первомай не был установлен как государственный праздник до тех пор, пока нацистская Германия не объявила 1 мая «национальным днем трудящихся» в 1933 году. В День труда многие политические партии и профсоюзы проводят мероприятия, связанные с работой и занятостью.
Тироль [ править ]
В книге «Золотая ветвь: исследование магии и религии» сэр Джеймс Джордж Фрейзер рассказал о первомайских обычаях в Тироле в XIX веке. Это было время изгнания злых сил из общества. В последние три дня апреля все дома окуривали можжевельником и ладаном . На закате Первомая люди провели церемонию, которую назвали «сожжением ведьм». Звонили в церковные колокола, и люди производили как можно больше шума, крича, стуча кастрюлями и сковородками, звоня в колокола и щелкая кнутами. Мужчины несли зажженные пучки трав, закрепленные на шестах, а женщины несли кадильницы . Затем семь раз обегал дома и деревню, чтобы ведьм «выкурили из укрытий и прогнали». [23]
Швеция [ править ]
разжигают костры и празднуют на открытом воздухе В Швеции в канун Мая или Вальпургиеву ночь («Valborgsmässoafton»). праздником в других местах, проводятся в Иванов день Вместо этого большинство традиций, связанных с Первомайским ; например, на майском шесте танцы .
Вплоть до 19 века в первый Первомай происходили имитационные сражения между Летом и Зимой. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер писал в «Золотой ветви» (1911): [24]
Первомайские два отряда молодых людей на лошадях встречались, как для смертельного боя. Одну из них возглавлял одетый в меха представитель Зимы, который бросал снежки и лед, чтобы продлить холода. Другим отрядом командовал представитель Лета, усыпанный свежими листьями и цветами. В последовавшей за этим ложной битве партия Лета вышла победителем, и церемония завершилась пиршеством.
Кельтские регионы [ править ]
Ирландия [ править ]
В Ирландии Первомай издавна отмечается как фестиваль Билтейн . Он знаменует собой начало лета и исторически был временем, когда скот выгоняли на летние пастбища. Ритуалы проводились для защиты скота, людей и сельскохозяйственных культур, а также для стимулирования роста. Разжигались специальные костры, пламя, дым и пепел которых считались защитными. Люди и их скот ходили вокруг костров или между ними, а иногда и прыгали через пламя или угли. Все домашние огни будут потушены, а затем снова зажжены от костра Билтейн. Эти собрания сопровождались пиршеством, и часть еды и питья предлагалась aos sí , «духам» или «феям». Двери, окна, коровники и скот украшали желтыми майскими цветами, возможно, потому, что они вызывали огонь. В некоторых частях Ирландии люди делали майский куст: обычно терновый куст или ветку, украшенную цветами, лентами, яркими ракушками и фонарями. святые колодцы , а в Бельтене Были также посещены роса Считалось, что приносит красоту и сохраняет молодость.
К 20 веку публичные празднования Бельтайна потеряли популярность, и многие старые традиции больше не соблюдаются. Сообщалось, что традиция Мэй Буша подавлялась законом и магистратами Дублина в 18 веке. [25] Традиция разжигания костров сохранилась в некоторых частях страны. [26] и другие традиции продолжают возрождаться в качестве местных культурных мероприятий.
Шотландия [ править ]
Первомай празднуется в Шотландии на протяжении веков. Раньше он был тесно связан с фестивалем Белтейн . [27] Ссылка на это более раннее празднование можно найти в стихотворении «Пеблис к пьесе», содержащемся в Мейтлендских рукописях шотландской поэзии 15 и 16 веков:
В Белтайне их называют Ilk Bodie Bownis.
К Пеблису на пьесу,
Чтобы унаследовать пение и звук;
Утешение, так сказать,
Будь Ферт и Форрест дальше, они нашли
Они серые, совсем веселые;
Боже, подожди, они сделают этот удар,
Ибо это был их праздник, день, когда они празднуют Первомай,
Тэй сказал: [...]
В стихотворении описывается празднование в городе Пиблс на границе с Шотландией , где каждый год продолжают проводиться парады и театрализованные представления, в том числе ежегодный «Общий конный спорт», который проходит во многих городах по всему приграничью. Помимо коронации Королевы Белтайна каждый год, принято петь «Песню Белтайна». [28]
Джон Джеймисон в своем «Этимологическом словаре шотландского языка» (1808 г.) описывает некоторые обычаи первомайского праздника/белтэйна, которые сохранялись в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков в некоторых частях Шотландии, которые, как он отметил, начали вымирать. [29] В девятнадцатом веке фольклорист Александр Кармайкл (1832–1912) собрал песню Am Beannachadh Bealltain ( «Благословение Белтайна» ) в своей книге «Carmina Gadelica» , которую он услышал от земледельца в Южном Уисте . [28]
Шотландские празднования Первомая/Белтайна несколько возродились с конца двадцатого века. И Эдинбург , и Глазго организуют первомайские фестивали и митинги. В Эдинбурге Фестиваль огня Белтейн проводится вечером накануне мая и ранним утром первого мая на городском холме Калтон-Хилл . Старая эдинбургская традиция гласит, что молодые женщины, которые взбираются на Трон Артура и умываются утренней росой, сохраняют красоту на всю жизнь. В Университете Сент-Эндрюс некоторые студенты собираются на пляже поздно вечером 30 апреля и бегут в Северное море на рассвете Первомая, иногда обнаженные. Это сопровождается факельными шествиями и бурным празднованием.
Уэльс [ править ]
В Уэльсе первый день мая известен как Калан Май или Калан Хаф и соответствует фестивалю Белтейн и другим первомайским традициям в Европе.
Традиции начинаются накануне вечером ( Нос Галан Хаф ) с костров и считаются Исбридносом или ночью духов , когда люди собирали боярышник ( драенен вэнь ) и цветы, чтобы украшать свои дома, празднуя новый рост и плодородие. В то время как празднование Первого Мая включало в себя летние танцы ( dawnsio haf ) и майские гимны ( carolau mai или carolau haf ), которые иногда называют «пением под стеной» ( canu dan y pared), Первомай был также временем официального открытия деревенская зелень (twmpath chwarae).
Другие [ править ]
Во многих местах Великобритании и мира начали объединять обычаи Первомая и Белтэйна, проводя мероприятия, в которых присутствуют элементы того и другого. [30]
Болгария [ править ]
Первомайские болгары празднуют Ирминден (или Еремию, Еремию, Ириму, Замский день). Праздник связан со змеями и ящерицами и проводятся ритуалы, чтобы защитить людей от них. Название праздника происходит от пророка Иеремии , но происхождение его, скорее всего, языческое.
Говорят, что в дни Святой Сорока или Благовещения змеи выходят из своих нор, а в Ирминден выходит их король. Старики верят, что тех, кто работает в поле в этот день, летом укусит змея.
В западной Болгарии люди разжигают костры, прыгают через них и шумят, чтобы отпугнуть змей. Другой обычай – готовить «подницы» (специальные глиняные горшки для выпечки хлеба).
Этот день особенно соблюдают беременные женщины, чтобы их потомство не подхватило «еремию» — болезнь, вызванную злыми силами.
Чехия [ править ]
В Чехии Первомай традиционно считается праздником любви, а май – месяцем любви. Празднование весны проводится 30 апреля, когда устанавливается майское дерево («майка» по-чешски) - традиция, возможно, связанная с Белтане, поскольку в тот же день также зажигают костры. Это событие похоже на немецкую Вальпургиеву ночь, государственный праздник 30 апреля.31 мая майский шест сносят в ходе мероприятия под названием «Вырубка майского шеста».
1 мая влюбленные пары целуются под цветущим деревом. По словам этнографа Клары Посеканы, это не старая привычка. Скорее всего, он возник примерно в начале 20 века в городской среде, возможно, в связи со Карела Гинека Маха стихотворением «Май» (которое в наши дни часто читают) и «Петрин» . Обычно это делают под вишней, яблоней или березой.
Англия [ править ]
Традиционные английские первомайские обряды и празднования включают коронацию Майской королевы и торжества с использованием майского шеста , вокруг которого танцоры часто кружат с лентами. Танец Морриса также часто исполняется в рамках празднования Первого Мая. [31] Самые ранние записи о праздновании майского дерева относятся к 14 веку, а к 15 веку традиция майского дерева прочно утвердилась на юге Британии. [18] Традиция сохраняется и в 21 веке по всей Великобритании. В деревне Ансти в Уилтшире есть майский шест , который стоял посреди перекрестка дорог в деревне еще до 1881 года; [ нужна ссылка ] он продолжает использоваться каждый Первомай, а в 1990-х годах его заменил менее высокий столб. [32] Столетняя зеленая часть Октавия Хилл дома, где родился , в Висбеке, имеет флагшток, который каждый год превращается в майский шест и используется местными школами и другими группами. [33] Записи начала 1730-х годов показывают, что Первомай был датой нового мэра Нориджа избрания «на обеспечивающий год». «День ругани» произошел в следующем месяце, в июне, когда избранный мэр получил свои должностные цепи . [34]
Банковский выходной в начале мая в первый понедельник мая был установлен в 1978 году; Сам Первомай – 1 мая – не является государственным праздником в Англии (если только он не приходится на понедельник). Сообщалось, что в феврале 2011 года парламент Великобритании рассматривал возможность отмены банковского праздника, связанного с Первомаем, заменив его выходным днем в октябре, возможно, совпадающим с Трафальгарским днем (отмечаемым 21 октября), чтобы создать «День Соединенного Королевства». . [35] предприняло попытки Аналогичным образом в 1993 году правительство Джона Мейджора отменить Первомайский праздник и заменить его Трафальгарским днем.
В отличие от других государственных праздников и праздников по общему праву, первый понедельник мая считается выходным из (государственных) школ сам по себе, а не как часть каникул в середине семестра или в конце семестра. Это потому, что оно не имеет христианского значения и не вписывается в обычный порядок школьных каникул. (Напротив, Пасхальные каникулы могут начаться так же поздно (относительно Пасхи ) как Страстная пятница , если Пасха выпадает в начале года; или закончиться так же рано (относительно Пасхи) как Пасхальный понедельник, если Пасха выпадает в конце года, потому что о высочайшем значении Страстной пятницы и Пасхи для христианства .)
Другие известные английские первомайские обычаи включают «Джек в зеленом» и «танец восхода солнца» утром Первомая. Джек в зеленом — английский фольклорный персонаж, который марширует по улицам в Первомайский день в сопровождении музыкантов, нищих и других персонажей. [36] «Танцы на восходе солнца» - это традиция танцоров Морриса танцевать на восходе солнца в Первомай, приветствуя солнце и летний сезон. Он начался в Оксфорде в 1923 году и включает в себя танцы, традиционные первомайские песни, а иногда и другие мероприятия, такие как ряженые пьесы или костры. С тех пор эта традиция распространилась по всему миру: танцевальные коллективы Морриса танцуют восход солнца в Азии, Австралии, Канаде, Франции, Новой Зеландии и США. [37]
Первомай был отменен, а его празднование запрещено пуританскими парламентами во время Междуцарствия , но восстановлено с восстановлением Карла II в 1660 году. [38] 1 мая 1707 года стал днем вступления в силу Акта об объединении королевств Англии (включая Уэльс) и Шотландии в Королевство Великобритании .
В деревнях Кембриджшира молодые девушки ходили на майский Доллинг (ходили по деревням с одетыми куклами и собирали монеты). Говорят, что это одевание кукол и пение сохранилось до 1960-х годов в Суаффхеме Прайоре.
Спой песню майской поры.
Спой песню о весне.
Цветы в своей красоте.
Птицы летят.
Время мая, время игр.
Бог дал нам майское время.
Благодарите Его за Его дары любви.
Спой песню о весне.
В Оксфорде существует многовековая традиция, согласно которой гуляки майского утра собираются под Великой башней колледжа Магдалины в 6 утра, чтобы послушать хор колледжа, поющий традиционные мадригалы, в качестве завершения празднования прошлой ночью. С 1980-х годов некоторые люди прыгают с моста Магдалины в реку Черуэлл . В течение нескольких лет мост был закрыт 1 мая, чтобы люди не могли прыгать, поскольку глубина воды под мостом составляет всего 2 фута (61 см), и в прошлом прыжки с моста приводили к серьезным травмам. До сих пор есть люди, которые перелезают через ограждения и прыгают в воду, нанося себе травмы. [41]
В Дареме студенты Даремского университета собираются на мосту Пребенда, чтобы увидеть восход солнца и насладиться праздниками, народной музыкой, танцами, пением мадригалов и завтраком-барбекю. Это зарождающаяся традиция Дарема, которая с 2001 года соблюдается неоднородно.
В Кингсбери-Эпископи , Сомерсет, ежегодное празднование Первомайского фестиваля в майский выходной понедельник набирает популярность в последние годы. С тех пор, как 21 год назад он был восстановлен, он увеличился в размерах, и 5 мая 2014 года тысячи гуляк со всего юго-запада были привлечены, чтобы насладиться праздником, а BBC Somerset освещала празднование. К ним относятся традиционные танцы на майском шесте и танцы морриса , а также выступления современной музыки.
В Уитстабле , графство Кент, находится хороший пример более традиционных первомайских праздников: фестиваль «Джек в зеленом» был возрожден в 1976 году и продолжает возглавлять ежегодное шествие танцоров морриса по городу во время майских праздников. Отдельное возрождение произошло в Гастингсе в 1983 году и стало важным событием в городском календаре. Традиционный фестиваль зачисток проводится во время майских праздников в Рочестере, Кент , где Джека в зеленом будят на рассвете 1 мая танцоры Морриса.
Ежегодно 1 мая в 19:15 мост Чайника забивается. [42] Моррис танцует боковой танец на мосту Барминг (также известном как мост Кеттл), который пересекает реку Медуэй недалеко от Мейдстона , чтобы отметить официальное начало сезона танцев Морриса.
В Maydayrun участвуют тысячи мотоциклистов, совершающих поездку длиной 55 миль (89 км) от Большого Лондона ( Локсботтом ) до набережной Гастингса в Восточном Суссексе . Мероприятие проводится уже почти 30 лет и вызвало интерес со всей страны, как коммерческий, так и общественный. Мероприятие официально не организовано; полиция только контролирует движение, а волонтеры управляют парковкой.
Корнуолл [ править ]
В Падстоу в Корнуолле ежегодно празднуют День Обби-Осса (Хобби-лошадь). Считается, что это один из старейших обрядов плодородия в Великобритании; гуляки танцуют с Оссом по улицам города и даже в частных садах горожан в сопровождении аккордеонистов и последователей, одетых в белое с красными или синими поясами, которые поют традиционные первомайские песни. Весь город украшен весенней зеленью, и каждый год его посещают тысячи зрителей. До XIX века характерные празднования Первого Мая были широко распространены по всему Западному Корнуоллу и возрождаются в Сент-Айвсе и Пензансе . Подобный фестиваль «Обби Осс» также проводится в Сомерсетском городе Майнхед , начиная с 19 века. [43]
Кингсэнд , Косанд и Милбрук в Корнуолле празднуют ритуал цветочной лодки в Первомайский праздник. Модель корабля «Черный принц» покрыта цветами, и ее везут процессией от набережной в Милбруке до пляжа в Косанде, где она бросается по течению. Дома в деревнях украшены цветами, а люди традиционно носят красно-белую одежду. На площади Косанд проходят дальнейшие празднования с танцами Морриса и майскими танцами на шесте.
Эстония [ править ]
Первомай или «День весны» ( Кевадпюха ) — национальный праздник в Эстонии, посвященный приходу весны.
Более традиционные праздники проходят накануне вечером и рано утром 1 мая, в Вальпургиеву ночь ( Volbriöö ).
Finland[editФинляндия
В Финляндии Вальпургиева ночь ( Ваппу ) (« Ваппен ») — один из пяти самых больших праздников наряду с Сочельником, Новым годом , Пасхой ( Pääsiäinen ) и Ивановым днем ( Juhannus — Midsommar ). [44] В Вальпургии находится крупнейший карнавальный фестиваль, проводимый в городах и поселках Финляндии. Празднования, которые начинаются вечером 30 апреля и продолжаются 1 мая, обычно связаны с употреблением симы , игристого вина и других алкогольных напитков . Студенческие традиции, особенно студентов-инженеров, являются одной из основных характеристик Ваппу . С конца XIX века этот традиционный праздник высшего сословия переняли студенты университетов. Многие выпускники лукио (средней школы, готовящейся к поступлению в университет) носят черно-белые студенческие кепки , а многие студенты высших учебных заведений носят студенческие комбинезоны . Одна из традиций — пить симу , домашнюю слабоалкогольную медовуху , вместе со свежеприготовленными воронками .
Франция [ править ]
1 мая 1561 года король Франции Карл IX получил ландыш в качестве талисмана. Он решил ежегодно предлагать придворным дамам ландыш. В начале 20 века стало принято дарить 1 мая веточку ландыша, символа весны. Правительство разрешает частным лицам и организациям работников продавать их без уплаты налогов в этот единственный день. В наши дни люди могут подарить близким либо букеты ландышей, либо цветы шиповника. [45]
Греция [ править ]
1 мая – день, посвященный весне.
Майос (лат. Maius ), месяц май, получил свое название от богини Майи (греч. Μαία, кормилица ), греческой и римской богини плодородия. День Майоса (современно-греческий Πρωτομαγιά) празднует окончательную победу лета над зимой как победу жизни над смертью. Праздник похож на древний ритуал, связанный с другим второстепенным полубогом Адонисом , который также праздновал возрождение природы. Сегодня наблюдается некоторое смешение с еще одной традицией – возрождением или браком Диониса (греческого бога театра и виноделия). Это событие, однако, отмечалось в древние времена не в мае, а в связи с Антестерией , фестивалем, проводившимся в феврале и посвященным богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне . Персефона появлялась каждый год в конце зимы из Подземного мира. Антестерия была праздником душ, растений и цветов, а приход Персефоны на землю из Аида ознаменовал возрождение природы — общую тему во всех этих традициях.
То, что осталось от обычаев сегодня, перекликается с традициями древности. Распространенный до недавнего времени первомайский обычай включал ежегодное возрождение юноши по имени Адонис , или, альтернативно, Дионис , или Майос (в новогреческом языке Μαγιόπουλο, Сын Майи ). В простом театральном ритуале, значение которого уже давно забыто, хор молодых девушек пел песню над лежащим на земле юношей, олицетворяющим Адониса , Диониса или Майоса . По окончании песни юноша встал и ему на голову возложили цветочный венок.
Наиболее распространенным аспектом современных первомайских торжеств является изготовление цветочного венка из полевых цветов, хотя в результате урбанизации растет тенденция покупать венки в цветочных магазинах. Цветы кладут на венок на фоне зеленых листьев и вешают либо у входа в дом/квартиру, либо на балкон. Он остается там до летней ночи. В эту ночь цветочные венки зажигаются в кострах, известных как огни Святого Иоанна . Молодые люди прыгают через пламя, пожирая цветочные венки. Этот обычай также практически исчез, как и театральное возрождение Адониса/Диониса/Майоса, в результате роста городского движения и отсутствия альтернативных общественных площадок в большинстве районов греческих городов.
Венгрия [ править ]
В Венгрии его называют Днем Св. Филиппа и Якова или иногда Зёльдфарсангом. Однако, вопреки названию, церковное объяснение праздника на самом деле относится к чуду Святой Вальпурги . Напротив, традиция Хексеннахты сохранилась лишь в нескольких местах, а традиции колдовства обычно имеют место в другие дни.
Мажалис, веселый народный праздник, обычно проводился в близлежащем лесу, еду и напитки брали с собой, и на нем обычно присутствовал весь город. Были скачки в мешках, лазание по деревьям, борьба, силовые испытания, скачки, пение, танцы и военные песни. Это был день отдыха и прогулок на природе.
Мажалис имеет богатые традиции в стране, отмечаемые танцевальными фестивалями, сериями концертов и ярмарками, проводимыми по всей стране. Есть также уткабал («уличный бал»), когда улицы часто заполняются танцующими жителями.
В небольших поселениях, таких как (например, Пилиссенкерест ) вместе с соседними муниципалитетами установили Майский столб.
В Венгрии было принято устанавливать майские поляки (májfa или májusfa) в нескольких местах города. Обычно его устанавливали на Первомай или Пятидесятницу. Иногда их просто привязывали к забору, но чаще всего сажали в землю. Деревья вырезали и возводили тайно, обычно глубокой ночью. Целью всегда было пойти куда-нибудь с девчонками. мальчики ставили их (обычно по одному на каждую незамужнюю девушку), и все вместе танцевали. На ночь дерево обычно охраняли, чтобы его не унесли соперники или не повалили ухаживающие за ним команды. [46]
«Пейте воду натощак: легкие обновятся» — говорили в Трансильвании, где девушки были в обычае идти в этот день к роднику или реке, чтобы умыться водой, что, как считалось, имело магические силы, делающие их красивыми и здоровыми. Другие суеверия включают украшение дома ягодами бузины, чтобы отогнать ведьм, и то, что выплюнутое в этот день масло, называемое маслом Филиппа-Иакова, можно использовать для лечения боли в ушах. [47]
Италия [ править ]
В Италии его называют Календимаджио или кантар-маджио — сезонный праздник, проводимый в честь прихода весны. Событие берет свое название от периода, в котором оно происходит, то есть начало мая, от латинского Calenda maia . Календимаджо — это традиция, которая до сих пор жива во многих регионах Италии как аллегория возвращения к жизни и возрождения: среди них Пьемонт , Лигурия , Ломбардия , Эмилия-Романья (например, празднуется в районе провинции Кватро или Пьяченцы). , Павия , Алессандрия и Генуя ), Тоскана и Умбрия . Этот магически-умилостивительный ритуал часто совершается во время раздачи милостыни , во время которой в обмен на подарки (традиционно яйца, вино, еду или сладости) магги (или маггерини) поют благоприятные стихи обитателям домов, которые они посещают. На итальянском полуострове эти куплеты Il Maggio очень разнообразны: большинство из них — это песни о любви с сильной романтической темой, которые молодые люди пели, чтобы отпраздновать приход весны. Римские семьи традиционно едят пекорино со свежей фасолью во время экскурсии по римской Кампанье . Символами весеннего возрождения являются деревья ( ольха , золотой дождь ) и цветы ( фиалки , розы ), упомянутые в стихах песен и которыми украшают себя маггерини. В частности, растение ольха, растущее вдоль рек, считается символом жизни и поэтому часто присутствует в ритуале.
Календимаджо исторически можно отметить в Тоскане как мифический персонаж, имевший преобладающую роль и встречавший многие атрибуты бога Белена . В Лукании «Магги» имеют явный благоприятный характер языческого происхождения. В Сиракузах, Сицилия , Альберо делла Кукканья (ср. « Сальный столб в мае проводится »), праздник, отмечаемый в ознаменование победы над афинянами под предводительством Никия . Однако Анджело де Губернатис в своей работе «Мифология растений » считает, что этот фестиваль, без сомнения, предшествовал празднику упомянутой победы.
Это праздник, который восходит к древним народам и очень интегрирован с ритмами природы, например, у кельтов (празднование Белтайна ), этрусков и лигуров , у которых приход лета имел большое значение.
Португалия [ править ]
«Майас» — это суеверие по всей Португалии, с особым акцентом на северных территориях и редко где-либо еще. Майас является доминирующим именем в Северной Португалии, но его можно называть и другими именами, в том числе Диа дас Брукшас (День ведьм), О Бурро (Осел, относящийся к злому духу) или Последнее апреля, как местное название. традиции, сохранившиеся до сих пор, происходят только в этот вечер. Люди возлагают желтые цветы метлы , кусты называются гиестами. Цветы куста, известные как Майас, помещаются на двери или ворота, а также в каждый дверной проем домов, окон, зернохранилищ, а в настоящее время также автомобилей, которые население собирает вечером 30 апреля, когда цветут португальские метлы, чтобы защитить те места от злых духов, ведьм и сглаза. Размещение майского цветка или куста в дверном проеме необходимо произвести до полуночи.
Эти праздники являются продолжением «Ос Майос» Гализы. В древности это делалось под традиционную ночную музыку. В некоторых местах дети были одеты в эти цветы и ходили с места на место, выпрашивая денег или хлеба. 1 мая люди также пели «Cantigas de Maio», традиционные песни, связанные с этим днем и всем маем.
Происхождение этой традиции можно проследить до истории католической церкви о Марии и Иосифе, бежавших в Египет, чтобы защитить Иисуса от Ирода. Говорили, что у дверей дома, где находился Иисус, можно было найти метлы, но когда воины Ирода прибыли на место, они обнаружили, что каждая дверь украшена метлами.
Румыния [ править ]
В Первомай румыны празднуют арминден (или арминдени ), начало лета, символически связанное с защитой сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных. Название происходит от славянского Jeremiinŭ dinĭ , что означает день пророка Иеремии , но обряды и обычаи празднования этого дня являются апотропными и языческими (возможно, берущими свое начало в культе бога Пана ).
Этот день также называют ziua pelinului (« день полыни ») или ziua beśivilor («день пьяниц»), и его отмечают для того, чтобы обеспечить хорошее вино осенью, а для людей и сельскохозяйственных животных – хорошее здоровье и защиту от непогоды. природа (ураганы, град, болезни, вредители). Люди устраивали вечеринки на природе, с лэутари (скрипачами) для тех, кто мог себе это позволить. Затем баранину принято жарить и есть вместе с молодой бараниной, а также пить вино с ароматом полыни или просто красное вино, чтобы освежить кровь и получить защиту от болезней. На обратном пути мужчины носят сирени на шляпах цветы или полыни.
Другие апотропные обряды включают в некоторых районах страны умывание лиц утренней росой (для здоровья) и украшение ворот на удачу и изобилие зелеными ветвями или саженцами березы (для домов с девушками-девицами). Входы в приюты для животных также украшены зелеными ветками. Все ветви оставляют на месте до сбора урожая пшеницы, после чего их используют в огне, который испечет первый хлеб из новой пшеницы.
В канун Первомая деревенские женщины не работают ни в поле, ни по дому, чтобы избежать разрушительных бурь и града, обрушившихся на деревню.
Арминден также является ziua boilor (день волов), поэтому животных нельзя использовать для работы, иначе они могут умереть, а их владельцы могут заболеть.
Говорят, что в Первомай всегда хорошая погода, чтобы люди могли праздновать.
Сербия [ править ]
«Первомайский уранак» (Подъем 1 мая) — народная традиция и праздник, заключающийся в том, что 1 мая люди выходят на природу или даже уходят накануне и ночуют у костра. Чаще всего блюдо готовят в котле или на мангале. Среди сербов этот праздник широко распространен. Практически в каждом городе Сербии есть свои традиционные первомайские экскурсионные площадки, и чаще всего это зеленые зоны за городом. [48]
Испания [ править ]
Первомай празднуется по всей стране как Лос-Майос (букв. «Мэй»), часто аналогично « Фиесте де лас-Крусес » во многих частях латиноамериканской Америки. Одним из таких примеров в Галисии является фестиваль « Фиеста де лос Майос » (или «Феста дос Майос» на галисийском , местном языке). Имеет кельтское происхождение (от праздника Белтейн). [49] и состоит из разных традиций, таких как изображения вокруг украшенного дерева или скульптуры. Люди поют популярные песни (также называемые майос ), упоминая социальные и политические события прошедшего года, иногда в форме конверса, и ходят вокруг скульптуры, постукивая двумя палками. В Луго [50] и в деревне Вилагарсиа-де-Аруса [51] Посетителям обычно предлагали чаевые, которые раньше представляли собой горсть сухих каштанов ( castañas maiolas ), грецких орехов или фундука. Сегодня традицией стал конкурс, где лучшие скульптуры и песни получают призы. [52]
В галисийском городе Оренсе этот день традиционно отмечается 3 мая, в день Святого Креста, который в христианской традиции заменил дерево, «где здравие, жизнь и воскресение», согласно вступлению дневной мессы. [53]
Северная Америка [ править ]
Канада [ править ]
Первомай отмечается в некоторых частях провинций Британской Колумбии, Квебека, Нью-Брансуика и Онтарио.
Торонто
В Торонто утром 1 мая различные отряды Morris Dancing из Торонто и Гамильтона собираются на дороге у кафе Grenadier в Хай-парке, чтобы «танцевать в мае». Затем танцоры и толпа собираются вместе и поют традиционные первомайские песни, такие как Hal-An-Tow и Padstow.
Британская Колумбия
Празднования часто проходят не 1 мая, а во время длинных выходных, посвященных Дню Виктории, позже в этом месяце и тогда, когда погода, вероятно, улучшится. Самый продолжительный постоянно соблюдаемый Первомай в Британском Содружестве проводится в городе Нью-Вестминстер , Британская Колумбия. Там 4 мая 1870 года состоялось первое первомайское празднование. [54]
США [ править ]
Первые европейские поселенцы американского континента принесли с собой свои Первомайские традиции, и Первомай до сих пор празднуется во многих частях США, причем обычаи варьируются от региона к региону. В некоторых частях США изготавливают майские корзины. Это небольшие корзины, которые обычно наполняют цветами или угощениями и оставляют у кого-нибудь на пороге. Даритель звонит в колокольчик и убегает. [55] [56]
Празднование Первомая было обычным явлением в женских колледжах и академических учреждениях в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, и эта традиция продолжается в колледже Брин-Мор. [57] и Университет Бренау [58] по сей день.
В Миннеаполисе Первомайский парад и фестиваль проводятся ежегодно в первое воскресенье мая и собирают около 50 000 человек в парке Паудерхорн . Фестиваль был инициирован Театром кукол и масок «В сердце зверя» , и теперь он децентрализован и управляется сообществом. [59] 1 мая местные группы Morris Dance сходятся на рассвете на берегу реки Миссисипи, а затем проводят остаток дня, танцуя вокруг метро. [60]
Танцоры Морриса в США продолжили английский обычай «танцевать восход солнца» в Первомай, танцуя на рассвете, приветствуя солнце и летний сезон. В 2024 году танцоры Морриса танцевали восход солнца в Колорадо, Коннектикуте, Иллинойсе, Мэриленде, Массачусетсе, Миннесоте, Миссури, Монтане, Орегоне, Пенсильвании, Род-Айленде, Вашингтоне и Висконсине. [37]
Гавайи
На Гавайях Первомай также известен как День Лея , и обычно его отмечают как день, посвященный культуре острова в целом и культуре коренных гавайцев в частности. [61] [62] Придуманный поэтом и обозревателем местной газеты Доном Бландингом , первый День Лей отмечался 1 мая 1927 года в Гонолулу . Леонард «Рэд» и Рут Хок сочинили « Первомайский день — это день Лей на Гавайях ». традиционную праздничную песню [63]
См. также [ править ]
- Флорес де Майо , аналогичный праздник, отмечаемый в течение мая на Филиппинах.
- Белтейн — гэльский первомайский фестиваль.
- Fiesta de las Cruces , праздник, отмечаемый 3 мая во многих частях Испании и латиноамериканской Америки.
- Список фильмов, действие которых происходит вокруг Первомая
- Список событий, известных по датам
- Майские богослужения Пресвятой Богородице
- Майский шест
- Майская королева
- Дано — праздник, отмечаемый в 5-й день 5-го лунного месяца в Корее.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мелтон, Дж. Гордон (2011). Религиозные праздники . АВС-КЛИО . п. 915. ИСБН 9781598842050 .
- ^ «Первомайские праздники» . Историческая Великобритания . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Уилкс, Джон (22 апреля 2023 г.). «Раскрытая таможня: появление мая» . Традфолк . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ "Первое мая" . Британская энциклопедия . Редакторы Британской энциклопедии. Британская энциклопедия, Inc. 26 июля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаттон, Рональд (1996). Станции Солнца: история ритуального года в Великобритании . Издательство Оксфордского университета . стр. 218–225. ISBN 978-0-19-820570-8 .
- ^ Джошуа, Эссака (2016). Романтики и первомайские традиции . Рутледж . п. 16.
- ^ Пирс, Р. Фестиваль Майума в Антиохии . 2 июля 2012 г. Проверено 9 апреля 2009 г. по адресу https://www.roger-pearse.com/weblog/2012/07/02/the-festival-of-the-maiuma-at-antioch/ .
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 249.
- ^ Фестус , 298 в издании Линдси.
- ^ П. Виссова, Религия и культура Ремера , 1912, Мюнхен; Х.Ле Бонньек, Культ Цереры в Риме от истоков до конца республики , 1958, Париж; Курт Латте, Römische Religionsgeschichte , 1960, Лейпциг; П.Путье, Опс и божественная концепция изобилия в римской религии до смерти Августа , BEFAR 242, 1981, Рим.
- ^ Курт Латте, Римская религиозная история , 1960, Лейпциг.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристофер Экклстоун. 2009. Фестивали . Антиопедия = Размышления о древней Антиохии. Проверено 9 апреля 2019 г.
- ↑ Малалас, Хроника 284–285.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мелтон, Дж. Гордон (2011). Религиозные праздники . АВС-КЛИО . п. 915. ИСБН 9781598842050 .
- ^ Сантино, Джек (1994). Хэллоуин и другие праздники смерти и жизни . Университет Теннесси Пресс . п. XIX.
- ^ Кох, Джон (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 331.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаттон, Рональд. Станции Солнца: история ритуального года в Британии . Издательство Оксфордского университета, 1996. стр. 218–225.
- ^ «Особые молитвы на месяцы» . Католическая энциклопедия . 1911 год . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святой Иосиф» . Британская энциклопедия . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ «Очаровательные первомайские корзинки» . www.seedsofknowledge.com. 12 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 г. . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Например, Дуглас Тодд: «Первомайские танцы прославляют неоязыческое плодородие», Vancouver Sun , 1 мая 2012 г. Архивировано 27 ноября 2019 г. в Wayback Machine : по состоянию на 8 мая 2014 г.
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1922). «Глава 56. Публичное изгнание зла». Золотая ветвь . Интернет-архив священных текстов .
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1911). «Глава VIII. Убийство древесного духа». Золотая ветвь: исследование магии и религии (Третье изд.). п. 254.
- ^ "Дублин". Хибернианский журнал; или «Хроника свободы» . 1 мая 1776 г. с. 5.
- ^ Херли, Дэвид (30 апреля 2013 г.). «Предупреждение выпущено перед майскими кострами в Лимерике» . Лимерик Лидер . Проверено 1 мая 2016 г.
- ^ «Словарь шотландского языка :: DOST :: Beltane n.» dsl.ac.uk.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Майские песни и рифмы» (PDF) . Традиционное искусство и культура Шотландии . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2018 года . Проверено 15 февраля 2018 г.
- ^ «Онлайн-словарь Джеймисона» . scotsdictionary.com .
- ^ Уилкс, Джон (30 апреля 2024 г.). «Традиционные майские события, которые стоит добавить в свой календарь» . Традфолк . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Карлайл, Родни П. (2009). Энциклопедия игр в современном обществе . Том. 1. ISBN 9781412966702 .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Нет королевы мая, поскольку Первомай Ансти нарушает 400-летнюю традицию» . Это Альфред . 2 мая 2019 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ «Веселый майский шест» . Octaviahill.org . 27 мая 2019 года . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ «(Перепечатка) Норидж Меркьюри, 10 апреля — 15 мая 1731 года» . Норвич Меркьюри. Май 1731 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Кертис, Полли (4 февраля 2011 г.). «Первомайский день вместо Первомайского дня: банковский праздник может переместиться в «самый необычный британский» октябрьский период - министр говорит, что обмен продлит туристический сезон, но профсоюзы видят заговор Тори с целью избавиться от Дня рабочих» . Хранитель . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Уилкс, Джон (22 апреля 2023 г.). «Таможня раскрыта: Джек в зеленом» . Традфолк . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мерриклаф, Джон Уилкс, Рэйчел Уилкинсон, Джеймс (30 апреля 2024 г.). «Первомайский Моррис: Где найти Морриса, танцующего рядом со мной» . Традфолк . Проверено 1 мая 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хаттон, Рональд (1996). Взлет и падение Веселой Англии (Новое изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 272–8. ISBN 0-19-285447-Х .
- ↑ Идиллии короля : Гвиневра , Альфред, лорд Теннисон , 1859 г.
- ^ «Первомайские традиции» . enidporterproject.org.uk . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Персонал (1 мая 2008 г.). «Прыгуны нарушают запрет на мосты в Первомайский день» . Новости Би-би-си . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Кордери, Стив. «Сабо для моста из чайника» . Сабо для моста для чайника . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Уилкс, Джон (30 апреля 2024 г.). «Традиционные майские события, которые стоит добавить в свой календарь» . Традфолк . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Уильямс, Виктория (2016). Празднование обычаев жизни во всем мире . АВС-КЛИО. п. 217. ИСБН 978-1440836596 .
Во время Вальпургиевой ночи Вальпургиева ночь, или Вальпургиева ночь, — одно из названий ночи 30 апреля, накануне праздника Святой Вальпурги, который приходится на 1 мая. Поскольку праздник Святой Вальпурги приходится на 1 мая, святая ассоциируется с Первомаем, особенно в Финляндии и Швеции.
- ^ Первомай во Франции Timeanddate.com .
- ^ «Изложение майского дерева: любовь, конфликты, шутки, народные обычаи» . Красочный регион (на венгерском языке). 1 мая 2016 года . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «1 МАЯ | Венгерская этнография | Справочник» . www.arcanum.com (на венгерском языке) . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Отпразднуйте Первомай по-сербски» . Балканский взгляд . 1 мая 2017 года . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «1 мая, День Бельтайна» . elcorreogallego.es .
- ^ «Festa dos Maios в Луго» .
- ^ "туризмо01" . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Маяк Виго (17 апреля 2015 г.). «Призы Festa dos Maios составят более тысячи евро» .
- ^ Да здравствует Христос Царь (2 мая 2009 г.). «Воскресная проповедь» .
- ^ Фрэнсис, Валери; Миллер, Арчи (май 1995 г.). Официальная программа празднования 125-летия Первомая и встречи выпускников Нью-Вестминстера .
- ^ Уикс, Линкольн (30 апреля 2015 г.). «Забытая традиция: День майской корзины» . НПР: Исторический факультет . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Шихи, Коллин Дж. (Ред., 1999). Театр чудес: 25 лет в сердце зверя . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . стр. 79–89.
- ^ «Традиции» . Колледж Брин-Мор . Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Моррисон, Дэвид (13 апреля 2012 г.). « Первомайские торжества в выходные дни собирают в кампусе Бренау более 300 человек» . Университет Бренау . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Первомайский день · В сердце зверя Театр кукол и масок» . Театр кукол и масок «В сердце зверя» . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ Олсон, Дэн (май 2012 г.). «Звуки и голоса Миннесоты: танцоры Морриса приветствуют весну по многовековой традиции» . mprnews.org . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Первомай – это День Лей» . Флауэрлейс. Архивировано из оригинала 29 июня 2017 года.
- ^ Иерихон (21 января 2024 г.). «Добро пожаловать, традиции Лей от Полинезии до Филиппин» . ЛихаДито . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ «История Дня Лея» (PDF) . Город и совет Гонолулу. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года.
Внешние ссылки [ править ]
- «Знакомьтесь, Томас Мортон из Мерримаунта» .
Обширные визуальные, текстовые и музыкальные исследования американских обычаев первомайского праздника со времен первых майских праздников были проведены на горе Ма-Ре или плантации Мерримаунт в Массачусетском заливе в мае 1627 года, организованные англичанином Томасом Мортоном; а в прошлом году губернатор штата Массачусетс Деваль Патрик провозгласил 1 мая Днем Томаса Мортона.
- «Первомайские классные ресурсы» . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года.
- «Дети танцуют на майском шесте - архивные кадры» .
- «Веб-сайт с информацией о современном праздновании Дня гавайских леев с информацией о леях как традиционном гавайском культурном искусстве» .
- «Традиционные первомайские песни с отсылками» .
- «Танцы вверх по солнцу - Первомайские праздники Морриса Танцев в Северной Америке» .
- «Первомайские обычаи и праздники» .
- Первое мая
- Германское язычество
- Международные праздники
- Современное язычество в Соединенном Королевстве
- Государственные праздники в Финляндии
- Государственные праздники в Ирландской Республике
- Государственные праздники в Норвегии
- Государственные праздники в Шри-Ланке
- Государственные праздники в Швеции
- Дни развевающегося флага Польши