Нага Панчами
Нага Панчами | |
---|---|
![]() Нагам поклонялись в Нагастане, храме нагов в Чандрагири , Катманду, во время Нага Панчами. | |
Также называется | Нага Пуджа |
Наблюдается | Индусы , джайны и буддисты |
Тип | Религия, Индия и Непал |
Обряды | Почитание кобр или их изображений |
Дата | Шраавана Шукла Панчами |
Даты индуистских фестивалей | |

Нага Панчами ( санскрит : नागपञ्चमी, IAST : Nāgapañcami ) — день традиционного поклонения нагам ( или наджам или клягам) или змеям (которые связаны с мифическими существами нагов ), наблюдаемый индуистами , джайнами и буддистами по всей Индии, Непале. и другие страны, где живут приверженцы индуизма , джайнизма и буддизма . [2] [3] [4] Поклонение совершается в пятый день светлой половины лунного месяца Шравана (июль/август) по индуистскому календарю . [5] Некоторые индийские штаты, такие как Карнатака , Раджастхан и Гуджарат , празднуют Нага Панчами в темную половину ( Кришна Пакша ) того же месяца. [6] В рамках праздника нага или змеиное божество, сделанное из серебра, камня, дерева или картины, совершают почтительную ванну с молоком и просят его благословения для благополучия семьи. [3] В этот день также поклоняются живым змеям, особенно кобрам , особенно с подношением молока и обычно с помощью заклинателя змей . [7]
В эпосе Махабхарата мудрец Астика не дает царю Джанамеджае принести в жертву и в конечном итоге уничтожить змеиную расу ( Сарпа Сатра ). Это жертвоприношение было совершено Джанамеджая, чтобы отомстить за смерть своего отца Парикшиты , убитого Такшакой , царем змей. День, когда жертвоприношение было прекращено, был в день Шукла Пакша Панчами в месяце Шравана. Во время этого жертвоприношения Махабхарата в целом была впервые рассказана мудрецом Вайшампаяной . [8] С тех пор этот день отмечается как Нага Панчами. [9]
Этимология
[ редактировать ]Панчами — пятый день из пятнадцати дней растущей и/или убывающей луны. Этот особый день поклонения змеям всегда приходится на пятый день убывающей луны в лунном индуистском месяце Шравана, июль/август. [10] Поэтому его называют Нага Панчами (Нага: кобра или просто змея). [11]
Легенды
[ редактировать ]существует множество легенд В индуизме и фольклоре , повествующих о важности поклонения змеям. [2] Согласно индуистским Пуранам и Махабхарате , Кашьяпа , внук творца вселенной Господа Брахмы , женился на двух дочерях Праджапати Дакши , Кадру и Винате . Кадру затем породила расу Нагов , а Вината родила Аруну , который стал колесничим бога Солнца Сурьи , а также родила великого орла Гаруду , который стал носителем Вишну . [12] Нага Панчами — это также день, когда Акхара , традиционные индийские борцовские залы, проводят специальные праздники в честь мистического символизма змеи как символа мужественности и энергии кундалини . [7]
История
[ редактировать ]Индийские писания, такие как Агни Пурана , Сканда Пурана , Нарада Пурана и Махабхарата, подробно описывают историю змей, превознося поклонение змеям. [2]
В Махабхараты эпосе Джанамеджая , сын царя Парикшиты из династии Куру, совершал змеиное жертвоприношение, известное как Сарпа Сатра , чтобы отомстить за смерть своего отца от укуса змеи, укусившего змеиного царя по имени Такшака . [13]

Был специально возведен жертвенный камин, и плеяда ученых мудрецов-брахманов начала огненное жертвоприношение с целью убить всех змей в мире. Жертвоприношение, совершенное в присутствии Джанамеджаи, было настолько мощным, что все змеи упали в Ягна-кунду (жертвенный костер). Когда жрецы обнаружили, что только Такшака, укусивший и убивший Паришшихиту, сбежал в нижний мир Индры в поисках его защиты, мудрецы увеличили темп чтения мантр (заклинаний), чтобы утащить Такшаку, а также Индру к жертвенному огню. Такшака обвился вокруг кроватки Индры, но сила жертвенной яджны была настолько мощной, что даже Индру вместе с Такшакой потащили к огню. [9]
Это напугало богов, которые затем обратились к Манасадеви с просьбой вмешаться и разрешить кризис. Затем она попросила своего сына Астику пойти к месту проведения яджны и обратиться к Джанамеджае с просьбой остановить яджну Сарпа Сатра. Астика впечатлил Джанамеджаю своим знанием всех шастр (писаний), которые позволили ему искать блага. Именно тогда Астика попросил Джанамеджею остановить Сарпа Сатру. Поскольку ни разу не было известно, чтобы король отказывался от дара, данного брахману, он уступил, несмотря на защиту риши, проводивших яджну. Затем яджна была остановлена, и таким образом жизнь Индры, Такшаки и других его змеиных рас была сохранена. Этот день, согласно индуистскому календарю, оказался Надивардхини Панчами (пятый день светлых двух недель лунного месяца Шравана в сезон дождей ), и с тех пор этот день является праздничным днем нагов, поскольку в этот день им была сохранена жизнь. день. Индра также пришёл к Манасадеви и поклонился ей. [9]
Согласно «Гаруда-пуране» , вознесение молитв змее в этот день благоприятно и принесет хорошие вести в жизни. После этого следует накормить брахманов. [14]
Поклонение
[ редактировать ]В день Нага Панчами Нагам, кобрам и змеям поклоняются молоком, сладостями, цветами, лампами и даже жертвоприношениями. Нагов или змеиных божеств, сделанных из серебра, камня, дерева или картин на стене, сначала омывают водой и молоком, а затем им поклоняются, читая следующие мантры. [2] [15]
Деванагари | Романизация ( IAST ) | Черновой перевод |
---|---|---|
|
|
|
|
|
|
В этот день соблюдают пост и браминов кормят . Соблюдаемое в этот день благочестие считается надежной защитой от страха укуса змеи. Во многих местах поклоняются настоящим змеям и проводят ярмарки. В этот день копание земли запрещено, так как это может убить или нанести вред змеям, обитающим в земле. [2]

В некоторых регионах страны молоко предлагают вместе с сахаром, рисовым пудингом . Особенностью является подношение цветка лотоса , помещенного в серебряную чашу. Перед этой чашей ранголи создается на полу с помощью кисти из дерева, глины, серебра или золота с использованием пасты сандалового дерева или куркумы в качестве краски (цветной узор) в виде змеи. Узор будет напоминать змею с пятью капюшонами. Затем преданные поклоняются этому изображению на полу. В деревнях обыскивают муравейники , где предположительно обитают змеи. Благовония приносятся муравейнику в качестве молитвы вместе с молоком (фольклорный миф о кормлении змей молоком), чтобы заманить змей в ловушку и заставить их выйти из муравейника. После этого в отверстие муравейника выливают молоко как возлияние змеиному богу. [14]
По этому случаю дверные проемы и стены снаружи дома разрисовываются изображениями змей, на них также пишутся благоприятные мантры (заклинания). Считается, что такие изображения отпугивают ядовитых змей. [14]
Нага Панчами также является событием, наблюдаемым как Бхратру Панчами , когда женщины с братьями поклоняются змеям и их норам и возносят молитвы, чтобы умилостивить Нага , чтобы их братья были защищены и не пострадали и не умерли из-за укуса змеи. [2]
Нага Панчами также празднуется как Вишари Пуджа или Бишари Пуджа в некоторых частях страны, а Биша или Виша означает «яд». [16]
Сказки
[ редактировать ]Помимо упоминаний в Священных Писаниях о змеях и празднике, существует также множество народных сказок. Одна из таких историй — о фермере, живущем в деревне. У него было два сына, один из которых убил трех змей во время пахоты . [17] В ту же ночь мать змеи отомстила, укусив фермера, его жену и двоих детей, и все они умерли. На следующий день единственная выжившая дочь фермера, обезумевшая и опечаленная смертью своих родителей и братьев, умоляла мать-змею предложить ей чашу молока и попросить прощения и вернуть жизнь своим родителям и братьям. Довольная этим подношением, змея простил их и вернула к жизни фермера и его семью. [18]
В фольклоре змеи также относятся к сезону дождей — варша-риту на санскрите . Их также изображают как божества прудов и рек и говорят, что они являются воплощением воды, вытекающей из своих нор, как источник воды. [19]
Региональные традиции
[ редактировать ]
Поскольку считается, что змеи обладают большей силой, чем люди, и из-за их связи с Шивой , Деви , Вишну и Субраманьей , внушается определенная степень страха, что приводит к обожествлению кобры и поклонению ей по всей стране со стороны индуистов. [16]
Змея связана с лунными узлами, известными в индуистской астрологии . Голову змеи представляет Раху («Голова Дракона»), а хвост — Кету («Хвост Дракона»). Если в зодиакальной карте человека все семь главных планет расположены между Раху и Кету в обратном порядке (против часовой стрелки), это, как говорят, обозначает Каласарпа дошу (дефект, вызванный черными змеями), что предвещает неудачи и трудности в жизни человека. жизнь и поэтому умилостивлялся, предлагая поклонение змеям в день Нага Панчами. [3]
Центральная Индия
[ редактировать ]В Центральной Индии, в Нагапуре , змеи штата Махараштра имеют особую индивидуальность. Название города происходит от слова «Нага», что означает «змея», поскольку это место кишело змеями. Нагапур был родиной народа «нага», который принял буддизм, поддерживал его большими усилиями в ранний период и распространял его по всей Индии. В храме Нагаоба в Махале совершается богослужение в день Нага Панчами; храм был найден под деревом ним, известным как «Нагаоба ка вота», под платформой. Еще одно важное событие, проводимое по этому случаю, - это трудный поход, известный как Нагадвар Ятра, в Пахмархи . По этому случаю еда готовится как подношение змеиному богу. готовится в кадае . [3]
Нага Чандрешвар Удджайн
[ редактировать ]Это дополнительный храм, расположенный на третьем этаже храма Махакалешвара Джьотирлинга в Удджайне. Особенность этого храма в том, что он открыт только один день в году, в день Нага Панчами, а в остальное время года закрыт. Мурти Нагачандрешвара уникальны тем, что Шива и Парвати сидят на десяти змеях с капюшонами в окружении Нанди Ганеши и других мурти. Считается, что здесь живет великий змей Такша и молитва во время Нага Панчами избавляет преданного от различных недугов и дош, таких как Нага Доша, Сарпа Доша и любые формы Доши. [20]
Северная и Северо-Западная Индия
[ редактировать ]Нага Панчами празднуется по всей Северной Индии . В Кашмире с исторических времен индуисты поклонялись змеям, и, по сообщениям, мест поклонения насчитывается 700. [21] [22]
На северо-западе Индии, в таких городах, как Бенарес , это время, когда украшаются ахара (места тренировок и соревнований по борьбе) в рамках празднования Нага Панчами; по этому случаю ахкары тщательно убираются, стены раскрашиваются изображениями змей, председательствуют священники, а гуру почитаются вместе со спонсорами. Его значение состоит в том, что борцы символизируют мужественность, а Нага символизирует эту «схему мужественности». [23] Акхары украшены изображениями змей, пьющих молоко. [18]
В Нарасинггарх- акхаре в Варанаси есть специальный храм, посвященный Нага Радже (Царю змей), где над изображением змеи подвешивают чашу и в нее льют молоко так, что оно стекает по змеиному богу в качестве подношения. [24]
В этот день заклинатели змей повсюду в городах и деревнях, выставляя змей в своих корзинах, в которых смешаны все виды змей, такие как питоны , крысиные змеи и кобры. Некоторые заклинатели змей вешают себе на шею обмякших змей, и наблюдать за этими сценами собираются толпы людей. По этому случаю также поклоняются змеям в корзине. [25]
Однако в Пенджабе этот праздник отмечается в другом месяце и в другом формате, в месяце Бхадра ( сентябрь – октябрь) и называется Гуга Наувами (девятый день лунного месяца во время яркой половины Луны). делают изображение змеи По этому случаю из теста , хранят его в «веяльной корзине» и разносят по деревне. Жители деревни приносят муку и масло в жертву изображению . В конце парада змею официально хоронят, и женщины поклоняются змее в течение девяти дней и приносят в жертву творог . [16]
Западная Индия
[ редактировать ]
Как и в остальной части страны, Нага Панчми празднуется в Западной Индии и известен как Кетарпал или Кшетрапал , что означает «защитник своих владений». [26]
В этой части страны змею называют Бхуджан , что также является санскритским названием змеи в регионе Катч . Это название присвоено городу Бхудж , который расположен ниже холма Бхуджия, в честь Бхуджанга, поскольку он был обителью змей. На вершине этого холма находится форт, известный как Форт Бхуджа , где был построен храм для бога-змеи, а второй храм находится у подножия холма, известного как Нани Деви. [26]
Форт Бхуджа был ареной крупной битвы между Дешалджи I , правителем Катча, и Шер Буланд-ханом, могольским наместником Гуджарата , вторгшимся в Катч. Это был ранний период правления Дешалджи. Когда армия Катча была на грани поражения в битве, группа Нага Бава открыла ворота форта Бхуджиа, хитроумно посетив храм Наг для поклонения, и присоединилась к битве против армии Шер Буланд Хана. В конце концов Дешалджи I выиграл битву. С этого дня Нага Бава и их лидер занимают почетное место в процессии, проводимой в день Нага Панчами. [26]
Внутри форта, в одном углу, находится небольшая квадратная башня, посвященная Бхуджангу Наге (змеиному богу), который в фольклоре считается братом ШешНаги . Говорят, что Бхуджан Нага пришел из Тана из Катхиавара и освободил Катча от гнета демонов, известных как дайтьи и ракшасы . [26] Змеиный храм также был построен во время укрепления холма во время правления Дешалджи I и снабжен чхатри . Каждый год в день Нага Панчами на территории храма проводится ярмарка. В общине синдхов Нага Панчами празднуется в честь Гогро .
Восточная и Северо-Восточная Индия
[ редактировать ]В восточных и северо-восточных штатах Индии, таких как Западная Бенгалия , Джаркханд , Орисса и Ассам , богине поклоняются как Манасе . Согласно индуистской мифологии , Манаса — богиня-змея, которую также звали Джараткару и жена мудреца-брамина, которого также звали Джараткару. По этому случаю ветку растения манаса со продажей (euphorbia lingularum), символизирующую богиню Манасу, прикрепляют к земле и поклоняются ей не только в месяц Шраван, как и в остальной части страны, но и в месяц Бхадра Маса. . Фестиваль проводится на территории дома. [16]
Южная Индия
[ редактировать ]
В Южной Индии змею отождествляют с Субраманьей (командующим небесной армии), а также с Шивой и Вишну . [16]
В Карнатаке подготовка к фестивалю начинается в день новолуния Бхимана Амавасья , за пять дней до праздника Панчами . Девушки возносят молитвы изображениям из белой глины, расписанным белыми точками. Они дают обет, привязывая к правому запястью нитку, смоченную пастой куркумы, и возносят молитвы. На полу перед домом рисуют изображение змеи и предлагают в качестве жертвоприношения молоко. В ночь перед праздником соблюдают полный пост или придерживаются бессолевой диеты. После пуджи проводится пиршество. [27]
В Южной Индии поклоняются как скульптурным, так и живым змеям. В каждой деревне есть змеиное божество. Ему поклоняются как одной змее или девяти змеям, называемым Нава Нага , но популярной формой являются две змеи в форме « жезла Эскулапа ». Каждый верующий в Южной Индии поклоняется муравейнику, где, как сообщается, обитают змеи. Женщины украшают муравейник пастой из куркумы, киноварью и сахаром, смешанными с пшеничной мукой. Украшают его цветами с помощью ниток, привязанных к деревянным рамам. В Махараштре они пять раз обходят муравейник в режиме поклонения, распевая песни, восхваляющие змеиных богов. [21]
Другая форма поклонения, практикуемая женщинами, у которых по разным причинам нет детей, - это установка каменных статуй змей под деревом пипал и совершение поклонения с просьбой о благословении змеиного бога на дарование им детей. Это делается потому, что считается, что змеи олицетворяют мужественность и обладают даром вызывать плодовитость и лечить бесплодие. [16]
В Курге в Карнатаке установлена платформа предков, называемая нока , из грубых камней, которые, как полагают, являются воплощением предков в форме змей, но им не обязательно поклоняются в день Нага Панчами. [16]
В Керале Ижавас Наирс и . поклоняются Змеям Обычно в юго-западном углу дома предков возводится святилище бога-змеи, а также храм пара-деваты. . [16] В день Нага Панчами женщины накануне постятся. Затем в День Нага Панчами они совершают омовение на рассвете и молятся в тхаравад Сарпа каву. Они забирают молоко Тритхама домой. Цветок Чембарати (Гибискус) окунают в молоко и посыпают на спину брата, а затем делают арти. Затем на правом запястье брата завязывают нить, смоченную куркумой. После этого накрывают пир.
Праздник в Непале
[ редактировать ]
Ритуал широко соблюдается в Непале, особенно во время битвы между Гарудой и большой змеей. [28] [29]
В храме Чангу Нараян в Катманду есть статуя Гаруды, которая, как говорят, была установлена самим Гарудой, и в день Нага Панчами изображение, как говорят, покрывается потом, вспоминая свою великую битву с гигантской змеей; люди собирают пот и используют его для лечения проказы . [29]
Общины непальской диаспоры также вынесли ритуал за пределы Непала в разные страны своего расселения.
Соблюдение в Пакистане
[ редактировать ]Синдхи , этническая группа, проживающая преимущественно в Пакистане, празднуют Нага Панчами , почитая Гогро , мифического персонажа, защищающего от укусов змей. [30] [31]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Наг Панчами в 2022 году | Calendar Labs» . КалендарьЛабс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Верма 2000 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б с д «Наг Панчами: смесь веры и суеверий» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 14 августа 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Пожелания Наг Панчами 2017 с изображениями – QuintDaily» . 26 июля 2017 г.
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Розен. п. 454. ИСБН 978-0-8239-3180-4 .
- ^ «Дата и время Наг Панчам Пуджи 2019 года в Нью-Дели, Северное время, Индия» . Дрикпанчанг . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Тело борца» . публикация.cdlib.org . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Адивансаватарана Парва: Раздел LX» . www.sacred-texts.com . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарг 1992 , с. 743.
- ^ «Наг Панчами 2021, Индия: дата, история, значение, змеиный бог» . НОВОСТИ СА . 12 августа 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Каково значение молока в Наг Панчами — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Астика Парва: Раздел XVI» . www.sacred-texts.com . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Нааг Панчами: Праздник змей» . Стимит . 27 июля 2017 г. Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Альтернатива 1992 , стр. 137–138.
- ^ «НАГ и Нав Наг Стотра» . Маре Иеронимус | Танцевальное искусство | Священное Тело . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шарма 2008 , стр. 68–70.
- ^ «Наг Панчами празднуется традиционным поклонением змеям» . Таймс оф Индия . 2 августа 2014 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Альтернатива 1992 , с. 138.
- ^ Альтер 1992 , с. 143.
- ^ «Наг Панчами 2019: Этот храм открывается только в Наг Панчами, во время пуджи присутствует сам Наградж Такшак» . Дайник Джагран (на хинди) . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бальфур 1885 , с. 577.
- ^ «Поклонение змеям – фестиваль Наг Панчами» . Зи Новости . 27 июля 2017 г. Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Альтер 1992 , с. 136.
- ^ Альтер 1992 , стр. 139–140.
- ^ Альтер 1992 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д Дилипсингх 2004 , с. 38.
- ^ Джаганнатан 2005 , с. 91.
- ^ Клаус, Diamond & Mills 2003 , стр. 689.
- ^ Jump up to: а б Брокман 2011 , с. 93.
- ^ «Храм синдхов Гурмандира, индуистский храм в Торонто, Онтарио, Канада, синдхи Торонто» . Гурмандир.com . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ «Важные дни» . Джулелал.com . Проверено 26 октября 2021 г.
- Библиография
- Альтер, Джозеф С. (1992). Тело борца: идентичность и идеология в Северной Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-91217-5 .
- Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии, Коммерческая промышленность и наука: продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и производства . Бернард Куоритч. п. 577 .
- Брокман, Норберт (13 сентября 2011 г.). Энциклопедия священных мест . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-655-3 .
- Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет Энн (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Рутледж. ISBN 978-0-415-93919-5 .
- Даллапиккола, Алабама (ноябрь 2003 г.). Индуистские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70233-2 .
- Дилипсинх, Канзас (1 января 2004 г.). Кач в Festival and Custom . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-0998-4 .
- Гарг, Ганга Рам (1992). Энциклопедия индуистского мира . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-7022-376-4 . Проверено 2 августа 2013 г.
- Джаганнатан, Майтхили (1 января 2005 г.). Южноиндийские индуистские фестивали и традиции . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-415-8 .
- Шарма, Уша (1 января 2008 г.). Фестивали в индийском обществе (набор из 2 томов) . Публикации Миттала. ISBN 978-81-8324-113-7 .
- Верма, Маниш (2000). Посты и фестивали Индии . Diamond Pocket Books (P) Ltd. ISBN 978-81-7182-076-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Дхаллапикколы
Внешние ссылки
[ редактировать ]