धादी (музыка)

Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Дхади ( панджаби : ਢਾਡੀ ( Гурмухи ) , Дхади), также пишется как Дхадхи , — тот, кто поет баллады, используя Дхадд. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и Саранги , [ 4 ] народные инструменты Пенджаба . Согласно » Кан Сингха Набхи, дхадхи « Махан Кошу как определяется «Тот, кто поет баллады о воинах, играющих дхадд ». [ 1 ] [ 3 ] Дхади представляют собой отдельную группу исполнителей, возникшую во времена сикхских гуру . [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Слово Дхади можно перевести на английский как менестрель или бард . Это слово несколько раз используется в сикхском религиозном тексте « Гуру Грантх Сахиб » в значении смирения. В своих сочинениях Гуру Нанак Дев Джи называл себя Дхадхи Бога. [ 5 ] [ 6 ] Это слово также встречается в трудах третьего, четвертого и пятого Гуру и Бхагата Намдева . [ 5 ]
Дхади относится как к жанру пенджабской музыки, так и к исполнителям, которые его исполняют: отчетливо составленный ансамбль певцов баллад. После краткого описания долгой, но туманной истории этого искусства, эта статья реконструирует его более точную и недавнюю историю, насколько ее можно почерпнуть из устных рассказов ныне живущих исполнителей дхади. На основе записей — одних из самых ранних в пенджабской индустрии — и воспоминаний пожилых зрителей, представлена картина жанра дхади в период его расцвета в начале 20 века. В центре внимания дхади, исполнявшие популярные баллады; Описаны их выдающиеся личности, географическое распространение, композиционные формы, сюжетная тематика, манера исполнения и другие стороны жанра. Завершают статью биографические очерки двух современных дхади и подборка текстов сочинений дхади.
История
[ редактировать ]
Поскольку это слово используется сикхскими гуру, становится ясно, что история Дхадиса насчитывает сотни лет. [ 5 ] Шестой сикхский гуру , Гуру Харгобинд, поощрял и продвигал искусство дхади и преобразовал традицию из восхваления землевладельцев или правителей в восхваление истинного Бога. [ 5 ] Дхади в основном возникли во времена шестого сикхского мастера Гуру Харгобинда , который учредил высший сикхский суд Акал Тахт и учредил дхадхи для пения ранее сочиненного Гурбани из Гуру Грантха Сахиба . [ 6 ] [ 7 ] Позже репертуар современного Дхади расширился и включил в себя героические баллады, известные как Ваарс . [ 5 ]
только представители низшей касты, то есть мираси В ту эпоху пели , поскольку эта профессия не считалась благородной или респектабельной для высших классов/каст. Хотя Мираси были мусульманами , Дхади не ограничивались определенной религиозной принадлежностью. [ 6 ] Гуру Харгобинд Сахиб воспитывал дхади и совершенствовал их репертуар. [ 2 ] [ 4 ] [ 8 ] Наряду с пением Гурбани , их песни повествуют о героизме и доблести и использовались для развлечения, а также для наполнения армии духом воина. [ 2 ] [ 6 ] Два дхади того возраста, Бхай Натха и Бхаи Абдулла, [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] до сих пор вспоминают с уважением. Бхаи Абдулла был одаренным поэтом и пел свои собственные сочинения при дворе Гуру. [ 2 ] [ 6 ]

В этот период популярность традиции Дхади быстро возросла. [ 10 ] Дхади обычно выступают группами по три человека, где героические баллады исполняются музыкально, но «перемежаются скандированием повествований». [ 10 ] Общий тон выступления дхади имеет тенденцию быть очень напряженным и полным эмоций. [ 10 ] Однако источником гимнов, которые они поют, не являются священные литературные произведения, поэтому музыкальные выступления дхади не классифицируются как «сикхский шабад-киртан», но они по-прежнему составляют жизненно важную и важную часть сикхского музыкознания. [ 10 ] Еще одно различие между исполнителями дхади и другими сикхскими музыкальными традициями заключается в том, что дхади выступают стоя, в то время как другие типы сикхских музыкантов выступают сидя. [ 10 ]
धादी जाता
[ редактировать ]
Дхади Джатха (ਢਾਡੀ-ਜੱਥਾ: Джатха означает «команда» или группа) — это ансамбль или группа Дхади, которая обычно состоит из трех или четырех Дхади: одного мастера/игрока Саранги , двух игроков дхаддов и одного, рассказывающего историю посредством лекции. . [ 5 ] Певцы поют по одному или вместе, как хор, в зависимости от текста.
Дхади сегодня являются неотъемлемой частью сикхской и пенджабской музыки . [ 6 ] Традиция расширила свой репертуар, включив религиозные композиции, героические баллады, фольклор , народные любовные истории, исторические, романтические и другие виды народных песен. [ 5 ] [ 6 ] Обычно Джатхи известны по имени лидера; например, Дхади Джатха из Нирмала Сингха Нура.
Популярные группы Дхади Джатха
- Дхади Джатха Джасвант Сингх Таан
- Мастер Саранги Карам Сингх
- Дхади Калдип Сингх
- Дхади Лашкар Сингх
- Покойный Дади Сохан Сингх Ситал
- Покойный Дхади Пьяра Сингх Панчи
- Покойный Дади Пал Сингх Панчи
- Дади Дайя Сингх Дилбар
- Дхади Кулджит Сингх Дилбар - сын Дайи Сингха Дилбара
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Набха, Кан Сингх (1930). Гур Шабад Ратнакар Махан Кош (первое изд.). Амритсар : Бхаи Чатар Сингх, Дживан Сингх (позже изд.).
- ^ Jump up to: а б с д и Хардиал Тухи (2008). Пенджабский Лок Дхади Кала . Unistar Books Pvt. ООО ISBN 9788171424849 .
- ^ Jump up to: а б « Дхадхи добавляет изюминку избирательной кампании» . Новости на английском языке . Басси Патхана . Трибуна . 5 января 2012 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Ниджхаван (2006). Дхади Дарбар . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 286. ИСБН 9780195679670 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Важность традиции Дхади» . www.esikhs.com . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «ДХАДХИ» . www.sikh-heritage.co.uk . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ «ДХАД» . www.chandrakantha.com. Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бхаура, Ашок (1991). Пенджаб Де Дхади . Оригинал из Калифорнийского университета. п. 80.
- ^ «О Джани Сант Сингх Парас» . www.gianisantsinghparas.com. Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 16 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Каур, Индерджит Н. (2011). «Сикх Шабад Киртан и Гурмат Сангит: что в названии?» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 18 (1–2). Калифорнийский университет, Санта-Крус: 251–278 – через ebscohost.