Лори
Лори | |
---|---|
![]() Лори Костер | |
Официальное название | Лори |
Также называется | Лал Лой |
Наблюдается | Жители Северной Индии : Пенджаб, Джамму, Харьяна и Химачал П, Дограс, Харьянвис и Химачали по всему миру, но интенсивность лучше всего заметна в Северной Индии. |
Тип | Религиозный, культурный, сезонный |
Значение | Праздник середины зимы, празднование зимнего солнцестояния. |
Торжества | Костер, песня (Бхангра и Гиддха) |
Частота | Раз в год |
Связано с | Дулла Бхатти [1] |
Часть серии о |
Пенджабцы |
---|
![]() |
![]() Пенджабский портал |
Лори — популярная зимняя догра. [2] [3] и панджаби [4] фольклорный праздник отмечается преимущественно в Северной Индии . [примечание 1] Значение и легенды о фестивале Лори многочисленны, и они связывают фестиваль с регионом Дуггар. [2] и регион Пенджаб . [6] Многие полагают, что этот праздник знаменует собой зимнее солнцестояние . Лори знаменует конец зимы и является традиционным приветствием более длинных дней и путешествия солнца в Северное полушарие . Его отмечают в ночь перед Магхи .
Лори — официальный праздник в Пенджабе . [7] [8] Джамму [9] и Химачал-Прадеш . [10] Фестиваль отмечается в Дели и Харьяне, но не является официальным праздником. [примечание 2] Во всех этих районах фестиваль отмечают сикхи, индуисты и все желающие. [12] В Пенджабе, Пакистан, на официальном уровне это не наблюдается; однако сикхи, индуисты и некоторые мусульмане отмечают праздник в сельской местности Пенджаба, а также в городах Фейсалабад и Лахор. [13] [14]
Дата
[ редактировать ]Лори празднуется за день до Магхи ( Макар Санкранти ), и его дата определяется по индуистскому солнечному календарю . Дата Лори меняется каждые 70 лет. В конце 19 века Лори падал 11 января. [15] [16] В середине 20 века праздник отмечали 12 января. [17] или 13 января. В 21 веке Лори обычно приходится на 13 или 14 января. Лори в 2024 году выпадет на 14 января, а Маги — на 15 января. [18]
История
[ редактировать ]
Лори упоминается европейскими посетителями дарбара махараджи Ранджита Сингха в Лахоре, такими как Уэйд, посетивший махараджу в 1832 году. [19] Капитан Макесон описал, как махараджа Ранджит Сингх раздавал костюмы и большие суммы денег в качестве наград в день Лори в 1836 году. [20] Празднование Лори с разведением ночью огромного костра отмечается также при королевском дворе в 1844 году. [21]
В отчетах о праздновании Лори в королевских кругах не упоминается происхождение фестиваля. Однако о Лори существует много фольклора. Лори – это праздник наступления более длинных дней после зимнего солнцестояния . [22] [23] [24] Согласно фольклору, в древние времена Лори праздновали в конце традиционного месяца, когда наступает зимнее солнцестояние. [25] [26] Он отмечает, что дни становятся длиннее по мере продвижения солнца на север. На следующий день после Лори празднуют Макар Санкранти . [27]
Лори — древний фестиваль середины зимы, происходящий в регионах вблизи Гималаев, где зима холоднее, чем на остальной части субконтинента. Индусы и сикхи традиционно разжигали костры во дворах после нескольких недель посевных работ сезона Раби , общались вокруг костра, пели и танцевали вместе, отмечая конец зимы и наступление более длинных дней.

Значение
[ редактировать ]Древнее значение фестиваля заключается в том, что это празднование сезона озимых культур. [28] и связан с регионом Пенджаб. [29] [30] [31] Популярный фольклор связывает Лори с историей о Дулле Бхатти. Центральной темой многих песен Лори является легенда о Дулле Бхатти (Рай Абдулла Бхатти), отцом которого был заминдар , живший в Пенджабе во время правления императора Великих Моголов Акбара . [32] В Пенджабе его считали героем за то, что он спас пенджабских девочек от насильственной продажи на невольничьем рынке Ближнего Востока. [33] [32] Среди тех, кого он спас, были две девочки Сундри и Мундри, которые постепенно стали темой фольклора Пенджаба . В рамках празднования Лори дети ходят по домам и поют традиционные народные песни Лори, в которые входит имя «Дулла Бхатти». Один человек поет, а другие заканчивают каждую строчку громким «Хо!» поется в унисон. Ожидается, что после окончания песни взрослый в доме угостит певческую труппу молодежи закусками и деньгами. [32] Лори также знаменует начало сезона сбора урожая и солнечных дней. [34]
Торжества
[ редактировать ]Фестиваль отмечают разжиганием костров, поеданием праздничной еды, танцами и сбором подарков. В домах, где недавно состоялась свадьба или рождение детей, празднование Лори достигнет более высокого уровня волнения. Большинство жителей Северной Индии обычно устраивают частные празднования Лори у себя дома. Ритуалы Лори проводятся под аккомпанемент специальных песен Лори. [35]
Пение и танцы являются неотъемлемой частью празднования. Люди надевают самые яркие одежды и приходят танцевать бхангра и гидда в такт дхолу . Поются пенджабские песни, и все радуются. Сарсон да сааг с макки ди роти обычно подают в качестве основного блюда на ужине Лори. Лори имеет большое значение для фермеров. Однако люди, проживающие в городских районах, также празднуют Лори, поскольку этот фестиваль дает возможность пообщаться с семьей и друзьями. [36]
Костер и праздничная еда
[ редактировать ]Лори отмечается костром. Зажигание костров во время этого зимнего праздника – древняя традиция. Древние люди зажигали костер, чтобы возродить возвращение более длинных дней. [37] [38] [39]

В Пенджабе Лори отмечается поеданием снопов жареной кукурузы нового урожая. [40] Январский урожай сахарного тростника отмечается на фестивале Лори. [41] Продукты из сахарного тростника, такие как гурх и гачак, занимают центральное место в праздновании Лори, как и орехи, которые собирают в январе. Другой важный продукт питания Лори — редис, который можно собирать с октября по январь. Зелень горчицы выращивают преимущественно в зимние месяцы, поскольку культура соответствует агроклиматическим условиям. [42] Соответственно, зелень горчицы – это тоже зимняя продукция. Традиционно едят Гаджак , Сарсон да Сааг с Макки ди роти , редисом , арахисом и неочищенным сахаром . [43] Также традиционно едят рис тиль, который готовят путем смешивания неочищенного пальмового сахара , семян кунжута и воздушного риса. [44] В некоторых местах это блюдо, больше похожее на закуску, называют тильчоли.
Танец Чаджа и танец Хиран.
[ редактировать ]Лори в Джамму особенный из-за различных дополнительных традиций, связанных с ним, таких как изготовление и танцы Чаджи, танец Хиран, изготовление гирлянд Лори. Маленькие дети готовят копию павлина, известного как Хаджа . Они несут эту хаджу и ходят из одного дома в другой, празднуя Лори. В Джамму и его окрестностях исполняется особый танец Хиран. В избранных домах, где проводятся благоприятные церемонии, готовятся блюда. В день Лори дети надевают специальные гирлянды из арахиса, сухофруктов и конфет. [45] [примечание 3]
Сбор предметов Лори и сладости или сладости.
[ редактировать ]В различных местах Пенджаба , примерно за 10–15 дней до Лори, группы мальчиков и девочек ходят по окрестностям, собирая дрова для костра Лори. В некоторых местах они также собирают такие предметы, как зерно и неочищенный пальмовый сахар, которые продаются, и доходы от продажи делятся между группой. [37]
В некоторых частях Пенджаба мальчики проводят популярное развлечение «кошелек или угощение». Они выбирают члена группы, мажут ему лицо пеплом и обвязывают его талию веревкой. Идея состоит в том, чтобы выбранный человек служил сдерживающим фактором для людей, которые воздерживаются от передачи предметов Лори. Мальчики поют песни Лори, прося предметы Лори. Если дано недостаточно, домовладельцу будет поставлен ультиматум: либо дать больше, либо веревка будет ослаблена. Если дано недостаточно, то мальчик, у которого измазано лицо, попытается проникнуть в дом и разбить глиняные горшки или глиняную печь. [37]
Практики
[ редактировать ]В течение дня дети ходят от дома к дому, распевая песни, и получают сладости и закуски, а иногда и деньги. Отвергнуть их с пустыми руками считается неблагоприятным. Где семьи приветствуют молодоженов и новорожденных, [47] запросы на угощения увеличиваются. [37]
Коллекции, собранные детьми, известны как Лори и включают тиль, гаччак, кристаллический сахар, гур (неочищенный сахар), мунгпхали (арахис) и пхулия или попкорн. Затем Лори раздают ночью во время фестиваля. В огонь также бросают арахис, попкорн и другие продукты питания. Для некоторых бросание еды в огонь символизирует сожжение старого года и начало следующего года в Макар Санкранти .
Костер зажигают на закате на главной площади деревни. кунжут, гур, леденцы и репейники Люди бросают в костер , сидят вокруг него, поют и танцуют, пока огонь не угаснет. Некоторые люди совершают молитву и ходят вокруг костра. Это проявление уважения к природному элементу огня. [48] традиция, распространенная во время празднования зимнего солнцестояния. Традиционно гостям предлагают тиль, гаччак, гур, мунгпхали (арахис) и пхулия или попкорн. также обливают костер молоком и водой, Индусы чтобы поблагодарить Бога Солнца и искать его постоянной защиты.
Среди некоторых слоев сообщества синдхов фестиваль традиционно отмечается как Лал Лой . В день Лал Лои дети приносят деревянные палочки от своих бабушек и дедушек и тетушек и зажигают огонь, сжигая палки ночью, а люди танцуют и играют вокруг костра. Фестиваль набирает популярность среди других синдхов, где Лори не является традиционным фестивалем. [49]
Лори и финансовый год
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что в XIX веке доходы от озимых культур собирались либо на Лори, либо на Маги . [50]
Праздничная зона
[ редактировать ]
Лори отмечается в честь последнего из самых холодных дней зимы. Фестиваль отмечается в Дели, Пенджабе, Харьяне, Химачал-Прадеше и регионе Джамму в Джамму и Кашмире со времен Великих Моголов. [51] фестиваль отмечается как Лал Лой В сообществе синдхов . [52] [53] [54] [55]
Песни Лори
[ редактировать ]![]() | В этом разделе должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( январь 2023 г. ) |
Есть много песен Лори. Например, в следующей песне есть слова, выражающие благодарность Дулле Бхатти (хо в хоре): [56]
Ты красивый!
Почему ты думаешь обо мне?
Дулла Бхатти, ва-ля-хо!
Дулхе ди дхи вьяйае хо!
Сэр, я в этом сомневаюсь!
Вы идете по правильному пути!
Куда да саалу паата хо!
Приветствую вас!
Чача гали десе!
Чаче чори кутти! замидара лутти!
Заминдар судхайе!
Бум Бум Бхол Ааа!
Осталась одна дырка!
Солдата увезли далеко!
Сипахи и все такое!
Панви ро те Панви Питт!
Сану де де Лори, ты тери дживе джоди!
(Смеяться, плакать или выть!)
Перевод
Красивая девушка
Кто подумает о тебе
Дулла из клана Бхатти будет
Дочь Дуллы вышла замуж
Он дал одну серу сахара!
Девушка одета в красный костюм!
Но ее шаль порвана!
Кто сошьет ей шаль?!
Дядя приготовил чори!
Хозяева разграбили его!
Хозяева избивают!
Пришло много простоголовых мальчишек!
Один простак остался позади!
Солдат арестовал его!
Солдат ударил его кирпичом!
(Плачь или выть)!
Дайте нам Лори, да здравствует ваша пара (семейной паре)!
То ли плачешь, то ли головой ударишься потом!
Подобные фестивали в других странах
[ редактировать ]Фестивали, аналогичные Лори, отмечаются в различных регионах мира.
Во время святок христианские прихожане часто держат свечи во время песнопения « Тихая ночь» на церковных службах, а дома сжигают святочные поленья: «как огонь разгорался ярче и горел жарче, и как полено превращалось в пепел, оно символизировало последний и окончательный Христов путь». торжествовать над грехом». [57]
Фестиваль Хогманай отмечается в первый день Нового года. Фестиваль огня в Стонхейвене в Шотландии является прямым потомком зажигания костров в день зимнего солнцестояния. [58] Еще одно событие отмечается каждый 11 января, когда пылающий Клави (бочка, полная посохов) проносится по Бургхеду и вклинивается на холме Дори. Когда он догорает, люди берут тлеющие угли, чтобы принести удачу в наступающем году. [59]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Цитата: «Лори — зимний праздник Пенджаба, который отмечают все люди». [5]
- ^ По словам Сайни (1968), «с прибытием перемещенных лиц из Западного Пенджаба сюда были завезены «Лохри», «Байсахи» и т. Д.»» [11]
- ↑ Согласно правительственному порталу Джамму Кашмира: «Пенджабские фестивали, такие как Лори и Вайсакхи, отмечаются с большим рвением и энтузиазмом по всему региону, наряду с Днем присоединения, ежегодным праздником, посвященным вступлению Джамму и Кашмира в состав Доминиона Индии» [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О Лори, вспоминая Дуллу Бхатти, землевладельца, который противостоял могучему Акбару» . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. п. 53. ИСБН 978-81-7387-082-8 .
Лори имеет особое значение в районе Дуггара и его окрестностях...
- ^ Excelsior, Daily (12 января 2023 г.). «Лори – фестиваль костров догров» . Ежедневный Эксельсиор . Проверено 29 декабря 2023 г.
Лори — один из главных фестивалей Догра.
- ^ Кембриджская антропология, том 25, выпуск 3 (2006)
- ^ С. Уорриер; Джон Г. Уолш (2001). Даты и значение религиозных и других многоэтнических праздников, 2002–2005 гг . Фулшем. п. 112. ИСБН 978-0-572-02659-2 . , Цитата: «Лохри — зимний праздник Пенджаба, который отмечают индуисты и сикхи».
- ^ Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-082-8 .
- ^ Список праздников punjab.gov.in Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Список праздников правительства Пенджаба на 2019 год.
- ^ Список праздников на 2023 календарный год.
- ^ «Правительство HP – Праздники – Правительство штата Химачал-Прадеш, Индия» . Химачал.nic.in . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Сайни, П. (1968). Открытие Харьяны. Индия: Хира Паркашан
- ^ Чаухан, Рамеш К. (1995) Пенджаб и вопрос о гражданстве в Индии. Глубокие и глубокие публикации [1]
- ^ AsiaNews.it. «Пенджаб празднует» . asianews.it . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Дилагира, Хараджиндара Сингха (1997). Сикхский справочник . Сикхский образовательный фонд Сикхского университетского центра, Дания. ISBN 978-0-9695964-2-4 .
- ^ офицер поселения Пенджаб; Талбот, Уолтер Стэнли (1901). Заключительный отчет о пересмотре поселения в округе Джелум в Пенджабе . «Гражданская и военная газета» Пресс.
Лори, (около 11 января)
- ^ Доктор Х.С. Сингха (2005). Сикхские исследования . Хемкунт Пресс. стр. 101–102. ISBN 978-81-7010-245-8 .
- ^ Браун, Алан (1986). Праздники в мировых религиях . Лонгман. ISBN 978-0-582-36196-6 .
Лори (около 12 января)
- ^ «Лоре 2024: Лори будут отмечать 13 или 14 января? Знайте точную дату и религиозное значение» . ТаймсСейчас . 14 декабря 2023 г. Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Ахуджа, РЛ (1983). Махараджа Ранджит Сингх, человек судьбы. Индия: Кооператив пенджабских писателей. Общество. [2]
- ^ Сури, SL (1961). ч.1–5.Хроника правления махараджи Ранджита Сингха, 1831–1839 гг. н.э. Индия: С. Чанд. [3]
- ^ Сури, SL (1961). пункты 1–3. Хроники правления махараджи Кхарака Сингха, Канвара Нау Нихала Сингха, махараджи Шер Сингха и махараджи Далипа Сингха, 1839–1845 гг. Н.э. Индия: С. Чанд.
- ^ «Трибьюн... Наука Трибьюн» . Проверено 12 января 2017 г.
- ↑ Разгул на фестивале Tribune: Амарджот Каур, 10 января 2015 г.
- ^ Празднуем с Робин Гудом из Пенджаба и всеми его друзьями! Nottingham Post, 13 января 2014 г. [4] Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Как прекрасен мир» . Индус . 7 января 2013 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Hindustan Times, 12 января 2013 г.
- ^ «Карманы Пенджаба разогреваются в ожидании костров Лори – Times of India» . Таймс оф Индия . 11 января 2015 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Торжества, Том 4, (2002) World Book]
- ^ Что такое Лори? Почему его празднуют? , Сомья Аброл, India Today (13 января 2017 г.)
- ^ «Телеграф – Калькутта: Мнение» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2004 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ RC Догра, Гобинд Сингх Мансухани (1995) Энциклопедия сикхской религии и культуры [5]
- ^ Перейти обратно: а б с Кайлаш Пури; Элеонора Несбитт (2013). Бассейн жизни: автобиография пенджабской агонизирующей тети . Сассекс Академик Пресс. стр. 34–35. ISBN 978-1-78284-067-1 .
- ^ «Происхождение Лори» . Общество слияния фестивалей в Индии.
- ^ «Каково значение Лори и почему мы жжем на Лори огонь?» . Бизнес-инсайдер . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ «Счастливого Лори 2022: дата, происхождение и значение Праздника урожая» . Новости18 . 13 января 2022 г. Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Счастливого Лори 2022: значение, деликатесы и пожелания к фестивалю» . Маниконтроль . 13 января 2022 г. Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сундар мундарье хо, автор: ISBN B1-7856-043-7 Фонда Ассы Сингха Гумана Вариса Шаха
- ^ «НДТВ 06 12 14» . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «Индийская благодарность - NDTV Food» . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Альбала, Кен (2011) Энциклопедия пищевых культур мировой энциклопедии. ABC-CLIO
- ^ Синклер, Тоби (1994) Индия.Одиссея
- ^ Индийский упаковщик продуктов питания, том 49 (1995)
- ^ «Страница Лори» . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Сундар Мундарье Хо, Фонд Ассы Сингха Бхумана Вариса Шаха ISBN 81-7856-043-7
- ^ Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-082-8 .
- ^ Правительственный портал Джамму Кашмира
- ^ «Лори, озаренный праздничным настроением – Times of India» . Таймс оф Индия . 14 января 2015 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ↑ ФирозБахт Ахмед Декан Вестник, 18 января 2010 г.
- ^ Нидхин Сингхи «Веселость Лори согревает всех» Times of India, 13 января 2012 г.
- ^ Материалы - Историческая конференция Пенджаба (2000)
- ^ Джйотишвар Патик, Диван Чанд Шарма (1980) Культурное наследие догра. Страница 106 «Говорят, что праздник Лори отмечается со времен Великих Моголов, когда ведьма создала тиранию и ужас на границе Джамму-Пенджаба недалеко от района Сиалкот». Издательство Light & Life [6]
- ^ «ЛОХРИ: ФЕСТИВАЛЬ КОСТРОВ – Индийская панорама» . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Лори Эй Рей» . 13 января 2016 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Доктор Джитендра организует совместное празднование фестивалей «Лохри» и «Биху» – Scoop News Джамму Кашмир» . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Даниял, Шоаиб (13 января 2016 г.). «Легенды Лори: рассказ об Абдулле Хане Дулле Бхатти, пенджабце, который возглавил восстание против Акбара» . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ «Песня Дхуллы Бхатти» .
- ^ Коллинз, Эйс (2010). Истории великих традиций Рождества . Зондерван. п. 191. ИСБН 9780310873884 .
- ^ «История Хогманай» . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Спенс, Льюис (1 января 1999 г.). Магические искусства в кельтской Британии . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-40447-9 .