Дулла Бхатти
Дулла Бхатти | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 26 марта 1599 г. | (51 год)
Другие имена | Сын Пенджаба Робин Гуд из Пенджаба |
Известный | Восстание и борьба против централизованной схемы доходов от земли императора Великих Моголов Акбара (лагаан) |
Заголовок | Рай |
Эта статья является частью серии |
Пенджабский фольклор Пенджабский фольклор |
---|
![]() |
Рай Абдулла Хан Бхатти ( ок. 23 июля 1547 - 26 марта 1599 ) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] широко известный под своим пенджабским прозвищем Дулла или Дулла Бхатти — пенджабский народный герой , который возглавил восстание против правления Великих Моголов во время правления императора Акбара . [ 4 ] Он полностью отсутствует в письменной истории того времени, и единственным свидетельством его существования являются пенджабские народные песни. [ 5 ]
Деяния Бхатти описаны в фольклоре и приняли форму социального бандитизма . По словам Ишвара Даяла Гаура, хотя он был «законодателем моды в крестьянском восстании в средневековом Пенджабе», он остается «на периферии историографии Пенджаба». [ 6 ] [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Абдулла Бхатти был пенджабским мусульманином из племени Бхатти . [ 8 ] [ 4 ] Абдулла Бхатти жил в Пинди Бхаттиане в Пенджабе . [ 9 ] и происходил из семьи потомственных местных сельских вождей сословия заминдар . И его отец Фарид, и его дед, которых звали по-разному Биджли или Сандал, [ а ] [ 7 ] были казнены за противодействие новой централизованной схеме сбора земельных доходов, навязанной императором Великих Моголов Акбаром . Дулла родился у Ладхи через четыре месяца после смерти его отца. [ 11 ] [ 7 ]
сын Акбара, Шейху (позже известный как Джахангир По совпадению, в тот же день родился ). Посоветовав придворным, что будущая храбрость и успех Шейху будут обеспечены, если ребенка будет кормить женщина, у которой в тот же день родился собственный сын (которым оказался Дхулла Бхатти), Акбар возложил эту ответственность на Ладхи, несмотря на ее связь с мужчиной. который восстал против трона Великих Моголов. Это решение, похоже, имеет под собой реальную политику : Акбар понимал, что Ладхи был обижен, что Бхатти может стать третьим поколением повстанцев и что королевская благосклонность Акбара может компенсировать это. [ 12 ]
Частью королевского покровительства было то, что Бхатти посещал школу. Хотя в то время, не зная о судьбе своих предков, он отказался принять ограничения, призванные превратить его в добропорядочного гражданина, и возражал против того, чтобы быть частью истеблишмента, созданного для создания элиты. Вместо этого он ушел, чтобы заняться ребяческими проказами. [ 12 ]

Случайное замечание привело к тому, что Ладхи пришлось объяснять сыну судьбу Фарида и Биджли. Гаур говорит, что это привело к тому, что его общий антиавторитарный, бунтарский характер «кристаллизовался» с режимом Акбара в качестве своей цели, хотя и не как средство мести конкретно за смерть его родственников, а в более широком смысле жертв, принесенных сельскими жителями. люди вообще. Бхатти видел в этом, говорит Гаур, «крестьянскую классовую войну». [ 13 ]
Бандитизм
[ редактировать ]Классовая война Бхатти приняла форму социального бандитизма, отбирая у богатых и раздавая бедным. [ 14 ] [ б ] Фольклор дал ему легендарный статус за предотвращение похищения и продажи девочек в рабство. Он устроил для них браки и предоставил им приданое . [ 16 ]
Его усилия, возможно, повлияли на решение Акбара умиротворить Гуру Арджана Дев Джи, а через влияние Гуру Арджана Дев Джи на жителей Бари Доаба, освободив этот район от требования предоставлять доходы от земли. [ 14 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Конец для Бхатти наступил в 1599 году, когда его повесили в Лахоре. Акбар надеялся показать ему пример во время публичной казни, ожидая, что тот будет дрожать от страха, но Бхатти упорно сопротивлялся до конца. Шах Хусейн, современный суфийский поэт, написавший о нем, записал его последние слова так: «Ни один благородный сын Пенджаба никогда не продаст землю Пенджаба». [ 17 ] [ 18 ]

фрагменты варов ( средневековых стихов, положенных на музыку) о Дулле Бхатти. До наших дней сохранились [ 19 ] и дхади Выступления, рассказывающие о его подвигах, стали менее распространенными. [ 20 ]
Память о Бхатти как спасителе пенджабских девочек по сей день вспоминается на ежегодных празднованиях Лори в регионе, хотя эти празднования также включают в себя множество других символических направлений. [ 21 ] Песня «Сундри-Мундри» исполняется во время торжеств и является данью ему уважения. [ 17 ] Среди значительной современной литературы, вдохновленной этой жизнью, - «Тахт-э-Лахор» , пьеса 1973 года, написанная Наджамом Хусейном Саедом . [ 22 ] Роман, основанный на жизни Дуллы Бхатти, был написан Балдевом Сингхом Садакнамой .
ряд фильмов на индийском языке пенджаби О его жизни снят , в том числе - «Дулла Бхатти» (1966) Балдева Р. Джингана, «Дулла Бхатти» (1998) Памми Вариндера, «Дулла Бхатти» (2016) Минара Малхотры. [ 23 ] пакистанский фильм «Дулла Бхатти» Также был снят (1956).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ В анализе регионального фольклора Суриндер Сингх дедушку Бхатти называет Сандалом и предполагает возможность, учитывая влияние, которое он имел в регионе, что район Сандал-Бар назван в его честь. [ 10 ]
- ^ Социальный бандит — это концепция, разработанная Эриком Хобсбаумом и определяемая как «крестьяне-преступники, которых лорд и государство считают преступниками, но которые остаются в крестьянском обществе и рассматриваются своим народом как герои, как чемпионы». [ 15 ]
Цитаты
- ^ «Дулла Бхатти: Робинхуд из Пенджаба, центральная часть всех песен Лори, был публично повешен Акбаром, чтобы подать пример - читайте историю полностью» . Зи Новости . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ « Дулла Бхатти Уолла Хо!» В память о народном герое Пенджаба Рае Абдулле Бхатти, душе Лори» . theлогическийindian.com . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Даниял, Шоаиб (13 января 2016 г.). «Легенды Лори: рассказ об Абдулле Хане Дулле Бхатти, пенджабце, который возглавил восстание против Акбара» . Прокрутка.в . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Даниял, Шоаиб. «Легенды Лори: рассказ об Абдулле Хане Дулле Бхатти, пенджабце, который возглавил восстание против Акбара» . Прокрутка.в . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Суриндер Сингх; ИД Гаур (2008). Популярная литература и домодернистские общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 89–90. ISBN 978-81-317-1358-7 .
- ^ Гаур (2008) , стр. 27, 37, 38
- ^ Jump up to: а б с Муштак Суфи (13 июня 2014 г.). «Заметки о Пенджабе: Бар: забытая слава Пенджаба» . Заря (газета) . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Даял, Ишвар (2008). Мученик как Жених: народное представление Бхагата Сингха . Гимн Пресс. п. 37. ИСБН 9788190583503 . Получено 13 января.
мусульманин-раджпут Дулла Бхатти, сын местного заминдара
- ^ Ахсан (1996) , с. 120
- ^ Сингх (2008) , с. 106
- ^ Гаур (2008) , стр. 34, 37
- ^ Jump up to: а б Гаур (2008) , с. 35
- ^ Гаур (2008) , стр. 35–36
- ^ Jump up to: а б Гаур (2008) , с. 36
- ^ Хобсбаум (2010) , с. 13.
- ^ Purewal (2010) , с. 83
- ^ Jump up to: а б Гаур (2008) , с. 37
- ^ Эйрес (2009) , с. 76
- ^ Сингх (1997) , с. 448
- ^ Ниджхаван (2004) , с. 267
- ^ Purewal (2010) , с. 83
- ^ ван Эрвен (1992) , с. 174
- ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино. ISBN 9780851706696 . Проверено 12 августа 2012 г.
Библиография
- Ахсан, Айтзаз (1996), Сага об Инде и создание Пакистана (2-е изд.), Oxford University Press, стр. 120, ISBN 9780195776935
- Эйрес, Алисса (2009), Говоря как государство: язык и национализм в Пакистане , Cambridge University Press, ISBN 9780521519311
- Гаур, Ишвар Даял (2008), Мученик как Жених: Народное представление Бхагата Сингха , Anthem Press, ISBN 9788190583503
- ван Эрвен, Юджин (1992), Игривая революция: театр и освобождение в Азии , Indiana University Press, ISBN 9780253112880
- Хобсбаум, Эрик (2010) [1969], Бандиты , Hachette UK, ISBN 978-0-297-86531-5 , получено 4 февраля 2014 г.
- Ниджхаван, Майкл (2004), «Переходы в общественной сфере: Дхади в начале двадцатого века», в Мутукумарасвами, доктор медицины; Каушал, Молли (ред.), Фольклор, общественная сфера и гражданское общество , Национальный центр поддержки фольклора (Индия), ISBN 9788190148146
- Пюревал, Навтей К. (2010), Предпочтение сына: выбор пола, гендер и культура в Южной Азии , Берг, ISBN 9781845204686
- Сингх, Харбхаджан (1997), «Средневековая пенджабская литература», в Паникер, К. Айяппа (редактор), Средневековая индийская литература , том. 1, Академия Сахитья, ISBN 9788126003655
- Сингх, Суриндер (2008), «Могольское центральное местное сопротивление в Северо-Западной Индии: исследование баллады о Дулле Бхатти» , в Сингхе, Суриндер; Гаур, Ишвар Даял (ред.), Популярная литература и досовременные общества в Южной Азии , Pearson Education India, ISBN 9788131713587